33587

Государственный бюджет: доходы и расходы. Проблема дефицита государственного бюджета. Государственный долг

Доклад

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Формирование расходов бюджетов РФ. Бюджетная система РФ – это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета бюджетов субъектов РФ местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. В отличие от законодательно утверждаемых бюджетов субъектов федерации и федерального бюджета консолидированный бюджет не является законом. В то же время консолидированные бюджеты субъектов РФ состоят из собственно бюджета субъекта РФ и бюджетов муниципальных...

Русский

2013-09-06

98.5 KB

40 чел.

73. Государственный бюджет: доходы и расходы. Проблема дефицита государственного бюджета. Государственный долг. Бюджетная система РФ. Экономическая сущность и содержание бюджета. Структура и принципы построения бюджетной системы. Реформирование бюджетной сферы в России

Состав и структура доходов бюджета. Формирование расходов бюджетов РФ. Целевые бюджетные фонды. Дефицит бюджета и источники его финансирования. Сущность государственного долга. Государственный внутренний и внешний долг. Основные направления сокращения долговой зависимости.

Бюджетная система РФ – это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Бюджетным устройством называют принципы организации и построения бюджетной системы, а также взаимосвязь между отдельными ее звеньями.

В   соответствии   со   статьей 6   Бюджетного   кодекса   РФ,  бюджет   —   это  форма   образования        и расходования фонда денежных средств,  предназначенных для финансового   обеспечения   задач   и   функций   государства   и   местного самоуправления. Государственный   бюджет неотделим   от  государства,   поскольку трудно   представить  себе   государство,   которое,   выполняя   определенные   функции,   не   располагало   при   этом   необходимым   количеством денежных средств.   Размеры   централизованных денежных средств увеличивались  по  мере  того,  как расширялись  экономические функции государства. Бюджет современного  государства  представляет   собой  сложный  инструмент регулирования экономики, воздействия на хозяйственную  конъюнктуру,  а также  осуществления   государством   мероприятий,  направленных   на стимулирование   экономики,  проведение  антикризисных        мероприятий,       решение   социальных       проблем.

В   экономической   системе  любого   государства   бюджет   выполняет   несколько   важных функций:   распределительную   (перераспределительную),   регулирующую,   стимулирующую   и                контрольную.     Посредством         распределительной     (перераспределительной)       функции    бюджета     происходит      перераспределение   денежных           средств  в   рамках   единого   национального   хозяйства   между   различными отраслями       хозяйства,   между   производственной            и  непроизводственной   сферами        экономики,   между   отдельными   территориями, а также между отдельными   группами   населения. Бюджет выступает также важным инструментом регулирования и  стимулирования   экономики,   повышения         эффективности   производства,  средством  привлечения дополнительных инвестиций для

развития национальной экономики. Используя такой инструмент, как налоги, государство может стимулировать или,  наоборот, сдерживать развитие отдельных отраслей  экономики. Контрольная   функция   бюджета   реализуется      при   формировании доходов,  а также  в   процессе  бюджетного  финансирования.   Контрольная   функция   бюджета  позволяет оценить,  насколько полно и   своевременно  поступают доходы   в   бюджет от   разных субъектов хозяйствования, а значит понять насколько правильно и своевременно   осуществляется       учет   в   отдельных   хозяйственных   звеньях, насколько рационально они   ведут свое   хозяйство,   насколько   велики   их затраты  и   какова их прибыль.

Бюджетная система РФ, в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, включает в себя три уровня:

1) федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

2) бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

3) местные бюджеты.

Федеральный бюджет РФ, по сути, представляет собой основной финансовый план государства, через который мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для последующего их перераспределения и использования для реализации целей государственной политики.

Бюджетом субъекта РФ (или региональным бюджетом) в Бюджетном кодексе РФ называется форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для решения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ. Предметы ведения РФ, субъектов РФ и совместного ведения РФ и субъектов РФ устанавливаются главой третьей Конституции РФ.

Местный бюджет (или бюджет муниципального образования) представляет собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. К предметам ведения местного самоуправления относятся вопросы местного значения. Открытый перечень вопросов местного значения приведен в федеральном законе “Об общих принципах местного самоуправления в РФ”.

Консолидированный бюджет представляет собой свод всех уровней бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории. Консолидированный бюджет, объединяя все бюджетные показатели какой-либо территории, выполняет, в основном, информационную функцию. В отличие от законодательно утверждаемых бюджетов субъектов федерации и федерального бюджета, консолидированный бюджет не является законом. Консолидированный бюджет РФ включает в себя федеральный бюджет РФ и консолидированные бюджеты субъектов РФ. В то же время консолидированные бюджеты субъектов РФ состоят из собственно бюджета субъекта РФ и бюджетов муниципальных образований, находящихся на территории данного субъекта РФ.

Бюджетным кодексом РФ регламентируются следующие принципы, в соответствии с которыми должна строиться и развиваться бюджетная система РФ:

1. Принцип единства бюджетной системы

Означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса на всей территории Российской Федерации. Кроме того, в соответствии с данным принципом едиными должны быть санкции за нарушения бюджетного законодательства, порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней, порядок ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

2. Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы

Означает закрепление соответствующих видов доходов и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

3. Принцип самостоятельности бюджетов

Он означает:

- право законодательных органов государственной власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы Российской Федерации самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;

-    наличие собственных источников доходов у бюджетов каждого уровня бюджетной системы Российской Федерации;

-    законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов и полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов в соответствии с законодательством Российской Федерации. Регулирующими доходами бюджетов называют федеральные, региональные налоги и другие платежи по которым устанавливаются нормативы отчислений в нижестоящие бюджеты на очередной финансовый год, или на долговременной основе.

-   право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять направления расходования средств соответствующих бюджетов (в соответствии с Бюджетным кодексом);

-  право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов (в соответствии с Бюджетным кодексом);

-   недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов;

- недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации потерь в доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, за исключением случаев, связанных с изменением законодательства.

4. Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Означает, что все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и прочие обязательные поступления подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе Российской Федерации. Налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей полностью учитываются отдельно по доходам бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и по расходам бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, за исключением отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей, предоставляемых в пределах текущего финансового года.

5. Принцип сбалансированности бюджета

Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.

6. Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств

Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

7. Принцип общего (совокупного) покрытия расходов

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Доходы бюджета и поступления от источников финансирования его дефицита не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета за исключением доходов целевых бюджетных фондов, а также в случае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации.

8. Принцип гласности

Принцип гласности означает:

1) обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления;

2) обязательную открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти, либо между законодательным (представительным) и исполнительным органами государственной власти.

9. Принцип достоверности бюджета

Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета. Наличие точных макроэкономических и бюджетных прогнозов является одним из важнейших условий эффективной государственной экономической политики. Нереалистичные прогнозы вносят значительную неопределенность в процессы бюджетного финансирования и эффективность бюджетных расходов. Оптимистичные проектировки бюджетных доходов могут приводить к кризисам бюджетного финансирования и хаотичному секвестированию расходов.Заниженные прогнозы инфляции приводят к значительному отставанию запланированных в бюджете расходов от реальных потребностей, что в свою очередь порождает цепочку неплатежей и введение в оборот различного рода денежных суррогатов.

10. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

Основным методологическим документом, на основе которого составляются и исполняются бюджеты, является бюджетная классификация.

Бюджетная классификация - это группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней, а также источников покрытия дефицита этих бюджетов с присвоением объектам классификации группировочных кодов. Такая классификация является единой для бюджетов всех уровней и утверждается федеральным законом. Она имеет важное значение, так как используется:

- для составления, утверждения и исполнения бюджета;

- контроля за выделением и использованием бюджетных средств;

- обеспечения сопоставимости показателей бюджетов всех уровней;

- составления консолидированных бюджетов всех уровней.

Министерство финансов РФ утвердило "Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ" своим приказом от 25 мая 1999 г. № 38н. По новой бюджетной классификации госбюджет состоит из четырех блоков: "доходы", "расходы", "финансирование бюджета" и "государственный долг".

Доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, субъектов РФ и местного самоуправления. Доходы делятся на группы, подгруппы, статьи и подстатьи (четыре уровня). Они подразделяются на четыре группы: налоговые, неналоговые, безвозмездные поступления и доходы целевых бюджетных фондов. К налоговым доходам бюджетов относятся предусмотренные налоговым законодательством РФ федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы, взимаемые за нарушение налогового законодательства РФ.

Неналоговые доходы включают следующие подгруппы:

- доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности;

- доходы от продажи земли и нематериальных активов;

- поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников;

- административные платежи и сборы;

- штрафные санкции, возмещение ущерба;

- доходы от внешнеэкономической деятельности;

- прочие неналоговые доходы.

Безвозмездные перечисления состоят из подгрупп:

- от нерезидентов;

- от бюджетов других уровней;

- от государственных внебюджетных фондов;

- от государственных организаций;

- от наднациональных организаций;

- средства, передаваемые в целевые бюджетные фонды.

В свою очередь подгруппы делятся на статьи и подстатьи.

Расходы бюджета - это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государственного и местного самоуправления. Различают три структуры расходов бюджета: функциональную, экономическую и ведомственную.

Функциональная классификация - группировка расходов бюджетов всех уровней, отражающая направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства. Группировка имеет четырехуровневую структуру: разделы и подразделы, целевые статьи и виды расходов.

Разделы:

- государственное управление и местное самоуправление;

- судебная власть;

- международная деятельность;

- национальная оборона;

- правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства;

- фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;

- промышленность, энергетика и строительство;

- сельское хозяйство, рыболовство и др.

Разделы делятся на подразделы. Так, раздел "Международная деятельность" состоит из следующих подразделов:

- международное сотрудничество;

- участие в миротворческой деятельности;

- реализация межгосударственных договоров в рамках СНГ;

- международные культурные, научные и информационные связи;

- экономическая и гуманитарная помощь другим государствам.

Ведомственная классификация - это группировка расходов, отражающая распределение бюджетных средств по главным распорядителям средств федерального бюджета. Главный распорядитель средств - руководитель органа государственной власти РФ, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств.

Экономическая классификация - группировка расходов бюджетов всех уровней по экономическому содержанию, отражающая виды финансовых операций, с помощью которых государство выполняет свои функции как внутри страны, так и во взаимоотношениях с другими странами. Расходы делятся на категории, группы, предметные статьи и подстатьи (всего четыре уровня). Различают три категории расходов: текущие, капитальные расходы, предоставление кредитов (бюджетных ссуд) за вычетом погашения.

Текущие расходы - это часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, бюджетных учреждений и т. п.

Капитальные расходы - это часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность. В составе капитальных расходов может быть выделен бюджет развития.

Целевые бюджетные фонды - один из элементов бюджетной системы, создаются в бюджетах для направленного финансирования наиболее приоритетных отраслей народного хозяйства, государственных программ или конкретных регионов.

Состав целевых бюджетных фондов в федеральном бюджете не постоянен.

Все целевые бюджетные фонды были ликвидированы Федеральным законом от 26 апреля 2007 г. N 63-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации". (!!!!! Если кто найдет другую информацию – будет здорово! А так получается, что вопрос про целевые бюджетные фонды устарел).

Дефицит бюджета — превышение расходов бюджета над доходами. Дефицит федерального бюджета России в 2010 г составил 1 трлн 795,2 млрд рублей. Источники финансирования дефицита бюджета делятся на внутренние и внешние.

Внутренние источники финансирования дефицита бюджета:

- финансирование дефицита бюджета за счет кредита Центрального банка РФ и изменения остатков средств бюджета;

- государственные ценные бумаги;

- бюджетные ссуды, полученные от государственных внебюджетных фондов;

- бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней;

- прочие источники внутреннего финансирования;

- поступления от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

- государственные запасы драгоценных металлов и драгоценных камней.

Источники внешнего финансирования делятся на следующие группы:

- кредиты международных финансовых организаций;

- кредиты правительств иностранных государств, предоставленные РФ;

- кредиты иностранных коммерческих банков и фирм, предоставленные РФ;

- изменение остатков средств бюджета на счетах в банках в иностранной валюте;

- прочее внешнее финансирование.

Государственный долг - это совокупность дефицитов государственного бюджета за определенный период времени. Это экономическое определение государственного долга. В Бюджетном кодексе дано юридическое определение этого понятия как долговых обязательств РФ перед юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. Основными причинами образования государственного долга являются дефицит государственного бюджета и наличие свободных денежных средств у физических и юридических лиц.

Государственные долги делятся на внутренние и внешние.

Внутренний государственный долг образуется в связи с привлечением средств предприятий и населения для выполнения государственных программ и заказов. (Внутренний долг РФ на 1 марта 2011 года составил 2,6 трлн рублей)

Внешний долг государственный – заимствования, привлекаемые из иностранных источников (иностранных государств, их юридических лиц и международных организаций), по которым возникают государственные финансовые обязательства. (Внешний долг РФ на 1 декабря 2010 года составил $40,737 млрд.) Государственные долговые обязательства могут существовать в различных формах:

- кредитные соглашения и договоры РФ с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями в пользу указанных кредитов;

- государственные ценные бумаги, выпущенные от имени РФ;

- договоры о предоставлении государственных гарантий РФ, договоры поручительства по обеспечению обязательств третьими лицами;

- переоформление долговых обязательств третьих лиц в государственный долг РФ на основе федеральных законов;

- соглашения и договоры РФ о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств РФ прошлых лет.

Внутренние долговые обязательства можно разбить на две группы:

- рыночные, существующие в форме эмиссионных ценных бумаг ;

- нерыночные, выпущенные в счет финансирования образовавшейся задолженности бюджета (векселя Министерства финансов РФ, задолженность перед ЦБ РФ и др.).

При   принятии   бюджета  на  очередной   финансовый   год   определяются:

•    верхний предел государственного внешнего долга РФ ;

 •    верхний предел внешнего долга перед РФ;

 •   предел предоставления гарантий третьим липам.

При решении проблемы государственного долга применяются различные схемы конвертации долговых обязательств, которые были широко опробированы в международной практике в 70—80-е гг.,  когда разразился   мировой кризис задолженности.     В  мировой   практике   используются три  основных способа урегулирования   внешней   задолженности:

   1) списание долга;

   2)   реструктуризация   долга;

   3)  конверсия долга.

   Один из     способов — это списание долга, в процессе которого происходит либо уменьшение долга,  либо  сокращение   его  обслуживания.   Важнейшим   условием   реализации   этого   метода   служат согласование   с   МВФ   страной-должником   программы   экономического развития   и   наличие достаточно убедительного платежного

баланса,   который   подтверждал   бы,   что дальнейшей   реструктуризации  задолженности   не   потребуется. Другой     вариант   снижения   долговой       зависимости      —  реструктурирование долга. Переоформление задолженности может осуществляться двумя способами: сокращение задолженности в результате   «выкупа»   долговых   обязательств   с   дисконтом   со   вторичного рынка   странами   с   низким   уровнем   дохода   (главным   образом   за счет средств Международной ассоциации развития   —-  MAP); секьюритизация — замена кредитных соглашений облигационными займами.      «Выкуп»   считается   самой   рыночной   схемой   реструктуризации государственного долга.  Реализация   схемы   «выкуп» заключается   в том, что регулирующий финансовый орган государства обращается к держателям   ценных бумаг с   предложением   о   выкупе   принадлежащих им облигаций по некой фиксированной цене, с дисконтом со вторичного рынка. Одной  из наиболее известных рыночных схем реструктуризации государственного долга является конверсия долга. Под конверсией принято понимать все механизмы, обеспечивающие обмен внешнего долга   на   национальные   активы.   Это   могут   быть:   конверсия долга в инвестиции; погашение долга товарными поставками; обмен    на   собственность;   обмен   на  долговые   обязательства   третьих стран; обмен на акции или облигации.     Чаще всего осуществляется обмен долгов на акции национальных компаний.    

Основы реформирования бюджетной сферы РФ были заложены Концепцией реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004–2006 годах. Данная реформа была призвана обеспечить стимулирование экономического роста за счет тесной увязки бюджетных расходов с приоритетами государственной политики. Главной целью было повышение эффективности государственных расходов: достижение результатов с меньшими затратами.

В рамках реформирования бюджетного процесса удалось осуществить:

  1.  переход на среднесрочное планирование.
  2.  совершенствование бюджетного процесса в части составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов, произведено детальное описание полномочий участников бюджетного процесса;
  3.  внесение изменений в Бюджетную классификацию РФ (в том числе осуществлен переход на утверждение основных позиций бюджетной классификации не отдельным законом, а Бюджетным кодексом РФ);
  4.  внедрение планирования бюджетных обязательств на основе разделения их на действующие и принимаемые обязательства.

Кроме того, с 1 января 2011 года в силу вступил Закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». Закон в первую очередь направлен на повышение эффективности предоставления государственных и муниципальных услуг при сохранении (либо снижении темпов роста) расходов бюджетов на их предоставление путем создания условий и стимулов для сокращения внутренних издержек учреждений и привлечения ими внебюджетных источников финансового обеспечения. Законопроект предлагает решить поставленные задачи, изменив правовое положение существующих бюджетных учреждений, способных функционировать на основе рыночных принципов, без их преобразования и создав условия и стимулы для сокращения внутренних издержек и повышения эффективности их деятельности, в том числе: 

1)изменить механизмы финансового обеспечения бюджетных учреждений с расширенным объемом прав, переведя их с 1 января 2011 года со сметного финансирования на субсидии в рамках выполнения государственного задания

2)предоставить право бюджетным учреждениям заниматься приносящей доход деятельностью с поступлением доходов в распоряжение этих учреждений;

3)устранить субсидиарную ответственность государства по обязательствам бюджетных учреждений с расширенным объемом прав;

4)расширить права бюджетных учреждений по распоряжению любым закрепленным за учреждением движимым имуществом, за исключением особо ценного движимого имущества, перечень которого устанавливает орган публичной власти — учредитель соответствующего учреждения.

Под учреждениями, созданными Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием признаются автономные, бюджетные и казенные учреждения. 

Казенное учреждение (КУ) - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

Бюджетное учреждение (БУ)- некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Автономное учреждение (АУ) - некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Предстоящие изменения в статусе бюджетных учреждений:

  1.  изменение механизмов финансового обеспечения - переход с бюджетной сметы на субсидии по государственному заданию, полученные доходы не являются доходами бюджета и остаются в распоряжении учреждения и должны направляться на достижение целей, ради которых учреждение создано, расширение самостоятельности по использованию средств, полученных из бюджета, отмена субсидиарной ответственности государства по обязательствам бюджетного учреждения.
  2.  расширение прав по распоряжению движимым имуществом (за исключением особо ценного движимого имущества).
  3.  заключение гражданско-правовых договоров, приобретение прав и обязанностей от своего имени.

Практически таким же станет статус автономных учреждений, но с незначительными отличиями в организации управления, реорганизации и ликвидации. Закон расширяет варианты предоставления бюджетных ассигнований. Речь идет не только об обеспечении финансирования оказания услуг (выполнения работ) бюджетным учреждением в виде бюджетных субсидий, но и о бюджетных субсидиях на иные цели и о бюджетных инвестициях. Тем самым законом предусматривается финансирование материальной и иной базы бюджетного учреждения, то есть его развитие и модернизация за счет бюджетных средств. Можно сказать, что государство не оставляет бюджетное учреждение после перехода в новый правовой статус наедине с самим собой. Переход к системе субсидий на государственное задание для бюджетных учреждений индивидуализирован - субсидия рассчитывается исходя из фактически сложившихся расходов учреждения. Затем будет происходить их постепенная унификация по группам однопрофильных учреждений с учетом различных факторов. Упрощаются операции по лицевым счетам бюджетных учреждений, открытым в Казначействе (финансовом органе). По субсидиям на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ): без предоставления в Казначейство (финансовый орган) документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств, остатки неиспользованных на начало финансового года средств используются на те же цели в следующем финансовом году. По иным целевым субсидиям: с представлением в Казначейство (финансовый орган) документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств, остатки неиспользованных на начало финансового года средств используются на те же цели при наличии потребности в них в соответствии с решением учредителя. Вместе с тем с 1 января 2011 года отменяется субсидиарная ответственность государства по обязательствам бюджетного учреждения. Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам своим имуществом - за исключением всего недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за БУ собственником или приобретенным БУ за счет средств, выделенных ему собственником на эти цели. Но если правоотношение с участием бюджетного учреждения возникло до 1 января 2011 года, то государство продолжает нести субсидиарную ответственность по всем обязательствам, вытекающим из такого правоотношения. Расширяются права бюджетного учреждения по использованию и распоряжению движимым имуществом. Но право самостоятельного распоряжения движимым имуществом становится возможным только с момента утверждения перечня особо ценного движимого имущества. До этого момента во всех случаях требуется согласие учредителя.

Следует в первую очередь решить вопрос соответствия сети бюджетных учреждений объему и качеству оказываемых ими услуг, а также найти и понять те стимулы, которые повысят эффективность использования бюджетных средств. Важным является вопрос использования полученных доходов, которые будут оставаться в распоряжении учреждения, чтобы они направлялись на достижение тех целей, ради которых такое учреждение создано. Не секрет, что в настоящее время можно наблюдать, когда большинство бюджетных учреждений характеризуются высокой степенью закрытости системы управления. Многие учреждения фактически "приватизированы" их высшим менеджментом.

Достоинством Закона является минимизация организационных мероприятий, связанных с изменением статуса учреждений. Достаточно будет только внести изменения в устав учреждения или положение о нем. Более того, законом устанавливается переходный период, который позволяет как бюджетным учреждениям с расширенным объемом прав, так и казенным учреждениям функционировать по сути в прежнем правовом режиме. В частности, действуют ранее принятые нормативные акты, лицевые счета учреждений не переоткрываются, а внебюджетные доходы казенных учреждений не зачисляются в бюджет.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

45295. Принципы управления качеством обслуживания. Схема взаимодействия при обеспечении качества 104.47 KB
  Обязательства операторов перед потребителями услуг связи по базовым услугам. Принципы управления качеством обслуживания Система управления качеством обслуживания представляет систему мер которые обеспечивают соответствие качества услуг связи установленным требованиям. Стандарты систем управления качеством базируются на принципах индивидуальной ответственности поставщика услуг фиксировании данных о качестве услуг и разработки эффективных административных процедур. Базовый уровень требований к системе управления качеством услуг обозначен в...
45296. Управление качеством обслуживания в рамках концепции QoS. Требования к параметрам качества услуг: задержке, потере данных 435.78 KB
  Требования к параметрам качества услуг: задержке потере данных. Соглашения о предоставлении услуг SL. К решению проблем управления качеством услуг разработчики стандартов GSM подошли только на этапе создания GPRS так как использование пакетной коммутации предъявило высокие требования к основным параметрам сети. Причиной этому является то что трафик услуг передачи данных обрабатываемый с использованием технологии GPRS в сети GSM всегда имеет вторичный приоритет по сравнению с речевыми услугами т.
45297. Общие принципы построения систем радиосвязи и их место в сетях связи РФ. Архитектура сетей. Системы фиксированной и подвижной радиосвязи. Виды систем радиосвязи. Характеристики 1-5 поколений 299.5 KB
  Системы фиксированной и подвижной радиосвязи. Системы фиксированной радиосвязи Системы связи работающие в диапазонах низких средних и высоких частот Современные технические средства ВЧ радиосвязи и их модульная архитектура позволяют создавать системы сухопутной и морской связи самого различного назначения. С помощью этих систем можно организовать: линии двухсторонней радиотелефонной связи по принципу каждый с каж дым с возможностью выхода в общегосударственную либо учрежденческую телефонную сеть; системы дипломатической связи передачу...
45298. Классификация опорных сетей радиодоступа. Характеристики систем радиодоступа. Регламент радиосвязи РФ: содержание, виды радиосвязи, службы, выделение полос. Федеральные, региональные и международные стандарты системы радиосвязи 914 KB
  Классификация опорных сетей радиодоступа. Характеристики систем радиодоступа. Под сетью радиодоступа понимают радиальнозоновую сеть радиосвязи предназначенную для предоставления услуг связи с качеством не уступающим качеству проводных систем связи. В состав сети радиодоступа входят базовые станции коммутационное оборудование К вспомогательные технические средств и программное обеспечение с помощью которых формируется территориальная зона на которой возможны подключения через радиоинтерфейс абонентских станций: В систему...
45299. Классификация радиорелейных линий связи. РРЛ прямой видимости: принципы построения, методы разделения каналов 75.5 KB
  РРЛ прямой видимости: принципы построения методы разделения каналов. Тропосферные РРЛ. Радиорелейные линии РРЛ представляют собой цепочку приемопередающих радиостанций оконечных промежуточных узловых которые осуществляют последовательную многократную ретрансляцию прием преобразование усиление и пе редачу передаваемых сигналов. Классификация радиорелейных линий В зависимости от используемого вида распространения радиоволн РРЛ можно разделить на две группы: прямой видимости и тропосферные.
45300. Спутниковые системы связи. Принцип действия, классификация. Примеры спутниковых систем связи 47.5 KB
  Спутниковые системы связи. Примеры спутниковых систем связи. СС отличаются орбитами спутников: формой круговая эллиптическая высота над Землёй наклон к экватору экваториальные полярные наклонные. На ней несколько сотен спутников что потребовало международного регулирования.
45301. Классификация и особенности транкинговых систем связи. Системы подвижной радиосвязи: принципы построения и функционирования, диапазоны частот, методы аналоговой и цифровой модуляции, методы кодирования, управление в СПС 104.5 KB
  Используемый частотный диапазон 400 450 800 900 1800 1900 МГц 2. Возможность роуминга Эстафетная передача Принцип выбора базовой станции с наибольшим уровнем сигнала MPS800 усовершенствованная мобильная телефонная служба диапазон частот 800МГц. Система работает в диапазоне 824894 МГц и имеет 666 дуплексных каналов при ширине полосы каждого канала 30КГц. Диапазон частот 825890 МГц.
45302. Характеристики систем подвижной связи. Стандарт сотовых систем связи (ССС). Пути усовершенствования ССС 45 KB
  Характеристики систем подвижной связи. Стандарт сотовых систем связи ССС. Системы подвижной радиосвязи предназначены для связи между движущимся абонентом и абонентом ТФОП или между двумя движущимися абонентами. Виды систем связи подвижной службы К основным видам ССПС относятся: региональные мобильные системы наземной связи; глобальные мобильные системы спутниковой связи; системы персонального радиовызова СПРВ.
45303. Стандарт GSM: услуги, архитектура, назначение узлов MSC, кодирование и модуляция, интерфейсы, каналы сигнализации и трафика, хэндовер, протоколы, частотный план структура кадров трафика и управления, речевое кодирование 1.08 MB
  Стандарт GSM: услуги архитектура назначение узлов MSC кодирование и модуляция интерфейсы каналы сигнализации и трафика хэндовер протоколы частотный план структура кадров трафика и управления речевое кодирование. Система сотовой связи стандарта GSM. Разработка GSM началась в 1982 году группой из 26 Европейских национальных телефонных компаний. В 1989 году Европейский Телекоммуникационный Институт Стандартов ETSI взял ответственность за дальнейшее развитие GSM.