33640

Основные механизмы защиты компьютерных систем

Доклад

Информатика, кибернетика и программирование

Основные механизмы защиты компьютерных систем Для защиты компьютерных систем от неправомерного вмешательства в процессы их функционирования и несанкционированного доступа НСД к информации используются следующие основные методы защиты защитные механизмы: идентификация именование и опознавание аутентификация подтверждение подлинности субъектов пользователей и объектов ресурсов компонентов служб системы; разграничение доступа пользователей к ресурсам системы и авторизация присвоение полномочий пользователям; регистрация и...

Русский

2013-09-06

39 KB

12 чел.

4. Основные механизмы защиты компьютерных систем

Для защиты компьютерных систем от неправомерного вмешательства в процессы их функционирования и несанкционированного доступа (НСД) к информации используются следующие основные методы защиты (защитные механизмы):

  •  идентификация (именование и опознавание),  аутентификация (подтверждение подлинности) субъектов (пользователей) и объектов (ресурсов, компонентов, служб) системы;
  •  разграничение доступа пользователей к ресурсам системы и авторизация (присвоение полномочий) пользователям;
  •  регистрация и оперативное оповещение о событиях, происходящих в системе и имеющих отношение к безопасности;
  •  криптографическое закрытие хранимых и передаваемых по каналам связи данных;
  •  контроль целостности и аутентичности (подлинности и авторства) передаваемых и хранимых данных;
  •  изоляция (защита периметра) компьютерных сетей (фильтрация трафика, скрытие внутренней структуры и адресации путем трансляции адресов);
  •  контроль вложений (выявление компьютерных вирусов, вредоносных кодов и их нейтрализация);
  •  выявление уязвимостей (слабых мест) системы;
  •  обнаружение и противодействие атакам (опасным действиям нарушителей).

Все эти механизмы защиты могут применяться в конкретных технических средствах и системах защиты в различных комбинациях и вариациях. Наибольший эффект достигается при их системном использовании в комплексе с другими видами мер защиты.

Идентификация и аутентификация пользователей

Идентификация - это, с одной стороны, присвоение индивидуальных имен, номеров или специальных устройств (идентификаторов) субъектам и объектам системы, а, с другой стороны - это их распознавание (опознавание) по присвоенным им уникальным идентификаторам. Чаще всего в качестве идентификаторов применяются номера или условные обозначения в виде набора символов.

Аутентификация - это проверка (подтверждение) подлинности идентификации субъекта или объекта системы. Цель аутентификации субъекта - убедиться в том, что субъект является именно тем, кем представился (идентифицировался). Цель аутентификации объекта - убедиться, что это именно тот объект, который нужен.

Аутентификация пользователей осуществляется обычно:

  •  путем проверки знания ими паролей (специальных секретных последовательностей символов);
  •  путем проверки владения ими какими-либо специальными устройствами (карточками, ключевыми вставками и т.п.) с уникальными признаками;
  •  путем проверки уникальных физических характеристик и параметров (отпечатков пальцев, особенностей радужной оболочки глаз, формы кисти рук и т.п.) самих пользователей при помощи специальных биометрических устройств;
  •  путем проверки специальных сертификатов соответствия, выданных доверенным органом (третьей стороной, которой доверяют оба взаимодействующих субъекта).

Многие современные СЗИ кроме клавиатуры используют и другие типы идентификаторов — магнитные карточки, радиочастотные бесконтактные (proximity) карточки, интеллектуальные (smart) карточки, электронные таблетки Touch Memory.

Биометрические методы характеризуется, с одной стороны, высоким уровнем достоверности опознавания пользователей, а с другой - возможностью ошибок распознавания первого и второго рода (пропуск или ложная тревога) и более высокой стоимостью реализующих их систем.

Идентификация и аутентификация пользователей должна производиться при каждом их входе в систему и при возобновлении работы после кратковременного перерыва.

Регистрация и оперативное оповещение о событиях безопасности

Механизмы регистрации предназначены для получения и накопления (с целью последующего анализа) информации о состоянии ресурсов системы и о действиях субъектов, признанных потенциально опасными для системы. Анализ собранной информации (аудит) позволяет выявить факты совершения нарушений, характер воздействий на систему, определить, как далеко зашло нарушение, подсказать метод его расследования и способы поиска нарушителя и исправления ситуации.

Средства регистрации позволяют получать исчерпывающую статистику по использованию тех или иных ресурсов, межсетевому трафику, использованию сервисов, попыткам несанкционированного доступа, и т.п.

Средства регистрации событий могут также обеспечивать и оперативное оповещение администраторов безопасности (при наличии соответствующих возможностей по передаче сообщений) о состоянии ресурсов, попытках НСД и других действиях пользователей, которые могут повлечь за собой нарушение политики безопасности и привести к возникновению кризисных ситуаций.

При регистрации событий безопасности в системном журнале обычно фиксируется следующая информация:

  •  дата и время события;
  •  идентификатор субъекта (пользователя, программы),   осуществляющего регистрируемое действие;
  •  действие (если регистрируется запрос на доступ, то отмечается объект и тип доступа).

Механизмы регистрации очень тесно связаны с другими защитными механизмами. Сигналы о происходящих событиях и детальную информацию о них механизмы регистрации получают от механизмов контроля.

В наиболее развитых системах защиты подсистема оповещения сопряжена с механизмами оперативного автоматического реагирования на определенные события. Могут поддерживаться следующие основные способы реагирования на обнаруженные факты НСД (возможно с участием администратора безопасности):

  •  подача сигнала тревоги;
  •  извещение администратора безопасности;
  •  извещение владельца информации о НСД к его данным;
  •  снятие программы (задания) с дальнейшего выполнения;
  •  отключение (блокирование работы) терминала или компьютера, с которого были осуществлены попытки НСД к информации;
  •  исключение нарушителя из списка зарегистрированных пользователей и т.п.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

1926. Ансамбли сигналов и их характеристики 240.57 KB
  Диаграммы сигналов во всех точках системы передачи дискретных сообщений. Структурная схема систем передачи дискретных сообщений с применением частотной модуляции. Зависимости вероятности ошибочного приема от отношения сигнал-шум.
1927. Измерение GPS приемником в режиме статика и кинематика 240.54 KB
  Освоение методики работы на базовой и мобильной станциях в режимах статика и кинематика.
1928. Моніторинг радіаційної, хімічної та біологічної небезпек 251.62 KB
  Ознайомлення з приладами радіаційної, хімічної та біологічної небезпек. Зокрема з ВПХР, ДП-22В (ДП-24), ДП-5В. Дізнався їх будову, принцип дії, склад та порядок підготовки до використання.
1929. Вычисления в таблицах MS Excel 92.38 KB
  Изучить возможности применения формул для выполнения расчетов при представлении данных в табличном виде; приобрести опыт работы с мастером функций MS Excel.
1930. Определение горизонтальной составляющей индукции магнитного поля земли 233.1 KB
  Ознакомление с определением индукции магнитного поля Земли методом тангенс-гальванометра. Определение горизонтальной составляющей индукции магнитного поля Земли.
1931. У природи нема поганої погоди 22.27 KB
  Виявити та узагальнити ознаки весни, літа, осені, зими в природі. Розширити та збагатити знання про пори року. Розвити естетичний смак. Формувати уміння розкрити красу кожної пори року. Виховувати любов до рідної природи, бажання оберігати її.
1932. Виховний захід: Я і природа 20.12 KB
  Формувати уміння встановлювати взаємозв'язок між природними об'єктами, підсумувати пізнавальні інтереси учнів, сприяти вихованню в них почуття прекрасного.
1933. Поликультурный мир 22.28 KB
  Дать элементарные представления о детях, которые отличаются от них по языковому, этническому, национальному или расовому признаку. Формирование толерантности детей. Формирование представления детей о взаимозависимости людей проживающих на планете.
1934. У гостях в Лісовичка. Виховний захід 24.15 KB
  Вивчення значення мови для кожної людини. Пісня та вірш про рідну мову, зупинки з вимовлянням звуків. Артикуляційна гімнастика, і підготовка до мовлення.