33640

Основные механизмы защиты компьютерных систем

Доклад

Информатика, кибернетика и программирование

Основные механизмы защиты компьютерных систем Для защиты компьютерных систем от неправомерного вмешательства в процессы их функционирования и несанкционированного доступа НСД к информации используются следующие основные методы защиты защитные механизмы: идентификация именование и опознавание аутентификация подтверждение подлинности субъектов пользователей и объектов ресурсов компонентов служб системы; разграничение доступа пользователей к ресурсам системы и авторизация присвоение полномочий пользователям; регистрация и...

Русский

2013-09-06

39 KB

12 чел.

4. Основные механизмы защиты компьютерных систем

Для защиты компьютерных систем от неправомерного вмешательства в процессы их функционирования и несанкционированного доступа (НСД) к информации используются следующие основные методы защиты (защитные механизмы):

  •  идентификация (именование и опознавание),  аутентификация (подтверждение подлинности) субъектов (пользователей) и объектов (ресурсов, компонентов, служб) системы;
  •  разграничение доступа пользователей к ресурсам системы и авторизация (присвоение полномочий) пользователям;
  •  регистрация и оперативное оповещение о событиях, происходящих в системе и имеющих отношение к безопасности;
  •  криптографическое закрытие хранимых и передаваемых по каналам связи данных;
  •  контроль целостности и аутентичности (подлинности и авторства) передаваемых и хранимых данных;
  •  изоляция (защита периметра) компьютерных сетей (фильтрация трафика, скрытие внутренней структуры и адресации путем трансляции адресов);
  •  контроль вложений (выявление компьютерных вирусов, вредоносных кодов и их нейтрализация);
  •  выявление уязвимостей (слабых мест) системы;
  •  обнаружение и противодействие атакам (опасным действиям нарушителей).

Все эти механизмы защиты могут применяться в конкретных технических средствах и системах защиты в различных комбинациях и вариациях. Наибольший эффект достигается при их системном использовании в комплексе с другими видами мер защиты.

Идентификация и аутентификация пользователей

Идентификация - это, с одной стороны, присвоение индивидуальных имен, номеров или специальных устройств (идентификаторов) субъектам и объектам системы, а, с другой стороны - это их распознавание (опознавание) по присвоенным им уникальным идентификаторам. Чаще всего в качестве идентификаторов применяются номера или условные обозначения в виде набора символов.

Аутентификация - это проверка (подтверждение) подлинности идентификации субъекта или объекта системы. Цель аутентификации субъекта - убедиться в том, что субъект является именно тем, кем представился (идентифицировался). Цель аутентификации объекта - убедиться, что это именно тот объект, который нужен.

Аутентификация пользователей осуществляется обычно:

  •  путем проверки знания ими паролей (специальных секретных последовательностей символов);
  •  путем проверки владения ими какими-либо специальными устройствами (карточками, ключевыми вставками и т.п.) с уникальными признаками;
  •  путем проверки уникальных физических характеристик и параметров (отпечатков пальцев, особенностей радужной оболочки глаз, формы кисти рук и т.п.) самих пользователей при помощи специальных биометрических устройств;
  •  путем проверки специальных сертификатов соответствия, выданных доверенным органом (третьей стороной, которой доверяют оба взаимодействующих субъекта).

Многие современные СЗИ кроме клавиатуры используют и другие типы идентификаторов — магнитные карточки, радиочастотные бесконтактные (proximity) карточки, интеллектуальные (smart) карточки, электронные таблетки Touch Memory.

Биометрические методы характеризуется, с одной стороны, высоким уровнем достоверности опознавания пользователей, а с другой - возможностью ошибок распознавания первого и второго рода (пропуск или ложная тревога) и более высокой стоимостью реализующих их систем.

Идентификация и аутентификация пользователей должна производиться при каждом их входе в систему и при возобновлении работы после кратковременного перерыва.

Регистрация и оперативное оповещение о событиях безопасности

Механизмы регистрации предназначены для получения и накопления (с целью последующего анализа) информации о состоянии ресурсов системы и о действиях субъектов, признанных потенциально опасными для системы. Анализ собранной информации (аудит) позволяет выявить факты совершения нарушений, характер воздействий на систему, определить, как далеко зашло нарушение, подсказать метод его расследования и способы поиска нарушителя и исправления ситуации.

Средства регистрации позволяют получать исчерпывающую статистику по использованию тех или иных ресурсов, межсетевому трафику, использованию сервисов, попыткам несанкционированного доступа, и т.п.

Средства регистрации событий могут также обеспечивать и оперативное оповещение администраторов безопасности (при наличии соответствующих возможностей по передаче сообщений) о состоянии ресурсов, попытках НСД и других действиях пользователей, которые могут повлечь за собой нарушение политики безопасности и привести к возникновению кризисных ситуаций.

При регистрации событий безопасности в системном журнале обычно фиксируется следующая информация:

  •  дата и время события;
  •  идентификатор субъекта (пользователя, программы),   осуществляющего регистрируемое действие;
  •  действие (если регистрируется запрос на доступ, то отмечается объект и тип доступа).

Механизмы регистрации очень тесно связаны с другими защитными механизмами. Сигналы о происходящих событиях и детальную информацию о них механизмы регистрации получают от механизмов контроля.

В наиболее развитых системах защиты подсистема оповещения сопряжена с механизмами оперативного автоматического реагирования на определенные события. Могут поддерживаться следующие основные способы реагирования на обнаруженные факты НСД (возможно с участием администратора безопасности):

  •  подача сигнала тревоги;
  •  извещение администратора безопасности;
  •  извещение владельца информации о НСД к его данным;
  •  снятие программы (задания) с дальнейшего выполнения;
  •  отключение (блокирование работы) терминала или компьютера, с которого были осуществлены попытки НСД к информации;
  •  исключение нарушителя из списка зарегистрированных пользователей и т.п.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

70503. Использование марок. Товарный знак 22.52 KB
  Товарный знак обозначение словесное изобразительное комбинированное или иное служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей. Законом признаётся исключительное право на товарный знак удостоверяемое свидетельством на товарный знак.
70504. Маркетинговый эксперимент. Панельные исследования 19.13 KB
  Поскольку опросы потребителей или других субъектов проводятся в течение длительного времени от нескольких месяцев и одного года до нескольких лет бывают панели которые называют постоянными то панельные исследования вполне могут называться и наблюдениями о которых...
70505. Методы получения маркетинговых данных. Наблюдение 17.43 KB
  Методы сбора данных при проведении маркетинговых исследований можно классифицировать на две группы: количественные и качественные. Наблюдение означает непосредственное изучение и фиксацию поведения покупателей в реальных ситуациях. Наблюдение и его роль при проведении маркетинговых...
70506. Методы получения маркетинговых данных. Опрос 19.43 KB
  Проведение маркетинговых исследований и разработка стратегий маркетинга связано с получением обработкой и анализом информации которая во многом обуславливает качество принятых решений. Какая информация ему необходима Где ее можно получить В каком объеме В каком виде В какие сроки...
70507. Способы сбора информации в маркетинге 17.44 KB
  Она представляет собой перечень вопросов на которые опрашиваемый должен дать ответы. Форма последовательность и формулировка вопросов могут быть различными. следует учитывать что форма вопросов влияет на ответ. В широком смысле анкета это ряд вопросов на которые опрашиваемый...
70508. Порядок проведения маркетинговых исследований 18.74 KB
  Предоставление полученных результатов исследования.Выявление проблем и формулирование целей исследования по праву считается важнейшим этапом исследований. Ошибки же допущенные на этом этапе могут привести не только к неоправданным затратам на проведение маркетинговых исследований...
70509. Понятие системы маркетинговой информации 17.31 KB
  Она предназначена для сбора классификации анализа оценки и распространения актуальной своевременной и точной информации с целью совершенствования планирования и контроля за исполнением маркетинговых мероприятий.
70510. Анализ рынка (микросистема) 16.19 KB
  Анализ Рынка анализ ситуации на фирмах или предприятиях в русле событий происходящих на рынке. Анализ рынка подразумевает сопоставление и анализирование результатов деятельности бизнеса с общей конъюнктурой рынка. В рамках анализа рынка маркетинга изучается спрос предложение поведение...
70511. Маркетинговый анализ предприятия 20.65 KB
  Необходимыми условиями достижения самоокупаемости и самофинансирования предприятия в условиях рынка являются ориентация производства на потребителей и конкурентов гибкое приспособление к изменяющейся рыночной конъюнктуре. От этого зависят конечные финансовые результаты воспроизводство...