33848

Характеристика западной философии

Доклад

Логика и философия

Эти же вопросы являются предметом исследования и других форм общественного сознания в частности и философии. Теология как одна из форм выражения религиозного сознания имеет ряд специфических черт которые отличают ее от философии. Проблема соотношения философии и теологии возникла в первые века существования христианства и несостоятельная своей актуальности до наших дней.

Русский

2013-09-06

16.81 KB

2 чел.

Давая общую характеристику западной философии, следует остановиться и на таком ее направлении, как религиозная философия, для которой, как и для экзистенциальной философии, главной проблемой является проблема человеческого бытия. Религия, которая за длительный период своего существования накопила много разнообразных способов осмысления природных и социальных явлений, безусловно, является одним из фундаментальных источников ценностей и ориентиров для человека. Способы религиозного осмысления действительности отличаются от научных методов, имеют свою специфику. Самой распространенной среди них является "иллюзия позатилесности" и "мистическое прозрение". Первый является попыткой умозрительно выйти из своего индивидуального тела, освободиться от телесности и увидеть окружающий мир якобы сбоку, открывая тем самым причастность личного бытия к смыслу всемирной целостности.

Второй — углубление в собственно личное "Я", преодоление границы с внешним миром, слияние с потоком мировых событий. Понятно, что осмысление этих методов нуждается в специальной подготовке и соответствующих условиях. Однако ошибочно считать религию вполне самостоятельной в формировании жизненно важных ценностей. Ни одна из форм общественного сознания не существует изолировано от других. Религия заполняет дифицит информации о смысле космоса, смысле жизни человека и общества. Эти же вопросы являются предметом исследования и других форм общественного сознания, в частности и философии. В теоретическом плане объяснить религиозные идеи, принципы имеет теология как система обоснования и защиты религиозных учений о Боге, его качества, признаки и свойства, а также комплекс доведений истинности догматики, религиозной морали. Теология как одна из форм выражения религиозного сознания имеет ряд специфических черт, которые отличают ее от философии.

Проблема соотношения философии и теологии возникла в первые века существования христианства и несостоятельная своей актуальности до наших дней. Отличие философии от теологии, по мнению религиозных философов, заключается в том, что философия не в состоянии постичь истины откровения, недосягаемые для человеческого ума. Учитывая это основное свое задание все религиозно философские течения видят в доведении необходимости, полезности, общей значимости религии для человека. Главный вопрос религиозной философии — это вопрос об отношении Бога к созданному им миру и к человеку и отношению человека к Богу. Религиозная философия дает свое решение онтологических, гносеологических, космологических, социальных и других проблем. В основе религиозно философской онтологии лежит учение о Боге и доведении рациональности или иррациональности его бытия.

Для религиозно философской гносеологии характерное раздвоение объектов на естественных и сверхприродных. Основой познания считается откровение, зафиксированное в системе догматов. Задание же философии и науки — помочь человеку приблизиться к откровению для укрепления веры. В религиозной философии ярко выражается теологическое решение социальных проблем. Как правило, вся система общественных отношений толкуется из позиций провиденциализму (теологическая концепция истории как промысла Божьего) и сводится к божественной целесообразности. Религиозная философия представлена разными течениями, которые имеют общие черты и признаки. Однако разные церкви кладут в основу своих учений разные философские идеи. Католическая философия — это совокупность существующих в католицизме философских течений, таких как неотомизм, тейярдизм, неоавгустианизм, "теология освобождения" и другие.

Самым авторитетным течением является неотомизм как официальная философская доктрина Ватикану, Ведущие представители этого направления: Е.Жільсон (1884-1978), Ж.Марітен (1882-1973) — во Франции; Е.Корет (нар. 1919) — в Австрии; Ю.М.Бохенський (нар. 1902) — в Швейцарии; К.Ранер (1904-1984) — в Германии; Ф.Ван-Станберген (нар.1904) — в Бельгии; К.Войтила (нар. 1920) — в Польше (нынешний Папа Римский Иоанн-Павел II) и др. Неотомизм базируется на учении Фоми Аквинского, центральным принципом которого является принцип гармонии веры и ума. Последователи этого учения рассматривают его через призму современности, пытаются довести, что доктрине, которую они защищают, присущие универсальные возможности возвыситься над полярностью материализма и идеализма, сциентизму и антисциентизму. Ведущий представитель неотомизму Е.Жільсон рассуждает таким образом: "Иметь веру — это значит принять кое-что, потому что оно явлене Богом.

А теперь, — что значит наука (то есть научные убеждения. — Авт.). Это значит принимать кое-что, что воспринимается как истинное в свете естественного ума. Всем, кто занимается отношениями Ума и откровения, ни в коем случае не следует упускать из виду существенную разницу между этими двумя типами принятия истины. Я знаю благодаря уму, что кое-что истинно, потому что я вижу, что оно истинно, но я верю, что кое-что истинно, потому что Бог сказал, что оно истинно. В этих двух случаях причины моего принятия истины разные и, следовательно, науку и веру следует рассматривать как два совсем разных типы 145 принятия истины". (Жильсон Э. Разум и откровение в средние века. // Богословие в культуре Средневековья. — К., 1992. — С. 35). Следовательно, неотомисти различают два источника познания — естественный ум (науку) и божественное откровение (веру как непреклонную уверенность в том, что Бог открыл человеку через слово и то вымолвленное Богом является 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

24223. Речевая деятельность в школе 72.5 KB
  Научить учащихся понимать звучащую речь одна из важнейших целей обучения. Структура письма как и говорения состоит из 3х частей: 1 побудительномотивационная появляется мотив потребн6ость вступить в общение чтото передать письменно сообщить инфу возникает замысел высказывания; 2 аналитикосинтетическая формируется и реализуется само высказывание: отбор слов распределение предметных признаков в группе предложения смысловая организация связей между предложениями; 3 исполнительная фиксация продукта с помощью графических...
24225. Содержание обучения ин. Яз., его основные компоненты 30 KB
  Цель: ознакомиться с общим содержанием текста газеты библиотечный материал. Цель: изучить содержание текста с целью его дальнейшего применения извлекается до 80 инф. Цель: проанализировать тщательно содержание текста извлекается до 100. В зарубежной методике:1 scheming наше ознакомительное чтение2 scanning поисковое чтение3 reading for detail Аналитическое и Изучающее чтение Критерии отбора текстов: 1 объем текста 2 тематичность 3 тема урока 4 интересная тема 5 возможность обсуждения 6 проблематика проблематика в тексте...
24227. Игровые технологии в обучении иностранных языков 53 KB
  лексика фонетика развитие психических процессов развитие произвольного поведения Характеристики игры: мотивированность отсутствие принуждения индивидуализированная глубоко личная деятельность обучение и воспитание в коллективе но чрезмерно увлекаться игрой не нужно должна развитие определенных способностей память мышление учение с увлечением Игра это технология совокупности приемов. Все игры делятся на 2 категории: ролевые подстановочные Ролевые: Она представляет собой разыгрывание определенной ситуации. Ролевые игры...
24229. Способы обучения монологу и диалогу по пути сверху вниз и снизу вверх 40.5 KB
  невербальные средства мальчик получил 5 = улыбается Диалог Говорение как вид речевой деятельности есть порождение устной речи чаще в коммуникативных целях. Диалог основная форма устной речи наделенная общими характеристиками устной речи. Диалог как правило реализуется в устной речи письменная речь может зафиксировать диалог порожденный устно. Обучение диалогической речи это ситуативное обучение репродуцированию воспроизведению.
24230. Цех железобетонных конструкций 458.5 KB
  Цех железобетонных конструкций входит в состав завода железобетонных конструкций. Цех предназначен для изготовления конструкций поточным и стендовым методами. Завоз арматуры и вывоз готовых изделий производится рельсовым транспортом. При термовлажностной обработке изделий возможны выделения тепла и пара.