33594

Социологические исследования социально-экономических и политических процессов

Доклад

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Программа исследования: методологический и процедурный разделы. Социологические исследования обеспечивают сбор информации об изучаемом объекте раскрывают его характерные черты и тенденции развития формулируются выводы и рекомендации которые помогают руководителю в его должности. Теоретикоприкладные исследования цель которых содействие решению социальных проблем путем разработки новых подходов к их изучению интерпретации и объяснению более глубокому и всестороннему чем ранее.

Русский

2013-09-06

42 KB

26 чел.

  1.  Социологические исследования социально-экономических и политических процессов. Роль социологических исследований в анализе социально-экономических и политических процессов. Программа исследования: методологический и процедурный разделы. Типы опроса: письменные (анкетирование) и устные (интервью), очные и заочные, экспертные и массовые, выборочные и сплошные. Социологическое исследование.

Социологические  исследования обеспечивают сбор информации об изучаемом объекте, раскрывают его характерные черты и тенденции развития, формулируются выводы и рекомендации, которые помогают руководителю в его должности.

Социологическое исследованиесистема логически последовательных, методологических и организационно-технических процедур, связанных между собой целью получить достоверные факты об изучаемом явлении для их использования в социальном управлении.

Можно выделить два типа исследований:

1.         Теоретико-прикладные исследования, цель которых - содействие решению социальных проблем путем разработки новых подходов к их изучению, интерпретации и объяснению, более глубокому и всестороннему, чем ранее.

2.         Прикладные социологические исследования, направленные на практическое решение достаточно ясно очерченных социальных проблем с тем, чтобы предложить конкретные способы действий в определенные сроки. Теоретические подходы, уже разработанные в социологии, реализуются здесь в конкретном приложении к данной области общественной жизни и в данных видах деятельности людей и организаций, а непосредственным их результатом должна быть разработка социального проекта, системы мероприятий для внедрения в практику.

Граница, разделяющая теоретико-прикладное и прикладное исследование, определяется в зависимости от основной цели, по преимуществу связанной с углублением научного знания о социальных процессах или же преимущественно направленной на непосредственное решение конкретных социальных проблем. В теоретико-прикладном исследовании социальный заказ имеет место как некая общественная потребность, «взывающая» к её изучению я удовлетворению. В прикладном имеется и конкретный заказчик, управленческий орган, непосредственно заинтересованный в помощи исследователей.

Практичность прикладного исследования - в его непосредственной устремленности на решение социальных проблем, направленности на проработку управленческих решений, внедрение в практику социальных нововведений. В прикладном исследования предметная область должна быть определена применительно к заданному социальному объекту, чтобы содействовать его нормальному функционированию и развитию.

В зависимости от состояния имеющихся знаний о проблеме, которую предстоит изучить, социологические исследования группируются в три основных типа:

1. Формулятивное (разведывательное) исследование применяется тогда, когда об изучаемой проблеме имеется самое общее, смутное представление и никаких, кроме тривиальных, гипотез о подходах к ее решению социолог выдвинуть не может. Характерный признак такой ситуации - скудность или полное отсутствие литературы,  материалов  исследований  по  этой  или  сопредельным проблемам.

Реализация   исследования   этого   типа   предполагает,   в   свою очередь, три этапа:

1)   Изучение имеющейся литературы (библиография, селекция,

изучение),

2)   Встречи и беседы со специалистами (экспертами), для того чтобы убедится в полноте библиографии, получить дополнительные сведения о литературе и проблематике, разработать наброски первичных гипотез.

3)   Разведывательное наблюдение (непосредственное или по литературе, прессе, СМИ). Итогом такого расследования служит четкая формулировка проблем, целей, задач, гипотез

(если надо).

2. Описательное (дескриптивное) исследование преследует цель строго описания качественно-количественных значений характеристик изучаемой проблемы в конкретной предметной области. Типичный пример дескриптивного исследования классификация эмпирии, описание структуры предмета (например, свободного времени) с минимальной интерпретацией и аналитикой.

3. Аналитико-экспериментальное исследование - наиболее сильный и распространенный тип социологического исследования. Оно предполагает наличие достаточно глубоких знаний в изучаемой области. Его цель- выдвижение объяснительных аналитических концепций, выявление причинно-следственных связей и достаточно обоснованный выход на социально-технологические рекомендации и

методики.

Программа исследования - это изложение его теоретико-методологических предпосылок (общей концепции) в соответствии с основными целями предпринимаемой работы и гипотез исследования с указанием правил процедуры, а также логической последовательности операций для их проверки.

Тщательно проработанная программа - гарантия успеха всего исследования.

Обычно в структуре программы выделяют два раздела: методологический и процедурный.

Методологический раздел включает:

1.      Формулировку проблемы, определение объекта и предмета исследования.

2.      Определение цели и постановка задач исследования.

3.      Уточнение и интерпретация основных понятий.

4.      Предварительный системный анализ объекта исследования,

5.      Развертывание рабочих гипотез. Процедурный раздел программы:

6.      Принципиальный (стратегический) план исследования.

7.      Обоснование системы выборки единиц наблюдения.

8.      Набросок основных процедур сбора и анализа исходных данных,

9.      Содержательный анализ результатов исследования.

10.    Оформление результатов исследования в виде отчетов, публикаций, социальных технологий.

К основным способам получения эмпирической информации относятся наблюдение, анализ документов и опрос.

Остановимся на основном методе сбора информации - опросе. Более 80% всей эмпирической информации социологи получают методом опроса. Кроме социологии опрос успешно используется в других областях: статистике (структура населения, бюджеты потребления и т.д.), журналистике (различные виды интервью), педагогике (как средство контроля), юриспруденции (опросы свидетелей), психологии.

Широкое использование метода опроса обусловлено его очевидными достоинствами:

1.      организационная четкость и относительная простота (опрос всегда организовать легче, чем любой другой способ получения информации);

2.      относительная дешевизна;

3.      конкретность, содержательность и стандартность получаемых с его помощью сведений;

4.      уникальность (он позволяет получать информацию, которая недоступна другим методам);

5.      эффективное использование формальных и технических средств обработки получаемых материалов.

Недостатки опроса связаны с факторами, негативно влияющими на качество получаемых сведений:

1.      влияние респондента (уровень его образования, культуры, свойства памяти, психики, отношение к организации или человеку. Проводящему опрос);

2.      влияние самого исследователя (качество разработки опросника, профессионализм анкетера или интервьюера);

3.      влияние внешних факторов (посторонние лица, неудачное время и место опроса, плохая организация самой процедуры).

Объект опроса - социальная общность, группа, коллектив, индивид.

Предмет - субъективно-оценочная информация, выраженная в мнениях респондентов и характеризующая их поведение, ценностную ориентацию.

Типы опросов:

- Письменные (анкетирование) и устные (интервью);

- Очные и заочные (почтовые, телефонные, прессовые);

- Экспертные и массовые;

- Выборочные и сплошные.

Опрос – метод сбора первичной информации об изучаемом объекте в ходе непосредственного (интервью) или опосредованного (анкетирование) общения с респондентом путем регистрации ответов на вопросы, вытекающие из цели и задач исследования.

 Интервьюирование - это устный опрос эксперта. Тема обсуждения сообщается заранее, но вопросы ставятся непосредственно в процессе беседы.

Анкетирование предполагает опрос в письменной форме с помощью анкет ("вопросников").

Экспертные опросы предполагают опрос людей – экспертов в этой области, имеющих представление о специфике изучаемой проблемной ситуации.

Массовые – не  требуют специальных знаний, рассчитаны на массового пользователя.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

39731. Товар может быть классифицирован по следующим основаниям 16.63 KB
  В зависимости от ритма совершения покупки все товары можно разделить на: Товары повседневного спроса товары которые потребитель обычно покупает часто без раздумий и с минимальными усилиями на их сравнение между собой. Товары предварительного выбора товары которые потребитель в процессе выбора и покупки как правило сравнивает между собой по показателям пригодности качества цены и внешнего оформления. Товары импульсной покупки приобретают без всякого предварительного планирования и поисков. Обычно такие товары продаются во многих...
39733. Товарный ассортимент и товарная номенклатура 18.24 KB
  Широта товарного ассортимента. Решение о наращивании товарного ассортимента. Товарный ассортимент любой фирмы является частью общего товарного ассортимента предлагаемого отраслью в целом. Наращивание ассортимента происходит тогда когда фирма выходит за пределы того что производит в настоящее время.
39734. Жизненный цикл товара 16.75 KB
  Характерным является небольшой рост объёмов продаж и соответственно прибыль минимальна или её вообще нет. Период быстрого роста объёма продаж если товар принят рынком и спрос на него растёт. Прибыль также возрастает по мере увеличения объёма продаж. Объемы продаж значительны но дальнейшего роста продаж не наблюдается.
39735. Ценообразующие факторы 16.94 KB
  Все многообразие ценообразующих факторов как показывает экономическая практика можно разделить на три группы: базовые неконъюнктурные; конъюнктурные; регулирующие связанные с государственной политикой. Действие этой группы факторов различно на рынках разных типов. Так в условиях товарного рынка неконъюнктурные факторы считаются внутрипроизводственными затратными стоимостными поскольку движение цен под воздействием лишь этих факторов однонаправлено с движением затрат. Действие конъюнктурных факторов объясняется изменчивостью...
39737. Возникновение и сущность маркетинга, сбытовой и маркетинговой подходы к деятельности фирмы, цели маркетинга 167.5 KB
  Возникновение и сущность маркетинга сбытовой и маркетинговой подходы к деятельности фирмы цели маркетинга. Становление маркетинга как основы экономического поведения фирмы следует отнести к периоду последующему за великой депрессией охватившей Запад в 19291933 годах . Основными понятиями сферы маркетинга являются следующие: нужды потребности запросы товар обмен сделка и рынок. Введение в практику предпринимательства концепции маркетинга позволяют решить целый комплекс вопросов: 1.
39738. Маркетинг. Общие понятия маркетинга 872 KB
  Спрос – это совокупный запрос группы потребителей. Предвидеть прогнозировать спрос можно только постоянно изучая потребителей так чтобы разрабатывать и предлагать именно то что они хотят и в чем нуждаются. Стимулировать значит вызывать у потребителей стремление к тому что предлагает фирма привлекательно оформляя продукт интенсивно его рекламируя и так далее. Маркетинговая деятельность может быть направлена как на потребителей так и на население в целом.