33640

Основные механизмы защиты компьютерных систем

Доклад

Информатика, кибернетика и программирование

Основные механизмы защиты компьютерных систем Для защиты компьютерных систем от неправомерного вмешательства в процессы их функционирования и несанкционированного доступа НСД к информации используются следующие основные методы защиты защитные механизмы: идентификация именование и опознавание аутентификация подтверждение подлинности субъектов пользователей и объектов ресурсов компонентов служб системы; разграничение доступа пользователей к ресурсам системы и авторизация присвоение полномочий пользователям; регистрация и...

Русский

2013-09-06

39 KB

12 чел.

4. Основные механизмы защиты компьютерных систем

Для защиты компьютерных систем от неправомерного вмешательства в процессы их функционирования и несанкционированного доступа (НСД) к информации используются следующие основные методы защиты (защитные механизмы):

  •  идентификация (именование и опознавание),  аутентификация (подтверждение подлинности) субъектов (пользователей) и объектов (ресурсов, компонентов, служб) системы;
  •  разграничение доступа пользователей к ресурсам системы и авторизация (присвоение полномочий) пользователям;
  •  регистрация и оперативное оповещение о событиях, происходящих в системе и имеющих отношение к безопасности;
  •  криптографическое закрытие хранимых и передаваемых по каналам связи данных;
  •  контроль целостности и аутентичности (подлинности и авторства) передаваемых и хранимых данных;
  •  изоляция (защита периметра) компьютерных сетей (фильтрация трафика, скрытие внутренней структуры и адресации путем трансляции адресов);
  •  контроль вложений (выявление компьютерных вирусов, вредоносных кодов и их нейтрализация);
  •  выявление уязвимостей (слабых мест) системы;
  •  обнаружение и противодействие атакам (опасным действиям нарушителей).

Все эти механизмы защиты могут применяться в конкретных технических средствах и системах защиты в различных комбинациях и вариациях. Наибольший эффект достигается при их системном использовании в комплексе с другими видами мер защиты.

Идентификация и аутентификация пользователей

Идентификация - это, с одной стороны, присвоение индивидуальных имен, номеров или специальных устройств (идентификаторов) субъектам и объектам системы, а, с другой стороны - это их распознавание (опознавание) по присвоенным им уникальным идентификаторам. Чаще всего в качестве идентификаторов применяются номера или условные обозначения в виде набора символов.

Аутентификация - это проверка (подтверждение) подлинности идентификации субъекта или объекта системы. Цель аутентификации субъекта - убедиться в том, что субъект является именно тем, кем представился (идентифицировался). Цель аутентификации объекта - убедиться, что это именно тот объект, который нужен.

Аутентификация пользователей осуществляется обычно:

  •  путем проверки знания ими паролей (специальных секретных последовательностей символов);
  •  путем проверки владения ими какими-либо специальными устройствами (карточками, ключевыми вставками и т.п.) с уникальными признаками;
  •  путем проверки уникальных физических характеристик и параметров (отпечатков пальцев, особенностей радужной оболочки глаз, формы кисти рук и т.п.) самих пользователей при помощи специальных биометрических устройств;
  •  путем проверки специальных сертификатов соответствия, выданных доверенным органом (третьей стороной, которой доверяют оба взаимодействующих субъекта).

Многие современные СЗИ кроме клавиатуры используют и другие типы идентификаторов — магнитные карточки, радиочастотные бесконтактные (proximity) карточки, интеллектуальные (smart) карточки, электронные таблетки Touch Memory.

Биометрические методы характеризуется, с одной стороны, высоким уровнем достоверности опознавания пользователей, а с другой - возможностью ошибок распознавания первого и второго рода (пропуск или ложная тревога) и более высокой стоимостью реализующих их систем.

Идентификация и аутентификация пользователей должна производиться при каждом их входе в систему и при возобновлении работы после кратковременного перерыва.

Регистрация и оперативное оповещение о событиях безопасности

Механизмы регистрации предназначены для получения и накопления (с целью последующего анализа) информации о состоянии ресурсов системы и о действиях субъектов, признанных потенциально опасными для системы. Анализ собранной информации (аудит) позволяет выявить факты совершения нарушений, характер воздействий на систему, определить, как далеко зашло нарушение, подсказать метод его расследования и способы поиска нарушителя и исправления ситуации.

Средства регистрации позволяют получать исчерпывающую статистику по использованию тех или иных ресурсов, межсетевому трафику, использованию сервисов, попыткам несанкционированного доступа, и т.п.

Средства регистрации событий могут также обеспечивать и оперативное оповещение администраторов безопасности (при наличии соответствующих возможностей по передаче сообщений) о состоянии ресурсов, попытках НСД и других действиях пользователей, которые могут повлечь за собой нарушение политики безопасности и привести к возникновению кризисных ситуаций.

При регистрации событий безопасности в системном журнале обычно фиксируется следующая информация:

  •  дата и время события;
  •  идентификатор субъекта (пользователя, программы),   осуществляющего регистрируемое действие;
  •  действие (если регистрируется запрос на доступ, то отмечается объект и тип доступа).

Механизмы регистрации очень тесно связаны с другими защитными механизмами. Сигналы о происходящих событиях и детальную информацию о них механизмы регистрации получают от механизмов контроля.

В наиболее развитых системах защиты подсистема оповещения сопряжена с механизмами оперативного автоматического реагирования на определенные события. Могут поддерживаться следующие основные способы реагирования на обнаруженные факты НСД (возможно с участием администратора безопасности):

  •  подача сигнала тревоги;
  •  извещение администратора безопасности;
  •  извещение владельца информации о НСД к его данным;
  •  снятие программы (задания) с дальнейшего выполнения;
  •  отключение (блокирование работы) терминала или компьютера, с которого были осуществлены попытки НСД к информации;
  •  исключение нарушителя из списка зарегистрированных пользователей и т.п.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

79507. Психодиагностическая работа педагога-психолога 31.79 KB
  Психодиагностика в системе психологической службы образования характеризуется практической направленностью и ориентирована на решение основной задачи ПС – создание психологопедагогических условий для полноценного психического развития и укрепление психологического здоровья дошкольников и школьников. тесная связь с педагогической проблематикой ее результатом должен быть выбор наиболее подходящего педагогического воздействия создание оптимальных психологических условий для развития детей. Основные задачи: Изучение проявлений отдельных...
79508. Содержание диагностической работы в школе 31.17 KB
  Во взаимодействии с детьми в рамках модели сопровождения предусмотрены два вида диагностической работы: диагностические минимумы и углубленное обследование детей по результатам диагностических минимумов дети группы риска. В целом система диагностических минимумов представлена в следующем виде: Обследование дошкольников на этапе приема в школу. Обследование первоклассников на этапе адаптации. Обследование третьеклассников на этапе окончания начальной школы.
79511. Структура психологической службы 30.76 KB
  Психологический кабинет управления образованием районный городской областной; Практический психолог работающий в образовательном учреждении; Центр психологической службы образования головная организация руководящая деятельностью психологов работающих в образовательных учреждениях психологических кабинетах и специалистов всех психологических служб определенного региона. В Центр могут обращаться родители педагоги другие работники народного образования. Психологические кабинеты отделы при районных областных городских...
79512. Психологическая служба в образовательных учреждениях различного типа 32.14 KB
  Так психопрофилактика предусматривает меры по адаптации воспитанников к широкому социальному окружению за пределами детского дома школы-интерната. В процессе работы необходимо решать вопросы которые обычно не встают так остро перед психологами в массовой школе: взаимоотношений воспитанников со взрослыми и сверстниками в массовой школе с семьями учеников; взаимоотношений воспитанников с родителями и опекунами. Важно также способствовать оптимизации отношений ребенка с официальными опекунами; взаимоотношений воспитанников с шефами и...
79513. Развивающая и психокоррекционная работа 26.8 KB
  Развивающая и психокоррекционная работа может проводиться в процессе специальной работы психолога с отдельными детьми или с группами детей в русле воспитательных мероприятий с участием родителей и других родственников ребенка.
79514. Предмет школьной психологической службы 31.55 KB
  Существует много разных определений предмета школьной психологической службы но единого общепризнанного нет. Только единство этих 4х аспектов и составляет предмет школьной психологической службы. Научный аспект предполагает разработку методологических проблем школьной психологической службы.
79515. Возрастная психология как теоретическая основа курса 26.48 KB
  Мы понимаем школьную психологическую службу как интегральное образование и рассматриваем ее в трех аспектах: как одно из направлений педагогической и возрастной психологии а именно ее теоретикоприкладное направление изучающее закономерности психического развития и формирования личности школьника с целью разработки способов средств и методов профессионального применения психологических знаний в условиях современной школы научный аспект; как психологическое обеспечение всего процесса обучения и воспитания включая составление учебных...