33736

Понятие и состав административных правонарушений. Административная ответственность и её виды. Производство по делам об административных правонарушениях

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Понятие и состав административных правонарушений. Производство по делам об административных правонарушениях. Административное правонарушение – противоправное виновное действие бездействие физического или юридического лица за которое Кодексом РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Предупреждение административный штраф лишение специального права предоставленного физическому лицу административный арест и дисквалификация могут устанавливаться и применяться только в качестве основных...

Русский

2013-09-06

48.5 KB

7 чел.

73. Понятие и состав административных правонарушений. Административная ответственность и её виды. Производство по делам об административных правонарушениях.

Административное правонарушение – противоправное виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможность наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Обязательным признаком административного правонарушения является административная наказуемость, т.е. административная ответственность.

За совершение административного правонарушения граждан, не привлекаются к административной ответственности в случаях:

  1.  Не достижение 16 лет;
  2.  Совершение правонарушение в состоянии невменяемости;
  3.  Совершение в крайней необходимости;

Состав – совокупность признаков, установленных нормой административного права, наличие которых может повлечь административную ответственность, так как все признаки состава, закрепленные в норме административного права, становятся обязательными и отсутствие в фактически совершенном деянии одного из указанных в правовой форме признаков состава означает, что лицо не совершило проступка, предусмотренного данной нормой.

Все признаки состава делятся на:

  •  объективные – объект, объективная сторона;
  •  субъективные – субъект, субъективная сторона.

По особенностям конструкции выделяются следующие виды составов:

  1.  Материальные и формальные.

Материальные – составы, в которых содержится признак наступления вредных материальных последствий совершенного деяния или описывается деяние, обязательно влекущее наступление вредных последствий, хотя последствия законом не называются. Материальный состав определяется для правильной квалификации правонарушения и для того, чтобы решить вопрос о возмещении причиненного ущерба.

Формальные – составы, в которых не признака наступления вредных материальных последствий.

  1.  Простые и квалифицированные.

Простые составы устанавливают административную ответственность за конкретное деяние без ее усиления; если в простой состав вводится квалифицирующий (усиливающий ответственность) признак, то деяние квалифицируется по другой статье или по другому пункту статьи, предусматривающему более строгое наказание (повторность, систематичность, совершение правонарушения должностным лицом, причинение материального ущерба, совершение правонарушения в состоянии алкогольного опьянения).

  1.  Однозначные и альтернативные.

В однозначных составах описывается одно противоправное деяние, за которое устанавливается административная ответственность.

В альтернативных составах описывается два и более противоправных деяния, при этом административным правонарушением признается как совершение одного из описанных деяний, двух или всех сразу.

Существуют дующие виды административной ответственность.

  1.  Предупреждение – мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме;
  2.  Административный штраф является денежным взысканием;
  3.  Возмездное изъятие орудия совершения или предмет административного правонарушения – подразумевает под собой передачу бывшему собственнику врученной суммы за вычетом расходов на реализацию изъятого предмета; назначается только судьей. Возмездное изъятие охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство является основным законным источником средств к существованию;
  4.  Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения – принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта РФ не изъятых из оборота вещей; назначается только судьей;
  5.  Лишение специального права, предоставленного физическому лицу; назначается только судьей (лишение специального права в виде права управления транспортным средством);
  6.  Административный арест – заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до 15 суток, а в особых случаях до 30 суток; назначается только судьей;
  7.  Административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства – принудительное и контролируемое перемещение указанных граждан и лиц через государственную границу РФ за пределы РФ;
  8.  Дисквалификация – заключается в лишении физического лица право занимать руководящей должности на определенный срок от 6 месяцев до 3 лет; назначается судьей.

Предупреждение, административный штраф, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, административный арест и дисквалификация могут устанавливаться и применяться только в качестве основных административных наказаний. Два и более одних и тех же либо разных основных административных наказаний за одно административное правонарушение не применяется.

Производство по делам об административных правонарушениях — вид административно – юрисдикционного производства, имеющий специфическую процедуру рассмотрения дел по наложению административных взысканий и нуждающийся в единообразном применении, закрепленным на федеральном уровне.

Можно выделить следующие сущностные черты производства по делам об административных нарушениях:

  1.  Это специфическая процедура рассмотрения дел по наложению административных взысканий.
  2.  Каждая стадия этого производства завершается принятием по делу соответствующего акта, не сходного с актами, применяемыми в других производствах.
  3.  Определенные отношения, охраняемые данным производством, урегулированные административным правом, обособленность и завершенность которых обеспечивается с момента возникновения административного спора и до его разрешения.

Производство по делам об административных правонарушениях состоит из нескольких этапов:

1. Возбуждение дела об административном правонарушении:

Эта стадия будет начальным этапом производства по делу. Именно на этой стадии закладываются основы для выполнения задач по делам об административных правонарушениях. На этой стадии по абсолютному большинству дел правомочные должностные лица соответствующих органов административной юрисдикции совершают комплекс процедурно-процессуальных действий, в ходе которых устанавливается факт совершения проступка, производится его фиксация в протоколе об административном правонарушении, определяются круг допустимых доказательств и средств доказывания, подведомственность дела для рассмотрения по существу, и дело направляется по подведомственности.

На стадии возбуждения дела об административном правонарушении по сути своей производится так называемое административное расследование. Предварительная подготовка по делу об административном правонарушении производится исключительно по месту совершения проступка

2. Рассмотрение дел об административных правонарушениях:

Эта стадия производства по делам об административных правонарушениях является центральной.

Стадия рассмотрения дел об административных правонарушениях отражает сущность правонарушения по этим делам. Именно на данной стадии решается вопрос о виновности или невиновности лица, привлекаемого к административной ответственности.

Стадия рассмотрения дел об административных правонарушениях в зависимости от характера процедурно-процессуальных действий участников административно-юрисдикционного процесса осуществляется в три этапа: подготовка дела к рассмотрению, непосредственное рассмотрение его, вынесение постановления по результатам рассмотрения дела.

3. Исполнение постановлений о применении административных взысканий:

4. Обжалование и опротестование постановлений по делам об административных правонарушениях:

Основания и порядок обжалования и опротестования постановлений по делам об административных правонарушениях является факультативной стадией производства по таким делам. Правом обжалования наделены лица, в отношении которых выносятся постановления, а также потерпевшие. Для обжалования постановления по некоторым категориям дел об административных правонарушениях путь обжалования постановления определяется в зависимости от вида наложенного административного взыскания (предупреждение, лишение специального права, предоставленного гражданину) установлен двухстепенный порядок — жалоба сначала подлежит рассмотрению вышестоящим органом  по отношению к органу, вынесшему постановление, и только после этого может быть рассмотрен в суде. Постановление суда обжалованию не подлежит. Может быть обжаловано любое постановление, в том числе в части наложения основного или дополнительного взыскания, а также и постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении по предусмотренным законом обстоятельствам.

Рассмотрение жалоб на постановление по делам об административных правонарушениях в органах, полномочных выполнять такие действия, осуществляются в два этапа. Первый этап включает в себя подготовительные действия: проверку подведомственности жалобы или протеста; изучение дела и проверку наличия в деле документов, указанных в описи; истребование необходимых документов и приобщение их к материалам дела; предварительную беседу с заявителем (при необходимости этого); определение времени и места рассмотрения жалобы; извещение участников разбирательства по делу (лица, в отношении которого вынесено постановление, потерпевшего или их законных представителей, прокурора, представителя органа, вынесшего постановление). Соблюдение процедурно-процессуальных правил необходимо придерживаться и при непосредственном рассмотрении жалобы (протеста).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

37161. Принятие христианства. Владимир Первый. Развитие Руси при Ярославе Мудром. «Русская правда» 18.69 KB
  Развитие Руси при Ярославе Мудром. Древние русичи были язычниками поклонялись множеству богов бог неба Сварог бог Солнца Дажбог бог грома и молний Перун и т. Христианство было уже известно на Руси и до крещения Владимира. Однако будущий креститель Руси начинал свой путь убежденным язычником и прошло немало времени пока изменились его взгляды.
37162. Феодальная раздробленность, ее причины и последствия 12.55 KB
  После смерти Ярослава Мудрого в развитии государства усиливаются центробежные тенденции начинается один из сложнейших периодов истории древней Руси период феодальной раздробленности растянувшийся на несколько веков. Процесс феодальной раздробленности на Руси был обусловлен укреплением власти крупнейших феодалов на местах и зарождением местных административных центров. Период феодальной раздробленности охватывает в целом XIIXV вв. когда уже начался процесс феодальной консолидации число их приближалось к 250.
37163. Три основных центра Руси. Владимирское и Галицко-Волынское княжетсва. Новгородская феодальная республика 29.58 KB
  Под влияние ростовосуздальского князя попали Рязань и Муром. Хотя власть великого князя безвозврат но ушла в прошлое но княжение в Киеве подчеркивало старшинство князя. Последующие поколения русских князей назы вавшие свои княжества великими а себя великими князьями та кого пиетета к титулу великого киевского князя уже не испытывали. Он претендуя на титул велико го князя всех земель Руси в 1169 году захватил Киев и учинил там полный разгром превзойдя в этом половцев.
37164. Установление монголо-татарского ига и его последствия для народов Руси 21.29 KB
  Организация монгольского войска была основана на десятичном принципе 10 100 1000 и т. войска Чингисхана вторглись в Среднюю Азию. Вслед за Средней Азией был захвачен Северный Иран после чего войска Чингисхана совершили грабительский поход в Закавказье. Битва между русскополовецкими и монгольскими войсками произошла 31 мая 1223 г.
37165. Предпосылки объединения русских земель в XIV в. Начало возвышения Московского княжества 20.47 KB
  Предпосылки объединения русских земель в XIV в. В то же время стержнем политической жизни этого периода становится объединительный процесс русских земель. Территориальным ядром формирования русской народности и Русского государства становится ВладимироСуздальская земля в которой постепенно возвышается Москва превращаясь в центр политического объединения русских земель. В условиях феодальной раздробленности и агрессии немецких рыцарских орденов южные и югозападные земли в том числе и Киев вошли в состав Княжества Литовского поэтому...
37166. Образование централизованного Российского государства. Иван Третий. Свержение ордынского ига 13.64 KB
  Завершение процесса объединения русских земель вокруг Москвы в централизованное государство приходится на годы правления Ивана III 1462 1505 гг. и Василия III 1505 1533 гг. На протяжении 150 лет до Ивана III шло собирание русских земель и сосредоточение власти в руках Московских князей. При Иване III великий князь возвышается над остальными князьями не только количеством силы и владений но и объемом власти.
37167. Россия при Иване Четвертом. Избранная Рада. Реформы 17.36 KB
  Борьба эта протекала на глазах малолетнего Ивана IV. вокруг молодого Ивана IV сложился совет близких к нему людей получивший название “Избранная радаâ€. Костомарова который считал что “этот государь всю жизнь находился под влиянием то тех то других†и “что дела составившие славу царствования до падения Сильвестра исходили от этого последнего и его кружка и совершались не только не по его Ивана IV указанию но часто против желанияâ€. Провозглашая эти реформы правительство Ивана IV изображало их как мероприятия цель которых...
37168. Иван Грозный в фильме Эйзенштейна. Опричнина, ее суть и последствия 16.5 KB
  Иван Грозный в фильме Эйзенштейна. Иван Грозный в фильме Эйзенштейна Смотрите фильм в папке Фильм Сергея Эйзенштейна ИВАН ГРОЗНЫЙ 1944 Опричнина К 1557 г. При решении этого вопроса произошел разрыв Ивана Грозного с Избранной Радой которая в отличии от намерений царя завоевать Ливонию предлагала овладеть Крымом. Несогласие в политических взглядах усугубилось смертью жены Ивана Грозного Анастасии в которой обвиняли Сильвестра и Адашева.
37169. Смутное время в истории России. Польско-шведская интервенция. Народные ополчения 24.35 KB
  Смутное время в истории России. В условиях всеобщего недовольства на западных границах России появляется самозванец выдававший себя за чудесно спасшегося в Угличе царевича Дмитрия сына Ивана Грозного. Шведские войска оккупировали значительную часть севера России и захватили Новгород. В России росло недовольство.