33741

Законотворческий процесс: понятие, содержание стадии

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации Совету Федерации членам Совета Федерации депутатам Государственной Думы Правительству Российской Федерации законодательным представительным органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации Верховному Суду Российской Федерации и Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения. Законопроекты о введении или отмене налогов освобождении от их уплаты о...

Русский

2013-09-06

45.5 KB

21 чел.

60. Законотворческий процесс: понятие, содержание стадии.

Понятие законодательного  процесса подразумевает его толкование в двух значениях:  во-первых, как порядок деятельности по созданию и принятию закона или иного нормативного акта; во-вторых, как саму эту деятельность.

Законодательный процесс - непосредственно как  деятельность осуществляется законодательным  органом  - парламентом  или  главой государства. В определенных случаях в законодательном процессе может участвовать  правительство,  а  иногда, в редких   случаях,  он осуществляется посредством особой процедуры - референдума.

Необходимо отличать  понятие   законодательного   процесса   от законотворчества,   поскольку   последнее   является  более  широким понятием,  которое охватывает не только собственно создание  закона, но  и  включает  оценку  его эффективности и возможность последующей корректировки.  В  законотворчестве  участвуют   субъекты,   которые никакими  специальными правами в данной области не обладают ("группы давления", исследовательские центры и т.д.).

В отличии  от  законотворчества, законодательный  процесс,  как порядок деятельности,  является более  сложным  явлением  и  требует более   детального  изучения.  Законодательный  процесс  имеет  свои стадии. Можно выделить четыре основные стадии этого процесса:

1) законодательная инициатива,  т.е. внесение законопроекта или законопредложения;

2) рассмотрение   законопроекта   в   парламентских  палатах  и комитетах (комиссиях);

3) принятие   закона;

4) санкционирование,  промульгация  и опубликование закона; эту стадию иногда  разделяют  на  санкционирование  (подписание)  главой государства и промульгацию с официальным опубликованием.

1. Законодательная инициатива

Законодательная инициатива  -  это   официальное   внесение   в компетентный орган парламента управомоченным субъектом законопроекта или законопредложения.

Между законопроектом и законопредложением существуют  различия. Под  законопроектом  подразумевается  текст будущего закона со всеми его   атрибутами   (преамбулой,   статьями,   параграфами,   точными формулировками  норм и т.д.);  законопредложение же имеет целью лишь идею или концепцию будущего закона.  

Наличие у субъекта права законодательной  инициативы  означает, что   парламент   обязан   рассмотреть  внесенное  данным  субъектом предложение об издании закона или его  проект,  но  вместе  с  этим, разумеется,  парламент  не  обязан принять соответствующий закон или может принять  его  совсем  в  ином  виде,  чем  предполагалось  при внесении.

Круг субъектов  права  законодательной  инициативы  различен  в разных  странах  и  определяется  в  основном  конституциями.  Так в соответствии  с  Конституцией  США  таким   правом   обладают   лишь парламентарии   (за   исключением   проектов  бюджета).  В  Германии законопроекты  вносятся   Федеральным   правительством,   депутатами Бундестага и Бундесратом (статья 76 Основного закона).

В странах  с  двухпалатным   парламентом   в   соответствии   с конституциями или законами субъекты права законодательной инициативы обычно обращаются со своими проектами и предложениями либо  в  любую из  палат,  либо только в нижнюю.

2. Обсуждение законопроекта

Обсуждение законопроекта - это работа над законопроектом как на пленарных заседаниях палат,  так  и  в  комитетах  (комиссиях).  Это наиболее объемная стадия законодательного процесса. Она организуется в различных сочетаниях.

Обсуждение на  пленарных заседаниях  палат  часто  именуется чтением законопроекта. Как правило закон принимается в трех чтениях. В  каждой  стране  эти  чтения имеют свою специфику,  но в общем они имеют общую суть и ряд характерных признаков.

Смысл первого чтения заключается в том, чтобы решить необходимо ли принятие конкретного закона вообще.  В первом чтении как  правило заслушивается доклад инициатора законопроекта,  а сами парламентарии должны  оценить  основную  идею  законопроекта,   а   также   должны определиться,   существуют   ли   в   этом   направлении  пробелы  в законодательстве,  есть ли в нем какие либо дефекты.  Если по мнению большинства   членов   палаты   необходимости   в  таком  законе  не существует,  то законопроект отклоняется и дальнейшему обсуждению не подлежит;  если  же выносится решение в пользу необходимости закона, то законопроект считается принятым в первом чтении  и  передается  в соответствующие комитеты (комиссии) для дальнейшей разработки.

Второе чтение означает обсуждение проекта в целом, по существу, включая его детали.  Оно проводится как правило по докладу комитета, проводившего  его   разработку.   Во   втором   чтении   обсуждаются предложения  различных  групп  по отдельным принципиальным решениям. Если выясняется что определенную  часть   парламентариев  этот закон   не   устраивает   в   таких   принципиальных  положения,  то законопроект отклоняется и прекращается всякая работа над ним;  если же  такого  не  происходит,  то  обсуждаются  и  голосуются  заранее внесенные поправки к тексту.  

В третьем чтении законопроект  обсуждается  в  целом  со  всеми принятыми  ранее  поправками.  На  этом  этапе новые поправки уже не допускаются. Разумеется и в третьем чтении закон может быть отклонен голосованием, если  он не набрал требуемого большинства голосов.  Это как правило происходит в случаях,  когда часть  его  сторонников  не может  согласиться  с тем,  что их поправки оказались отклонены.  Но если  необходимое  большинство  голосов  набрано,  то   законопроект считается принятым или одобренным палатой.

3. Принятие закона

Эта стадия  различается  в зависимости от структуры конкретного парламента.  В однопалатных парламентах  эта  стадия  по  сути  есть завершение   последнего   или   единственного   чтения  -  последнее голосование.  Голосование бывает обычным и поименным,  причем тайное голосование  используется  крайне  редко,  а некоторыми регламентами напрямую запрещается.

В двухпалатных  парламентах  законопроект должен быть одобрен в одной и той же редакции обеими палатами. Но иногда предусматривается и другой порядок.

Все зависит от того какая из  палат  парламента  имеет  большую компетенцию, т.е. большую силу. В странах со слабой верхней палатой, например,  процедура рассмотрения законопроекта  в  ней  может  быть сильно упрощена.

В случае    расхождения    во    мнениях     между     палатами предусматриваются следующие варианты решения вопроса:

1) если палаты в законодательном процессе равноправны, закон не принимается;

2) если нижняя палата сильнее, закон в конце концов принимается в ее редакции;

3) есть редкие случаи,  когда закон принимается только  верхней палатой;

4) закон принимается на совместном заседании палат.

4. Санкционирование, промульгация и опубликование закона

Санкционирование закона осуществляется главой государства путем подписания  его  официального  текста.  В настоящее время сам термин санкционирование  встречается  довольно   редко;   как   правило   в конституциях употребляется понятие "подписание" или "промульгация".

Промульгация - это официальное провозглашение закона, принятого парламентом. Она означает санкционирование закона главой государства в  установленные конституцией сроки,  а также опубликование закона в официальном вестнике.

Другими словами,  это издание специального акта, содержащего, в частности,  распоряжение  об   официальном   опубликовании   закона. Промульгация осуществляется обычно указом, приказом или другим актом главы   государства,   текст   которого   в   официальных   изданиях предшествует тексту промульгируемого закона.

Опубликование - это напечатание текста закона  в  установленном официальном  издании,  в  котором воспроизводится полный аутентичный текст  закона.  Устанавливается  срок  вступления  закона   в   силу (введения  в  действие),  который  определяется  датой опубликования закона.  Нельзя вводить закон в действие с  момента  его  подписания (кроме   законов,   обращенных   к   государственным  органам  и  не затрагивающих интересы, права и свободы человека и гражданина). Срок вступления  закона  в  силу  различен  в разных странах.

Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации, Верховному Суду Российской Федерации и Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

Законопроекты вносятся в Государственную Думу.

Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации.

Федеральные законы принимаются Государственной Думой.

Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации.

Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации.

Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.

В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:

а) федерального бюджета;

б) федеральных налогов и сборов;

в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;

г) ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;

д) статуса и защиты государственной границы Российской Федерации;

е) войны и мира.

Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.

Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его.

Если Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией Российской Федерации порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом Российской Федерации в течение семи дней и обнародованию.

Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией Российской Федерации.

Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию.

Государственная Дума может быть распущена Президентом Российской Федерации в случаях, предусмотренных статьями 111 и 117 Конституции Российской Федерации.

В случае роспуска Государственной Думы Президент Российской Федерации назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска.

Государственная Дума не может быть распущена по основаниям, предусмотренным статьей 117 Конституции Российской Федерации, в течение года после ее избрания.

Государственная Дума не может быть распущена с момента выдвижения ею обвинения против Президента Российской Федерации до принятия соответствующего решения Советом Федерации.

Государственная Дума не может быть распущена в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения, а также в течение


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81571. Структурная организация межклеточного матрикса. Изменения соединительной ткани при старении, коллагенозах. Роль коллагеназы при заживлении ран. Оксипролинурия 112.48 KB
  Роль коллагеназы при заживлении ран. Коллаген IX типа антипараллельно присоединяется к фибриллам коллагена II типа. Его глобулярный НК4домен основный он не связан с фибриллами коллагена II типа и поэтому к нему может присоединяться такой компонент матрикса как гиалуроновая кислота. Микрофибриллы которые образуются тетрамерами коллагена VI типа присоединяются к фибриллам коллагена II типа и к гиалуроновой кислоте.
81572. Важнейшие белки миофибрилл: миозин, актин, актомиозин, тропомиозин, тропонин, актинин. Молекулярная структура миофибрилл 116.56 KB
  Молекулярная масса миозина скелетных мышц около 500000 для миозина кролика 470000. Молекула миозина имеет сильно вытянутую форму длину 150 нм. Легкие цепи находящиеся в головке миозиновой молекулы и принимающие участие в проявлении АТФазнойактивности миозина гетерогенны по своему составу. Количество легких цепей в молекуле миозина у различных видов животных и в разных типах мышц неодинаково.
81573. Биохимические механизмы мышечного сокращения и расслабления. Роль градиента одновалентных ионов и ионов кальция в регуляции мышечного сокращения и расслабления 107.85 KB
  В настоящее время принято считать что биохимический цикл мышечного сокращения состоит из 5 стадий: 1 миозиновая головка может гидролизовать АТФ до АДФ и Н3РО4 Pi но не обеспечивает освобождения продуктов гидролиза. Актомиозиновая связь имеет наименьшую энергию при величине угла 45 поэтому изменяется угол миозина с осью фибриллы с 90 на 45 примерно и происходит продвижение актинана 1015 нм в направлении центра саркомера; 4 новая молекула АТФ связывается с комплексом миозинFактин; 5 комплекс миозинАТФ обладает низким...
81574. Саркоплазматические белки: миоглобин, его строение и функции. Экстрактивные вещества мышц 122.6 KB
  Концентрация адениновых нуклеотидов в скелетной мускулатуре кролика в микромолях на 1 г сырой массы ткани составляет: АТФ 443 АДФ 081АМФ 093. в мышечной ткани по сравнению с концентрациейадениновых нуклеотидов очень мало. К азотистым веществам мышечной ткани принадлежат имидазолсодержащие дипептиды карнозин и ансерин.; метилированное производное карнозина ансерин был обнаружен в мышечной ткани несколько позже.
81575. Особенности энергетического обмена в мышцах. Креатинфосфат 126.43 KB
  Принято считать что процессом непосредственно связанным с работающим механизмом поперечнополосатого мышечного волокна является распад АТФ с образованием АДФ и неорганического фосфата. Возникает вопрос: каким образом мышечная клетка может обеспечить свой сократительный аппарат достаточным количеством энергии в форме АТФ т. каким образом в процессе мышечной деятельности происходит непрерывный ресинтез этого соединения Прежде всего ресинтез АТФ обеспечивается трансфосфорилированием АДФ с креатинфосфатом. Данная реакция...
81576. Биохимические изменения при мышечных дистрофиях и денервации мышц. Креатинурия 106.28 KB
  Общими для большинства заболеваний мышц прогрессирующие мышечные дистрофии атрофия мышц в результате их денервации тенотомия полимиозит некоторые авитаминозы и т. являются резкое снижение в мышцах содержания миофибриллярных белков возрастание концентрации белков стромы и некоторых саркоплазматических белков в том числе миоальбумина. Наряду с изменениями фракционного состава мышечных белков при поражениях мышц наблюдается снижение уровня АТФ и креатинфосфата.
81577. Химический состав нервной ткани. Миелиновые мембраны: особенности состава и структуры 152.07 KB
  Данилевский впервые разделил белки мозговой ткани на растворимые в воде и солевых растворах белки и нерастворимые белки. которые разделили белки нервной ткани на 4 фракции: извлекаемые водой 45 раствором КСl 01 раствором NOH и нерастворимый остаток. В настоящее время сочетая методы экстракции буферными растворами хроматографии на колонках с ДЭАЭцеллюлозой и дискэлектрофореза в полиакриламидном геле удалось выделить из ткани мозга около 100 различных растворимых белковых фракций.
81578. Энергетический обмен в нервной ткани. Значение аэробного распада глюкозы 129.8 KB
  На долю головного мозга приходится 23 от массы тела. Следовательно 100 г мозга потребляет в 1 мин 37 мл кислорода а весь головной мозг 1500 г 555 млкислорода. Газообмен мозга значительно выше чем газообмен других тканей в частности он превышает газообмен мышечной ткани почти в 20 раз. Интенсивность дыхания для различных областей головного мозга неодинакова.
81579. Биохимия возникновения и проведения нервного импульса. Молекулярные механизмы синаптической передачи 109.17 KB
  Молекулярные механизмы синаптической передачи Большинство исследователей придерживаются мнения что явления электрической поляризации клетки обусловлены неравномерным распределением ионов К и Nпо обе стороны клеточной мембраны. Мембрана обладает избирательной проницаемостью: большей для ионов К и значительно меньшей для ионов N. При определенных условиях резко повышается проницаемость мембраны для ионов N. Объясняется это тем что количество ионов N выкачиваемых из клетки с помощью натриевого насоса не вполне точно уравновешивается...