33801

Понятие норм права, их структура и виды

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Признаки правовой нормы: Устанавливается и санкционируется государством. Структура правовой нормы: Гипотеза элемент нормы устанавливающий условия применения нормы тоесть условия применения правила изложенного в норме. Диспозиция элемент нормы содержащий собственно само правило поведения при условии наступления событий изложенных в гипотезе. Санкция элемент нормы устанавливающий ответственность или меры государственного принуждения применяемые к нарушителю правила предусмотренного в диспозиции.

Русский

2013-09-06

16.66 KB

0 чел.

  1.  Понятие норм права, их структура и виды

Норма права - правило должного, т.е. образец (модель) типового общественного отношения, которое устанавливается государством. Определяет внутреннюю (способность воли субъекта сознательно избирать тот или иной вариант поведения) и внешнюю меру (возможность действовать вовне, преследовать и осуществлять определенные цели во внешнем мире) свободы в конкретных взаимоотношениях.

Признаки правовой нормы:

•    Устанавливается и санкционируется государством. Т.е. закрепляется в официальных государственных актах.

•    Имеет представительно-обязывающий характер, т.е. с одной стороны предоставляет свободу действий, направленную на удовлетворение права субъекта. С другой обязывает совершать или не совершать определенные действия. Таким образом, норма права одновременно сочетает и предоставление и ограничение внешней свободы лиц во взаимных отношениях.

•    Обеспечивается мерами государственного принуждения.

•    Выступает государственным регулятором типовых общественных отношений (социальная роль правовых норм).

Структура правовой нормы:

•    Гипотеза - элемент нормы, устанавливающий условия применения нормы, тоесть условия применения правила изложенного в норме.

•    Диспозиция - элемент нормы, содержащий собственно само правило поведения, при условии наступления событий, изложенных в гипотезе.

•    Санкция - элемент нормы, устанавливающий ответственность или меры государственного принуждения, применяемые к нарушителю правила, предусмотренного в диспозиции.

Виды норм права:

1.    По отраслям: нормы государственного, административного, трудового, уголовного, гражданского и т.д. по отраслям.

2.    По функциям, которые выполняют: регулятивные, охранительные согласно соответствующих отраслей.

3.    По характеру содержащихся норм поведения:

•    Обязывающие - устанавливают обязанности совершения определенные положительные действия.

•    Запрещающие - запрещают совершать определенные действия.

•    Управомачивающие - предоставляют участникам отношений право совершать положительные действия для удовлетворения своих интересов.

4.    По степени определенности изложения элементов правовой нормы в статьях нормативно-правовых актов:

•    Абсолютно определенные - нормы, с абсолютной точностью устанавливающие условия применения, права и обязанности участников отношений и меры юридической ответственности за нарушение.

•    Относительно определенные - не содержат достаточно полных сведений об условиях действия, правах и обязанностях участников отношений, мер юридической ответственности за нарушение, предоставляя право правоприменительным органам решать дело в соответствии с конкретными обстоятельствами.

•    Альтернативные - предусматривают несколько вариантов условий действия, поведения участников, мер и санкций за их поведение.

5.    По кругу лиц: Общие (на всех лиц, находящихся на данной территории) и специальные (определенный круг лиц).

6.    Специализированные:

•     Закрепительные - в обобщенном виде выражают определенные элементы регулируемых отношений (нормы, устанавливающие общие условия исполнения обязательства).

•    Дефинитивные - содержат научно сформулированные определения юридических понятий и категорий (преступление, договор).

•    Нормы-принципы - формулируют общие или отраслевые правовые принципы или задачи данной группы юридических норм.

7.    По времени, по юридической силе.

Способы изложения:

•    Прямой способ изложения - излагаются все три структурные части нормы права.

•    Отсылочный - излагаются не все элементы, но есть ссылка на родственные нормы права, содержащие недостающие элементы.

•    Бланкетный - установление лишь ответственность за нарушение определенных правил, не изложенных в самой норме и нет отсылки.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

41480. ПСИХОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА 948 KB
  Учебно-методическое пособие по дисциплине «Психология человека» является составной частью учебно-методических материалов по данной учебной дисциплине (УМК «Психологии человека. Часть I».) и составлено в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 050100 «Педагогическое образование».
41481. Входная информация формирования объема предложений по организации грузовых автомобильных перевозок 281 KB
  Оборотные средства включают в свой состав, как производственные запасы, так и денежные ресурсы, находящиеся в обращении. Стоимость оборотных средств определяем
41482. Методика формирования природоохранных знаний в процессе изучения общей биологии 114.5 KB
  В курсе общей биологии при изучении вопросов охраны природы целесообразно разграничивать проблемы охраны сообществ и видов. Так в курсе общей биологии IX класса более полно раскрыть понятие об охране природы можно на примере рационального использования популяций и сохранения видового многообразия биосферы. При изучении темы Эволюционное учение следует так спланировать уроки чтобы выделить в самостоятельные разделы вопросы об антропогенных факторах популяционновидовых систем и природоохранительных факторах. Линнея Понятие вид...
41483. Формирование экологических идей, как направление природоохранного воспитания школьников. Идея целостности природы в биосфере и взаимосвязи всех ее компонентов 776.5 KB
  раз Земля обернула вокруг Солнца с момента возникновения общего предка бактерий растений животных человека. Начинают эстафету жизни зелёные растения затем её подхватывают животные а к финишу доносят грибы и бактерии где снова эстафета оказывается у растений. Посадка растений. Уничтожение некоторых видов растений.
41484. Идея многообразия видов в природе и необходимости их охраны 200 KB
  Идея многообразия видов в природе и необходимости их охраны. Харакретеристика видового богатства природы Беларуси и необходимость охраны. Харакретеристика видового богатства природы Беларуси и необходимость охраны. Рождественский Совокупность всех видов флоры и фауны Беларуси представляет ее биологическое разнообразие что является необходимым условием устойчивости биосферы.
41485. Методика формирования природоохранных знаний в процессе изучения биологии 142.5 KB
  План Формы отрганизации экологического образования и воспитания в процессе изучения биологии. Система экологического образования и воспитания в области охраны окружающей среды сущность принципы цель задачи формы и методы Экологическое поле образовательного процесса. Концепция экологического воспитания в области охраны окружающей среды Литература Суравегина И. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ Внутри предметные и межпредметные связи в содержании курса биологии...
41486. Класс рыбы 187.5 KB
  Работа учителя по формированию природоохранных знаний при изучении рыб птиц млекопитающих. В курсе биологии в частности зоологии понятие об использовании биологических ресурсов раскрывается через понятие промысел промысловые птицы пушной промысел промысел морского зверя география и техника рыбного промысла и т. Используя такого рода факты при изучении классов рыб птиц и млекопитающих у школьников следует формировать понимание того что в условиях нашей формы хозяйства происходит постепенный процесс перехода от промысла...
41487. Методика формирования природоохранных знаний в процессе изучения зоологии 122.5 KB
  Деятельность учителя по углублению ряда ключевых понятий При изучении зоологии продолжается формированию представлений и начальных понятий о целостности природы которая отражается во взаимосвязанности природных процессов_ Это прежде всего предполагает расширение роли экологического материала формирование понятий о среде обитания и ее факторах приспособленности видов к среде обитания природных сообществах биоценозах. В курсе зоологии много возможностей конкретизировать представление о природных сообществах такими по нятиями...
41488. Цель и задачи преподавания охраны природы. Понятие охраны природы в щколном курсе биологии 124 KB
  Цель и задачи преподавания охраны природы. Понятие охраны природы в щколном курсе биологии. План Понятие Охрана природы и его педагогические аспекты. Глобальный характер воздействия человека на природу Цели охраны природы и цели преподавания этой дисциплины.