33741

Законотворческий процесс: понятие, содержание стадии

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации Совету Федерации членам Совета Федерации депутатам Государственной Думы Правительству Российской Федерации законодательным представительным органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации Верховному Суду Российской Федерации и Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения. Законопроекты о введении или отмене налогов освобождении от их уплаты о...

Русский

2013-09-06

45.5 KB

21 чел.

60. Законотворческий процесс: понятие, содержание стадии.

Понятие законодательного  процесса подразумевает его толкование в двух значениях:  во-первых, как порядок деятельности по созданию и принятию закона или иного нормативного акта; во-вторых, как саму эту деятельность.

Законодательный процесс - непосредственно как  деятельность осуществляется законодательным  органом  - парламентом  или  главой государства. В определенных случаях в законодательном процессе может участвовать  правительство,  а  иногда, в редких   случаях,  он осуществляется посредством особой процедуры - референдума.

Необходимо отличать  понятие   законодательного   процесса   от законотворчества,   поскольку   последнее   является  более  широким понятием,  которое охватывает не только собственно создание  закона, но  и  включает  оценку  его эффективности и возможность последующей корректировки.  В  законотворчестве  участвуют   субъекты,   которые никакими  специальными правами в данной области не обладают ("группы давления", исследовательские центры и т.д.).

В отличии  от  законотворчества, законодательный  процесс,  как порядок деятельности,  является более  сложным  явлением  и  требует более   детального  изучения.  Законодательный  процесс  имеет  свои стадии. Можно выделить четыре основные стадии этого процесса:

1) законодательная инициатива,  т.е. внесение законопроекта или законопредложения;

2) рассмотрение   законопроекта   в   парламентских  палатах  и комитетах (комиссиях);

3) принятие   закона;

4) санкционирование,  промульгация  и опубликование закона; эту стадию иногда  разделяют  на  санкционирование  (подписание)  главой государства и промульгацию с официальным опубликованием.

1. Законодательная инициатива

Законодательная инициатива  -  это   официальное   внесение   в компетентный орган парламента управомоченным субъектом законопроекта или законопредложения.

Между законопроектом и законопредложением существуют  различия. Под  законопроектом  подразумевается  текст будущего закона со всеми его   атрибутами   (преамбулой,   статьями,   параграфами,   точными формулировками  норм и т.д.);  законопредложение же имеет целью лишь идею или концепцию будущего закона.  

Наличие у субъекта права законодательной  инициативы  означает, что   парламент   обязан   рассмотреть  внесенное  данным  субъектом предложение об издании закона или его  проект,  но  вместе  с  этим, разумеется,  парламент  не  обязан принять соответствующий закон или может принять  его  совсем  в  ином  виде,  чем  предполагалось  при внесении.

Круг субъектов  права  законодательной  инициативы  различен  в разных  странах  и  определяется  в  основном  конституциями.  Так в соответствии  с  Конституцией  США  таким   правом   обладают   лишь парламентарии   (за   исключением   проектов  бюджета).  В  Германии законопроекты  вносятся   Федеральным   правительством,   депутатами Бундестага и Бундесратом (статья 76 Основного закона).

В странах  с  двухпалатным   парламентом   в   соответствии   с конституциями или законами субъекты права законодательной инициативы обычно обращаются со своими проектами и предложениями либо  в  любую из  палат,  либо только в нижнюю.

2. Обсуждение законопроекта

Обсуждение законопроекта - это работа над законопроектом как на пленарных заседаниях палат,  так  и  в  комитетах  (комиссиях).  Это наиболее объемная стадия законодательного процесса. Она организуется в различных сочетаниях.

Обсуждение на  пленарных заседаниях  палат  часто  именуется чтением законопроекта. Как правило закон принимается в трех чтениях. В  каждой  стране  эти  чтения имеют свою специфику,  но в общем они имеют общую суть и ряд характерных признаков.

Смысл первого чтения заключается в том, чтобы решить необходимо ли принятие конкретного закона вообще.  В первом чтении как  правило заслушивается доклад инициатора законопроекта,  а сами парламентарии должны  оценить  основную  идею  законопроекта,   а   также   должны определиться,   существуют   ли   в   этом   направлении  пробелы  в законодательстве,  есть ли в нем какие либо дефекты.  Если по мнению большинства   членов   палаты   необходимости   в  таком  законе  не существует,  то законопроект отклоняется и дальнейшему обсуждению не подлежит;  если  же выносится решение в пользу необходимости закона, то законопроект считается принятым в первом чтении  и  передается  в соответствующие комитеты (комиссии) для дальнейшей разработки.

Второе чтение означает обсуждение проекта в целом, по существу, включая его детали.  Оно проводится как правило по докладу комитета, проводившего  его   разработку.   Во   втором   чтении   обсуждаются предложения  различных  групп  по отдельным принципиальным решениям. Если выясняется что определенную  часть   парламентариев  этот закон   не   устраивает   в   таких   принципиальных  положения,  то законопроект отклоняется и прекращается всякая работа над ним;  если же  такого  не  происходит,  то  обсуждаются  и  голосуются  заранее внесенные поправки к тексту.  

В третьем чтении законопроект  обсуждается  в  целом  со  всеми принятыми  ранее  поправками.  На  этом  этапе новые поправки уже не допускаются. Разумеется и в третьем чтении закон может быть отклонен голосованием, если  он не набрал требуемого большинства голосов.  Это как правило происходит в случаях,  когда часть  его  сторонников  не может  согласиться  с тем,  что их поправки оказались отклонены.  Но если  необходимое  большинство  голосов  набрано,  то   законопроект считается принятым или одобренным палатой.

3. Принятие закона

Эта стадия  различается  в зависимости от структуры конкретного парламента.  В однопалатных парламентах  эта  стадия  по  сути  есть завершение   последнего   или   единственного   чтения  -  последнее голосование.  Голосование бывает обычным и поименным,  причем тайное голосование  используется  крайне  редко,  а некоторыми регламентами напрямую запрещается.

В двухпалатных  парламентах  законопроект должен быть одобрен в одной и той же редакции обеими палатами. Но иногда предусматривается и другой порядок.

Все зависит от того какая из  палат  парламента  имеет  большую компетенцию, т.е. большую силу. В странах со слабой верхней палатой, например,  процедура рассмотрения законопроекта  в  ней  может  быть сильно упрощена.

В случае    расхождения    во    мнениях     между     палатами предусматриваются следующие варианты решения вопроса:

1) если палаты в законодательном процессе равноправны, закон не принимается;

2) если нижняя палата сильнее, закон в конце концов принимается в ее редакции;

3) есть редкие случаи,  когда закон принимается только  верхней палатой;

4) закон принимается на совместном заседании палат.

4. Санкционирование, промульгация и опубликование закона

Санкционирование закона осуществляется главой государства путем подписания  его  официального  текста.  В настоящее время сам термин санкционирование  встречается  довольно   редко;   как   правило   в конституциях употребляется понятие "подписание" или "промульгация".

Промульгация - это официальное провозглашение закона, принятого парламентом. Она означает санкционирование закона главой государства в  установленные конституцией сроки,  а также опубликование закона в официальном вестнике.

Другими словами,  это издание специального акта, содержащего, в частности,  распоряжение  об   официальном   опубликовании   закона. Промульгация осуществляется обычно указом, приказом или другим актом главы   государства,   текст   которого   в   официальных   изданиях предшествует тексту промульгируемого закона.

Опубликование - это напечатание текста закона  в  установленном официальном  издании,  в  котором воспроизводится полный аутентичный текст  закона.  Устанавливается  срок  вступления  закона   в   силу (введения  в  действие),  который  определяется  датой опубликования закона.  Нельзя вводить закон в действие с  момента  его  подписания (кроме   законов,   обращенных   к   государственным  органам  и  не затрагивающих интересы, права и свободы человека и гражданина). Срок вступления  закона  в  силу  различен  в разных странах.

Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации, Верховному Суду Российской Федерации и Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

Законопроекты вносятся в Государственную Думу.

Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации.

Федеральные законы принимаются Государственной Думой.

Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации.

Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации.

Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.

В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:

а) федерального бюджета;

б) федеральных налогов и сборов;

в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;

г) ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;

д) статуса и защиты государственной границы Российской Федерации;

е) войны и мира.

Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.

Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его.

Если Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией Российской Федерации порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом Российской Федерации в течение семи дней и обнародованию.

Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией Российской Федерации.

Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию.

Государственная Дума может быть распущена Президентом Российской Федерации в случаях, предусмотренных статьями 111 и 117 Конституции Российской Федерации.

В случае роспуска Государственной Думы Президент Российской Федерации назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска.

Государственная Дума не может быть распущена по основаниям, предусмотренным статьей 117 Конституции Российской Федерации, в течение года после ее избрания.

Государственная Дума не может быть распущена с момента выдвижения ею обвинения против Президента Российской Федерации до принятия соответствующего решения Советом Федерации.

Государственная Дума не может быть распущена в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения, а также в течение


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

79496. Психологическое просвещение как вид деятельности психолога образования 31.27 KB
  Основной смысл психологического просвещения заключается в том чтобы: 1 знакомить воспитателей учителей и родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка; 2 популяризировать и разъяснять результаты новейших психологических исследований; 3 формировать потребность в психологических знаниях желание использовать их в работе с ребенком или в интересах развития собственной личности; 4 знакомить учащихся с основами самопознания самовоспитания; 5 достичь понимания необходимости практической...
79497. Психопрофилактическое направление в деятельности педагога-психолога 31.23 KB
  Психопрофилактика специальный вид деятельности психолога направленный на сохранение укрепление и развитие психологического здоровья детей. Психопрофилактика предполагает: Ответственность за соблюдение в образовательных учреждениях психологических условий необходимых для полноценного психического развития и формирования личности на каждом возрастном этапе: Своевременное выявление таких особенностей ребенка которые могут привести к определенным сложностям отклонениям в интеллектуальном и эмоциональном развитии в поведении и отношениях;...
79498. Основная задача психопрофилактики. Понятие психологического здоровья 25.46 KB
  Психологическое здоровье оптимальное функционирование всех психических структур необходимых для текущей жизнедеятельности. Психологическое здоровье это не только душевное но еще и личностное здоровье. Это состояние когда душевное здоровье сочетается с личностным.
79499. Содержание психопрофилактической работы в образовательном учреждении 33.61 KB
  Психолог анализирует все что окружает детей и во что те включены игру учебный процесс воспитательные мероприятия взаимоотношения со взрослыми и сверстниками походы в театр и на природу предметные кружки и спортивные секции и т. Психолог выявляет такие психологические особенности ребенка которые могут в дальнейшем обусловить возникновение определенных сложностей или отклонений в его интеллектуальном или личностном развитии.Психолог следит за соблюдением в детском саду школе и других психологических условий обучения и воспитания...
79500. Понятие школьной дезадаптации, ее поведенческие и личностные показатели 33.29 KB
  В самом общем смысле под школьной дезадаптацией подразумевается совокупность признаков свидетельствующих о несоответствии социопсихологического и психофизиологического статуса ребёнка требованиям ситуации школьного обучения овладение которой по ряду причин становится затруднительным. Компонентами школьной дезадаптации могут выступать следующие. Поведенческий компонент показателями которого выступают повторяющиеся трудно корригируемые нарушения поведения: патохарактерологические реакции антидисциплинарное поведение пренебрежение правилами...
79501. Программа сопровождения процесса адаптации 28.44 KB
  В предлагаемой программе решаются следующие задачи: снижение эмоционального напряжения; развитие внутренней активности детей; формирование адекватной самооценки детей; развитие познавательных процессов; развитие коммуникативных навыков.
79502. Диагностика дезадаптации 32.65 KB
  Столина проективных методик: рисунок семьи рисунок несуществующего животного рисунок школы; метод Социометрия беседы с детьми родителями учителями; изучение медицинских карт детей. Векслера выявление уровня тревожности и агрессивности с помощью методики Рисунок несуществующего животного выявление взаимосвязи мотивации и дезадаптации с помощью методики Рисунок школы исследование межличностных отношений методом социометрического опроса определение эмоционального климата в семье и зависимости между типом воспитания и...
79503. Психолого-педагогический консилиум 32.14 KB
  Психологопедагогический консилиум представляет собой одну из наиболее важных форм сопровождения решающих задачу взаимодействия ребенка и школьной системы в каждом конкретном случае. В процессе обсуждения индивидуальной стратегии сопровождения ребенка на консилиуме должна быть найдена оптимальная ситуации такого взаимодействия. Деятельность консилиума по отношению к конкретному ребенку состоит в ответе на несколько последовательных вопросов: Каков психологический педагогический и медицинский статус школьника на момент обследования Какими...
79504. Основная задача психологического консультирования в школе 31.59 KB
  Психологическое консультирование это вид краткосрочной психологической помощи от одной до десяти встреч ориентированный на разрешение конкретной проблемы и восстановление эмоционального равновесия. Психологическое консультирование как вид психологической помощи адресовано психически нормальным людям для достижения ими целей личностного развития. Психологическое консультирование решает следующие базовые задачи : Уточнение прояснение проблемы с которой столкнулся клиент. Консультирование школьников.