33741

Законотворческий процесс: понятие, содержание стадии

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации Совету Федерации членам Совета Федерации депутатам Государственной Думы Правительству Российской Федерации законодательным представительным органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации Верховному Суду Российской Федерации и Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения. Законопроекты о введении или отмене налогов освобождении от их уплаты о...

Русский

2013-09-06

45.5 KB

20 чел.

60. Законотворческий процесс: понятие, содержание стадии.

Понятие законодательного  процесса подразумевает его толкование в двух значениях:  во-первых, как порядок деятельности по созданию и принятию закона или иного нормативного акта; во-вторых, как саму эту деятельность.

Законодательный процесс - непосредственно как  деятельность осуществляется законодательным  органом  - парламентом  или  главой государства. В определенных случаях в законодательном процессе может участвовать  правительство,  а  иногда, в редких   случаях,  он осуществляется посредством особой процедуры - референдума.

Необходимо отличать  понятие   законодательного   процесса   от законотворчества,   поскольку   последнее   является  более  широким понятием,  которое охватывает не только собственно создание  закона, но  и  включает  оценку  его эффективности и возможность последующей корректировки.  В  законотворчестве  участвуют   субъекты,   которые никакими  специальными правами в данной области не обладают ("группы давления", исследовательские центры и т.д.).

В отличии  от  законотворчества, законодательный  процесс,  как порядок деятельности,  является более  сложным  явлением  и  требует более   детального  изучения.  Законодательный  процесс  имеет  свои стадии. Можно выделить четыре основные стадии этого процесса:

1) законодательная инициатива,  т.е. внесение законопроекта или законопредложения;

2) рассмотрение   законопроекта   в   парламентских  палатах  и комитетах (комиссиях);

3) принятие   закона;

4) санкционирование,  промульгация  и опубликование закона; эту стадию иногда  разделяют  на  санкционирование  (подписание)  главой государства и промульгацию с официальным опубликованием.

1. Законодательная инициатива

Законодательная инициатива  -  это   официальное   внесение   в компетентный орган парламента управомоченным субъектом законопроекта или законопредложения.

Между законопроектом и законопредложением существуют  различия. Под  законопроектом  подразумевается  текст будущего закона со всеми его   атрибутами   (преамбулой,   статьями,   параграфами,   точными формулировками  норм и т.д.);  законопредложение же имеет целью лишь идею или концепцию будущего закона.  

Наличие у субъекта права законодательной  инициативы  означает, что   парламент   обязан   рассмотреть  внесенное  данным  субъектом предложение об издании закона или его  проект,  но  вместе  с  этим, разумеется,  парламент  не  обязан принять соответствующий закон или может принять  его  совсем  в  ином  виде,  чем  предполагалось  при внесении.

Круг субъектов  права  законодательной  инициативы  различен  в разных  странах  и  определяется  в  основном  конституциями.  Так в соответствии  с  Конституцией  США  таким   правом   обладают   лишь парламентарии   (за   исключением   проектов  бюджета).  В  Германии законопроекты  вносятся   Федеральным   правительством,   депутатами Бундестага и Бундесратом (статья 76 Основного закона).

В странах  с  двухпалатным   парламентом   в   соответствии   с конституциями или законами субъекты права законодательной инициативы обычно обращаются со своими проектами и предложениями либо  в  любую из  палат,  либо только в нижнюю.

2. Обсуждение законопроекта

Обсуждение законопроекта - это работа над законопроектом как на пленарных заседаниях палат,  так  и  в  комитетах  (комиссиях).  Это наиболее объемная стадия законодательного процесса. Она организуется в различных сочетаниях.

Обсуждение на  пленарных заседаниях  палат  часто  именуется чтением законопроекта. Как правило закон принимается в трех чтениях. В  каждой  стране  эти  чтения имеют свою специфику,  но в общем они имеют общую суть и ряд характерных признаков.

Смысл первого чтения заключается в том, чтобы решить необходимо ли принятие конкретного закона вообще.  В первом чтении как  правило заслушивается доклад инициатора законопроекта,  а сами парламентарии должны  оценить  основную  идею  законопроекта,   а   также   должны определиться,   существуют   ли   в   этом   направлении  пробелы  в законодательстве,  есть ли в нем какие либо дефекты.  Если по мнению большинства   членов   палаты   необходимости   в  таком  законе  не существует,  то законопроект отклоняется и дальнейшему обсуждению не подлежит;  если  же выносится решение в пользу необходимости закона, то законопроект считается принятым в первом чтении  и  передается  в соответствующие комитеты (комиссии) для дальнейшей разработки.

Второе чтение означает обсуждение проекта в целом, по существу, включая его детали.  Оно проводится как правило по докладу комитета, проводившего  его   разработку.   Во   втором   чтении   обсуждаются предложения  различных  групп  по отдельным принципиальным решениям. Если выясняется что определенную  часть   парламентариев  этот закон   не   устраивает   в   таких   принципиальных  положения,  то законопроект отклоняется и прекращается всякая работа над ним;  если же  такого  не  происходит,  то  обсуждаются  и  голосуются  заранее внесенные поправки к тексту.  

В третьем чтении законопроект  обсуждается  в  целом  со  всеми принятыми  ранее  поправками.  На  этом  этапе новые поправки уже не допускаются. Разумеется и в третьем чтении закон может быть отклонен голосованием, если  он не набрал требуемого большинства голосов.  Это как правило происходит в случаях,  когда часть  его  сторонников  не может  согласиться  с тем,  что их поправки оказались отклонены.  Но если  необходимое  большинство  голосов  набрано,  то   законопроект считается принятым или одобренным палатой.

3. Принятие закона

Эта стадия  различается  в зависимости от структуры конкретного парламента.  В однопалатных парламентах  эта  стадия  по  сути  есть завершение   последнего   или   единственного   чтения  -  последнее голосование.  Голосование бывает обычным и поименным,  причем тайное голосование  используется  крайне  редко,  а некоторыми регламентами напрямую запрещается.

В двухпалатных  парламентах  законопроект должен быть одобрен в одной и той же редакции обеими палатами. Но иногда предусматривается и другой порядок.

Все зависит от того какая из  палат  парламента  имеет  большую компетенцию, т.е. большую силу. В странах со слабой верхней палатой, например,  процедура рассмотрения законопроекта  в  ней  может  быть сильно упрощена.

В случае    расхождения    во    мнениях     между     палатами предусматриваются следующие варианты решения вопроса:

1) если палаты в законодательном процессе равноправны, закон не принимается;

2) если нижняя палата сильнее, закон в конце концов принимается в ее редакции;

3) есть редкие случаи,  когда закон принимается только  верхней палатой;

4) закон принимается на совместном заседании палат.

4. Санкционирование, промульгация и опубликование закона

Санкционирование закона осуществляется главой государства путем подписания  его  официального  текста.  В настоящее время сам термин санкционирование  встречается  довольно   редко;   как   правило   в конституциях употребляется понятие "подписание" или "промульгация".

Промульгация - это официальное провозглашение закона, принятого парламентом. Она означает санкционирование закона главой государства в  установленные конституцией сроки,  а также опубликование закона в официальном вестнике.

Другими словами,  это издание специального акта, содержащего, в частности,  распоряжение  об   официальном   опубликовании   закона. Промульгация осуществляется обычно указом, приказом или другим актом главы   государства,   текст   которого   в   официальных   изданиях предшествует тексту промульгируемого закона.

Опубликование - это напечатание текста закона  в  установленном официальном  издании,  в  котором воспроизводится полный аутентичный текст  закона.  Устанавливается  срок  вступления  закона   в   силу (введения  в  действие),  который  определяется  датой опубликования закона.  Нельзя вводить закон в действие с  момента  его  подписания (кроме   законов,   обращенных   к   государственным  органам  и  не затрагивающих интересы, права и свободы человека и гражданина). Срок вступления  закона  в  силу  различен  в разных странах.

Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации, Верховному Суду Российской Федерации и Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

Законопроекты вносятся в Государственную Думу.

Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации.

Федеральные законы принимаются Государственной Думой.

Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации.

Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации.

Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.

В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:

а) федерального бюджета;

б) федеральных налогов и сборов;

в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;

г) ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;

д) статуса и защиты государственной границы Российской Федерации;

е) войны и мира.

Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.

Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его.

Если Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией Российской Федерации порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом Российской Федерации в течение семи дней и обнародованию.

Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией Российской Федерации.

Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию.

Государственная Дума может быть распущена Президентом Российской Федерации в случаях, предусмотренных статьями 111 и 117 Конституции Российской Федерации.

В случае роспуска Государственной Думы Президент Российской Федерации назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска.

Государственная Дума не может быть распущена по основаниям, предусмотренным статьей 117 Конституции Российской Федерации, в течение года после ее избрания.

Государственная Дума не может быть распущена с момента выдвижения ею обвинения против Президента Российской Федерации до принятия соответствующего решения Советом Федерации.

Государственная Дума не может быть распущена в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения, а также в течение


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

68574. Роль контролю, оцінювання та стимулювання навчальної діяльності у підвищенні її результативності та розвитку творчої активності учнів 217 KB
  Мета: на основі узагальнення досвіду, вивчення психолого-педагогічної літератури виявити основні причини неуспішності школярів та способи вирішення даної проблеми; з’ясувати, як впливають умови уроку на створення комфортних умов для самореалізації та самовдосконалення особистості учня й забезпечення...
68575. Найбільш типові помилки у роботі вчителів та шляхи їх подолання 536.5 KB
  Недосконалість сформованої етичної компетентності фахівця призводить до того що майбутній учитель не може правильно обрати тактику своєї поведінки. Учитель дуже тихо говорить окремі слова вимовляє нечітко учням важко стежити за ходом розповіді. Готуючись до уроку кілька разів запишіть пояснення...
68576. Інтерактивні технології — шлях до формування творчої особистості учнів 132 KB
  Мета: сприяти усвідомленню необхідності прийомів інтерактивного навчання на уроках, підвищуючи мотивацію учнів до навчання; спільно працювати над формуванням навичок співпраці, обговоренням спільного вирішення проблем. Обладнання: фліп-чат, стікери, кошик із шкільними речами, ноутбук, слайди.
68577. Обдарована дитина – обдарований учитель: суб’єкт-суб’єктний діалог 87 KB
  Ведучий 1. Шановні колеги! Вітаємо вас на нашому аукціоні, який складатиметься з двох частин: презентаційної та практичної. Сьогодні він присвячений актуальній темі «Обдарована дитина – обдарований учитель: суб’єкт-суб’єктний діалог». Ведучий 2. Щоб отримати квиток на участь у купівлі цінних паперів...
68579. ВПРОВАДЖЕНЯ ЕЛЕМЕНТІВ ЕТНОПЕДАГОГІКИ У НАВЧАЛЬНО-ВИХОВНИЙ ПРОЦЕС ЛНВК ІМ. В. СТУСА 125 KB
  Обов’язковим пунктом у планах перебування іноземних учнівських делегацій є відвідання майстеркласів з українського мистецтва. Досвід проведення майстеркласів з іноземними учнями послужив поштовхом до створення фолькпроекту Духовна скарбниця.
68580. Учитель – це не професія, це – життєве кредо 526 KB
  Робота школи як експериментального навчального закладу за темою Формування інформаційного ландшафту та траєкторії навчальнопізнавальної діяльності учнів початкової школи у процесі вивчення інформаційних технологій англійською мовою в умовах сільської школи у контексті всеукраїнського експерименту...
68582. Управління персоналом у навчальному закладі 190.5 KB
  Зміна парадигм освіти та впровадження інноваційних технологій управління персоналом навчальними закладами впливає не тільки на зміст критеріїв оцінки педагогічної праці але й на управління нею.