33889

Культурно-просветительная работа, общее и специальное образование. Во второй половине 40-х – начале 50-х гг

Доклад

История и СИД

Задачи образования восстановить всеобщее 7летнее образование с 1949 обучить тех кто не обучился в войну школы рабочей молодежи школы комсомольской молодежи. Проблема уровня образования. Пример Красноярского края в восстановлении образования. Чрезмерная идеологизация образования.

Русский

2013-09-06

38 KB

1 чел.

8. Культурно-просветительная работа, общее и специальное образование. Во второй половине 40-х – начале 50-х гг.

.

Экономика стала переходить на мирные рельсы, государство увеличивает расходы на социально-культурные нужды. Возросла роль партийных и государственных органов в культурном строительстве. Создавались комитеты по делам культурно-просветительских учреждений. В 1946 создан всесоюзный комитет по делам высшей школы.

В образовании те же проблемы – МТБ и кадры. Деревня поднимала школы всем миром (школы в уцелевших домах, собирание средств). Проблема восстановления МТБ решалась через инициативное строительство и финансирование государством. Огромную роль в восстановлении сыграла общественность. Проблема кадров – кратковременные и заочные курсы. Существовала проблема закрепления кадров. Это решалось через предоставление льгот и жилья. Учителей готовили в ВУЗах, учительских институтах, педагогических училищах.

Задачи образования – восстановить всеобщее 7-летнее образование (с 1949), обучить тех, кто не обучился в войну (школы рабочей молодежи, школы комсомольской молодежи). Также среди задач были создание очагов культурно-просветительской работы и расширение подготовки и переподготовки специалистов.

Проблема уровня образования. Учились очень мало – у государства не хватало средств. Было введено платное обучение в старших классах (до 1957).

Обучение в ВУЗах тоже было платное. Старшие классы школы ориентировались на ВУЗы (1951 – 72% выпускников поступило в ВУЗы). ВУЗы финансировались государством. По численности студентов мы были первыми в мире. Развивалась аспирантура. Развитие материальной поддержки работников ВУЗов. Среди студентов было очень много фронтовиков.

Также среди задач были создание очагов культурно-просветительской работы и расширение подготовки и переподготовки специалистов.

Для обеспечения народного хозяйства квалифицированной рабочей силой были увеличены масштабы подготовки через школы фабрично-заводского обучения, ремесленные и железнодорожные училища. Только в 1946-1950 они подготовили около 3,4 млн. рабочих.

Пример Красноярского края в восстановлении образования.

Итоги – МТБ восстановлена, уровень кадров вырос (но только в количественном плане). Чрезмерная идеологизация образования.

• Война пробудила в интеллигенции надежды на ослабление партийно-идеологического пресса. Деятели культуры рассчитывали, что наметившаяся в годы войны тенденция к относительному смягчению контроля за интеллектуальной жизнью общества получит развитие. Союзнические отношения с западными демократиями, как и заграничный поход Красной Армии, не только прорвали «железный занавес», но и создали возможности для развития и укрепления культурных контактов с ними.

• С лета 1946 года власти развернули широкое наступление против «западного влияния» на развитие отечественной культуры. По существу речь шла о возвращении безраздельного партийно-политического контроля над интеллигенцией. Поход против «западничества» возглавил член Политбюро  и секретарь ЦК ВКП (б), отвечавший за идеологию, А.А. Жданов

• Так же происходила дальнейшая реализация социальной культуры

• Усиление идеологического нажима, массовые идеологические кампании, борьба с низкопоклонством перед Западом и борьба с космополитизмом

• Борьба с формализмом

• Стоит отметить так же важнейшие партийные постановления, которые возникли в это время, к таким, например, относится постановление о журналах «Звезда» и  «Ленинград» от 14 августа 1946 года.

• Так же проводились «научные дискуссии» и суды чести (с 47 года), в частности можно вспомнить показательное дело Клюева и Роскиной.

• Партия призывала деятелей искусства к упрочнению связи с жизнью, к усилению борьбы за художественное мастерство.

Не могу не отметить  так же предпосылки данной политики: во-первых – это изменение настроений среди самого населения (неодекабризм), во-вторых, существовала необходимость отвлечь народ, направить энтузиазм на решение задач, стоявших перед страной, и, в-третьих, в условиях «холодной войны» было необходимо создать образ внешнего врага.

• Одной из важнейших задач было возрождение разрушенной войной образовательной системы. Начиналось оно со строительства школ. Только в 1946-1950-х годах было возведено 18,5 тыс. школьных зданий.

• Неуклонно росли расходы на науку и образование. Уже в 1946 году они выросли по сравнению с предыдущими в 2,5 раза.

• В 1949 году – введение обязательного 7-летнего образования. Идет речь о введении в городе всеобщего среднего образования.

• Развитие заочного и вечернего образования.

• Филиалы вузов и техникумов были расположены непосредственно на предприятии

• Стоит отметить так же увеличение количества аспирантур

• Повышение окладов работников вузов

• Задачи восстановления требовали новых отрядов специалистов высшей квалификации. Уже в 1946-1948 гг. число высших учебных заведений превысило довоенный уровень, а по количеству студентов этот показатель был перекрыт еще в 1947 году.

• Считалось, что страна, идущая в авангарде мирового прогресса, должна превосходить всех и в

художественной культуре. Музеи должны были экспонировать

лишь высочайшие образцы отечественного искусства.  Министерству кинематографии вменялось в обязанность

рассматривать и утверждать все стадии кинопроизводства от литературного сценария и проб актеров. Отечественные фильмы оказались вытесненными с экрана трофейными и довоенными кинолентами.

Война оказала большое влияние на духовный климат советского общества. Центральное место в работе ЦК партии в послевоенные годы заняли идеологические

вопросы.  Все средства были направлены на пропаганду исключительных

успехов советской экономики и культуры. Изоляционистская политика советского руководства,в результате чего советская интеллигенция была изолирована от достижений в мировой культуры.   кампания борьбы с низкопоклонством перед Западом. Подчеркивалось превосходство всего советского над западным.

28 января 1949 г. «Правда» опубликовала редакционную статью «Об одной антипатриотической группе театральных критиков», так было положено начало борьбе с космополитизмом. Выступления «Правды»были против «критиков-антипатриотов», большинство из которых были евреями, воспринималось как часть антисемитской кампании. Она достигла апогея в последние месяцы жизни Сталина, когда была арестована группа видных врачей-евреев, работавших в Кремлевской больнице-«Дело врачей»

«Критики-антипатриоты» оказались подходящим поводом для активизации антикосмополитической кампании, которая отвечала политическим задачам Сталина и его ближайшего окружения.      Принцип партийности литературы оставался незыблемым.

Надеждам интеллигенции о послаблении идеологического давления не суждено было сбыться. В 1946 г. были приняты постановления ЦК ВКП(б): «О журналах «Звезда» и «Ленинград»  «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению» и «О кинофильме «Большая жизнь». В 1948 г. за ними последовало постановление «Об опере «Великая

дружба».

Главной задачей в области народного образования в послевоенные годы стало введение обязательного 7 летнего обучения. Помимо государственных ассигнований на восстановление и

строительство школ выделялись средства колхозов. Проводились мобилизации местного населения на массовые воскресники для помощи школам и в фонд всеобуча. Много школ было построено методом народной стройки. Для молодежи, не сумевшей получить образование в годы войны, создавались вечерние школы.

Всеобщее семилетнее образование было введено с 1949/50 учебного года. Особенно трудным было положение с преподавательскими кадрами. Для массовой подготовки учителей были открыты краткосрочные курсы, куда принимались лица, не имевшие даже среднего образования. Расширялась сеть

педагогических училищ и вузов.  Для усиления государственного контроля за подготовкой специалистов Комитет

по делам высшей школы был реорганизован в союзно-республиканское Министерство высшего образования. Вузы пополнялись молодежью, вернувшейся с фронта, для которой были созданы льготные материальные и бытовые условия. Особенно быстро развивалась система вечернего и заочного образования.Однако в заочных вузах был высокий отсев студентов и низкое качество подготовки. В студенческой среде возникали законспирированные кружки самообразования, по изучению трудов классиков марксизма-ленинизма,т.к многие были недовольны уровнем обществоведческих наук.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

39892. Объектно-ориентированное программирование. Скрытие данных в объектах 42 KB
  Наследование определение объекта и дальнейшее использование всех его свойств для построения иерархии порожденных объектов с возможностью для каждого порожденного объекта относящегося к иерархии доступа к коду и данным всех порожденных объектов...
39893. Компоненты страницы Standard 146 KB
  Button1ClickSender: TObject; begin lbel4.Text; end; Результат работы процедуры: Пример: при изменении состояния флажка о его текущем состоянии будет выведена надпись.CheckBox1ClickSender: TObject; begin cse CheckBox1.Cption:= 'Включен'; end; end; Результат работы процедуры: Пример: при изменении состояния переключателя о его текущем состоянии будет выведена надпись.
39895. Введение в DELPHI 127.5 KB
  Модуль состоит из кода который реализует функционирование приложения а также обработку событий для формы и ее компонентов. Первый файл двоичный он хранит образ формы и ее свойства. Свойства формы: ctive содержит значение true если форма имеет фокус ввода; ctiveControl объект на форме который имеет фокус ввода; BorderStyle вид границ формы; Cnvs область рисования формы; ClientRect ClientHeight размеры формы ClientWidth FormStyle стиль формы; HelpFile название файла справки для формы; Icon значок обозначающий форму...
39896. Информационная безопасность. Защита информации. Основные составляющие информационной безопасности 1.38 MB
  Словосочетание информационная безопасность в разных контекстах может иметь различный смысл. В Доктрине информационной безопасности Российской Федерации термин информационная безопасность используется в широком смысле. Имеется в виду состояние защищенности национальных интересов в информационной сфере
39897. Основы визуального программирования. Компоненты страницы Standard 173.5 KB
  Форма – объект, в котором помещаются другие компоненты для создания пользовательского интерфейса приложения. Сама форма представляет собой окно Windows, размещать на ней можно как визуальные компоненты, так и не визуальные. Каждая форма обязательно «привязана» к модулю (Unit)
39898. Алгоритм численного построения решения краевой задачи с параметром и функций чувствительности этого решения к какому-либо параметру (температура, давление) модели 3.18 MB
  С точки зрения оптимального управления реактором синтеза метанола возможными задачами являются следующие: минимизация времени нагревания и охлаждения реактора; стабилизация температуры в реакторе в процессе синтеза метанола. В связи с этим в данной работе были поставлены и решались следующие задачи: разработка численных оптимальных по быстродействию алгоритмов управления непрерывными реакторными процессами синтеза метанола; разработка на примере Metacalc программного обеспечение для оптимального управления непрерывными...
39899. Повышение эффективности работы стоматологической поликлиники «Мастер-дент» 2.96 MB
  Целью данной работы является повышение эффективности работы стоматологической поликлиники «Мастер-дент», сокращение затрат времени пациентов на ожидание приема, упрощение ведения документации за счёт внедрения автоматизированной системы.
39900. Решение задач автоматизации процессов тестирования знаний и обработки результатов 3.09 MB
  В аналитической части описаны процессы тестирования знаний и обработки результатов. Для лучшего понятия предметной области построены модели ASIS. Произведен анализ систем схожего направления, выделены их достоинства и недостатки. Проведены выводы и приведены обоснования необходимости разработки, цели и задачи, объект и предмет исследования, определены функции, которые должны быть реализованы в разрабатываемой системе.