33890

Наука в послевоенный период

Доклад

История и СИД

были открыты Институт точной механики и вычислительной техники Институт радиотехники и электроники Институт прикладной геофизики Институт физической химии Институт атомной энергии Институт ядерных проблем и др. Был создан Институт языкознания АН СССР во главе которого встал академик В. были открыты Институт точной механики и вычислительной техники Институт радиотехники и электроники Институт прикладной геофизики Институт физической химии Институт атомной энергии Институт ядерных проблем и др. Был создан Институт языкознания АН СССР...

Русский

2013-09-06

41.5 KB

29 чел.

Создавались научно-исследовательские коллективы. Во второй половине 40-х гг. были открыты Институт точной механики и вычислительной техники, Институт радиотехники и электроники, Институт прикладной геофизики, Институт физической химии, Институт атомной энергии, Институт ядерных проблем и др. Особое внимание уделялось исследованиям в области использования атомной энергии под руководством академика И. В. Курчатова. Результатами этой работы стали осуществление управляемой ядерной реакции в атомном реакторе в 1946 г., испытание атомной бомбы в 1949 г. и впоследствии использование атомной энергии в народном хозяйстве. С. И. Вавилов, И. Е. Тамм, И. М. Франк и П. А. Черенков внесли вклад в изучение люминесценции Велись исследования в области полупроводников (академик А. Ф. Иоффе), ракетостроения  (С. П. Королев), средств механизации и автоматизации. В биологической науке ученые-генетики предприняли попытку разоблачить антинаучные взгляды академика Т. Д. Лысенко и его сторонников, но благодаря поддержки Сталина Лысенковщина сохранилась. Ведущее место в исследовательской и педагогической практике

обществоведов занимали работы Сталина, идеи которого воспринимались как непререкаемые истины, а также «Краткий курс истории ВКП(б)», написанный при его участии.

В 1951 г.была опубликована книга Сталина «Марксизм и вопросы языкознания», положения которой стали основой для пересмотра тематики и направлений научных исследований и программ филологических факультетов. Был создан Институт языкознания АН СССР, во главе которого встал академик В. В. Виноградов.

9. Наука в послевоенный период.

Дискуссии – философия, языкознание, политэкономия.

Восстановление научных центров. Стали действовать АН на Украине, в Литве, Белоруссии. Созданы АН в Казахстане, Латвии, Эстонии. Открывались новые НИИ (атомной энергии, физической химии, точной механики). Создавались исследовательские центры, работающие на оборону. В 1949 испытание ядерной бомбы.

Запрет генетики, квантовой механики, кибернетики. В августе 1948 генетика объявлена лженаукой.

ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ.

• В годы войны знания ученых были востребованы властью, многих из них возвратили  из заключения. Постепенно, хотя и в известных рамках, шло возрождение свободомыслия в науке, без которого она была обречена на загнивание.

• Творческая атмосфера не была утрачена и после победы, когда развернулись оживленные дискуссии среди историков, философов, биологов, физиков, кибернетиков, экономистов. Однако эти дискуссии были использованы партийным руководством для «усиления партийной направленности науки», а отдельным её представителям – для сведения счетов с научными оппонентами.

• Во второй половине 40-х гг. были открыты Институт точной механики и вычислительной техники, Институт радиотехники и электроники, Институт прикладной геофизики, Институт физической химии, Институт атомной энергии, Институт ядерных проблем и др.

• Особое внимание уделялось исследованиям в области использования атомной энергии под руководством академика И. В. Курчатова. Результатами этой работы стали осуществление управляемой ядерной реакции в атомном реакторе в 1946 г., испытание атомной бомбы в 1949 г. и впоследствии использование атомной энергии в народном хозяйстве.

• С. И. Вавилов, И. Е. Тамм, И. М. Франк и П. А. Черенков внесли вклад в изучение люминесценции

• В биологической науке ученые-генетики предприняли попытку разоблачить антинаучные взгляды академика Т. Д. Лысенко и его сторонников, но благодаря поддержки Сталина Лысенковщина сохранилась.

ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ.

• Ведущее место в исследовательской и педагогической практике обществоведов занимали работы Сталина, идеи которого воспринимались как непререкаемые истины, а также «Краткий курс истории ВКП(б)», написанный при его участии.

• В 1951 г.была опубликована книга Сталина «Марксизм и вопросы языкознания», положения которой стали основой для пересмотра тематики и направлений научных исследований и программ филологических факультетов. Был создан Институт языкознания АН СССР, во главе которого встал академик В. В. Виноградов.

Гуманитарные науки очень идеологизированы. Самообразование=> законспирированные кружки. ? о профессиональных кадрах, а имеено профессоров и т.д. Выросло кочичество аспирантур, вырос оклад работников Вузов.

В это период получили распростнение отрыв

теории от жизни. Критерием истины становилась не практика, а высказывания по данному вопросу авторитетов. Пренебрежительное отношение к достижениям научно-технической мысли за рубежных стран, стремление утвердить отечественные приоритеты

во всех областях науки и техники замедляли научный прогресс.

Точные и естественные науки пользовались относительной независимостью в силу того, что имели оборонное значение, хотя и они не были избавлены от административного вмешательства.

Создавались научно-исследовательские коллективы. Во второй половине 40-х гг. были открыты Институт точной механики и вычислительной техники, Институт радиотехники и электроники, Институт прикладной геофизики, Институт физической химии, Институт атомной энергии, Институт ядерных проблем и др.

Особое внимание уделялось исследованиям в области использования атомной энергии под руководством академика И. В. Курчатова. Результатами этой работы стали осуществление управляемой ядерной реакции в атомном реакторе в 1946 г., испытание атомной бомбы в 1949 г. и впоследствии использование атомной энергии в народном хозяйстве. С. И. Вавилов, И. Е. Тамм, И. М. Франк и П. А. Черенков внесли вклад в изучение люминесценции Велись исследования в области полупроводников (академик А. Ф. Иоффе), ракетостроения

(С. П. Королев), средств механизации и автоматизации.

В биологической науке ученые-генетики предприняли попытку

разоблачить антинаучные взгляды академика Т. Д. Лысенко и его сторонников, но благодаря поддержки Сталина Лысенковщина сохранилась.

На сессии ВАСХНИЛ в августе 1948 г. генетика объявлялась лженаукой, а ученые-генетики — идеалистами.

Около

3 тыс. биологов были отстранены от работы. Исследования в области генетики и других важных разделов общей биологии практически прекратились.

В 1950 г. была проведена совместная

сессия Академии наук СССР и Академии медицинских наук по проблемам физиологии («Павловская сессия»). Учение Павлова объявлялось единственно правильным. Ряд видных ученых, крупных специалистов в области физиологии, психологии, теоретической медицины, были подвергнуты разгромной критике и сняты с работы за «отступления от павловской физиологии».

В 1951—1952 гг. угроза некомпетентного вмешательства сверху нависла над физико-математическими науками, но их спасла огромная роль в развитии страны.

Отсутствие свободного доступа к информации, ограничения в выборе тематики исследований, утверждение «генеральной —

единственно правильной» научной линии пагубно сказались на развитии общественных наук..

Ведущее место в исследовательской и педагогической практике

обществоведов занимали работы Сталина, идеи которого воспринимались как непререкаемые истины, а также «Краткий курс истории ВКП(б)», написанный при его участии.

В 1951 г.была опубликована книга Сталина «Марксизм и вопросы языкознания», положения которой стали основой для пересмотра тематики и направлений научных исследований и программ филологических факультетов. Был создан Институт языкознания АН СССР, во главе которого встал академик В. В. Виноградов.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

48439. Учет основных средств 52.38 KB
  УЧЕТ СТОИМОСТИ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ Основные средства переносят свою стоимость на готовый продукт постепенно в течение длительного времени охватывающего несколько производственно-технологических циклов. Поэтому учет основных средств и отражение их в балансе организованы таким образом чтобы одновременно можно было показать сохранение ими первоначальной вещной формы и постепенную потерю стоимости. Следует различать первоначальную остаточную восстановительную стоимость основных средств. Первоначальная стоимость отражает фактические затраты на...
48441. Прикметник як частина мови 38.59 KB
  Мета: навчальна' поглибити знання з теми прикметник як частини мови; навчити застосовувати їх у практичній діяльності навчити класифікувати прикметники виокремлювати їх з інших частин мови; розвивальна: розвивати мовне чуття студентів їхнє уміння сприймати й засвоювати новий матеріал вміння диференційовано підходити до аналізу мовних явищ; виховна: виховувати інтерес до мовного матеріалу. Студенти мають уміти: виділяти прикметники в окремі розряди вміти правильно використовувати ступеньовані форми. Якісні прикметники їх семантичні групи...
48442. Психологія особистості. Конспект лекцій 296.83 KB
  Каратьян Психологія особистості Конспект лекцій Видавництво: Ексмо 2008р. Проблема опису структури особистості ЛЕКЦІЯ № 3. Спори про верховенство впливів середовища і спадковості на розвиток особистості ЛЕКЦІЯ № 4. Уявлення про структуру особистості в різних психологічних теоріях.
48443. Социальная психология. Конспект лекций 137.87 KB
  Поскольку психологическая наука в нашей стране в определении своего предмета исходит из принципа деятельности можно условно обозначить специфику социальной психологии как изучение закономерностей поведения и деятельности людей обусловленных включением их в социальные группы а также психологических характеристик самих этих групп. Социальная психология изучает социальные группы в обществе. Большинство современных социальных психологов считают что социальная психология изучает и личность и группы и социальную психику но в определенном...
48444. Соціологія. Методичні вказівки до семінарських занять 1.92 MB
  Звязок соціології з іншими науками Структура та функції соціологічної системи знань 11 Значення соціології у розвязанні соціальноекономічних та політичнихпроблем українського суспільства. ТИПИ СУСПІЛЬСТВ ТАТЕНДЕНЦІЇ РОЗВИТКУ СУСПІЛЬСТВА 37 Ознаки суспільства. Основні умови розвитку І функціонуваннясуспільства
48445. Тканини внутрішнього середовища 4.83 MB
  Мезенхіма це найбільш примітивна сполучна тканина яка існує тільки на ранніх стадіях ембріонального розвитку. Сполучна тканина виконує ряд важливих функцій:1. Механічна опорна яка полягає у формуванні капсули та строми багатьох органів сполучна тканина входить до складу звязок сухожилків хрящів тощо; 3. Пухка волокниста сполучна тканина супроводжує кровоносні та лімфатичні судини утворює строму внутрішніх органів.
48446. Попит, пропозиція, ринкова ціна у функціонуванні економіки. Конспект уроку з економіки 66.5 KB
  Попит пропозиція ринкова ціна у функціонуванні економіки Завдання уроку: дати означення попит пропозиція визначити принципи функціонування ринку та встановлення ринкової ціни. Ринковий попит і ринкова пропозиція Ринкова рівновага та її порушення. Добрий день Сьогодні у нас нова тема Попит пропозиція ринкова ціна у функціонуванні економіки. Суть ринкових відносин зводиться до відшкодування витрат продавців товаровиробників і...
48447. ФОНЕТИЧНА СИСТЕМА УКРАЇНСЬКОЇ МОВИ. ПРИНЦИПИ УКРАЇНСЬКОЇ ОРФОГРАФІЇ 55.06 KB
  Співвідношення звуків і букв. Ключові поняття: Фонетика фонологія фонема звук класифікація звуків їх зміни в потоці мовлення орфографія орфограма орфоепія орфоепічна норма. Модифікації звуків у потоці мовлення. До них належать: ЗВУК найменший елемент усного мовлення; комплекс артикуляційних рухів і їхній певний акустичний ефект що формує звукову оболонку значущих одиниць мови; СКЛАД частина слова один звук або сполучення звуків що вимовляється одним поштовхом видихуваного повітря; ТАКТ або ФОНЕТИЧНЕ СЛОВО частина мовного...