33606

Урбанизация и особенности расселения населения

Доклад

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

В настоящее время более половины населения мира живет в сельской местности. В России учитывается не только число жителей но и показатель занятости населения промышленность сфера обслуживания. Процесс роста городского населения увеличения числа городов и их укрупнения возникновения сетей и систем городов а также повышения роли городов в современном мире называется урбанизацией.

Русский

2013-09-06

61 KB

34 чел.

  1.   Урбанизация и особенности расселения населения

Расселение служит средством организации территории и индикатором уровня её развития. Город и деревня– две основные формы расселения, его полюса. Городское и сельское расселение взаимосвязаны, дополняют и проникают в друг друга. Каждое из них имеет свою специфику, сложившуюся как под влиянием внешних факторов, так и в силу внутренних процессов саморазвития. Различия между городом и деревней проявляются и в экономической, и в социальной сферах. Деревня монофункциональна, город многофункционален, в нём более широкие возможности выбора профессии, мест работы и учёбы, форм проведения досуга. У города и деревни разная производственная и жизненная среда. Глубинная причина различий между ними в том, что для деятельности в деревне (в основном сельскохозяйственной и лесохозяйственной) земля является средством производства. Отсюда– рассредоточенность сельских населённых пунктов, их сравнительно небольшие размеры, привязка сельскохозяйственных поселений к угодьям. Выезд на работу к рассредоточенным в окрестностях полям, лугам, садам, виноградникам, пастбищам осуществляется из села (деревни)– концентрации мест жительства. В городе, наоборот, трудовые поездки совершаются от рассредоточенных мест жительства (иногда загородных) к местам приложения труда, расположенным в ареалах их концентрации.

Сельское расселение возникло с развитием земледелия. В настоящее время более половины населения мира живет в сельской местности. Сельских населенных пунктов насчитывается 15-20 млн. Они различны по величине, форме, специализации хозяйства.

Существуют две формы сельского расселения:    -   групповая (деревенская) - наиболее характерна для стран Центральной и Южной Европы, России, Японии, а также для большинства развивающихся стран;    -   рассеянная (ферма) - наиболее распространены в США, Канаде, Австралии, странах Северной Европы.

Городское расселение. Города возникли в древности в междуречье Тигра и Евфрата, а затем в низовьях и дельте Нила как центры административной власти, торговли и ремесла. С развитием индустрии в них концентрировалось промышленное производство, формировалась инфраструктура, развивались транспортные связи. Города постепенно становились центрами притяжения для всей окружающей территории, возрастала их роль в территориальной организации хозяйства. Сегодня функции крупных городов расширились. Они являются промышленными, культурными, научными, административными центрами, транспортными узлами. Большинство городов - многофункциональные. Однако есть города, имеющие "специализацию", - однофункциональные. К ним относятся горнопромышленные центры, города-курорты, научные центры, некоторые столицы.

Определение города в разных странах различно. Например, в США городом считается поселение свыше 2,5 тыс. человек, в Индии - свыше 5 тыс., Нидерландах - 20 тыс., Японии - 30 тыс., а в Швеции, Дании, Финляндии - лишь более 200 человек. В России учитывается не только число жителей, но и показатель занятости населения (промышленность, сфера обслуживания). Процесс роста городского населения, увеличения числа городов и их укрупнения, возникновения сетей и систем городов, а также повышения роли городов в современном мире называется урбанизацией. Урбанизация - важнейший социально-экономический процесс современности. В его развитии выделяются три этапа:

  1.  начальный этап - XIX век. Процесс урбанизации начался в Европе и Северной Америке;
  2.  первая половина XX века. Этот этап характеризуется ускорением роста городского населения и распространением урбанизации почти на все регионы мира;
  3.  вторая половина XX века. Для этого этапа характерно еще большее ускорение темпов роста городского населения, развитие больших городов, переход от точечного города к агломерации (территориальной группировке городов и сельских поселений), а также формирование мегалополисов (слияние городских агломераций), что приводит к распространению городского образа жизни на сельскую местность.

Урбанизация как всемирный процесс обладает общими чертами, характерными для большинства стран.

Черты урбанизации

Примеры проявления

1. Быстрые темпы роста городского населения

За вторую половину XX века доля городского населения выросла на 16% (при этом ежегодно численность городского населения увеличивается на 50 млн чел.)

2. Концентрация населения преимущественно в больших городах

В начале XX века больших городов (свыше 100 тыс. чел.) было 360, к настоящему времени - более 2500
Число городов-миллионеров превысило 200. 20 городов мира имеют численность населения более 10 млн чел.

3. "Расползание" городов, расширение их территории

Формирование агломераций. Например, Мехико, Сан-Паулу, Токио, Нью-Йорк с численностью населения 16-20 млн чел.
Формирование мегалополисов: Босваш (45 млн чел.), Токайдо (60 млн чел.) и др.

При наличии общих черт процесс урбанизации в разных странах имеет свои особенности, которые выражаются в уровне и темпах урбанизации.  По уровню урбанизации можно выделить:

Высокоурбанизированные страны

Среднеурбанизированные страны

Слабоурбанизированные страны

Доля городского населения более 50%

Доля городского населения 20-50%

Доля городского населения менее 20%

Великобритания
Венесуэла
Кувейт
Швеция
Австралия
Япония

Алжир
Боливия
Нигерия
Индия
Заир
Египет

Чад
Эфиопия
Сомали
Нигер
Мали
Замбия

Уровень урбанизации в разных регионах мира различен. Наиболее высок он в Северной Америке, Зарубежной Европе, Латинской Америке и Австралии (71-75%); низкий уровень - в Зарубежной Азии (особенно в Южной и Юго-Восточной) и Африке (27-34%).

По темпам урбанизации резко различаются развитые и развивающиеся страны. В развивающихся странах темпы роста городского населения в 4,5 раза превышают темпы развитых стран. Наиболее высоки они в Африке и Зарубежной Азии, в странах, где уровень урбанизации сегодня наиболее низок. Высокие темпы роста численности горожан в развивающихся странах получили название "городской взрыв". Он сопровождается ростом числа больших городов и городов-миллионеров.

Особенностью процесса урбанизации в развитых странах стало явление субурбанизации - переезд части городского населения в пригороды. В США 60% жителей агломераций проживает в пригородах. Это связано с ухудшением экологических условий в крупных городах, удорожанием инфраструктуры.

Типы городов, их функции

Классификация городских поселений может быть проведена по многим основаниям, главным из которых являются размер (численность населения) и функции. При этом в каждом городском поселении есть функции градообслуживающие (виды деятельности и отрасли, продукция которых предназначена для населения города, - внутренний транспорт, хлебопекарная промышленность и т.п.) и градообразующие, которые имеют внешнее относительно поселения значение. Классифицируются городские поселения по градообразующим функциям.

Градообразующие функции можно разделить на две группы – центральные и специальные. Центральные функции заключаются в разнообразном обслуживании населения и хозяйства прилегающих территорий. Городские поселения – центральные места образуют довольно строгую иерархию в пределах страны. На верхнем уровне этой иерархии находится столица Москва, обслуживающая всю территорию страны. Следующий уровень образуют города – крупнейшие центры экономических районов (Новосибирск, Екатеринбург и др.). обслуживание территорий субъектов Российской Федерации осуществляют региональные центры (Псков, Орел, Астрахань и др.). внутри каждого региона обычно можно выделить уровень межрайонных центров, обслуживающих несколько низовых административных районов (например, Орск и Бузулук в Оренбургской области). Следующий уровень образуют поселения – райцентры (например, Выборг, Приозерск и другие в Ленинградской области). Низший уровень иерархии образуют поселения – внутрирайонные центры, которые обслуживают часть административного района (Апрелевка и Верея в Наро-Фоминском районе Московской области). (2, 117).

Специальные функции, часто в масштабах всей страны выполняют отраслевые центры. В России наибольшее количество городских поселений – промышленных центров (Магнитогорск, Новокузнецк, Комсомольск-на-Амуре и др.). наиболее яркими представителями транспортных центров являются крупные морские порты (Новороссийск, Находка). Относительно редко встречаются в нашей стране научные центры (Обнинск в Калужской области, Дубна в Московской области и др.), туристические центры (Суздаль во Владимирской области) и курортные центры (Сочи в Краснодарском крае, Пятигорск в Ставропольском крае и др.). (2, 117).

По степени урбанизации регионы Российской федерации существенно различаются как на уровне крупных экономических районов, так и на уровне административно-территориальных образований.

Среди поселков городского типа встречаются также несколько особых функциональных типов. Во-первых, это строительные центры, связанные с сооружением крупных промышленных объектов, как правило, атомных и гидравлических электростанций. Во-вторых, это пригородные (дачные) поселки, имеющие исключительно жилые функции. В-третьих, это поселки городского типа, уже лишившиеся каких-либо городских функций, поскольку все крупные несельскохозяйственные предприятия в них закрыты, а трудовых связей с другими городскими поселениями они не имеют. Такие поселки довольно часто встречаются в северных и восточных районах страны около выработанных месторождений полезных ископаемых или закрывшихся из-за исчерпания ресурсов лесоразработок, но некоторое время (иногда на протяжении десятилетий) они еще продолжают числиться городскими поселениями. Причем некоторые из них полностью лишились населения. Сочетание различных функций в одном поселении приводит, как правило, к его быстрому развитию. Поэтому большие города являются многофункциональными. И наоборот, небольшие города, как правило, являются монофункциональными.

По размеру городские поселения делятся следующим образом:

- самые малые (до 5 тыс.жителей);- малые (от 5 до 20 тыс. жителей);- полусредние (от 20 до 50 тыс. жителей);- средние (от 50 до 100 тыс. жителей);- крупные (от 100 до 500 тыс. жителей);- крупнейшие (от 500 тыс. до 1 млн жителей);Города-миллионеры (свыше 1 млн жителей).

Наиболее важны и интересны города-миллионеры, которых всего 13, но в них концентрируется около ¼ всего городского населения страны. Это города Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Нижний Новгород, Екатеринбург, Самара, Омск, Казань, Челябинск, Ростов-на-Дону, Уфа, Волгоград, Пермь. Кроме того, более 1 млн. жителей насчитывают городские агломерации – Воронежская, Саратовская, Красноярская. Поскольку строгих статистических критериев выделения агломераций в России не существует, назвать точную численность их населения нельзя.

ГОРОДСКОЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ - исторически сложившаяся социокультурная подсистема механизма городского устройства, основная функция которой состоит в организации процесса жизнедеятельности социальных субъектов в условиях специфической социопространственной реальности города. Наряду с индивидами, субъектами Г.О.Ж. выступают демографические, образовательные, профессиональные группы и т. д. Особенности образа жизни данных групп являются следствием разных условий жизнедеятельности людей, принадлежащих к этим группам.

С одной стороны, феномен Г.О.Ж. является следствием процесса урбанизации (см.) и выступает способом организации жизни индивидов и социальных групп, который позволяет последним выживать, взаимодействовать и развиваться в социально-пространственной среде с высоким уровнем социосубъектной, материально-предметной и информационной плотности. С другой стороны, Г.О.Ж. выступает комплексной характеристикой, позволяющей синтезировать количественные и качественные показатели, характеризующие различные стороны жизни горожанина.

К первым показателям относится уровень жизни, характеризующий степень удовлетворения различных потребностей индивида, как правило, выраженных в их количественном измерении (например, в денежных единицах). Ко вторым - показатель качества жизни, представляющий комплексную характеристику, включающую всю палитру социальных ценностей. Эта характеристика отражается в оценке социального качества условий жизнедеятельности и возможностей использования этих условий для реализации и воспроизводства важнейших потребностей индивида. Традиционно выделяют три компонента Г.О.Ж.: объективные условия жизнедеятельности, сами формы жизнедеятельности и общественное сознание городских жителей. Взаимосвязь этих компонентов состоит в том, что, с одной стороны, объективные условия жизнедеятельности субъектов Г.О.Ж. определяют соответствующие им формы жизнедеятельности последних, и эти формы находят свое отражение в общественном сознании горожан; а с другой стороны, изменения, происходящие в общественном сознании под идеологическим, культурным или религиозным влиянием, являются фактором изменения форм жизнедеятельности субъектов Г.О.Ж., что неизбежно влечет за собой более или менее существенное изменение самих объективных условий жизнедеятельности. При таком методологическом подходе Г.О.Ж. предстает "живой", реально функционирующей в рамках механизма городского устройства системой, а одним из ключевых направлений для социологии города становится разработка проблем изучаемого феномена применительно к задачам городского планирования социального развития .


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

45234. Фирменный стиль организации: функции, структура, этапы и технологии разработки 42.5 KB
  В содержательном плане фирменный стиль - это совокупность визуальных графических цветовых пластических и акустических приемов придающих стилевое единство всем составляющим деятельности фирмы: ее продукции менеджменту маркетинговой политике и тактике персоналу. В узком смысле фирменный стиль – это цветовая и графическая марка фирмы и товара которая используется в рекламе и оформлении деловых бумаг. В широком смысле фирменный стиль это единый принцип оформления марки фирмы и товара деловых бумаг и документации офиса и внешнего вида...
45235. Структурные компоненты и основные характеристики внешней среды организации 27.5 KB
  Структурные компоненты и основные характеристики внешней среды организации. Разработка стратегии деятельности любой организации коммерческой общественной муниципальной начинается с анализа внешней среды. Внешняя среда это все те факторы которые находятся за пределами организации и могут на нее воздействовать. Внешняя среда в которой приходится работать организации находится в непрерывном движении подвержена изменениям.
45236. Информационные агентства: виды, статус, содержательные характеристики 26.5 KB
  Информационные агентства: виды статус содержательные характеристики. Информационные агентства – это посредники новостей они получают информацию обрабатывают ее и передают журналистам; кроме того проводят прессконференции круглые столы брифинги т. Отдельную группу федеральных СМИ чрезвычайно важных для сотрудников ПРслужб составляют информационные агентства. Агентствам не интересны слезливые статьи или оптимистичные интервью: им нужны факты и цифры и как можно быстрее.
45237. Взаимодействие ПР-служб организации со СМИ: приоритеты, формы, содержание, условия взаимовыгодных партнерских отношений 25 KB
  Взаимодействие ПР-служб организации со СМИ: приоритеты формы содержание условия взаимовыгодных партнерских отношений. СМИ являются основным инструментов связи с общественностью. Отношения со СМИ – двусторонний процесс: фирма предоставляет информацию для СМИ а СМИ выпускают новости. Формы контактов со СМИ: 1.
45238. Работа пресс-центра фирмы: структура и функции пресс-службы; критерии выбора СМИ, этика и принципы профессионального общения с журналистами 26 KB
  Работа пресс-центра фирмы: структура и функции пресс-службы; критерии выбора СМИ этика и принципы профессионального общения с журналистами В среднем бизнесе за рекламу и PR отвечает один сотрудник. самый простой способ связаться с общественностью – сделать это через посредника массмедиа СМИ. Пресссекретарь должен уметь соотносить события внутренней жизни компании с информационной повесткой дня которая находится в центе внимания СМИ и прогнозировать ее. Функции прессслужбы: Аналитика: мониторинг рынка СМИ мониторинг информационных...
45239. Сущность, функции, принципы и технологии организации информационного паблисити 21 KB
  Существует негативная практика продвижения информации паблисити коммерческая информация. Темы некоммерческой информации паблисити: история компании; темы связанные с экологией; социальные темы; технологии компании; фото-архив фирмы; фирменная статистика; неформальная жизнь компании; нетрадиционное использование продукции фирмы конкурс. Сбор информации паблисити: силами всех сотрудников фирмы или силами прессотдела. Принципы: некоммерческая основа движения информации.
45240. PR-текст как форма маркетинговой коммуникации: жанровая разновидность, технология создания 29.5 KB
  Жанровая разновидность: Оперативно-новостной: приглашение пресс-релиз краткая новостная информация. Комбинированные тексты подборка информационных материалов простых текстообъединенных общей тематикой в фирменные папки для пресс-конференции: пресс-релиз приглашение байлайнер пресскит. Прессрелиз: формат А4; тема текущие новости организационные новости комментарии к событиям некоммерческая информация; адресаты доставки редакции СМИ информационные агентства; формы распространения факс электронная почта; этикет...
45241. ПР - текст как форма маркетинговой коммуникации: жанровая разновидность, технологии создания 44.5 KB
  ПР текст как форма маркетинговой коммуникации: жанровая разновидность технологии создания. И в том и в другом случае единицей коммуникации является текст который организуется с целью достижения максимального воздействия на реципиента. В узком смысле: Текст результат речетворческого процесса который характеризуется признаками: завершенность связность цельность жанровая оформленность. Как организованное множество языковых знаков текст приобретает смысл лишь в процессе коммуникации т.
45242. Этапы и технологии формирование материалов паблисити 28 KB
  Источник сообщения ничего не платит прессе за размещение. Этапы формирования: подготовительный сбор информации о фирме и ее деятельности статистика история маркетинговая информации: анализ информации в зависимости от вида СМИ; структурирование материала – выстраиваем структуру фирменный бланк и различия в соответствии с формой подачи – прессрелиз и т. Жанровая разновидность паблисити: Оперативноновостной: приглашение прессрелиз краткая новостная информация. Комбинированные тексты подборка информационных материалов...