33870

Взаимоотношения с развивающимися странами

Доклад

История и СИД

СССР заботясь об укреплении своих позиций в освободившихся странах оказывал им активную материальную и военную помощь. Было подписано соглашение о прекращении состояния войны между СССР и Японией 1956 г. представителями СССР и Югославии декларация намечала сотрудничество сторон в области экономики науки и культуры. К концу 50х годов СССР был связан торговыми договорами более чем с 70 мировыми державами.

Русский

2013-09-06

62 KB

7 чел.

3. Взаимоотношения с развивающимися странами

3.1. Распад колониальной системы и образование независимых государств заставили советское руководство обратить внимание на страны "третьего мира". На ХХ съезде КПСС национально-освободительное движение было названо одной из трех ведущих сил мирового революционного процесса, наряду с мировой системой социализма и международным коммунистическим движением. В 1957 г. в Москве прошел Всемирный фестиваль молодежи и студентов. Впервые глава Советского государства Н.С. Хрущев нанес визиты в эти страны (Индию, Бирму, Индонезию, Афганистан, Египет). Всего за 1957-1964 гг. Москва обменялась визитами более чем с 20 развивающимися странами. Было подписано 20 различных соглашений о сотрудничестве.

3.2. Военно-политическая и экономическая помощь. СССР, заботясь об укреплении своих позиций в освободившихся странах, оказывал им активную материальную и военную помощь. При этом особой поддержкой пользовались страны, избравшие путь социалистической ориентации. За счет советской помощи до 50% ассигнований на экономическое развитие покрывала ОАР (Египет) и до 15% - Индия. В целях оказания помощи развивающимся странам Азии, Африки, Латинской Америки в Москве 5 февраля 1960 г. открылся Университет дружбы народов (с 1961 г. имени Патриса Лумумбы).

В 1954-1956 гг. велись переговоры об установлении межгосударственных отношений с несколькими странами Европы и Азии. Результатом переговоров явилось восстановление дипломатических связей с Австрией и Федеративной Республикой Германии. Было подписано соглашение о прекращении состояния войны между СССР и Японией (1956 г.). Между ними восстанавливались дипломатические и торговые отношения. Предпринимались меры по нормализации советско-югославских контактов. Подписанная в 1955 г. представителями СССР и Югославии декларация намечала сотрудничество сторон в области экономики, науки и культуры. К концу 50-х годов СССР был связан торговыми договорами более чем с 70 мировыми державами.

В 1963 г. в Москве состоялось подписание договора между СССР, США и Англией о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой. В короткие сроки к Московскому договору присоединилось свыше ста государств. Расширение политических и экономических связей с другими странами, развитие личных контактов глав государств привели к кратковременному смягчению международной обстановки.

Предпринимались попытки достигнуть договоренности с Западом по проблемам разоружения. Представители Советского Союза в ООН выступали с инициативами, направленными на сокращение обычных вооружений и запрещение ядерного оружия. В СССР были осуществлены конкретные меры по разоружению: уменьшены военные расходы и численность вооруженных сил, введен мораторий на испытания атомного и водородного оружия.

Международные связи в 50-е годы. Внешняя политика СССР в начальный период хрущевской "оттепели" велась в условиях напряженной международной обстановки и жесткой конфронтации со странами Запада. С начала 50-х годов в США действовал закон, в соответствии с которым получавшие от них помощь страны были обязаны прервать всякие торговые отношения с социалистическими государствами. Западные державы во главе с США продолжали создание военно-политических союзов. Был оформлен союз, в состав которого вошли Великобритания и несколько стран Ближнего Востока (СЕНТО). Возник военно-политический блок в Юго-Восточной Азии (СЕАТО). Военно-политические блоки были призваны, в частности, сдерживать влияние "социалистического лагеря" в мире и национально-освободительное движение колониальных народов.

В середине 50-х годов создали свой военно-политический союз СССР и страны "социалистического лагеря". В 1955 г. в Варшаве был подписан договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между СССР и европейскими социалистическими странами. Участниками Организации Варшавского Договора (ОВД) стали Советский Союз, Польша, Румыния, Болгария, Албания, Венгрия, ГДР и Чехословакия. Организация ставила своей задачей обеспечение безопасности государств ОВД и поддержание мира в Европе. Страны обязывались разрешать возникающие между ними конфликты мирными средствами, сотрудничать в действиях по обеспечению мира и безопасности народов, консультироваться по международным вопросам, затрагивающим их общие интересы. Создавались объединенные вооруженные силы и общее командование для руководства их деятельностью. Для координации внешнеполитических действий был образован Политический консультативный комитет.

Одним из последствий возникновения новых военно-политических блоков стало дальнейшее обострение международной обстановки. Для ослабления ее требовались иные, более гибкие дипломатические средства, новые, более продуманные подходы к решению мировых проблем. Становилась все более очевидной необходимость отказа от жесткой конфронтации в межгосударственных отношениях.

Руководство страны во главе с Н.С. Хрущевым видело одно из средств ослабления международной напряженности в расширении взаимоотношений СССР и стран мира. В 1954-1956 гг. велись переговоры об установлении межгосударственных отношений с несколькими странами Европы и Азии. Результатом переговоров явилось восстановление дипломатических связей с Австрией и Федеративной Республикой Германии. Было подписано соглашение о прекращении состояния войны между СССР и Японией (1956 г.). Между ними восстанавливались дипломатические и торговые отношения. Предпринимались меры по нормализации советско-югославских контактов. Подписанная в 1955 г. представителями СССР и Югославии декларация намечала сотрудничество сторон в области экономики, науки и культуры. К концу 50-х годов СССР был связан торговыми договорами более чем с 70 мировыми державами.

Противоречия внешнеполитического курса. Новые подходы к решению внешнеполитических проблем четко определились в середине 50-х годов, после XX съезда КПСС. Съезд уделил большое внимание вопросам международной обстановки и перспективам мирового развития. В документах съезда были сделаны выводы о возможности предотвращения новой мировой войны и о разнообразии форм перехода к социализму. Подчеркивалась верность Советского Союза принципам суверенитета и независимости во взаимоотношениях с государствами мира. В 1957 г. министром иностранных дел СССР был назначен А.А. Громыко — профессиональный дипломат, длительное время представлявший интересы страны в ООН.

Вторая половина 50-х годов была временем дальнейшей активизации СССР на международной арене. Стабильный характер приобрели отношения с социалистическими государствами, к числу которых присоединилась Куба. Основными направлениями взаимного сотрудничества были: внешняя торговля, координация народнохозяйственных планов, контакты в области научно-технической политики, культурные связи. Главным центром межэкономических отношений оставался СЭВ. Возросла помощь Советского Союза в строительстве промышленных и других объектов на территории соцстран. Вместе с тем во взаимоотношениях государств все чаще появлялись конфликтные ситуации. Одна из причин этого заключалась в отступлении СССР от провозглашенных им принципов взаимного сотрудничества. С одной стороны, были признаны многовариантность путей к социализму, суверенность и независимость стран Восточной Европы. С другой стороны, имели место попытки диктата и открытого военного вмешательства в дела независимых государств. Так, например, в октябре 1956 г. советские войска приняли участие в подавлении антисоциалистического выступления в Венгрии. Организаторы выступления требовали, в частности, вывода советских войск с венгерской территории. Вспыхнувшее в Будапеште восстание было подавлено объединенными вооруженными силами государств — участников Организации Варшавского Договора.

Недостаточно взвешенные и продуманные действия по оказанию военной помощи Кубе едва не привели мир на грань мировой войны (Карибский кризис). В 1962 г. правительство СССР договорилось с кубинским руководителем Ф. Кастро о размещении на Кубе ракет с ядерными боеголовками. В связи с начавшимися поставками ракет правительство США объявило о введении "карантина" на все виды направляемого на Кубу оружия. Оно потребовало демонтировать установленные ракеты, угрожая в противном случае нанести по ним ракетно-бомбовые удары. Предотвратить международный конфликт помогли лишь прямые переговоры президента США Дж. Кеннеди и Н.С. Хрущева.

Либерализация внешнеполитического курса была тесно связана с появлением новых форм межгосударственных отношений. В частности, получили развитие прямые контакты руководителей СССР с главами других государств. Одну из задач своей деятельности в области внешней политики Н.С. Хрущев видел в том, чтобы добиться сокращения вооружений и прекращения испытаний атомного оружия. Предпринимались попытки достигнуть договоренности с Западом по проблемам разоружения. Представители Советского Союза в ООН выступали с инициативами, направленными на сокращение обычных вооружений и запрещение ядерного оружия. В СССР были осуществлены конкретные меры по разоружению: уменьшены военные расходы и численность вооруженных сил, введен мораторий на испытания атомного и водородного оружия.

В 1963 г. в Москве состоялось подписание договора между СССР, США и Англией о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой. В короткие сроки к Московскому договору присоединилось свыше ста государств. Расширение политических и экономических связей с другими странами, развитие личных контактов глав государств привели к кратковременному смягчению международной обстановки.

В 1964 г. завершилась политика реформ, проводимых Н.С. Хрущевым. Преобразования этого периода явились первой и наиболее значительной попыткой реформировать советское общество. Стремление руководства страны преодолеть сталинское наследие, обновить политические и социальные структуры удалось лишь отчасти. Проводимые по инициативе сверху преобразования не принесли ожидаемого эффекта. Ухудшение экономической ситуации вызвало недовольство политикой реформ и ее инициатором Н.С. Хрущевым. В октябре 1964 г. Н.С. Хрущев был освобожден от всех занимаемых постов и отправлен в отставку.

XX съезд КПСС официально утвердил идею о возможности и необходимости мирного сосуществования и соревнования двух систем, однако отнюдь не стал безоговорочным поворотом к сближению с Западом. Впрочем, инерция первого послесталинского периода во внешней политике еще давала себя знать. Апофеозом и, одновременно, последним проявлением этого периода разрядки в отношениях двух сверхдержав стал триумфальный визит Хрущева в США в сентябре 1959 г., встречи советского лидера на улицах с простыми американцами, посещение большого числа американских городов, выступление в ООН (предложение о всеобщем и полном разоружении) и, наконец, выступление по телевидению, во время которого обращаясь к американской аудитории Хрущев заявил: «Ваши внуки будут жить при коммунизме!». Логика «холодной войны» подталкивала обе страны к новому обострению отношений. Уже в наше время исследователи обратили внимание на четкую закономерность — в период «холодной войны» отношения между двумя сверхдержавами развивались по своеобразной синусоиде. Периоды обострения отношений, когда, казалось, дело вот-вот должно дойти до «горячей» войны, сменялись периодами потепления и взаимного сближения, а те, в свою очередь, новыми приступами враждебности. Не был исключением и рассматриваемый период. Более того, американцы позднее говорили, что, несмотря на свою кажущуюся простоватость (а может быть как раз из-за нее), Хрущев был для них самым неудобным партнером (хуже Сталина!), так как в отличие от «отца народов» был, во-первых, абсолютно непредсказуем, а, во-вторых, азартен и не раз явно провоцировал американцев на враждебные действия. Именно Хрущев спровоцировал два едва ли не самых острых за всю историю «холодной войны» кризиса — Берлинский (второй) и, особенно, Карибский.                    Предпосылки к новому обострению ситуации вокруг Западного Берлина имелись всегда. Это странное образование (и не государство, и не вольный город) являлось оазисом Запада в социалистической ГДР, витриной западного образа жизни и, одновременно, брешью в «железном занавесе» разделившем Европу, через которую в 1949—1961 гг. на Запад бежало ок. 2,5 млн. немцев. Все это было абсолютно нетерпимо как для коммунистических вождей Восточной Германии во главе с Вальтером Ульбрихтом, так и для Советского Союза. Первая попытка Сталина силой решить эту болезненную проблему кончилась, как известно, провалом, однако и на Западе и на Востоке было понятно, что эта неопределенная ситуация должна как-нибудь разрешиться.          СССР в лице Хрущева с конца 50-х гг. настаивал на том, чтобы весь Берлин стал свободным демилитаризованным городом, отделенным от остальной Германии полноценной границей. В конце 1958 г. Хрущев даже предъявил западным странам ультиматум, требуя принять его условия в течение 6 месяцев и обещая в противном случае предпринять односторонние меры.                 Этот ультиматум не был принят, однако в ходе дипломатических консультаций было решено созвать в мае 1960 г. в Париже конференцию на высшем уровне для решения всех спорных проблем вокруг Германии (в том числе и Берлина). Однако незадолго до открытия этой конференции, 1 мая 1960 г., произошло событие, перечеркнувшее надежды на спокойную дипломатическую развязку этого конфликта — в Свердловской области силами ПВО был сбит американский самолет-разведчик U-2, совершавший полет из Пакистана в Норвегию. Летчик (Пауэрс) уцелел и был арестован. Хрущев был в бешенстве, ни о каких переговорах с Эйзенхауэром не хотел и слышать. 16 мая 1960 г. в день открытия Парижской конференции он первым делом потребовал у президента США публичных извинений. Растерявшийся Эйзенхауэр извиняться отказался, после чего Хрущев демонстративно уехал с конференции. Попытка найти компромисс закончилась провалом. Последним шансом избежать острого кризиса стала Встреча Хрущева с новым президентом США Джоном Ф. Кеннеди в Вене в июне 1961 г., также закончившаяся безрезультатно. Кеннеди незадолго перед встречей получил доклад разведки о том, что ядерный потенциал СССР значительно ниже, чем предполагалось и, т.о., США гораздо сильнее. В связи с этим Кеннеди с явной иронией воспринимал все попытки давления и угроз со стороны Хрущева, отказываясь идти на какие бы то ни было уступки. Вопрос о Берлине в очередной раз «завис».                  Американские эксперты пытались предугадать действия Советского Союза в отношении Западного Берлина, однако считали, что, скорее всего, СССР, как и в 1948 г., предпримет попытку блокады. Поэтому правительство США сделало официальное предупреждение о том, что любые попытки блокады Западного Берлина или проникновение советских или восточногерманских войск на его территорию будут рассматриваться как агрессия со всеми вытекающими отсюда последствиями. Они не предполагали, что СССР и ГДР придумали дикий по меркам цивилизованного мира, но абсолютно дипломатически корректный выход из этой тупиковой ситуации. 13 августа 1961 г. за одну ночь силами строительных частей Немецкой Народной Армии (ГДР) по периметру Западного Берлина исключительно на принадлежащей ГДР территории была возведена стена, ставшая впоследствии зримым воплощением разделившего Европу «железного занавеса». Вместо полной блокады анклава восточногерманские власти ограничились введением полноценного пограничного режима на нескольких оставленных строителями КПП. Безусловно, это было грубое нарушение потсдамских договоренностей, однако далеко уже не первое (вспомним, хотя бы, провозглашение ФРГ в мае 1949 г.). Поскольку формально Западному Берлину не было нанесено ни малейшего ущерба, США просто не нашлись, что ответить на это беспрецедентное в мировой истории деяние, ограничившись лишь эмоциональным осуждением. Хрущев воспринял исход второго Берлинского кризиса как свою победу.                Невнятная реакция США на возведение Берлинской стены создала у Хрущева иллюзию того, что американское руководство во главе с Дж. Кеннеди побаивается СССР и боится идти на обострение. Отсюда последовал вывод о том, что отныне в отношениях с США можно опираться на силовой шантаж. Следствием этих явно ошибочных умозаключений стал острейший Карибский кризис 1962 г.                        Предпосылки этого кризиса вызревали постепенно, с момента прихода к власти на Кубе (1 января 1959 г.) партизан Фиделя Кастро. Первоначально идеология этих «барбудос» («бородачей») была далека от канонического социализма, ее стержнем был яростный антиамериканизм. Победа Кастро не вызвала поначалу волнения в США, привыкших к частым переворотам в латиноамериканских государствах. В Вашингтоне считали, что, несмотря на свою антиамериканскую риторику, Фидель от них никуда не денется, так как экономика острова едва ли не на 100 % завязана на США (сахар, табак, курорты, развлечения). В СССР, в свою очередь, осторожно присматривались к новому правительству. С одной стороны, было очень соблазнительно завлечь Кубу в «лоно социализма» и тем самым создать плацдарм для распространения коммунистических идей в Западном полушарии. Однако, эти соображения наталкивались на обоснованный скептицизм большинства специалистов МИДа, понимавших, что, во-первых, США крайне резко отреагирует на любые попытки подчинения Кубы советскому влиянию, а во-вторых, экономическая поддержка столь далеко расположенной страны потребует колоссальных затрат.               Колебания кончились в феврале 1960 г., когда на Кубу приехал один из ближайших сподвижников Хрущева Анастас И. Микоян. Две страны заключили торговый договор, СССР пообещал Фиделю всемерную поддержку и, в том числе, экономическую помощь. Ободренный этим Кастро объявил о национализации всей многочисленной американской собственности на Кубе, на что США ответили введением эмбарго (июнь 1960 г.) на закупки кубинского сахара. Однако, попытка поставить Кубу на колени экономическими методами провалилась, так как СССР обязался покупать кубинский сахар в необходимых для развития этой страны количествах. Более того, СССР дал понять, что не останется в стороне в случае американской агрессии против Кубы.                       17 августа 1961 г. при поддержке ЦРУ была предпринята неудачная попытка высадки отрядов кубинских эмигрантов в заливе Кочинос, отбитая кубинской армией с использованием советского оружия. Эта попытка реставрации проамериканского режима была воспринята Советским Союзом как явная угроза своим интересам, начались массированные поставки вооружений для кубинской армии, а осенью 1962 г. на остров прибыли советские баллистические ракеты Р-12 (SS-7 по классификации НАТО), способные нести ядерные заряды.         Американцы заметили разгрузку ракет и сразу осознали масштабы угрозы: ракеты, размещенные на Кубе, могли «накрыть» практически все крупные города Северной Америки (кроме Сан-Франциско и Ванкувера), причем время полета Р-12 от Гаваны до Нью-Йорка составляло всего 10 минут, и американские средства ПВО были практически лишены возможности их перехватить, так как на этом направлении у США отсутствовала система раннего оповещения (они ждали ракетных ударов либо через Северный полюс (о них должна были информировать радиолокационная база в Гренландии), либо через Атлантику (здесь роль передового дозора играла станция в Великобритании); с Кубы они просто не ожидали ничего подобного!).         Едва получив сенсационную информацию от разведчиков, Кеннеди решил объявить полную бессрочную морскую и воздушную блокаду Кубы (22 октября 1962 г.) вплоть до вывода оттуда советских ракет. Американские авиация и флот получили право уничтожать любые корабли и самолеты, вошедшие в запретную зону вокруг Кубы. В ответ Советский Союз отдал приказ своим кораблям, шедшим на Кубу, продолжать движение и объявил о том, что отныне транспортные корабли будут ходить под эскортом советского флота. В район конфликта срочно перебрасывались находившиеся в Атлантике и Средиземноморье боевые корабли. Казалось, обе стороны забыли об элементарной осторожности и готовы действовать, не считаясь с последствиями. Все ядерные силы обеих сверхдержав находились в готовности к немедленным действиям. Однако, 26 октября 1962 г. осторожность все же взяла верх. Хрущев связался с Кеннеди и пообещал убрать ракеты с Кубы в ответ на ликвидацию американских ракетных баз в Турции и обязательство не свергать Фиделя вооруженным путем. Американского президента подобная сделка устроила, и на этих условиях Карибский кризис благополучно разрешился. Советский Союз объявил исход кризиса своей победой, Куба заняла почетное первое место в советской пропаганде, а в апреле — мае 1963 г. состоялся без преувеличения триумфальный визит Кастро в СССР, окончательно закрепивший союзнические отношения между двумя странами. Отныне вплоть до «перестройки» Советский Союз ежегодно тратил огромные средства на поддержание этой «витрины социализма» в Америке.                После Карибского кризиса советско-американские отношения вошли в полосу потепления, что выразилось, в частности, в заключении 5 августа 1963 г. Договора о запрещении ядерных испытаний в трех средах (кроме подземных). Инерция этого потепления сказывалась вплоть до 1968 г. и вошла в историю как «период разрядки».


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

84665. Коллективизация в Казахстане 13.26 KB
  Цель: ознакомить учащихся с процессом проведения коллективизации в Казахстане; научить правильно оценивать события происходящие в данный период на территории Казахстана. Голощекина в период проведения политики коллективизации программа Малый Октябрь; продолжить изучение тоталитаризма и его кровавых последствий.
84667. Разнообразие растений 18.58 KB
  Задачи: Обобщить знания учащихся о разнообразии и жизни растений. Дети называют соответствующие группы растений и в результате рядом с фотографией появляются названия групп Дети высказывают свои предположения. Изучить эти группы растений.
84668. Звуки т, т. Буква Т 18.76 KB
  Воспитательные: Воспитывать коммуникативные качества учащихся. Формировать потребности и способности к сотрудничеству при работе в парах. Развивающие: Развивать познавательный интерес, устойчивое внимание и память. Развивать интерес к самостоятельной деятельности, с целью поиска нужной информации.
84669. МНОГООБРАЗИЕ РЫБ. КЛАСС КОСТНЫЕ РЫБЫ 63.5 KB
  Цель: Продолжить работу по знакомству с многообразием рыб их приспособленностях к жизни в различных условиях водной среды; формировать умения сравнивать и описывать особенности строения рыб процессы жизнедеятельности познакомиться с наиболее распространёнными отрядами.
84670. Антонимы. Урок русского языка 18.37 KB
  Образовательные задачи: Обеспечить в ходе урока усвоение знаний по теме. Обеспечить формирование умения определять лексическое значение слова. Развивающие задачи: Развитие умения применять новые знания на практике. Формирование умения анализировать и обобщать знания по теме «Антонимы».
84671. Я и мои друзья 2.65 MB
  Цель: Осознание собственного влияния на друзей и значимости их в своей жизни. Задачи: Содействовать раскрытию участников и установлению доверительных отношений. Формировать способность чувствовать состояние другого человека, понимать его мысли и поступки.
84672. Розбір прислівника як частини мови. Систематизація вивченого про прислівник 19.3 KB
  Мета: узагальнити й систематизувати знання семикласників з розділу Прислівник його вживання і правопис сформувати цілісну систему особистих знань учнів з теми структурувати вивчений теоретичний матеріал удосконалювати орфографічні вміння й навички...
84673. Интеллектуальный конкурс «Своя игра» 52.5 KB
  Цель: повторение и обобщение изученного материала; развивать интеллектуальные способности учащихся; воспитывать уважительное отношение к истории. Сегодняшнюю встречу мы начнем словами Ильяса Есенберлина «Любовь к своему Отечеству – это то, что делает нацию нацией, а человека гражданином»