33893

СССР и страны Центральной и Восточной Европы в послевоенный период. Роль СССР в формировании мировой системы социализма

Доклад

История и СИД

СССР и страны Центральной и Восточной Европы в послевоенный период. Роль СССР в формировании мировой системы социализма. В 19451946 существовали коалиционные правительства в Западной Европе потом постепенно произошел переход к коммунистическим режимам: Румыния – отречение Михая Болгария – конституция 1947 и усиление позиций коммунистов Польша – отставка коалиционного правительства Венгрия – победа коммунистов на выборах Чехословакия – сопротивление события 1948 надежда сохранить отношения и с СССР и с Западом. В сентябре...

Русский

2013-09-06

35 KB

23 чел.

12. СССР и страны Центральной и Восточной Европы в послевоенный период. Роль СССР в формировании мировой системы социализма.

В 1945-1946 существовали коалиционные правительства в Западной Европе, потом постепенно произошел переход к коммунистическим режимам:

- Румыния – отречение Михая,

- Болгария – конституция 1947 и усиление позиций коммунистов,

- Польша – отставка коалиционного правительства,

-Венгрия – победа коммунистов на выборах,

- Чехословакия – сопротивление, события 1948 (надежда сохранить отношения и с СССР, и с Западом).

В сентябре 1947  состоялся съезд компартий и создание Коминформа (Болгария, Италия, Польша, Румыния, Франция, Чехословакия, Югославия до 1948, СССР). Цель – обмен опытом между компартиями и в случае необходимости координация деятельности. Центр – Белград, потом Бухарест. Распущен в 1956. после организации коминформа Жданов выдвинул теорию двух лагерей.  

В феврале 1948 произошли события в Чехословакии – выход из правительства представителей буржуазных партий, демонстрации и окончательное утверждение у власти коммунистов.

Германская проблема.

Советско-югославские отношения. Сталин был раздражен независимостью Тито., а Тито рассчитывал на создание Балканской конфедерации (1947 Тито и Димитров объявили о решении создать). Сталин поддержал эту идею (надеялся через Болгарию контролировать Югославию). Произошел разрыв отношений с Югославией, осуждение ее Коминформом. В 1949 разрыв дипломатических отношений.

Это привело к чистке в правящих партиях – удаление национальных лидеров.

Также в советский лагерь входили Монголия, Северная Корея, Северный Вьетнам, Китай.

В 1949 создан СЭВ. Первоначально в него вошли – Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, СССР, ЧССР. В 1950 в СЭВ вступила ГДР. В 1949-1960 в СЭВ входила Албания. Высший орган СЭВ – Сессия совета, которая состоит из делегаций всех стран, обычно возглавляемых главами правительств.

С 1949 дружественные отношения с КНР.СССР был первым государством которое признало КНР. В 1950 был заключен договор о дружбе, СССР передал КНР права на Чаньчуньскую ж/д, вывел войска из Порт-Артура.

В 1947 г. на совещании представителей девяти коммунистических партий стран Восточной Европы было создано Коммунистическое Информационное бюро (Коминформбюро). На него возлагалась координация действий компартий государств народной демократии, которые стали называть себя социалистическими. В документах совещания был сформулирован тезис о разделении мира на два лагеря империалистический и демократический, антиимпериалистический. Положение о двух лагерях, о противостоянии на мировой арене двух социальных систем лежало в основе внешнеполитических взглядов партийно-государственного руководства СССР. Эти взгляды нашли отражение, в частности, в работе И.В. Сталина "Экономические проблемы социализма в СССР". В работе содержался также вывод о неизбежности войн в мире до тех пор, пока существует империализм.

Между СССР и странами Восточной Европы были заключены договоры о дружбе и взаимной помощи. Идентичные договоры связали Советский Союз с ГДР, созданной на территории Восточной Германии,

Корейской Народно-Демократической Республикой (КНДР) и Китайской Народной Республикой (КНР). Соглашения с Китаем предусматривало оказание ему кредита в размере 300 млн. долларов. Подтверждалось право СССР и Китая на пользование бывшей КВЖД. Страны достигли договоренности о совместных действиях в случае агрессии со стороны какого-либо из государств. Были установлены дипломатические отношения с государствами, получившими независимость в результате развернувшейся в них национально-освободительной борьбы (так называемые развивающиеся страны).

Одним из ведущих направлений внешней политики в послевоенные годы являлось установление дружественных взаимоотношений с государствами Восточной Европы. Советская дипломатия оказывала помощь Болгарии, Венгрии и Румынии при подготовке мирных договоров с ними (подписаны в Париже в 1947 г.). В соответствии с торговыми соглашениями Советский Союз поставлял восточно-европейским государствам на льготных условиях зерно, сырье для промышленности, удобрения для сельского хозяйства. В 1949 г. в целях расширения экономического сотрудничества и торговли между странами была создана межправительственная экономическая организация Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ). В его состав вошли Албания (до 1961 г.), Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Чехословакия, а с 1949 г. ГДР. Местопребыванием Секретариата СЭВ являлась Москва. Одной из причин создания СЭВ был бойкот странами Запада торговых отношений с СССР и государствами Восточной Европы.

Основные направления взаимоотношений между СССР и восточноевропейскими странами были определены двусторонними договорами между ними. Предусматривалась военная и иные виды помощи в случае, если одна из сторон окажется вовлеченной в военные действия. Намечалось развитие экономических и культурных связей, проведение конференций по международным вопросам, затрагивающим интересы договаривающихся сторон.

Уже на начальном этапе сотрудничества СССР с государствами Восточной Европы в их взаимоотношениях проявлялись противоречия и конфликты. Они были связаны в основном с поисками и выбором пути построения социализма в этих государствах. По мнению руководителей некоторых стран, в частности, В. Гомулки (Польша) и К. Готвальда (Чехословакия), советский путь развития не являлся единственным для построения социализма. Стремление руководства СССР к утверждению советской модели строительства социализма, к унификации идеологических и политических концепций привело к советско-югославскому конфликту. Поводом к нему стал отказ Югославии от участия в рекомендуемой советскими руководителями федерации с Болгарией. Кроме того, югославская сторона отказалась выполнять условия договора об обязательных консультациях с СССР по вопросам национальной внешней политики. Югославские лидеры были обвинены в отходе от совместных с социалистическими странами действий. В августе 1949 г. СССР разорвал дипломатические отношения с Югославией.

Советизация стран Восточной Европы.

- насильственное осуществление, т.к. в странах находилась КА.

- внутреннее желание присоедениться: авторитет компартий, эконом. (помощь от СССР), идеалог. (СССР - автритет), влияние герм. фактора (страх перед ним), недоверяли Западу, культурно-исторические связи.

1. 45-47 гг - допуск национальных путей строительствасоциализма. Нац. идея - народная демократия. В

этих гос-вах существовали коалиционные правительства.

2. с 47 г - более активная коммунизация "навязывание советской модели", унификауция советских идей. Снет. 47 - Коминформ. Цель - рука Москвы. Нварь 49-СЭВ. 55 - ОВД.

Гебианский 3 группы

1. Соетизация на собственной основе - Югославия, Албания

2. Советский фактор сочетался с внутренним - чехословакия, Болгария

3. преобладание Советского фактора - Польша, Венгрия, Румыния


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

34776. Философия медицины. Антропоцентризм. Духовность и медицина. Проблема человека 42.5 KB
  Это касается и права индивида на свободный личный выбор жизни или смерти. Антропоцентризм предписывает противопоставлять феномен человека всем прочим феноменам жизни и Вселенной вообще. Лежит в основе потребительского отношения к природе оправдания уничтожения и эксплуатации других форм жизни. Понимание основ духовной жизни пациента часто включает в себя и знание его духовного развития.
34777. Этический рационализм Сократа. Учение о душе и добродетели. Переоценка ценностей. Особенности метода субъективной диалектики 30 KB
  Сократ около 470 399 до н. Универсальное основание мироздания по Сократу выступает как его всеобщая объективная родовая сущность которая может быть рациональнологически выражена в определенных закономерностях происходящего. Нравственный лучший тот кто знает что именно есть добродетель ибо по Сократу знающий благо поступает в соответствии с этим знанием.
34778. Принцип системности. Система, элемент, структура. Часть и целое, принцип целостности 45 KB
  Органичные системы проходят в процессе их развитии последовательные этапы усложнения и дифференциации. В зависимости от характера отношений со средой различают такие типы поведения систем как реактивное определяемое преимущественно средой адаптивное определяемое средой и функцией саморегуляции присущей самой системе активное в котором существенную роль играют собствен тле цели системы преобразование среды в соответствии с потребностями системы. Наиболее высокоорганизованными являются самоорганизующиеся системы адаптирующиеся и...
34779. Предмет философии и его особенности. Место и роль философии в системе культуры 36.5 KB
  ФИЛОСОФИЯ И КУЛЬТУРА Культура совокупность проявлений жизни творчества и достижений народа или группы народов. По своему содержанию культура расслаивается на самые разные области и сферы: нравы и обычаи; язык и письменность; характер одежды поселений работы; постановка воспитания; экономика; военное дело; политическое и государственное устройство; наука; техника; искусство; религия; все формы проявления объективного духа. Слово культура как научный термин стало употребляться в эпоху Просвещения со второй половины XVII в. В эпоху...
34780. Структура и основные функции философии. Мировоззренческая и методологическая функция 29.5 KB
  Мировоззренческая и методологическая функция ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ Философия от греч. Цель философии увлечь человека высшими идеалами вывести его из сферы обыденности придать его жизни истинный смысл открыть путь к самым совершенным ценностям. историю философии.
34781. Истоки философии мифология, религия, любовь к мудрости, раздумья философов 27.5 KB
  Мифология система преданий сказаний легенд при помощи воображения объясняющая протекание и происхождение природных и социальных процессов. Мифология в своем возникновении была наивной философией и наукой. Мифология являла собой попытку объяснения явлений природы и жизни людей взаимоотношение земного и космического начал.
34782. Специфика философского знания. Содержание метод и цель. Отличие философии от религии и искусства 42.5 KB
  Желаешь познать себя – философствуй это справедливо как для отдельного человека так и для любой эпохи. Это та область духовной деятельности человека в основании которой лежит рефлексия над самой этой деятельностью и следовательно над ее смыслом целью и формами и в конечном счете над выяснением сущности самого человека как субъекта культуры то есть сущности отношений человека к миру. Цель философии увлечь человека высшими идеалами вывести его из сферы обыденности придать его жизни истинный смысл открыть путь к самым совершенным...
34783. Философия и мировоззрение. Основной вопрос философии философское познание. Познание и нравственность 31 KB
  ФИЛОСОФИЯ И МИРОВОЗЗРЕНИЕ Всякая философия это мировоззрение т. Философия составляет теоретическую основу мировоззрения: философия это высший уровень и вид мировоззрения это системнорациональное и теоретически оформленное мировоззрение; философия это такая форма общественного и индивидуального сознания которая обладает большей степенью научности чем просто мировоззрение; философия это система основополагающих идей в составе общественного мировоззрения. Мировоззрение это обобщенная система взглядов человека и общества на...
34784. Проблема научности философского мировоззрения. Философия и наука: родство и различие функций 30 KB
  ' Теория познания специальное исследование познания которое делится: на критику познания отталкивающуюся от существовавшего до сих пор типа познания в котором она критически отказывает наличному знанию; на теорию познания в узком смысле предметом которой является этот тип познания. Проблемы которые изучает теория познания: природа познания; возможности и границы познания; отношение знания и реальности; соотношение субъекта и объекта познания; предпосылки познавательного процесса; условия достоверности знания; критерии истинности знания;...