33710

Расследование дел о присвоении или растрате

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Методами предварительной проверки служат: изучение нормативов регламентирующих деятельность организации анализ особенностей ее деятельности и связанных с нею организаций; ревизия; внезапная инвентаризация; истребование документов отражающих сомнительные операции с материальными ценностями или денежными средствами; объяснения должностных и материально ответственных лиц причастных к сомнительным операциям и контролю за ними; поручения органам дознания провести оперативные мероприятия. Изымаются все имеющиеся у них документы в том числе...

Русский

2013-09-06

16.68 KB

0 чел.

Расследование дел о присвоении или растрате нередко представляет большие трудности, связанные, как правило, с их многоэпизодностыо, длящимся характером, высокой организованностью. В особо сложных случаях формируется бригада следователей или создается следственно-оперативная группа. Для всестороннего установления всех обстоятельств предмета доказывания по этим делам требуется выяснить:

а) по субъекту — кто конкретно совершил растрату или присвоение (должностное или недолжностное лицо, которому было вверено имущество или денежные средства); состав преступной группы, обстоятельства и цели ее формиpoвaния, личность организатора, роль каждого участника; мотив преступления; как и кому реализовывалось похищенное, на что истрачены деньги; характеристика субъектов преступления;

б) по субъективной стороне — наличие прямого умысла на хищение, на длящийся характер преступной деятельности, сговор с соучастниками, вовлечение третьих лиц;

в) по объекту — какое имущество похищено, кому оно принадлежало, на каких условиях было вверено виновному, какими правами в отношении него был наделен виновный, каковы были его обязанности, как все это было оформлено документально; суммы похищенных денежных средств, откуда они поступили в распоряжение виновного, в каких целях, как должны были быть израсходованы или где находиться и на каких условиях, сумма растраченных денег, на что и при каких обстоятельствах они были истрачены, где и у кого находится похищенное имущество или приобретенные на похищенные средства вещи;

г) по объективной стороне — как осуществлялась подготовка к хищению, каким способом заблаговременно маскировалась эта подготовка, кем; способ совершения хищения и способ его сокрытия; содержание каждого эпизода преступной деятельности; какие следы и признаки преступных действий должны или могли остаться в документах предприятия, организации, у частных лиц, в местах хранения похищенных ценностей, при их транспортировке, у получателей или пособников; какими средствами или орудиями пользовались виновные при подготовке и совершении преступлений, какие благоприятные условия ими были использованы.

Об обнаружении признаков хищения могут сообщить сослуживцы виновных; эти признаки могут быть обнаружены при плановых проверках хозяйственной деятельности, инвентаризации, ревизии, выявлены оперативным путем при проведении мероприятий по оперативному обслуживанию хозяйственных объектов, а также при анализе технико-экономических показателей предприятия или организации. При этом следует иметь в виду, что те или иные из этих признаков, например выявление недостач или излишков, могут свидетельствовать не о хищении, а о халатной деятельности ответственных лиц, об ошибках ревизоров, просчетов, вызванных неисправностью измерительных приборов, и т. п. Все это диктует необходимость проведения доследственной проверки, предшествующей возбуждению уголовного дела, надобность в которой не возникает при задержании виновных с поличным и при реализации достоверных оперативных данных, полученных органами дознания. Методами предварительной проверки служат:

изучение нормативов, регламентирующих деятельность организации, анализ особенностей ее деятельности и связанных с нею организаций;

ревизия;

внезапная инвентаризация;

истребование документов, отражающих сомнительные операции с материальными ценностями или денежными средствами;

объяснения должностных и материально ответственных лиц, причастных к сомнительным операциям и контролю за ними;

поручения органам дознания провести оперативные мероприятия.

Планирование расследования.

План расследования должен предусматривать не только анализ события преступления и действий всех его участников, но и эффективные меры по возмещению нанесенного собственнику материального ущерба.

Если дело ведет бригада следователей или следственно-оперативная группа (многоэпизодные, групповые, длящиеся преступления), разрабатывается общий план расследования и индивидуальные планы участников бригады (группы). В каждом из них обязательно указываются задания оперативно-розыскного характера и их исполнители из числа оперативных сотрудников органов дознания, взаимодействующих со следователем. Предусматриваются меры по координации следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, пути и формы взаимного обмена информацией.

Важную роль играют вспомогательные документы: схемы связей подозреваемых, схемы документо- и товарооборота, "лицевые счета" подозреваемых, в которые заносятся данные об их участии в том или ином эпизоде преступной деятельности. Последние могут вестись на базе ЭВМ, наряду со своеобразным банком данных по делу.

Перечень и очередность следственных действий при планировании зависит от содержания типичной и затем общей версии по делу.

Первоначальные следственные действия. При задержании виновных с поличным предусматривается:

личный обыск задержанных. Изымаются все имеющиеся у них документы, в том числе (обязательно), относящиеся к транспортируемым материальным ценностям;

следственный осмотр изъятых документов;

допрос задержанных;

кто грузил похищаемое имущество;

обыск по месту жительства и на рабочих местах задержанных;

допрос всех названных задержанными лиц, выявление среди них соучастников хищения, их задержание, обыск в жилищах и по месту работы, службы;

наложение ареста на имущество подозреваемых, избрание мер пресечения;

проведение диктуемых обстоятельствами оперативно-розыскных мероприятий.

При возбуждении уголовного дела по официальным данным проводятся:

допросы ревизоров, участников инвентаризационных комиссий, работников бухгалтерии. Предметом допроса являются выявленные нарушения в оформлении, проводке операций с имуществом; объяснения материально ответственных лиц; факты обнаружения ими подлогов в документах, составления фиктивных документов; поведение материально ответственных лиц во время ревизии, инвентаризации, предпринимались ли последними попытки повлиять на выводы ревизии, инвентаризации (просьбами, подкупом, угрозами), как они вели себя после отклонения их домогательств; кто конкретно составлял итоговые документы ревизии или инвентаризации, кому они докладывались, как реагировали на них руководители предприятия, организации, вышестоящие руководители; по чьему указанию нарушались правила учета и отчетности, кто конкретно реализовывал эти указания из работников бухгалтерии, его отношения с материально ответственными лицами, как маскировались нарушения;

допросы материально ответственных лиц о причинах образования недостач или излишков, времени их образования, как они маскировались, почему не были обнаружены предыдущими ревизиями, инвентаризациями; как предполагалось возместить недостачу, чем и когда, как использовать образовавшиеся излишки, через кого, когда и каким образом; в чем заключалось участие работников бухгалтерии, кто из них именно участвовал в сокрытии выявленных фактов недостач или излишков, если последние предполагалось вывезти, то когда, кому, за какое вознаграждение или в обмен на что, кто должен был способствовать вывозу, в том числе из работников охраны; допускались ли ранее недостачи, образовывались ли излишки, как и при каких обстоятельствах покрывалась недостача или ликвидировались излишки, не уничтожались ли последние, когда, где, с чьим участием, каким путем;

выемка и осмотр документов (накладных, счетов-фактур, актов на списание имущества и т. п.), выявление в них признаков подлога, установление необычных мест их хранения, отклонений от принятого порядка оформления и т. п. Приобщение к делу документов — вещественных доказательств, приобщение к делу либо фиксация в протоколе осмотра документов либо записей в них, имеющих доказательственное значение ("иные документы");

задержание подозреваемых, их допросы и обыски в жилищах и на рабочих местах;

допросы лиц, подписавших или визировавших изъятые по делу документы;

наложение ареста на имущество подозреваемых;

проведение диктуемых обстоятельствами оперативно-розыскных мероприятий.

При возбуждении уголовного дела по инициативе органа расследования, т. е. фактически по оперативным данным, проводятся:

осмотры и обыски служебных помещений и жилищ заподозренных;

при этом прекращается доступ к местам хранения имущества; инвентаризация;

выемка и осмотр документов, при необходимости прекращение доступа к помещениям, где хранятся документы;

допрос заподозренных (в должных случаях — уже подозреваемых) по существу обнаруженных документов, их содержания, обнаруженных при обысках черновых записях, ценностей и др., об их связях, возможных соучастниках и т. п.;

допрос свидетелей операций с имуществом.

Последующие следственные действия. Среди них важнейшую роль играют судебные экспертизы. Наиболее часто по делам этого рода проводятся бухгалтерские, товароведческие, пищевые, планово- и финансово-экономические, технологические экспертизы, технико-криминалистическая экспертиза документов.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

75708. Комитет (комиссия) по охране труда л/х предприяти 13.12 KB
  Комитет комиссия по охране труда л х предприятия КОМИТЕТ КОМИССИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА рабочий орган управления охраной труда в организации обеспечивающий согласованные действия работодателя и работников направленные на создание здоровых и безопасных условий труда в организации Комитеты комиссии по ОТ далее К. В их состав на паритетной основе входят представители работодателей профессиональных союзов или иного уполномоченного работниками представительного органа Если в организации нет ни одной первичной профсоюзной организации то в...
75709. .ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ. 15.12 KB
  Задачи функции и права комитета комиссии по охране труда л х предприятия. Комитет создается на паритетной основе из представителей работодателей и уполномоченных работниками по охране труда и осуществляют свою деятельность в целях организации сотрудничества и регулирования отношений работодателей и работников их представителей уполномоченных.Численность комитета равно удвоенной численности уполномоченных по охране труда от работников. Председателем комитета не может быть избран работник который по своим служебным обязанностям ...
75710. Виды надзора и контроля за обеспечением безопасных условий труда 16.92 KB
  Виды надзора и контроля за обеспечением безопасных условий труда. 41 в том числе право работника на здоровые и безопасные условия труда. В соответствии с Федеральным законом Об основах охраны труда в Российской Федерации Правительство Российской Федерации утвердило Положение о федеральной инспекции труда. Федеральная инспекция труда единая федеральная централизованная система государственных органов осуществляющих государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда всеми...
75711. Порядок проведения администр.-общественного контроля (трехступенчатого контроля) за соблюдением безопасности труда на лесохоз. предприятии 16.38 KB
  общественного контроля трехступенчатого контроля за соблюдением безопасности труда на лесохоз. Трехступенчатый контроль в системе управления охраной труда является основной формой контроля представителями работодателя и трудового коллектива учреждения образования за состоянием условий ибезопасности труда на рабочих местах производственных участках и цехах а также соблюдением всеми службами должностными лицами и работниками требований трудового законодательства. Он является важным фактором в системе мероприятий по оздоровлению условий...
75712. Медицинское освидетельствование работников. Предварительные и периодические медицинские осмотры 16.82 KB
  Медицинское освидетельствование работников. Работа по предупреждению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости должна начинаться на уровне организаций с проведения предварительных при поступлении на работу а затем и периодических медицинских осмотров работников. В соответствии со статьями 213 266 и 212 Трудового кодекса РФ работодатель обязан проводить обязательные медицинские осмотры обследования отдельных категорий работников за счет средств работодателя. Медицинские осмотры обследования работников занятых на...
75713. Обязательное социальное страхование 17.43 KB
  Представляет собой систему создаваемых государством правовых экономических и организационных мер направленных на компенсацию и минимизацию последствий изменения материального и или социального положения работающих граждан а в случаях предусмотренных законодательством РФ иных категорий граждан вследствие трудового увечья или профессионального заболевания и др. В России государственное обязательное социальное страхование представлено тремя фондами: пенсионным; обязательного медицинского страхования; социального страхования; Право на...
75714. Основные понятия Закона об обязательном социальном страховании 15.58 KB
  Основные понятия Закона об обязательном социальном страховании Настоящий Федеральный закон регулирует отношения возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования в том числе определяет правовое положение субъектов обязательного медицинского страхования и участников обязательного медицинского страхования основания возникновения их прав и обязанностей гарантии их реализации отношения и ответственность связанные с уплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения. Основные...
75715. Виды обеспечения по социальному страхованию 18.06 KB
  Страховым обеспечением по отдельным видам обязательного социального страхования являются: 1 оплата медицинскому учреждению расходов связанных с предоставлением застрахованному лицу необходимой медицинской помощи; 2 пенсия по старости; 3 пенсия по инвалидности; 4 пенсия по случаю потери кормильца; 5 пособие по временной нетрудоспособности; 6 пособие в связи с трудовым увечьем и профессиональным заболеванием; 7 пособие по беременности и родам; 8 ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; 9 пособие...
75716. Размеры пособия по временной нетрудоспособности при несчастных случаях на производстве. Единовременное пособие. Ежемесячное пособие 17.16 KB
  Размеры пособия по временной нетрудоспособности при несчастных случаях на производстве. Ежемесячное пособие Пособие по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профзаболеванием выплачивается за весь период временной нетрудоспособности застрахованного лица до его выздоровления или установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности в размере 100 его среднего заработка. При направлении лиц пострадавших в связи с тяжелым несчастным случаем на производстве на санаторнокурортное лечение в период...