33736

Понятие и состав административных правонарушений. Административная ответственность и её виды. Производство по делам об административных правонарушениях

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Понятие и состав административных правонарушений. Производство по делам об административных правонарушениях. Административное правонарушение – противоправное виновное действие бездействие физического или юридического лица за которое Кодексом РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Предупреждение административный штраф лишение специального права предоставленного физическому лицу административный арест и дисквалификация могут устанавливаться и применяться только в качестве основных...

Русский

2013-09-06

48.5 KB

7 чел.

73. Понятие и состав административных правонарушений. Административная ответственность и её виды. Производство по делам об административных правонарушениях.

Административное правонарушение – противоправное виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможность наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Обязательным признаком административного правонарушения является административная наказуемость, т.е. административная ответственность.

За совершение административного правонарушения граждан, не привлекаются к административной ответственности в случаях:

  1.  Не достижение 16 лет;
  2.  Совершение правонарушение в состоянии невменяемости;
  3.  Совершение в крайней необходимости;

Состав – совокупность признаков, установленных нормой административного права, наличие которых может повлечь административную ответственность, так как все признаки состава, закрепленные в норме административного права, становятся обязательными и отсутствие в фактически совершенном деянии одного из указанных в правовой форме признаков состава означает, что лицо не совершило проступка, предусмотренного данной нормой.

Все признаки состава делятся на:

  •  объективные – объект, объективная сторона;
  •  субъективные – субъект, субъективная сторона.

По особенностям конструкции выделяются следующие виды составов:

  1.  Материальные и формальные.

Материальные – составы, в которых содержится признак наступления вредных материальных последствий совершенного деяния или описывается деяние, обязательно влекущее наступление вредных последствий, хотя последствия законом не называются. Материальный состав определяется для правильной квалификации правонарушения и для того, чтобы решить вопрос о возмещении причиненного ущерба.

Формальные – составы, в которых не признака наступления вредных материальных последствий.

  1.  Простые и квалифицированные.

Простые составы устанавливают административную ответственность за конкретное деяние без ее усиления; если в простой состав вводится квалифицирующий (усиливающий ответственность) признак, то деяние квалифицируется по другой статье или по другому пункту статьи, предусматривающему более строгое наказание (повторность, систематичность, совершение правонарушения должностным лицом, причинение материального ущерба, совершение правонарушения в состоянии алкогольного опьянения).

  1.  Однозначные и альтернативные.

В однозначных составах описывается одно противоправное деяние, за которое устанавливается административная ответственность.

В альтернативных составах описывается два и более противоправных деяния, при этом административным правонарушением признается как совершение одного из описанных деяний, двух или всех сразу.

Существуют дующие виды административной ответственность.

  1.  Предупреждение – мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме;
  2.  Административный штраф является денежным взысканием;
  3.  Возмездное изъятие орудия совершения или предмет административного правонарушения – подразумевает под собой передачу бывшему собственнику врученной суммы за вычетом расходов на реализацию изъятого предмета; назначается только судьей. Возмездное изъятие охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство является основным законным источником средств к существованию;
  4.  Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения – принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта РФ не изъятых из оборота вещей; назначается только судьей;
  5.  Лишение специального права, предоставленного физическому лицу; назначается только судьей (лишение специального права в виде права управления транспортным средством);
  6.  Административный арест – заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до 15 суток, а в особых случаях до 30 суток; назначается только судьей;
  7.  Административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства – принудительное и контролируемое перемещение указанных граждан и лиц через государственную границу РФ за пределы РФ;
  8.  Дисквалификация – заключается в лишении физического лица право занимать руководящей должности на определенный срок от 6 месяцев до 3 лет; назначается судьей.

Предупреждение, административный штраф, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, административный арест и дисквалификация могут устанавливаться и применяться только в качестве основных административных наказаний. Два и более одних и тех же либо разных основных административных наказаний за одно административное правонарушение не применяется.

Производство по делам об административных правонарушениях — вид административно – юрисдикционного производства, имеющий специфическую процедуру рассмотрения дел по наложению административных взысканий и нуждающийся в единообразном применении, закрепленным на федеральном уровне.

Можно выделить следующие сущностные черты производства по делам об административных нарушениях:

  1.  Это специфическая процедура рассмотрения дел по наложению административных взысканий.
  2.  Каждая стадия этого производства завершается принятием по делу соответствующего акта, не сходного с актами, применяемыми в других производствах.
  3.  Определенные отношения, охраняемые данным производством, урегулированные административным правом, обособленность и завершенность которых обеспечивается с момента возникновения административного спора и до его разрешения.

Производство по делам об административных правонарушениях состоит из нескольких этапов:

1. Возбуждение дела об административном правонарушении:

Эта стадия будет начальным этапом производства по делу. Именно на этой стадии закладываются основы для выполнения задач по делам об административных правонарушениях. На этой стадии по абсолютному большинству дел правомочные должностные лица соответствующих органов административной юрисдикции совершают комплекс процедурно-процессуальных действий, в ходе которых устанавливается факт совершения проступка, производится его фиксация в протоколе об административном правонарушении, определяются круг допустимых доказательств и средств доказывания, подведомственность дела для рассмотрения по существу, и дело направляется по подведомственности.

На стадии возбуждения дела об административном правонарушении по сути своей производится так называемое административное расследование. Предварительная подготовка по делу об административном правонарушении производится исключительно по месту совершения проступка

2. Рассмотрение дел об административных правонарушениях:

Эта стадия производства по делам об административных правонарушениях является центральной.

Стадия рассмотрения дел об административных правонарушениях отражает сущность правонарушения по этим делам. Именно на данной стадии решается вопрос о виновности или невиновности лица, привлекаемого к административной ответственности.

Стадия рассмотрения дел об административных правонарушениях в зависимости от характера процедурно-процессуальных действий участников административно-юрисдикционного процесса осуществляется в три этапа: подготовка дела к рассмотрению, непосредственное рассмотрение его, вынесение постановления по результатам рассмотрения дела.

3. Исполнение постановлений о применении административных взысканий:

4. Обжалование и опротестование постановлений по делам об административных правонарушениях:

Основания и порядок обжалования и опротестования постановлений по делам об административных правонарушениях является факультативной стадией производства по таким делам. Правом обжалования наделены лица, в отношении которых выносятся постановления, а также потерпевшие. Для обжалования постановления по некоторым категориям дел об административных правонарушениях путь обжалования постановления определяется в зависимости от вида наложенного административного взыскания (предупреждение, лишение специального права, предоставленного гражданину) установлен двухстепенный порядок — жалоба сначала подлежит рассмотрению вышестоящим органом  по отношению к органу, вынесшему постановление, и только после этого может быть рассмотрен в суде. Постановление суда обжалованию не подлежит. Может быть обжаловано любое постановление, в том числе в части наложения основного или дополнительного взыскания, а также и постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении по предусмотренным законом обстоятельствам.

Рассмотрение жалоб на постановление по делам об административных правонарушениях в органах, полномочных выполнять такие действия, осуществляются в два этапа. Первый этап включает в себя подготовительные действия: проверку подведомственности жалобы или протеста; изучение дела и проверку наличия в деле документов, указанных в описи; истребование необходимых документов и приобщение их к материалам дела; предварительную беседу с заявителем (при необходимости этого); определение времени и места рассмотрения жалобы; извещение участников разбирательства по делу (лица, в отношении которого вынесено постановление, потерпевшего или их законных представителей, прокурора, представителя органа, вынесшего постановление). Соблюдение процедурно-процессуальных правил необходимо придерживаться и при непосредственном рассмотрении жалобы (протеста).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

4470. Основи теорії держави і права 181.5 KB
  Основи теорії держави і права Ознайомити студентів із поняттям держави і права, їх ознаками, закономірностями виникнення, основними теоріями походження та функціями. Охарактеризувати форми держави і права,поняття та ознаки г...
4471. Основи Конституційного права України 180.5 KB
  Основи Конституційного права України. Мета заняття.Ознайомити студентів із основами конституційного права України, загальними засадами конституційного ладу, народовладдям та формами його здійснення. Охарактеризувати види виборів та головні при...
4472. Основи Цивільного права 223 KB
  Основи Цивільного права Мета заняття.Ознайомити студентів із основами цивільного права, його джерелами та відносинами, що ним регулюються, суб’єктами та об’єктами цивільно-правових відносин, суттю права власності та формами його захи...
4473. Основи трудового права України 281 KB
  Основи трудового права України Мета заняття.Ознайомити студентів із трудовим правом, його джерелами та відносинами, що ним регулюються, колективним та трудовим договорами, робочим часом та часом відпочинку, підставами та порядком звільнення з ...
4474. Основи фінансового та банківського права 129.5 KB
  Основи фінансового та банківського права. Ознайомити студентів із основами фінансового та банківського права, їх джерелами та відносинами, що ними регулюються, суб'єктами та об'єктами цивільно-правових відносин, суттю пра...
4475. Основи адміністративного права України 103.5 KB
  Основи адміністративного права України Мета заняття.Ознайомити студентів із особливостями адміністративного права, адміністративними правопорушеннями та адміністративною відповідальністю. Дати загальну характеристику Кримінального кодексу Укра...
4476. Основи кримінального права України 143.5 KB
  Основи кримінального права України Мета заняття.Ознайомити студентів із особливостями кримінального права, адміністративними правопорушеннями та адміністративною відповідальністю. Дати загальну характеристику Кримінального кодексу України. Оха...
4477. Основи сімейного права України 131 KB
  Основи сімейного права України Мета заняття. Ознайомити студентів із основами сімейного законодавства, порядком укладання та розірвання шлюбу, особистими та майновими правами подружжя, взаємними правами та обов’язками батьків і дітей. Дати...
4478. Правоохоронна і правозахисна діяльність 180 KB
  Правоохоронна і правозахисна діяльність Мета заняття.Ознайомити студентів із завданнями та структурою судової влади. Дати характеристику судоустрою та судочинства. Охарактеризувати правоохоронну діяльність, правоохоронні та правозахисні органи...