33698

Дела о карманных кражах

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

К числу обстоятельств подлежащих установлению при расследовании краж относятся: 1 имела ли место кража; 2 время место и условия ее совершения; 3 предмет кражи что похищено преступником его стоимость признаки; 4 кому принадлежало похищенное; 5 способ совершения кражи; 6 субъект кражи кем она совершена; 7 не совершена ли кража преступной группой если да степень виновности каждого участника группы; 8 место время и способ сбыта краденого; 9 обстоятельства смягчающие или отягчающие ответственность виновных; 10 причины и...

Русский

2013-09-06

14.9 KB

15 чел.

Дела о карманных кражах возбуждаются обычно в результате задержания преступника с поличным или по заявлению потерпевшего, когда преступнику удалось скрыться.

К числу обстоятельств, подлежащих установлению при расследовании краж, относятся:

1) имела ли место кража;

2) время, место и условия ее совершения;

3) предмет кражи (что похищено преступником), его стоимость, признаки;

4) кому принадлежало похищенное;

5) способ совершения кражи;

6) субъект кражи (кем она совершена);

7) не совершена ли кража преступной группой, если да - степень виновности каждого участника группы;

8) место, время и способ сбыта краденого;

9) обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность виновных;

10) причины и условия, способствовавшие совершению кражи.

Приведенный перечень не является исчерпывающим и с учетом специфики механизма конкретной карманной кражи может быть дополнен.

К обстоятельствам, подлежащим установлению и доказыванию, Л.В. Кокоревой отнесены орудия и средства совершения карманных краж; предмет преступного посягательства; особенности лица, совершающего карманные кражи, и жертвы, а также свидетелей преступления; места сокрытия похищенного имущества; следы преступления. Знание данных обстоятельств дает возможность следователю установить пространственно-временные границы совершенного преступления; связь между действиями карманников и теми изменениями, которые произошли в материальной обстановке; выявить и объяснить механизм следообразования; анализируя криминалистически значимую информацию, определить направления поиска карманников и похищенного имущества, а также свидетелей-очевидцев и иных участников рассматриваемого вида преступлений.

Первоначальный этап расследования карманных краж сложен в силу ограниченности первичной информации (о событии преступления, о лице, совершившем карманную кражу, и т.п.) и латентности анализируемых преступлений. Поэтому крайне важно, чтобы на этом этапе расследования следователь (дознаватель) имел представление обо всех обстоятельствах совершенного преступления, накопил и изучил фактические данные о нем, выявил необходимую доказательственную информацию и принял меры к установлению виновных и местонахождения похищенного.

К ошибкам, допускаемым на данном этапе, можно отнести погрешности, допущенные в мыслительной и практической познавательной деятельности, т.е. при выдвижении и проверке версий или оценке доказательств, при производстве отдельных следственных действий и т.д.

Первоначальный этап расследования, по мнению И.А. Возгрина, - это период работы следователя сразу же после возбуждения уголовного дела. Он характеризуется интенсивным поступлением как процессуальной, так и непроцессуальной информации, которой впоследствии необходимо придать значение доказательств. Более того, с момента поступления в правоохранительные органы сообщения о совершении карманной кражи и до завершения предварительного следствия возникают различные условия, постоянно сменяющие друг друга и показывающие все особенности следственной обстановки по делу, получившей в криминалистике название следственной ситуации.

В зависимости от времени возникновения следственные ситуации принято подразделять на исходные, промежуточные и конечные.

Разрешение исходных следственных ситуаций начинается с выдвижения версий и планирования первоначального этапа расследования. В их основе лежат результаты проведения неотложных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий.

Содержание следственных ситуаций, возникающих на первоначальном этапе расследования карманных краж, во многом зависит от некоторых обстоятельств: задержан ли карманный вор; установлены ли все участники кражи; имеются ли какие-либо доказательства о событии преступления и лицах, его совершивших, и др.

Можно определить типичные (исходные) следственные ситуации (опираясь на наличие и характер информации о лицах, совершающих карманные кражи). В качестве средств разрешения исходных следственных ситуаций выступает система следственных действий, оперативно-розыскных и организационных мероприятий.

Ситуация 1. Личность потерпевшего установлена, он указывает на лицо, совершившее карманную кражу. Подозреваемый задержан, его личность установлена (по изученным Л.В. Кокоревой материалам, такая ситуация возникала в 30% случаев). Действия виновного преследуют корыстный мотив и цель.

Следует подчеркнуть, что это очень сложно - задержать карманника в момент совершения преступления, чтобы при нем находилась похищенная вещь. Чаще всего ввиду того, что заявление о преступление делается по прошествии времени, карманники успевают избавиться от улик, сбывают похищенные телефоны, выбрасывают кошельки, предварительно забрав из них ценности.

Такую кражу (подозреваемый задержан, его личность установлена) относят к категории преступлений, совершенных в условиях очевидности. Она является наиболее благоприятной для расследования. Круг версий сравнительно узок и относится в основном к обстоятельствам совершения карманной кражи: времени, месту, способу, условиям и т.д. При разрешении сложившейся ситуации чаще всего выдвигаются версии относительно способов и условий совершения преступления. При задержании с поличным основная задача следователя состоит в проверке причастности задержанного к краже, обнаружении и процессуальной фиксации доказательства.

Для установления всех обстоятельств дела следователь (дознаватель) на первоначальном этапе расследования должен поставить перед собой следующие тактические задачи:

- установить время и место совершения карманной кражи;

- выявить свидетелей-очевидцев произошедшего;

- установить способ совершения карманной кражи;

- обнаружить и изъять следы преступления и иные предметы (используемые карманником в качестве «ширмы», и (или) для облегчения совершения преступления) - потенциально возможные вещественные доказательства;

- выявить данные, подтверждающие или опровергающие виновность подозреваемого;

- установить и обнаружить похищенное имущество и др.

Основные усилия следователя (дознавателя) должны быть направлены на срочный сбор данных о личности карманника (большинство из них являются жителями не только разных городов и населенных пунктов, но и других регионов страны). Для этого оперативный работник согласно поручению следователя (дознавателя) может провести опрос родственников, друзей, знакомых, сослуживцев и других лиц, с которыми регулярно общался подозреваемый; собрать характеристики по месту проживания, работы, учебы и др. В результате полученной информации следователь (дознаватель) может составить всестороннее и объективное мнение о подозреваемом.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

55489. Компьютерные публикации на основе использования готовых шаблонов 1.23 MB
  Использовать макеты публикаций поставляемые с Publisher и модифицировать заготовку для создания собственной публикации. Как вы думаете какая программа из пакета MS Office наиболее подходит для создания публикаций Publisher.
55490. Здравствуй, Пушкин! 81.5 KB
  Цели: раскрыть духовный и художественный потенциал произведений А.С.Пушкина, их общечеловеческие нравственные ценности; развивать творческую деятельность учащихся, навыки выразительного чтения художественных текстов, высокие эстетические чувства, жизненную компетентность...
55491. А.С. ПУШКИН «СТАНЦИОННЫЙ СМОТРИТЕЛЬ» 164.5 KB
  Сравниваем литературных героев Какое содержание библейской притчи нашло отражение в повести Станционный смотритель и что автор изобразил по-своему
55493. Путешествуем с географией 59.5 KB
  Цели урока: познакомить учащихся с географической картой планеты и особенностями природы наших материков; воспитывать у учащихся интерес к знаниям, внимательность, заинтересованность; развивать умения и навыки работы с картами, дополнительной литературой.
55494. Пять уроков в PhotoShopе 3.98 MB
  Очень важно пройти весь путь от сканирования фотографии или ввода компьютерного изображения до его окончательного применения в практических целях докладах презентациях проектной работе. Для представления обработки и хранения изображения в компьютере...
55495. Характеристика методу навчання співробітництві варіант «Ажурна пилка» 112 KB
  Застосування методу робота в групах на уроках теоретичного навчання. Характеристика методу навчання співробітництві варіант Ажурна пилка8 Висновок. Одним із нових напрямків у підвищенні якості підготовки робітників і спеціалістів є технологічний підхід до навчання який полягає у повному управлінні навчальним процесом відтворенні усіх навчальних дій корекції навчального процесу оперативному зворотному звязку. Саме такій підхід є гарантією досягнення...
55496. Педагогическая деятельность. Психологический анализ урочной деятельности 105 KB
  Ответьте на следующие вопросы: В чем смысловое отличие термина психологический анализ урока от термина педагогический дидактический методический анализ урока С какой целью проводится психологический анализ урока...