33718

Методика расследования преступлений, совершенных с участием несовершеннолетних лиц

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

При расследовании таких преступлений необходимо установить следующие обстоятельства: возраст несовершеннолетнего число месяц и год рождения; условия жизни и воспитания несовершеннолетнего; уровень психического развития и иные особенности его личности; влияние на несовершеннолетнего старших по возрасту лиц. с целью получения информации о личности несовершеннолетнего об условиях его жизни учебы о ближайшем окружении и его поведении. Первоначальные следственные действия: а осмотр места происшествия в ходе которого может быть получена...

Русский

2013-09-06

14.71 KB

12 чел.

методика расследования преступлений, совершенных с участием несовершеннолетних лиц?

 

Методика расследования преступлений несовершеннолетних основывается на общих принципах предварительного следствия, отражая вместе с тем ряд особенностей, связанных с личностью несовершеннолетних.

Эти особенности проявляются при совершении несовершеннолетними противоправного деяния, а также в их поведении на предварительном следствии.

При расследовании таких преступлений необходимо установить следующие обстоятельства: возраст несовершеннолетнего, число, месяц и год рождения; условия жизни и воспитания несовершеннолетнего; уровень психического развития и иные особенности его личности; влияние на несовершеннолетнего старших по возрасту лиц. На первоначальном этапе следствия необходимо проверить следующие версии:

а) наличие взрослых подстрекателей или иных соучастников;

б) вовлечение несовершеннолетних в занятие попрошайничеством, склонению к пьянству, употреблению наркотиков;

в) наличие фактов укрывательства преступных действий подростка со стороны взрослых.

На подготовительном этапе расследования следователь должен собрать и изучить большое количество документов (справок, характеристик и т.п.) с целью получения информации о личности несовершеннолетнего, об условиях его жизни, учебы, о ближайшем окружении и его поведении. При планировании следственных действий рекомендуется учитывать возрастные особенности подростков (быструю утомляемость, неуравновешенность, импульсивность и т.п.).

Первоначальные следственные действия:

а) осмотр места происшествия, в ходе которого может быть получена информация о личностных качествах преступника и его привычках (пристрастие к курению, наркотикам);

б) задержание несовершеннолетнего преступника на месте преступления может осуществляться при наличии исключительных обстоятельств, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательствам;

в) обыск, при обыске по делам несовершеннолетних должен присутствовать законный представитель, при невозможности его присутствия приглашают представителя жилищного управления;

г) допрос, при допросе несовершеннолетнего необходимо соблюдать все требования, установленные уголовно-процессуальным законодательством. При допросе несовершеннолетнего в возрасте до 14 лет обязательно присутствие педагога.

При выборе тактических приемов следователь должен учитывать психологическое состояние подростка. При допросе обвиняемого несовершеннолетнего и признании им своей вины в совершенном преступлении следователь должен проводить допрос так же детально по всем обстоятельствам дела, поскольку подростки очень часто берут вину на себя по различным причинам. Выявить самооговор возможно с помощью применения тактических приемов эмоционального воздействия. В случае когда обвиняемый не признает своей вины, но у следователя нет сомнений в его невиновности, возможно применение таких тактических приемов: предъявление доказательств, изобличающих подростка во лжи; психологический эффект внезапности.

К последующим следственным действиям относятся: допросы свидетелей и очевидцев, допрос законных представителей и других лиц, ответственных за воспитание, очная ставка, назначение судебных экспертиз (судебно-медицинская, судебно-психиатрическая, судебно-психологическая).

 Минимальный возраст допрашиваемого в качестве свидетеля или потерпевшего неограничен, но к допросу лица дошкольного возраста следует прибегать тогда, когда нет других источников информации, имеющей значение для дела. Если событие наблюдалось несколькими несовершеннолетними, то допрос следует начинать с самого взрослого из них. Также при допросе проходящих по делу несовершеннолетних и взрослых допрос надо начинать со взрослого. Если несовершеннолетний до допроса может подвергнуться давлению каких-либо лиц, то следует допросить этого несовершеннолетним независимо от того, что есть еще более старшие свидетели или потерпевшие.

     Допрос несовершеннолетнего начинается с установления его возраста, который может быть подтвержден самим несовершеннолетним, его законным представителем или документами. Если допрашиваемый достиг возраста 16 лет, то он предупреждается об ответственности за отказ от дачи показаний или дачу ложных показаний. Достоверность показаний проверяется конкретизацией, детализацией допроса, сопоставлением данных с другими доказательствами.

     Если в совершении преступления участвовал несовершеннолетний, не достигший возраста наступления уголовной ответственности, следует убедить его в том, что он не подлежит ответственности, так как такой несовершеннолетний боится ответственности, наказания за содеянное и поэтому дает заведомо ложные показания.

     Потерпевший обстоятельства преступления помнит лучше, так как это связано с повышенными переживаниями этого лица, но боязнь быть осмеянным или осужденным окружающими предопределяет фантазирование и преувеличение при даче показаний.

     Тактика допроса подозреваемого в значительной мере зависит от того, очевидно ли для следователя совершение допрашиваемым преступления или же возникают серьезные сомнения. Если это очевидно, то поведение следователя должно быть более настойчивым, в ином случае он должен вести себя очень осторожно и осмотрительно. Объясняется это тем, что подросток, психика которого обычно более ранима, чем у взрослого, мучительно переживает проявленную к нему несправедливость, проникается ненавистью кследователю и чаще всего замыкается. Во время свободного рассказа обвиняемого об обстоятельствах дела не следует перебивать его уточняющими вопросами.

     По делам несовершеннолетних необходимо учитывать возможность самооговора, когда несовершеннолетний обвиняемый старается выгородить своих соучастников или преуменьшить их роль. Такого рода показания следует сопоставить с другими материалами дела сразу же в ходе допроса. Непосредственно сам допрос несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого не может продолжаться без перерыва более 2 ч, а в общей сложности более 4 ч в день.

     В допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого участвует защитник, который вправе задавать ему вопросы, а по окончании допроса знакомиться с протоколом и делать замечания о правильности сделанных в нем записей. Участие защитника должно рассматриваться не как простая формальность, а как участие активного представителя.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52075. Плотность вещества 59.5 KB
  Ребята почему тела равных объемов имеют разные массы Чтобы решить эту проблему изучим новую физическую величину плотность вещества. сегодня на уроке с новой характеристикой вещества плотностью так какая тема сегодняшнего урока Тема нашего урока Плотность вещества II Формирование новых умений и навыков. Молодцы Эту величину назвали плотность вещества.
52077. Дзеяслоў 71 KB
  Узор: Падарожнік ідзе крочыць. Падарожнік ідзе Шмат дарог ён прайшоў І машына ідзе З поўным кузавам дроў. А дарога ідзе То праз лес то праз поле. На дарогу ж ідзе І гадзіна і болей.
52079. АБЕТКА 2.61 MB
  Літеру И і ту беруть з собою хоч вона теж не починає жодного слова а про мене ніхто навіть не памятає голосив мякий знак. Ребенкова Фонематичне сприймання Лікар оглядає хворого: А а а Як людина висловлює захоплення Ах Сходинки Буква наскрізь мова дошка людина стружка подружка Рак Мати Радіо Лантух Майстер Прочитай слова ідучи від літери А вгору вниз вліво вправо Т  О  Р  К  О  Т  В  А  Й  С  Т    Р К Ь Р    В Л А   А  Р  Е Де стоїть літера На початку слова: акварель абетка автобус...
52080. Сценарій свята: «Абетка» 43 KB
  Ведучий 1 Good morning boys nd girls Good morning der guests We re gld to see you t our âBC prtyâ. Ведучий 2 Добридень дівчата та хлопята Добридень гості дорогі Ми дуже раді бачити Вас на нашому святі Ведучий 1 Tody well spek bout English ply mny interesting gmes sing songs nd remember wht we hve lerned t our lessons. Ведучий 2 Сьогодні ми поговоримо про англійську мову Пограємо в ігри поспіваємо та пригадаємо все що вчили на наших уроках....
52081. Свято англійської абетки 58.5 KB
  You will recite rhymes bout letters guess the riddles ply the gmes nd do mny other things. Ee Ff E is for egg Flowers here flowers there It is yellow nd white Flowers growing everywhere. It is so sweet...
52082. Сказка как вид народной прозы. Высокий нравственный облик волшебницы Василисы Премудрой 46.5 KB
  Цель: познакомить учащихся с ТНР с жанровыми особенностями фольклорной сказки на примере волшебной сказки Царевна-лягушка. Задачи: Образовательные: 1 закрепить представления учащихся о сказке как жанре фольклора и ее видах; 2 дать представления учащимся о сказителях и собирателях сказки; 3 учить анализировать фрагменты из сказки Царевна-лягушка; 4 научить сопоставлять фрагменты сказки; 5 научить школьников выделять систему образов волшебной сказки; 6 дать представления учащимся об особенностях волшебной сказки: связь с...
52083. Абсолютна величина в математичних задачах 1.11 MB
  Для успішного розвязання цих завдань потрібно не стільки мати гарну інтуїцію і неабиякі здібності скільки мати спеціальну підготовку. Вона полягає в знайомстві ретельному вивченні й застосуванні методів розвязування таких задач. Розвязування задач з модулями приводить учнів до необхідності використання класифікації й освоєння навичок дослідження та готують до розвязання важких задач з параметрами. У цій роботі йдеться про методи розвязування раціональних рівнянь і нерівностей що містять знак абсолютної величини.