33889

Культурно-просветительная работа, общее и специальное образование. Во второй половине 40-х – начале 50-х гг

Доклад

История и СИД

Задачи образования восстановить всеобщее 7летнее образование с 1949 обучить тех кто не обучился в войну школы рабочей молодежи школы комсомольской молодежи. Проблема уровня образования. Пример Красноярского края в восстановлении образования. Чрезмерная идеологизация образования.

Русский

2013-09-06

38 KB

1 чел.

8. Культурно-просветительная работа, общее и специальное образование. Во второй половине 40-х – начале 50-х гг.

.

Экономика стала переходить на мирные рельсы, государство увеличивает расходы на социально-культурные нужды. Возросла роль партийных и государственных органов в культурном строительстве. Создавались комитеты по делам культурно-просветительских учреждений. В 1946 создан всесоюзный комитет по делам высшей школы.

В образовании те же проблемы – МТБ и кадры. Деревня поднимала школы всем миром (школы в уцелевших домах, собирание средств). Проблема восстановления МТБ решалась через инициативное строительство и финансирование государством. Огромную роль в восстановлении сыграла общественность. Проблема кадров – кратковременные и заочные курсы. Существовала проблема закрепления кадров. Это решалось через предоставление льгот и жилья. Учителей готовили в ВУЗах, учительских институтах, педагогических училищах.

Задачи образования – восстановить всеобщее 7-летнее образование (с 1949), обучить тех, кто не обучился в войну (школы рабочей молодежи, школы комсомольской молодежи). Также среди задач были создание очагов культурно-просветительской работы и расширение подготовки и переподготовки специалистов.

Проблема уровня образования. Учились очень мало – у государства не хватало средств. Было введено платное обучение в старших классах (до 1957).

Обучение в ВУЗах тоже было платное. Старшие классы школы ориентировались на ВУЗы (1951 – 72% выпускников поступило в ВУЗы). ВУЗы финансировались государством. По численности студентов мы были первыми в мире. Развивалась аспирантура. Развитие материальной поддержки работников ВУЗов. Среди студентов было очень много фронтовиков.

Также среди задач были создание очагов культурно-просветительской работы и расширение подготовки и переподготовки специалистов.

Для обеспечения народного хозяйства квалифицированной рабочей силой были увеличены масштабы подготовки через школы фабрично-заводского обучения, ремесленные и железнодорожные училища. Только в 1946-1950 они подготовили около 3,4 млн. рабочих.

Пример Красноярского края в восстановлении образования.

Итоги – МТБ восстановлена, уровень кадров вырос (но только в количественном плане). Чрезмерная идеологизация образования.

• Война пробудила в интеллигенции надежды на ослабление партийно-идеологического пресса. Деятели культуры рассчитывали, что наметившаяся в годы войны тенденция к относительному смягчению контроля за интеллектуальной жизнью общества получит развитие. Союзнические отношения с западными демократиями, как и заграничный поход Красной Армии, не только прорвали «железный занавес», но и создали возможности для развития и укрепления культурных контактов с ними.

• С лета 1946 года власти развернули широкое наступление против «западного влияния» на развитие отечественной культуры. По существу речь шла о возвращении безраздельного партийно-политического контроля над интеллигенцией. Поход против «западничества» возглавил член Политбюро  и секретарь ЦК ВКП (б), отвечавший за идеологию, А.А. Жданов

• Так же происходила дальнейшая реализация социальной культуры

• Усиление идеологического нажима, массовые идеологические кампании, борьба с низкопоклонством перед Западом и борьба с космополитизмом

• Борьба с формализмом

• Стоит отметить так же важнейшие партийные постановления, которые возникли в это время, к таким, например, относится постановление о журналах «Звезда» и  «Ленинград» от 14 августа 1946 года.

• Так же проводились «научные дискуссии» и суды чести (с 47 года), в частности можно вспомнить показательное дело Клюева и Роскиной.

• Партия призывала деятелей искусства к упрочнению связи с жизнью, к усилению борьбы за художественное мастерство.

Не могу не отметить  так же предпосылки данной политики: во-первых – это изменение настроений среди самого населения (неодекабризм), во-вторых, существовала необходимость отвлечь народ, направить энтузиазм на решение задач, стоявших перед страной, и, в-третьих, в условиях «холодной войны» было необходимо создать образ внешнего врага.

• Одной из важнейших задач было возрождение разрушенной войной образовательной системы. Начиналось оно со строительства школ. Только в 1946-1950-х годах было возведено 18,5 тыс. школьных зданий.

• Неуклонно росли расходы на науку и образование. Уже в 1946 году они выросли по сравнению с предыдущими в 2,5 раза.

• В 1949 году – введение обязательного 7-летнего образования. Идет речь о введении в городе всеобщего среднего образования.

• Развитие заочного и вечернего образования.

• Филиалы вузов и техникумов были расположены непосредственно на предприятии

• Стоит отметить так же увеличение количества аспирантур

• Повышение окладов работников вузов

• Задачи восстановления требовали новых отрядов специалистов высшей квалификации. Уже в 1946-1948 гг. число высших учебных заведений превысило довоенный уровень, а по количеству студентов этот показатель был перекрыт еще в 1947 году.

• Считалось, что страна, идущая в авангарде мирового прогресса, должна превосходить всех и в

художественной культуре. Музеи должны были экспонировать

лишь высочайшие образцы отечественного искусства.  Министерству кинематографии вменялось в обязанность

рассматривать и утверждать все стадии кинопроизводства от литературного сценария и проб актеров. Отечественные фильмы оказались вытесненными с экрана трофейными и довоенными кинолентами.

Война оказала большое влияние на духовный климат советского общества. Центральное место в работе ЦК партии в послевоенные годы заняли идеологические

вопросы.  Все средства были направлены на пропаганду исключительных

успехов советской экономики и культуры. Изоляционистская политика советского руководства,в результате чего советская интеллигенция была изолирована от достижений в мировой культуры.   кампания борьбы с низкопоклонством перед Западом. Подчеркивалось превосходство всего советского над западным.

28 января 1949 г. «Правда» опубликовала редакционную статью «Об одной антипатриотической группе театральных критиков», так было положено начало борьбе с космополитизмом. Выступления «Правды»были против «критиков-антипатриотов», большинство из которых были евреями, воспринималось как часть антисемитской кампании. Она достигла апогея в последние месяцы жизни Сталина, когда была арестована группа видных врачей-евреев, работавших в Кремлевской больнице-«Дело врачей»

«Критики-антипатриоты» оказались подходящим поводом для активизации антикосмополитической кампании, которая отвечала политическим задачам Сталина и его ближайшего окружения.      Принцип партийности литературы оставался незыблемым.

Надеждам интеллигенции о послаблении идеологического давления не суждено было сбыться. В 1946 г. были приняты постановления ЦК ВКП(б): «О журналах «Звезда» и «Ленинград»  «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению» и «О кинофильме «Большая жизнь». В 1948 г. за ними последовало постановление «Об опере «Великая

дружба».

Главной задачей в области народного образования в послевоенные годы стало введение обязательного 7 летнего обучения. Помимо государственных ассигнований на восстановление и

строительство школ выделялись средства колхозов. Проводились мобилизации местного населения на массовые воскресники для помощи школам и в фонд всеобуча. Много школ было построено методом народной стройки. Для молодежи, не сумевшей получить образование в годы войны, создавались вечерние школы.

Всеобщее семилетнее образование было введено с 1949/50 учебного года. Особенно трудным было положение с преподавательскими кадрами. Для массовой подготовки учителей были открыты краткосрочные курсы, куда принимались лица, не имевшие даже среднего образования. Расширялась сеть

педагогических училищ и вузов.  Для усиления государственного контроля за подготовкой специалистов Комитет

по делам высшей школы был реорганизован в союзно-республиканское Министерство высшего образования. Вузы пополнялись молодежью, вернувшейся с фронта, для которой были созданы льготные материальные и бытовые условия. Особенно быстро развивалась система вечернего и заочного образования.Однако в заочных вузах был высокий отсев студентов и низкое качество подготовки. В студенческой среде возникали законспирированные кружки самообразования, по изучению трудов классиков марксизма-ленинизма,т.к многие были недовольны уровнем обществоведческих наук.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81511. Инозиновая кислота как предшественник адениловой и гуаниловой кислот 253.09 KB
  Первая специфическая реакция образования пуриновых нуклеотидов - перенос амидной группы Глн на ФРДФ с образованием 5-фосфорибозил-1 -амина Эту реакцию катализирует фермент амидофосфорибозилтрансфераза. При этом формируется β-N-гликозидная связь. Затем к аминогруппе 5-фосфорибозил-1-амина присоединяются остаток глицина
81512. Представление о распаде и биосинтезе пиримидиновых нуклеотидов 190 KB
  Образование дигидрооротата. Карбамоилфосфат использующийся на образование пирймидиновых нуклеотидов является продуктом полифункционального фермента который наряду с активностью КФС II содержит каталитические центры аспартаттранскарбамоилазы и дигидрооротазы. Объединение первых трёх ферментов метаболического пути в единый полифункциональный комплекс позволяет использовать почти весь синтезированный в первой реакции карбамоилфосфат на взаимодействие с аспартатом и образование карбамоиласпартата от которого отщепляется вода и образуется...
81513. Нарушения обмена нуклеотидов. Подагра; применение аллопуринола для лечения подагры. Ксантинурия. Оротацидурия 120.73 KB
  Когда в плазме крови концентрация мочевой кислоты превышает норму то возникает гиперурикемия. Вследствие гиперурикемии может развиться подагра заболевание при котором кристаллы мочевой кислоты и уратов откладываются в суставных хрящах синовиальной оболочке подкожной клетчатке с образованием подагрических узлов или тофусов. Поскольку лейкоциты фагоцитируют кристаллы уратов то причиной воспаления является разрушение лизосомальных мембран лейкоцитов кристаллами мочевой кислоты. Это вызывает ингибирование запасных путей спасения усиление...
81514. Биосинтез дезоксирибонуклеотидов. Применение ингибиторов синтеза дезоксирибонуклеотидов для лечения злокачественных опухолей 178.43 KB
  Синтез дезоксирибонуклеотидов идёт с заметной скоростью только в тех клетках, которые вступают в S-фазу клеточного цикла и готовятся к синтезу ДНК и делению. В покоящихся клетках дезоксинуклеотиды практически отсутствуют. Все дезоксинуклеотиды, кроме тимидиловых, образуются из рибонуклеотидов путём прямого восстановления ОН-группы у второго углеродного атома рибозы в составе рибонуклеозиддифосфатов до дезоксирибозы
81515. Биосинтез ДНК, субстраты, источники энергии, матрица, ферменты. Понятие о репликативном комплексе. Этапы репликации 154.76 KB
  Этапы биосинтеза ДНК. Предложен ряд моделей механизма биосинтеза ДНК с участием указанных ранее ферментов и белковых факторов однако детали некоторых этапов этого синтеза еще не выяснены. Основываясь главным образом на данных полученных в опытах in vitro предполагают что условно механизм синтеза ДНК у Е.
81516. Синтез ДНК и фазы клеточного деления. Роль циклинов и циклинзависимых протеиназ в продвижении клетки по клеточному циклу 163.63 KB
  Роль циклинов и циклинзависимых протеиназ в продвижении клетки по клеточному циклу. Все фазы клеточного цикла G1 S G2 M могут различаться по длительности но в особенности это касается фазы G1 длительность которой может быть равна практически нулю или быть столь продолжительной что может казаться будто клетки вообще прекратили деление. В этом случае говорят что клетки находятся в состоянии покоя фаза G0. Клетки эпителия кишечника делятся на протяжении всей жизни человека но даже у этих быстропролиферирующих клеток подготовка к...
81517. Повреждение и репарация ДНК. Ферменты ДНК-репарирующего комплекса 137.99 KB
  Ферменты ДНКрепарирующего комплекса. Процесс позволяющий живым организмам восстанавливать повреждения возникающие в ДНК называют репарацией. Все репарационные механизмы основаны на том что ДНК двухцепочечная молекула т.
81518. Биосинтез РНК. РНК полимеразы. Понятие о мозаичной структуре генов, первичном транскрипте, посттранскрипционном процессинге 108.48 KB
  РНК полимеразы. В ходе процесса образуются молекулы мРНК служащие матрицей для синтеза белков а также транспортные рибосомальные и другие виды молекул РНК выполняющие структурные адапторные и каталитические функции Транскрипция у эукариотов происходит в ядре.принцип комплементарного спаривания оснований в молекуле РНК G ≡ C =U и Т=А.
81519. Биологический код, понятия, свойства кода, коллинеарность, сигналы терминации 105.17 KB
  Генетический код и его свойства Необходимость кодирования структуры белков в линейной последовательности нуклеотидов мРНК и ДНК продиктована тем что в ходе трансляции: нет соответствия между числом мономеров в матрице мРНК и продукте синтезируемом белке; отсутствует структурное сходство между мономерами РНК и белка. Отсюда становится ясным что должен существовать словарь позволяющий выяснить какая последовательность нуклеотидов мРНК обеспечивает включение в белок аминокислот в заданной последовательности. Он позволяет шифровать...