33773

Понятие и сущность административного права. Предмет административно-правового регулирования и его особенности

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Администрати́вное пра́во отрасль права регулирующая общественные отношения в сфере управленческой деятельности государственных органов и должностных лиц по исполнению публичных функций государства и муниципальных образований. Административное право как наука это составная часть юридической науки определяемая как система государственноуправленческих административных взглядов идей представлений о законах регламентирующих отношения в сфере государственного управления о его социальной обусловленности и эффективности о закономерностях...

Русский

2013-09-06

18.28 KB

6 чел.

  1. Понятие и сущность административного права. Предмет административно-правового регулирования и его особенности.

Администрати́вное пра́во — отрасль права, регулирующая общественные отношения в сфере управленческой деятельности государственных органов и должностных лиц по исполнению публичных функций государства и муниципальных образований.

Административное право как наука — это составная часть юридической науки, определяемая как система государственно-управленческих, административных взглядов, идей, представлений о законах, регламентирующих отношения в сфере государственного управления, о его социальной обусловленности и эффективности, о закономерностях, реформировании и тенденциях развития административного законодательства, о принципах административного права, об истории и перспективах развития.

В дореволюционной России данная отрасль права именовалась также полицейским правом. Как отмечал В. Ф. Дерюжинский, «полицейское право принадлежит к кругу наук о государстве и предметом своим имеет изучение так называемого внутреннего управления».

Признаки отрасли административного права:

• является одной из основополагающих отраслей публичного права;

• представляет собой совокупность юридических норм;

• имеет обособленный предмет правового регулирования – управленческие отношения, возникающие как в сфере государственного управления, так и в других сферах;

• имеет свой метод правового регулирования;

• обладает внутренней согласованностью, состоит из определенных элементов;

• имеет внешнее выражение, т. е. закрепляется в определенных формах-источниках.

Предмет административного права представляет собой систему общественных отношений, регулируемых административно-правовыми нормами. Предмет административного права включает в себя пять составляющих его частей.

Во-первых, это общественные отношения, возникающие в процессе реализации исполнительной власти, осуществления государственного управления на всех его иерархических уровнях: от Президента РФ до администрации государственных предприятий, учреждений и организаций. Здесь имеется в виду прежде всего внешняя деятельность органов исполнительной власти, всей системы opгaнов государственного управления, для осуществления которой они собственно и созданы, а именно, организация экономики, социально-культурной и административно-политической деятельности.

Во-вторых, это внутриорганизационные отношения всех государственных органов, которые в основном одинаковы, похожи, однотипны независимо от того, где они осуществляются: в органах исполнительной власти, законодательных или судебных. Эти отношения охватывают информационно-аналитическую работу, делопроизводство, прием на работу, перемещение по службе, увольнение, дисциплинарную ответственность, поощрение, материально-техническое обеспечение и т.п. Вся эта деятельность носит вспомогательный, обеспечительный характер и регулируется нормами административного права.

В-третьих, к предмету административного права относится функционирование общегосударственного контроля, который осуществляется на территории всей Российской Федерации от имени государства, будучи наделен государственно-властными полномочиями федерального характера. При этом контроль осуществляется в отношении всех государственных органов не только с точки зрения законности принимаемых актов и совершаемых действий, но и их целесообразности, чем коренным образом отличается от общего надзора органов прокуратуры. Меры, принимаемые общегосударственным контролем, носят дисциплинарный характер, включая отстранение нарушителей от работы (должности) и денежный начет. Ранее этот вид контроля имел различные названия — Рабоче-крестьянская Инспекция, Министерство контроля, партийно-государственный контроль, народный контроль. В пocледние годы он был упразднен. Однако государственная необходимость в такого рода контроле очевидна и начинает воссоздаваться в виде Контрольного управления Администрации Президента РФ.

В-четвертых, предмет административного права охватывает и деятельность судов и судей по рассмотрению дел об административных правонарушениях. Дело в том, что, являясь органом правосудия, они тем не менее руководствуются нормами Кодекса РФ об административных правонарушениях, что не может быть изъято из предмета административного права. Возможно, эта сфера деятельности судов и судей со временем превратится в административную юстицию, суды будут называться административными, а судьи мировыми, единолично рассматривающими значительную категорию дел об административных правонарушениях.

В-пятых, к предмету административного права могут быть отнесены общественные отношения, возникающие в деятельности общественных объединений, которым государство передало некоторые свои государственно-властные полномочия. Например, народным дружинам переданы некоторые полномочия государственных правоохранительных органов в сфере охраны общественного порядка, и народные дружинники могут осуществлять задержание нарушителей, составлять протоколы (акты) о правонарушениях. Естественно, подобная деятельность общественных объединений регулируется нормами административного права.

Особенности административно-правовых отношений.

1. Одной из сторон отношений является соответствующий орган исполнительной власти или его должностное лицо, наделенное управленческими полномочиями государственно-властного характера.

2. для этих отношений характерно неравенство сторон, т.е. одна сторона принимает решения и может применить принуждение в отношении другой.

3. Многие органы исполнительной власти и их должностные лица обладают правом издания нормативного акта, т.к. действуют по поручению государства.

4. Административно-правовые отношения могут возникать по инициативе любой из сторон. При этом согласие второй стороны не обязательно.

5. Споры, возникающие между участниками административно-правовых отношений разрешаются в большинстве случаев в административном (несудебном) порядке.

6. В случае нарушения одной из сторон нормативных требований она несет ответственность в лице его органов перед государством.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

24944. Наследование по закону 50.5 KB
  Рождение самого наследодателя в это число не входит. Наследниками первой очереди по закону являются дети супруг и родители наследодателя. Внуки наследодателя и их потомки наследуют по праву представления. Наследниками второй очереди являются полнородные и неполнородные братья и сестры наследодателя его дедушка и бабушка как со стороны отца так и со стороны матери.
24945. Принятие наследства и отказ от наследства 67 KB
  Принятие наследства и отказ от наследства Принятие наследства Принятие наследства как и отказ от наследства односторонние сделки совершаемые наследником. И принятие и отказ от наследства действуют с обратной силой во времени. Это означает что наследник принявший наследство приобретает право не только на то имущество которое оказалось в наличии в момент принятия наследства но и на все то имущество которое было в наличии в момент открытия наследства. Принятие наследства под условием и с оговорками не допускается ст.
24946. Ипотека. Отдельные объекты ипотеки 39 KB
  Ипотека Законодательное регулирование: ГК глава 23 3 Залог ФЗ Об ипотеке залоге недвижимости от 16 июля 1998 г. Общие правила о залоге содержащиеся в ГК применяются к отношениям по договору об ипотеке в случаях когда ГК или ФЗ об ипотеке не установлены иные правила. Определение: по договору о залоге недвижимого имущества договору об ипотеке одна сторона залогодержатель являющийся кредитором по обязательству обеспеченному ипотекой имеет право получить удовлетворение своих денежных требований к должнику по этому обязательству...
24947. Право на товарный знак (знак обслуживания) 38.5 KB
  В настоящее время регулируется Законом О товарных знаках знаках обслуживания и наименовании мест происхождения товаров который теряет силу с 1 января 2008 в связи с вступлением в силу ГК 4 части не вносит существенных изменений в правовое регулирование этого института. Правовая охрана товарному знаку предоставляется при наличии регистрации в Патентном ведомстве в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации в подтверждение которой выдается свидетельство удостоверяющее приоритет знака и...
24948. Гражданско-правовая охрана программных средств для электронно-вычислительной техники 32 KB
  Гражданскоправовая охрана программных средств для электронновычислительной техники Программа для ЭВМ как объект авторского права выступает в качестве объективной формы представления совокупности данных и команд предназначенных для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств с целью получения определенного результата включая подготовительные материалы полученные в ходе разработки программы для ЭВМ и порождаемые ею аудиовизуальные отображения. Независимо от формы своего объективного выражения программы для ЭВМ с точки зрения их...
24949. Виды обязательств. Обязательства с участием третьих лиц 42.5 KB
  Обязательства с участием третьих лиц. В соответствии со сложившейся системой обязательственного права обязательства разделяются по различным группам видам т. При такой классификации эти сделки относят к внедоговорному виду что неправильно так как это искусственно разделяет однородные по сути обязательства из различных сделок действий а с другой объединяют в одну группу обязательства из правомерных действий сделок и из правонарушений. Вывод: правильная классификация на регулятивные договорные и иные обязательства правомерной...
24950. Обязательства из односторонних действий 48.5 KB
  Обязательства из односторонних действий Для реализации обязанностей составляющих содержание рассматриваемых обязательств необходимы односторонние сделки дополнительные юридические факты несколькими последовательно совершаемыми односторонними сделками центральное место среди которых занимает первоначальная сделка определяющая содержание обязательства. Но заключенная в ней обязанность реализуется при условии совершения других действий иными лицами поэтому она является условной под отлагательным условием п. 3 вида обязательств из...
24951. Субъекты обязательства. Обязательства со множественностью лиц 38.5 KB
  Субъекты обязательства. Обязательства со множественностью лиц. Но обязательства могут различаться по своему субъектному составу. Возможны обязательства со множественностью лиц на стороне должника пассивная множественность либо на стороне кредитора активная множественность либо с обеих сторон конкретного обязательства при участии не одного а нескольких лиц например несколько наследников.
24952. Принципы исполнения обязательств 58.5 KB
  Принципы исполнения обязательств. Правовая природа односторонняя сделка либо юридический поступок спор 1 Принцип надлежащего исполнения. Предполагает необходимость точного и своевременного исполнения обязательств в строгом соответствии с условиями соглашения и требованиями законодательства. выделяет 6 элементов надлежащего исполнения: 1.