33887

Общественная жизнь страны во второй половине 40-х – начале 50-х годов

Доклад

История и СИД

Победа воспринималась как общая раскол народа и власти начался позднее. Но лояльное отношение к власти не означало что никто не был против режима. Почему фронтовики не могли выступить против власти единство народа и власти во время войны психологическая усталость после войны период залечивания ран.

Русский

2013-09-06

26 KB

1 чел.

5. Общественная жизнь страны во второй половине 40-х – начале 50-х годов.

Очень долго в общественном сознании 1945 оставался точкой отсчета. Общество было очень противоречиво – борьба двух начал. С одной стороны – война завершила формирование командной системы (АКС, Попов); с другой – возникали непредвиденные ситуации, когда людям приходилось проявлять инициативу. Отсюда вытекала критическая мысль, сопоставление и сравнение. Эта борьба и определила развитие общества.

Общество было цельным, в головах четко существовала формула «мы - они». Был четко обозначен враг – немцы. Победа воспринималась как общая, раскол народа и власти начался позднее. Но лояльное отношение к власти не означало, что никто не был против режима. Между неудовлетворенностью и активными действиями была очень большая дистанция. Народ устал от войны, хотел как можно быстрее вернуться к довоенной жизни.

В стране не было силы, которая смогла бы оформить протест и вывести на активные действия. Самой критической частью общества были фронтовики, которые дальше обсуждения не шли («Голубые Дунаи»). Почему фронтовики не могли выступить против власти  - единство народа и власти во время войны, психологическая усталость после войны, период «залечивания ран». В лагерях были восстания, но никто об этом не знал.

Наиболее передовой оказалась молодежь. Появились кружки, которые читали труды классиков марксизма-ленинизма и делали выводы («Сталин – это не Ленин сегодня», он извратил ленинские мысли).

Зима 1945/1946 – выборы в ВС СССР.

В первые годы после войны вновь поставлена задача построения коммунизма. Попытки внешней демократизации – конституционная комиссия, выработка новой программы партии. В 1948 съезд не проведен из-за смерти Жданова (он секретарь по идеологии).

Началось наступление на интеллигенцию:

- постановление «О журналах «Звезда» и «Ленинград» - критика за упаднические произведения,

- «О репертуаре драматических театров» - в нем корни борьбы с космополитизмом,

- «О фильме Большая жизнь» Лукова.

Но оставалась либеральная связь с заграницей (встречи Ахматовой с британским послом), что вызвало появление судов чести (дело профессоров Клюева и Роскина – «Пути биотерапии рака») . Контакты были прерваны в 1947.

1948 – это рубеж в общественной жизни. Резко меняется ситуация на международной арене, проходят репрессии в СССР. Продолжается линия по усмирению ученых – дискуссии (сценарий отработан на дискуссии по философии). Также дискуссии проводились по институту энергетики академика Варга (он говорил, что империализм не вступил во второй этап кризиса).  В 1948 прошла дискуссия по генетике. Началось физическое уничтожение ученых. Последней была дискуссия по политэкономии – Сталин – социализм – есть уничтожение товарного производства, между городом и деревней должен быть простой продуктообмен, что и проводилось на практике (работа Сталина «Экономические проблемы в СССР»). Но часть ученых считала, что товарно-денежные отношения будут развивать социализм (Ярошенко).

Шло «закручивание гаек» по поводу репрессированных. В ноябре 1948 – указы, решавшие судьбу спецпереселенцев – свой статус (навечно выселенный). За побег с мест поселения полагалась каторга.

Репрессии  - ленинградское дело, борьба с космополитизмом, мингрельское дело, дело врачей.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

31647. Память и внимание. Особенности формирования памяти и внимания в образовательном процессе 33.5 KB
  Особенности формирования памяти и внимания в образовательном процессе. Виды внимания: непроизвольное оно может возникнуть по мимо желаний человека в силу какихто обстоятельств; произвольное вызывается силою воли желанием самого человека ответственность интерес; послепроизвольное возникает в силу появления устойчивого интереса к объекту является самым продуктивным и эффективным. Особенности внимания свойства: объем внимания определяется количеством объектов которые могут быть замечены человеком за короткий промежуток...
31648. Педагогическое общение: компоненты, функции, стили, модели и барьеры 62 KB
  Педагогическое общение: компоненты функции стили модели и барьеры Проблематика общения занимает значительное место в общей психологии и психологии личности. Главным средством общения является речь. Стороны общения: Коммуникативная сторона общения это передача информации. Особую роль для каждого участника общения играет значимость информации при условии что информация не только принята но и понята осмыслена.
31649. Эмоции и чувства. Психическое состояние. Эмоциональное нарушение в младшем школьном возрасте 23 KB
  Психическое состояние. Формы переживания чувств эмоциональное состояние: Наиболее растпространенным явл. Стресс эмоциональное состояние которое возникает в неожиданных обстоятельствах. Аффект это очень сильно выраженное кратковременное эиоциональное состояние.
31650. Свойства личности младшего школьника 47 KB
  У каждого человека преобладают черты какого-то одного темперамента в сочетании темперамента другого. Характер индивидуально-психологические особенности личности которые выражают отношение человека к действительности и проявляются в устойчивых формах поведения человека. Основанием для классификации характера может служить отношение человека к окружающему миру другим людям самому себе. По данному признаку можно делить основные черты характера на следующие группы: Черты характера проявляющиеся в отношении человека к другим людям:...
31651. Психологические причины неуспеваемости младших школьников 41 KB
  Дубровина: недостатки познавательной деятельности в широком смысле слова низкий уровень организации учебной деятельности недостатки в развитии мотивационной сферы детей. Это явление имеет несколько причин низкий уровень развития фонематического слуха слабая концентрация внимания несформированность приемов самоконтроля. Возможные причины: низкий уровень развития произвольности несформированность приемов учебной деятельности низкий уровень объема и распределения внимания низкий уровень развития кратковременной памяти слабое...
31652. Педагогическая деятельность: психологические особенности, структура, мотивы 52.5 KB
  Педагогическая деятельность имеет те же характеристики что и любой другой вид человеческой деятельности. Специфической характеристикой педагогической деятельности по Н. Различают пять уровней продуктивности педагогической деятельности: I минимальный педагог умеет пересказать другим то что знает сам; II низкий педагог умеет приспособить свое сообщение к особенностям аудитории III средний педагог владеет стратегиями обучения знаниями навыками умениями данного предмета. Структура педагогической деятельности Л.
31653. Проблема возраста и периодизация возрастного развития 64 KB
  Понятие психологического возраста обозначает определенную, качественно своеобразную ступень онтогенетического развития, обусловливаемую закономерностями формирования организма, условиями жизни, обучения и воспитания и имеющую конкретно-историческое происхождение.
31654. Понятие деятельности 29 KB
  Понятие деятельности. Что может создать человек в деятельности: предметы материальной и духовной культуры сохраняет и совершенствует природу строит современное общество производит на свет новые предметы потребления Главные критерии деятельности человека: Деятельность человека носит продуктивный творческий созидательный характер. Мотивы человеческой деятельности могут быть самыми различными: Органическими направлены на удовлетворение естественных потребностей организма ростом самосохранением и развитием организма...
31655. Мотивы учебной деятельности 38.5 KB
  Мотивы учебной деятельности. Исследование мотивации учения младших школьников показало что 1ое место занимают широкие социальные мотивы особенно мотивы самосовершенствования и самоопределения от 1го к 3му классу растет число указаний на данные мотивы. На 2м месте оказались мотивы долга и ответственности. Учебнопознавательные мотивы не занимают ведущего места на протяжении всего младшего школьного возраста.