33898

Попытки перестройки системы управления народным хозяйством в 50-х – первой половине 60-х гг

Доклад

История и СИД

Попытки перестройки системы управления народным хозяйством в 50х – первой половине 60х гг. Попытка усовершенствования структуры управления – рычага АКС: признано что главный порок экономики – чрезмерная централизация управления многоступенчатость управления до 6 звеньев огромное количество чиновников отрыв аппарата от управления производством. Вопросы реформирования управления промышленность ставились на XX съезде. С 1957 началась реформа управления промышленностью.

Русский

2013-09-06

38 KB

5 чел.

19. Попытки перестройки системы управления народным хозяйством в 50-х – первой половине 60-х гг.

Эпоха Хрущева – собрание экспериментов. Самая существенная его реформа – попытка совершенствования производственных отношений, поскольку это была попытка реформирования самой сердцевины АКС.

50-е гг. – это эпоха НТР и требовалась перестройка всего хозяйственного механизма. Условия проведения реформы:

  1.  структура экономики не позволяла применять экономические методы руководства,
  2.  мешала теория – «Экономические проблемы социализма в СССР» - социализм преодолел товарное производство,
  3.  менталитет руководства,
  4.  политическая борьба.

Все это очень тормозило осмысление перспектив развития производственных отношений и общества в целом.

Попытка усовершенствования структуры управления – рычага АКС:

  1.  признано, что главный порок экономики – чрезмерная централизация управления,
  2.  многоступенчатость управления (до 6 звеньев), огромное количество чиновников, отрыв аппарата от управления производством.

Отсюда попытки реорганизации центрального аппарата. В марте 1953 укрупнение министерств. В 1954 новая реорганизация. Ряд функций из союзных министерств передавались в республиканские. Это сократило чиновничий аппарат. В 1955 первые попытки изменения практики планирования производства. Вопросы реформирования управления промышленность ставились на XX съезде.

С 1957 началась реформа управления промышленностью. Она не распространялась на военную промышленность и несколько важнейших отраслей. Но реформа не изменила принципов управления и планирования. Начался переход к новым методам управления промышленностью по территориальному принципу. В стране возобновлена система совнархозов:

- это территория, объединенная единством управления экономикой,

- это коллегиальный орган управления.

Было введено 105 экономических районов на базе административного деления. Все промышленные предприятия и стройки, расположенные на их территории передавались в ведение совнархозов. В структуре совнархоза, кроме руководящего органа были еще и производственно-отраслевые управления.

Предполагалось, что переход к отраслевой системе управления снимет барьеры на пути развития промышленности, укрепит экономические связи внутри регионов и республик. Но этого не произошло. Административные методы хозяйствования оставались. Экономические последствия были положительными. Социальные последствия – недовольство московской бюрократии и положительный отклик местных хозяйственных элит.

В 1962 прошло укрупнение совнархозов, а полностью от них отказались в 1965.

Смысл: реформирование политической системы в самом её ядре.

При Сталине: АКС. У нас было чередование военно-коммунистических и НЭПовсеих методов вплость до Горбачева.

Хрущев: попытка либерадлизации хоз. системы, но сам быдучи элементом данной системы. Хр. был не последовательным. Начал с С/х => эти методы за пределы с/х не вызли, что их и погубило.

Попытки управления экономикой: после смерти Ставлина 53/54 гг. правительство начало менять структуру управления, начали укрупнять министерства с марта 53 года. Сразу выяснилось что такие большие он не дееспособны.=> 54 г. 1. разукрупнение минстерств 2. часть управленческих функций передавались из союзных  республикам.

Соц. сторона: Хрущев боролся с засиием всевозможныхуправленцев, т.е. с бюрократией. Решил уменьшить их количество и отобрать машины (машины в такси => авторитет Хрущева рос). Неудача.

Февральский пленум 57 года - решено отойти от отраслевого принципа управления к территориальному. Оставили только 6 строительных министерств: авиац. промышленности, хим. промышленности, судостроения, радиопромышленности.

вся страна была разбита на 105 экономических районов во главе создавался совнархоз. Несколько областей объединялись для удобства.

Совнархоз_ высщий орган управления на данной территории Совнархозам были даны оч широкие полномоуия перестроили систему плановых органов. Госплан был разделен: - госплан - стратегическое планирование, и госэкономкомиссия - планирование на более короткие сроки.

55г - ряд постановлений, в которых давалось больше прав планирования колхозам, совхозам, фаьрикам, заводам и др. хоз. еденицам.

Начали с с/х - март 55- а летом подобные постанговления по строительству и промышленности. Эта реформа стала проводиться в жизнь. !!!!Это попытка демократии!!!! перешли с 1 янв. 59 до 1 янв 66 г - действовала только в годы семилетки.

"+": 1. снижение давления сверху - свобода. 2. резко уменьшились управленческие ступени, все проблемы не через Москву, а через Совнархоз=> проще и быстрее.3. упростилась система хозяйствования (пустые перевозки уменьш.)4. в условиях НТР были нарушены возможности учета новшеств и внедрение в производство. Совнархоз неуспевал следить.5. Эта реформа осталась наверху, и не 5коснулась  самой первичной клеточки производства.

"-": первые несколько лет щла утряска, перестройка = низкие темпы. Через несколько лет  (62/63) начали появляться минусы. Для подкреппления "демократии" структур управления начала создаваться новые централизованные органы. Над совнархозами возник ВСНХ (62 год).ноябрь 62 г. - пленум - решено усовершенствовать партийное руководство - вновь объеденили госплан.

КПСС разделили на 2 части: промышленную (городскую) и сельскую. По такому принципу разделились и хоз. органы. Когда сняли Хрущева на ноябрьском пленуме 64 года было решено вернуть все на старый лад, объеденить все эти органы. И с 1 января 66 г. вернули министерства.

трудовые симулы: Когда умер Сталин, он оставил полит-экономич. завещание "Проблемы социализма в СССР". Обсуждение было главным событием на 19 съезде. Идея книги: развитие марксистко-ленинсокго учения. "Социализм - есть уничтожение товеарного производства" + Ленин "примат политики над экономикой" в этом вся азбука марксизма. За попытки спорить с эьтим экономисты были наказаны. Гонения на политическую экономию. Все 50-е годы особенно после 20 съезда, наши экономисты пытались спорить с этой идеей. Но! Именно в это время возобновилась идея приспособить буржуазные тов-ден. отношения с социализмом. В начале 60-зх в стране развернулись дисуссии: соеденим липлан и  рынок? Немчинов: за тов-ден. отн. Леберман => добились, что Хрущев и другие разрешили провести эксперимент о трудовых стимулов на нескольких предприятиях(швейная фабрика "Большевичка"). Для этих предприятий не план, а прибыль. Им разрешили прямые связи с магазинами. 63/64 - начался этот эксперимент и зкончился успешно. Эти самые эксперименты готовили юбазу для Косыгинской реформы.   


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

25580. Опыты Эббингауза по изучению памяти 27.5 KB
  для того чтобы изучать память через воспроизведение необходимо измерить результат заучивания а для этого необходимо иметь материал заучивания который можно было количественно измерить и он должен быть одинаковой трудности. Для изучения памяти разработал три разновидности метода заучивания: метод полного заучивания многократное повторение слогов до полного их безошибочного воспроизведения метод экономии позволял выяснить в какой мере каждое новое повторение способствует запоминанию ранее заученных слогов и метод поправок возможность...
25581. Экспериментальное изучение мышления в Вюрцбургской школе 34 KB
  Экспериментальное изучение мышления в Вюрцбургской школе. В опытах по изучению мышления роль экспериментатора сводилась к регистрации и редакции речевого отчёта испытуемого. Первые экспериментальные исследования в области мышления открывают опыты Марбе и Майера с Орта которые были посвящены изучению психологических особенностей суждения 1901. Поэтому Марбе отнёс мышления к логике.
25582. Сеченов и его роль в естественнонаучной перестройки психологии 33 KB
  Проект развития психологии как самостоятельной науки одновременно с Вундтом был предложен выдающимся отечественным физиологом И. Система взглядов Сеченова представляла собой оригинальную теоретическую программу естественнонаучной перестройки психологии на основе использования объективных методов исследования. Признание рефлекторной природы психического позволило Сеченову поновому посмотреть: на предмет психологии как науки; происхождение психических деятельностей исходный методологический принцип изучения психики; изучать психический...
25583. Вклад Бехтерева в развитие отечественной психологии 29.5 KB
  Вклад Бехтерева в развитие отечественной психологии. Бехтерева являлся разносторонний подход к изучению человека. Бехтерева психофизиологическая проблема и изучение материальной основы психического. По мнению Бехтерева психология должна изучать не только сознание что делает субъективная психология с помощью интроспекции но и бессознательную сферу а также внешние проявления организма так как они являются выражением психической жизни.
25584. Павлов и значение его опыта изучения высшей нервной деятельности. Для психологии 29.5 KB
  Павлов и значение его опыта изучения высшей нервной деятельности. Павлов Иван Петрович 1849–1936 русский физиолог. Учение Павлова о высшей нервной деятельности сложилось под влиянием материалистических традиций русской философии и развивало идеи Сеченова. Руководящим для Павлова являлось представление о рефлекторной саморегуляции работы организма имеющей эволюционнобиологический адаптивный смысл.
25585. Основные направления в отечественной психологии дореволюционного периода 28 KB
  основные направления в отечественной психологии дореволюционного периода. рассмотрение исторических и социальных изменений с точки зрения человека его практической пользы а также преобладание нравственных этических проблем в российской психологии. Главными её выразителями были университетские профессора психологии и философии отстаивающие идею субстанциональности психики её независимости от материального мира и проповедующие схоластические описательные методы её постижения. Бурное развитие естествознания в России подготовило почву для...
25586. Развитие прикладных отраслей в отечественной психологии в довоенные период 28 KB
  развитие прикладных отраслей в отечественной психологии в довоенные период. Одним из направлений прикладной психологии переживавшим в 2030е гг. Очевидно что государство диктатуры пролетариата каким изначально являлась послереволюционная Россия не могло не уделять серьезного внимания проблемам руководства управления человеческими ресурсами различным формам воздействия на человека включая и психологическое воздействие Таким образом в результате развития психотехнического движения был накоплен разнообразный и богатый опыт...
25587. Становление понятийного аппарата психологии как предмет истории психологии 27.5 KB
  Его нельзя смешивать с предметом самой психологии как науки. История же психологии описывает и объясняет как эти факты и законы открывались порой в мучительных поисках истины человеческому уму. Задача истории психологии: Задачей истории психологии является анализ возникновения и дальнейшего развития научных знаний о психике.
25588. Основные категории психологии в их исторической перспективе 30.5 KB
  Субъект личность индивид Это к Рубинштейну или куда Человека как субъект деятельности. Человек субъект 3х видов деятельности по Рубинштейну: работа игра учеба. Ананьев выделяет общение как вид деятельности. Игру рассматривал как производную от ведущего типа деятельности.