33896

Индустриальное развитие страны в 50-х гг

Доклад

История и СИД

Индустриальное развитие страны в 50х гг. широкое развитие получает НТП. Индустриальное развитие шло по пятилеткам 19511955 пятая 19561960 шестая. Достижения в транспорте воздушный реактивные самолеты в пассажирских перевозках водный суда на подводных крыльях морской атомный ледокол сухопутный переход на электровозы и электрички автомобильный примитивное развитие трубопроводный трубопровод Дружба.

Русский

2013-09-06

53.5 KB

2 чел.

16. Индустриальное развитие страны в 50-х гг.

В 50-е гг. широкое развитие получает НТП. СССР находился еще в индустриальной стадии. Таим образом, объективная задача – модернизационный рывок. Стояла задача – становление общества научно-индустриального типа:

  1.  превращение науки в непосредственную производственную силу,
  2.  переход на быстро меняющийся ритм производства, на динамичное производство,
  3.  нужен иной хозяйственный механизм – экономика должна быть избавлена от АКС, максимум экономической самостоятельности предприятий.

Задачи были сложны, так как существовали объективно тормозящие факторы:

  1.  экономика имела мобилизационный характер,
  2.  индустриализация не завешена даже в промышленности,
  3.  специфическая социальная структура страны – в с/х работало больше людей. Чем в промышленности., строительстве, транспорте и связи вместе взятых,
  4.  политическая ситуация не способствовала новым задачам. Господство авторитарного режима было самым серьезным тормозом. Этот режим привел к отчуждению народа от власти,
  5.  требовалось улучшить условия жизни, дать людям социальный минимум,
  6.  духовная жизнь и образование – выросли требования к работникам.

НТР – явление глобальное, мировое, она требует свободы обмена информацией с деятелями науки разных стран, свободу научного творчества.

Индустриальное развитие шло по пятилеткам – 1951-1955 (пятая), 1956-1960 (шестая). Приход нового руководства в 1953 не вызвал корректировки плана.  Промышленность осталась приоритетной отраслью, абсолютное преобладание группы А, особое внимание ВПК. Абсоютный метод роста – экстенсивный. Это стали корректировать постепенно. Задачи:

- сохранение военно-политического статуса сверхдержавы,

- освоение нового экономического пространства – восточные районы страны и постепенная интеграция экономики СССР и других социалистических стран в единую мегахозяйственную систему,

- возврат социального долга, то есть насыщение первичных потребностей населения.

Хрущев мечтал стать первым советским руководителем, при котором действительно станет жить лучше. Но первым начал Маленков. В марте 1953 на сессии ВС он говорил о группе Б.  Хрущев критиковал Маленкова, но присвоил его идеи.

Пятая пятилетка была очень удачна с точки зрения темпов роста. Огромное количество новых предприятий (более 6 тысяч). Ведущие отрасли – сырьевые:

- энергетика – ГЭС – Волга, Днепр. Рядом с ГЭС строилась система шлюзов и водные оросительные каналы. У Сталинграда построили Волго-Донской канал (Москва – порт пяти морей). Все это отражалось на экологии. ГРЭС (работали на каменном угле). В 1954 запущена первая АЭС (Обнинская).

- угольная промышленность – Донбасс, развивают Кузбасс, начинают расширять добычу открытым способом – КАТЭК. Павлодар.

- металлургия – черная – улучшение качества металла, внедрение электроплавки (Сибэлектросталь). Цветная – Норильск, Красноярский завод цветных металлов.

Очень быстрые темпы роста и выполнение раньше срока. Группа А за пятилетку на 91% вместо 80% по плану, а общий рост на 85%, вместо 70%.

Но рост в основном за счет первичных отраслей, когда в мире развивается НТР. Это привело к работе по отраслям и стимуляции НТР. В 1955 сосоялся пленум по НТП:

- признано, что СССР не самая передовая держава мира и отстает от Запада,

- причины – объективные – историческое прошлое, гонка вооружений; субъективные – недостаточное руководство, система управления не стимулирует открытия.

Создан комитет по науке и технике. В каждом министерстве введена должность замминистра о новой технике. Достижения НТП в СССР:

- новые синтетические материалы,

- более разносторонняя техника.

- достижения в с/х.

В несколько раз выросла производительность труда.

В шестой пятилетке сделан упор на производство средств производства.

Достижения в транспорте – воздушный (реактивные самолеты в пассажирских перевозках), водный (суда на подводных крыльях), морской (атомный ледокол), сухопутный (переход на электровозы и электрички), автомобильный (примитивное развитие), трубопроводный (трубопровод «Дружба»). Связь меняет облик – отмена регистрации преемников, радиофикация всей страны. Массовое распространение телевидения.

27. Индустриальное развитие СССР в годы семилетки.

Сложилась изб двух последних лет шестой пятилетки и пяти лет седьмой. Причины:

  1.  рост промышленности,
  2.  несовершенство шестилетнего плана,
  3.  отставание в угольной, лесоперерабатывающей, металлургической промышленности,

Промышленный рост должен был быть 80%.  Семилетка – это первый этап построения МТБ коммунизма, что предполагало огромные изменения в экономике – полная электрификация, комплексная автоматизация и механизация производства, использование новых источников энергии. Специфические черты:

- гармоничное развитие всех отраслей,

- достижение пропорционального развития всех районов страны (уничтожение диспропорций),

Развитие ТЭК. Электроэнергии требовалось в 1,5 раза больше – широко использовалось строительство ГЭС, ГРЭС. Металлургия – новые сплавы. Химия – строительство предприятий химической промышленности по все стране. Машиностроение – комплексная автоматизация и механизация.  Перевооружение всех отраслей новой техникой. Предполагалось, что с/х основой для бурного роста группы Б.  Для осуществления  планов требуется капитальное строительство. 40% капиталовложений в Сибирь и Д. Восток. Мощная идеологическая обработка масс. Народ всерьез воспринимал курс на строительство коммунизма и активно отзывался на это. Результат – общественная активность. Социалистическое соревнование.

Развитие ВПК. На XXII съезде сказали, что армия пересыщена ракетным оружием.

В начале 7-ки внешние показатели были блестящими (пуск новых объектов чуть ли не ежемесячно). Началась реконструкция металлургической промышленности, но стали проявляться тенденции, которые были замечены только в конце 7-ки. В программе партии 1961 предполагалось, что экономика будет развиваться еще быстрее, но стали обозначаться минусы:

- капитальное строительство – долгострой,

- увлечение химией привело к упадку металлургии,

Итоги 7-ки очень противоречивы:

  1.  с одной стороны – рост в 1,8 раз, объем производства вырос на 84%, индустриализация отраслей, темпы роста выше чем в США и Европе, рост городского населения, стройка новых городов, увеличение численности рабочего класса.
  2.  с другой стороны – важнейшие отрасли НТП не выполнены, упадок с/х (14% вместо 70%), провал плана по химическим предприятиям, усиление экстенсивного фактора экономики. Усилилась диспропорция.

Курс на строительство коммунизма.

К маю 1957 возросла оппозиция Хрущеву в Президиуме. Существовали варианты упразднения поста 1-го секретаря, перестановки кадров. В июне 1957 Маленков подверг критике Хрущева (был вариант снятия Хрущева), но Булганин перенес заседание на следующий день, что привело к затягиванию вопроса.  22.6.1957 пленум ЦК поддержал Хрущева, а 29.6. осуждена деятельность Маленкова, Кагановича, Молотова и Шепилова как фракционная. В состав Президиума введены сторонники Хрущева. В октябре 1957 из Президиума выведен Жуков, лишен поста министра обороны. В марте 1958 смещен Булганин, в сентябре 1958 из Президиума выведен Ворошилов (председатель Президиума Брежнев).  

Значение пленума 1957 в том, что в столкновении государственных институтов власти с высшим аппаратом ЦК победил именно аппарат ЦК. При Сталине на 1-й план выходили СМ и гос. аппарата, а Хруще добился того, что главным гос. органом стал аппарат ЦК. Хрущев победил на пленуме, так как избавился от оппонентов, но проиграл, так как попал в зависимость от партаппарата. Пленум был последней точкой в борьбе за власть.

После XX съезда началась демократизация:

-. Появилась идея о том, что СССР государство не диктатуры пролетариата, а общенародное, отсюда равенство всех классов и групп,

- часть функций государство стало передавать общественным организациям – народные дружины, товарищеские суды, часть функций министерства здравоохранения в профсоюзы,

- смена руководства партии,

-  революция в духовной и культурной сферах,

- в методологии и идеологии возврат к «чистому» Ленину.

В октябре XXII съезд – поставлен вопрос о культе личности. Еще в 1959 на XXI съезде было заявлено о полной и окончательной победе социализма в СССР и начале развернутого строительства коммунизма.

Стартовые условия:

  1.  бурное развитие экономики в 50-е гг. – производительность труда выросла в 5 раз, обеспечена товарно-денежная сбалансированность, темпы роста экономики были выше, чем в США,
  2.  объем национального дохода 31% от США в 1950, в 1960 – 58%. Считалось, что при таких темпах мы можем догнать США через 15 лет.
  3.  укрепление внешнеполитических позиций. КПСС считала,  что конец 50-х гг. это третий этап кризиса капитализма (крушение колониальной системы).

Считалось, что в 40-е гг. социализм был построен полностью, но окончательно из-за внешней угрозы, а в 50-е гг. эта угроза исчезла. Очередная задача – строительство коммунизма. Хрущев считал, что коммунизм – это:

  1.  всеобщая электрификация,
  2.  полная механизация и автоматизация производства,
  3.  широкое использование синтетических материалов,
  4.  внедрение новой техники,
  5.  условия успеха – рост группы А, особое внимание НТП.

Создание МТБ коммунизма предполагало проблему кадров, отсюда рост профессионального образования и связь школы с жизнью. Планировалось уничтожение классов.

Решено ускорить работу над Программой партии, она была утверждена на XXII съезде. В ноябре 1962 началась перестройка по производственному принципу всех руководящих органов. Возобновились гонения на церковь.

Для выявления причин отставки следует учитывать как объективные процессы, так и личные условия. Причины отставки Хрущева:

  1.  недовольство реформой разделения партии на две части,
  2.  забастовки вследствие обострения продовольственной проблемы,
  3.  потеря опоры среди интеллигенции,
  4.  недовольство армии,
  5.  голод 1963.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

27365. Восприятие 19.51 KB
  В отличие от ощущений отражающих лишь отдельные свойства предметов в образе восприятия в качестве единицы взаимодействия представлен весь предмет в совокупности его инвариантных свойств. Образ восприятия выступает как результат синтеза ощущений возможность которого по мнению А. При этом особенно важную роль во всех видах восприятия играют двигательные или кинестезические ощущения которые регулируют по принципу обратной связи реальные взаимоотношения субъекта с предметом. Также в процессе слухового восприятия активную роль играют...
27366. Формирование читательских интересов и читательской самостоятельности младших школьников в процессе обучения чтению 147 KB
  Ведущей с точки зрения организации содержания является идея единства мира природы и мира культуры. С этой принципиальной позиции окружающий мир рассматривается как природнокультурное целое а человек как часть природы как создатель культуры и как её продукт т. Ведь именно ценностноконсолидирующее пространство культуры обеспечивает согласие между людьми в обществе и помогает им определить своё место в мире природы как в жизненно важной сфере человеческого бытия. Сферы природной и социальной жизни предстают в их единстве и тесной взаимной...
27367. Формирование основ художественной культуры в образовательном процессе начальной школы (на примере уроков изобразительного искусства, музыки) 43.5 KB
  Ценности = произведения искусства. Выделяются отдел обл худ кры по разным видам искусства: муз кра чела опредся его причастностью к муз ценностям и потртью в общении с ними Проблема: не все могут оценить красоту шедевров музыки т. Предметная область Искусство играет большую роль в становлении личности ученика так как способствует его личностному развитию обеспечивая осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности развитие эстетического вкуса художественного мышления обучающихся.
27368. Значение уроков изобразительного искусства, музыки в системе начального общего образования 39 KB
  Исполнительская в интерпретации муз произведений = осознанный интуитивный выбор средств. Виды: апение сольное хоровое пр допой досочини муз диалоги пропой свое имя. Б музритмич Д выразит движения театр.
27369. Сравнительная характеристика современных программ и учебно-методических комплектов по изобразительному искусству, музыке для начальной школы с учетом требований ФГОС НОО 30 KB
  УМК Школа 2100 Изобразительное искусство О. УМК Классическая начальная школа Изобразительное искусство В. УМК Начальная школа XXI века Музыка О. умк Гармония Н.
27370. Кризис подросткового возраста 29 KB
  Необходимы занятия спортом для нормального развития организма. Поэтому именно перестройка всей познавательной сферы в связи с развитием теоретического мышления составляет основное содержание умственного развития в младшем школьном возрасте. Чаще всего учебные трудности детей в средней школе особенно в IV классе вызываются именно недостаточным уровнем их развития. в этот переходный период как и на любой ступени возрастного развития школьников проявляется потребность и необходимость в общей положительной оценке себя в целом вне зависимости...
27371. Структура общения 45.5 KB
  Педагогическое общение специфическая форма общения имеющая свои особенности и в то же время подчиняющаяся общим психологическим закономерностям присущим общению как форме взаимодействия человека с другими людьми включающей коммуникативный интерактивный и перцептивный компоненты. Недостаток и ограничение общения замедляют и обедняют развитие ребёнка.[3] Проблеме педагогического общения посвящено значительное количество исследований анализ которых обнаруживает несколько аспектов в её изучении. Структура общения: Коммуникативный компонент...
27372. Социальная ситуация: смена статуса, появление учебной деятельности 34.5 KB
  Изменение внутренней позиции ребенка обесценивание игры как ведущей деятеьности прошлого периода стремление к новому. Как развивать личность: развивать самостоятельность произвольность знает что надо и что для этого делать преобладание мотива надо над мотивом хочу поддержка начинаний ребенка рефлексия анализ планирование обеспечение комфортной обстановки формировать внутренний план действий Работа с родителями: выделяют 2 вида подготовки ребенка к школе специальную и общую. Необходимо физически подготовить ребенка: общее...
27373. Неуспеваемость 32.5 KB
  Содержание и методы обучения повышают а иногда задерживают понижают возможности учащихся. И этот фактор так или иначе учитывается при определении содержания обучения. Одни и те же условия обучения и воспитания поразному воздействуют на детей воспитывающихся в разных условиях имеющих различия в организме в общем развитии.