3393

База данных Аэропорт

Курсовая

Информатика, кибернетика и программирование

Введение Программное обеспечение для работы с базами данных используется на персональных компьютерах уже довольно давно. К сожалению, эти программы либо были элементарными диспетчерами хранения данных и не имели средств разработки прил...

Русский

2014-12-02

596 KB

1253 чел.

Введение

Программное обеспечение для работы с базами данных используется на персональных компьютерах уже довольно давно. К сожалению, эти программы либо были элементарными диспетчерами хранения данных и не имели средств разработки приложений, либо были настолько сложны и трудны, что даже хорошо разбирающиеся в компьютерах люди избегали работать с ним до тех пор, пока не получали полных, ориентированных на пользователя приложений. Что касается легкости использования, то Microsoft Access совершил здесь настоящий переворот, и многие для создания своих собственных баз данных и приложений обращаются именно к нему.

Microsoft Access –это функционально полная реляционная СУБД. В ней предусмотрены все необходимые средства для определения и обработке данных, а также управление ими при работе с большими объёмами информации.

Microsoft Access, обладая всеми чертами классической СУБД, предоставляет и дополнительные возможности. С помощью Access можно создать приложение, работающее в среде Windows и полностью соответствующее потребностям по управлению данными. База данных Access включает шесть типов объектов: таблицы, запросы, формы, отчеты, макросы, модули. Таблица – это объект для хранения данных. Используя запросы, можно выбирать и обрабатывать хранящуюся в таблицах информацию.

Можно создавать формы для ввода, просмотра и обновления данных, а также использовать Access для создания как простых, так и сложных отчетов. Формы и отчеты ''наследуют'' свойства базовой таблицы или запроса.

  1.  
    Анализ предметной области

Описание ПО решаемой задачи

Рассмотрим пример построения базы данных “Аэропорт”.

2. Постановка задачи «Аэропорт»

Основным способом наблюдения за состоянием и движением хозяйственных средств является документация.

3. Разработка диалогового приложения пользователя

Таблицы в базе данных «Аэропорт»

Для реализации задачи были разработаны 4 таблицы, представленные ниже.

Таблица 1 «Пассажиры».

Поле

Тип данных

Применение

Код пассажира

Счетчик

Уникальный код пассажира, ключевое поле

ФИО

Текстовый

Фамилия, имя и отчество пассажира.

Паспортные данные

Текстовый

Паспортные данные пассажира

Таблица «Билеты»

Поле

Тип данных

Применение

Номер билета

Счетчик

Номер билета, ключевое поле

Код рейса

Числовой

Код рейса, на который выписан билет

Код пассажира

Числовой

Код пассажира, купившего билет

Номер места

Текстовый

Номер места в самолете

Цена

Числовой

Цена билета

Дата вылета

Дата/время

Дата вылета самолета

Дата продажи

Дата/время

Дата продажи билета


Таблица 2 «Рейсы»

Поле

Тип данных

Применение

Код рейса

Счетчик

Уникальный номер, ключевое поле

Время вылета

Дата/Время

Информация о времени вылета

Код самолета

Числовой

Код самолета, осуществляющего перевозки по заданному рейсу

Место назначения

Текстовый

Информация о пункте назначения полета

Таблица 3«Самолеты».

Поле

Тип данных

Применение

Код самолета

Счетчик

Уникальный код самолета, ключевое поле

Тип

Текстовый

Марка и тип самолета.

Количество мест

Числовой

Количество мест в самолете

Ниже приведены примеры заполненных таблиц.

Рис.1 Пример заполнения таблицы «Билеты».


Рис. 2 Пример заполнения таблицы «Пассажиры».

Запросы в базе данных «Аэропорт»

Для реализации задачи были разработаны 3 запроса:

  1.  Билет Печать.
  2.  Объем продаж.
  3.  Свободные места на рейсе.

Запрос «Билет Печать» служит для вывода в наглядной форме информации о билете. Запрос сделан скрытым, так как наиболее удобно с ним работать через форму «Билеты». Схема работы запроса:

  1.  Вводится номер билета из таблицы «Билеты». Причем отбирается тот билет, который просматривается в форме «Билеты». Используется условие «Like [Forms]![Билеты]![Номер билета]».
  2.  Вводятся соответствующие реквизиты билета
  3.  Из таблицы «Пассажиры» отбираются реквизиты «ФИО» и «Паспортные данные».

В программе не предполагается использование непосредственно запроса. На его основании разработан отчет, который в удобной форме выводит на экран и позволяет вывести на принтер форму билета.

Запрос «Объем продаж» служит для вывода в наглядной форме информации о продажах за определенный период. Запрос вызывается из формы «Объем продаж», где задается период, за который следует выводить информацию. Схема работы запроса:

  1.  Данные берутся из таблицы «Билеты». Записи группируются по реквизиту «Дата продажи». При этом используется условие «>[Forms]![Объем продаж]![Дата1] And <[Forms]![Объем продаж]![Дата2]».
  2.  В поле Sum_Цена подсчитывается сумма реквизитов цена.
  3.  В поле Count _ Билеты используется функция «Count(*)», которая подсчитывает число билетов.

В программе не предполагается использование непосредственно запроса. На его основании разработан отчет, который в удобной форме выводит на экран и позволяет вывести на принтер отчет по объему продаж.

Пример работы запроса «Объем продаж» при непосредственном вызове.


При непосредственном вызове придется вручную вводить период, за который должна произв
одиться выборка. При этом MS Access выведет следующие окна.

 

Запрос «Свободные места на рейсе» служит для вывода информации о наличии свободных мест на заданный рейс на определенную дату. Запрос вызывается из формы «Билеты», так как использование такой информации целесообразно при выписке билетов. Схема работы запроса:

  1.  Из таблицы «Билеты» извлекается код рейса при помощи условия «Like [Forms]![Билеты]![Рейс]».
  2.  Из таблицы «Самолеты», связанной с таблицей рейсы, берется реквизит «Количество мест».
  3.  Из таблицы «Билеты» отбирается «Дата вылета» по условию «Like [Forms]![Билеты]![Дата вылета]».
  4.  В поле «Count_Билеты» при помощи функции «Count(*)» вычисляется количество проданных на соответствующий рейс и дату билетов.
  5.  В поле «Осталось» при помощи выражения «[Количество мест]-[Count_Билеты]» вычисляется количество свободных мест на соответствующий рейс и дату.

В программе не предполагается использование непосредственно запроса. На его основании разработан отчет, который в удобной форме выводит на экран и позволяет вывести на принтер данные о свободных местах.

Формы базы данных «Аэропорт».

Формы базы данных «Аэропорт» демонстрируют удобные профессиональные способы работы с таблицами и запросами. Они созданы для иллюстрации процессов ввода, изменения и просмотра данных, работы диалоговых окон с приглашением на ввод данных с последующей обработкой введенной информации, а также панелей управления, позволяющих открывать другие формы и отчеты базы данных пользователя.

Ниже рассматриваются следующие формы:

Форма «При запуске» открывается при открытии базы данных «Аэропорт». Содержит информацию о базе данных. Открытие этой формы одновременно с базой данных осуществлено путем помещения имени формы в строку «Форма» меню «Сервис/Параметры запуска». При нажатии кнопки запускается процедура обработки события Кнопка15_Click, которая закрывает эту форму. Форма «При запуске» предназначена для работы пользователя с базой данных. Щелчок мыши по каждой из кнопок вызывает соответствующее событие – открытие формы, так как все элементы базы данных «Аэропорт» вызываются для удобства из форм.

Форма выглядит следующим образом:


Формы «Пассажиры», «Самолеты», «Билеты» и «Рейсы» созданы для внесения и редактирования соо
тветствующей информации. Кроме того, из формы «Билеты» можно вызывать 2 отчета: «Свободные места на рейсе» и «Билет».

Форма «Билет» выглядит следующим образом.

Форма «Объем продаж» построена для вызова отчета по объему продаж.

Отчеты в базе данных «Аэропорт»

Отчеты в базе данных «Аэропорт» демонстрируют способ эффективного представления данных в печатной форме. Они созданы для предоставления выдаваемых базой данных сведений в удобном для восприятия виде.

Отчет «Билет» формируется на основе служебного запроса «БилетПечать» и служит для того, чтобы вывести на экран и печать билет в наглядной форме. Отчет вызывается из формы «Билеты». Отчет выглядит следующим образом:

Отчеты «Объем продаж» и «Свободные места на рейсе» служат для вывода данных одноименных запросов. При этом в отчете «Объем продаж» были использованы выражения «=Sum([Sum_Цена])» и «=Sum([Count_Билеты])» для подсчета итоговых сумм объемов продаж и количества проданных билетов соответственно.

Отчет «Объем продаж» вызывается из специальной формы «Объем продаж» и выглядит следующим образом:

Отчет «Свободные места на рейсе» вызывается из формы «Билеты» по мере необходимости и представляет информацию о количестве свободных мест в следующем виде:


Заключение

На примере базы данных «АЭРОПОРТ» мы познакомились с инструментом разработки баз данных Microsoft Access. С его помощью можно быстро создавать деловые приложения для различных сфер деятельности человека. В то же время СУБД Access имеет архитектурные ограничения (например, максимальный размер базы данных не более одного гигабайта), которые не позволяют использовать этот инструмент для управления большими промышленными распределенными базами данных. Для таких целей применяются клиент-серверные СУБД Oracle, IBM DB2, Microsoft SQL Server, Sybase и ряд других.

Microsoft Access – это функционально полная реляционная СУБД. В ней предусмотрены все необходимые средства для определения и обработки данных, а также для управления ими при работе с большими объектами информации. Области применения Access обозначены достаточно ясно. Во-первых, пользователи этой системы являются непрограммирующие персоналы-люди, близкие к вычислительной технике, но не имеющие достаточно времени на ее изучение, поскольку она лежит вне области их профессиональных интересов и служит лишь подспорьем в работе. Таких пользователей привлекает легкость изучения программы, возможность решить большинство проблем без программирования, а также средства быстрого создания приложений. Достоинством Access является то, что она имеет очень простой графический интерфейс, который позволяет не только создавать собственно базу данных, но и разрабатывать простые и сложные приложения. В отличие от других настольных СУБД Access хранит всю информацию в одном файле, хотя и распределяется и по разным таблицам.

Однако, Access присущ и недостаток, который имеет все сложные программные продукты – одна и та же операция выполняется по-разному в зависимости от используемых данных и настроек СУБД. Поэтому метод готовых рецептов при работе с такими приложениями неприменим.


Список литературы

1. Евсюков В.В. Экономическая информатика: Учеб. пособ. - Тула: Издательство «Гриф и К», 2005. - 371с.: ил.

2. Партыка Т.Л., Попов И.И. Информационная безопасность. Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования. ~М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2004, - 368с.: ил. - (Серия «Профессиональное образование»)

3. Информатика: Базовый курс / Под редакцией С.В. Симоновича, Издательский дом «Питер», 2002, 640с.

4. Завгородний В.И. Комплексная защита информации в компьютерных системах: Учебное пособие. - М.: Логос; ПБОЮЛ Н.А.Егоров, 2001. - 264с.: ил.

5. Мельников В.В. Защита информации в компьютерных системах. -М.: Финансы и статистика; Электронинформ, 2006. - 368с.: ил.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53989. Types of questions 66 KB
  Загальні питання (general questions)Ставиться до всього речення і вимагає відповіді «так» або «ні» Does Peter read books? Спеціальні питання (special questions) Ставиться за допомогою спеціальних питальних слів для з’ясування чогось конкретного.
53990. Revision of the types of question 840 KB
  The Thames is a short river. It’s only 349 km long. The Amazon in Brazil is 6 437 km long! Many people think the Thames is not clean but this is not true. More than 97 types of fish live here, for example salmon and eels. Eels are a traditional food in East London. People make a pie and serve it with mashed potatoes.
53991. Подорож. Traveling 48.5 KB
  Our theme for today is “Traveling” and our aim is to revise our knowledge that we have got studding in this theme. We’ll revise all materials on the topic “Traveling” and we’ll speak, read, write translate and listen to the dialogue on the computer and make up your own dialogues.
53992. Визначні місця Великобританії 48.5 KB
  You are right. I’m sure that you’ve learned a lot about this country at your geography lessons, from TV programmes. At our lesson we’ll try to enlarge your knowledge about this country while doing different activities. But first of all I want you to answer my questions.
53993. British lifestyle 53 KB
  Мета: Учити учнів спілкуватися за темою вживаючи нову лексику. Розвивати та розширювати уявлення учнів про традиції англійців. 190 Для перевірки домашнього завдання учні обмінюються зошитами. Учні в парах читають вірші здогадуються про які свята йдеться та заповнюють пропуски назвами свят.
53994. Environmental problems 46.5 KB
  In my opinion, rubbish is the biggest problem. People put a lot of rubbish into rubbish dumps. This pollutes the ground and the water. My family tries to help the environment. At home we recycle most of our rubbish. We put paper, glass and plastic into special containers outside our house. In my view, this is a great system because it really helps the environment.
53995. The Best Place for Holidays 81.5 KB
  Today at the lesson we’ll speak about the best place for holidays, listen to the dialogue about visiting Malta, revise and identify the past tenses, put the verbs in brackets into the correct tense, read Vicky’s letter about her holidays in Madrid, in groups write the letter to a pen friend according to the plan, get to know if you “can taste the flower seeds”.
53996. Modern Inventions. The Internet 68 KB
  Communication in social networks was chosen as the object of our lesson because communication has always been an important part of young people's lives. Today they can choose between traditional and new ways of communication. Traditionally the young meet after classes with their school friends, make parties and go to the movies or disco clubs to have fun, relax and acquire new friends.
53997. CLOTHES ACCORDING TO THE SEASON 189 KB
  Now children, listen to me and guess: what season it is. 1. It often rains. The leaves are falling. They are red and brown. 2. It is hot and sunny. There are many flowers. They are red, yellow, pink and white. 3. It is warm. There are small green leaves on the trees. The birds are singing.