33716

Особенности расследования дорожно-транспортных преступлений в ситуации, когда водитель скрылся с места происшествия (на автомобиле или без него)

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Особенности расследования дорожнотранспортных преступлений в ситуации когда водитель скрылся с места происшествия на автомобиле или без него. В начале расследования возникают две типичные ситуации: а водитель известен он и транспортное средство находятся на месте происшествия: водитель скрылся вместе с автомашиной или без нее но личность его установлена; б водитель неизвестен он скрылся с места происшествия вместе с авто машиной или оставил угнанную автомашину. Программа действий следователя состоит в незамедлительном осмотре места...

Русский

2013-09-06

15.09 KB

2 чел.

57. Особенности расследования дорожно-транспортных преступлений в ситуации, когда водитель скрылся с места происшествия (на автомобиле или без него).

В начале расследования возникают две типичные ситуации: а) водитель известен (он и транспортное средство находятся на месте происшествия: водитель скрылся вместе с автомашиной или без нее, но личность его установлена); б) водитель неизвестен (он скрылся с места происшествия вместе с авто машиной или оставил угнанную автомашину). Наиболее распространенной является первая ситуация. В этих случаях чаще всего наблюдаются легкие или менее тяж кие телесные повреждения пострадавших или причинение существенного материального ущерба. Программа действий следователя состоит в незамедлительном осмотре места происшествия, в том числе и транспортного средства, опросах и последующих допросах всех осведомленных лиц, освидетельствовании водителя и потерпевшего для установления алкогольного или наркотического опьянения, назначении судебно-медицинской экспертизы потерпевшего и других экспертиз; Для второй ситуации, когда водитель на автомашине скрылся с места происшествия, обычно характерны наиболее серьезные вредные последствия в виде причинения тяжких те лесных повреждений или смерти потерпевшего. Чаще всего эта ситуация встречается после угона транспортного средства либо совершения ДТП нетрезвым водителем. В этом случае следователь должен произвести осмотр места ДТП, установить и допросить в качестве свидетелей осведомленных лиц, допросить потер певшего, назначить судебно-медицинскую экспертизу потер певшего и дать поручение органам ГАИ, уголовному розыску, службе охраны общественного порядка о производстве оперативно-розыскных мероприятий по установлению и розыску скрывшегося водителя и его автомашины. Исключительно большое значение приобретает розыск скрывшегося воителя и транспортного средства. Прежде всего должно быть обеспечено немедленное информирование под разделений ГАИ и соседних территориальных органов милиции о случившемся, чтобы перекрыть пути движения скрывшегося транспортного средства, должен быть произведен опрос возможных свидетелей в местах по направлению его предполагаемого следования, организовано преследование по "горячим следам". Следует произвести обследование и осмотр автохозяйств, гаражей, автостоянок и других мест с целью обнаружения автомашины в районах, через которые пролегал путь движения скрывшегося транспортного средства. Наряду с этим должен проверяться имеющиеся данные по картотеке учета транспортных средств ГАИ.

Розыск транспортных средств и водителя чаще всего осуществляется по материальным следам, обнаруженным на месте происшествия, - марке и типу автомашины, ее цвету и другим приметам, номеру автомашины или его частей, характеру перевозимого груза, повреждениями на окружающих предметах или на теле потерпевшего, следам транспортного средства на дороге т. п., а также по информации от осведомленных лиц о внешности водителя. Для розыска следует привлекать представителей общественности, использовать местную печать, радио и телевидение. Обычно сразу же после осмотра места происшествия и проведении других первоначальных следственных действий следователь выдвигает и проверяет версии о причинах ДТП. Типичными из них являются: 1) нарушение правил движения, нахождение водителя за рулем в нетрезвом состоянии, превышение допустимой скорости, неправильный обгон и др.; 2) неисправности дорожного покрытия, мостов, переездов; 3) техническая неисправность автомашины, в частности неисправность тормозов, рулевого управления и других узлов; 4) грубая неосторожность потерпевшего; 5) случайное стечение обстоятельств; 6) инсценировка ДТП с целью сокрытия другого преступления. Одновременно с версиями о причинах ДТП возникают и проверяются версии о личности виновного, времени ДТП, месте совершения наезда (бывает, что место обнаружения трупа и место наезда не совпадают), месте нахождения трупа потерпевшего, увезенного с места происшествия, и др. Осмотр места происшествия состоит из четырех частей: 1) осмотр трассы; 2) осмотр трупа потерпевшего: 3) осмотр транспортного средства; 4) осмотр отдельных следов и предметов, обнаруженных на месте происшествия. Прежде всего необходимо освободить трассу для движения транспорта. Для этого надо точно зафиксировать очевидные объекты на трассе - отметить места, где находился труп, транспортное средство и другие предметы, могущие иметь значение для дела, зафиксировать их взаиморасположение, позу трупа, сделать необходимые измерения. Помимо традиционного метода фиксации обстановки места происшествия - фотографирования, могут быть использованы стереофотографические методы съемки. Следует зафиксировать: рисунок и профиль пути (прямая, перекресток, поворот влево или вправо, развилка, горизонтальная дорога, спуск, подъем); тип покрытия дороги (грунт, бетон, асфальт); состояние покрытия проезжей части (сухое, мокрое, заснеженное, гололедица); наличие обочин, тротуаров, газонов, дорожных знаков, пешеходных переходов, остановок общественного транспорта и т. д.; расположение на месте происшествия транспортных средств, следов и других вещественных доказательств по отношению к проезжей части или элементам дороги (обочине, газону) и постоянным ориентирам ( углу дома, дорожному знаку и др.). Границы осматриваемого участка дороги следует максимально увеличить как в сторону движения транспортного средства, так и в противоположную сторону. Следует также точно установить ширину проезжей части, ширину обочин, тротуаров, описать обнаруженные следы преступления, длину и рисунок тормозного пути, заноса и волочения, их положение по отношению к какой-либо границе проезжей части (тротуара, обочине). В связи с тем, что нередко установление скорости движения транспортного средства имеет исключительно важное значение для расследования, следует очень внимательно отнестись к изучению длины и характера тормозного пути (сплошной или прерывистый). Если обстановка позволяет, труп потерпевшего следует осматривать на месте его обнаружения. Однако нередко в силу интенсивности дорожного движения и необходимости освобождения дороги для проезда, труп приходится осматривать в морге. Особое внимание при осмотре трупа следует обратить на поиск следов, характеризующих механизм происшествия, в том числе следов транспортной травмы. Автомобиль осматривается на месте происшествия или в месте его обнаружения после происшествия. Фиксируются тип, марка и номерной знак автомашины, повреждения, возможно, возникшие в результате ДТП, осуществляется поиск следов и других вещественных доказательств, появившихся в процессе ДТП (кровь, волосы, мозговое вещество, обрывки ткани, одежды потерпевшего). Обычно осмотр автомобиля начинают с перед ней части. Тщательному осмотру должны быть подвергнуты фары, подфарники, указатели поворота, переднее стекло, облицовка радиатора, капот, передние крылья, ручки дверей с тем, чтобы обнаружить на них возможные повреждения, части ткани одежды потерпевшего, следы крови, волосы и т. п. После этого необходимо в этих же целях осмотреть ходовую часть и низ кузова автомашины, зафиксировать состояние тормозной системы, рулевого управления и других агрегатов. В ходе осмотра кабины автомобиля надо обратить внимание на положение рычага переключения скоростей, ручного тормоза, указателей поворота и включения освещения. Осуществляется поиск следов рук на рычагах управления, документов и предметов с целью установления личности скрывшегося водителя.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

4570. Структурное тестирование программного обеспечения 173.5 KB
  Структурное тестирование программного обеспечения Основные понятия и принципы тестирования ПО Тестирование — процесс выполнения программы с целью обнаружения ошибок. Шаги процесса задаются тестами. Каждый тест определяет: свой набор исход...
4571. Разработка учебная Базы Данных (БД) MusicShop 696 KB
  Введение В настоящие время в связи с развитием компьютерной техники появилась возможность автоматизировать многие процессы. Современные магазины музыки предлагают большой выбор музыки, в связи с чем, возникает проблема поиска необходимой композиции,...
4572. Решение задачи коммивояжера разными программными методами 84.06 KB
  Введение Комбинаторика – раздел математики, посвящённый решению задач выбора и расположения элементов некоторого, обычно конечного множества в соответствии с заданными правилами. Каждое такое правило определяет способ построения некоторой конст...
4573. Кратчайший путь в графе. Методы программирования 151 KB
  Программный продукт предназначен для нахождения кратчайшего пути между двумя любыми вершинами графа. Проектирование Алгоритм Дейкстры. Алгоритм Дейкстры строит кратчайшие пути, ведущие из исходной вершины графа к остальным вершинам этог...
4574. Инструментальная система моделирования Parallax 74 KB
  Общие характеристики системы Инструментальная система моделирования Parallax (далее — система) предназначена для моделирования и анализа система взаимодействующих параллельных процессов на основе аппарата PS-сетей. Система...
4575. Раскраска графа способом разработки программного продукта 403.33 KB
  Родоначальником теории графов считается Леонард Эйлер. В 1736 году в одном из своих писем он формулирует и предлагает решение задачи о семи кенигсбергских мостах, ставшей впоследствии одной из классических задач теории графов. Впервые...
4576. Создание программы для рисования кривых второго порядка в среде Borland C++ Builder 6 437 KB
  Введение В рамках данного курсового проекта требуется написать программу, рисующую кривые второго порядка. Для разработки была использована среда разработки BorlandC++ Builder 6. Формулировка поставленной задачи Написать программу, рисующую кр...
4577. Покрывающее дерево. Концепция алгоритма Краскала 252.41 KB
  Алгоритм Краскала может строить дерево одновременно для нескольких компонент связности, которые в процессе решения объединяются в одно связанное дерево. Полный граф задается списком ребер. Перед работой список ребер сортируется по возрастанию длины....
4578. Философия человека 185 KB
  Философия человека Понятие философской антропологии. Проблема человека в истории философии. Проблема определения сущности человека. Философские проблемы антропосоциогенеза. Смысл и ценность жизни человека. Введение. С развитием общества ...