33640

Основные механизмы защиты компьютерных систем

Доклад

Информатика, кибернетика и программирование

Основные механизмы защиты компьютерных систем Для защиты компьютерных систем от неправомерного вмешательства в процессы их функционирования и несанкционированного доступа НСД к информации используются следующие основные методы защиты защитные механизмы: идентификация именование и опознавание аутентификация подтверждение подлинности субъектов пользователей и объектов ресурсов компонентов служб системы; разграничение доступа пользователей к ресурсам системы и авторизация присвоение полномочий пользователям; регистрация и...

Русский

2013-09-06

39 KB

12 чел.

4. Основные механизмы защиты компьютерных систем

Для защиты компьютерных систем от неправомерного вмешательства в процессы их функционирования и несанкционированного доступа (НСД) к информации используются следующие основные методы защиты (защитные механизмы):

  •  идентификация (именование и опознавание),  аутентификация (подтверждение подлинности) субъектов (пользователей) и объектов (ресурсов, компонентов, служб) системы;
  •  разграничение доступа пользователей к ресурсам системы и авторизация (присвоение полномочий) пользователям;
  •  регистрация и оперативное оповещение о событиях, происходящих в системе и имеющих отношение к безопасности;
  •  криптографическое закрытие хранимых и передаваемых по каналам связи данных;
  •  контроль целостности и аутентичности (подлинности и авторства) передаваемых и хранимых данных;
  •  изоляция (защита периметра) компьютерных сетей (фильтрация трафика, скрытие внутренней структуры и адресации путем трансляции адресов);
  •  контроль вложений (выявление компьютерных вирусов, вредоносных кодов и их нейтрализация);
  •  выявление уязвимостей (слабых мест) системы;
  •  обнаружение и противодействие атакам (опасным действиям нарушителей).

Все эти механизмы защиты могут применяться в конкретных технических средствах и системах защиты в различных комбинациях и вариациях. Наибольший эффект достигается при их системном использовании в комплексе с другими видами мер защиты.

Идентификация и аутентификация пользователей

Идентификация - это, с одной стороны, присвоение индивидуальных имен, номеров или специальных устройств (идентификаторов) субъектам и объектам системы, а, с другой стороны - это их распознавание (опознавание) по присвоенным им уникальным идентификаторам. Чаще всего в качестве идентификаторов применяются номера или условные обозначения в виде набора символов.

Аутентификация - это проверка (подтверждение) подлинности идентификации субъекта или объекта системы. Цель аутентификации субъекта - убедиться в том, что субъект является именно тем, кем представился (идентифицировался). Цель аутентификации объекта - убедиться, что это именно тот объект, который нужен.

Аутентификация пользователей осуществляется обычно:

  •  путем проверки знания ими паролей (специальных секретных последовательностей символов);
  •  путем проверки владения ими какими-либо специальными устройствами (карточками, ключевыми вставками и т.п.) с уникальными признаками;
  •  путем проверки уникальных физических характеристик и параметров (отпечатков пальцев, особенностей радужной оболочки глаз, формы кисти рук и т.п.) самих пользователей при помощи специальных биометрических устройств;
  •  путем проверки специальных сертификатов соответствия, выданных доверенным органом (третьей стороной, которой доверяют оба взаимодействующих субъекта).

Многие современные СЗИ кроме клавиатуры используют и другие типы идентификаторов — магнитные карточки, радиочастотные бесконтактные (proximity) карточки, интеллектуальные (smart) карточки, электронные таблетки Touch Memory.

Биометрические методы характеризуется, с одной стороны, высоким уровнем достоверности опознавания пользователей, а с другой - возможностью ошибок распознавания первого и второго рода (пропуск или ложная тревога) и более высокой стоимостью реализующих их систем.

Идентификация и аутентификация пользователей должна производиться при каждом их входе в систему и при возобновлении работы после кратковременного перерыва.

Регистрация и оперативное оповещение о событиях безопасности

Механизмы регистрации предназначены для получения и накопления (с целью последующего анализа) информации о состоянии ресурсов системы и о действиях субъектов, признанных потенциально опасными для системы. Анализ собранной информации (аудит) позволяет выявить факты совершения нарушений, характер воздействий на систему, определить, как далеко зашло нарушение, подсказать метод его расследования и способы поиска нарушителя и исправления ситуации.

Средства регистрации позволяют получать исчерпывающую статистику по использованию тех или иных ресурсов, межсетевому трафику, использованию сервисов, попыткам несанкционированного доступа, и т.п.

Средства регистрации событий могут также обеспечивать и оперативное оповещение администраторов безопасности (при наличии соответствующих возможностей по передаче сообщений) о состоянии ресурсов, попытках НСД и других действиях пользователей, которые могут повлечь за собой нарушение политики безопасности и привести к возникновению кризисных ситуаций.

При регистрации событий безопасности в системном журнале обычно фиксируется следующая информация:

  •  дата и время события;
  •  идентификатор субъекта (пользователя, программы),   осуществляющего регистрируемое действие;
  •  действие (если регистрируется запрос на доступ, то отмечается объект и тип доступа).

Механизмы регистрации очень тесно связаны с другими защитными механизмами. Сигналы о происходящих событиях и детальную информацию о них механизмы регистрации получают от механизмов контроля.

В наиболее развитых системах защиты подсистема оповещения сопряжена с механизмами оперативного автоматического реагирования на определенные события. Могут поддерживаться следующие основные способы реагирования на обнаруженные факты НСД (возможно с участием администратора безопасности):

  •  подача сигнала тревоги;
  •  извещение администратора безопасности;
  •  извещение владельца информации о НСД к его данным;
  •  снятие программы (задания) с дальнейшего выполнения;
  •  отключение (блокирование работы) терминала или компьютера, с которого были осуществлены попытки НСД к информации;
  •  исключение нарушителя из списка зарегистрированных пользователей и т.п.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

18763. Малые и большие группы: особенности работы 28.97 KB
  Малые и большие группы: особенности работы. Малая группа: особенности виды структура. Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа члены которой объединены общей социальной деятельностью и находится в непосредственном личном общении что является...
18764. Характеристика молодежных СМИ в современной России 25.01 KB
  Характеристика молодежных СМИ в современной России. Функции и типология СМИ. 21 век справедливо называют веком информации. Ее развитие стремительно и далеко не однозначно. Современное общество все более зависит от информационных потоков. В новых исторических условиях...
18765. Место общения в системе общественных и межличностных отношений 24.07 KB
  Место общения в системе общественных и межличностных отношений. Общение и деятельность. Структура общения. Общение как обмен информацией. Особенности вербального и невербального общения. Роль общения для молодёжи в общественных и межличностных отношениях. Общение и ...
18766. Коммуникационный процесс в молодежной среде 27.6 KB
  Коммуникационный процесс в молодежной среде. Коммуникация и коммуникативность. Коммуникативность это процесс взаимодействия между людьми в ходе которого возникают проявляются и формируются межличностные отношения. Коммуникативность предполагает обмен мыслям чу
18767. Сущность и содержание паблик рилейшинз 29.44 KB
  Сущность и содержание паблик рилейшинз. Паблик рилейшинз и реклама. Существует более 500 определений пиар. Рэкс Харлоу предложил определение в котором попытался обобщить все 500 определений: PR это особая функция управления призванная устанавливать и поддерживать взаи...
18768. Избирательная компания как способ вовлечения молодого человека в политическую жизнь общества 25.07 KB
  Избирательная компания как способ вовлечения молодого человека в политическую жизнь общества. Избирательная компания как способ вовлечения в политическую жизнь общества. Избирательная компания это система агитационных мероприятий которые проводят политические...
18769. Место делового этикета в деятельности специалиста по работе с молодежью 26.06 KB
  Место делового этикета в деятельности специалиста по работе с молодежью. Деловые приемы их классификация и организация. Этикет слово французского происхождения. К этикету относят правила учтивости и вежливости принятые в обществе. В основе этикета лежат правила по...
18770. Государственная и муниципальная служба 25.43 KB
  Государственная и муниципальная служба. Понятие закон о государственной службе. Долгое время не существовало общепринятого определения государственной службы. Государственная служба понимается в широком и узком смысле. Государственная служба в широком смысле сво...
18771. Конфликт как социальное явление 28.86 KB
  Конфликт как социальное явление. Понятие и сущность. Динамика конфликта. Классификации конфликтов по различным основаниям. Гендерные особенности поведения в конфликтных ситуациях. Конфликты в молодежной среде. Понятие и сущность. Конфликт лат. conflictus столкновение...