33693

Понятие, задачи, источники и принципы криминалистической методики

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Криминалистическая методика это система научных положений и разрабатываемых на их основе рекомендаций по организации и осуществлению раскрытия расследования и предотвращения отдельных видов преступлений. На основе общей теории криминалистики рекомендации криминалистической техники и тактики конкретизируются и используются в криминалистической методике применительно к ситуациям типичным для определенных категорий групп преступлений т. Криминалистическая методика разрабатывает наиболее эффективные способы применения рекомендаций...

Русский

2013-09-06

12.9 KB

11 чел.

понятие, задачи, источники и принципы криминалистической методики

Криминалистическая методика или методика расследования и предотвращения отдельных видов преступлений - это заключительный раздел криминалистики.

Криминалистическая методика - это система научных положений и разрабатываемых на их основе рекомендаций по организации и осуществлению раскрытия, расследования и предотвращения отдельных видов преступлений.

На основе общей теории криминалистики рекомендации криминалистической техники и тактики конкретизируются и используются в криминалистической методике применительно к ситуациям, типичным для определенных категорий, групп преступлений, т.е. положения техники и тактики реализуются в практике органов расследования и суда именно через криминалистическую методику. Криминалистическая методика разрабатывает наиболее эффективные способы применения рекомендаций криминалистической техники и тактики, исходя из особенностей преступлений того или иного вида.

В основе криминалистической методики лежит положение о том, что каждое преступление обладает индивидуальными, только ему присущими чертами; однако эта индивидуальность не исключает, а, наоборот, предполагает наличие многих общих признаков преступлений одного вида и, соответственно, общих черт расследования таких преступлений. Криминалистическая методика определяет то типичное, что характерно для расследования преступлений определенного вида.

Задачи криминалистической методики:

1) общая задача - содействие правоохранительным органам в раскрытии, расследовании и предотвращении преступлений;

2) специальные задачи:

- изучение в криминалистическом аспекте особенностей преступлений отдельных видов;

- изучение и обобщение передового опыта раскрытия, расследования и предотвращения преступлений различных видов;

- разработка научно обоснованных рекомендаций по организации и осуществлению раскрытия, расследования и предотвращения отдельных видов преступлений.

Источниками криминалистической методики являются:

1) право (закон) - Конституция Российской Федерации, уголовный и уголовно-процессуальный кодексы (их нормы, устанавливающие признаки составов преступлений, предмет и пределы доказывания по уголовным делам и т.п.);

2) наука - сама криминалистика, науки уголовного права, уголовного процесса, криминология, судебная психология, судебная медицина и др., а также многие естественные и технические науки;

3) передовой опыт раскрытия, расследования и предотвращения преступлений.

Принципы криминалистической методики (основные общие требования, предъявляемые к этому разделу криминалистики) заключаются в следующем:

1) обеспечение законности расследования преступлений;

2) конкретность методических рекомендаций (и в то же время их общность, типовой характер);

3) наличие этапов в структуре частных криминалистических методик (соответствующих этапам процесса расследования);

4) многовариантность методических рекомендаций, разрабатываемых с учетом типичных ситуаций расследования;

5) структурное единство частных криминалистических методик (применительно к определенным видам, категориям);

6) обеспечение безопасности участников уголовного процесса и прочих лиц;

7) построение частных криминалистических методик на основе криминалистических характеристик преступлений соответствующего вида.

Система криминалистической методики

В системе криминалистической методики можно выделить две основные части:

1) общие положения криминалистической методики;

2) методики расследования преступлений отдельных видов (частные криминалистические методики).

Общие положения криминалистической методики - это теоретические основы данного раздела криминалистики, его основополагающие начала, являющиеся теоретической базой для всех частных криминалистических методик. Они включают следующие элементы:

- понятие, сущность и система криминалистической методики как раздела науки криминалистики;

- история возникновения и развития криминалистической методики, ее источники;

- задачи и принципы криминалистической методики;

- понятие, классификация и структура частных криминалистических методик.

Частные криминалистические методики - это комплексы научных положений и практических рекомендаций по организации и осуществлению раскрытия, расследования и предотвращения отдельных видов, групп и категорий преступлений.

Другими словами, они представляют собой системы типизированных положений и рекомендаций, обобщающие то общее, типичное, что свойственно расследованию всех (большинства) преступлений конкретного вида.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

66937. Рідна земля, живи! Виступ екологічної агітбригади 76.5 KB
  Мета: донести до людей значення екологічних проблем, зокрема, характерних для рідного краю; залучати учнів до агітаційної роботи з даного питання; виховувати любов до планети Земля, сприяти хоча б частковому вирішенню екологічної ситуації.
66938. Даруйте радість людям – і стане світ багатшим 53.5 KB
  Виховувати в учнів почуття доброти чуйності милосердя поваги до людей; формувати активну життєву позицію яка проявляється в дієвій допомозі людям; формувати в учнів уміння формулювати судження виховувати високі моральні якості. Добро спішіть творити люди. Живіть добро звершайте Та нагород за це не вимагайте.
66939. «Сумні дати серця» (сторінками життя Василя Стефаника) 120.5 KB
  Мета:познайомити учнів із життєвим шляхом українського письменника Василя Стефаника, розкрити трагізм його життя; розвивати чуйність, увагу, спостережливість; виховувати почуття патріотизму, любові до України, її синів. У додатку – презентація «Надто добрий знавець народної мужицької душі (життя і творчість В.Стефаника)».
66940. Професія педагога: «за» і «проти» 38.5 KB
  Слово суддям заключне слово класного керівника хід класної години Класний керівник: Сьогодні моє слово до вас мої вихованці. На нашому ринзі незвичайна і дуже відповідальна зустріч зустріч захисників і противників професії педагога. У правому куті команда захисників професії.
66941. Внеклассное мероприятие по английскому языку «Великобритания» 35.5 KB
  Thank you, and now I want you to know more about our teams. Let introduce with our teams. The competition consists of several tasks. The 1st task is to answer the questions about Great Britain. If your answer is correct the team will get one point. If your answer is wrong the second team will be allowed to give the answer.
66942. Досліджую свою оселю 72.5 KB
  Мета: вчити учнів досліджувати своє довкілля, робити висновки зі своїх досліджень, формувати у дітей уявлення про різноманітність архітектурних споруд, викликати інтерес до пізнання через дослідження, розвивати прагнення прикрасити, зробити комфортнішою свою оселю...
66943. Від пірамід до хмарочосів 1.16 MB
  Мета заходу: ознайомити учнів – випускників шкіл з професією будівельника, показати велич та красу цієї професії, довести, що професія будівельника – це постійний пошук та нескінченна творчість, допомогти дитині зробити професійний вибір відповідно своїм здібностям, інтересам, нахилам.
66944. Закріплення звукового значення букви «ґе». Опрацювання тексту «Ґави і Галаган» 76 KB
  Хід уроку Організаційний момент Вчитель Стали діти рівненько привітайте один одного посмішками починаємо наш урок читання. Рідну мову ми вивчаємо ЇЇ любимо не забуваємо Вчитель Як ми будемо працювати Учні Працюватимемо старанно. Щоб почути у кінці Що у нашім першім класі Діти просто молодці...
66945. ПРОЩАВАЙ, БУКВАРИКУ, НАШ РОЗУМНИЙ ДРУЖЕ! МИ ТОБІ, БУКВАРИКУ, ДЯКУЄМО ДУЖЕ! 153 KB
  Мета. Узагальнити і систематизувати знання учнів з навчання грамоти, розвивати мовлення, логічне мислення, вміння читати, спостережливість, увагу,допитливість. Виховувати повагу один до одного, інтерес до навчання. Під музику до зали заходять діти.