33890

Наука в послевоенный период

Доклад

История и СИД

были открыты Институт точной механики и вычислительной техники Институт радиотехники и электроники Институт прикладной геофизики Институт физической химии Институт атомной энергии Институт ядерных проблем и др. Был создан Институт языкознания АН СССР во главе которого встал академик В. были открыты Институт точной механики и вычислительной техники Институт радиотехники и электроники Институт прикладной геофизики Институт физической химии Институт атомной энергии Институт ядерных проблем и др. Был создан Институт языкознания АН СССР...

Русский

2013-09-06

41.5 KB

27 чел.

Создавались научно-исследовательские коллективы. Во второй половине 40-х гг. были открыты Институт точной механики и вычислительной техники, Институт радиотехники и электроники, Институт прикладной геофизики, Институт физической химии, Институт атомной энергии, Институт ядерных проблем и др. Особое внимание уделялось исследованиям в области использования атомной энергии под руководством академика И. В. Курчатова. Результатами этой работы стали осуществление управляемой ядерной реакции в атомном реакторе в 1946 г., испытание атомной бомбы в 1949 г. и впоследствии использование атомной энергии в народном хозяйстве. С. И. Вавилов, И. Е. Тамм, И. М. Франк и П. А. Черенков внесли вклад в изучение люминесценции Велись исследования в области полупроводников (академик А. Ф. Иоффе), ракетостроения  (С. П. Королев), средств механизации и автоматизации. В биологической науке ученые-генетики предприняли попытку разоблачить антинаучные взгляды академика Т. Д. Лысенко и его сторонников, но благодаря поддержки Сталина Лысенковщина сохранилась. Ведущее место в исследовательской и педагогической практике

обществоведов занимали работы Сталина, идеи которого воспринимались как непререкаемые истины, а также «Краткий курс истории ВКП(б)», написанный при его участии.

В 1951 г.была опубликована книга Сталина «Марксизм и вопросы языкознания», положения которой стали основой для пересмотра тематики и направлений научных исследований и программ филологических факультетов. Был создан Институт языкознания АН СССР, во главе которого встал академик В. В. Виноградов.

9. Наука в послевоенный период.

Дискуссии – философия, языкознание, политэкономия.

Восстановление научных центров. Стали действовать АН на Украине, в Литве, Белоруссии. Созданы АН в Казахстане, Латвии, Эстонии. Открывались новые НИИ (атомной энергии, физической химии, точной механики). Создавались исследовательские центры, работающие на оборону. В 1949 испытание ядерной бомбы.

Запрет генетики, квантовой механики, кибернетики. В августе 1948 генетика объявлена лженаукой.

ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ.

• В годы войны знания ученых были востребованы властью, многих из них возвратили  из заключения. Постепенно, хотя и в известных рамках, шло возрождение свободомыслия в науке, без которого она была обречена на загнивание.

• Творческая атмосфера не была утрачена и после победы, когда развернулись оживленные дискуссии среди историков, философов, биологов, физиков, кибернетиков, экономистов. Однако эти дискуссии были использованы партийным руководством для «усиления партийной направленности науки», а отдельным её представителям – для сведения счетов с научными оппонентами.

• Во второй половине 40-х гг. были открыты Институт точной механики и вычислительной техники, Институт радиотехники и электроники, Институт прикладной геофизики, Институт физической химии, Институт атомной энергии, Институт ядерных проблем и др.

• Особое внимание уделялось исследованиям в области использования атомной энергии под руководством академика И. В. Курчатова. Результатами этой работы стали осуществление управляемой ядерной реакции в атомном реакторе в 1946 г., испытание атомной бомбы в 1949 г. и впоследствии использование атомной энергии в народном хозяйстве.

• С. И. Вавилов, И. Е. Тамм, И. М. Франк и П. А. Черенков внесли вклад в изучение люминесценции

• В биологической науке ученые-генетики предприняли попытку разоблачить антинаучные взгляды академика Т. Д. Лысенко и его сторонников, но благодаря поддержки Сталина Лысенковщина сохранилась.

ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ.

• Ведущее место в исследовательской и педагогической практике обществоведов занимали работы Сталина, идеи которого воспринимались как непререкаемые истины, а также «Краткий курс истории ВКП(б)», написанный при его участии.

• В 1951 г.была опубликована книга Сталина «Марксизм и вопросы языкознания», положения которой стали основой для пересмотра тематики и направлений научных исследований и программ филологических факультетов. Был создан Институт языкознания АН СССР, во главе которого встал академик В. В. Виноградов.

Гуманитарные науки очень идеологизированы. Самообразование=> законспирированные кружки. ? о профессиональных кадрах, а имеено профессоров и т.д. Выросло кочичество аспирантур, вырос оклад работников Вузов.

В это период получили распростнение отрыв

теории от жизни. Критерием истины становилась не практика, а высказывания по данному вопросу авторитетов. Пренебрежительное отношение к достижениям научно-технической мысли за рубежных стран, стремление утвердить отечественные приоритеты

во всех областях науки и техники замедляли научный прогресс.

Точные и естественные науки пользовались относительной независимостью в силу того, что имели оборонное значение, хотя и они не были избавлены от административного вмешательства.

Создавались научно-исследовательские коллективы. Во второй половине 40-х гг. были открыты Институт точной механики и вычислительной техники, Институт радиотехники и электроники, Институт прикладной геофизики, Институт физической химии, Институт атомной энергии, Институт ядерных проблем и др.

Особое внимание уделялось исследованиям в области использования атомной энергии под руководством академика И. В. Курчатова. Результатами этой работы стали осуществление управляемой ядерной реакции в атомном реакторе в 1946 г., испытание атомной бомбы в 1949 г. и впоследствии использование атомной энергии в народном хозяйстве. С. И. Вавилов, И. Е. Тамм, И. М. Франк и П. А. Черенков внесли вклад в изучение люминесценции Велись исследования в области полупроводников (академик А. Ф. Иоффе), ракетостроения

(С. П. Королев), средств механизации и автоматизации.

В биологической науке ученые-генетики предприняли попытку

разоблачить антинаучные взгляды академика Т. Д. Лысенко и его сторонников, но благодаря поддержки Сталина Лысенковщина сохранилась.

На сессии ВАСХНИЛ в августе 1948 г. генетика объявлялась лженаукой, а ученые-генетики — идеалистами.

Около

3 тыс. биологов были отстранены от работы. Исследования в области генетики и других важных разделов общей биологии практически прекратились.

В 1950 г. была проведена совместная

сессия Академии наук СССР и Академии медицинских наук по проблемам физиологии («Павловская сессия»). Учение Павлова объявлялось единственно правильным. Ряд видных ученых, крупных специалистов в области физиологии, психологии, теоретической медицины, были подвергнуты разгромной критике и сняты с работы за «отступления от павловской физиологии».

В 1951—1952 гг. угроза некомпетентного вмешательства сверху нависла над физико-математическими науками, но их спасла огромная роль в развитии страны.

Отсутствие свободного доступа к информации, ограничения в выборе тематики исследований, утверждение «генеральной —

единственно правильной» научной линии пагубно сказались на развитии общественных наук..

Ведущее место в исследовательской и педагогической практике

обществоведов занимали работы Сталина, идеи которого воспринимались как непререкаемые истины, а также «Краткий курс истории ВКП(б)», написанный при его участии.

В 1951 г.была опубликована книга Сталина «Марксизм и вопросы языкознания», положения которой стали основой для пересмотра тематики и направлений научных исследований и программ филологических факультетов. Был создан Институт языкознания АН СССР, во главе которого встал академик В. В. Виноградов.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

60236. Виховний проект «Як баба Катря хліб пече» 99.5 KB
  У чому полягає задум Для чого це потрібно Дізнатися якомога більше про дбайливе ставлення українців до хліба Щоб учні знали скільки праці покладено щоб кожного дня був на столі окраєць хліба.
60237. Будуйте храм в своїй душі 100.5 KB
  Мета: продовжувати знайомити із людськими чеснотами; довести до свідомості дітей що добро й милосердя чиняться безкорисливо; розвивати почуття доброти чуйності милосердя; викликати бажання творити добро бути милосердними й уникати злих вчинків...
60238. Перші кроки до світу інформатики 463.5 KB
  Комп’ютерна підтримка навчальних предметів; подальший розвиток інтересу до курсу формування мовленевої інформаційної соціальної компететностей розвиток логічного мислення уваги памяті фантазії кмітливості та творчих здібностей виховання...
60239. Чайный калейдоскоп. Внеклассное мероприятие 1.92 MB
  Цель: познакомить учащихся с историей возникновения чая; происхождением и сортами чая традициями чаепития; научить правильно заваривать чай сервировать стол к чаепитию; развивать творческие способности эстетический вкус культуру поведения за столом...
60240. Позакласний захід: Рідне слово 90 KB
  Доброго дня любі шанувальники українського слова Корені українського слова проросли з найдавніших діалектів праслов’янських племен рясними пагонами розвинулися в часи Давньоруської держави. відео презентація Рідна мово Сьогодні...
60241. ОСТРІВ ЗДОРОВ’Я – ДИТИНСТВА КРАЙ. ЗАВЖДИ ДЛЯ СЕБЕ ЙОГО ОБИРАЙ 60.5 KB
  Мета: Застосовуючи методи соціально-активного навчання формувати у дітей прагнення до зміцнення і збереження здоров’я. Вчитель Вітаємо вас дорогі друзі у нашому дружньому крузі В нас буде свято Щоб рости і гартуватись...
60242. Скажи палінню – ні! 82.5 KB
  Мета: переконати учнів у шкідливості куріння інформування про негативний вплив тютюну на здоров’я не лише того хто палить але й оточуючих; викликати негативне ставлення до цієї згубної звички інформування...
60243. У світі пірамід 75 KB
  Перше чудо світу єгипетські піраміди. Але навіть тепер піраміди справляють таке могутнє враження що нам важко висловити почуття які охоплюють нас коли ми споглядаємо ці камяні геометричні споруди над Нілом.
60244. ДАНИНА ПОДВИГУ 302.5 KB
  Сьогодні визначається знаменна дата 70-а річниця боїв за Дніпро і визволення столиці України Києва від гітлерівських загарбників. Серед видатних перемог Великої Вітчизняної війни операція по визволенню Києва...