33848

Характеристика западной философии

Доклад

Логика и философия

Эти же вопросы являются предметом исследования и других форм общественного сознания в частности и философии. Теология как одна из форм выражения религиозного сознания имеет ряд специфических черт которые отличают ее от философии. Проблема соотношения философии и теологии возникла в первые века существования христианства и несостоятельная своей актуальности до наших дней.

Русский

2013-09-06

16.81 KB

2 чел.

Давая общую характеристику западной философии, следует остановиться и на таком ее направлении, как религиозная философия, для которой, как и для экзистенциальной философии, главной проблемой является проблема человеческого бытия. Религия, которая за длительный период своего существования накопила много разнообразных способов осмысления природных и социальных явлений, безусловно, является одним из фундаментальных источников ценностей и ориентиров для человека. Способы религиозного осмысления действительности отличаются от научных методов, имеют свою специфику. Самой распространенной среди них является "иллюзия позатилесности" и "мистическое прозрение". Первый является попыткой умозрительно выйти из своего индивидуального тела, освободиться от телесности и увидеть окружающий мир якобы сбоку, открывая тем самым причастность личного бытия к смыслу всемирной целостности.

Второй — углубление в собственно личное "Я", преодоление границы с внешним миром, слияние с потоком мировых событий. Понятно, что осмысление этих методов нуждается в специальной подготовке и соответствующих условиях. Однако ошибочно считать религию вполне самостоятельной в формировании жизненно важных ценностей. Ни одна из форм общественного сознания не существует изолировано от других. Религия заполняет дифицит информации о смысле космоса, смысле жизни человека и общества. Эти же вопросы являются предметом исследования и других форм общественного сознания, в частности и философии. В теоретическом плане объяснить религиозные идеи, принципы имеет теология как система обоснования и защиты религиозных учений о Боге, его качества, признаки и свойства, а также комплекс доведений истинности догматики, религиозной морали. Теология как одна из форм выражения религиозного сознания имеет ряд специфических черт, которые отличают ее от философии.

Проблема соотношения философии и теологии возникла в первые века существования христианства и несостоятельная своей актуальности до наших дней. Отличие философии от теологии, по мнению религиозных философов, заключается в том, что философия не в состоянии постичь истины откровения, недосягаемые для человеческого ума. Учитывая это основное свое задание все религиозно философские течения видят в доведении необходимости, полезности, общей значимости религии для человека. Главный вопрос религиозной философии — это вопрос об отношении Бога к созданному им миру и к человеку и отношению человека к Богу. Религиозная философия дает свое решение онтологических, гносеологических, космологических, социальных и других проблем. В основе религиозно философской онтологии лежит учение о Боге и доведении рациональности или иррациональности его бытия.

Для религиозно философской гносеологии характерное раздвоение объектов на естественных и сверхприродных. Основой познания считается откровение, зафиксированное в системе догматов. Задание же философии и науки — помочь человеку приблизиться к откровению для укрепления веры. В религиозной философии ярко выражается теологическое решение социальных проблем. Как правило, вся система общественных отношений толкуется из позиций провиденциализму (теологическая концепция истории как промысла Божьего) и сводится к божественной целесообразности. Религиозная философия представлена разными течениями, которые имеют общие черты и признаки. Однако разные церкви кладут в основу своих учений разные философские идеи. Католическая философия — это совокупность существующих в католицизме философских течений, таких как неотомизм, тейярдизм, неоавгустианизм, "теология освобождения" и другие.

Самым авторитетным течением является неотомизм как официальная философская доктрина Ватикану, Ведущие представители этого направления: Е.Жільсон (1884-1978), Ж.Марітен (1882-1973) — во Франции; Е.Корет (нар. 1919) — в Австрии; Ю.М.Бохенський (нар. 1902) — в Швейцарии; К.Ранер (1904-1984) — в Германии; Ф.Ван-Станберген (нар.1904) — в Бельгии; К.Войтила (нар. 1920) — в Польше (нынешний Папа Римский Иоанн-Павел II) и др. Неотомизм базируется на учении Фоми Аквинского, центральным принципом которого является принцип гармонии веры и ума. Последователи этого учения рассматривают его через призму современности, пытаются довести, что доктрине, которую они защищают, присущие универсальные возможности возвыситься над полярностью материализма и идеализма, сциентизму и антисциентизму. Ведущий представитель неотомизму Е.Жільсон рассуждает таким образом: "Иметь веру — это значит принять кое-что, потому что оно явлене Богом.

А теперь, — что значит наука (то есть научные убеждения. — Авт.). Это значит принимать кое-что, что воспринимается как истинное в свете естественного ума. Всем, кто занимается отношениями Ума и откровения, ни в коем случае не следует упускать из виду существенную разницу между этими двумя типами принятия истины. Я знаю благодаря уму, что кое-что истинно, потому что я вижу, что оно истинно, но я верю, что кое-что истинно, потому что Бог сказал, что оно истинно. В этих двух случаях причины моего принятия истины разные и, следовательно, науку и веру следует рассматривать как два совсем разных типы 145 принятия истины". (Жильсон Э. Разум и откровение в средние века. // Богословие в культуре Средневековья. — К., 1992. — С. 35). Следовательно, неотомисти различают два источника познания — естественный ум (науку) и божественное откровение (веру как непреклонную уверенность в том, что Бог открыл человеку через слово и то вымолвленное Богом является 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

78978. Особенности становления и основные принципы неклассической науки 43 KB
  Планк квантавая теория Резенфорд планетарная модель атома Ренген ренгеновские лучи Все эти открытия разрушили картину мира. Основные принципы: Установка на невозможность описать мир сам по себе Установлено различие в организации и развитии 3х уровней мира: макро микро мега. Нет качественной однородности в мега микро и макромирах Вероятностный детерменизм Признавалась роль случайностей. Случайность равноценный фактор необходимости Объект исследования не вещи а процессы Принципиально невозможно найти первокирпичик мира т.
78979. Понятие рациональности, научной рациональности. Виды и типы научной рациональности 48 KB
  Понятие рациональности научной рациональности. Виды и типы научной рациональности. В самой идее рациональности можно увидеть символ современной научно-технической цивилизации со всеми ее особенностями и противоречиями. Ее началом является некоторый тип активно-преобразовательного отношения человека к миру с которым и связывается как правило сама идея рациональности.
78980. Пространство и время в современной и классической картине мира 35 KB
  Пространство и время в современной и классической картине мира. Пространство есть форма координации сосуществующих объектов состояний материи. Пространство и время это всеобщие формы существования координации объектов. Пространство и время в классической картине мира.
78981. Философское значение синергетики 41 KB
  В своей классической работе Синергетика он отмечал что во многих дисциплинах от астрофизики до социологии мы часто наблюдаем как кооперация отдельных частей системы приводит к макроскопическим структурам или функциям. Синергетика в ее нынешнем состоянии фокусирует внимание на таких ситуациях в которых структуры или функции систем переживают драматические изменения на уровне макромасштабов. По мнению ученого существуют одни и те же принципы самоорганизации различных по своей природе систем от электронов до людей а значит речь должна...
78982. Этос науки и императивы, регулирующие поведение ученого 32.5 KB
  Понятие Императив и Этос науки Императив лат. Этос науки набор внутренних социальных норм которых придерживаются ученые в научной деятельности и которые обеспечивают функционирование социального института науки. Нормы этоса науки Попытка кодификации социальных норм науки была предпринята Р.
78983. Научная специальность и основные этапы ее становления 40.5 KB
  С этой характеристикой тесно связана потребность в такого рода вознаграждении которое служило бы достаточным стимулом для профессионалов будучи в то же время подконтрольно не столько посторонним сколько самой профессии. Внутренний мотив это познавательная потребность информация заключенная в объекте на который направлено внимание человека. Познавательная потребность характеризуется следующими основными критериями: интенсивное стремление субъекта к знанию и к познавательной деятельности на основании чего избирается его...
78985. Сциентизм и антисциентизм, их философские основания и историческая эволюция. Сциентизм и технократизм в их соотношении 16.8 KB
  В Новой Атлантиде Бэкон подробно рассказывает о том как наука практически может улучшать жизнь людей. Здесь наука расценивается как наивысшая культурная ценность наивысший вид духовной деятельности; техника играет главную и решающую роль в развитии общества. Три главных положения сциентизма: Наука может разрешить основные моральные и этические проблемы общества заменяя философию и метафизику.
78986. Взаимодействие наук, его модели, механизмы и типология. Проблема редукционизма, её философско-методологический смысл. Современная интеграция и дифференциация научного знания 18.1 KB
  В процессе развития науки происходит все более тесное взаимодействие естественных социальных и технических наук. Различные науки и научные дисциплины развиваются не независимо а в связи друг с другом взаимодействуя по разным направлениям. Использование данной наукой знаний полученных другими науками.