33958

Организация труда исследователя

Лекция

Безопасность труда и охрана жизнедеятельности

Правильная организация труда исследователя является одним из важнейших условий эффективности НИР и успешно завершения предпринятого исследования. Научное творчество - это своеобразный и очень сложный вид человеческой деятельности. Немало специальных исследований и книг посвящены вопросам организации труда исследователя.

Русский

2014-10-18

58.5 KB

9 чел.

Лекция 9

Организация труда исследователя.

 Правильная организация труда исследователя является одним из важнейших условий эффективности НИР и успешно завершения предпринятого исследования. Научное творчество - это своеобразный и очень сложный вид человеческой деятельности. Немало специальных исследований и книг посвящены вопросам организации труда исследователя.

У сотрудника НИИ или вузов научная работа является главным видом его служебной деятельности. Преподаватели высших учебных заведений, кроме того, должны сочетать НИР с учебно-методической и воспитательной работы. Примерно в таким же положении, как и преподаватель, находиться аспирант очной аспирантуры вуза. Наряду с работой над кандидатской диссертацией, он обязан подготовиться к сдаче и сдать кандидатские экзамены, глубоко овладеть теорией и практикой своей специальности и приобрести необходимые навыки учебно-методической работы. Отсюда вытекает важное значение рационального распределения ресурсов времени между служебными обязанностями. Нельзя забывать и о неизбежных в жизни каждого научного работника затратах времени на удовлетворение потребностей личной жизни во внеслужебных период его рабочего дня.

В наименее благоприятных условиях для научного творчества находится практический работник, желающий заниматься НИР. Он вынужден проводить свои исследования преимущественно во внерабочее время. Попутно с выполнением своих прямых служебных обязанностей, он может делать лишь какую - то часть исследовательной работы, связанной с выявлением регистрацией и накоплением фактических данных, собираемых в процессе профессиональной повседневной деятельности. Здесь необходима высокая степень организованности умственного труда исследователя и его упорство в достижении поставленной цели.

Практические работники, зачисленные в заочную аспирантуру, находятся в несколько лучшем положении. Согласно "Положению об аспирантуре" аспиранты - заочники получают ежегодно по месту работы дополнительный отпуск продолжительностью 30 дней с сохранением заработной платы. Кроме того, предоставлено право, иметь один свободный день в неделю. Таким образом, как явствует из оказанного, вне зависимости от характера служебный деятельности работника, ведущего НИР, решающее значение для планомерного проведения научной работы имеет организация труда исследователя. А теперь переходим к рассмотрению общих вопросов организации умственного труда.

 Планирование труда исследователя. В основе планирования труда лежит рабочий план выполняемого исследования. Каждый его пункт должен быть расчленен на ряд конкретных задач, стоящих перед исследователем, которые последовательно распределяются во времен при обязательном учете временных затрат на выполнение других служебных и общественных его обязанностей. Например, в рабочем плане на изучение литературы по выполняемой теме предусмотрен срок 3 мес. В личном же плане исследователя выполнение этой задачи конкретизирует следующим образом: в течение первых 2 мес. - работа в местной научной библиотеке. 3 дня в неделю по 4 часа и 2-3 часа ежедневного изучения литературы, полученной по библиотечному абонементу, в вечернее время. При этом первую неделю работы в библиотеке целесообразно отвести на просмотр библиографических указателей и составление списка (картотеки) литературы по теме исследования, подлежащей дальнейшему изучению. Наконец, в последнем, третьем, месяце следует предусмотреть 10 дневную командировку для работы в Национальной или ведомственной библиотеке (или в библиотеке головного НИУ) с целью изучения источников литературы, в частности диссертаций, которые не могли быть получены на месте.

По иному будет выглядеть реализация этой задачи рабочего плана в личном плане исследователя - практического работника, если в населенном пункте, где он работает, отсутствует солидная библиотека. В этом случае в его плане следует сразу же предусмотреть командировку или, если это невозможно, поездку за счет своего отпуска в один из крупных центров страны, в котором имеются библиотеки, располагающие справочно - библиографическим аппаратом и фондом научной литературы по тематике выполняемой НИР.

В литературе, освещающей вопросы организации умственного труда, высказывается различные мнения относительно конкретных способов планирования работы исследователя. Предлагают, кроме основного рабочего плана НИР, составлять перспективные и текущие личные планы исследователя и даже разрабатывать индивидуальный сетевой график работы. А.С.Георгиевский (1981) считает, что разрабатывать личный план на далекую перспективу нет никакой необходимости, поскольку эту роль с успехом может играть рабочий план проводимого исследования. К тому же конкретный перспективный личный пан исследователь может реально составить не более чем на месяц вперед. Применение методики с сетевого планирования оправдано в тех случаях, когда необходимо составить план НИР, разрабатываемой значительным числом исполнителей, и требуется установить взаимосвязь во времени последовательность выполняемых им работ. По мнению автора, наиболее удобно для целей личного планирования рабочего времени использовать календари - ежедневники. Методика планирования в таком календаре предельно проста. По выходе в свет месячного плана учреждения, где работает исследователь, он вносить в соответствующие планируемого месяца обязательные для него служебные и общественно - политические мероприятия. Сюда же записываются (если исследователь является преподавателем) часы занятий, которые он обязан проводить согласно учебному расписанию. После этого, руководствуясь рабочим планом НИР, исследователь распределяет предстоящей ему в планируемом месяце объем работы в оставшиеся свободным служебные и личные время. Кроме того, в личном плане исследователя должно найти свое место время на выполнение им семейных обязанностей и на занятия, связанных с расширением политического и культурного кругозора"

Планирование труда исследователя не исчерпывается составлением его личного плана. Своевременное выполнение планируемых мероприятий должно находиться под систематическим контролем, прежде всего самого исследователя. По истечении рабочей недели исследователю следует осуществить самоконтроль за степенью и качеством выполненной работы, что позволит внести соответствующие коррективы в план следующей недели с той целью, чтобы не допустить отставания от объема работы, определенной на текущий месяц. Такой же самоконтроль своей работы исследователь должен производить в последний день месяца. В случае отставания от плана следует установить его причины и наметить конкретные меры, направленные на их устранение.

 Режим умственного труда исследователя. С планированием работы исследователя тесно связан режим его умственного труда, т. к. от правильного сочетания степени умственного напряжения с определенными периодами работы и отдыха исследователя во многом завесить его работоспособность, подчинена суточному биологическому ритму, соответственно которому следует устанавливать режим труда научного работника. П.Т.Приходко (1971), обобщая результаты ряда научных работ, посвященных физиологии и гигиене умственного труда, отмечает, что у большинства людей интенсивность умственных процессов повышается "от ранних часов до полудня, достигая в это время своего максимума". Затем постепенно, примерно к 17-18 часам, происходить снижение степени умственной работоспособности. После объеденного перерыва и кратковременного отдыха в вечерние часы вновь отмечается подъем работоспособности, который "сменяется спадом энергии и необходимостью полного отдыха".

Очень большое внимание организации и режима своего труда уделял И.П.Павлов, что позволило ему сохранить высшую степень работоспособности до последних дней жизни. Об этом свидетельствует приведенное Ю.П.Фроловым (1960) графическое изображение режима рабочего дня И.П.Павлова (рис.).

Из сказанного следует, что утренние часы целесообразнее всего отводить на выполнение наиболее сложных работ, требующих большого умственного напряжения (анализ и обобщение фактических материалов исследования, постановка экспериментов, связанных с точными зрительными и иными чувственными наблюдениями и восприятиями, письменное изложение наиболее ответственных обобщающих разделов научного труда). Занятия в вечерние часы рекомендуют посвящать чтению научной литературы и научно - литературной работе. Очень важно для начинающих исследователей вырабатывать у себя навыки ритмичной и целеустремленной работы. Установлено, что люди, привыкшие работать без достаточного напряжения, с частыми перерывами для перекуров и посторонних разговоров, быстро утомляются, производительность их умственного труда не велика.

Режим умственного труда должен предусматривать рациональные чередование перерывов наиболее напряженной умственной деятельности с отдыхом, так же как и переключение работы исследователя с одного вида умственного труда на другой. Например, почувствовав утомления от письменного изложения результатов своих наблюдений, исследователь может перейти к чтению научных публикаций или к подбору иллюстраций. В периоды особо напряженного умственного труда необходимо регулярно делать через каждые 60-90 мин. работы 10 минутные перерывы. Последние рекомендуются использовать для динамической разминки, во время который следует сделать несколько упражнений дыхательной гимнастики. Специалисты в область физиологии и гигиены умственного труда категорически настаивают на том, чтобы ночной сон был полноценным и строго регламентированным. Длительность его у научных работников в возрасте до 50 лет определяется 7-8 ч., у лиц более пожилого возраста - не менее 6 ч. Дневной послеобеденный отдых должен носить активный характер и не превращаться в послеобеденный сон. Как отмечает Ю.П.Фролов (1960), "дневной сон в большинстве случаев ухудшает ночной сон, послеобеденный же отдых сидя, даже в состоянии дремоты (но не сна) в течение получаса вполне допустим. Ночная работа физиологически противопоказана". В этой связи во время дневного отдыха автор рекомендует чтение газет, художественной литературы или заниматься любимым занятием. Давая рекомендации относительно режима труда научного работника, автор далек от стремления, их абсолютизировать. Немаловажную роль при определении оптимального режима умственного труда научного работника играют, индивидуальные психофизиологические особенности творческой личности, зависящие от конституции, темперамента, наконец, от сложившегося стереотипа индивидуального биоритма. Например, немало творческих работников предпочитают ночную работу чем дневной. Поэтому в конечном итоге оптимальный режим умственного труда научного работника нередко будет установлен эмпирическим путем на основе его собственного опыта.

 Рабочее место исследователя. Рациональное устройство рабочего места имеет очень важное значение для эффективной работы исследователя. Рассмотрим самые общие рекомендации по организации рабочего места научного работника.

Прежде всего, исследователь должен иметь для работы письменный стол относительно большого размера. На столе и в его ящиках не должны быть ничего лишнего, а все предметы рабочего обихода и необходимые справочные материалы размещены в определенном строго соблюдаемом порядке. Ю.П.Фролов (1967) рекомендует с этой целью разделять письменный стол на рабочие зоны.

Центральная рабочая зона служит для размещения на ней предметов, которые являются непосредственными материальными объектами труда. Это могут быть изучаемые протокола экспериментов, бумаги для записей, пишущая машинка. Читаемая книга, согласно рекомендациям специалистов в области гигиены и умственного труда, должна лежать на пюпитре 50-60 °.

Слева от центральной зоны целесообразно размещать необходимые для текущей работы материалы, разложенные по папкам и сгруппированные в таком порядке, которой бы облегчал поиск в данный момент документа. Здесь же должен находиться рабочий план выполняемой НИР, а также наиболее часто используемые пособия. Вправо от центральной части стола откладываются отработанные материалы и исписанные (отпечатанные) листы рукописи.

Находящуюся впереди центральной зоны и прямо по отношению к работающему поверхность стола называют вспомогательной или "зоной обслуживания". В этой зоне располагают стакан с отточенными карандашами и шариковыми ручками разных цветов, приспособление для заточки карандашей, резинки, нож для разрезания бумаги и ножницы, лупа, линейки и угольник, скрепки, степлер, тюбик с клеем, калькулятор и др. Слева и впереди работающего должна находиться настольная лампа с абажуром; если же исследователь левша, то источник света нужно ставить с права от него. На письменном столе или в непосредственной близость к нему следует располагать каталожные ящики со справочными библиографическими картотеками. В.В.Федотов (1977) рекомендует в целях большего удобства пользования такими картотеками монтировать их в ящике письменного стола, разделенном на перегородки.

 Подсобный справочный аппарат и технические средства, улучшающие организацию труда исследователя. Умственный труд становиться гораздо более производительным в случае применения подсобного справочного аппарата, несущего в себе информацию, понятно необходимую в процессе труда исследователя, и технических средств, способствующих ускорению темпа и эффективности работы.

 Подсобный справочный аппарат. Работа исследователя постоянно связана с необходимостью получения разного рода справок. Это могут быть справки, как не имеющие прямого отношения к специальным вопросам проводимого исследования, так и непосредственно связанные с их содержанием (орфографические и толковые словари, энциклопедические издания, справочники по профилю своей, а нередко смежных специальностей).

Исследовательская работа требует систематического сбора и изучения научной информации, одним из постоянных путей получения которой являются литературные источники. Согласно методике сбора и изучения литературы, основные носители" библиографической информации, накапливаемые у исследователя, представлены:

а) карточками с библиографическим описанием источников литературы;

б) карточками увеличенного размера, содержащими выписанные из источников литературы фактические данные или цитаты;

в) подробные рефераты изученных трудов, ксерокопии статей отдельных фрагментов научных трудов. С целью затраты минимального времени на поиск нужной справки научному работнику рекомендуется создать свой подсобный справочно - библиографический аппарат. Основу его составят, во- первых, библиографическая картотека, построенная по принципу предметного каталога, и, во-вторых, фактографическая картотека (картотека выписок фактических данных и цитат).

Рубрикация библиографической картотеки должна предусматривать выделения разделов и подразделов, которые бы в максимальной степени отражали сферу научных интересов исследователя и охватывали круг вопросов, составляющих объект выполняемых им исследований. Не следует стремиться к ограничению рубрикации; чем более дифференцированной будет рубрикация картотеки, тем легче и скорее можно находить исследователь нужную ему справку. По этому в зависимости от содержания литературного источника на него заполняется не одна, а несколько библиографических карточек, помещаемых в соответствующие разделы картотеки.

Заполнение карточки производят по общеприятным для библиографического описания правилам; следует лишь давать краткую аннотацию на лицевой стороне (или на обороте) карточки поясняющую, почему она помещена в данном разделе картотеки. Если в личном архиве исследователя имеется подробный реферат или ксерокопия источника, необходимо об этом сделать отметку на обороте с указанием номера папки, где хранится данный материалах.

Классификацию карточек с выписками (цитатами) из литературных источников и их распределение по рубрикам фактографической картотеки целесообразно производить так же на основе принципов построения предметного каталога.

В избежания неоднократного дублирования на карточках полного библиографического описания источника литературы при необходимости относить их к нескольким рубрикам библиографической картотеки В.В.Федотов (1977) рекомендует "Алфавитную книгу" для регистрации всех изученных источников литературы. Наиболее целесообразно для цели использовать толстую канцелярскую книгу большого формата в плотном переплете. При определении количества страниц, отводимых в книге на каждую букву, можно руководствоваться частым соотношением букв, в котором они повторяются в фамилиях авторов, а именно:

А-5%, Б-7%, В-5%, Г-6%, Д-%,Е.-1%, Ж-1%,З-3%, И-2%, К-12%, Л-5%, М-7%, Н-5%, О-3%, П-9%, Р-5%, С-7%, Т-3%, У-1%, Ф-2%, Х-1%, Ц-1%, Ч-3%, Ш-Щ-3%, Э-1%,Ю-1%, Я-1%.

Запись в "Алфавитную книгу" производиться по мере ознакомления научного работника с источником, причем - в нее вносится его полное библиографическое описание. Внутри каждого раздела книги литературный источник получает свой порядковый номер, что позволяет присвоить ему своего рода шифр, состоящий из начальной буквы фамилии автора (или названия работы) и цифры порядкового номера данного источника, например: А - 8, К - 24, С - 12. При наличии "Алфавитной книги" в место того, чтобы на нескольких карточках, предназначенных для разделов картотеки, повторять одно и то же название и все выходные данные книги или статьи, можно ограничиться лишь ссылкой на шифр этого источника, присвоенной в "Алфавитной книге", и дать краткую аннотацию его содержания. По сути дела данная книга является личным алфавитным (авторским) каталогом когда- либо изученных или просмотренных научным работником литературных источников.

Оттиски журнальных статей, вырезок из газет, ксерокопии научных трудов и др. следует систематизировать по тематическому признаку, раскладывая в канцелярские папки (файлы), причем на папках следует делать надписи, поясняющие характер содержащихся в них материалов.

 Технические средства, способствующие рационализации труда. Существует довольно много разного рода технических средств (так называемая оргтехника), способствующих повышению эффективности умственного труда исследователя. Это в первую очередь персональные компьютеры, копировальная техника, сканирующее устройство, диктофоны, фотоаппараты.

Лекция. Организация труда исследователя


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

62080. Об’єднання Галицького і Волинського князівств Романом Мстиславичем. Возз’єднання князівства за синів Романа 31.36 KB
  Мета: учні зможуть дати характеристику правління Романа Мстиславича визначати основні риси його внутрішньої і зовнішньої політики; визначатимуть особливості перебігу періоду усобиць...
62081. Основные приёмы резания тонколистового металла 83.15 KB
  Цели занятия: –Обучающая: ознакомить учащихся с разновидностями ручных и металлических ножниц; научить приемам резания ручными слесарными ножницами. –Развивающая: научить приемам резания ручными слесарными ножницами.
62085. Урок по легкой атлетике 17.67 KB
  Стойка ноги врозь правая рука вверх 1-2 наклон туловища влево 3-4 наклон туловища вправо 3 И. стойка ноги врозь 1 наклон вперед 2 И. 3 наклон вперед 4 И. ноги врозь наклоны туловища 1 наклон влево 2 И.
62087. Food and Health 32.19 KB
  Today we are going to speak about food and our health. So we must decide what should we eat in order to be fit and healthy. (слайд)Today we have an unusual lesson, because we have quests “I know you perfectly well, but our quests don’t.