33710

Расследование дел о присвоении или растрате

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Методами предварительной проверки служат: изучение нормативов регламентирующих деятельность организации анализ особенностей ее деятельности и связанных с нею организаций; ревизия; внезапная инвентаризация; истребование документов отражающих сомнительные операции с материальными ценностями или денежными средствами; объяснения должностных и материально ответственных лиц причастных к сомнительным операциям и контролю за ними; поручения органам дознания провести оперативные мероприятия. Изымаются все имеющиеся у них документы в том числе...

Русский

2013-09-06

16.68 KB

2 чел.

Расследование дел о присвоении или растрате нередко представляет большие трудности, связанные, как правило, с их многоэпизодностыо, длящимся характером, высокой организованностью. В особо сложных случаях формируется бригада следователей или создается следственно-оперативная группа. Для всестороннего установления всех обстоятельств предмета доказывания по этим делам требуется выяснить:

а) по субъекту — кто конкретно совершил растрату или присвоение (должностное или недолжностное лицо, которому было вверено имущество или денежные средства); состав преступной группы, обстоятельства и цели ее формиpoвaния, личность организатора, роль каждого участника; мотив преступления; как и кому реализовывалось похищенное, на что истрачены деньги; характеристика субъектов преступления;

б) по субъективной стороне — наличие прямого умысла на хищение, на длящийся характер преступной деятельности, сговор с соучастниками, вовлечение третьих лиц;

в) по объекту — какое имущество похищено, кому оно принадлежало, на каких условиях было вверено виновному, какими правами в отношении него был наделен виновный, каковы были его обязанности, как все это было оформлено документально; суммы похищенных денежных средств, откуда они поступили в распоряжение виновного, в каких целях, как должны были быть израсходованы или где находиться и на каких условиях, сумма растраченных денег, на что и при каких обстоятельствах они были истрачены, где и у кого находится похищенное имущество или приобретенные на похищенные средства вещи;

г) по объективной стороне — как осуществлялась подготовка к хищению, каким способом заблаговременно маскировалась эта подготовка, кем; способ совершения хищения и способ его сокрытия; содержание каждого эпизода преступной деятельности; какие следы и признаки преступных действий должны или могли остаться в документах предприятия, организации, у частных лиц, в местах хранения похищенных ценностей, при их транспортировке, у получателей или пособников; какими средствами или орудиями пользовались виновные при подготовке и совершении преступлений, какие благоприятные условия ими были использованы.

Об обнаружении признаков хищения могут сообщить сослуживцы виновных; эти признаки могут быть обнаружены при плановых проверках хозяйственной деятельности, инвентаризации, ревизии, выявлены оперативным путем при проведении мероприятий по оперативному обслуживанию хозяйственных объектов, а также при анализе технико-экономических показателей предприятия или организации. При этом следует иметь в виду, что те или иные из этих признаков, например выявление недостач или излишков, могут свидетельствовать не о хищении, а о халатной деятельности ответственных лиц, об ошибках ревизоров, просчетов, вызванных неисправностью измерительных приборов, и т. п. Все это диктует необходимость проведения доследственной проверки, предшествующей возбуждению уголовного дела, надобность в которой не возникает при задержании виновных с поличным и при реализации достоверных оперативных данных, полученных органами дознания. Методами предварительной проверки служат:

изучение нормативов, регламентирующих деятельность организации, анализ особенностей ее деятельности и связанных с нею организаций;

ревизия;

внезапная инвентаризация;

истребование документов, отражающих сомнительные операции с материальными ценностями или денежными средствами;

объяснения должностных и материально ответственных лиц, причастных к сомнительным операциям и контролю за ними;

поручения органам дознания провести оперативные мероприятия.

Планирование расследования.

План расследования должен предусматривать не только анализ события преступления и действий всех его участников, но и эффективные меры по возмещению нанесенного собственнику материального ущерба.

Если дело ведет бригада следователей или следственно-оперативная группа (многоэпизодные, групповые, длящиеся преступления), разрабатывается общий план расследования и индивидуальные планы участников бригады (группы). В каждом из них обязательно указываются задания оперативно-розыскного характера и их исполнители из числа оперативных сотрудников органов дознания, взаимодействующих со следователем. Предусматриваются меры по координации следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, пути и формы взаимного обмена информацией.

Важную роль играют вспомогательные документы: схемы связей подозреваемых, схемы документо- и товарооборота, "лицевые счета" подозреваемых, в которые заносятся данные об их участии в том или ином эпизоде преступной деятельности. Последние могут вестись на базе ЭВМ, наряду со своеобразным банком данных по делу.

Перечень и очередность следственных действий при планировании зависит от содержания типичной и затем общей версии по делу.

Первоначальные следственные действия. При задержании виновных с поличным предусматривается:

личный обыск задержанных. Изымаются все имеющиеся у них документы, в том числе (обязательно), относящиеся к транспортируемым материальным ценностям;

следственный осмотр изъятых документов;

допрос задержанных;

кто грузил похищаемое имущество;

обыск по месту жительства и на рабочих местах задержанных;

допрос всех названных задержанными лиц, выявление среди них соучастников хищения, их задержание, обыск в жилищах и по месту работы, службы;

наложение ареста на имущество подозреваемых, избрание мер пресечения;

проведение диктуемых обстоятельствами оперативно-розыскных мероприятий.

При возбуждении уголовного дела по официальным данным проводятся:

допросы ревизоров, участников инвентаризационных комиссий, работников бухгалтерии. Предметом допроса являются выявленные нарушения в оформлении, проводке операций с имуществом; объяснения материально ответственных лиц; факты обнаружения ими подлогов в документах, составления фиктивных документов; поведение материально ответственных лиц во время ревизии, инвентаризации, предпринимались ли последними попытки повлиять на выводы ревизии, инвентаризации (просьбами, подкупом, угрозами), как они вели себя после отклонения их домогательств; кто конкретно составлял итоговые документы ревизии или инвентаризации, кому они докладывались, как реагировали на них руководители предприятия, организации, вышестоящие руководители; по чьему указанию нарушались правила учета и отчетности, кто конкретно реализовывал эти указания из работников бухгалтерии, его отношения с материально ответственными лицами, как маскировались нарушения;

допросы материально ответственных лиц о причинах образования недостач или излишков, времени их образования, как они маскировались, почему не были обнаружены предыдущими ревизиями, инвентаризациями; как предполагалось возместить недостачу, чем и когда, как использовать образовавшиеся излишки, через кого, когда и каким образом; в чем заключалось участие работников бухгалтерии, кто из них именно участвовал в сокрытии выявленных фактов недостач или излишков, если последние предполагалось вывезти, то когда, кому, за какое вознаграждение или в обмен на что, кто должен был способствовать вывозу, в том числе из работников охраны; допускались ли ранее недостачи, образовывались ли излишки, как и при каких обстоятельствах покрывалась недостача или ликвидировались излишки, не уничтожались ли последние, когда, где, с чьим участием, каким путем;

выемка и осмотр документов (накладных, счетов-фактур, актов на списание имущества и т. п.), выявление в них признаков подлога, установление необычных мест их хранения, отклонений от принятого порядка оформления и т. п. Приобщение к делу документов — вещественных доказательств, приобщение к делу либо фиксация в протоколе осмотра документов либо записей в них, имеющих доказательственное значение ("иные документы");

задержание подозреваемых, их допросы и обыски в жилищах и на рабочих местах;

допросы лиц, подписавших или визировавших изъятые по делу документы;

наложение ареста на имущество подозреваемых;

проведение диктуемых обстоятельствами оперативно-розыскных мероприятий.

При возбуждении уголовного дела по инициативе органа расследования, т. е. фактически по оперативным данным, проводятся:

осмотры и обыски служебных помещений и жилищ заподозренных;

при этом прекращается доступ к местам хранения имущества; инвентаризация;

выемка и осмотр документов, при необходимости прекращение доступа к помещениям, где хранятся документы;

допрос заподозренных (в должных случаях — уже подозреваемых) по существу обнаруженных документов, их содержания, обнаруженных при обысках черновых записях, ценностей и др., об их связях, возможных соучастниках и т. п.;

допрос свидетелей операций с имуществом.

Последующие следственные действия. Среди них важнейшую роль играют судебные экспертизы. Наиболее часто по делам этого рода проводятся бухгалтерские, товароведческие, пищевые, планово- и финансово-экономические, технологические экспертизы, технико-криминалистическая экспертиза документов.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53403. Уведення та редагування тексту. Перевірка правопису 69 KB
  Мета уроку Навчальна: Вдосконалити основні знання про текстовий редактор Microsoft Word та його можливості навчити вводити та редагувати текст засобами текстового процесора створювати документи за певною структурою засвоїти правила введення тесту навчитись проводити перевірку правопису. Тип уроку Урок засвоєння нових знань формування умінь та навичок Обладнання Компютери підключені до локальної мережі текстовий процесор Microsoft Word текстовий документ до уроку UROK. Повідомлення теми та плану роботи на уроці мети та завдань...
53404. Розв’язування задач з використанням циклічних операторів 69.5 KB
  Мета: створити умови для формування навичок розвязування найпростіших задач що містять цикли використовуючи різні команди повторення; розвивати логічне мислення операторську культуру; продемонструвати виконання на компютері різних циклічних програм; виховувати працьовитість інтерес до предмета. Вправа Online Вибудуємо лінію ключових слів з теми Циклічні оператори Цикл повторення параметр циклдоки циклдо циклдля змінна лічильник оператор логічний вираз умова while repet begin end pscl програма виконання. На...
53405. Оформлення тексту в HTML – документі 234 KB
  Хід уроку Перед початком уроку на учнівські компютери та робоче місце вчителя має бути розміщено папки : Організаційний момент Актуалізація опорних знань Учитель пропонує учням виконати завдання âМагічний квадрат. Завдання має бути виведене на інтерактивну дошку а кожен учень повинен отримати картку з наступним текстом : Юний друже Для виконання даного завдання знайди файл що міститься за наступною адресою : C: Documents nd Settings Учень Рабочий стол HTML Урок _3 mgic. Бажаю успіху D O C T I T H B T B D L E H Y G T...
53406. Занимательная Информатика 57.5 KB
  Вопросы Мозг компьютера Процессор Устройство для запуска считывания информации с магнитных дисков Дисковод Устройство для распечатки информации на бумаге Принтер Лицо компьютера Монитор Наиболее распространенный манипулятор Мышь Устройство введения графической информации Сканер Устройство введения звуковой информации Микрофон Устройство для сохранения информации Память Устройство которое обеспечивает запись и считывание информации с магнитной ленты...
53407. Введення, редагування й форматування тексту 151.5 KB
  ОБЛАДНАННЯ: персональні компютери роздатковий матеріал таблиці Клавіатура Текстовий редактор MS Word. Заповнюють опитувальний лист: Підпишіть рисунок що зображує вікно ТП MS Word. Виберіть підкресліть із запропонованого списку можливості які надає ТП MS Word: створення і редагування текстів форматування абзаців створення таблиць вставка в текст обєктів інших програм форматування дисків форматування символів створення малюнків форматування сторінки друк документа копіювання дисків.
53408. Компьютерная среда и алгоритмы 47 KB
  Тема: Компьютерная среда и алгоритмы. Цель: закрепление и проверка знаний учащихся по теме Алгоритмы и изучение нового материала по теме Компьютерная среда Логомиры Задачи: Обучающая: усвоить понятие алгоритма компьютерная среда логомиры. Она называется Компьютерная среда и алгоритмы Напомните мне что такое алгоритм Правильно. Среда каждой программы имеет свои инструменты и допускает определённый набор действий которые можно выполнить.
53409. Настроювання параметрів сторінок. Створення колонтитулів. Робота з редактором формул 651.5 KB
  Тому важливо оформити документ так щоб він гарно виглядав не тільки на екрані але й на аркуші паперу вміти правильно задати параметри сторінки. План Розмір сторінки поля. Орієнтація сторінки. Встановлення параметрів сторінки.
53410. Алгоритми та їх властивості 55 KB
  Алгоритми та їх властивості Епіграф до уроку: Коль кругом все будет мирно Так сидеть он будет смирно; Но лишь чуть со стороны Ожидать тебе войны Иль набега силы бранной Иль другой беды незваной Вмиг тогда мой петушок Приподымет гребешок Закричит и встрепенется И в то место обернется. Навчальна: дати поняття про алгоритм його властивості; навчити розпізнавати алгоритми навколо себе; вміти розрізняти правильно та неправильно сформульовані алгоритми; формувати цілісну уяву про картину всесвіту; формувати науковий світогляд;...
53411. оздание документов в текстовом процессоре 45 KB
  Задачи: помочь учащимся получить представление об офисном пакете OpenOffice познакомиться с возможностями программы Word научить основным операциям редактирования и форматирования текста в Word. Вопрос: Назовите этапы подготовки текстовых документов. Вопрос: Какие операции входят в процесс редактирования текстового документа Ответ: Исправление ошибок правописание удаление и добавление фрагментов.