33581

Административная реформа в Российской Федерации

Доклад

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Административная реформа процесс совершенствования механизма государственного управления и общественных отношений в сфере государственного управления; действия государственной власти направленные на качественное и количественное преобразование государственной службы а также отношений между различными органами. Первый вариант начать реформу с определения избыточных госфункций а после этого приступить к реформированию структуры органов власти. Второй вариант наоборот сначала реформировать структуру органов власти а затем уже снижать...

Русский

2013-09-06

46.5 KB

37 чел.

29 . Административная реформа в Российской Федерации Административные реформы - отражение гло6альной тенденции изменения, переосмысления сущности и роли государственного управления в обществе в канун 21 тысячелетия.

Административная реформа – процесс совершенствования механизма государственного управления и общественных отношений в сфере государственного управления; действия государственной власти, направленные на  качественное и количественное преобразование государственной службы, а также отношений между различными органами.    

Существует несколько вариантов проведения реформы. Первый вариант – начать реформу с определения избыточных госфункций, а после этого приступить к реформированию структуры органов власти. Второй вариант – наоборот, сначала реформировать структуру органов власти, а затем уже снижать госфункции. Третий вариант – предполагает одновременно реформировать структуру органов государственной власти и снижать количество госфункций.

Целями административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2008 годах являются:

  1.  повышение качества и доступности государственных услуг;
  2.  ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного государственного регулирования;
  3.  повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти.

Для достижения этих целей необходимо решение следующих задач:

  •  внедрение в органах исполнительной власти принципов и процедур управления по результатам;
    •  разработка и внедрение стандартов государственных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти, а также административных регламентов в органах исполнительной власти;
    •  оптимизация функционирования органов исполнительной власти и введение механизмов противодействия коррупции в сферах деятельности органов исполнительной власти;
    •  повышение эффективности взаимодействия органов исполнительной власти и гражданского общества, а также повышение прозрачности деятельности органов исполнительной власти;
    •  модернизация системы информационного обеспечения органов исполнительной власти;
    •  формирование необходимого организационного, информационного, ресурсного и кадрового обеспечения административной реформы, совершенствование механизмов распространения успешного опыта государственного управления.

В 2003 - 2005 годах были приняты важные решения по реализации административной реформы в Российской Федерации, а, именно, издан Указ Президента РРФ от 23 июля 2003 г. N 824 "О мерах по проведению административной реформы в 2003 - 2004 годах".

Суть административной реформы - это переход к эффективному государственному управлению, которое необходимо для построения правового социального государства.

Cхема перехода к социально ориентированному наукоемкому государственному управлению:

. от работы по процессу - к работе по целям и результатам;

. от жесткой иерархии к горизонтальной координации;

. от отчетов "начальнику" к подотчетности "клиенту";

. от узкой специализации к многопрофильной подготовке государственных служащих.

Приоритетные направления административной реформы:

  1.  Переориентирование государственного управления на потребителя
  2.  Децентрализация и деконцентрация организации исполнительной власти, означающие передачу определенных функций и полномочий на низовые уровни управления, местному самоуправлению и создание автономных организационных структур, обладающих финансовой самостоятельностью и всей полнотой ответственности
  3.  Развитие главных ресурсов государственного управления, человеческого и информационного; создание информационно-аналитических, прогностических обучающих центров по развитию человеческих ресурсов
  4.  ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного государственного регулирования;
  5.  исключение дублирования функций и полномочий федеральных органов исполнительной власти;
  6.  развитие системы саморегулирования организаций в области экономики;
  7.  организационное разделение функций, касающихся  регулирования экономической деятельности, надзора и контроля, управления государственным имуществом и предоставления государственными организациями услуг гражданам и юридическим лицам;
  8.  завершение процесса разграничения полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъекта РФ, оптимизация деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.
  9.   Улучшение управления финансами и бюджетом (внедрение финансового контроля БОР).
  10.  Качественное преобразование механизма прямой и обратной связи с населением, проведение мониторинговых исследований.
  11.  оптимизация функций и задач, объемов и границ государственной службы;
  12.  укрепление организационно-правовых основ государственной службы;
  13.  демократизация государственной службы как социального, правового и организационно-управленческого института;
  14.  удешевление и сокращение административного аппарата;
  15.  этизация, повышение внимания к культурным и морально-этическим аспектам государственной службы.

Обеспечение системного единства по вертикали и горизонтали.

Система государственной власти основывается на принципе разделения властей, традиционно представленных законодательной, исполнительной и судебной ветвями. Принцип разделения государственной власти не противоречит её единству. Он отрицает единовластие. Единство власти предполагает согласованное и деловое сотрудничество всех ветвей власти, недопущение сосредоточения всей полноты власти в какой-либо из них. В этом проявляется взаимодействие разделённых ветвей единой власти.

В условиях РФ единство государственной власти законодательно закрепляется на федеральном уровне (между федеральными органами законодательной, исполнительной и судебной власти), на уровне субъектов федерации (между его органами власти), во взаимоотношениях органов власти федерации и её субъектов. Для обеспечения единства государственной власти принципиальное значение имеют конституционные основы её закрепления:

  •   верховенство Конституции РФ во всём правовом пространстве России;
  •   закрепление исключительных предметов ведения и полномочий РФ и её субъектов, а также закрепление единой системы исполнительной власти в РФ по предметам совместного ведения РФ.

К числу конституционных положений, способных обеспечить демократическое единство России, следует отнести однозначное закрепление в конституциях республик РФ факта их нахождения в составе РФ. К этому следует добавить отсутствие в конституциях республик норм, которые закрепляли бы возможность одностороннего их выхода из состава РФ.

3арубежный опыт организации административных реформ.

Исследование перспектив развития административной реформы в России соотносится с контекстом трансформации российской действительности и опытом организации административных реформ в развитых станах.

3начительный интерес для подготовки административной реформы организации государственной службы представляет опыт проведения подобных реформ в Великобритании: реформы Ч.Тревельяна _ С.Норкота конца 19 века и реформы Фултона 1970-х годов. Связанные с острым финансовым кризисом и критикой неэффективности государственного управления, эти реформы обогатили теорию и практику использованием методологии комплексного анализа общих целей, поставленных перед государственным управлением и техники баланса основных. Подходов к организации: карьерного и контрактного, "дженералистов" и "специалистов". Ученые Великобритании: Э.Баркер, Д. Коул, П. Чекланд, Р. Роуз, Э. Берч, М. Оукшотт разработали идеальные концепции -"целевую" и "гражданскую", систему "мягкого мышления" в государственном управлении, принципы организационной кибернетики.

Анализ проведения административных реформ в России и развитых странах мира выявляет существенные различия по целям, масштабам, глубине, характеру преобразований, результативности, использованию ресурсной базы, исторических традиций, стратегии и тактике инициирующих реформы социальных субъектов.

Выделяя наиболее существенное, административные реформы можно подразделить:

-Эмерджентно-преобразующие государственную организационную систему. Это коренные преобразования структур и механизмов деятельности в государственном управлении.

-Модернизирующие социально-организационную систему. Они проводятся в рамках стабильно развивающейся общественной системы как совершенствование государственного управления в целом или его подсистем и отдельных компонентов.

В России необходима и проводится в настоящее время административная реформа, эмерджентно-прео6разующая государственную организационную систему.

3арубежный опыт свидетельствует о том что концепция «отзывчивости» государственного аппарата к мнениям, оценкам и наказам рядовых граждан, воплощается в Хартиях клиента государственной службы, принятых в 90-х годах в ряде развитых стран в декларации и Программе социального развития 1995 года, подписанной главами ведущих государств мира. В этих странах разработана и действует теория и технологии «государственного менеджмента».

Опыт разработки теории«государственного менеджмента» на практике свидетельствует о том, что, необходимо привлекать для государственного управления достижения менеджмента.

В реальной практике государственного управления действуют патологические антисоциальные тенденции:

-коррупции,

-бюрократизации,

-стагнации организационных процессов;

-ослабления всех видов контроля;

-«инфляции законов» и другие, приводящие к патологиям и грозящие ослаблением системы государственного управления и мета-системы - российского общества, которую она организует.

Выполняя социальный заказ по повышению эффективности государственного управления в России, управляющие субъекты в

ходе административных реформ должны четко определить

стратегические цели реформ, определить точки бифуркации управляющего воздействия на организационные и самоорганизационные процессы внутри государственного управления.