33892

Внешняя политика СССР в послевоенный период: отношения с Западными странами. Холодная война

Доклад

История и СИД

Внешняя политика СССР в послевоенный период: отношения с Западными странами. Внешнеполитическая доктрина СССР – против поддержки социалистических стран – принцип мирного сосуществования. тезис о враждебности капиталистического окружения СССР. Сначала у СССР была мирная внешнеполитическая доктрина затем ужесточилось так же и у США.

Русский

2013-09-06

54 KB

39 чел.

11. Внешняя политика СССР в послевоенный период: отношения с Западными странами. Холодная война.

Внешнеполитическая доктрина СССР –

против поддержки социалистических стран –

принцип мирного сосуществования.-

классовый подход по всем явлениям международной жизни. –

мир биполярный

признание непримиримости конфликта между империализмом и социализмом.

- тезис о враждебности капиталистического окружения СССР.

-тезис о фатальной неизбежности 3МВ.

Сначала у СССР была мирная внешнеполитическая доктрина, затем ужесточилось, так же и у США.

С окончанием Отечественной войны произошли изменения во взаимоотношениях СССР с бывшими союзниками по антигитлеровской коалиции. "Холодная война" такое название получил внешнеполитический курс, проводимый обеими сторонами в отношении друг друга в период второй половины 40-х начале 90-х годов. Он характеризовался прежде всего враждебными политическими акциями сторон. Для решения международных проблем использовались силовые приемы. Министрами иностранных дел СССР начального периода "холодной войны" были В.М. Молотов, а с 1949 г. АД. Вышинский.

Конфронтация сторон отчетливо проявилась в 1947 г. в связи с выдвинутым США планом Маршалла. Разработанная госсекретарем США Дж. Маршаллом программа предусматривала оказание экономической помощи европейским странам, пострадавшим в годы второй мировой войны. Для участия в конференции по этому поводу были приглашены СССР и страны народной демократии. Советское правительство расценило план Маршалла как оружие антисоветской политики и отказалось от участия в конференции. По его настоянию об отказе участвовать в плане Маршалла заявили и приглашенные на конференцию страны Восточной Европы.

Одной из форм проявления "холодной войны" стало формирование политических и военно-политических блоков. В 1949 г. был создан Североатлантический союз (НАТО). В его состав вошли США, Канада и несколько государств Западной Европы. Спустя два года состоялось подписание военно-политического союза между США, Австралией и Новой Зеландией (АНЗЮС). Образование этих блоков способствовало укреплению позиций США в разных регионах мира.

В условиях ужесточения конфронтации во взаимоотношениях бывших союзников Советский Союз проводил работу против пропаганды новой войны. Основной ареной его деятельности стала Организация Объединенных Наций (ООН). Эта международная организация была создана в 1945 г. Она объединила 51 государство. Наибольшей остроты конфронтация бывших союзников достигла на рубеже 40-50-х годов в связи с корейской войной. В 1950 г. руководство Корейской Народно-демократической Республики сделало попытку объединить под своим началом два корейских государства. По мнению советских руководителей, это объединение могло усилить позиции антиимпериалистического лагеря в этом регионе Азии. В период подготовки к войне и в ходе военных действий правительство СССР оказывало финансовую, военную и техническую помощь Северной Корее. Руководство КНР по настоянию И.В. Сталина направило в Северную Корею несколько воинских дивизий для участия в боевых операциях. Война была прекращена лишь в 1953 г. после длительных дипломатических переговоров.

 

К концу войны мы подошли с доктринальными установка внешней политики, которые были сформулированы еще при Ленине, и конкретизированы при Сталине. Их сущность сводилась к следующему:

1. чередование социально-экономических формаций предопределено,

2. единственно верной является методология классово-социального подходя («мировая революция»),

3. задача коммунистических властей – внедрение в массовое сознание идеи об особой авангардно-революционной роли России,

4. пока существует империализм мировые войны неизбежны.

В военно-теоретической области считалось непререкаемым учение о войнах справедливых и несправедливых. Социализм – строй изначально миролюбивый, но коммунисты против империалистической войны, как войны контрреволюционной, он за освободительную войну. Отсюда тезис о всякой войне как законной, если она ведется во имя прогресса.

Идея Ленина о «мировой революции» у Сталина приобрела вид идеи «расширения советской империи».

После войны СССР пытался создать образ миролюбивого государства, но из-за обстановки в мире ужесточались доктринальные установки. На это в частности повиляла «длинная телеграмма Кена» (1946). В ней характеризовались истоки и основные особенности послевоенного мировоззрения советского руководства, главная опасность – компартии. В ответ на это была телеграмма Новикова – цель политики США стремление к мировому господству через военную силу. Жданов (доклад 1947) заявил о расколе на два лагеря – империалистический и антиимпериалистический. Цель доклада Жданова – доказать два тезиса – СССР выражает интересы трудового человека, а США перешли к агрессивному курсу.

Некоторые ученые считают, что в конце 40-х часть руководителей советского государства и ученых начали ставить под вопрос тезис о тотально враждебности «капиталистического окружения» (Варга).

Так как была ядерная угроза, то СССР проводил две линии – содействие сдерживанию ядерного оружия, пропаганда и предложение в ООН запрещения производства и применения ядерного оружия.

Международная обстановка после войны:

- рост авторитета на международной арене,

- социализм превратился в систему,

- утверждение биполярности мира,

- раскол капиталистических стран.

Положение СССР после войны – с одной стороны экономическая слабость, но с другой – рост международного веса. То есть, право воздействовать на дальнейшее развитие мира есть, а экономического потенциала нет.

Итоги войны обсуждались на Берлинской конференции – искоренение фашизма, демилитаризация, денацификация, демократизация, декартелизация; вопрос о границе в Польше, о Нюрнбергском процессе. Уже на этой конференции стало ясно, что нарастают противоречия внутри коалиции. Выявилась проблема стран восточной Европы. Обвиняли СССР в том, что он насаждает коммунизм, поддерживает коммунистические партии. в кулуарах обсуждались вопросы о проливах, о военных базах в Иране, о репарациях (поражение СССР), вопрос  Польше (победа СССР).

Проблема создания ООН.

Сущность Холодной войны – это политика западных держав по отношению к СССр, социалистическому лагерю, направленная на приостановление прогрессивных демократических процессов.  В современной науке – политическая, идеологическая, экономическая и локальная военная конфронтация двух систем.

Причины Холодной войны:

1. Идеологическая - борьба двух несовместимых идеологий.

2. Геополитическая ситуация в мире после войны – выход из войны двух лидеров - СССР и США с разным общественно – политическим и экономическим устройством.   

3. Появление ядерного оружия, неравенство сил меду СССР и США.

4. Внутриполитическая причина – заинтересованность сталинского руководства в поддержании напряжённости в СССР, в ужесточении курса с целью оправдания репрессий.

5. Субъективная причина – личная ответственность Сталина, Трумэна и Черчилля.

Западная историография – Холодная война началась из-за действий СССР в Восточной Европе. До 60-х там господствовала ортодоксальная школа (идеологическое противостояние, ответственность на СССр и его политике по советизации Европы), в 60-е гг. – ревизионизм (обратили внимание на вину США), середина 70-х – постревизионизм (многофакторность холодной войны).

Советская историография – вина США и их союзников, причина – глобалистские устремления США, реализации которых мешал СССР. В 90-х взяли вину на себя, на Сталина, причина – идеологический фактор, расширение границ социализма. объективный анализ – обоюдная вина.

Холодная война – это сплетение различных факторов:

- идеологические,

- геополитические,

- экономический,

- военно-технический,

- внутренняя политика,

- субъективный.

Кто виноват в развязывании Холодной войны? Корниенко пишет, что первыми сделали шаг американцы. Рузвельт хотел после войны строить отношения с СССР на равных позициях. Сталин тоже рассчитывал на сотрудничество с Западом, о чем может говорить роспуск Коминтерна только в 1943. так же об этом свидетельствует, что поспешной советизации в Восточной Европе не было.

После смерти Рузвельта, произошел поворот внешнеполитического курса США. Был возможен другой путь о чем говорит «меморандум Симпсона».

Теоретическим обоснованием американцев является на телеграмма Кенна, а документ СНБ 68:

- СССР вынашивает планы мирового господства,

- необходимо наращивать военную мощь.

В СССР не было таких планов. Свертывание Холодной войны могло произойти в 1953, но Хрущев занимал жесткую позицию по Западному Берлину и национально-освободительным войнам.

Вообще Черчилль был подозрительным с весны 1945. 5.3. 1946 – Фултонская речь. Еще в 1945 предложен план борьбы против СССР (Даллас). Задачи США – доктрина сдерживания социализма, доктрина отбрасывания социализма.

Хронологические рамки.

Начало:

- 1946 – Фултонская речь,

- 1945 – нарастание напряженности внутри коалиции, смерть Рузвельта, сброс атомных бомб,

- 1948 – блокада Берлина,

- 1947 – Доктрина Трумэна,

- 1917 – приход к власти большевиков,

- XIX в. – социокультурное противостояние.

Конец войны:

- 1989 – вывод войск из Афганистана, объединение Германии, бархатные революции,

- 1991 – распад СССР,

- 1985  - приход к власти Горбачева.

Периодизация по Плешакову:

1945-1948 – сползание конфронтации, попытка закрепления в сферах влияния,

1945-1962 – собственно Холодная война, кризисы во взаимоотношениях,

1962-1989 – кризисов нет.

Отношения с США (характеристика послевоенного положения):

1. Германская проблема,

2. ядерная проблема и план Баруха,

3. план Маршалла,

4. доктрина Трумэна,

5. геополитические проблемы – Восточная Европа, Корея, Китай, Япония, Иран, Турция, Греция.

 

Холодная война – глобальное противостояние двух общественно – политических систем в экономике, политике, идеологии, а также локальная военная конфронтация двух антагонистических систем.

                                        

Этапы холодной войны:

1. 1945 – 1948 г.г. : постепенное нарастание противоречий, послание Трумэна к конгрессу США (сентябрь 1945г.), «длинная телеграмма Кенана»(22 февраля 1946г.), телеграмма Новикова (1946г.),появление Коминформа (сентябрь 1947г.)   Берлинский кризис (1948 – 49г. г.)

2. 1948 – 1962 г.г. : Берлинский кризис(1948-49 г.г), создание СЭВ (январь1949г.), подписание Атлантического пакта (4 апреля 1949), образование ФРГ и ГДР (1949 г.), Корейская война (1950-53), советско – югославские противоречия (1948 – 53 г.г), венгерский кризис (1956 г.), Суэцкий кризис (1956 г.), над Свердловском сбит американский самолёт U-2 (1960г.), берлинский кризис (1961 г.)       карибский кризис (1962 г.)

3. 1962 – 1989 г.г. : «Союз - Апалон» (1967 г.), переговоры в Хельсинки (1969 г.), подписание договора ОСВ- 1 (1972), визит Никсона в СССР (22- 30 мая 1971 г.), договор о ПРО (1971г.), штурм дворца Амина- прекращение «разрядки» (1979 г.), советскими ПВО сбит южно- корейский авиалайнер, заявление Рейгана о «империи зла»(1983 г.), начало вывода советских войск из Афганистана (1988 г.), окончательный вывод советских войск с территории Афганистана (15 февраля 1989 г.), падение берлинской стены (9 ноября 1989 г.).               


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

45385. Социально-исторические предпосылки происхождения государства 72 KB
  юридические факты и фактические составы понятие чиды Юридические факты – это определённые жизненные обстоятельства условия ситуации с которыми нормы права связывают возникновение прекращение или изменение правоотношений. Эти факты становятся юридическими не в силу какихто особых внутренних свойств а в результате при знания их таковыми государством законом. Не право порождает подобные факты они возникают и существуют помимо не го но право придает им статус юридических в целях их регуляции и упорядочения общественной и государст...
45386. Основные теории происхождения государств 80 KB
  Теологическая теория Фома Аквинский базируется на идее божественного создания государства с целью реализации общего блага. Теологическая теория пронизана идеей вечности государства его незыблемости. Данная теория основывается на идее происхождения государства в результате соглашения договора как акта разумной воли людей. Договорившись о создании государства люди либо передают правителю часть своих прирожденных прав чтобы потом получить их из его рук один вариант трактовки происхождения государства либо условливаются о сохранении...
45387. Понятие и сущность государства 67.5 KB
  Государство характеризуют следующие признаки отличающие его как от догосударственных так и него сударственных организаций: 1 наличие публичной власти выделенной из общества и не совпадающей с населением страны государство обязательно обладает аппаратом управления принуждения правосудия ибо публичная власть – это чиновники армия полиция суды а также тюрьмы и другие учреждения; 2 система налогов податей займов выступая основной доходной частью бюджета любого государства они необходимы для проведения определённой политики и...
45388. Публичная политическая власть как признак государства. Понятие и свойства, легитимность легальность 47.59 KB
  юридический прецедент как источник права Юридический прецедент судебная практика более распространенный в современном мире источник права чем правовой обычай. Иначе говоря юридический прецедент это следование не общему правилу установленному нормой права а норма сформировавшаяся в результате практики разрешения аналогичных дел. Судебный прецедент признавался источником права еще в Древнем Риме. Многие институты римского права сложились на базе судебных решений.
45389. Территория государства 57.35 KB
  Нормативные акты издаются органами обладающими нормотворческой компетенцией в строго установ ленной форме. По юридической силе все нормативные акты подразделяются на две большие группы: законы и подзакон ные акты.; 3 федеральные законы – это акты текущего законодательства посвящённые различным сторонам соци альноэкономической политической и духовной жизни общества например Гражданский кодекс РФ Уголов ный кодекс РФ Семейный кодекс РФ и пр. Виды подзаконных актов: 1 указы Президента РФ – высшие по юридической силе подзаконные...
45390. Правовое сознание: понятие, структура, уровни и виды 50.58 KB
  правовое сознание: понятие структура уровни и виды Правосознание – одна из форм общественного сознания наряду с политическим нравственным научным художественным философским и т. Следовательно правосознание – юридическая категория подлежащая изучению юридической наукой. Правосознание выполняет следующие основные функции раскрывающие его роль и социальное назначение в обществе: 1 оценочную; 2 регулятивную; 3 познавательную; 4 прогностическую. Ни одно юридическое явление образование ни один правовой институт не остаются вне...
45391. Государственный суверенитет: понятие признаки, формы выражения 47.37 KB
  Действие правовой нормы во времени начинается с момента вступления в юридическую силу содержащего ее нормативноправового акта и прекращается с момента утраты последним юридической силы. Например истечением определенного срока после опубликования нормативноправового акта. Цель такой отсрочки обеспечить чтобы до вступления нормативноправового акта в силу все заинтересованные лица могли тщательно изучить содержащиеся в нем правовые нормы и подготовиться к их реализации. Вступление в силу нормативноправового акта в целом или отдельных его...
45392. Основные подходы к типологии государства 46.97 KB
  Основные подходы к типологии государства Типология это теория о типах тех или иных явлений. Разделение государств на типы призвано помочь выяснить чьи интересы выражали и обслуживали государства объединенные в данный тип. Тип государства совокупность государств которые имеют сходные общие черты проявляющиеся в единстве закономерностей и тенденций развития базировании на одинаковых экономических производственных отношениях на одинаковом сочетании общесоциального и узкогруппового классового аспектов их сущности аналогичном уровне...
45393. Функции государства 45.94 KB
  Функции государства нельзя отождествлять с функциями его отдельных органов которые являются частью аппарата государства и находят свое выражение в компетенции в предмете ведения в правах и обязанностях полномочиях закрепленных за ними. Внутренние функции обеспечивают его внутреннюю политику: V политическая выработка внутренней политики государства регулирование сферы политических отношений обеспечение народовластия; 2 экономическая регулирование сферы экономических отношений создание условий для развития производства:...