33893

СССР и страны Центральной и Восточной Европы в послевоенный период. Роль СССР в формировании мировой системы социализма

Доклад

История и СИД

СССР и страны Центральной и Восточной Европы в послевоенный период. Роль СССР в формировании мировой системы социализма. В 19451946 существовали коалиционные правительства в Западной Европе потом постепенно произошел переход к коммунистическим режимам: Румыния – отречение Михая Болгария – конституция 1947 и усиление позиций коммунистов Польша – отставка коалиционного правительства Венгрия – победа коммунистов на выборах Чехословакия – сопротивление события 1948 надежда сохранить отношения и с СССР и с Западом. В сентябре...

Русский

2013-09-06

35 KB

23 чел.

12. СССР и страны Центральной и Восточной Европы в послевоенный период. Роль СССР в формировании мировой системы социализма.

В 1945-1946 существовали коалиционные правительства в Западной Европе, потом постепенно произошел переход к коммунистическим режимам:

- Румыния – отречение Михая,

- Болгария – конституция 1947 и усиление позиций коммунистов,

- Польша – отставка коалиционного правительства,

-Венгрия – победа коммунистов на выборах,

- Чехословакия – сопротивление, события 1948 (надежда сохранить отношения и с СССР, и с Западом).

В сентябре 1947  состоялся съезд компартий и создание Коминформа (Болгария, Италия, Польша, Румыния, Франция, Чехословакия, Югославия до 1948, СССР). Цель – обмен опытом между компартиями и в случае необходимости координация деятельности. Центр – Белград, потом Бухарест. Распущен в 1956. после организации коминформа Жданов выдвинул теорию двух лагерей.  

В феврале 1948 произошли события в Чехословакии – выход из правительства представителей буржуазных партий, демонстрации и окончательное утверждение у власти коммунистов.

Германская проблема.

Советско-югославские отношения. Сталин был раздражен независимостью Тито., а Тито рассчитывал на создание Балканской конфедерации (1947 Тито и Димитров объявили о решении создать). Сталин поддержал эту идею (надеялся через Болгарию контролировать Югославию). Произошел разрыв отношений с Югославией, осуждение ее Коминформом. В 1949 разрыв дипломатических отношений.

Это привело к чистке в правящих партиях – удаление национальных лидеров.

Также в советский лагерь входили Монголия, Северная Корея, Северный Вьетнам, Китай.

В 1949 создан СЭВ. Первоначально в него вошли – Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, СССР, ЧССР. В 1950 в СЭВ вступила ГДР. В 1949-1960 в СЭВ входила Албания. Высший орган СЭВ – Сессия совета, которая состоит из делегаций всех стран, обычно возглавляемых главами правительств.

С 1949 дружественные отношения с КНР.СССР был первым государством которое признало КНР. В 1950 был заключен договор о дружбе, СССР передал КНР права на Чаньчуньскую ж/д, вывел войска из Порт-Артура.

В 1947 г. на совещании представителей девяти коммунистических партий стран Восточной Европы было создано Коммунистическое Информационное бюро (Коминформбюро). На него возлагалась координация действий компартий государств народной демократии, которые стали называть себя социалистическими. В документах совещания был сформулирован тезис о разделении мира на два лагеря империалистический и демократический, антиимпериалистический. Положение о двух лагерях, о противостоянии на мировой арене двух социальных систем лежало в основе внешнеполитических взглядов партийно-государственного руководства СССР. Эти взгляды нашли отражение, в частности, в работе И.В. Сталина "Экономические проблемы социализма в СССР". В работе содержался также вывод о неизбежности войн в мире до тех пор, пока существует империализм.

Между СССР и странами Восточной Европы были заключены договоры о дружбе и взаимной помощи. Идентичные договоры связали Советский Союз с ГДР, созданной на территории Восточной Германии,

Корейской Народно-Демократической Республикой (КНДР) и Китайской Народной Республикой (КНР). Соглашения с Китаем предусматривало оказание ему кредита в размере 300 млн. долларов. Подтверждалось право СССР и Китая на пользование бывшей КВЖД. Страны достигли договоренности о совместных действиях в случае агрессии со стороны какого-либо из государств. Были установлены дипломатические отношения с государствами, получившими независимость в результате развернувшейся в них национально-освободительной борьбы (так называемые развивающиеся страны).

Одним из ведущих направлений внешней политики в послевоенные годы являлось установление дружественных взаимоотношений с государствами Восточной Европы. Советская дипломатия оказывала помощь Болгарии, Венгрии и Румынии при подготовке мирных договоров с ними (подписаны в Париже в 1947 г.). В соответствии с торговыми соглашениями Советский Союз поставлял восточно-европейским государствам на льготных условиях зерно, сырье для промышленности, удобрения для сельского хозяйства. В 1949 г. в целях расширения экономического сотрудничества и торговли между странами была создана межправительственная экономическая организация Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ). В его состав вошли Албания (до 1961 г.), Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Чехословакия, а с 1949 г. ГДР. Местопребыванием Секретариата СЭВ являлась Москва. Одной из причин создания СЭВ был бойкот странами Запада торговых отношений с СССР и государствами Восточной Европы.

Основные направления взаимоотношений между СССР и восточноевропейскими странами были определены двусторонними договорами между ними. Предусматривалась военная и иные виды помощи в случае, если одна из сторон окажется вовлеченной в военные действия. Намечалось развитие экономических и культурных связей, проведение конференций по международным вопросам, затрагивающим интересы договаривающихся сторон.

Уже на начальном этапе сотрудничества СССР с государствами Восточной Европы в их взаимоотношениях проявлялись противоречия и конфликты. Они были связаны в основном с поисками и выбором пути построения социализма в этих государствах. По мнению руководителей некоторых стран, в частности, В. Гомулки (Польша) и К. Готвальда (Чехословакия), советский путь развития не являлся единственным для построения социализма. Стремление руководства СССР к утверждению советской модели строительства социализма, к унификации идеологических и политических концепций привело к советско-югославскому конфликту. Поводом к нему стал отказ Югославии от участия в рекомендуемой советскими руководителями федерации с Болгарией. Кроме того, югославская сторона отказалась выполнять условия договора об обязательных консультациях с СССР по вопросам национальной внешней политики. Югославские лидеры были обвинены в отходе от совместных с социалистическими странами действий. В августе 1949 г. СССР разорвал дипломатические отношения с Югославией.

Советизация стран Восточной Европы.

- насильственное осуществление, т.к. в странах находилась КА.

- внутреннее желание присоедениться: авторитет компартий, эконом. (помощь от СССР), идеалог. (СССР - автритет), влияние герм. фактора (страх перед ним), недоверяли Западу, культурно-исторические связи.

1. 45-47 гг - допуск национальных путей строительствасоциализма. Нац. идея - народная демократия. В

этих гос-вах существовали коалиционные правительства.

2. с 47 г - более активная коммунизация "навязывание советской модели", унификауция советских идей. Снет. 47 - Коминформ. Цель - рука Москвы. Нварь 49-СЭВ. 55 - ОВД.

Гебианский 3 группы

1. Соетизация на собственной основе - Югославия, Албания

2. Советский фактор сочетался с внутренним - чехословакия, Болгария

3. преобладание Советского фактора - Польша, Венгрия, Румыния


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

9209. Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Питание клетки. Автотрофы, гетеротрофы. Фотосинтез. Хемосинтез 38.5 KB
  Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Питание клетки. Автотрофы, гетеротрофы. Фотосинтез. Хемосинтез. Тип урока - изучение нового материала. Цели: Познакомить учащихся с типами питания живых организмов. Рассмотреть процесс ...
9210. Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Ген и его роль в биосинтезе белков Генетический код ДНК. Реакции матричного синтеза 1.88 MB
  Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Ген и его роль в биосинтезе белков Генетический код ДНК. Реакции матричного синтеза. Тип урока - изучение нового материала. Цели: Сформировать знания о генетическом коде и его свойствах....
9211. Деление клетки. Формы размножения организмов. Жизненный цикл клетки. Митоз 571 KB
  Деление клетки. Формы размножения организмов. Жизненный цикл клетки. Митоз. Тип урока - изучение нового материала. Цели: Изучить процесс деления клетки путём митоза. Показать основные этапы жизненного цикла клетки Рассмотреть...
9212. Деление клетки. Мейоз 472.24 KB
  Деление клетки. Мейоз Тип урока - изучение нового материала. Цели: Познакомить учащихся с процессом мейоза. Показать биологическое значение мейоза. План урока. Орг. момент - 5 мин. Объяснение нового материала...
9213. Общая биология как наука, методы исследования связи с другими науками, её достижения 54.5 KB
  Общая биология как наука, методы исследования связи с другими науками, её достижения. Цели: показать актуальность биологических знаний, выявить значение общей биологии ее место в системе биологических знаний познакомить учащихся с...
9214. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ УСТРОЙСТВ НА ОСНОВЕ ЦИФРОВЫХ КОМПАРАТОРОВ ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯМИ ПОСТОЯННОГО ТОКА 615.45 KB
  Проектируемое устройство предназначено для управления двигателем постоянного тока. Измерительное устройство на компараторах применяется редко, но они настолько быстры и просты, что находят своё применение в устройствах для автомобильной техники с напряжением 12вольт.
9215. Моделирование адаптивного компенсатора помех 990 KB
  Моделирование адаптивного компенсатора помех Цель работы практическое освоение методов цифрового моделирования адаптивных систем на примере адаптивного компенсатора помех (АКП). Домашнее задание Вычислить вектор взаимной корреляции, корр...
9216. Моделирование коррелированных случайных процессов 755 KB
  Моделирование коррелированных случайных процессов Цель работы практическое освоение методов цифрового моделирования стационарных нормальных случайных процессов с заданными корреляционными свойствами. Домашнее задание Выбрать частоту диск...
9217. Моделирование случайных последовательностей 497 KB
  Моделирование случайных последовательностей Цель работы приобретение практических навыков моделированию случайных последовательностей с заданным распределением вероятностей. Домашнее задание Разработать линейный конгруэнтный датчик псевд...