34006

Основные антропологические парадигмы

Доклад

Логика и философия

Проблема человека одна из центральных тем философии. В разных философских традициях и школах по разному трактуется феномен человека. Христианская антропология зиждется на ряде основополагающих постулатов: а человек есть триединство духовного душевного и телесного;б человек есть образ и подобие Божие;в онтологическая ущербность человека наступившая после грехопадения прародителей человечества Адама и Евы;г онтологический грех человека искупается жертвенной смертью Иисуса Христа каждый имеющий в своем сердце веру в Спасителя...

Русский

2013-09-06

31.5 KB

13 чел.

Осн-ые антропологические парадигмы.

1. Проблема человека - одна из центральных тем философии. В разных философских традициях и школах по разному трактуется феномен человека. Причем, эти различия могут быть настолько существенными, что имеет смысл говорить о существовании антропологических парадигм, которые глубоко укоренены в религиозной, культурной или научной традициях.

Христианская антропология зиждется на ряде основополагающих постулатов:

а) человек есть триединство духовного, душевного и телесного;б) человек есть образ и подобие Божие;в) онтологическая ущербность человека, наступившая после грехопадения прародителей человечества Адама и Евы;г) онтологический грех человека искупается жертвенной смертью Иисуса Христа, каждый, имеющий в своем сердце веру в Спасителя, прощен и спасен;д) бессмертна не только душа человека, но весь он воскреснет после страшного суда, т.е. обретет свою изначальную духовно-душевно-телесную целостность;е) человек - свободное существо, он наделен правом выбора между добром и злом, раем и адом, верой и неверием;ж) человек - творческое существо, он способен созидать и в этом плане богоподобен, но в состоянии отпадения от Бога способен разрушить все;3) человек есть личность в той мере, в какой он приобщен к Богу, тоже Личности.

Бездуховный человек безличен, он подвержен природным стихиям и поглощен социумом. Основа духовности и, следовательно, личности - любовь.

В русле или под влиянием христианской антропологии создавали свои учения о человеке М. Шелер, А. Швейцер, П. Тил-лих, Т. де Шарден, К. Ясперс, М. де Унамуно, Н. Бердяев, В. Зеньковский, И. Ильин, Л. Карсавин, Б. Вышеславцев и другие мыслители.

В середине XIX возникли теософия Е.П. Блаватской и антропософия Р. Штайнера. В этой связи целесообразно обозначить некоторые узловые пункты индуистско-буддийской антропологии. онтологические, космологические и моральные законы и процессы составляют одно неразрывное целое, которое фиксируется понятием дхарма^ В буддизме Этим термином обозначаются мельчайшие неделимые частицы, которые одновременно являются первоэлементами мира и психики человека. Сам человек есть совокупность пяти наборов дхарм (скандх). Смерть человека- распадение скандх. Основная концепция индуизма и буддизма -идея перевоплощения.Колесо жизни (сансара) разворачивается в зависимости от качества кармы (закона воздаяния). Хорошая карма дает в новом рождении более достойную жизнь, плохая - может низвести ее до жизни животного. Однако конечная цель буддизма - прекращение цепи рождений и смертей, выход за пределы сансары и достижение нирваны, которая означает полное освобождение от всего. Главное в нирване - это то, что она означает конец страданию, которое воспринимается как главное неизбежное зло жизни. Для достижения нирваны Будда предлагает благородный восьмеричный путь, который включает:1) праведное воззрение;2) праведное устремление;3) праведную речь;4) праведное поведение;5) праведный образ жизни;6) праведное усердие;7) праведную память;8) праведное самоуглубление.

Таким образом, в буддизме человек достигает высшего совершенства благодаря должной нравственности, высокой мудрости и правильной духовной практике (медитации). Марксистское учение о человеке

Ключевым понятием марксистской антропологии является понятие труда. Труд- основная причина  выделения человека из животного царства.труд- это сфера свободной творческой деятельности человека, это игра его физических и интеллектуальных сил, благодаря которой человек относится к миру не только утилитарно, а преобразует его по законам красоты. Однако в действительности, в своем реальном историческом бытии труд чаще всего предстает в виде принудительной и рутинной деятельности, из цели и смысла человеческой жизни превращается в средство добывания средств существования, т.е. носит откровенно отчужденный характер.1, оно означает, что от человека отделяется продукт труда. Производитель продукта не является его собственником. У него часто нет денег купить то, что он сам сделал.2 отчуждение труда проявляется как превращение трудовой деятельности в наказание и пытку.3, в процессе капиталистического производства происходит отчуждение человека от человека. 4при капитализме происходит разделение родовой сущности человека и его существования.

Чтобы изменить человека и его жизнь к лучшему, необходимо построить такой общественный строй, в котором бы произошло снятие отчуждения и соединились родовая сущность человека с его существованием. Этот общественный строй он назвал коммунизмом.

Одной из наиболее влиятельных антропологических парадигм XX столетия является психоанализ.

Основатель психоанализа Зигмунд Фрейд (1856 - 1939) полагал, что человек есть средоточие конфликта между природой и культурой, обусловливающего драматизм его существования и служащего источником неврозов и психических патологий. Психика человека включает три основных элемента: Я (сознательно-подсознательное начало). Оно (сфера бессознательного, где решающее значение принадлежит сексуальным импульсам, производным от энергии либидо), Сверх-Я (интериоризированные в психику человека социальные нормы, регламентирующие его поведение). Психическая деятельность бессознательного подчиняется принципу удовольствия. Однако человек не может свободно отдаться этому принципу.Он вынужден следовать принципу реальности: Я принимает такие решения и действует таким образом, чтобы бессознательные влечения не вышли за рамки дозволенного. Нереализованные желания уходят обратно в сферу бессознательного, накапливаются там и стремятся найти выход в сферу сознания. Они прорываются туда в сновидениях, обмолвках, грезах, шутках и т.п. Если выход им не находится, то это служит причиной неврозов и психических патологий. Наиболее эффективным способом избегания неврозов и патологий является творчество. Основатель психоанализа подвергся критике со стороны своих учеников, которые считали, что 3. Фрейд неоправданно раздул и преувеличил значение сексуальности в сфере бессознательного.

Психоанализ оказал огромное влияние не только на развитие психологии и философии в XX столетии, но и на многие процессы в сфере искусства и художественного творчества.

Таков далеко не полный перечень антропологических парадигм, сосуществующих параллельно в современных философской, научной и культурной сферах.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

55651. Біографія Роберта Бернса. Future Simple Passive Voice 101 KB
  The topic of our today’s lesson is: “The English Poet R.Burns. Future Simple Passive Voice”. By the end of the lesson you would be able: To talk about A. Carnegie and R. Burns using active vocabulary. To use the Future Simple Passive Voice in oral speech.
55653. ПУТЕШЕСТВИЕ НА ОСТРОВ РОБИНЗОНА 55 KB
  Географические координаты точек Атмосфера география способствовать развитию речи; развивать пространственное мышление; развивать коммуникативные навыки при работе в группах; развивать познавательный интерес и географическое мышление учащихся; способствовать...
55654. Экологическое воспитание как социально-педагогическая проблема 57 KB
  Сколько нужно посадить молодых тополей чтобы они заменили пять бездумно срубленных десятилетних деревьев Если каждый год вы будите мусорить сколько лет понадобится для того чтобы весь бумажный мусор разложился...
55655. КОНЦЕПЦІЯ ПРАВОВОЇ ОСВІТИ І ПРАВОВОГО ВИХОВАННЯ ШКОЛЯРІВ 79 KB
  Нарізним стрижнем цієї культури є правосвідомість особистості яка включає отримання системних наукових знань про право правопорядок і його охорону та виховання емоційно-оціночного ставлення до права і правопорядку.
55656. Соціалізація творчої особистості у виховному процесі 60.5 KB
  Одним із стратегічних завдань реформування освіти в Україні згідно з державною національною програмою Освіта є формування освіченої творчої особистості становлення її фізичного і морального здоровя.
55657. Подорож до Смішариків 31 KB
  Мета: Закріпити вміння дітей рахувати в межах 5 цифри в межах 5 і позначати кількість відповідною цифрою. Продовжувати вчити дітей ділити предмети на 24 рівні частини порівнювати ціле і частини.
55658. План-сценарій проведення гри «Щасливий випадок» 29 KB
  Мета: вивчення рівня психолого-педагогічних знань вихователів з даної проблеми. Нікітіна Що він вважав за головне в роботі з дітьми Які книги Вам відомі Які ігри за його методикою Ви знаєте II Гейм Заморочки...
55659. Патріотичне виховання дошкільників 37.5 KB
  Мета: Розвивати патріотичні почуття, зв’язне мовлення, увагу, мислення, образну пам'ять, музичний слух. Виховувати любов до рідної землі, природи, народних ігор та бережне ставлення до навколишнього середовища.