33708

Особенности расследования изнасилования в ситуации, когда насильник незнаком с жертвой

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

по объекту преступления кто подвергся изнасилованию не находилось ли потерпевшая в беспомощном состоянии не обладает ли потерпевшая признаками наличие которых является отягчающим обстоятельством несовершеннолетие потерпевшей. При этом устанавливается является ли объектом преступления половая свобода потерпевшей или ее здоровье достоинство а также общественное отношениеличная собственность потерпевшей. По объективной стороне где и когда совершено изнасилование или покушение на него каким способом какое насилие было применено в...

Русский

2013-09-06

17.16 KB

4 чел.

Особенности расследования изнасилования в ситуации, когда насильник незнаком с жертвой.

При расследовании изнасилования необходимо установить все обстоятельства: 1.по объекту преступления, кто подвергся изнасилованию, не находилось ли потерпевшая в беспомощном состоянии ,не обладает ли потерпевшая признаками, наличие которых является отягчающим обстоятельством (несовершеннолетие потерпевшей). При этом устанавливается является ли объектом преступления половая свобода потерпевшей или ее здоровье ,достоинство, а также общественное отношение(личная собственность потерпевшей). 2. По объективной стороне, где и когда совершено изнасилование или покушение на него, каким способом, какое насилие было применено в отношение потерпевшей, не имеются ли отягчающие обстоятельства (повторность изнасилования, наличие угроз убийством или причинением тяжкого телесного повреждения, наличие особо тяжких последствий), что способствовало совершения преступления. 3.По субъекту, кто совершил преступление, не обладает ли это лицо признаками, отягчающими ответственность(как особо опасный рецидивист), если преступление совершено группой, то какова степень вины каждого. 4. По субъективной стороне, наличие прямого умысла. Эффективность раскрытия изнасилований зависит от учета типичных ситуаций анализ которых позволяет направлять расследование на первоначальном этапе в правильное направление в целях быстрого и точного установления истины по делу. Типичными ситуациями принято считать: насильник и потерпевшая знают друг друга, потерпевшая знает одного из участников группового изнасилования, насильник не знаком с потепевшей, но она его видела и может опознать по признакам внешности, или потерпевшая в результате внезапного нападения или беспомощного состояния не видела, и соответственно не может опознать преступника. Тактика первоначальных следственных действий-самостоятельный элемент призвано улучшить организацию расследования данного преступления. Таким образом, на первоначальном этапе расследования требуется предусмотреть плане следующие три комплекса следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий: направленных на получение от потерпевшей и других лиц информации о происшедшем событии, обнаружение и изъятие следов преступления ;обеспечивающих установление и задержание лица или лиц, совершивших изнасилование; имеющих целью проверить причастность конкретного лица или лиц к расследуемому событию.

У подозреваемого, признающего свою вину, выясняется:

1. знаком ли он с потерпевшей или нет, если знаком, то с какого времени и какие были взаимоотношения, а если незнаком, то когда впервые ее увидел и где это произошло;

2. в каком месте произошло изнасилование и может ли он это место показать;

3. какого числа и в какое время было совершено изнасилование;

4. какое сопротивление оказывала потерпевшая, и как оно было преодолено;

5. что делала потерпевшая и что делал допрашиваемый после изнасилования, какой разговор между ними происходил, кто куда ушел и не было ли больше встреч;

6. не находились ли поблизости посторонние граждане;

7. во что был одет подозреваемый в момент изнасилование и где находится эта одежда;

8. какое участие принимал допрашиваемый в изнасиловании, если оно было групповым;

9. как допрашиваемый расценивает свой поступок, и не было ли им совершено других каких-либо преступлении? Допрос несовершеннолетней потерпевшей на предварительном следствии и в суде.

По делам о половых преступлениях, как правило, назначаются и проводятся следующие экспертизы: а) судебно-медицинская; б) судебно-психологическая; в) судебно-биологическая; г) криминалистическая (трасологическая, баллистическая, холодного оружия и др.); д) судебно-химическая; е) экспертиза материалов, веществ и изделий.

КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИЗНАСИЛОВАНИЙ. МЕТОДЫ РАЗОБЛАЧЕНИЯ ИНСЦЕНИРОВКИ ИЗНАСИЛОВАНИЯ

      Изнасилование– половое сношение с применением насилия или с угрозой его применения к потерпевшей или к другим лицам либо с использованием беспомощного состояния потерпевшей.

      Различают виды изнасилований в зависимости от:

     1)  отягчающих обстоятельств:

     а) без отягчающих обстоятельств;

     б) изнасилования несовершеннолетних и малолетних;

     в) совершенные лицом, ранее совершившим насильственные действия сексуального характера;

     г) повлекшие самоубийство потерпевшей и иные тяжкие последствия и т. д.;

     2)  характера отношений между потерпевшей и подозреваемым:

     а) совершенные лицом, известным потерпевшей;

     б) совершенные неизвестным преступником;

     3)  особенностей способа подавления воли потерпевшей:

     а) с применением физического насилия;

     б) с применением психического насилия;

     в) с использованием беспомощного состояния потерпевшей.

      Обстоятельства, подлежащие установлению:

     1) имел ли место факт полового сношения, о котором идет речь в заявлении, если да, то когда и где;

     2) имело ли место при этом насилие и какой характер оно носило;

     3) кто потерпевшая, не является ли она несовершеннолетней, физически или психически больной, как характеризуется потерпевшая;

     4) кто совершил изнасилование, не совершено ли оно группой лиц, степень вины каждого из них и обстоятельства, характеризующие личность обвиняемого;

     5) каковы последствия изнасилования, не являются ли они особо тяжкими, причинен ли изнасилованной материальный ущерб;

     6) причины и условия, способствовавшие совершению изнасилования;

     7) обстоятельства, смягчающие или отягчающие наказание;

     8) обстоятельства, исключающие преступность и наказуемость деяния;

     9) обстоятельства, которые могут повлечь за собой освобождение от уголовной ответственности и наказания.

      Местами изнасилования могут быть:

     1) квартиры;

     2 сараи, чердаки, подвалы;

     3 различные хозяйственные постройки;

     4 участки, лес и другие места.

      Инсценировка изнасилования– ложное заявление лица о факте изнасилования, совершаемое в различных целях.

      Признаки инсценировки изнасилования:

     1 обнаруженные следы, которых не должно быть;

     2 отсутствие следов, которые должны быть;

     3 состояние обнаруженных следов не соответствует тому, в котором они должны были находится.

     В целях разоблачения инсценировки следователем осуществляется построение на основе полученных в ходе следствия данных мысленных моделей происшествия, установление нереальности и реальности следствий из данных моделей, обеспечение сравнительного анализа неисключенных следствий, выбор наиболее возможной модели происшедшего и получение новых данных, которые дополнительно подтверждают выбранную модель. Если данная модель происшествия отличается от описания происшествия потерпевшей и более реальна, то делается вывод об инсценировке. Для получения дополнительных фактов, подтверждающих инсценировку, возможно проведение судебно-медицинской экспертизы, направленной на установление факта инсценировки.

71. ТИПИЧНЫЕ СЛЕДСТВЕННЫЕ ВЕРСИИ И СИТУАЦИИ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ИЗНАСИЛОВАНИЯ

      В зависимости от типичных следственных ситуаций при расследовании изнасилований проводятся различные следственные действия:

     1) потерпевшая называет в качестве насильника знакомое ей лицо:

     а) допрос потерпевшей;

     б) освидетельствование потерпевшей;

     в) осмотр и выемка ее одежды;

     г) осмотр места происшествия;

     д) назначение судебно-медицинской экспертизы потерпевшей и судебно-медицинской экспертизы вещественных доказательств;

     е) задержание подозреваемого;

     ж) личный обыск подозреваемого;

     з) осмотр и выемка одежды подозреваемого;

     и) допрос свидетелей;

     к) обыск по месту жительства подозреваемого; 2)изнасилование совершено не известным потерпевшей лицом:

     а) допрос потерпевшей;

     б) освидетельствование потерпевшей;

     в) осмотр и выемка ее одежды;

     г) осмотр места происшествия;

     д) назначение судебно-медицинской экспертизы потерпевшей и судебно-медицинской экспертизы вещественных доказательств, если на потерпевшей обнаружены какие-либо выделения насильника;

     е) назначение криминалистических (трасологиче-ских) экспертиз;

     ж) проведение оперативно-разыскных мероприятий. По делам об изнасиловании перед судебными экспертами могут быть поставлены вопросы:

     1) нарушена ли у потерпевшей целостность девственной плевы и когда;

     2) возможно ли совершение полового акта с потерпевшей без нарушения целостности девственной плевы;

     3) жила ли потерпевшая половой жизнью;

     4) имеются ли на теле потерпевшей следы, характерные для насильственного полового акта;

     5) не находится ли потерпевшая в состоянии беременности.

     Для исследования волос, следов крови, спермы и иных выделений человеческого организма назначается судебно-биологическая экспертиза, для исследования кожного эпителия, обнаруженного под ногтями потерпевшей, назначаются цитологические исследования. Исследование следов-наложений, например волокон одежды жертвы на одежде подозреваемого, осуществляется криминалистической экспертизой материалов, веществ и изделий. В зависимости от конкретных обстоятельств дела могут быть назначены также баллистическая, пиротехническая, химическая, токсикологическая и другие виды экспертиз.

      В ходе допроса потерпевшей задаются вопросы, направленные на выяснение:

     1 событий, предшествовавших преступлению;

     2 обстоятельств совершенного преступления;

     3 событий, последовавших за совершением преступления;

     4) фактов, способствующих установлению личности преступника.

     При наличии предположений о том, что аналогичные преступления совершались виновным неоднократно, анализируются приостановленные и прекращенные уголовные дела данной категории, отказные материалы. При установлении виновного и когда это лицо известно потерпевшей, задачей следователя является проверка его причастности к совершению преступления. С этой целью подозреваемый допрашивается, подвергается освидетельствованию, его одежда изымается и осматривается. Для обнаружения одежды, в которую был одет подозреваемый в момент совершения преступления, а также предметов, находившихся в тот момент при нем, по месту его жительства проводится обыск.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

45360. Многообразие образовательных учреждений, их специфика 66 KB
  Учреждения профессионального образования. Прием граждан для получения среднего профессионального высшего профессионального и послевузовского профессионального образования проводится на конкурсной основе по заявлениям граждан. Вне конкурса при условии успешной сдачи вступительных экзаменов в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования принимаются: детисироты и дети оставшиеся без попечения родителей; детиинвалиды инвалиды I и II групп которым не...
45361. Школьный класс как малая социальная группа: характеристика, структура, уровни развития. Межличностные отношения и методы их изучения 60.5 KB
  План Признаки коллектива Характеристика класса как ученического коллектива Структура класса Формальная неформальная Отсутствие структуры складывающаяся структура 2 или более группировок Уровни развития класса стадия 1 2 3 и последующие Межличностные отношения в классе звезды предпочитаемые отвергаемые изолированные Методы изучения межличностных отношений в классе социометрия выявление лидера Признаки коллектива: Общая социально значимая цель. В хорошо организованных коллективах проявляются взаимопомощь и...
45362. Изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта. Анализ опыта учителей-новаторов 39 KB
  Критерии педагогических инноваций Новизна оптимальности результативность массовость 7. Причины нереализованности педагогических новаций. 3 Изменение характера отношения учителей к самому факту освоения и применения педагогических новшеств. Внедрение достижений педагогической науки Инновационная направленность деятельности учителей включает и вторую составляющую внедрение в практическую педагогическую деятельность результатов психологопедагогических исследований.
45363. Диагностика результатов обучения школьников. Проверка и оценка работы школьников в процессе обучения 50.5 KB
  План Диагностика качества обучения определение цель принципы формула Контроль Понятие контроля Виды контроля Формы контроля Методы контроля Требования к контролю Тест как метод контроля Проверка Оценка 1. Принципы диагностирования обученности: Систематичность разнообразие постоянство форм методов средств контроля. Необходимость контроля на всех этапах обучения. Понятие контроля.
45364. Проблема целей и содержания воспитания. Культурологический подход к воспитанию и обучению 45.5 KB
  Проблема целей и содержания воспитания. Понятие воспитания Цели воспитания Культурологический подход к воспитанию и обучению Содержание воспитания 1. Понятие воспитания Воспитание это деятельность воспитателей по созданию условий для культурного становления и саморазвития личности иначе деятельность педагога по организации жизни ребёнка на уровне культуры. Цели воспитания Цель воспитания идеал к которому стремится общество и отдельный воспитатель.
45365. Проблемное обучение. Использование методов проблемного обучения в информатике 36.5 KB
  Использование методов проблемного обучения в информатике. План Технология проблемного обучения Проблемная ситуация Проблемное изложение Частичнопоисковая Исследовательская деятельность Приемы создания проблемных ситуаций Преимущества и недостатки проблемного обучения Использование методов проблемного обучения в информатике 1. Технология проблемного обучения предполагает организацию под руководством учителя самостоятельной поисковой деятельности учащихся по решению учебных проблем в ходе которых у школьников формируются новые...
45366. Познавательный интерес. Его формирование и развитие. Активизация познавательного интереса при обучении информатике 37.5 KB
  Познавательный интерес. Активизация познавательного интереса при обучении информатике. Понятие познавательного интереса Формирование познавательных интересов в обучении.
45367. Методы обучения. Их многообразие и классификация. Специфичность методов обучения информатике 62 KB
  Методы обучения. Методы по логике передачи и восприятия учебной информации индуктивные дедуктивные 3. Методы стимулирования интереса 3. Методы стимулирования и активации долга и ответственности 3.
45368. Индивидуализация и дифференциация обучения. Формы и методы индивидуализации и дифференциации 24 KB
  Модели дифференциации: Модель потоков. Продвинутые средние низкие потоки Модель гибкого состава класса. Некоторые пары вместе Модель разнородных классов. Всё время разные дети на один предмет Интерактивная модель.