33812

Конституционный суд

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Конституционный суд в отличие от всех прочих судов вправе отменить закон или иной нормативный правовой акт в случае признания его неконституционным. Канстытуцыйны суд Рэспублікі Беларусь один из высших судов Белоруссии осуществляющий конституционный контроль; существует с 1994 года. История Во время конституционного кризиса 1996 года суд счёл что результаты референдума об изменении конституции не будут обязательными.

Русский

2013-09-06

16.07 KB

0 чел.

  1. Конституционный суд

Конституционный суд — относящийся к судебной ветви государственной власти орган конституционного контроля, в компетенцию которого входит оценка соответствия правовых норм Конституции. Конституционный суд (в отличие от всех прочих судов) вправе отменить закон или иной нормативный правовой акт, в случае признания его неконституционным.

Конституцио́нный су́д Респу́блики Белару́сь (белор. Канстытуцыйны суд Рэспублікі Беларусь) — один из высших судов Белоруссии, осуществляющий конституционный контроль; существует с 1994 года.

История

Во время конституционного кризиса 1996 года суд счёл, что результаты референдума об изменении конституции не будут обязательными. После отстранения В. Гончара с поста главы Центризбиркома Председатель Конституционного суда направил Президенту обращение с требованием отменить это решение[1]. После референдума председатель Конституционного суда Валерий Тихиня подал в отставку, мотивируя её невозможностью принимать присягу на новой Конституции и несогласием с политикой руководства страны[2]

В 1997 году Президент освободил от должности судью Михаила Пастухова, ссылаясь на истечение срока его полномочий в связи со вступлением в силу новой конституции. Суды отказались принимать к рассмотрению жалобу Пастухова. В 2003 году Комитет по правам человека ООН усмотрел в данном деле нарушение статьи 25 МПГПП в сочетании со статьями 14 и 2[3].

Состав

Конституционный суд состоит из 12 судей со сроком полномочий в 11 лет. Половину судей, в том числе председателя назначает Президент (председатель суда назначается с согласия Совета Республики), вторую половину избирает Совет Республики (статья 116 Конституции).

Председатели суда

Валерий Гурьевич Тихиня — 1994—1996 гг.

Григорий Алексеевич Василевич — 1996 (и.о.)—1997 (председатель)—2008 гг.

Пётр Петрович Миклашевич — с 2008 года.

Полномочия

Конституционный суд в пределах своих полномочий осуществляет:

дачу заключений о соответствии различных актов Конституции и иным вышестоящим нормативным актам.

дачу заключений о фактах систематического или грубого нарушения Конституции Палатой представителей или Советом Республики (статья 5 закона «О Конституционном Суде Республики Беларусь»).

обязательный предварительный контроль конституционности всех законов.

Предложения о проверке конституционности акта вправе внести в Конституционный суд Президент, Палата представителей или Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь, Верховный Суд, Высший Хозяйственный Суд, Совет Министров (статья 6 закона «О Конституционном Суде Республики Беларусь»).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

28070. Правовые основы обеспечения экологической безопасности РФ 10.09 KB
  Обеспечение экологической безопасности России Концепция относит к совместному ведению Федерации и ее субъектов п. Обеспечение экологической безопасности следует рассматривать в неразрывной связи с правом каждого на благоприятную окружающую среду достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением ст. Не менее важен ФЗ О радиационной безопасности населения который определяет правовые основы обеспечения радиационной безопасности населения в целях охраны его...
28071. Правовые основы охраны атмосферного воздуха 10.79 KB
  В целях сохранения благоприятного качества атмосферного воздуха государством предусмотрены следующие нормативы воздействия на атмосферный воздух: 1 производственные нормативы – предельно допустимые выбросы ПДВ загрязняющих веществ; нормативы шумового теплового вибрационного радиационного электромагнитного и других физических воздействий; временно согласованные выбросы лимит загрязняющих веществ; 2 территориальные нормативы – величина критических совокупных нагрузок на атмосферный воздух от...
28072. Система органов гос управления в области природопользования и охраны ос. Их функции 9.75 KB
  Управление выражается через законотворческую деятельности в области охраны окружающей среды в разработке мероприятий по охране окружающей среды программ контроле за исполнением норм в области охраны окружающей среды нормативных актов всех уровней. Только государственное управление из всех возможных является реальным инструментом осуществляющим реализацию правоустанавливающих правореализующих и контролирующих функций в области охраны окружающей среды на территории РФ....
28073. Экологические требования при осуществлении хоз и иной деятельности в Законе « Об охране ОС» 6.25 KB
  Общие требования в области охраны окружающей среды при размещении проектировании строительстве реконструкции вводе в эксплуатацию эксплуатации консервации и ликвидации зданий строений сооружений и иных объектов 1. Размещение проектирование строительство реконструкция ввод в эксплуатацию эксплуатация консервация и ликвидация зданий строений сооружений и иных объектов оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны...
28074. Экологическое законодательство в области водопользования 2.62 KB
  Водный кодекс Российской Федерации кодифицированный нормативноправовой акт являющийся основным источником регулирующим отношения в сфере водопользования в России. Водный кодекс Российской Федерации был принят Государственной думой 12 апреля2006 года одобрен Советом Федерации 26 мая 2006 года и подписан Президентом Российской Федерации 3 июня 2006 вступил в силу 1 января 2007 года согласно Федеральному закону от 3 июня 2006 года № 73ФЗ О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации. Со дня введения в действие...
28075. Экологическое законодательство в области землепользования и недропользования 3.3 KB
  Настоящий Закон регулирует отношения возникающие в связи с геологическим изучением использованием и охраной недр территории Российской Федерации ее континентального шельфа а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств торфа сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов включая подземные воды рапу лиманов и озер. Настоящий Закон содержит правовые и экономические основы комплексного рационального использования и охраны недр...
28076. Экологическое законодательство в области охраны и использования лесов, растительного мира и животного мира 5.01 KB
  Животный мир является достоянием народов Российской Федерации неотъемлемым элементом природной среды и биологического разнообразия Земли возобновляющимся природным ресурсом важным регулирующим и стабилизирующим компонентом биосферы всемерно охраняемым и рационально используемым для удовлетворения духовных и материальных потребностей граждан Российской Федерации. Лесной кодекс Российской Федерации ЛК РФ кодифицированный нормативноправовой акт являющийся основным источником регулирующим отношения в сфере...
28077. Экологическое законодательство об экологических правах и обязанностях граждан 11.05 KB
  Провозглашение осуществление и защита экологических прав физических и юридических лиц в отношении окружающей среды является одним из основных направлений развития конституционного права России. К данному праву примыкают права и свободы гражданина связанные с использованием владением распоряжением землей и иными объектами окружающей среды. Экологические права и отношения общество природа стали вопросом номер один не в одной Декларации Декларация Стокгольмской конференции ООН по окружающей среде 1972 года...
28078. Экономический механизм охраны опс в нормативно-правовых актах 3.39 KB
  Платежи за загрязнение ОС – это один из важнейших экономических стимулов к уменьшению предприятиями негативного воздействия на ОС. Порядок исчисления и взимания платы за загрязнение ОС устанавливается законодательством РФ. Плата за загре ОС предусматривает два вида платежей: 1 за загр в пределах установленных лимитов; 2 загрязнение сверх устанх лимитов.