33898

Попытки перестройки системы управления народным хозяйством в 50-х – первой половине 60-х гг

Доклад

История и СИД

Попытки перестройки системы управления народным хозяйством в 50х первой половине 60х гг. Попытка усовершенствования структуры управления рычага АКС: признано что главный порок экономики чрезмерная централизация управления многоступенчатость управления до 6 звеньев огромное количество чиновников отрыв аппарата от управления производством. Вопросы реформирования управления промышленность ставились на XX съезде. С 1957 началась реформа управления промышленностью.

Русский

2013-09-06

38 KB

5 чел.

19. Попытки перестройки системы управления народным хозяйством в 50-х – первой половине 60-х гг.

Эпоха Хрущева – собрание экспериментов. Самая существенная его реформа – попытка совершенствования производственных отношений, поскольку это была попытка реформирования самой сердцевины АКС.

50-е гг. – это эпоха НТР и требовалась перестройка всего хозяйственного механизма. Условия проведения реформы:

  1.  структура экономики не позволяла применять экономические методы руководства,
  2.  мешала теория – «Экономические проблемы социализма в СССР» - социализм преодолел товарное производство,
  3.  менталитет руководства,
  4.  политическая борьба.

Все это очень тормозило осмысление перспектив развития производственных отношений и общества в целом.

Попытка усовершенствования структуры управления – рычага АКС:

  1.  признано, что главный порок экономики – чрезмерная централизация управления,
  2.  многоступенчатость управления (до 6 звеньев), огромное количество чиновников, отрыв аппарата от управления производством.

Отсюда попытки реорганизации центрального аппарата. В марте 1953 укрупнение министерств. В 1954 новая реорганизация. Ряд функций из союзных министерств передавались в республиканские. Это сократило чиновничий аппарат. В 1955 первые попытки изменения практики планирования производства. Вопросы реформирования управления промышленность ставились на XX съезде.

С 1957 началась реформа управления промышленностью. Она не распространялась на военную промышленность и несколько важнейших отраслей. Но реформа не изменила принципов управления и планирования. Начался переход к новым методам управления промышленностью по территориальному принципу. В стране возобновлена система совнархозов:

- это территория, объединенная единством управления экономикой,

- это коллегиальный орган управления.

Было введено 105 экономических районов на базе административного деления. Все промышленные предприятия и стройки, расположенные на их территории передавались в ведение совнархозов. В структуре совнархоза, кроме руководящего органа были еще и производственно-отраслевые управления.

Предполагалось, что переход к отраслевой системе управления снимет барьеры на пути развития промышленности, укрепит экономические связи внутри регионов и республик. Но этого не произошло. Административные методы хозяйствования оставались. Экономические последствия были положительными. Социальные последствия – недовольство московской бюрократии и положительный отклик местных хозяйственных элит.

В 1962 прошло укрупнение совнархозов, а полностью от них отказались в 1965.

Смысл: реформирование политической системы в самом её ядре.

При Сталине: АКС. У нас было чередование военно-коммунистических и НЭПовсеих методов вплость до Горбачева.

Хрущев: попытка либерадлизации хоз. системы, но сам быдучи элементом данной системы. Хр. был не последовательным. Начал с С/х => эти методы за пределы с/х не вызли, что их и погубило.

Попытки управления экономикой: после смерти Ставлина 53/54 гг. правительство начало менять структуру управления, начали укрупнять министерства с марта 53 года. Сразу выяснилось что такие большие он не дееспособны.=> 54 г. 1. разукрупнение минстерств 2. часть управленческих функций передавались из союзных  республикам.

Соц. сторона: Хрущев боролся с засиием всевозможныхуправленцев, т.е. с бюрократией. Решил уменьшить их количество и отобрать машины (машины в такси => авторитет Хрущева рос). Неудача.

Февральский пленум 57 года - решено отойти от отраслевого принципа управления к территориальному. Оставили только 6 строительных министерств: авиац. промышленности, хим. промышленности, судостроения, радиопромышленности.

вся страна была разбита на 105 экономических районов во главе создавался совнархоз. Несколько областей объединялись для удобства.

Совнархоз_ высщий орган управления на данной территории Совнархозам были даны оч широкие полномоуия перестроили систему плановых органов. Госплан был разделен: - госплан - стратегическое планирование, и госэкономкомиссия - планирование на более короткие сроки.

55г - ряд постановлений, в которых давалось больше прав планирования колхозам, совхозам, фаьрикам, заводам и др. хоз. еденицам.

Начали с с/х - март 55- а летом подобные постанговления по строительству и промышленности. Эта реформа стала проводиться в жизнь. !!!!Это попытка демократии!!!! перешли с 1 янв. 59 до 1 янв 66 г - действовала только в годы семилетки.

"+": 1. снижение давления сверху - свобода. 2. резко уменьшились управленческие ступени, все проблемы не через Москву, а через Совнархоз=> проще и быстрее.3. упростилась система хозяйствования (пустые перевозки уменьш.)4. в условиях НТР были нарушены возможности учета новшеств и внедрение в производство. Совнархоз неуспевал следить.5. Эта реформа осталась наверху, и не 5коснулась  самой первичной клеточки производства.

"-": первые несколько лет щла утряска, перестройка = низкие темпы. Через несколько лет  (62/63) начали появляться минусы. Для подкреппления "демократии" структур управления начала создаваться новые централизованные органы. Над совнархозами возник ВСНХ (62 год).ноябрь 62 г. - пленум - решено усовершенствовать партийное руководство - вновь объеденили госплан.

КПСС разделили на 2 части: промышленную (городскую) и сельскую. По такому принципу разделились и хоз. органы. Когда сняли Хрущева на ноябрьском пленуме 64 года было решено вернуть все на старый лад, объеденить все эти органы. И с 1 января 66 г. вернули министерства.

трудовые симулы: Когда умер Сталин, он оставил полит-экономич. завещание "Проблемы социализма в СССР". Обсуждение было главным событием на 19 съезде. Идея книги: развитие марксистко-ленинсокго учения. "Социализм - есть уничтожение товеарного производства" + Ленин "примат политики над экономикой" в этом вся азбука марксизма. За попытки спорить с эьтим экономисты были наказаны. Гонения на политическую экономию. Все 50-е годы особенно после 20 съезда, наши экономисты пытались спорить с этой идеей. Но! Именно в это время возобновилась идея приспособить буржуазные тов-ден. отношения с социализмом. В начале 60-зх в стране развернулись дисуссии: соеденим липлан и  рынок? Немчинов: за тов-ден. отн. Леберман => добились, что Хрущев и другие разрешили провести эксперимент о трудовых стимулов на нескольких предприятиях(швейная фабрика "Большевичка"). Для этих предприятий не план, а прибыль. Им разрешили прямые связи с магазинами. 63/64 - начался этот эксперимент и зкончился успешно. Эти самые эксперименты готовили юбазу для Косыгинской реформы.   


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

56343. ПОПЕЛЮШКА (CINDERELLA) 329.5 KB
  Once upon a time in a fare way land there was a widower who married a proud and haughty woman as his second wife. She had 2 daughters, who were equally vain. By his first wife, he’d had a beautiful young daughter, a girl of unparalleled goodness and sweet temper. Her name was Cinderella.
56344. Театралізоване свято «Мандри країною Здоров’я» 69 KB
  Мета. Привернути увагу учнів до збереження власного здоров’я як найвищої цінності життя. Формувати позитивну мотивацію щодо здорового способу життя. Виховувати почуття відповідальності за власну поведінку.
56345. Виховуємо театром 167 KB
  Театральна інсценізація Леонардо малює Джоконду Ведучий. Одного теплого оповитого туманом дня в кінці весни 1505 року Леонардо приготував майстерню для неї. І ось зявилась вона жінка яку Леонардо малював ось уже З роки. На сцені Леонардо да Вінчі малює портрет Мони Лізи Джоконда.
56346. Театралізоване дійство «Весна прийшла до кожного малятка, весна прийшла до кожного звірятка» 62.5 KB
  Сонечко я згубила по доріжці в дитсадок. Хто це тут так голосно галасує в моєму весняному лісі що й мене Лісовичка розбудив Аце ти Весняночко чому так гірко плачеш Що трапилось Веснянка: Загубила я весняне сонечко.
56347. Классификации здоровьесберегающих образовательных технологий, их основные принципы 240 KB
  Главная отличительная особенность здоровьесберегающей педагогики приоритет здоровья т. Данные принципы помогут правильно организовать образовательный процесс и постепенно разрешать следующие проблемы: 1 проблему учебных перегрузок школьников приводящих к состоянию переутомления...
56348. Здоровьесберегающие технологии на уроках музыки как средство повышения мотивации к учебно-познавательной деятельности 1.78 MB
  Формирование у детей культуры отношения к своему здоровью должно быть на каждом уроке который учит детей раскрывать для себя жизненные смыслы учит строить отношения с людьми осмысливать ситуации в которые попадает человек и самое главное дети учатся...
56349. ВИКОРИСТАННЯ ІНФОРМАЦІЙНО-КОМУНІКАТИВНИХ ТЕХНОЛОГІЙ НА УРОКАХ ПРЕДМЕТУ “ЗАХИСТ ВІТЧИЗНИ” 146.5 KB
  Компютер як екраннозвуковий засіб навчання. Функції компютера в сучасному навчальному процесі. Використання мною компютерів при викладанні предмету €œЗахист Вітчизни€. Сучасні педагогічні технології не можуть бути використані як методологічний засіб компютеризації навчання.
56350. Основные литературные направления 17.29 KB
  Натурализм становится одним из важнейших явлений второй половины XIX- начала ХХ в. Натурализм рубежа веков – это и художественный метод, то есть способ воссоздания действительности, и литературное направление, то есть совокупность художественно-изобразительных и эстетико-мировоззренческих принципов
56351. Is it easy to be a teenager? 86 KB
  Last year 2009 is declared the year of young people. Youth is a very important period in the life of a man. This is the time when a person discovers the world and tries to determine the place in the universe.