33892

Внешняя политика СССР в послевоенный период: отношения с Западными странами. Холодная война

Доклад

История и СИД

Внешняя политика СССР в послевоенный период: отношения с Западными странами. Внешнеполитическая доктрина СССР – против поддержки социалистических стран – принцип мирного сосуществования. тезис о враждебности капиталистического окружения СССР. Сначала у СССР была мирная внешнеполитическая доктрина затем ужесточилось так же и у США.

Русский

2013-09-06

54 KB

39 чел.

11. Внешняя политика СССР в послевоенный период: отношения с Западными странами. Холодная война.

Внешнеполитическая доктрина СССР –

против поддержки социалистических стран –

принцип мирного сосуществования.-

классовый подход по всем явлениям международной жизни. –

мир биполярный

признание непримиримости конфликта между империализмом и социализмом.

- тезис о враждебности капиталистического окружения СССР.

-тезис о фатальной неизбежности 3МВ.

Сначала у СССР была мирная внешнеполитическая доктрина, затем ужесточилось, так же и у США.

С окончанием Отечественной войны произошли изменения во взаимоотношениях СССР с бывшими союзниками по антигитлеровской коалиции. "Холодная война" такое название получил внешнеполитический курс, проводимый обеими сторонами в отношении друг друга в период второй половины 40-х начале 90-х годов. Он характеризовался прежде всего враждебными политическими акциями сторон. Для решения международных проблем использовались силовые приемы. Министрами иностранных дел СССР начального периода "холодной войны" были В.М. Молотов, а с 1949 г. АД. Вышинский.

Конфронтация сторон отчетливо проявилась в 1947 г. в связи с выдвинутым США планом Маршалла. Разработанная госсекретарем США Дж. Маршаллом программа предусматривала оказание экономической помощи европейским странам, пострадавшим в годы второй мировой войны. Для участия в конференции по этому поводу были приглашены СССР и страны народной демократии. Советское правительство расценило план Маршалла как оружие антисоветской политики и отказалось от участия в конференции. По его настоянию об отказе участвовать в плане Маршалла заявили и приглашенные на конференцию страны Восточной Европы.

Одной из форм проявления "холодной войны" стало формирование политических и военно-политических блоков. В 1949 г. был создан Североатлантический союз (НАТО). В его состав вошли США, Канада и несколько государств Западной Европы. Спустя два года состоялось подписание военно-политического союза между США, Австралией и Новой Зеландией (АНЗЮС). Образование этих блоков способствовало укреплению позиций США в разных регионах мира.

В условиях ужесточения конфронтации во взаимоотношениях бывших союзников Советский Союз проводил работу против пропаганды новой войны. Основной ареной его деятельности стала Организация Объединенных Наций (ООН). Эта международная организация была создана в 1945 г. Она объединила 51 государство. Наибольшей остроты конфронтация бывших союзников достигла на рубеже 40-50-х годов в связи с корейской войной. В 1950 г. руководство Корейской Народно-демократической Республики сделало попытку объединить под своим началом два корейских государства. По мнению советских руководителей, это объединение могло усилить позиции антиимпериалистического лагеря в этом регионе Азии. В период подготовки к войне и в ходе военных действий правительство СССР оказывало финансовую, военную и техническую помощь Северной Корее. Руководство КНР по настоянию И.В. Сталина направило в Северную Корею несколько воинских дивизий для участия в боевых операциях. Война была прекращена лишь в 1953 г. после длительных дипломатических переговоров.

 

К концу войны мы подошли с доктринальными установка внешней политики, которые были сформулированы еще при Ленине, и конкретизированы при Сталине. Их сущность сводилась к следующему:

1. чередование социально-экономических формаций предопределено,

2. единственно верной является методология классово-социального подходя («мировая революция»),

3. задача коммунистических властей – внедрение в массовое сознание идеи об особой авангардно-революционной роли России,

4. пока существует империализм мировые войны неизбежны.

В военно-теоретической области считалось непререкаемым учение о войнах справедливых и несправедливых. Социализм – строй изначально миролюбивый, но коммунисты против империалистической войны, как войны контрреволюционной, он за освободительную войну. Отсюда тезис о всякой войне как законной, если она ведется во имя прогресса.

Идея Ленина о «мировой революции» у Сталина приобрела вид идеи «расширения советской империи».

После войны СССР пытался создать образ миролюбивого государства, но из-за обстановки в мире ужесточались доктринальные установки. На это в частности повиляла «длинная телеграмма Кена» (1946). В ней характеризовались истоки и основные особенности послевоенного мировоззрения советского руководства, главная опасность – компартии. В ответ на это была телеграмма Новикова – цель политики США стремление к мировому господству через военную силу. Жданов (доклад 1947) заявил о расколе на два лагеря – империалистический и антиимпериалистический. Цель доклада Жданова – доказать два тезиса – СССР выражает интересы трудового человека, а США перешли к агрессивному курсу.

Некоторые ученые считают, что в конце 40-х часть руководителей советского государства и ученых начали ставить под вопрос тезис о тотально враждебности «капиталистического окружения» (Варга).

Так как была ядерная угроза, то СССР проводил две линии – содействие сдерживанию ядерного оружия, пропаганда и предложение в ООН запрещения производства и применения ядерного оружия.

Международная обстановка после войны:

- рост авторитета на международной арене,

- социализм превратился в систему,

- утверждение биполярности мира,

- раскол капиталистических стран.

Положение СССР после войны – с одной стороны экономическая слабость, но с другой – рост международного веса. То есть, право воздействовать на дальнейшее развитие мира есть, а экономического потенциала нет.

Итоги войны обсуждались на Берлинской конференции – искоренение фашизма, демилитаризация, денацификация, демократизация, декартелизация; вопрос о границе в Польше, о Нюрнбергском процессе. Уже на этой конференции стало ясно, что нарастают противоречия внутри коалиции. Выявилась проблема стран восточной Европы. Обвиняли СССР в том, что он насаждает коммунизм, поддерживает коммунистические партии. в кулуарах обсуждались вопросы о проливах, о военных базах в Иране, о репарациях (поражение СССР), вопрос  Польше (победа СССР).

Проблема создания ООН.

Сущность Холодной войны – это политика западных держав по отношению к СССр, социалистическому лагерю, направленная на приостановление прогрессивных демократических процессов.  В современной науке – политическая, идеологическая, экономическая и локальная военная конфронтация двух систем.

Причины Холодной войны:

1. Идеологическая - борьба двух несовместимых идеологий.

2. Геополитическая ситуация в мире после войны – выход из войны двух лидеров - СССР и США с разным общественно – политическим и экономическим устройством.   

3. Появление ядерного оружия, неравенство сил меду СССР и США.

4. Внутриполитическая причина – заинтересованность сталинского руководства в поддержании напряжённости в СССР, в ужесточении курса с целью оправдания репрессий.

5. Субъективная причина – личная ответственность Сталина, Трумэна и Черчилля.

Западная историография – Холодная война началась из-за действий СССР в Восточной Европе. До 60-х там господствовала ортодоксальная школа (идеологическое противостояние, ответственность на СССр и его политике по советизации Европы), в 60-е гг. – ревизионизм (обратили внимание на вину США), середина 70-х – постревизионизм (многофакторность холодной войны).

Советская историография – вина США и их союзников, причина – глобалистские устремления США, реализации которых мешал СССР. В 90-х взяли вину на себя, на Сталина, причина – идеологический фактор, расширение границ социализма. объективный анализ – обоюдная вина.

Холодная война – это сплетение различных факторов:

- идеологические,

- геополитические,

- экономический,

- военно-технический,

- внутренняя политика,

- субъективный.

Кто виноват в развязывании Холодной войны? Корниенко пишет, что первыми сделали шаг американцы. Рузвельт хотел после войны строить отношения с СССР на равных позициях. Сталин тоже рассчитывал на сотрудничество с Западом, о чем может говорить роспуск Коминтерна только в 1943. так же об этом свидетельствует, что поспешной советизации в Восточной Европе не было.

После смерти Рузвельта, произошел поворот внешнеполитического курса США. Был возможен другой путь о чем говорит «меморандум Симпсона».

Теоретическим обоснованием американцев является на телеграмма Кенна, а документ СНБ 68:

- СССР вынашивает планы мирового господства,

- необходимо наращивать военную мощь.

В СССР не было таких планов. Свертывание Холодной войны могло произойти в 1953, но Хрущев занимал жесткую позицию по Западному Берлину и национально-освободительным войнам.

Вообще Черчилль был подозрительным с весны 1945. 5.3. 1946 – Фултонская речь. Еще в 1945 предложен план борьбы против СССР (Даллас). Задачи США – доктрина сдерживания социализма, доктрина отбрасывания социализма.

Хронологические рамки.

Начало:

- 1946 – Фултонская речь,

- 1945 – нарастание напряженности внутри коалиции, смерть Рузвельта, сброс атомных бомб,

- 1948 – блокада Берлина,

- 1947 – Доктрина Трумэна,

- 1917 – приход к власти большевиков,

- XIX в. – социокультурное противостояние.

Конец войны:

- 1989 – вывод войск из Афганистана, объединение Германии, бархатные революции,

- 1991 – распад СССР,

- 1985  - приход к власти Горбачева.

Периодизация по Плешакову:

1945-1948 – сползание конфронтации, попытка закрепления в сферах влияния,

1945-1962 – собственно Холодная война, кризисы во взаимоотношениях,

1962-1989 – кризисов нет.

Отношения с США (характеристика послевоенного положения):

1. Германская проблема,

2. ядерная проблема и план Баруха,

3. план Маршалла,

4. доктрина Трумэна,

5. геополитические проблемы – Восточная Европа, Корея, Китай, Япония, Иран, Турция, Греция.

 

Холодная война – глобальное противостояние двух общественно – политических систем в экономике, политике, идеологии, а также локальная военная конфронтация двух антагонистических систем.

                                        

Этапы холодной войны:

1. 1945 – 1948 г.г. : постепенное нарастание противоречий, послание Трумэна к конгрессу США (сентябрь 1945г.), «длинная телеграмма Кенана»(22 февраля 1946г.), телеграмма Новикова (1946г.),появление Коминформа (сентябрь 1947г.)   Берлинский кризис (1948 – 49г. г.)

2. 1948 – 1962 г.г. : Берлинский кризис(1948-49 г.г), создание СЭВ (январь1949г.), подписание Атлантического пакта (4 апреля 1949), образование ФРГ и ГДР (1949 г.), Корейская война (1950-53), советско – югославские противоречия (1948 – 53 г.г), венгерский кризис (1956 г.), Суэцкий кризис (1956 г.), над Свердловском сбит американский самолёт U-2 (1960г.), берлинский кризис (1961 г.)       карибский кризис (1962 г.)

3. 1962 – 1989 г.г. : «Союз - Апалон» (1967 г.), переговоры в Хельсинки (1969 г.), подписание договора ОСВ- 1 (1972), визит Никсона в СССР (22- 30 мая 1971 г.), договор о ПРО (1971г.), штурм дворца Амина- прекращение «разрядки» (1979 г.), советскими ПВО сбит южно- корейский авиалайнер, заявление Рейгана о «империи зла»(1983 г.), начало вывода советских войск из Афганистана (1988 г.), окончательный вывод советских войск с территории Афганистана (15 февраля 1989 г.), падение берлинской стены (9 ноября 1989 г.).               


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53967. Психология как наука и сиситема житейских знаний 55.5 KB
  Психология состоит из многочисленных школ по разному трактующих психологические явления. Психология одновременно является наукой гуманитарной и естественной. Предмет Психология менялся в ходе ее формирования как отдельной науки: 1. Психология как наука и сиситема житейских знаний Отличие житейских психологических знаний и научных: 1.
53968. Урок русского языка 142.5 KB
  Основные параметры урока Существуют разные формы работы по русскому языку: 1 урок основная форма; 2 факультативные занятия проводятся в специальное время с теми учащимися которые проявляют особый интерес к предмету; 3 внеклассная работа кружки декады русского языка стенгазеты и т. Основные признаки урока: 1 постоянный состав учащихся; 2 регламентация временем 4045 минут или 90 минут 2 часа на развитие речи; 3 систематическое усвоение учениками знаний умений и навыков которое обеспечивается руководящей ролью учителя; 4...
53969. ЛЕКЦІЯ З ПУТІВНИКОМ 118.5 KB
  Безперечно існує проблема результативності лекції бо було підраховано що навіть після блискучої лекції найуважніший слухач відтворював 70 матеріалу через 3 години та 10 через 3 дні. Про проблему результативності лекції свідчить і піраміда сприйняття різних методів навчання Аналізуючи вище сказане виникає проблема: треба шукати шляхи підвищення ефективності лекції як методу навчання зробити традиційно статичний метод методом активного навчання. Один із шляхів вирішення цієї проблеми – застосування методу лекції з путівником. Тому...
53970. Размеры форма и конструкция одежды. Взаимосвязь размеров, формы и конструкции одежды с размерами тела человека и свойствами материалов; принципы расчета прибавок и припусков 4.52 MB
  Размеры форма и конструкция одежды. Взаимосвязь размеров формы и конструкции одежды с размерами тела человека и свойствами материалов; принципы расчета прибавок и припусков. Основные типы конструктивного построения одежды предложенные ЕМКО СЭВ. Внутренние размеры и форма одежды.
53971. Компютерна залежність 57 KB
  Особливу увагу треба приділити вивченню впливу комп’ютера на здоров’я школярів що обумовлено як більшою чутливістю організму дитини до всіляких факторів навколишнього середовища так і можливими віддаленими наслідками такого впливу які позначаться лише через багато років. Негативні фактори які впливають на людину за комп’ютером: сидяче положення протягом тривалого часу; електромагнітне випромінювання; перевантаження суглобів кистей; підвищене навантаження на зір; стрес у разі втрати інформації. Сидяче положення Людина за...
53973. Основные этапы развития научных представлений о культуре. Актуальность культурологических исследований 37.5 KB
  Традиция исследования феномена, называемого культурой, насчитывает многие столетия. В философии Древнего Мира значительное место занимает рассмотрение проблем морали, религии, искусства, бытия личности; в античной философии появился термин «культура».
53974. Lesen 256 KB
  Wir beginnen unsere Stunde. Aber ich möchte sagen, dass wir heute eine ungewöhnliche Stunde haben. Wir haben heute viele Gäste. Das sind Deutschlehrer und ich möchte meine geehrte Kolegen herzlich in unserer Schule begrüßen. Unser heutiges Thema heißt...
53975. Lesen. Unsere beliebten Buchhelden 65.5 KB
  Heute sprechen wir zum Thema „Lesen. Unsere beliebten Buchhelden“. Wir werden lesen; hören, verschiedene Testaufgaben machen, über unsere beliebten Buchhelden erzählen.