33710

Расследование дел о присвоении или растрате

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Методами предварительной проверки служат: изучение нормативов регламентирующих деятельность организации анализ особенностей ее деятельности и связанных с нею организаций; ревизия; внезапная инвентаризация; истребование документов отражающих сомнительные операции с материальными ценностями или денежными средствами; объяснения должностных и материально ответственных лиц причастных к сомнительным операциям и контролю за ними; поручения органам дознания провести оперативные мероприятия. Изымаются все имеющиеся у них документы в том числе...

Русский

2013-09-06

16.68 KB

2 чел.

Расследование дел о присвоении или растрате нередко представляет большие трудности, связанные, как правило, с их многоэпизодностыо, длящимся характером, высокой организованностью. В особо сложных случаях формируется бригада следователей или создается следственно-оперативная группа. Для всестороннего установления всех обстоятельств предмета доказывания по этим делам требуется выяснить:

а) по субъекту — кто конкретно совершил растрату или присвоение (должностное или недолжностное лицо, которому было вверено имущество или денежные средства); состав преступной группы, обстоятельства и цели ее формиpoвaния, личность организатора, роль каждого участника; мотив преступления; как и кому реализовывалось похищенное, на что истрачены деньги; характеристика субъектов преступления;

б) по субъективной стороне — наличие прямого умысла на хищение, на длящийся характер преступной деятельности, сговор с соучастниками, вовлечение третьих лиц;

в) по объекту — какое имущество похищено, кому оно принадлежало, на каких условиях было вверено виновному, какими правами в отношении него был наделен виновный, каковы были его обязанности, как все это было оформлено документально; суммы похищенных денежных средств, откуда они поступили в распоряжение виновного, в каких целях, как должны были быть израсходованы или где находиться и на каких условиях, сумма растраченных денег, на что и при каких обстоятельствах они были истрачены, где и у кого находится похищенное имущество или приобретенные на похищенные средства вещи;

г) по объективной стороне — как осуществлялась подготовка к хищению, каким способом заблаговременно маскировалась эта подготовка, кем; способ совершения хищения и способ его сокрытия; содержание каждого эпизода преступной деятельности; какие следы и признаки преступных действий должны или могли остаться в документах предприятия, организации, у частных лиц, в местах хранения похищенных ценностей, при их транспортировке, у получателей или пособников; какими средствами или орудиями пользовались виновные при подготовке и совершении преступлений, какие благоприятные условия ими были использованы.

Об обнаружении признаков хищения могут сообщить сослуживцы виновных; эти признаки могут быть обнаружены при плановых проверках хозяйственной деятельности, инвентаризации, ревизии, выявлены оперативным путем при проведении мероприятий по оперативному обслуживанию хозяйственных объектов, а также при анализе технико-экономических показателей предприятия или организации. При этом следует иметь в виду, что те или иные из этих признаков, например выявление недостач или излишков, могут свидетельствовать не о хищении, а о халатной деятельности ответственных лиц, об ошибках ревизоров, просчетов, вызванных неисправностью измерительных приборов, и т. п. Все это диктует необходимость проведения доследственной проверки, предшествующей возбуждению уголовного дела, надобность в которой не возникает при задержании виновных с поличным и при реализации достоверных оперативных данных, полученных органами дознания. Методами предварительной проверки служат:

изучение нормативов, регламентирующих деятельность организации, анализ особенностей ее деятельности и связанных с нею организаций;

ревизия;

внезапная инвентаризация;

истребование документов, отражающих сомнительные операции с материальными ценностями или денежными средствами;

объяснения должностных и материально ответственных лиц, причастных к сомнительным операциям и контролю за ними;

поручения органам дознания провести оперативные мероприятия.

Планирование расследования.

План расследования должен предусматривать не только анализ события преступления и действий всех его участников, но и эффективные меры по возмещению нанесенного собственнику материального ущерба.

Если дело ведет бригада следователей или следственно-оперативная группа (многоэпизодные, групповые, длящиеся преступления), разрабатывается общий план расследования и индивидуальные планы участников бригады (группы). В каждом из них обязательно указываются задания оперативно-розыскного характера и их исполнители из числа оперативных сотрудников органов дознания, взаимодействующих со следователем. Предусматриваются меры по координации следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, пути и формы взаимного обмена информацией.

Важную роль играют вспомогательные документы: схемы связей подозреваемых, схемы документо- и товарооборота, "лицевые счета" подозреваемых, в которые заносятся данные об их участии в том или ином эпизоде преступной деятельности. Последние могут вестись на базе ЭВМ, наряду со своеобразным банком данных по делу.

Перечень и очередность следственных действий при планировании зависит от содержания типичной и затем общей версии по делу.

Первоначальные следственные действия. При задержании виновных с поличным предусматривается:

личный обыск задержанных. Изымаются все имеющиеся у них документы, в том числе (обязательно), относящиеся к транспортируемым материальным ценностям;

следственный осмотр изъятых документов;

допрос задержанных;

кто грузил похищаемое имущество;

обыск по месту жительства и на рабочих местах задержанных;

допрос всех названных задержанными лиц, выявление среди них соучастников хищения, их задержание, обыск в жилищах и по месту работы, службы;

наложение ареста на имущество подозреваемых, избрание мер пресечения;

проведение диктуемых обстоятельствами оперативно-розыскных мероприятий.

При возбуждении уголовного дела по официальным данным проводятся:

допросы ревизоров, участников инвентаризационных комиссий, работников бухгалтерии. Предметом допроса являются выявленные нарушения в оформлении, проводке операций с имуществом; объяснения материально ответственных лиц; факты обнаружения ими подлогов в документах, составления фиктивных документов; поведение материально ответственных лиц во время ревизии, инвентаризации, предпринимались ли последними попытки повлиять на выводы ревизии, инвентаризации (просьбами, подкупом, угрозами), как они вели себя после отклонения их домогательств; кто конкретно составлял итоговые документы ревизии или инвентаризации, кому они докладывались, как реагировали на них руководители предприятия, организации, вышестоящие руководители; по чьему указанию нарушались правила учета и отчетности, кто конкретно реализовывал эти указания из работников бухгалтерии, его отношения с материально ответственными лицами, как маскировались нарушения;

допросы материально ответственных лиц о причинах образования недостач или излишков, времени их образования, как они маскировались, почему не были обнаружены предыдущими ревизиями, инвентаризациями; как предполагалось возместить недостачу, чем и когда, как использовать образовавшиеся излишки, через кого, когда и каким образом; в чем заключалось участие работников бухгалтерии, кто из них именно участвовал в сокрытии выявленных фактов недостач или излишков, если последние предполагалось вывезти, то когда, кому, за какое вознаграждение или в обмен на что, кто должен был способствовать вывозу, в том числе из работников охраны; допускались ли ранее недостачи, образовывались ли излишки, как и при каких обстоятельствах покрывалась недостача или ликвидировались излишки, не уничтожались ли последние, когда, где, с чьим участием, каким путем;

выемка и осмотр документов (накладных, счетов-фактур, актов на списание имущества и т. п.), выявление в них признаков подлога, установление необычных мест их хранения, отклонений от принятого порядка оформления и т. п. Приобщение к делу документов — вещественных доказательств, приобщение к делу либо фиксация в протоколе осмотра документов либо записей в них, имеющих доказательственное значение ("иные документы");

задержание подозреваемых, их допросы и обыски в жилищах и на рабочих местах;

допросы лиц, подписавших или визировавших изъятые по делу документы;

наложение ареста на имущество подозреваемых;

проведение диктуемых обстоятельствами оперативно-розыскных мероприятий.

При возбуждении уголовного дела по инициативе органа расследования, т. е. фактически по оперативным данным, проводятся:

осмотры и обыски служебных помещений и жилищ заподозренных;

при этом прекращается доступ к местам хранения имущества; инвентаризация;

выемка и осмотр документов, при необходимости прекращение доступа к помещениям, где хранятся документы;

допрос заподозренных (в должных случаях — уже подозреваемых) по существу обнаруженных документов, их содержания, обнаруженных при обысках черновых записях, ценностей и др., об их связях, возможных соучастниках и т. п.;

допрос свидетелей операций с имуществом.

Последующие следственные действия. Среди них важнейшую роль играют судебные экспертизы. Наиболее часто по делам этого рода проводятся бухгалтерские, товароведческие, пищевые, планово- и финансово-экономические, технологические экспертизы, технико-криминалистическая экспертиза документов.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

45159. Лествичная система и княжое право периода раздробленности 13.13 KB
  Княжили в таком порядке: старший братмладшие братья по порядкусыновья старшего брата по старшинствусыновья следующих братьев по старшинствувнуки правнуки в той же последовательности и т. По мере смены главного князя все прочие переезжали по старшинству из города в город.
45160. Столыпинская модель ГУ. Реформа органов государственного управления 23.69 KB
  Об образовании из восточных частей Люблинской и Седлецкой губерний особой Холмской губернии с изъятием ее из управления варшавского генералгубернатора Столыпин и Государственная Дума это особый вопрос. К его чести Столыпин наверное единственный из министров царского правительства кто не боялся выступать в Думе с ответами по самым разным депутатским запросам. Между тем иногда аудитория была настроена к нему настолько враждебно что изза шума в зале Столыпин не мог начать выступление в течение 10 15 минут. Например выступая в Думе по...
45161. Кризис государственной власти и начало конца дворянской управленческой элиты 23.61 KB
  Кризис государственной власти и начало конца дворянской управленческой элиты Почему же относительно легко был сокрушен монархический строй в России Среди главных причин нужно назвать десакрализацию верховной власти потерю ею своего авторитета. В период кризиса власти негативную роль сыграло отсутствие у монарха качеств государственного лидера. Продвижение к власти осуществлялось по критерию личной преданности царю. Назреванию кризиса самодержавной власти способствовала мировая война кровавый воз которой Россия тянула с августа 1914 г.
45162. Двоевластие и его сущность. Кризисы Временного правительства: причины и последствия 16.38 KB
  Кризисы Временного правительства: причины и последствия 27 февраля был образован Петроградский совет рабочих депутатов в количестве 250 человек избравший свой исполнительный комитет. 1 марта между Исполнительным комитетом Совета и Временным комитетом Государственной Думы начались переговоры об образовании Временного правительства....
45163. Новая экономическая политика 30.19 KB
  Сущность НЭПа Сущность НЭПа была понятна не всем. При самом различном понимании НЭПа многие партийные деятели сходились в том что в конце гражданской войны в Советской России сохранилось два основных класса населения: рабочие и крестьяне а вначале 20 годов после ведения НЭПа появилась и новая буржуазия носительница реставраторских тенденций. Ленин понимал неизбежные противоречия опасности развития на пути НЭПа. Не отказываясь от конечной цели создания нерыночной системы экономики НЭПа большевики прибегли к использованию...
45164. Сталинская командно-административная система 23.45 KB
  В ЗОе годы совсем оформилась та административно командная система управления русским обществом которая тесновато связана с функционированием гос партии обладающей возможностями верховной власти в стране.Процесс преобразования коммунистической партии России в государственную партию начался в годы гражданской войны когда наряду с Советами призванными после Октября 1917 года осуществлять власть в центре и на местах стали создаваться в каждом уезде волости губернии и партийные комитеты. Опыт большевистской партии рассчитанный на...
45165. Влияние войны на политические настроения 28.1 KB
  Своими глазами увидели и смогли оценить тот мир о разложении и близкой гибели которого им говорили до войны. После окончания войны в сентябре 1945 г.Состоялись выборы в местные Советы Верховные Советы республик и Верховный Совет СССР в результате чего обновился депутатский корпус не менявшийся в годы войны.
45166. ГУ СССР периода стагнации(60-80гг 20 века) 16.14 KB
  ГУ СССР периода стагнации 60-80 гг 20 века Отставка с руководящих партийных и государственных постов Н. экономическая реформа разработка и реализация которой была связана с именем председателя Совета Министров СССР А. Тупик опасный ибо отрыв развитой экономики мира от экономики СССР неуклонно увеличивался. эта концепция была законодательно закреплена в новой Конституции СССР.
45167. Попытки реорганизации советской системы управления во второй половине 1980х гг 28.13 KB
  СССР пытался в одиночку выдержать гонку вооружений против США и НАТО. Андропов оставил пост председателя КГБ СССР сохранив фактический контроль за этой организацией и стал вторым секретарем ЦК КПСС официальным наследником Брежнева. было принято постановление ЦК КПСС и Совмина СССР провозгласившее курс на введение сухого закона. Удар по бюджету был столь значителен что он так и не был преодолен до последних дней существования СССР.