33588

Налоги: сущность, виды, функции. Фискальная политика государства

Доклад

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Налоги: сущность виды функции. Прямые и косвенные налоги. Пропорциональные прогрессивные и регрессивные налоги. Федеральные налоги налоги членов федерации и местные налоги.

Русский

2013-09-06

88 KB

30 чел.

74. Налоги: сущность, виды, функции. Фискальная политика государства.

Сущность налогов. Функции налогов: фискальная, регулирующая (стимулирующая), контрольная. Виды налогов. Прямые и косвенные налоги. Пропорциональные, прогрессивные и регрессивные налоги. Федеральные налоги, налоги членов федерации и местные налоги. Роль налогов в формировании бюджетов. Бюджетно-налоговое планирование и регулирование.

Налоги     известны   людям    с  глубокой   древности,   когда   они   были представлены   в   форме дани,  подати.   Первоначально      налоги   возникли     из  необходимости покрывать общественные потребности, которые неизбежно возникают   у   совместно   проживающих   людей.   Налогообложение   относится   к   числу давно   известных способов регулирования         доходов    и  источников      пополнения        государственных    средств.  

   С  экономической точки  зрения ,  налоги  представляют собой   главный   инструмент перераспределения доходов  и   финансовых ресурсов, осуществляемых        органами    государственной      власти.   С  юридической точки   зрения ,   налоги   —   это устанавливаемые  законодательными   актами   нормы ,   регулирующие  размеры,   формы ,   методы,   сроки   безвозмездного   изъятия      государством   части   доходов   предприятий ,   организаций, населения.

   В ст.  8 части   первой   Налогового  кодекса   РФ под налогом понимается обязательный,  индивидуально безвозмездный  платеж,  взимаемый с организаций   и   физических   лиц   в   форме   отчуждения   принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств,  в   целях финансового  обеспечения деятельности   государства и   (или)   муниципального  образования.

   Некоторые   авторы,   подчеркивая         всю   сложность   отношений ,   которые    возникают     в  процессе    взимания     государством    налогов,    вводят   более   широкое     понятие    «налогообложение»,    под   которым     понимают     определенную       «совокупность      экономических       (финансовых) и   организационно-правовых           отношений ,     складывающихся       на  базе объективного   процесса   перераспределения   преимущественно денежной   формы   стоимости   и   выражающих   собой   одностороннее,   безэквивалентное,   принудительно-властное   изъятие   части  доходов   корпоративных      и  индивидуальных   собственников         в  общегосударственное

пользование»'.

   Отличительными   чертами   любого   налога   являются:

    1)   индивидуальная   безвозмездность;

   2)  безэквивалентность;

    3) обязательность;

   4) законность.

   Наиболее   важной   характеристикой   понятия   «налог»   является,   на  наш   взгляд,  характеристика   «индивидуальной   безвозмездности»,   которая означает, что уплата налога не приводит к возникновению у государства обязанности   возместить понесенные  затраты   в   каком-либо  виде   в  полном   размере   конкретному      налогоплательщику.      Налогам характерно   свойство      «обшей   возмездное™»,   что   означает    возмещение   всем   налогоплательщикам       понесенных     затрат   посредством   реализации функций   государственного управления.

   Наряду   с   понятием    «налог»   существуют   еще   такие  понятия,    как  «пошлина»   и    «сбор»,   которые   являются   похожими,   но   не   одинаковыми.   Все   эти   понятия   сближает   принудительный   характер   изъятия. Однако,   в   отличие   от   налога,   пошлина  —  это   обязательный   платеж, взимаемый      государственными       и  иными   уполномоченными   органами   за совершение  в отношении   плательщика  юридически   значимых действий . Таким образом,  пошлина собирается   не со всех, а только с тех,  кто   вступает с   соответствующими  органами   власти   в отношения по   поводу   получения    определенных   услуг.    В  этом  смысле   пошлина отличается   от   налога   отсутствием   такой   характеристики,     как   безэквивалентность.  Вместе с тем лицо ,  воспользовавшись услугой, уже не может отказаться от уплаты соответствующей   пошлины.  Здесь и   проявляется    принудительный   характер   платежа,   сближающий          пошлину и налог.     

То   же  относится    и  к  понятию     «сбор».  Под   сбором  понимается обязательный   взнос,   взимаемый   с   организаций        и   физических   лиц , уплата   которого  является   одним   из условий   совершения   в   интересах плательщика сборов  государственными   органами,  органами   местного  самоуправления,   иными   уполномоченными   органами   и   должностными     лицами     юридически     значимых    действий,    включая    предоставление   определенных       прав   или  выдачу   разрешений     (лицензий). Таким   образом,   сбор    —   это   целенаправленный      платеж,   адресность которого,   как   правило,  содержится   в его   названии   (целевой  сбор   на содержание      милиции ,   сбор   на  нужды   образовательных   учреждений и  т.п.).  Либо  это  безадресный   платеж с   определенного   вида деятельности или за право осуществления такой деятельности (сбор за право торговли, проведение местных аукционов и т.п.).  В отношении сбора также не действует принцип безэквивалентности. Однако, так же как пошлину, лицо ,  получившее разрешение, обязано уплатить сбор.

   Поэтому   не   все  обязательные   платежи   следует рассматривать   как налоговые.  Существуют,  например, такие,  как пошлина, сбор,  которые   занимают определенное   место   в фискальной  системе,   но  в строгом  смысле налогами   не являются.

   Налоговым       можно    назвать   только    такое  движение     денежных средств,   которое   отвечает   следующим   основным   требованиям:

    1)  это   движение  представляет   собой   смену   форм   собственности. Только     тогда  принудительное      изъятие   средств   в  казну  государства является   налоговым,   когда  часть денежных средств переходит из  корпоративной     или  индивидуальной      собственности     в   государственную.

    2)  налогообложение основывается   на рентной составляющей, будь то добавочный  доход   от использования   земли,  недр,  труда  или   капитала.   Только   в  этом  случае  изъятие   государством   денежных     средств будет восприниматься   налогоплательщиком   как справедливое,  не относящееся   к тем   средствам,   которые   используются   им для   собственного   воспроизводства;

   3)  это   система   денежных   взаимоотношений ,   которая      строится   в пределах   вновь   созданной   стоимости.   При   этом    налоговые   отношения   не должны   распространяться   на капитал,  авансируемый или  инвестируемый      для  расширения     производства   товаров,    работ   и  услуг. В   этом   смысле   данная   система   взаимоотношений       является   своеобразным     индикатором     достигнутого    или   не  достигнутого    согласования   личных,   корпоративных   и     государственных   интересов.   Она   может   нарушать либо ,   наоборот,   защищать  права  собственности;

   4)   денежные   средства,   которые   перераспределяются      посредством налогов    и  поступают     в  казну  государства,   должны    использоваться исключительно   на   общенациональные          нужды.    Если  налогоплательщики     не  ощущают   такой    взаимосвязи,   то   это  приводит   к   укрытию доходов   и   уклонению  от уплаты   налогов.     Сущность   налогов   непосредственно   проявляется         в   функциях.  Выделяют    фискальную,     регулирующую      (стимулирующую)       и  контрольную функции   налогов.

   Суть фискальной функции заключается в обеспечении поступления необходимых   средств      в  бюджеты   разных   уровней    для  покрытия    государственных   расходов.   Через  фискальную   функцию   налогов   про исходит   огосударствление       части   национального   дохода     в   денежной форме,   что   создает   объективные   предпосылки   для       повышения      роли  государства. Таким образом, фискальная функция   — это способность  налога   покрывать общественные   потребности.   Поэтому долгое   время

фискальная   функция        рассматривалась   как   самодостаточная   для      выражения   сути   и   назначения   налога.   Сегодня   в   экономически   слаборазвитых   странах   так   и  происходит.   Там    налоги   в   основном   выполняют фискальную  функцию .

   Фискальная       функция     сама   по  себе  является    тормозом    для  хозяйственной      деятельности.     Поэтому     очень   часто  о  степени    развития   фискальной   функции   налогов   свидетельствуют данные   о   суммах финансовых        санкций    или   разница    между    обшей    суммой    налогов, утвержденных   в   бюджете,   и    их   реальной   величиной,   поступившей       в бюджет.     Чем   более   развита   фискальная    функция    и  чем  больше    она превалирует  над   всеми   остальными,  тем   меньше   степень  собираемости   налогов,   тем   больше   налогов   недополучает   бюджет.    Поэтому   не

маловажное   значение   имеют регулирующая            и  стимулирующая      функции  налогов.

   Регулирующая и стимулирующая функции означают, что налог как активный       инструмент     перераспределительных        процессов    оказывает существенное       влияние    на  воспроизводство,      стимулируя     или   сдерживая   его темпы,  усиливая   или   ослабляя   накопление   капитала,  расширяя   или   уменьшая платежеспособный   спрос  населения.   При   этом выполнение       регулирующей      и  стимулирующей       функций    достигается путем   участия    государства   в   воспроизводственном   процессе,   но   не   в форме  прямого директивного вмешательства,  а   путем   управления   потоками  инвестиций  в отдельные отрасли,  влияния   на платежеспособный   спрос   населения.   Таким   образом,   особенностью   регулирующей функции   налогов  является   ее   опосредованное   (а   не   прямое)   воздействие   на   экономику,   когда   имеет   место   эффект   «запаздывания»,   т.е. для   получения запланированного результата в экономике от проведения    налоговой   политики   требуется    определенное     время.

Хотя    регулирующая      и  стимулирующая       функции      налогов   тесно связаны,   между   ними   есть   некоторые   различия.   Если   регулирующее действие  ориентировано  в основном   на  отраслевой и   народнохозяйственный  уровень,  т.е.  на макроэкономические  процессы,  то  стимулирующая роль более приближена к микроэкономическим процессам.  Она в большей   степени учитывает интересы конкретного хозяйствующего субъекта.   Посредством стимулирующей   функции   налоговая система   может создавать   стимулы   к труду,  поощрять развитие   различных

форм   предпринимательства   и   видов   производственной   деятельности.  Правда,   возможно   и другое,   когда   под   непосильным   налоговым   бременем сворачивается деловая активность.  В таком случае стимулирующая функция налогов действует со знаком минус.

   Налогам     присуща     и  контрольная    функция,   которая    способствует  количественно-качественному           отражению     хода  распределительного процесса,      позволяет    контролировать      формирование       стоимостных пропорций  в обществе,  налоговых поступлений  в бюджет,  их полноту и   своевременность.  Благодаря налоговому контролю оцениваются соблюдение и эффективность действия принципов налогообложения, других функций   налогов   и   налоговой   системы   в   целом.   В   результате органы   государственной   власти   получают информацию для   проведения   налоговой   политики   на ближайшую   и   отдаленную   перспективу. Одной     из   важнейших   задач   налогового   контроля   является     проверка соблюдения       налоговой   дисциплины       и  налогового   законодательства всеми   субъектами.

   Следует  отметить,  что  все   функции   налогов тесно  связаны   между собой. Так, развитие фискальной функции привело, в конечном счете,   к   расширению   функций   государства   и   усилению   его   вмешательства   в  экономику.     На  этой   основе   сформировалась       регулирующая функция,  которая способствовала появлению стимулирующей.     Налоги     весьма   разнообразны     и  образуют   сложную   систему.   Они делятся   на многочисленные  группы   по самым разным  признакам .     Наиболее распространенной классификацией налогов является их разделение на прямые и косвенные .

   Прямые  налоги   —   это   налоги   на  собственность,  доходы   и   капитал.   Они   взимаются    непосредственно   с   дохода   или   капитала,   а   плательщиками       прямых   налогов   выступают   собственники   доходов         или капитала.   К   прямым   налогам   относятся   налог  на   прибыль,   налог  на собственность,       подоходный     налог   и  др.  Прямые     налоги   исторически   предшествовали   косвенным,   ибо  они   были   более   просты   и   очевидны.

   Косвенные     налоги   —  это   налоги,    которые    представляют      собой надбавку   к ценам   на товары   или   услуги   и   которые  оплачиваются   потребителем      этого   товара.  Перечисляют   в   бюджет   косвенные      налоги непосредственный  производитель или продавец товара, услуги.   Косвенным      этот   налог   называется  потому,   что   покупатель   товара   налог не  платит,  он даже  может не догадываться о   налоге,  входящем   в пену товара.   Но,  покупая товар   по  цене,  в которую уже   входит этот   налог, он тем самым является его плательщиком.  Поэтому косвенные налоги   служат   менее   «заметным»   способом     изъятия    государством   денежных средств.  К косвенным налогам относятся таможенные пошлины, акцизы,  налог на добавленную стоимость,  налог с   продаж и др.

   Государство     предпочитает     косвенное     налогообложение       из-за  его простоты взимания, а также скрытости . От косвенных налогов трудно укрыться.   Косвенные   налоги   выгодны   и   хозяйствующим   субъектам, так как:   

1)  они   полностью ложатся   на  покупателей;  

2) легко  переложимы ;

3) взимаются незаметно для большинства  покупателей.

   Налоги   различаются   также   в зависимости   от характера   налоговых ставок.  Налоги делятся на пропорциональные,  прогрессивные и регрессивные.

   Налог   называется     пропорциональным,    если   налоговая    ставка   неизменна,   не  зависит от   величины  дохода,  от   масштаба   объекта   налогообложения. Например, если ставка налога на прибыль составляет 24% от прибыли  и   не  изменяется   в зависимости от значения   прибыли, то налог является   пропорциональным.   Название   налога   подчеркивает, что его общая   величина прямо пропорциональна объему налогообложения объекта (дохода,  прибыли,  имущества и т.п.).

   При    прогрессивном   налоге   налоговая    ставка   повышается     по   мере возрастания величины объекта налогообложения.  Например, доход в размере минимальной заработной платы может вообще не облагаться налогом,  а   владелец  большего дохода   платит   большую  сумму   налога по сравнению с владельцем меньшего дохода.

   Ставки   регрессивного налога,   наоборот,   понижаются   по  мере  увеличения   объекта   налогообложения         (например,   дохода).   Регрессивный налог вводится с целью стимулирования роста дохода, прибыли, имущества,  облагаемых   налогом.

   По характеру использования налоги   подразделяются   на общие и специальные. Общие налоги — это налоги, которые зачисляются в бюджет для   покрытия   общих расходов бюджета,  т.е.  это  налоги, которые не имеют целевого назначения.  Подавляющее число налогов являются общими. Специальные налоги — это налоги, которые вводятся для   финансирования   конкретной   категории   расходов   и зачисляются,  как правило, не в бюджет, а в целевые или  внебюджетные   фонды.  Такой   режим   позволяет   контролировать   целевое использование  указанных   средств.     По статусу налогоплательщика все налоги делятся на налоги с физических лиц и налоги с юридических лиц.

В  зависимости   оттого ,   какой   орган   государственной   власти   вводит   налоги ,   а   также  имеет   право   их   конкретизировать   и   уточнять условия     уплаты ,   налоги    делятся   на  федеральные ,      региональные и   местные .

   Федеральными налогами и сборами   признаются   налоги   и   сборы,  устанавливаемые   Налоговым   кодексом   РФ  и   обязательные   к уплате на всей территории   РФ.  К федеральным   налогам   и   сборам относятся:

   1.   Налог на добавленную  стоимость. (НДС   представляет   собой       налог   на   стоимость,   добавленную   обработкой   на конкретном  этапе  производства  или   реализации.  Объектом обложения       налогом   выступает   прирост   цены      изделия    в   процессе   его производства или доработки сверх цены,  по которой были   приобретены материалы или услуги, использованные при изготовлении данного товара.) В   настоящее      время    законодательством         установлены       следующие налоговые   ставки   НДС:

   0%  — для товаров ,  экспортируемых за  пределы   РФ ; для   услуг по перевозке   пассажиров и   багажа за пределы территории   России ; для товаров   (работ,   услуг)   для   официального   пользования             иностранными   дипломатическими             представительствами          и  для  некоторых других     операций ;

    10%   —   при   реализации   ограниченного   круга   продовольственных   товаров   (мяса   и   мясопродуктов ,   молока   и   молокопродуктов , масла     растительного ,      маргарина ,   сахара ,    соли    и  др.)  и  товаров для    детей   (трикотажных        и  швейных      изделий ,   обуви ,   некоторых школьно-письменных   принадлежностей ,   игрушек   и   др.) ;

    18%  —   при  реализации  иных   видов товаров ,  производстве  работ и   оказании   услуг.

   2. Акцизы. Акциз - один из видов налога, представляющий не связанный с получением дохода продавцом косвенный налог на продажу определенного вида товаров массового потребления. Акциз включается в цену товара и изымается в государственный и местный бюджеты. Плательщиками акциза являются потребители, приобретающие товары, которые облагаются акцизным сбором. Наиболее   часто   акцизы   устанавливаются        на   социально   вредные товары и предметы роскоши и, помимо фискальной функции , имеют цель снизить потребление данной продукции.

В  России подакцизными товарами  признаются:

   1) социально вредные товары:

    •   алкогольная   продукция   ;

    •   пиво;

    •   табачная продукция;

    •   спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением спирта

      коньячного;

    •   спиртосодержащая продукция   с   объемной        долей этилового спирта более 9%;

   2) предметы роскоши:

    •   легковые автомобили;

    •   мотоциклы с мощностью двигателя свыше   150 л.с ;

   3) продукты переработки углеводородного сырья:

   •   автомобильный бензин;

   •   дизельное топливо;

   •    моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (ин-

      жекторных)  двигателей;

   •   прямогонный бензин

  4) акцизы, взимаемые на таможне.

   3.   Налог на доходы   физических лиц. НДФЛ – налог на доходы физических лиц. НДФЛ в России равен 13% и отчисляется с каждой зарплаты сотрудника.

   4.   Налог на  прибыль организаций. Налог на прибыль предприятий и организаций является одним  из  основных прямых налогов.  Прямым  он   называется   потому,  что  представляет собой  форму   изъятия   части   чистого дохода,  созданною   про изводителем.      Его  величина   непосредственно   зависит   от   получаемой  прибыли,      а  реальным     плательщиком        налога   выступает     получатель дохода. Данный   налог не   перекладывается   на   конечного   потребителя  продукции,  как  при  косвенном   налогообложении. Ставка – 20%

   5.   Налог   на добычу   полезных   ископаемых. Налогоплательщиками налога на добычу полезных ископаемых признаются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством Российской Федерации.

   6.   Водный   налог. Налогоплательщиками водного налога признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации. Объектами налогообложения водным налогом признаются следующие виды пользования водными объектами:

1) забор воды из водных объектов;

2) использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях;

3) использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;

4) использование водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях.

   7. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование   объектами      водных   биологических   ресурсов. Плательщиками   сборов   за   пользование   объектами   животного мира   признаются   организации   и   физические  лица,   в   том   числе индивидуальные   предприниматели,   имеющие  лицензию   (разрешение) на пользование этими объектами на территории  РФ. Определение   объекта   налогообложения             связано   с  изъятием объектов животного мира и   водных биоресурсов из среды   их обитания (лов рыбы, охота и т.п.) на основании выданных лицензий.

   8.   Государственная   пошлина. Государственная пошлина - сбор, взимаемый с лиц, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации.

Плательщиками государственной пошлины признаются:

1) организации;

2) физические лица.

   Региональными налогами признаются налоги, которые устанавливаются     Налоговым   кодексом   РФ   и   законами   субъектов   РФ   о налогах   и   обязательны   к уплате   на территориях соответствующих субъектов   РФ.   При установлении   региональных   налогов законодательными      органами     государственной     власти   субъектов    РФ,   в

порядке и пределах, установленных Налоговым кодексом РФ, определяются:  налоговые ставки,  порядок и сроки уплаты  налогов.

   К региональным   налогам  относятся:

   1.  Налог на имущество организаций - налог на имущество юридических лиц, поступающий в федеральный и местные бюджеты. Объектом   налогообложения          налогом   на   имущество   организаций является движимое и   недвижимое  имущество, учитываемое в качестве объектов основных средств независимо от того, находятся ли они в собственности организации или нет. Но они обязательно должны   находиться   на балансе данной   организации.

   2.  Налог на игорный бизнес. Налогоплательщиками налога на игорный бизнес (далее в настоящей главе - налог) признаются организации или индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса. 1. Объектами налогообложения признаются:

1) игровой стол;

2) игровой автомат;

3) касса тотализатора;

4) касса букмекерской конторы.

   3. Транспортный налог. Налогоплательщиками  налога являются   организации   и   физические   лица,   на   имя   которых   зарегистрированы   транспортные средства.      Объектом налогообложения являются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы  и другие самоходные машины   и   механизмы   на пневматическом   и   гусеничном   ходу,  самолеты,  вертолеты, теплоходы,   яхты,   парусные   суда,   катера,   снегоходы,   мотосани, моторные лодки,  гидроциклы,  несамоходные  (буксирующие суда) и другие   водные   и   воздушные  средства.

   Местными налогами признаются налоги, которые устанавливаются Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований   о   налогах и  обязательны   к уплате  на территории   соответствующих   муниципальных   образований.

   К местным   налогам  относятся:

   1. Земельный налог. Его целью является стимулирование рационального использования, охраны  и   освоения земель, выравнивание социально-экономических условий хозяйствования на  землях   различного  качества. Налогоплательщиками  налога на землю признаются организации   и   физические  лица,  обладающие   земельными   участками   на праве   собственности,   праве   постоянного   (бессрочного)   пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Объектом     налогообложения       признаются      земельные   участки, расположенные в пределах муниципального образования

   2.  Налог на  имущество физических лиц - полностью   зачисляется    в  местные   бюджеты    и  рассчитывается    на  основе стоимости   имущества,   находящегося       в   собственности   граждан.   Налогоплательщиками           налога   на   имущество   физических   лиц являются физические лица — собственники имущества, признаваемого  объектами   налогообложения.   В   настоящее   время          к объектам  налогообложения   относятся   следующие   виды   строений,   находящихся   в   собственности   физических лиц:   жилые дома,  квартиры, дачи,   гаражи.

   Налоговым   кодексом   РФ   предусмотрены   также   специальные налоговые режимы, которые представляют собой особый порядок определения   элементов налогообложения,  а также освобождения от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов, относящих-

ся к федеральным,  региональным  или   местным  налогам.     К специальным   налоговым   режимам  относятся:

   1.  Система   налогообложения для   сельскохозяйственных товаропроизводителей   (единый   сельскохозяйственный   налог).

   2.  Упрощенная   система  налогообложения.

   3. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный   доход для   отдельных   видов деятельности.

   4.   Система   налогообложения      при   выполнении   соглашений   о разделе   продукции.

   

Важно заметить, что основную долю — более 50% доходов консолидированного бюджета

составляют   косвенные   налоги.   Доля        прямых   налогов   составляет примерно 35%.

Как    уже   отмечалось,      наибольшую       долю    доходов    федерального бюджета составляет налог на добавленную стоимость (НДС). Налоги олицетворяют собой ту часть совокупности финансовых отношений, которая связана с формированием денежных доходов государства (бюджета и внебюджетных фондов), необходимых ему для выполнения соответствующих функций - социальной, экономической, военно-оборонительной, правоохранительной, по развитию фундаментальной науки и др. Налоги являются объективной необходимостью, ибо обусловлены потребностями поступательного развития общества. Государство, исходя из объективной необходимости, формирует соответствующую налоговую систему, совершенствует ее структуру и механизм функционирования в финансовой системе страны.

Бюджетно-налоговое планирование и регулирование представляет собой   комплекс  мер,  посредством   которых   государство осуществляет составление экономически обоснованных прогнозов поступления налоговых   доходов   в   бюджет,   определяет,   по   каким   направлениям и   как осуществляется   регулирование  экономических   процессов  посредством   налоговых инструментов.

   Важное значение при осуществлении государством бюджетно-налоговой     политики     имеет   прогнозирование   налоговых    поступлений. Это  очень  сложный   и   трудоемкий   процесс,  требующий   учета  большого количества факторов и постоянной аналитической работы. Он используется   всеми развитыми странами как метод экономического предвидения.

   В   нашей   стране   планирование   налоговых   доходов   федерального бюджета   осуществляет      Минфин     России   совместно   с   Федеральной налоговой  службой. Процесс прогнозной работы   включает в себя несколько этапов.

   I этап — аналитическая стадия сбора и обработки информации . На  этой   стадии   органы   Росстата,   Федеральной   налоговой   службы,   Федерального   казначейства  доводят   до   Минфина   России   обобщенные  сведения    о   текущих  налоговых    поступлениях.     Эти  сведения    предоставляются   отдельно по  каждому налогу и для   отдельных территорий.  Сбор    и  обработка   этих   данных   позволяют    судить   о   тех  негативных моментах,   которые   проявляются        в   процессе   сбора   налогов   (степень

отклонения фактических поступлений от расчетных,  количество  выявленных      налоговых   правонарушений ,       причины     недоимок    и   т.п.) .  В то же  время   подобного рода анализ  позволяет  выявить  позитивное влияние действующей   налоговой   системы   на  экономическое   развитие.   Например,   абсолютное   увеличение        налоговых    поступлений   по отдельным   видам   налогов,   влияние  существующих налоговых ставок на  процесс  инвестирования ,  структурные  сдвиги   в   экономике  и т.п.  Все это будет иметь большое значение как при корректировке основных   направлений  налоговой  политики   на  следующий   год,  так  и   при определении   конкретных   налоговых   ставок  по  отдельным   видам   налоговых   платежей.

   II   этап   —  Минэкономразвития        представляет   Минфину   прогнозируемые     на   следующий     год  и  среднесрочную     перспективу    макроэкономические показатели, от которых зависит размер налоговых поступлений.   Это такие   показатели,  как:  объем   ВВП;  объем денежной массы;    предполагаемый       объем   прибыли,    создаваемый     в  отдельных отраслях хозяйства   и   на  отдельных территориях;  размер   фонда  оплаты труда; уровень инфляции ; объем товарооборота и др.

   III этап — с учетом представленных данных Минфин   России проводит расчет доходов консолидированного бюджета по основным налоговым   поступлениям.   При   этом   обязательно  учитывается   степень риска, а в план заранее закладываются отклонения фактических объемов   налоговых   поступлений   от   плановых.   Степень такого   отклонения   зависит   от   непредсказуемости   тех   или   иных   факторов ,   которые являются   существенными для   отдельных налоговых платежей.  Расчет проекта   налоговых доходов  осуществляется   обязательно  с учетом  результатов   проведения     экспертизы     исполнения     бюджетов   в   текущем финансовом   году.

   IV   этап   —   на   основании   произведенных   расчетов   Минфин   России    формулирует     свои   предложения     относительно      корректировок налогового законодательства,  которые  представляются   им  в   Государственную Думу   вместе   с   проектом   федерального   бюджета   на  очередной   финансовый       год.  При   необходимости     могут   корректироваться ставки   отдельных   налогов,   система  льгот   по   ним,   размер   необлагаемого минимума  (если   речь идет о   подоходном   налоге),  распределение отдельных   налоговых доходов   по   уровням   бюджетной   системы   и   т.п.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

28419. Привилегии и иммунитеты международных организаций 168.91 KB
  Большое влияние на становление и объем привилегий и им_мунитетов международных организаций оказала практика при_менения дипломатических привилегий и иммунитетов т. Тот факт что привилегии и иммунитеты международных организаций почти совпадают или близки по объему привиле_гиям и иммунитетам дипломатических представительств госу_дарств за рубежом однако не дает никаких оснований считать или именовать первые как дипломатические привилегии и иммунитеты поскольку осуществление дипломатии присуще только государствам но не международным...
28423. Право международных организаций 24.5 KB
  В большинстве случаев в право организаций не включают нормы о международных конференциях и иных международных органах. Особое место занимает внутреннее право международных организаций. Внутреннее право международных организаций регулирует внутриорганизационную деятельность а не отношения между государствами.
28424. Правовой режим делегаций и дипломатических миссий на международных конференциях 159.82 KB
  Правовой режим делегаций и дипломатических миссий на международных конференциях Международные конференции конгрессы являются традиционной формой многосторонней дипломатии и представляют собой совещания или встречи делегаций разных стран созываемые с целью изучения и разрешения проблем представляющих взаимный интерес1. Иногда однако эти собрания именовались конференциями как например Лондонская конференция 1830 1833 после провозглашения независимости Бельгии Лондонская конференция 1912 1923 по окончании балканских войн Парижские...