33853

Многозначность понятия природы

Доклад

Логика и философия

Природа может пониматься либо как абстракция либо как потенция либо как акт. Всякий раз следует обращать внимание на указанные обстоятельства при рассмотрении того или иного значения термина природа. Концепции природы до множества ипостасей одного вида: природаобразец и логос природы: 1 Природаобразец реально существующая до множества ипостасей данного вида а после их появления отдельно от нихт. Тождественна платоновской идееОтметим что в данном значении термин природа не имел скольнибудь распространённого применения в...

Русский

2013-09-06

15.47 KB

8 чел.

Многозначность понятия природы.

«Природа» может пониматься либо как абстракция, либо как потенция, либо как акт. И опять же, она может пониматься либо как объект (или совокупность объектов), либо скорее как закон (или совокупность законов), конституирующий объекты одного вида или данный конкретный объект. Первое будет иметь место, если мыслить в духе «Категорий» Аристотеля, второе – если мыслить в Платоновском ключе. Всякий раз следует обращать внимание на указанные обстоятельства при рассмотрении того или иного значения термина «природа». Концепции природы до множества ипостасей одного вида: природа-образец и логос природы: 1)   Природа-образец реально существующая до множества ипостасей данного вида, а после их появления – отдельно от них(т.е. вне них). Тождественна платоновской «идее»Отметим, что в данном значении термин «природа» не имел сколь-нибудь распространённого применения в христианском богословии, но само учение об идеях оказало очень сильное влияние на богословскую мысль.2)   Логос природы – Божий замысел вида, либо Его творческое слово. Соответствует онтологии креационизма. Правда в среднем платонизме также некоторое время платоновские идеи рассматривались как мысли Демиурга[9]; но впоследствии от такого подхода отказались. Отметим, что кроме указанного значения иногда логосомприроды называют её гипотетическое абсолютно истинное описание (фактически – аристотелевскуювторую сущность), на которое человек, не обладая в своём нынешнем состоянии полнотой ведения, может лишь указывать посредством понятий и определений.3)   Совокупная природа – умозрительно собранная воедино совокупность всех ипостасей вида, мыслимых как отдельные монады. В философской литературе часто обозначается латинским термином collectio. Отметим, что если в рамках определённой метафизической парадигмы утверждается, что описанная в данном пункте природа является единственной реально существующей природой, которую можно соотнести с целым видом, то такая парадигма очень – вид в целом, понимаемый не как совокупность отдельных монад, а как некое реальное единство, всецело (!) охватывающее всех представителейОднако Феодор Абу-Курра категорически возражает против такой трактовки: «Всякая общая вещь характеризует многих. А если природа, называемая общей, является всеми ипостасями, то они [сами] характеризуют себя. То же, что характеризует многих, обнаруживается в каждом из многих, которых оно характеризует. Итак, возможны три концепции природы во множестве ипостасей одного вида: концепция совокупной природы, концепция единой природы и концепция общей природы. Они соответствуют трём различным метафизическим парадигмам, которые в той или иной форме просматриваются уже в дохалкидонском богословии (либо в триадологии, либо в христологии, либо в антропологии).