33894

Поиск путей обновления общественно-политической жизни в СССР в 1953-1955 гг

Доклад

История и СИД

Маленков председатель Совмина глава министерства Берия – МВД МГБ зам председателя совмина Каганович – первый заместитель председателя Совета Министров СССР с 1952 года член Президиума ЦК КПСС Молотов – МИД Булганин – министр обороны Ворошилов – председатель президиума верховного совета. После этого большую власть получил Маленков заявление о группе В нужно поднимать деревню. На ней учредили пост 1 секретаря на который избрали Хрущева доклад Хрущева о с х Январь 1955 – пленум ЦК КПСС слушалось дело Маленкова которого обвинили в...

Русский

2013-09-06

37 KB

2 чел.

13. Поиск путей обновления общественно-политической жизни в СССР в 1953-1955 гг.

1953 – смерть Сталина. Не осталось наследника, т.к. он всех изжил, а окружение просто не потерпело бы второго Сталина. Период коллективного руководства.

Маленков – председатель Совмина, глава министерства

Берия – МВД, МГБ, зам председателя совмина

Каганович – первый заместитель председателя Совета Министров СССР, с 1952 года — член Президиума ЦК КПСС

Молотов – МИД

Булганин – министр обороны

Ворошилов – председатель президиума верховного совета.

Хрущев – секретарь ЦК по кадрам

Борьба за власть:

  1.  Первой жертвой стал Берия, т. к. был очень опасной фигурой. При нем были св. (?) войска. 1939=1953 – прекращение репрессий, прекращение дела врачей., амнистия,  - твердая рука в государстве.

Заговор против Берии, устранение его с поста МВД, стали проверять его подразделение:

  1.  началась реабилитация политзаключенных.
  2.  реформирование силовых министерств, обвинялись в том, что они вышли из-под контроля партии, образование КГБ.

Лето 1953 – арест Берии.

  1.  После этого большую власть получил Маленков (заявление о группе В, нужно поднимать деревню). Август 1953 – 5 сессия Верх Совета. На ней учредили пост 1 секретаря, на который избрали Хрущева, доклад Хрущева о с\х

Январь 1955 – пленум ЦК КПСС, слушалось дело Маленкова, которого обвинили в право оппортунизме – мнение о гибели мировой цивилизации в случае очередной войны, объединение германии, «фабрикация ленинградского дела» + Берия, якобы считает свой пост главным в стране.

Предложили заменить его Булганиным, а пост министра обороны занял Жуков.

III. Дело Молотова, сторонник жестких мер и противник либерализации внешней политики. Июль 1953 – слушание, 1956 - сместили

Суть «Оттепели» - попытка устранения наиболее одиозных проявлений сталинской системы во всех сферах жизни. Все преобразования проводились в пользу номенклатуры, поэтому имели неглубокий, ограниченный характер. Но они вызывали сопротивление консервативных сил, отстранивших Хрущева от власти.

СССР к марту 1953

  1.  огосударствление всех форм жизни общества,
  2.  Предельная централизация управления,
  3.  использование всех форм принуждения,
  4.  подчинение всей жизни общества узкой группе лиц, которые сохраняли свою власть, благодаря насилию, политическом террору, духовному порабощению, уничтожению всех прав и свобод.

Добились – быстрого восстановления промышленности, упрочения военного потенциала, появились новые виды вооружения. Но была диспропорция в развитии экономики, в том числе между группами А и Б, уровень жизни был очень низок, тотальные проблемы во всем (жилье, школы).

В политическом развитии 50-х г. выделяют два этапа:

- 1953 – 1956 – до XX съезда.

- от XX съезда до XXI-XXII съездов.

После смерти Сталина эпоха коллективного руководства – Маленков председатель СМ, Ворошилов председатель президиума ВС, Берия министр ВД и ГБ, Булганин министр обороны, Молотов министр иностранных дел. Коллективное руководство – это результат того, что Сталин уничтожил всех единоличных лидеров. Борьба за власть началась сразу же. Берия опирался на военные силы, Хрущев на партию, Маленков на гос. аппарат.

В марте 1953 Берия послал войска в Грузию, чтобы прикрыть мингрельское дело. 27.3.1953 – он объявил амнистию (1-2 млн. человек) уголовников, которые стали терроризировать население. В литературе нет единого ответа на вопрос, почему он это сделал  - либо либерализация, либо, чтобы страна потребовала установления жесткой власти. В апреле 1953 – амнистия по «делу враче». Против Берии был организован заговор (инициатор либо Хрущев, либо Маленков). В конце июня 1953 арест Берии, что вызвало недовольство в МВД (ликвидация МГБ). Вообще Берия  предлагал отказаться от курса строительства социализма в ГДР и ограничить функции ЦК. Также по его инициативе были приняты коррективы национальной политики – замещение руководящих кадров национальных республик местными уроженцами, введение делопроизводства на местных языках.

Летом 1953 укрепился авторитет Маленкова. Он выступил в августе 1953 на пленуме и говорил о необходимости уделить внимание группе Б и повышению уровня деревни (повышение производства продовольствия и предметов потребления путем повышения капиталовложений в легкую и пищевую промышленность, повышение закупочных цен на мясо). В сентябре 1953 – Пленум о неотложных мерах по улучшению с/х (Хрущев стал присваивать идеи Маленкова). На этом Пленуме Хрущева избрали 1м секретарем ЦК КПСС.

Маленков стал следующей жертвой борьбы. Хрущев присвоил его идеи (целинная эпопея), что привело к понижению популярности Маленкова. В январе 1955 на Пленуме ЦК обсуждалось дело Маленкова, его обвинили в беспечности в политике, призыв к удалению внимания к группе Б сравнили с Бухариным, критиковали за пересмотр доктрины внешней политики(он говорил, что новая война приведет к гибели цивилизации). В итоге его сняли с поста председателя СМ. им стал Булганин.

В августе 1955 на Пленуме критиковали Молотова (повод отношения с Югославией), министром иностранных дел стал Шепилов (до 1957).

Был поставлен вопрос о проведении XX съезда и о том, что Хрущев сделает доклад о культе личности. Еще в марте 1953 Маленков ставил вопрос о прекращении культа личности.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

8220. Педагогика как наука. Ее предмет, задачи, отрасли педагогического знания, связь педагогики с другими науками 15.54 KB
  Педагогика как наука. Ее предмет, задачи, отрасли педагогического знания, связь педагогики с другими науками. Объектом науки является человек. Предметом изучения педагогики как науки является процесс и одновременно результат взаимодействия человека ...
8221. Методы научно-педагогических исследований. Раскройте одну из методик изучения проблемы обучения или воспитания 14.68 KB
  Методы научно-педагогических исследований. Раскройте одну из методик изучения проблемы обучения или воспитания. Метод - это способ изучения ситуации. Методология - учение о принципах, формах, способах научной деятельности. Методы: теоретич...
8222. Личность как педагогическая категория. Сущность развития. Факторы формирования личности 14.6 KB
  Личность как педагогическая категория. Сущность развития. Факторы формирования личности. Личность - человек, обладающий набором качеств, помогающих ему раскрыться в обществе. Развитие личности происходит по 3 направлениям: биологическому, психо...
8223. Педагогические возможности общения и различных видов деятельности 18.19 KB
  Педагогические возможности общения и различных видов деятельности. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ - общение между педагогом и учащимся, в ходе которого педагог решает учебные, воспитательные и личностно- развивающиеся задачи психологическое пространство, в...
8224. Основные направления развития и модернизации образования в России на современном этапе 15.77 KB
  Основные направления развития и модернизации образования в России на современном этапе. Необходимость:1) диктуется устаревшим и перегруженным содержанием школьного образования. 2) Не отвечает требованиям времени. 3) Неготовность ученика найти для се...
8225. Педагогический процесс: сущность, закономерности и принципы 24.99 KB
  Педагогический процесс: сущность, закономерности и принципы Процесс обучения - это движение по пути познания, от незнания к знанию, от неполного и неточного знания к более полному и точному. В процессе обучения накапливаются знания, формируются...