33594

Социологические исследования социально-экономических и политических процессов

Доклад

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Программа исследования: методологический и процедурный разделы. Социологические исследования обеспечивают сбор информации об изучаемом объекте раскрывают его характерные черты и тенденции развития формулируются выводы и рекомендации которые помогают руководителю в его должности. Теоретикоприкладные исследования цель которых содействие решению социальных проблем путем разработки новых подходов к их изучению интерпретации и объяснению более глубокому и всестороннему чем ранее.

Русский

2013-09-06

42 KB

26 чел.

  1.  Социологические исследования социально-экономических и политических процессов. Роль социологических исследований в анализе социально-экономических и политических процессов. Программа исследования: методологический и процедурный разделы. Типы опроса: письменные (анкетирование) и устные (интервью), очные и заочные, экспертные и массовые, выборочные и сплошные. Социологическое исследование.

Социологические  исследования обеспечивают сбор информации об изучаемом объекте, раскрывают его характерные черты и тенденции развития, формулируются выводы и рекомендации, которые помогают руководителю в его должности.

Социологическое исследованиесистема логически последовательных, методологических и организационно-технических процедур, связанных между собой целью получить достоверные факты об изучаемом явлении для их использования в социальном управлении.

Можно выделить два типа исследований:

1.         Теоретико-прикладные исследования, цель которых - содействие решению социальных проблем путем разработки новых подходов к их изучению, интерпретации и объяснению, более глубокому и всестороннему, чем ранее.

2.         Прикладные социологические исследования, направленные на практическое решение достаточно ясно очерченных социальных проблем с тем, чтобы предложить конкретные способы действий в определенные сроки. Теоретические подходы, уже разработанные в социологии, реализуются здесь в конкретном приложении к данной области общественной жизни и в данных видах деятельности людей и организаций, а непосредственным их результатом должна быть разработка социального проекта, системы мероприятий для внедрения в практику.

Граница, разделяющая теоретико-прикладное и прикладное исследование, определяется в зависимости от основной цели, по преимуществу связанной с углублением научного знания о социальных процессах или же преимущественно направленной на непосредственное решение конкретных социальных проблем. В теоретико-прикладном исследовании социальный заказ имеет место как некая общественная потребность, «взывающая» к её изучению я удовлетворению. В прикладном имеется и конкретный заказчик, управленческий орган, непосредственно заинтересованный в помощи исследователей.

Практичность прикладного исследования - в его непосредственной устремленности на решение социальных проблем, направленности на проработку управленческих решений, внедрение в практику социальных нововведений. В прикладном исследования предметная область должна быть определена применительно к заданному социальному объекту, чтобы содействовать его нормальному функционированию и развитию.

В зависимости от состояния имеющихся знаний о проблеме, которую предстоит изучить, социологические исследования группируются в три основных типа:

1. Формулятивное (разведывательное) исследование применяется тогда, когда об изучаемой проблеме имеется самое общее, смутное представление и никаких, кроме тривиальных, гипотез о подходах к ее решению социолог выдвинуть не может. Характерный признак такой ситуации - скудность или полное отсутствие литературы,  материалов  исследований  по  этой  или  сопредельным проблемам.

Реализация   исследования   этого   типа   предполагает,   в   свою очередь, три этапа:

1)   Изучение имеющейся литературы (библиография, селекция,

изучение),

2)   Встречи и беседы со специалистами (экспертами), для того чтобы убедится в полноте библиографии, получить дополнительные сведения о литературе и проблематике, разработать наброски первичных гипотез.

3)   Разведывательное наблюдение (непосредственное или по литературе, прессе, СМИ). Итогом такого расследования служит четкая формулировка проблем, целей, задач, гипотез

(если надо).

2. Описательное (дескриптивное) исследование преследует цель строго описания качественно-количественных значений характеристик изучаемой проблемы в конкретной предметной области. Типичный пример дескриптивного исследования классификация эмпирии, описание структуры предмета (например, свободного времени) с минимальной интерпретацией и аналитикой.

3. Аналитико-экспериментальное исследование - наиболее сильный и распространенный тип социологического исследования. Оно предполагает наличие достаточно глубоких знаний в изучаемой области. Его цель- выдвижение объяснительных аналитических концепций, выявление причинно-следственных связей и достаточно обоснованный выход на социально-технологические рекомендации и

методики.

Программа исследования - это изложение его теоретико-методологических предпосылок (общей концепции) в соответствии с основными целями предпринимаемой работы и гипотез исследования с указанием правил процедуры, а также логической последовательности операций для их проверки.

Тщательно проработанная программа - гарантия успеха всего исследования.

Обычно в структуре программы выделяют два раздела: методологический и процедурный.

Методологический раздел включает:

1.      Формулировку проблемы, определение объекта и предмета исследования.

2.      Определение цели и постановка задач исследования.

3.      Уточнение и интерпретация основных понятий.

4.      Предварительный системный анализ объекта исследования,

5.      Развертывание рабочих гипотез. Процедурный раздел программы:

6.      Принципиальный (стратегический) план исследования.

7.      Обоснование системы выборки единиц наблюдения.

8.      Набросок основных процедур сбора и анализа исходных данных,

9.      Содержательный анализ результатов исследования.

10.    Оформление результатов исследования в виде отчетов, публикаций, социальных технологий.

К основным способам получения эмпирической информации относятся наблюдение, анализ документов и опрос.

Остановимся на основном методе сбора информации - опросе. Более 80% всей эмпирической информации социологи получают методом опроса. Кроме социологии опрос успешно используется в других областях: статистике (структура населения, бюджеты потребления и т.д.), журналистике (различные виды интервью), педагогике (как средство контроля), юриспруденции (опросы свидетелей), психологии.

Широкое использование метода опроса обусловлено его очевидными достоинствами:

1.      организационная четкость и относительная простота (опрос всегда организовать легче, чем любой другой способ получения информации);

2.      относительная дешевизна;

3.      конкретность, содержательность и стандартность получаемых с его помощью сведений;

4.      уникальность (он позволяет получать информацию, которая недоступна другим методам);

5.      эффективное использование формальных и технических средств обработки получаемых материалов.

Недостатки опроса связаны с факторами, негативно влияющими на качество получаемых сведений:

1.      влияние респондента (уровень его образования, культуры, свойства памяти, психики, отношение к организации или человеку. Проводящему опрос);

2.      влияние самого исследователя (качество разработки опросника, профессионализм анкетера или интервьюера);

3.      влияние внешних факторов (посторонние лица, неудачное время и место опроса, плохая организация самой процедуры).

Объект опроса - социальная общность, группа, коллектив, индивид.

Предмет - субъективно-оценочная информация, выраженная в мнениях респондентов и характеризующая их поведение, ценностную ориентацию.

Типы опросов:

- Письменные (анкетирование) и устные (интервью);

- Очные и заочные (почтовые, телефонные, прессовые);

- Экспертные и массовые;

- Выборочные и сплошные.

Опрос – метод сбора первичной информации об изучаемом объекте в ходе непосредственного (интервью) или опосредованного (анкетирование) общения с респондентом путем регистрации ответов на вопросы, вытекающие из цели и задач исследования.

 Интервьюирование - это устный опрос эксперта. Тема обсуждения сообщается заранее, но вопросы ставятся непосредственно в процессе беседы.

Анкетирование предполагает опрос в письменной форме с помощью анкет ("вопросников").

Экспертные опросы предполагают опрос людей – экспертов в этой области, имеющих представление о специфике изучаемой проблемной ситуации.

Массовые – не  требуют специальных знаний, рассчитаны на массового пользователя.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

46061. Ламбдацизм. Определение, этиология, виды. Логопедические технологии устранения ламбдацизма у детей 30.5 KB
  Во время правильного произнесения звука л органы речи принимают следующее положение: губы раскрыты занимают нейтральное положение или принимают положение последующего гласного звука; зубы незначительно разомкнуты; язык узкий кончик языка поднимается и упирается в верхние резцы или их десны средняя часть языка опущена боковые края тоже опущены; между боковыми краями языка и коренными зубами остается щель через которую выходит воздушная струя.Артикуляция твердого звука л сложнее артикуляции ль поэтому нарушение его произношения...
46062. Ротацизм. Определение, этиология, виды. Логопедические технологии устранения ротацизма у детей 36.5 KB
  Причины нарушения звуков р и рь: укороченная подъязычная связка уздечка ограничивающая движение вверх кончика языка и передней части спинки языка; слабость мышц языка; неумение выполнять языком произвольные целенаправленные движения; нарушения фонематического слуха.Звук р согласныйвоздушная струя встречает преграду;язычный переднеязычный передненебный передняя часть языка направляется к передней части неба;смычный дрожащий вибрант образуется путем вибрации кончика языка смыкании и размыкании его около альвеол;сонорный...
46063. Каппацизм и йотацизм. Определение, этиология, виды. Логопедические технологии устранения каппацизма и йотацизма. Каппацизм – дефект произношения нёбных звуков к, к 18.5 KB
  Кончик языка опущен но не прикасается к нижним зубам. Корень языка поднят и смыкается с небом.Предложите ребенку произносить слоги татата и одновременно с этим нажимайте шпателем или плоским концом ложечки на кончик языка отодвигайте язык отт нижних зубов глубь рта. Таким образом спинка языка все больше выгибается и соответственно получается тятятя потом кякякя и наконец когда происходит смычка спинки языка с небом должно получиться какака.
46064. Нарушение звукопроизношения по звонкости – глухости, твёрдости – мягкости. Логопедические технологии устранения этих дефектов 32 KB
  Исправление данного недостатка следует начинать со щелевых звуков в з жА потом квзрывным б д г. громкое ишёпотное произнесение гласных звуков отрывисто и длительно. Озвончение щелевых звуков не всегда удаётся вызвать сразу это связано с тем что как правило в этих случаях есть какой то вид сигматизма. При этом он обращает внимание ребенка не только на различие в звучании звуков но и на то что в момент произнесения твердого звука в можно прикоснувшись рукой к гортани ощущать её вибрацию.
46065. Игры в логопедической работе с детьми. Системы игр, анализ методической литературы 15 KB
  Игры в логопедической работе с детьми. Игры используют в любые режимные моменты как на занятиях так и вне. Подготовительный этап: игры на развитие всех психических функций. Далее игры на развитие артикуляционной моторики.
46066. Личность логопеда. Сферы деятельности логопеда, функциональные обязанности, профессионально значимые качества. Организация логопедической помощи населению России 36 KB
  Логопед должен уметь распознавать речевые нарушения владеть приёмами и методами их устранения и коррекции специальными методами обучения детей с речевыми расстройствами родному языку как в дошкольном так и в школьном возрасте проводить профилактическую работу по предупреждению неуспеваемости хорошо знать психологические особенности детей с речевой патологией использовать приемы и методы их воспитания корреляции и развития у них высших корковых функций. Первостепенное значение для эффективности работы по обучению воспитанию...
46067. Теоретические и методологические основы специальной педагогической науки об обучении, воспитании, лиц с нарушениями речи 19 KB
  Теоретические и методологические основы специальной педагогической науки об обучении воспитании лиц с нарушениями речи. Логопедия это наука о нарушениях речи методах их выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания. Термин логопедия происходит от греческих корней логос слово и пайдео воспитываю обучаю и в переводе означает воспитание правильной речи. Предметом логопедии как науки являются нарушения речи и процесс обучения и воспитания лиц с нарушением речевой деятельности.
46068. Основные положения учения об этиологии речевых нарушений 19.5 KB
  Основные положения учения об этиологии речевых нарушений. Еще в древности греческий философ и врач Гиппократ видел причину ряда речевых расстройств в частности заикания в поражениях мозга. Другой греческий философ Аристотель связывая процессы речеобразования с анатомическим строением периферического речевого аппарата усматривал причины речевых расстройств в нарушениях последнего. Таким образом уже в исследованиях античных ученых наметилось два направления в понимании причин речевых нарушений.
46069. Принципы анализа речевых нарушений 17.5 KB
  Принцип развития предусматривает анализ речевых нарушений в динамике развития ребенка. Анализ речевого дефекта в динамике возрастного развития ребенка оценка истоков его возникновения и прогнозирование его последствий требует знаний особенностей и закономерностей речевого развития на каждом возрастном этапе. Анализ речевых нарушений с позиций развития позволяет выделить ведущий дефект и связанные с ним вторичные нарушения. У детей у которых этот вид деятельности развивается слабо например длительная болезнь предпосылки речевого развития...