33848

Характеристика западной философии

Доклад

Логика и философия

Эти же вопросы являются предметом исследования и других форм общественного сознания в частности и философии. Теология как одна из форм выражения религиозного сознания имеет ряд специфических черт которые отличают ее от философии. Проблема соотношения философии и теологии возникла в первые века существования христианства и несостоятельная своей актуальности до наших дней.

Русский

2013-09-06

16.81 KB

3 чел.

Давая общую характеристику западной философии, следует остановиться и на таком ее направлении, как религиозная философия, для которой, как и для экзистенциальной философии, главной проблемой является проблема человеческого бытия. Религия, которая за длительный период своего существования накопила много разнообразных способов осмысления природных и социальных явлений, безусловно, является одним из фундаментальных источников ценностей и ориентиров для человека. Способы религиозного осмысления действительности отличаются от научных методов, имеют свою специфику. Самой распространенной среди них является "иллюзия позатилесности" и "мистическое прозрение". Первый является попыткой умозрительно выйти из своего индивидуального тела, освободиться от телесности и увидеть окружающий мир якобы сбоку, открывая тем самым причастность личного бытия к смыслу всемирной целостности.

Второй — углубление в собственно личное "Я", преодоление границы с внешним миром, слияние с потоком мировых событий. Понятно, что осмысление этих методов нуждается в специальной подготовке и соответствующих условиях. Однако ошибочно считать религию вполне самостоятельной в формировании жизненно важных ценностей. Ни одна из форм общественного сознания не существует изолировано от других. Религия заполняет дифицит информации о смысле космоса, смысле жизни человека и общества. Эти же вопросы являются предметом исследования и других форм общественного сознания, в частности и философии. В теоретическом плане объяснить религиозные идеи, принципы имеет теология как система обоснования и защиты религиозных учений о Боге, его качества, признаки и свойства, а также комплекс доведений истинности догматики, религиозной морали. Теология как одна из форм выражения религиозного сознания имеет ряд специфических черт, которые отличают ее от философии.

Проблема соотношения философии и теологии возникла в первые века существования христианства и несостоятельная своей актуальности до наших дней. Отличие философии от теологии, по мнению религиозных философов, заключается в том, что философия не в состоянии постичь истины откровения, недосягаемые для человеческого ума. Учитывая это основное свое задание все религиозно философские течения видят в доведении необходимости, полезности, общей значимости религии для человека. Главный вопрос религиозной философии — это вопрос об отношении Бога к созданному им миру и к человеку и отношению человека к Богу. Религиозная философия дает свое решение онтологических, гносеологических, космологических, социальных и других проблем. В основе религиозно философской онтологии лежит учение о Боге и доведении рациональности или иррациональности его бытия.

Для религиозно философской гносеологии характерное раздвоение объектов на естественных и сверхприродных. Основой познания считается откровение, зафиксированное в системе догматов. Задание же философии и науки — помочь человеку приблизиться к откровению для укрепления веры. В религиозной философии ярко выражается теологическое решение социальных проблем. Как правило, вся система общественных отношений толкуется из позиций провиденциализму (теологическая концепция истории как промысла Божьего) и сводится к божественной целесообразности. Религиозная философия представлена разными течениями, которые имеют общие черты и признаки. Однако разные церкви кладут в основу своих учений разные философские идеи. Католическая философия — это совокупность существующих в католицизме философских течений, таких как неотомизм, тейярдизм, неоавгустианизм, "теология освобождения" и другие.

Самым авторитетным течением является неотомизм как официальная философская доктрина Ватикану, Ведущие представители этого направления: Е.Жільсон (1884-1978), Ж.Марітен (1882-1973) — во Франции; Е.Корет (нар. 1919) — в Австрии; Ю.М.Бохенський (нар. 1902) — в Швейцарии; К.Ранер (1904-1984) — в Германии; Ф.Ван-Станберген (нар.1904) — в Бельгии; К.Войтила (нар. 1920) — в Польше (нынешний Папа Римский Иоанн-Павел II) и др. Неотомизм базируется на учении Фоми Аквинского, центральным принципом которого является принцип гармонии веры и ума. Последователи этого учения рассматривают его через призму современности, пытаются довести, что доктрине, которую они защищают, присущие универсальные возможности возвыситься над полярностью материализма и идеализма, сциентизму и антисциентизму. Ведущий представитель неотомизму Е.Жільсон рассуждает таким образом: "Иметь веру — это значит принять кое-что, потому что оно явлене Богом.

А теперь, — что значит наука (то есть научные убеждения. — Авт.). Это значит принимать кое-что, что воспринимается как истинное в свете естественного ума. Всем, кто занимается отношениями Ума и откровения, ни в коем случае не следует упускать из виду существенную разницу между этими двумя типами принятия истины. Я знаю благодаря уму, что кое-что истинно, потому что я вижу, что оно истинно, но я верю, что кое-что истинно, потому что Бог сказал, что оно истинно. В этих двух случаях причины моего принятия истины разные и, следовательно, науку и веру следует рассматривать как два совсем разных типы 145 принятия истины". (Жильсон Э. Разум и откровение в средние века. // Богословие в культуре Средневековья. — К., 1992. — С. 35). Следовательно, неотомисти различают два источника познания — естественный ум (науку) и божественное откровение (веру как непреклонную уверенность в том, что Бог открыл человеку через слово и то вымолвленное Богом является 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53778. Групи слів за значенням. Омоніми 103 KB
  Мета: поглибити знання учнів набуті у молодшій школі; навчити пятикласників знаходити в тексті омоніми; сприяти виробленню вмінь та навичок правильно використовувати різні за значенням групи слів в усному та писемному монологічному і діалогічному мовленні; за допомогою вправ різнотипного характеру розвивати творчі здібності логічне й образне мислення та мовлення спостережливість пам'ять логіку викладу думокуміння аналізувати експериментувати досліджувати й порівнювати мовний матеріал робити правильні...
53779. Незмінювані іменники 39.5 KB
  Мета: поглибити знання учнів про незмінювані іменники навчити визначати в них рід розвивати вміння вживати незмінювані іменники у звязному мовленні розвивати творче мислення виховувати бажання збагачувати свій лексикон. Лінгвістичний двобій Двоє учнів по черзі ставлять підготовлені вдома питання Яка частина мови називається іменником За чим змінюється іменник Як визначити рід іменника Які іменники належать до власних назв Як пишуться власні назви До якого роду належать назви осіб за професією чи...
53780. Общее укрепление мышечного тонуса, саморазвитие. Воспитание здоровой личности 96.5 KB
  Спина прямая руки прямые по возможности наклоны головы выполняем плавно дыхание ровное.сидя стоя на коленях на вдохе поднять руки вверх на выдохе опустить. 46 раз Следим за осанкой вдох должен быть глубоким руки опускаем плавно вниз выдох удлиненный с одновременным произнесением звуков.
53781. Решение задач. Поиск «лишнего» предмета в группе предметов 788.5 KB
  ЦЕЛЬ: повторить изученное; развивать у учеников внимание, логическое мышление, умение находить общие признаки для группы предметов, лишний предмет в группе предметов; продолжать формировать навыки работы с компьютером.
53782. Общий случай вычитания двузначных чисел с переходом через десяток. Решение задач 196 KB
  ОБОРУДОВАНИЕ: предметные рисунки с изображением сливы яблока и груши; сверток бумаги в виде указа; карта математической страны; аудиозапись сказки О рыбаке и рыбке; картинки с изображением Буратино Незнайки и Знайки совы. Буратино Показ предметного рисунка с изображением Буратино Правильно это Буратино а из какой он сказки Приключение Буратино Сейчас мы узнаем почему он плачет. Буратино потянулся Раз нагнулся два нагнулся Руки в стороны развел Видно ключик не нашел. Оказывается Буратино не может открыть тайную дверь.
53783. Чтение примеров на умножение. Название чисел при умножении. Составление таблицы умножения числа 2. Задачи на действие умножения 127.5 KB
  ЦЕЛЬ: упражнять детей в чтении и записывании примеров на умножение; учить заменять действие сложения одинаковых слагаемых действием умножения а действие умножения действием сложения; ознакомить с названиями компонентов при умножении; ознакомить с таблицей умножения числа 2; развивать математическую речь логическое мышление умение анализировать сопоставлять и делать выводы. Сегодня мы с вами продолжаем знакомиться с дествием умножения.
53784. Конспекти уроків з української літератури 117 KB
  Той хто перший виконав завдання намагається здобути більшу кількість балів. Урок гра âПерших 12 балівâ Відбіркове питання: записати залежно від обсягу починаючи з найменшого: новела роман вірш оповідання романепопея. 5 балів:: âКамяний хрестâ В. 6 балів: До інтимної лірики належить така поезія: Хто автор а âЯк я люблю оті години праціâ; б âГімнâ; в âІ всетаки до тебе думка линеâ; г âТричі являлась мені лю ...
53785. Конспекти уроків «Музичне мистецтво» 209 KB
  Заглибимося в далеке минуле і поміркуємо, як виник цей вид мистецтва. Можливо музика народилася від співу пташок або дзюрчання струмка, а може, - від ритмічної праці людини, магічних обрядів, або від слова, мелодійної мови людини? Це було дуже давно, і ми можемо лише припустити, як жила тоді первісна людина. Цікаво, що наштовхнуло її на винахід музичних інструментів?
53786. Обобщение и систематизация знаний и умений по теме Квадратное уравнение и его корни 97 KB
  Учащиеся должны знать: определение квадратного уравнения; формулы дискриминанта корней квадратного уравнения; зависимость между значением дискриминанта и количеством корней квадратного уравнения. Учащиеся должны уметь: распознавать квадратные уравнения среди других уравнений; решать неполные квадратные уравнения по формуле корней квадратного уравнения; находить сумму и произведение корней приведенного квадратного...