34005

Понятие человека

Доклад

Логика и философия

Изучая поведение разных животных и человека К. Практически все инстинкты у социализированного человека поставлены под контроль общества и моральнопсихологических механизмов саморегуляции. при помощи которой сдерживаются агрессивные импульсы умиротворяется и облагораживается эмоциональноволевая сфера человека.

Русский

2013-09-06

38 KB

0 чел.

Понятие человека2. В последнее десятилетие читателям в России стал доступен широкий перечень западной литературы, в которой представлены новые подходы в антропологии, расширяющие представления о человеке как телесном, социокультурном и духовном существе. Рассмотрим некоторые из них.

Этология Конрада Лоренца

К. Лоренц (1903-1989) - австрийский ученый, лауреат Нобелевской премии, основатель этологии - науки о поведении животных.

Изучая поведение разных животных и человека, К. Лоренц пришел к выводу, что существует общебиологический инстинкт агрессии. Поскольку всякий инстинкт выполняет адаптивную функцию, то инстинкт агрессии нуждается в своей реализации, ибо в противном случае возникает угроза деградации и существованию особи, популяции или вида. Инстинкт агрессии у животных проявляется и имеет положительное значение во взаимоотношениях между видами. Внутри вида он, если и обнаруживается, не ведет, как правило, к негативным последствиям: истреблению особей, например. Ситуация с инстинктом агрессии усложняется в человеческом обществе, поскольку на его проявление и функционировать накладываются различного рода социальные нормы и запреты. Практически все инстинкты у социализированного человека поставлены под контроль общества и морально-психологических механизмов саморегуляции. Многое из того, что делают из инстинктивных побуждений животные, человек не может себе позволить без опасности быть подвергнутым моральному или правовому осуждению. В то же время нереализованные инстинктивные побуждения, включая энергию агрессии, способствуют возникновению неврозов, психических и соматических заболеваний. Раздражительность и грубость продавщицы в магазине нередко есть следствие физической и нервной усталости ив то же время - способ самозащиты. Человек, сдержанный на работе, выплескивает на своих близких отрицательные эмоции и тем самым как бы разряжается.

Перед человеком, наделенным инстинктом агрессии, стоит непростая задача освобождения от энергии агрессии в пределах моральных, правовых и прочих норм. Иными словами, возникает очень актуальная проблема цивилизирования инстинкта агрессии. Человечество в целом и каждое конкретное общество в частности выработало широкий набор способов такого цивилизованного избавления от энергии агрессии.

Во всех религиозных системах имеется соответствующая практика (молитва, пост, исповедь, песнопение и т.д.), при помощи которой сдерживаются агрессивные импульсы, умиротворяется и облагораживается эмоционально-волевая сфера человека.

Этим же целям служит искусство, в особенности - музыка. Популярность в XX столетии жанра детективной литературы и кино объясняется в значительной степени ростом нервных перегрузок, аккумулирующих в людях агрессивность.

Эффективным способом избавления от энергии агрессии являются спорт, физические упражнения и здоровая сексуальная жизнь.

Положительное значение учения К. Лоренца об агрессии заключается в том, чтобы мы более толерантно относились к неадекватным реакциям близких, коллег и окружающих. С другой стороны, мы должны дифференцировать проявления инстинкта агрессии, имеющего случайный характер, и сознательно инспирируемую ненависть и злобу, направленных на нас лично или других людей.

Логотерапия Виктора Франкла

В. Франки (р. 1905) - австрийский ученый, основатель лого-терапии.

С точки зрения В. франкла, каждый человек может оказаться в ситуации утраты смысла жизни. Это состояние он называет "экзистенциальным вакуумом" (ЭВ). ЭВ наступает вследствие разрушения ценностной основы человеческого существования. Человеку нечем и незачем жить. Это состояние касается самой глубины личности, его внутреннего Я или экзистенции.

ЭВ становится причиной ноогенного невроза (НН), т.е. легкого личностного отклонения возникшего на основе размышлений и переживаний (ноогенный - буквально означает производный от ума) по поводу утраты смысла жизни. Неврозы, будучи слабой психической аномалией, требуют лечения, т.е. терапии.

НН требует логотерапии (логос - слово, смысл). Специфика логотерапии заключается в том, что лечение производится при помощи слова. Суть же логотерапии в обретении человеком смысла жизни, в восстановлении ценностной основы его существования. Поскольку уникален каждый человек и индивидуально неповторимы биографии и жизненные обстоятельства людей, то и не может быть унификации в решении проблемы смысла жизни. Логотерапевт призван не навязывать человеку стереотипные представления о смысле жизни, а должен помочь человеку в его поиске и нахождении таких ценностей, которые бы позволили ему обрести духовную почву под ногами.

Несмотря на уникальность жизненных обстоятельств людей, имеется ряд ситуаций универсального характера, которые со всей остротой ставят вопрос о смысле жизни. Болезнь, утрата близких, потеря работы или дееспособности, неразделенная или несчастная любовь, перспектива смерти создают ситуацию ЭВ. Для решения такого рода проблем люди неизбежно обращаются к религиозным (Логос - одно из имен И. Христа) или философским учениям.

В. Франкл констатирует, что современное западное общество, ориентированное на потребление, способно удовлетворить самые разнообразные потребности людей, но оно не способно в полной мере удовлетворить потребность в смысле жизни. Потребительское общество эксплуатирует гедонистическую мотивацию и всячески ее поощряет. Одним из характерных симптомов утраты обществом и индивидом смысла жизни является чрезмерная концентрация внимания на сексе. Стремление человека к получению все больших и больших удовольствий в этой сфере приводит к деперсонализации сексуальных отношений, а чем больше внимание смещается с партнера на сам половой акт, тем больший ущерб наносится сексуальности. В результате возникает не только разобщение и отчуждение между людьми, но и теряется возможность получения удовольствия в интимной сфере. Таким образом, проблема смысла жизни еще более обостряется и усугубляется.

Теория и практика логотерапии получили широкое развитие. В частности, в нашей стране под влиянием авторитета В. Франк-ла возникли и существуют службы "Доверие", оказывающие первичную психологическую поддержку людям, оказавшимся в кризисных ситуациях.

Судьбоанализ Леопольда Зоной

Л.Зонди (1893-1986) - швейцарский ученый, развивая и продолжая традиции психоанализа, наряду с индивидуальным и коллективным бессознательным выделил понятие родового бессознательного. Родовое бессознательное - это влияние наследственности и рода предков на судьбу человека.

Судьба бывает двух типов.

1. Навязанная судьба, которая складывается: а) под влиянием генетической наследственности; б) под действием генотрофизма -развития психики человека под влиянием того или иного предка или родственника, от которых может зависеть выбор профессии, хобби, друзей, спутника жизни, способа самоубийства и т.п.; в) в зависимости от окружающей среды.

2. Свободная судьба, которая детерминируется в зависимости от того, в каком направлении распределена бытийная мощь личности (БМЛ).

Возможны неадекватные способы распределения БМЛ, которая передается объекту партиципации, не могущему принять на себя это могущество. К ним относятся:                      '

а) идеология - концентрация БМЛ на себе. Признаки идеологизированных людей:

• исходят из деления человечества на посвященных и чистых - профанов и нечистых - обладают дуалистическим способом мышления (или - или);

• для них характерно идеологическое буквоедство;

• харизматическое сознание;

• для них лозунг выше дискуссии;

• они рвут отношения с теми, кто критикует их убеждения;

б) бред маниакальный - люди этого типа, не принимая существующий мир, создают свой бредовый мир, который им служит защитой от первого. В результате размываются границы между Я и миром. Если БМЛ распределяется на других лиц, то возникает мания преследования, если на себя, то возникает мания величия.

Истинный способ распределения БМЛ - это вера. Вера - это биологически врожденная способность человека к самотрансцен-денции, т.е. переходу от самого себя к Божественному Духу. Именно вера делает судьбу свободной ("Господь есть Дух; а где ^. Дух Господень, там свобода" Кор. 2, 3, 17).

Отвечая на упреки оппонентов, утверждавших, что его подход - это не наука, а мировоззрение, Л. Зонди сказал: "Горе науке, которая не имеет достаточно мужества для того, чтобы стать мировоззрением. Быть человеком - это значит помогать и верить. Поэтому Я вынужден переступать границы чистой медицины и чистой психиатрии, когда ставлю человека выше науки".

Судьбоанализ - это вероанализ. Под верой понимается решение нелегкой задачи "правильного" и "пропорционального" распределения БМЛ. Вера удерживает человека от недооценки и переоценки своих сил. Верующий принимает жизнь такой, какая она есть, воспринимая окружающий мир со всеми его трагическими противоречиями, многозначностью, неясностью и экзистенциальными вопросами. Л. Зонди характеризует верующего как человека, который пробился к метафизическому основанию своей сущности, свободному от противоречий и соединяющему в себе противоположности. Это ядро сущности Л. Зонди назвал "Первосвященное Я". Истинно верующий является человеком, который достиг полноты и целостности своей личности. Ему свойственно видение интегрально-целостной картины действительности.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

12924. Наші права – щасливе дитинство 35.5 KB
  Виховна година на тему: Наші права – щасливе дитинство Мета:розповісти учням про їхні права й свободивизначені Конституцією про права дитини; навчити правильно реалізовувати свої прававиховувати в учнів поважне ставлення до власної особистості інших. Обла...
12925. Виховний захід. Дружба 51 KB
  Тема: Дружба Мета: розкрити зміст понять дружба дійсний друг; показати його відмінність від понять приятель і знайомий; прищепити учням повагу до цінностей дружби; сприяти розвиткові критичного ставлення до себе і своїх особистих якостей терпимості й коректно...
12926. Виховна година на тему «Європейські університети» 308 KB
  Виховна година на тему Європейські університети Ведучий 1 Доброго дня шановні викладачі студенти гості. Ведучий 2 Омар Хаям говорив: Знання для духу світоч найясніший знання для тіла панцир найміцніший. Ведучий 1 Знання нам дарують вихователі вчителі
12927. Виховна година на тему: «Шкідливість алкоголю» 62 KB
  Виховна година на тему: Шкідливість алкоголю Мета: Виховання свідомого ставлення до свого здоров’я та здоров’я громадян як найвищої соціальної цінності; формування валеологічного світогляду; формування та пропаганда здорового способу життя; профілактика шкідливих ...
12928. Виховна година на тему: «СНІД. Небезпека і профілактика» 54.5 KB
  Виховна година на тему: СНІД. Небезпека і профілактика Мета: дати учням елементарні знання про СНІД основні шляхи зараження цією хворобою та заходи щодо її профілактики. Обладнання: роздавальний матеріал анкета Перевір свої знання про СНІД; плакат із відпові
12929. Виховна година на тему «Наркоманія» 88 KB
  Виховна година на тему Наркоманія Мета: дати учням елементарні знання про хворобу наркоманію основні наркотичні речовини їх дію на організм людини та шляхи профілактики наркозалежності; розглянути наркоманію в моральному правовому і медичному аспектах; привести...
12930. Про шкоду паління та алкоголізму 64.5 KB
  Про шкоду паління та алкоголізму Виховна година для підлітків 12–15 років Мета заходу: формування в учнів правильного уявлення про здоров’я здоровий спосіб життя; виховання дбайливого ставлення до свого здоров’я здоров’я оточуючих; пропаганда здорового способу життя;...
12931. Збірка Виховних годин 422 KB
  Виховна година Доброта. Мета: виховувати в підлітках доброту; довести що можливість зробити світ трохи кращим знаходиться в кожному з нас. Обладнання: папір для відповідей на тести й малюнків фломастери; музичний центр диск Світлани Копилової Прит
12932. Разработка технологии изготовления высокоплотных изделий сложной формы из Al2О3 5.36 MB
  Области применения и виды изделий высокоглиноземистой керамики –различны. Их применяют: в режущих инструментах, в различных двигателях, в контейнерах для хранения радиоактивных отходов, в микроэлектронике, в ракето космической промышленности, в виде брони.