33586

Конфликт в организации. Процесс конфликта в организации. Разрешение конфликта в организации

Доклад

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Процесс конфликта в организации. Разрешение конфликта в организации. Разрешение конфликта: силой выигрыш – проигрыш через сотрудничество через компромисс уход от конфликта войти в положение другой стороны. Здесь участниками конфликта являются не люди а различные психологические факторы внутреннего мира личности часто кажущиеся или являющиеся несовместимыми: потребности мотивы ценности чувства и т.

Русский

2013-09-06

70 KB

21 чел.

72. Конфликт в организации. Процесс конфликта в организации. Разрешение конфликта в организации. Типы конфликтов в организациях. Конфликты на разных уровнях социальной структуры. Разрешение конфликта: силой (выигрыш – проигрыш), через сотрудничество, через компромисс, уход от конфликта, войти в положение другой стороны.  Структурные методы управления конфликтом. Специфика метода переговоров.

Конфликт – это проявление объективных или субъективных противоречий, выражающееся в противоборстве сторон.

Внутриличностный конфликт. Здесь участниками конфликта являются не люди, а различные психологические факторы внутреннего мира личности, часто кажущиеся или являющиеся несовместимыми: потребности, мотивы, ценности, чувства и т. п. Внутри личностные конфликты, связанные с работой в организации, могут принимать различные формы. Одна из наиболее распространенных форм — это ролевой конфликт, когда различные роли человека предъявляют к нему противоречивые требования. Например, будучи хорошим семьянином (роль отца, матери, мужа, жены и т. п.), человек должен вечера проводить дома, а положение руководителя может обязать его задержаться на работе.

Межличностный конфликт. Включает в себя как минимум 2 человека, преследующих противоположные цели, интересы и вступают в противоборство. Взаимодействие между субъектами конфликта проходит в контактной стадии. Включаются не только субъективные факторы но и объективные причины поведения людей. Конфликты дают каждому человеку шанс на самореализацию и наоборот, в них проявляются все недостатки.

Конфликт между личностью и группой. Неформальные группы устанавливают свои нормы поведения, общения. Каждый член такой группы должен их соблюдать. Отступление от принятых норм группа рассматривает как негативное явление, возникает конфликт между личностью и группой. Другой распространенный конфликт этого типа — конфликт между группой и личностью.

Межгрупповой конфликт. Организация состоит из множества формальных и неформальных групп, между которыми могут возникать конфликты. Межгрупповые конфликты обусловлены несовместимостью целей в борьбе за ограниченные ресурсы (власть, богатство, территория, материальные ресурсы и т.д.

Национально-этнические конфликты – конфликты, происходящие между отдельными представителями, социальными группами различных этносов или национальностей, и конфронтация между ними.

Межэтнические конфликты представляют собой конфликты, происходящие между отдельными представителями, социальными группами различных этносов, и конфронтацию двух или нескольких этносов.

Причины межэтнических конфликтов: 

Этнопсихологический фактор — общий компонент национальных интересов в конфликтной ситуации. Угроза насильственного разрушения привычного образа жизни, материальной и духовной культуры, эрозия системы ценностей и традиционно норм  по-разному  воспринимаются  социальными  группами  индивидами в этносе.  

Межэтнические конфликты на почве социокультурных разлиний возникают, как правило, вследствие форсированной принудительной языковой ассимиляции,  разрушения культуры  и норм религиозного или цивилизационного свойства.

Социально-экономический фактор действует во всех межэтнических конфликтах, но его значимость различна: он может играть определяющую роль, быть одной из причин кон фликта, отражать реальное социально-экономическое неравенство, мнимую дискриминацию или экономические интерес узких групп.

Политический фактор. Возрождение этничности в любой  стране сопровождается появлением новых политических лидеров меньшинства, которые добиваются большей политической  власти в центре и автономии на местном уровне.

Социальные конфликты объективно неизбежны в любой социальной структуре, т.к. они являются необходимым условием общественного развития. Конфликты можно рассматривать как столкновение личностей в процессах их взаимодействия. Такие столкновения могут происходить в различных сферах и областях общественной и индивидуальной деятельности человека.

Мировоззренческий конфликт связан с расхождением во взглядах, в мировоззрении и нарастании при этом проблемной ситуации между субъектами.

Нормативно-ценностный конфликт касается противостояния сторон относительно норм и ценностных установок.

Конфликты в сфере управления

Наиболее сложной и конфликтогенной в социальных взаимодействиях является сфера управления и управленческих отношений. Управление как один из самых сложных видов социальных отношений, сопряжено с большим количеством проблем и противоречий, создающих систему предпосылок конфликтности в этой сфере.
Объективные предпосылки возникновения конфликтов в сфере управления кроются, прежде всего, в субъективных различиях восприятия социальных норм разными людьми, в их индивидуальной неповторимости отношений к процессам целенаправленной, скоординированной работы и совместного труда. Итак, под конфликтами в сфере управления необходимо понимать конфликты, возникающие в системах социального взаимодействия субъектов и объектов управления.

С точки зрения причин конфликтной ситуации выделяется три типа конфликтов. Первый тип - это конфликт целей. В этом случае ситуация характеризуется тем, что участвующие в ней стороны по-разному видят желаемое состояние объекта в будущем. 

Второй тип - это конфликт, вызванный тем, что участвующие в нем стороны расходятся во взглядах, идеях и мыслях по решаемой проблеме.

Третий тип - это чувственный конфликт, появляющийся в ситуации, когда у участников различные чувства и эмоции, лежащие в основе их отношений как личностей. Люди просто вызывают друг у друга раздражение стилем своего поведения, ведения дел, взаимодействия.

Причины конфликта:

  1.  недостатки в организации труда и трудового процесса. Неэффективные формы материального стимулирования, вознаграждения.
    1.  неправильные действия руководителей, неумения правильно распределять задание среди работников, отсутствие индивидуального подхода к работникам;
    2.  различные недостатки стиля руководства, от которого страдают конкретные подчиненные;
    3.  постоянное нарушение отдельными работниками внутренних норм поведения;
    4.  противоречие интересов одних групп работников по отношению к другим работникам;
    5.  различные формы психологической несовместимости или серьезных разногласий по признаку пола, возраста, уровню образования.

Конфликтная ситуация – этап протекания конфликта, когда уже сформулировалось содержание неудовлетворенности оппонентов, знают кто противник и характеризуется поведенческими актами по отношению к соперникам.

Субъекты конфликта – такие его участники, цели, интересы и ценности которых ущемлены в наибольшей степени в результате данного конфликта.

Объект – то, по поводу чего люди вступают в конфликты. В более узком смысле – это любой предмет, вещь, которые обладают повышенной значимостью для субъектов взаимодействия. Объектами могут быть информация, власть, статус, отношения, интересы и т.д.

Степень участия в конфликте может быть разной: от непосредственного участия до опосредованного влияния на ход событий. В связи с этим выделяют следующих субъектов конфликта: основные участники (противоборствующие силы), группы поддержки, участники, которые оказывают эпизодические  роли (подстрекатель, посредник).

Существуют образы конфликтной ситуации с позиций каждого участника – обоснованность требований и претензий. Позиция каждого субъекта конфликта – готовность к конкретной форме конфликтного поведения в этом процессе (жесткая, мягкая, умеренная).

Функции конфликтов

Позитивные функции

Негативные функции

  •  Разрядка напряженности между конфликтующими сторонами;
  •  Получение новой информации об оппоненте;
  •  Сплочение коллектива организации при противоборстве с внешним врагом;
  •  Стимулирование к изменениям и развитию;
  •  Снятие синдрома покорности у подчиненных;
  •  Диагностика возможных оппонентов;
  •  Большие эмоциональные, материальные затраты;
  •  Увольнение сотрудников, снижение дисциплины, ухудшение социально-психологического климата в коллективе;
  •  Представление о побежденных группах как о врагах;
  •  Чрезмерное увлечение процессами конфликтного взаимодействия в ущерб работе;
  •  После завершения конфликта – уменьшение степени сотрудничества между некоторыми сотрудниками;
  •  Сложное восстановление деловых отношений после конфликта;

Модель процесса конфликта.

Норма – отсутствие конфликта. Затем появляется противоречие интересов, ценностей, норм поведения – противоречивая ситуация. Следующая стадия (проблемная ситуация) – накопление социальной неудовлетворенности одной стороны по отношению к другой. В случае ее затяжения приводит к протесту, аккумулированию неудовольствия. Конфликтная ситуация – сформировалось содержание неудовлетворенности, известен кто и что мешает.

Инцидент – такое действие одной из сторон, которое не оставляет возможности другому оппоненту идти на уступки, искать примирение, т.к. в результате инцидента нанесен непоправимый ущерб. Бывают 2 видов: сознательно подстроены (хамство, интрига) и объективные (результат обстоятельств).

Конфликтная борьба – осознание несовместимости интересов, использование конфликтных отношений с противником как способа реализации своих интересов. На этом этапе стороны причиняют максимальный ущерб друг другу.

Угасание конфликта – стороны приходят к пониманию, что нельзя удовлетворить свои интересы открытой борьбой, т.е. надо садиться за стол переговоров.

Завершение конфликта – противоположности интересов сглажены, психологическая ситуация стабилизирована, сопровождается мерами по анализу ошибок.

Постконфликтный период – имеет самостоятельное значение. Необходимо искоренить негативные остатки конфликта, чтобы это не стало новой стадией нового конфликта.

Завершение конфликта: 1. завершается  в результате примирения сторон, 2. путем выигрыша одной либо обоих сторон, 3. старый конфликт перерастает в новый, 4. самоугасание конфликта.

Формы завершения конфликта:

  1.  разрешение конфликта – совместная деятельность его субъектов, направленная  на прекращение взаимного противодействия и решение конфликтной проблемы, которые и привели к конфликтному процессу.
    1.  регулирование конфликта – 3 сторона рекомендует, направляет, но не командует;
    2.  профилактика и предупреждение конфликта во избежании совершения ошибок, уже ранее совершавшихся ранее;
    3.  прекращение в принудительной форме. Наказание всех участников конфликта.

  Существуют различные способы разрешения конфликта.

Силой более сильная  сторона с помощью силы принуждает к подчинению и выполнению требований более слабую сторону. Принято считать, что при данном способе разрешения конфликта страдает лишь проигравшая сторона. Но на самом деле победившая силой сторона, чтобы сохранять свое превосходство, должна постоянно прикладывать усилия для поддержания своей победы. А это значит – постоянно расходовать свои ресурсы.

Существует 4 варианта исхода при таком способе разрешения конфликта.

1. Выигрыш-проигрыш. Конфликтная сторона считает, что ее выигрыш должен быть достигнут за счет проигрыша ее оппонента. Конфликт рассматривается как битва между врагами. Целью является не только реализация своих интересов, но и поражение противника.

2. Проигрыш-выигрыш. Конфликтная сторона настроена пораженчески. Она видит в своем оппоненте сильного противника, борьба с которым обречена на неудачу.

3. Проигрыш-проигрыш. Конфликтная сторона идет на проигрыш, но вместе с тем ставит и своего оппонента в положение проигравшего.

4. Выигрыш-выигрыш. Конфликтные стороны стремятся к такому выходу из конфликта, который даст выигрыш обоим. Это предполагает сотрудничество сторон в разрешении конфликта.

Сотрудничество – считается наиболее эффективным и желательным способом разрешения конфликта. Оно предполагает направленность оппонентов на конструктивное обсуждение проблемы, рассмотрение другой стороны не как противника, а как союзника в поиске решения. Способ сотрудничества осуществляется методом переговоров. Отвечает устремлениям всех  конфликтующих сторон. Это возможно при условии своевременной и точной диагностики проблемы, породившей конфликтную ситуацию, уяснения, как внешних, так и скрытых причин конфликта, готовности сторон действовать совместно ради достижения общей для всех цели.

Компромисс – состоит в желании оппонентов завершить конфликт частичными уступками. Он характеризуется отказом от части ранее выдвинутых требований, готовностью признать претензии другой стороны частично обоснованными, готовность простить. Подразумевает взаимные уступки, достижение частичного удовлетворения своих интересов.

Уход от конфликта – (или избежание) является попыткой уйти из конфликта при минимуме затрат. К ней прибегают после неудачных попыток реализовать свои интересы с помощью активных действий. Собственно разговор здесь идет не о разрешении, а о затухании конфликта.

Структурные методы управления конфликтом.

Структурные методы воздействуют преимущественно на участников организационных конфликтов, возникающих из-за неправильного распределения функций, прав и ответственности, плохой организации труда, несправедливой системы мотивации и стимулирования работников и т.п.

Разъяснение требований к работе является одним из эффективных методов предотвращения и урегулирования конфликтов. Каждый работник должен четко представлять, в чем состоят его обязанности, ответственность, права.

Использование координационных механизмов заключается в задействовании структурных подразделений организации или должностных лиц, которые при необходимости могут вмешаться конфликт и помочь устранить причины спора между конфликтующими сторонами. Один из самых распространенных механизмов — это иерархия полномочий, которая упорядочивает взаимодействие людей, принятие решений и информационные потоки внутри организации.

Разработка или уточнение общеорганизационных целей позволяет объединить усилия всех сотрудников организации, направить их на достижение выдвинутых целей.

Создание обоснованных систем вознаграждения также может быть использовано для управления конфликтной ситуацией, поскольку справедливое вознаграждение позитивно влияет на поведение людей и позволяет избежать деструктивных конфликтов.

Переговоры -  способ разрешения конфликта, который заключается в использовании ненасильственных средств и приемов для решения проблемы.

Типы деловых переговоров:

  1.  продление действия соглашения
  2.  нормализация отношений
  3.  перераспределение
  4.  создание новых условий
  5.  достижение побочных эффектов

Среди функции переговоров значимы: информационная, коммуникативная, регуляция и координация действий, контроль, пропаганда.

Этапы переговоров: период подготовки, ведение переговоров, анализ результатов переговоров, выполнение дополнительных договоренностей.

Урегулирование конфликтов с участием 3 стороны – специфический вид общественно – значимой деятельности. 3 сторона может сама вмешиваться в конфликт, а может регулировать его по воле участников. В роли посредника при урегулировании конфликта может выступать как 1 чел, так и 2-3. В зависимости от степени контроля посредника за принимаемым решением выделяют несколько ролей:

  1.  Третейский судья – наибольшая авторская роль. т.к. он обладает наибольшими возможностями  по определению вариантов решений. Судья изучает, выслушивает обе стороны и выносит вердикт, который не оспаривается.
  2.   Арбитр – также обладает значительными полномочиями. Он изучает конфликт, обсуждает его с участниками, а затем выносит окончательное решение, которое обязательно для выполнения. Однако стороны могут не согласиться с решением и обжаловать его в вышестоящих организациях. Это высокоавторитарный стиль, который эффективен, если требуется быстрое решение, если конфликт длителен, позиции сторон определены, но они не могут найти взаимовыгодное решение. Арбитр может обеспечить волевое прекращение конфликта, разведение конфликтующих сторон, блокирование борьбы, применение санкций к сторонам, контроль за соблюдением соглашения.
  3.  Посредник – более нейтральная роль. Обладая специальными знаниями он обеспечивает конструктивное обсуждение проблемы. Однако окончательное решение остается за оппонентами. Его задачи: содействие нормализации отношений, оказание помощи в организации общения, контроль за выполнением соглашения.
  4.  Помощник -  участвует в урегулировании конфликта с целью совершенствования процесса обсуждения проблемы, организации встреч т переговоров, не вмешиваясь в полемику.
  5.  наблюдатель – своим присутствием в зоне конфликта сдерживает стороны от нарушения ранее достигнутых договоренностей или от взаимной агрессии. Присутствие наблюдателя создает условия для решения спорных вопросов путем переговоров.

Стадии процессов примирения и арбитража.

1).Знакомство с конфликтом и конфликтными сторонами. Арбитр изучает историю проблемы, требования оппонентов. Многие конфликты носят специфический характер, арбитру приходится вникать в проблему, читать спец литературу, консультироваться со специалистами.

2).Работа с конфликтующими сторонами. Арбитр многократно встречается с каждой из сторон с целью их подготовки к ведению переговоров (уточняются позиции, снимаются обвинения, смягчаются формулировки).

3).Ведение переговоров.

4).Вынесение окончательного решения.

PAGE  6


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

19870. Правове положення фондової біржі 64.5 KB
  Тема 4. Правове положення фондової біржі. Мета: Освітня: Ознайомлення з установчими документами фондової біржі та її функціонуванням. Навчитися складати статут фондової біржі та визначити порядок реєстрації фондових бірж. Виховна: моделювання поведінки студента як...
19871. Цінні папери, порядок їх випуску та обігу 76 KB
  Тема 5. Цінні папери порядок їх випуску та обігу. Мета: Освітня: визначення порядку заповнення цінних паперів. Вивчення реквізитів. Виховна: моделювання поведінки студента як майбутнього спеціаліста на основі отриманих знань та навичок. Розвиваюча: Оволодіння навич...
19872. Угоди з цінними паперами на фондовій біржі 72.5 KB
  Тема 6. Угоди з цінними паперами на фондовій біржі. Мета: Освітня: Ознайомити студентів видами і формами угод з цінними паперами на фондовій біржі навчитися визначати їх істотні умови та особливості укладання. Виховна: моделювання поведінки студента як майбутнього сп...
19873. Валютна біржа 88 KB
  Тема 7. Валютна біржа. Мета: Освітня: Ознайомити студентів з діяльністю валютної біржі. Вивчення правового статусу біржі гарантій майнових прав біржі. Складання угод та договорів на валютній біржі Виховна: моделювання поведінки студента як майбутнього спеціаліста на...
19874. Поняття, суть і завдання кримінального процесу. Поняття стадій кримінального процесу та їх система 91 KB
  Поняття суть і завдання кримінального процесу. Поняття завдання та зміст кримінального процесу. Поняття стадій кримінального процесу та їх система. Поняття завдання та зміст кримінального процесу Конституція України є Основним Законом нашої д
19875. Кримінально-процесуальний закон 45 KB
  ТЕМА 2: Кримінальнопроцесуальний закон План 1. Поняття суть і завдання кримінальнопроцесуального закону. 2. Дія кримінальнопроцесуального закону в просторі часі та щодо осіб. 1. Поняття суть і завдання кримінальнопроцесуального закону Під поняттям кримінал
19876. Принципи кримінального процесу 118.5 KB
  ТЕМА З: Принципи кримінального процесу План 1. Поняття значення і система принципів кримінального процесу. 2. Характеристика окремих принципів кримінального процесу. 1. Поняття значення і система принципів кримінального процесу Кримінальний процес України як ...
19877. Учасники кримінального процесу 115 KB
  ТЕМА 4: Учасники кримінального процесу План 1. Поняття і класифікація учасників кримінального процесу. 2. Посадові особи які ведуть та безпосередньо здійснюють кримінальнопроцесуальне провадження. 3. Особи які мають та обстоюють у кримінальному процесі власні інт
19878. Доказування та докази в кримінальному процесі 139.5 KB
  ТЕМА 5: Доказування та докази в кримінальному процесі 1. Поняття кримінальнопроцесуального доказування та його значення. Предмет доказування. 2. Класифікація доказів та їх джерел.іяіііі 3. Способи збирання перевірки й оцінки доказів та їх процесуальних джерел. 1. П...