33873

Общественная жизнь страны во второй половине 60-х – первой половине 80-х гг. Диссидентское движение

Доклад

История и СИД

Национальное сознание развивалось в очень неблагоприятных условиях в условиях идеалогического диктата причем монодиктата в условиях политического диктата. 60ники : романтики в условиях Хрущеавской оттепели высшее достижение общественной жизни было: 1. 70ники : формировались в других условиях приспособленцы карьеристы циники космополиты. В условиях застоя был неизбежен рост различных форм протеста среди населения.

Русский

2013-09-06

38 KB

1 чел.

30. Общественная жизнь страны во второй половине 60-х – первой половине 80-х гг. Диссидентское движение.

Общественная жизнь была жалкой и усеченной. Общественная жизнь была в 2 пластах: официальная и неформальная. Была оч насыщенная и интенсивная. 1. Главным событием были съезды. 2. Стали отмечать годовщины 10-летия (7 ноября) - в 67, 77 и т.д.67 г - мы сделали доклаж о развитом социализме.3. образование СССР 31 дек. 22 года - праздновали 72, 82г. Год СССР не дотянул до 70-летия. 4. Годовщины рождения Ленина, Маркса. 1070 г - столетиеЛенина. Съехались представители более чем 100 стран.

Партия всячески активизировала трудящихсяи направляла политическое русло. 1ое условие активизацмм неформальной жизни - была урбанизация (61 г. - выровнялась численность города и деревни, и затем город только рос). на Западе зафиксировали что у нас происходило прорастание ростков гражданского общества.Совокупность независимых структур и институтов от государства, с/м вырабатывающих т.зр. по вопросам общественной и частной жизни. Эьто не оппозиция. При Хрущеве стали вызревать ростки гражданского общзества. "Физики или лирики?" Собирались и решали. От властей: "одобрить это начинание".  - Но! формы гражданской активности были исключением на фоне нарастающейв обществе пассивности. Нормой в обществе была пассивность. "главное приспособиться".   - Национальное сознание развивалось в очень неблагоприятных условиях, в условиях идеалогического диктата, причем монодиктата, в условиях политического диктата. Общнество переживало добровольную духовную изоляцию.

- в такой атмосфере сформировалось поколение "семидесятники".

"60ники": романтики в условиях Хрущеавской оттепели высшее достижение общественной жизни было: 1. социалистический строй-самый лучший строй2. у нас он извращен Сталиным 3. способствовать власти как можноскорее вернуться к чистому Ленину - миссия интеллегенции.

"70ники": формировались в других условиях - приспособленцы, - карьеристы, - циники, - космополиты. ЧФормируются будущие хозяева жизни.

РАБОЧИЙ КЛАСС доказал и опрловерг главную идею марксизма-классовую борьбу и что рабочий класс-гегемон. Рабочий классособой активности в обществе не проявлял. Он стал социальной базой стагнации экономики и общества. Раб. класс имел множество черт: - в обществе нарастал спрос на неквалифицированную рабочую силу - когда ввели всеобщее среднее обраование - рабочие не хотели учиться. Нарастала апатия и равнодушие к делам правительства+к общественной жизни.

АЛКОГОЛИЗАЦИЯ населения приобретает чудовищные размеры. Начало 80-х гг. - запреты на банкеты. Алкоголизация: - экономические (прогулы, травмы) - социальная (генофонд нарушен, смерти от пьянки). Вывод: Горбачев получил тяжелое наследство, но самое главное а) ленивая не желающая работать страна б) тотальное пьянство.

КОЛХОЗНОЕ КРЕСТЬЯНСТВО. совершенно сошло на нет как класс из-за: а) отъезд из деревни б) уходж из колхоза (не с/х производства) в) колхозы => совхозы - началось в середине 50-х, в середине 60-х - признан потенциал колхозов, но процесс шел по инерции. Колхозники уменьшились в численности, а следовательно и качественно- они старели, больше мужчин. Общественная апатия колхознго крестьянства, деревня-"спала".

ИНТЕЛЛЕГЕНЦИЯ. была самой активной частью общества, что шло в разрез с марксизмом. Но! в основной массе своей она была пассивна и именнно интеллегенция проявляла хоть какие-то формы активности. Формы: -"кухни"-феномен городской интеллегенции - "курилки"-в различных НИИ шло обсуждние недостатков советского общества - несколько точек, где обсуждалась власть: =кафедра социологии ЛГУ, проф. Ядов;= экономико-математический институт АН, там были все те, кто выйдет в 90-е-они изучали наши пороки и о, что происходило на Западе. Там разрабатывались все наши программы;=кафедра филологии в Тарту во главе с Лотманом, вместе спасались от волнений, дожили до перестройки, а существовалиеще состалинских времен;=экономический институт-Аганбелян и Заславская, по их концепции строилась перестройка;= институт народного хозяйства им. Плеханова, зав.каф. Хозбулатов.

Очень активизировалось религиозное движение, особенно:1. католики - выбор папы Римского из католической Польши. Это накладывалось на антисоветские настроения. Особенно на Зап. Украине и Белоруссии + Прибалтика. 2. исламизм - но это мировое явление, а мы подогрели это вводом войск в Афганистан.

Опытное поле - искусство! герой эпохи - Высоцкий - самый популярный актер. не имел ни одной награды. Что способствовало популярности? магнитофонная революция. 2ой кумир - Жванецкий, пришел через Райкина. Среди художественных коллективов - т еатр на Таганке (реж. Любимов). Вокруг него стала сколачивать оппозиционнаая интеллегенция.  

Высшая точка борьбы с режимом - ДЕССИДЕНТСТВО. начало с серелины 60-х, "инакомыслие". СОц. состав: интеллегенция, очень редкие рабочие. Явление крупных городов: Москва,СПб,Новосиб. Их никогда не былобольше 1000 человек. не получло широкого распространения - КГБ - Ментальность (не выделяйся). Среди них самое главное - правозащитное движенеие. Они не выступали против системы, а за то, чтобы заставить власть исполнять конституцию и другие законы.

формы: - молчаливые демонстрации (5 дек - день Конституции 36 года) у памятника Пушкину. Есенин-Вольшен один из нициаторов. В начале 70-х вопрос выезда из СССР сталважнейшим вопросом на мировой арене.

Начало 70-х началось движение отказников. Несколько лет м.б. выезжать типа в Израиль, через астрию. Начались смешанные фикитивные браки. Добровольная эми грация началась, но не получила широкого ракспространения. Уезжавшие за границу, уезжали навсегда. Была и насильственная эмиграция(лишали гражданства: Вишневская, Растропович, Тарковский, Солженицын). Архипелаг Гулаг - последний гвоздь в гробу коммунизма. Появилимсь отказники. Никого не выступали - они получали отказ. Анатолий Щадринский -математик, шахматист. Начинается волна отказничества. Они аппелировали к иностранцам, передавали тексты, листовки, Щаранский - арест 13 лет. Жена за рубежом развернула кампанию, весь мир был за него, его в итоге обменяли на советского разведчика. Щаранский уехал в Израиль и стал министром транспорта. 3 направления:1. наследие от 60ников шедшее, братья Медведевы - попытка модернизировать систему. 2. Солженицын - боролся открыто с системой .3. Сахаров - попытка соеденить лучшие черты Запада и нашего = либеральные права +общественная собственность.

В условиях застоя был неизбежен рост различных форм протеста среди населения. Диссидентство – оппозиционное, демократическое движение. Зародилось на рубеже 50-60-х гг., но ему не дали развиваться. Оживление в середине 60-х гг. социальная база – интеллигенция.

В оппозиционном движении ведущим было – правозащитное течение (идеал – гражданское общество и правовое государство). Путь – добиться выполнения гос.. органами нор, записанных в Конституции. Акции – молчаливые демонстрации (памятник Пушкину), организация пресс-конференций для западных журналистов, издание листовок, газет. Лидеры правозащитного движения – Сахаров, Буковский, Галансков. В мае 1976 организована Хельсинкская группа.

Категории диссидентства:

1. критики советского режима – за хорошего Ленина, против плохого Брежнева, за социализм с человеческим лицом,

2. солженицынское – идеи Солженицына.  Разоблачали социализм с неославянофильских позиций.

3. сахаровское – звали в будущее, которого не могло быть в СССР.

Оценки диссидентства неоднозначны. Слабое место – правозащитное движение понималось очень узко (часть политических прав), интеллигенты не находили поддержки в обществе.

Другие формы сопротивления:

- национальные движения,

- религиозные течения,

- экологические движения.

- акции протеста против политических судов.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

31253. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ (ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ) 664.5 KB
  Структура и содержание дипломного проекта 6 3. Оформление выпускной квалификационной работы дипломного проекта 9 4. Порядок подготовки дипломного проекта к защите 13 Приложение 1. Общие требования предъявляемые к выпускной квалификационной работе дипломному проекту Выполнение выпускной квалификационной работы дипломного проекта в дальнейшем в тексте дипломный проект завершает подготовку специалиста и показывает его готовность решать теоретические и практические задачи.
31254. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА Учебно-методическое пособие по выполнению и оформлению дипломной работы для студентов специальности 040101.65 Социальная работа 384.5 KB
  Джуринская СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА Учебнометодическое пособие по выполнению и оформлению дипломной работы для студентов специальности 040101.65 Социальная работа бакалавр – специалист – магистр 2е издание переработанное и дополненное СанктПетербург 2009 УДК Одобрено на заседании кафедры теории и практики социальной работы протокол № 6 от 16. Методическое пособие по выполнению и оформлению дипломной работы для студентов специальности 040101.
31255. Выпускная квалификационная (дипломная) работа: методические рекомендации для студентов всех специальностей 253 KB
  Выполнение и защита выпускной квалификационной работы (дипломной работы) является заключительным и наиболее ответственным этапом подготовки специалиста. Дипломная работа основывается на полученных знаниях по ряду дисциплин специальности, носит комплексный характер, в большей степени содержит элементы исследования.
31256. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ к выполнению дипломной работы для студентов биологического факультета, обучающихся по специальности 020803 - Биоэкологи 167 KB
  Шихова МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ к выполнению дипломной работы для студентов биологического факультета обучающихся по специальности 020803 Биоэкологи: с Q Киров 2011 ВВЕДЕНИЕ В соответствии с Положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации утверждённым приказом Минобразования РФ от 25. № 1155 защита выпускной квалификационной дипломной работы является обязательной составляющей итоговой государственной аттестации выпускников обучающихся по специальности 020803 Биоэкология в...
31257. Методические указания по подготовке, выполнению и защите дипломных работ по специальности 080102 «Мировая экономика» 337.5 KB
  В них изложены порядок выбора темы дипломной работы общая схема дипломного исследования структура и содержание основного текста требования к оформлению и процедура защиты дипломной работы. Общие положения Выбор темы дипломной работы Структура дипломной работы Чтение литературы и выписки из нее Оформление дипломной работы Нумерация страниц дипломной работы.
31258. Методические указания по выполнению дипломной работы для студентов дневной и заочной форм обучения специальности 080109 – «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» 203.5 KB
  Дипломная работа: Методические указания по выполнению дипломной работы для студентов дневной и заочной форм обучения специальности 080109 – Бухгалтерский учет анализ и аудит Составители: д. В методических указаниях отражены общие требования по выполнению дипломной работы по специальности 080109 Бухгалтерский учет анализ и аудит Приведены общие требования к написанию дипломной работы правила оформления порядок подготовки к защите критерии оценки. Цель и задачи выполнения дипломной работы .
31259. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ к дипломному проектированию 162 KB
  Защита дипломной работы проекта. Содержание дипломной работы проекта. Состав и структура дипломной работы проекта. Содержание основных разделов дипломной работы проекта.
31261. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ДИПЛОМНОМУ ПРОЕКТИРОВАНИЮ И ВЫПОЛНЕНИЮ ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ 328.5 KB
  ВЫБОР И УТВЕРЖДЕНИЕ ТЕМЫ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ.6 Выбор и утверждение темы квалификационной работы.ВЫПОЛНЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ. Подготовка к выполнению квалификационной работы.