33900

Внешнеполитическая деятельность СССР в 50-х – начале 60-х гг.: отношения с социалистическими странами

Доклад

История и СИД

Внешнеполитическая деятельность СССР в 50х начале 60х гг. СССр послал в Югославию комиссии для изучения того что сделано за годы разрыва. Официальный разрыв в 1960 когда КПК обвинила СССР в ревизионизме. Отказавшись от курса на мировую революцию СССР продолжал занимать руководящие позиции в лагере социалистических стран.

Русский

2013-09-06

34 KB

9 чел.

22. Внешнеполитическая деятельность СССР в 50-х – начале 60-х гг.: отношения с социалистическими странами.

На первое место выходит принцип мирного сосуществования - основной принцип, отказ от войны как от средства решения споров+размежеване политических сторонников в США. 2. нет фатальной неизбежности 3МВ, т.к.произошло укрепление социализма, существует обширная зона мира, в лице стран 3-го мира. 3.  тезис о возможности развития социализма другими путями.

Теория внешней политики при Хрущеве подверглась трансформации. Рубежом стал XX съезд – критика концепции Сталина – война неизбежна, пока существует капитализм. Новации прозвучали в докладе Хрущева:

  1.  углубление кризиса капитализма не означает полного застоя, поэтому нужно внимательнее следить за экономикой капитализма, изучать все лучшее,
  2.  мирное сосуществование – основной принцип внешней политики. Но не было отказа от «экспорта революции».

С Западом был принцип мирного сосуществования, с социалистическим лагерем – социалистического интернационализма (взаимопомощь), со странами третьего мира – оба принципа. Главным направлением было социалистическое.

Ко времени смерти Сталина сложилась социалистическая система. Задачи – укрепление связей, восстановление внешних отношений с Югославией. В 1953 обмен нотами с Югославией. СССр послал в Югославию комиссии для изучения того, что сделано за годы разрыва. Был сделан вывод, что там социализм, но с учетом своих особенностей. В апреле 1955 советско-югославская декларация. Были провозглашены принципы, которыми стороны будут руководствоваться в своих взаимоотношениях с другими странами – коллективная безопасность, уважение суверенитета, развитие мирного сосуществования.

До 1955 укрепление отношений с КНР, ГДР и КНДР. Соглашение с КНР о выводе войск их Порт-Артура. В 1954 подведены итоги корейской войны – ничего не решено. Вторым вопросом на этой конференции был Вьетнам (предполагалось объединение в течении двух лет). В 1955 договор с ГДР.

На XX съезде признано, что любая страна сможет строить социализм с учетом своих особенностей. В 1955 создан ОВД. С 1956 высшим органом был Политико-Консультативный совет. Вооруженные силы ОВД организованы по принципу ООН. В 1956 принята декларация о создании коллективной безопасности в Европе. Очень активное сотрудничество в экономике. В 50-х СЭВ на стадии кооперации и специализации.

После XX съезда начались движения в Венгрии и Польше. Они обнаружили культы личности в своих странах. Самое большое обострение произошло в Венгрии.

КНР – отрицательное отношение к съезду. Официальный разрыв в 1960, когда КПК обвинила СССР в ревизионизме.

2.1. Курс на укрепление социалистического содружества. Отказавшись от курса на мировую революцию, СССР продолжал занимать руководящие позиции в лагере социалистических стран. В отношениях с ними была признана многовариантность путей построения социализма с одновременным подтверждением принципа пролетарского интернационализма (т.е. помощи, часто безвозмездной, социалистическим странам, а также международному коммунистическому и национально - освободительному движению). В 1955 г. по инициативе советского руководства были нормализованы отношения КПСС с Югославией. В 1955 г. экономическое сотрудничество социалистических стран в рамках СЭВ было дополнено военно-политическим. В мае этого года СССР, ГДР, ПНР, ВНР, РНР, НРБ и НРА заключили в Варшаве Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, предусматривавший создание объединенных вооруженных сил и выработку единой оборонной доктрины. После образования Организации Варшавского Договора (ОВД) надолго было легализовано присутствие советских войск в Восточной Европе. Данное обстоятельство использовалось советской стороной для вмешательства во внутренние дела стран-участниц.

2.2. Политический кризис в странах Восточной Европы и реакция СССР. Процесс десталинизации в СССР получил широкий отклик в ряде социалистических стран (Польше, Венгрии, Германии), которым в свое время была навязана советская модель. Здесь возник серьезный политический кризис. В октябре 1956 г. в Венгрии вспыхнуло восстание, которое было подавлено совместными действиями венгерских коммунистов и частей советской армии (в ходе столкновений погибло 20 тыс. венгров). Ранее руководство СССР было готово применить вооруженную силу и в Польше, но там удалось добиться стабилизации мирными средствами. В серьезный кризис вылились события 1961 г. в ГДР, где значительная часть населения выступала за изменение политического строя страны. В августе 1961 г., в ответ на массовое бегство восточных немцев в Западный Берлин, была воздвигнута берлинская стена, ставшая символом противостояния Восток-Запад.

2.3. Меры по укреплению международного коммунистического движения. Создание берлинской стены, как и события в Венгрии, отрицательно сказались на развитии международных отношений в Европе, привели к падению авторитета СССР на международной арене и популярности коммунистических идей в мире. В 1957 г. и 1960 г. в Москве были проведены совещания представителей коммунистических и рабочих партий, на которых резко отрицательно оценивались события в Польше и Венгрии. В документах совещаний вновь подчеркивалась особая роль СССР и его опыта социалистического строительства.

2.4. Взаимоотношения СССР с Китаем и Албанией. Во взаимоотношениях с этими странами возникли сложные проблемы. Руководители двух стран обвинили советское руководство в отходе от принципов марксизма, резко выступили против осуждения культа личности в Советском Союзе. Критика сталинизма не получила одобрения также в КНДР, отчасти в Румынии. Реальное обострение отношений между СССР и Албанией началось в 1960 г., а уже в 1961 г. они были практически прерваны. Албания отказалась предоставить СССР военно-морские базы и арестовала советские подводные лодки, находившиеся в ее портах. В своей политике албанское правительство опиралось на помощь и поддержку китайского руководства. Обострение советско-китайских отношений вело к фактическому развалу единой социалистической системы, созданной Сталиным после второй мировой войны. Китай претендовал на роль второго центра в социалистическом содружестве и мировом коммунистическом движении, с чем не могло согласиться советское руководство во главе с Н.С. Хрущевым. Кроме того, в китайских кругах высказывались претензии на некоторые советские территории. Обозначилось открытое противостояние в рамках двух центров - КПК и КПСС.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

55786. Ой, не вітер в полі грає, не орел літає – ото Сірко з товариством по степу гуляє! 61.5 KB
  Мета: увіковічення та вшанування визначного військово-політичного діяча козацького періоду Івана Сірка; популяризація козацьких звичаїв та традицій серед учнівської...
55787. ПОЛІТИКА ВЛАДИ У ЦАРИНІ КУЛЬТУРИ В 1921-1928 рр. УКРАЇНІЗАЦІЯ (КОРЕНІЗАЦІЯ) 311 KB
  Мета: методична удосконалення методики проведення лекціїдіалогу та активізації пізнавальної діяльності студентів шляхом використання групових форм роботи...
55788. Які правила визначають гармонію людини із собою та найближчим оточенням 245 KB
  Стежка Правдивості Команди слухають визначення понять Додаток 3 які вивчали на попередніх уроках етики потім радяться 30 секунд і записують кожне слово на окремому аркуші паперу.
55789. Розвиток розумових здібностей учнів засобами математики 4.37 MB
  Система роботи вчителя на уроці Документи які відображають офіційну оцінку роботи вчителя. З певністю можу сказати що наукове товариство дає навички роботи з науковою літературою ресурсами Інтернету вчить учнів формулювати свої думки планувати роботу. Організація науководослідної роботи учнів та вчителів Положення про роботу наукового товариства Інтелект Загальні положення Наукове товариство Інтелект обєднує учнів школи зацікавлених у підвищенні свого інтелектуального та культурного рівня які...
55790. Розвиток здібностей школярів до словесної творчості на уроках української літератури в 5 класі 101 KB
  Як запалити у дитини вогник творчого розповідання У педагогічній науці і практиці постійно ведеться інтенсивний пошук дієвих і цікавих дітям методів і прийомів навчання спрямованих на розвиток їхньої словесної творчості.
55791. Развитие творчества и художественных способностей детей средствами изобразительной деятельности 44.5 KB
  На все руки мастер Если краска есть у вас Кисть не обязательна: Можно пальцем рисовать Просто замечательно Пальцем я зеленой краской Нарисую огурец Помидорку красной краской Вот какой я молодец...
55792. Розвиток критичного мислення школярів на уроках української літератури. Як вчити добувати необхідну інформацію з друкованого джерела та критично її осмислювати 56.5 KB
  Метод Читання тексту з позначками. Метод Читання в парах Узагальнення в парах. Ця стратегія розрахована на читання тексту в парах і є ефективною при роботі з художніми творами.
55793. Розвиток процесів сприймання у молодших школярів на уроках природознавства 58 KB
  Для розвитку процесів сприймання варто використовувати спеціальні прийоми вправи завдання. Для розвитку такої чутливості необхідно привчати школярів насамперед прислухатися й розрізняти...
55794. Розвиток розумових та творчих здібностей учнів шляхом використання методів розвиваючого навчання 106 KB
  Головне щоб вони відповідали змісту матеріалу та віку учнів збагачували знання розвивали науковий світогляд мислення практичні вміння а отже й активність.