33569

Сущность, признаки и природа государства

Доклад

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Сущность признаки и природа государства Понятие сущность и природа возникновения государства. Сущность государства категория раскрывающая то кем и в чьих интересах осуществляется государственная власть. Природа государства и государственного управления заключается в том что государство возникает на основе общественных потребностей которые обусловлены потребностями людей: физическими социальными интеллектуальнодуховными. Функции государства.

Русский

2013-09-06

49.5 KB

56 чел.

17.   Сущность, признаки и природа государства

Понятие, сущность и природа возникновения государства.

Государство - это особая организация публичной политической власти, располагающая аппаратом принуждения и управления и которая, представляя общество, осуществляет руководство этим обществом и обеспечивает его целостность в пределах определённой территории.

Сущность государства — категория, раскрывающая то, кем и в чьих интересах осуществляется государственная власть.

Природа государства и государственного управления заключается в том, что государство возникает на основе общественных потребностей, которые обусловлены потребностями людей: физическими, социальными, интеллектуально-духовными.

Государство исторически есть продукт самоорганизации людей.

Функции государства.

-это основные направления деятельности государства по решению задач, стоящих пред ним на том или ином историческом тапе.

1. по сферам госдеятельности:

Внешние (оборона страны, международные отношения в разных сферах)

Внутренние экономическая, социальная (обеспечить минимум соц справедливости), экологическая, политическая, идеологическая, культурная и т.д.)

2. по продолжительности действия:

Постоянные (оборона)

Временные (борьба со стихийным бедствием)

3. по соц значимости

Неосновные

Основные (оборона)

4. по формам осуществления функций:

Законотворческие/законодательные

Управленческие

Судебные.

Признаки государства.

Территория

Государство находится в устойчивых правовых связях с населением, проживающим на данной территории посредством института гражданства

Государство является официальным представителем всего общества, глава государства выступает как представитель народа

Призвано выполнять общесоциальные функции (защищать граждан, лечить, учить, создавать благоприятные условия для жизни)

Имеет право – систему норм, санкционированных государством; государство имеет монополию на правотворчество

Обладает суверенитетом, а значит, способность проводить независимую внутреннюю и внешнюю политику.

Имеет публичную власть

Имеет госаппарат власти и управления – это система госорганов и должностных лиц

Имеет право и возможность принуждения

Обладает вооруженными и специализированными силами – гарант целостности и безопасности

Имеет систему правосудия: конституционный, арбитражный, уголовный и гражданский суд

Имеет средства для содержания государственного аппарата и проведения независимой политики (госсобственность, госбюджет, валютные запасы, система налогов)

Применяет систему налогов

Имеет административно-территориальное деление

Имеет свои символы: герб, гимн, флаг, а также памятные исторические даты.

Типы государств: формы правления, формы государственного устройства, государственный режим.

Форма правления – это организация верховной власти государства, порядок образования её органов и их взаимоотношение между собой и с населением.

  1.  Монархия при такой форме правления вся высшая законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежат монарху.

Абсолютная монархия – вся власть (Оман, Ватикан, Саудовская Аравия

Ограниченная монархия, иногда их называют парламентскими или конституционными. К ограниченным монархиям относятся Испания, Швеция, Япония, которые еще можно назвать конституционными монархиями. К парламентским монархиям можно отнести Англию.

Дуалистическая монархия - это такая форма правления, когда монарх - глава государства сам формирует правительство и назначает премьер-министра.

Теократическая монархия - это такая форма правления, когда абсолютная власть религиозного лидера сливается с государственной властью. Религиозный лидер есть одновременно и главой государства. Например, Ватикан, Тибет.

Сословно-представительная монархия характеризуется тем, что рядом с монархом - главой государства существует какой-нибудь совещательный представительный орган определенных классов или всего населения. К таким государствам можно отнести Россию до 1917 г., Польшу в XVII- XVIII столетиях.

  1.   Республика – глава государства является выборным и сменяемым, его власть считается производной от представительного органа или избирателей.

Парламентарные республики (президент избирается парламентом, парламент выбирается народом, президент формально подписывает законы, не несёт политической функции. Германия, Италия.

Президентский республики (президент избирается либо народом, либо коллегией, он – глава исполнительной власти – США, Мексика, Ирак.

Смешанная республика (президент - глава государства избирается народом, так как и парламент. В такой республике правительство избирается (назначается) парламентом по рекомендации президента. Правительство подотчетное одновременно президенту и парламенту. Президент не возглавляет правительство и не несет юридической ответственности за его деятельность. Например, Франция, Финляндия, Российская Федерация).

Форма государственного устройства определяет принципы национально-территориальной организации государства и взаимоотношений центральных органов власти с региональными.

Унитарное государство характеризуется единством конституции и единством системы высших органов государственной власти, высокой степенью централизации управления всех административно-территориальных единиц при отсутствии у них политической самостоятельности Финляндию, Францию, Японию. Такой была и Российская империя до 1918 года. В настоящее время в нескольких унитарных государствах — Великобритании, Испании, Италии, Дании, Финляндии — существует административная автономия для отдельных территорий. Так, в составе Великобритании ограниченной автономией располагают Шотландия и Северная Ирландия. 

Федерация предполагает иной тип внутренних связей, объединяя несколько государств или территорий (субъектов) в единое союзное государство при сохранении у каждого из них юридической и некоторой политической самостоятельности. Показателем известной суверенности каждого члена федерации является наличие у них собственной конституции, законодательства, органов представительной и исполнительной власти, а в некоторых случаях и гражданства, флага, герба, гимна.

Конфедерация представляет собой постоянный союз суверенных государств, образованный с определенной целью, чаще всего внешнеполитической. Субъекты конфедерации обладают высокой степенью суверенитета при ограниченных правах конфедеративного центра. В 1861—1865 годах существовали Конфедеративные Штаты Америки.

Политический режим – формы и методы государственного управления, динамика реализации госвласти.

Демократический режим – в таких государствах реально существуют: плюрализм экономики, идеологии, политики; разделение власти; реальное равноправие; сила общественного мнения; институты гражданского общества и местное самоуправление.

Полудемократический режим – провозглашены «демоинституты», но формально.

Авторитарный режим – ограничен политвыбор, доминирует исполнительная власть.

Тоталитарный режим – существует монизм экономики, идеологии, политики – однопартийность, глава государства=вождь, неравноправие граждан. Государство вмешивается во все сферы жизни человека и общества. Тоталитаризм основывается на официальной религии или на официальной идеологии, характеризуется крайним центризмом.

Деспотический режим характеризуется полным бесправием подданных, жестоким подавлением любого возмущения, как правило, опирается на религию, он характерен для абсолютной монархии, воля деспота проявляется как самовластие и самодурство. Тирания как разновидность деспотизма представляет собой угнетение завоёванных народов.

Анархию можно определить как отсутствие политического режима, безвластие. Такое состояние возможно, как правило, в течение непродолжительного времени, при упадке государства и катастрофическом снижении роли государственной власти или противостоянии политических сил, претендующих на её осуществление, такое состояние характерно для периода больших потрясений (революций, гражданских войн, оккупации).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

26029. Поступления на государственную гражданскую службу 45.5 KB
  21 Одним из принципов государственной гражданской службы является равный доступ граждан владеющих государственным языком Российской Федерации к гражданской службе и равные условия ее прохождения независимо от пола расы национальности происхождения имущественного и должностного положения места жительства отношения к религии убеждений принадлежности к общественным объединениям а также от других обстоятельств не связанных с профессиональными и деловыми качествами гражданского служащего. На гражданскую службу вправе поступать граждане...
26030. Должности государственной гражданской службы, их группы и категории 60 KB
  Должности государственной гражданской службы их группы и категории. Должности федеральной государственной гражданской службы учреждаются федеральным законом или указом Президента Российской Федерации в целях обеспечения исполнения полномочий государственного органа либо лица замещающего государственную должность. статьи 89 должности государственной гражданской службы подразделяются на четыре категории и пять групп. Должности государственной гражданской службы подразделяются на следующие группы: высшие должности; главные должности; ведущие...
26031. Служебный контракт на государственной гражданской службе: понятие, содержание и значение 66 KB
  Согласно статьи 23 Служебный контракт соглашение между представителем нанимателя и гражданином поступающим на гражданскую службу или гражданским служащим о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы. Представитель нанимателя обязуется предоставить гражданину поступающему на гражданскую службу возможность прохождения гражданской службы а также предоставить указанному гражданину или гражданскому служащему возможность замещения определенной должности гражданской службы обеспечить им прохождение гражданской...
26032. Должностной регламент государственного гражданского служащего 51 KB
  В должностной регламент включаются: 1 квалификационные требования к уровню и характеру знаний и навыков предъявляемые к гражданскому служащему замещающему соответствующую должность гражданской службы а также к образованию стажу гражданской службы государственной службы иных видов или стажу опыту работы по специальности; 2 должностные обязанности права и ответственность гражданского служащего за неисполнение ненадлежащее исполнение должностных обязанностей в соответствии с административным регламентом государственного органа...
26033. Права и обязанности гражданского служащего 55 KB
  № 79ФЗ О государственной гражданской службе Российской Федерации иными нормативными правовыми актами РФ и условиями служебного контракта; получение в установленном порядке информации и материалов необходимых для исполнения должностных обязанностей а также на внесение предложений о совершенствовании деятельности государственного органа; доступ в установленном порядке к сведениям составляющим государственную тайну необходимым для исполнения должностных обязанностей; доступ в установленном порядке в связи с исполнением должностных...
26034. Запреты и ограничения, связанные с государственной гражданской службой. Общие принципы служебного поведения государственных служащих 72.5 KB
  2004 № 79ФЗ О государственной гражданской службе Российской Федерации. Порядок прохождения диспансеризации перечень таких заболеваний и форма заключения медицинского учреждения устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; 5 близкого родства или свойства родители супруги дети братья сестры а также братья сестры родители и дети супругов с гражданским служащим если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью ...
26035. Понятие и признаки государственной службы 46.5 KB
  Противодействие коррупции на государственной и муниципальной службе.2008 О противодействии коррупции под коррупцией понимается злоупотребление служебным положением дача взятки получение взятки злоупотребление полномочиями коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег ценностей иного имущества или услуг имущественного характера иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо...
26036. Виды государственной службы 62.5 KB
  Военная служба и правоохранительная служба являются видами федеральной государственной службы. Путем внесения изменений и дополнений в Федеральный закон О системе государственной службы Российской Федерации могут быть установлены и другие виды федеральной государственной службы. правовое регулирование и организация федеральной государственной службы находятся в ведении Российской Федерации п.
26037. Принципы государственной службы 33.5 KB
  Основные принципы построения и функционирования системы государственной службы 1. Основными принципами построения и функционирования системы государственной службы являются: федерализм обеспечивающий единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации далее государственные органы; законность; приоритет прав и свобод человека и гражданина их непосредственное...