33716

Особенности расследования дорожно-транспортных преступлений в ситуации, когда водитель скрылся с места происшествия (на автомобиле или без него)

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Особенности расследования дорожнотранспортных преступлений в ситуации когда водитель скрылся с места происшествия на автомобиле или без него. В начале расследования возникают две типичные ситуации: а водитель известен он и транспортное средство находятся на месте происшествия: водитель скрылся вместе с автомашиной или без нее но личность его установлена; б водитель неизвестен он скрылся с места происшествия вместе с авто машиной или оставил угнанную автомашину. Программа действий следователя состоит в незамедлительном осмотре места...

Русский

2013-09-06

15.09 KB

2 чел.

57. Особенности расследования дорожно-транспортных преступлений в ситуации, когда водитель скрылся с места происшествия (на автомобиле или без него).

В начале расследования возникают две типичные ситуации: а) водитель известен (он и транспортное средство находятся на месте происшествия: водитель скрылся вместе с автомашиной или без нее, но личность его установлена); б) водитель неизвестен (он скрылся с места происшествия вместе с авто машиной или оставил угнанную автомашину). Наиболее распространенной является первая ситуация. В этих случаях чаще всего наблюдаются легкие или менее тяж кие телесные повреждения пострадавших или причинение существенного материального ущерба. Программа действий следователя состоит в незамедлительном осмотре места происшествия, в том числе и транспортного средства, опросах и последующих допросах всех осведомленных лиц, освидетельствовании водителя и потерпевшего для установления алкогольного или наркотического опьянения, назначении судебно-медицинской экспертизы потерпевшего и других экспертиз; Для второй ситуации, когда водитель на автомашине скрылся с места происшествия, обычно характерны наиболее серьезные вредные последствия в виде причинения тяжких те лесных повреждений или смерти потерпевшего. Чаще всего эта ситуация встречается после угона транспортного средства либо совершения ДТП нетрезвым водителем. В этом случае следователь должен произвести осмотр места ДТП, установить и допросить в качестве свидетелей осведомленных лиц, допросить потер певшего, назначить судебно-медицинскую экспертизу потер певшего и дать поручение органам ГАИ, уголовному розыску, службе охраны общественного порядка о производстве оперативно-розыскных мероприятий по установлению и розыску скрывшегося водителя и его автомашины. Исключительно большое значение приобретает розыск скрывшегося воителя и транспортного средства. Прежде всего должно быть обеспечено немедленное информирование под разделений ГАИ и соседних территориальных органов милиции о случившемся, чтобы перекрыть пути движения скрывшегося транспортного средства, должен быть произведен опрос возможных свидетелей в местах по направлению его предполагаемого следования, организовано преследование по "горячим следам". Следует произвести обследование и осмотр автохозяйств, гаражей, автостоянок и других мест с целью обнаружения автомашины в районах, через которые пролегал путь движения скрывшегося транспортного средства. Наряду с этим должен проверяться имеющиеся данные по картотеке учета транспортных средств ГАИ.

Розыск транспортных средств и водителя чаще всего осуществляется по материальным следам, обнаруженным на месте происшествия, - марке и типу автомашины, ее цвету и другим приметам, номеру автомашины или его частей, характеру перевозимого груза, повреждениями на окружающих предметах или на теле потерпевшего, следам транспортного средства на дороге т. п., а также по информации от осведомленных лиц о внешности водителя. Для розыска следует привлекать представителей общественности, использовать местную печать, радио и телевидение. Обычно сразу же после осмотра места происшествия и проведении других первоначальных следственных действий следователь выдвигает и проверяет версии о причинах ДТП. Типичными из них являются: 1) нарушение правил движения, нахождение водителя за рулем в нетрезвом состоянии, превышение допустимой скорости, неправильный обгон и др.; 2) неисправности дорожного покрытия, мостов, переездов; 3) техническая неисправность автомашины, в частности неисправность тормозов, рулевого управления и других узлов; 4) грубая неосторожность потерпевшего; 5) случайное стечение обстоятельств; 6) инсценировка ДТП с целью сокрытия другого преступления. Одновременно с версиями о причинах ДТП возникают и проверяются версии о личности виновного, времени ДТП, месте совершения наезда (бывает, что место обнаружения трупа и место наезда не совпадают), месте нахождения трупа потерпевшего, увезенного с места происшествия, и др. Осмотр места происшествия состоит из четырех частей: 1) осмотр трассы; 2) осмотр трупа потерпевшего: 3) осмотр транспортного средства; 4) осмотр отдельных следов и предметов, обнаруженных на месте происшествия. Прежде всего необходимо освободить трассу для движения транспорта. Для этого надо точно зафиксировать очевидные объекты на трассе - отметить места, где находился труп, транспортное средство и другие предметы, могущие иметь значение для дела, зафиксировать их взаиморасположение, позу трупа, сделать необходимые измерения. Помимо традиционного метода фиксации обстановки места происшествия - фотографирования, могут быть использованы стереофотографические методы съемки. Следует зафиксировать: рисунок и профиль пути (прямая, перекресток, поворот влево или вправо, развилка, горизонтальная дорога, спуск, подъем); тип покрытия дороги (грунт, бетон, асфальт); состояние покрытия проезжей части (сухое, мокрое, заснеженное, гололедица); наличие обочин, тротуаров, газонов, дорожных знаков, пешеходных переходов, остановок общественного транспорта и т. д.; расположение на месте происшествия транспортных средств, следов и других вещественных доказательств по отношению к проезжей части или элементам дороги (обочине, газону) и постоянным ориентирам ( углу дома, дорожному знаку и др.). Границы осматриваемого участка дороги следует максимально увеличить как в сторону движения транспортного средства, так и в противоположную сторону. Следует также точно установить ширину проезжей части, ширину обочин, тротуаров, описать обнаруженные следы преступления, длину и рисунок тормозного пути, заноса и волочения, их положение по отношению к какой-либо границе проезжей части (тротуара, обочине). В связи с тем, что нередко установление скорости движения транспортного средства имеет исключительно важное значение для расследования, следует очень внимательно отнестись к изучению длины и характера тормозного пути (сплошной или прерывистый). Если обстановка позволяет, труп потерпевшего следует осматривать на месте его обнаружения. Однако нередко в силу интенсивности дорожного движения и необходимости освобождения дороги для проезда, труп приходится осматривать в морге. Особое внимание при осмотре трупа следует обратить на поиск следов, характеризующих механизм происшествия, в том числе следов транспортной травмы. Автомобиль осматривается на месте происшествия или в месте его обнаружения после происшествия. Фиксируются тип, марка и номерной знак автомашины, повреждения, возможно, возникшие в результате ДТП, осуществляется поиск следов и других вещественных доказательств, появившихся в процессе ДТП (кровь, волосы, мозговое вещество, обрывки ткани, одежды потерпевшего). Обычно осмотр автомобиля начинают с перед ней части. Тщательному осмотру должны быть подвергнуты фары, подфарники, указатели поворота, переднее стекло, облицовка радиатора, капот, передние крылья, ручки дверей с тем, чтобы обнаружить на них возможные повреждения, части ткани одежды потерпевшего, следы крови, волосы и т. п. После этого необходимо в этих же целях осмотреть ходовую часть и низ кузова автомашины, зафиксировать состояние тормозной системы, рулевого управления и других агрегатов. В ходе осмотра кабины автомобиля надо обратить внимание на положение рычага переключения скоростей, ручного тормоза, указателей поворота и включения освещения. Осуществляется поиск следов рук на рычагах управления, документов и предметов с целью установления личности скрывшегося водителя.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

3756. Пассионарности и теория этнологии Л. Гумилева 120 KB
  Введение Начать свою работу я хочу с того, что дать определение этносу. По определению Л.Гумилева - это естественно сложившийся на основе оригинального стереотипа поведения коллектив людей, существующий как энергетическая система, противопоставляюща...
3757. Рычажный механизм электродвигателя 569.5 KB
  Введение Рычажные механизмы предназначены для преобразования вида движения, воспроизведение функциональных зависимостей, выполнения математических операций, вычерчивания кривых и др. Рычажные механизмы состоят из рычагов (стержней) и ползунов, соеди...
3758. Возраст солнечной системы и гипотеза Геи 76 KB
  Возраст солнечной системы и гипотеза Геи Большинству людей известны уникальные характеристики Земли, которые делают возможной жизнь на нашей планете. К числу таких характеристик относятся химический состав планеты и ее атмосферы, наклон земной оси...
3759. Классификация и конструкции стационарных воздушных поршневых компрессоров 629.5 KB
  Классификация и конструкции стационарных воздушных поршневых компрессоров Цель: Изучить классификацию и конструкции стационарных воздушных поршневых компрессоров. Принцип передачи энергии в объёмном компрессоре Компрессором называют машину,...
3760. Термоядерні електростанції 256 KB
  Термоядерні електростанції Реакції термоядерного синтезу (злиття легких ядер) можливі лише при температурах, коли завдяки запасу кінетичної енергії теплового руху ядра здатні здолати кулонівське електричне відштовхування і наблизитися на віддалі дії...
3761. Вплив роботи електростанцій на довкілля та принципи їх безпечної експлуатації 395 KB
  Вплив роботи електростанцій на довкілля;та принципи їх безпечної експлуатації Безпечність роботи електростанцій на органічному і ядерному паливах досягається дотриманням правил, норм, інструкцій, які є обов’язковими при проектуванні, вигот...
3762. Проблемы управления предприятием при его реформировании и реабилитации 97 KB
  Проблемы управления предприятием при его реформировании и реабилитации Вопросы для изучения: Проблемы корпоративного управления предприятиями. Основные направления совершенствования управления предприятием. Антикризисное управление. Подг...
3763. Обеспечение качества 203.5 KB
  Обеспечение качества Объективные предпосылки изменения отношения к качеству и эволюция управления качеством Вопросы качества продукции и его повышения всегда находились в центре общественного внимания. Изменение акцента в оценке товара для удовлет...
3764. Рекомбинационные генетические карты 500.5 KB
  Рекомбинационные генетические карты. Хромосомная теория наследственности и кроссинговер Первое предположение о том, что элементы наследственности находятся в хромосомах, поскольку хромосомный материал в равной степени распределяется дочерними клет...