34009

Религия как социокультурный феномен. Понятие Бога в философии и религии

Доклад

Логика и философия

Понятие Бога в философии и религии. Философия религии важный раздел философского знания поскольку религия составляет системообразующий элемент различных культур цивилизаций и обществ. Философию религии нельзя также отождествлять с религиозной философией. Философия религии это прежде всего рефлексия над религией как сложным социокультурным феноменом определение ее знания в жизни человека и общества.

Русский

2013-09-06

40.5 KB

44 чел.

. Религия как социокультурный феномен. Понятие Бога в философии и религии.

Философия религии - важный раздел философского знания, поскольку религия составляет системообразующий элемент различных культур, цивилизаций и обществ. Иначе говоря, многообразие культур и социумов, в первую очередь, определяется спецификой религиозных систем, определяющих содержательность и смысловую основу их духовной жизни. Философию религии следует отличать от богословия (теологии), предметом которого являются религиозные догматы, рационализацией коих оно и занимается. Философию религии нельзя также отождествлять с религиозной философией. Религиозная философия - это философствование на религиозные и иные темы с позиции глубоко верующего человека. По своему предметному содержанию религиозная философия может быть церковной или светской. Так, например, Вл. Соловьев, *Н. Бердяев, Н. Лосский были религиозными мыслителями, но отнюдь не были церковными иерархами. Философия религии - это, прежде всего, рефлексия над религией как сложным социокультурным феноменом, определение ее знания в жизни человека и общества.

1. Религия есть связь между земным миром и небесным, видимым миром и невидимым, человеком и Богом. Отсюда всякая религия есть сочетание сакрального (священного) откровения трансцендентного мира и исторически обусловленного, зависящего от уровня и характера развития человека и общества. Известно несколько исторических типов религии: первобытные религии (фетишизм, тотемизм), язычество и религии откровения. Язычество являет собой обожествление природных стихий, ремесел и искусств. Поэтому языческие верования всегда есть многобожие (политеизм). Религии откровения - наиболее развитые религиозные системы, как правило, монотеистического содержания. В социальном плане первобытные религии связаны с родоп-леменной организацией общества. Языческие религии в основном становятся национально-государственными (особенно характерны в этом плане греческий и римский пантеон богов и, соответственно, античные формы государственности). Религии откровения - это по существу великие мировые религии (буддизм, христианство, ислам). Наряду с понятием "религия" часто употребляется и понятие "конфессия". Практически конфессия - есть то же, что и вероисповедание. Понятие конфессии уже по объему понятия религии и, в свою очередь, подразделяется на общины - организации верующих. Христианство делится на три основные конфессии: католичество, православие, протестантизм. Ислам же подразделяется на суннизм и шиизм. Буддизм содержит в себе два основных течения: хинаяна и махаяна, которые, в свою очередь, имеют еще более дробную структуру.

Всякая развитая религия - это сложная система, включающая:

а) вероучение, изложенное в священных писаниях (для христианства - это Библия, для мусульман - Коран и т.д.);

б) культ - совокупность обрядов и таинств;

в) религиозную организацию (Церковь);

г) религиозную психологию (особые переживания у верующих).

Религия выполняет множество разнообразных социальных,

функций:

1. Мировоззренческую - она стремится дать целостную картину бытия, охватывающую мир видимый и невидимый;

дать представление о Высших силах, руководящих бытием человека и человечества, историей народов и государств; о смысле, цели и содержании человеческого существования - в земной жизни и после смерти.

2. Интегрирующую - религия представляет собой систему ценностей, которая служит укреплению конфессиональной общности, нации и государства.

3. Регулятивную - при помощи норм и предписаний религия регламентирует жизнь общества и личности.

4. Коммуникативную - создает основу для общения единоверцев.

5. Сегрегирующую - препятствует смешению и унификации народов, культур, цивилизаций.

6. Компенсаторную - дает утешение человеку перед лицом страданий, скорбей и жизненных тягот.

В качестве основной социальной функции религии многие исследователи называют интегрирующую. В этой связи понятно, почему любое, нормально развивающееся общество и Церковь негативно относятся к сектантству. Сектантские движения, претендующие на отделение от основной конфессии, имеются во всех религиях. Опасность сектантства заключается в том, что секты подрывают духовное единство нации и государства и ставят, таким образом, под угрозу их существование. Как правило, секты представляют серьезную опасность для физического, морального и психического здоровья людей. Сектантство, возникая из ереси - ложного толкования религиозных догматов, - практикует новые обряды, таинства, которые оказываются разрушительными для их адептов.

Религия оказывает огромное влияние на культуру, менталитет и психологию народов. Основные цивилизационные разделения идут именно по линии религиозных различий.

2. Главное содержание религии составляет вера в Бога. Однако Бог является не только предметом религиозной веры, но и философской рефлексии. Именно философия религии стремится постигнуть рациональный смысл идеи Бога.

Но, что же можно понимать под Богом?

По существу Бог, как понятие, имеет несколько важных, смысловых значений.

Во-первых, Бог - это Сверх-разум, непостижимый рационально. По словам Ф.М. Достоевского, повадливый (хитрый, лукавствующий) ум человеческий склонен приписывать Богу свои весьма ограниченные понятия и представления. Но Бог выше всяких человеческих понятий и представлений. Вот почему смирение является главной моральной и гносеологической добродетелью христианства. И, напротив, самое большое зло в жизни и познании - это гордыня всезнайства.

Во-вторых, Бог - это Сверх-Благо или Абсолютная ценность, которую нельзя воспринимать моралистически. "Если Бог - любовь, - писал замечательный английский богослов К.С. Льюис, -Он по самому определению не только доброта. Он всегда наказывал нас, но никогда не презирал. Господь удостоил нас великой и невыносимой чести: Он любит нас в самом глубоком и трагическом смысле этого слова" (Льюис К.С. Страдание. - М., 1991. - С. 37). Божественная любовь проявляется не столько в том, что Он дарует человеку блага жизни, но также и в том, что Он ниспосылает ему страдания, лишения, испытания, тяготы бытия, испытуя его веру и наставляя на путь истинный.

В-третьих, Бог - это Высший Суд. Только Он может окончательно определить и взвесить положительный или отрицательный баланс человеческих помыслов и деяний. Вот почему Христос призывает: "Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы..." (Мтф. 7, 1).

В-четвертых, Бог - это Сверх-совершенство. Только Ему следует поклоняться, только на Него возлагать свои самые заветные упования. У Ф.М. Достоевского есть такая фраза: "Если Христос не Истина, то я скорее останусь с Христом, нежели с Истиной". Смысл этого высказывания заключается в том, что история знает много учений, претендовавших быть Истиной, но в итоге оказавшимися ложными утопиями, порабощающими человека, потому что их творцы и создатели были несовершенными, а то и вовсе порочными людьми. Только поклоняющийся абсолютному Совершенству является подлинно свободным существом. "Господь есть Дух, а где Дух Господень, там свобода" (2 Кор. 3,

17).

На рационализации идеи Бога построены и основные философские доказательства Его бытия.

Исторические сложилось несколько доказательств такого рода.

1. Онтологическое. Впервые сформулировано в XI в. Ан-сельмом Контерберийским. Суть этого доказательства сводится к следующему: Бог есть всесовершенное существо, следовательно, ему должен быть присущ и атрибут существования. Не может же всесовершенное существо не существовать. Попытки опровергнуть это доказательство предпринимали Фома Аквинский и И. Кант, и суть их критики такова: существование Бога выводится из понятия о Нем, а не из Его самого.

2: Космологическое. Платон и Аристотель, впервые сформулировавшие это доказательство, рассуждали так: все в мире имеет свою причину, следовательно, и он сам имеет Первопричину. Первопричина всего сущего и есть Бог. И. Кант для критики этого доказательства приводил те же аргументы, что и в первом случае.

3. Телеологическое. Оно строится на наличии в мире целесообразности, которая объясняется наличием в мире премудрого Архитектора, устроившего бытие в высшей степени целесообразным (телеологическим) образом. Как бы ни были весомы приведенные выше доказательства, все они имеют общий недостаток: рационализацию идеи или понятия Бога. Всякое же понятие и идея мертвы в сравнении с живым Богом, данном человеку в акте веры.

В религии Бог не осмысляется, как в философии и богословии, а переживается в особом опыте. Религиозный опыт включает:

1. Откровение - непосредственное созерцание верующим трансцендентных сущностей. (Описано в главе по гносеологии.)

2. Религиозные переживания:

• страх Божий - это глубокое чувство подконтрольности Высшему существу;

• грех - осознание человеком своей онтологической ущербности, несовершенства и жажда его искупления;

• богооставленность - чувство абсолютного одиночества в мире;

• благоговение - восторг и радость бытия, сочетающиеся с чувством благодарности Богу за все, что Он дает человеку.

3. Религиозная практика включающая: совокупность обрядовых действий и таинства церкви;

• молитву - средство общения верующего с Богом, ангелами и святыми;

• пост - воздержание от некоторых видов пищи в особые дни с целью физического и духовного очищения верующего;

• таинства, в христианстве (католичестве и православии) признается 7 таинств: - крещение,

• миропомазание,

• исповедь,

• евхаристия (причащение),

• брак,

                                        • рукоположение (священство),

• елеосвящение (соборование).

Именно в актах религиозного опыта происходит актуализация веры и ощущение присутствия живого личного Бога, Искупителя, Судии и Спасителя.

Каждая религиозная система имеет свой специфический духовный опыт и формирует особый тип верующего человека. Признавая право человека выбирать любой вид религиозной веры, общество и государство не должны поощрять религиозный фанатизм и нетерпимость, ибо это грозит конфликтами и войнами между людьми и народами. Как правило, религиозный фанатизм свидетельствует также о нецивилизованности тех обществ, где он практикуется, и отсутствии у людей зрелой духовной культуры. По существу, философия религии имеет целью показать позитивную значимость религии только при условии ее единства с другими формами культуры и знания, в частности, с моралью и искусством, призванных облагораживать человека.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

70343. Разработка программного обеспечения (ПО) для системы он-лайн продаж строительных материалов на примере ОАО «Гродненский комбинат строительных материалов» 5.21 MB
  Обзор современных литературных источников, необходимых для дальнейшей работы над проектом, анализ методов решения прикладных задач; систематизация собранного материала для выполнения дипломного проекта; изучение существующего программного обеспечения для проектирования выбранной системы; построение логической модели данных. Определение правил для данных, правил для процессов, а также правил для интерфейса...
70344. Моніторинг якості знань молодших школярів 524.5 KB
  З кожним роком змінюється життя навколо нас змінюються люди а відповідно і змінюються вимоги до якості знань школярів. Адже саме в перші роки навчання закладаються основи всіх знань вміння працювати і самостійно приймати рішення.
70345. Финансовый менеджмент: содержание и механизм функционирования 160.5 KB
  Целью финансового менеджмента являются выработка и применение методов, средств и инструментов для достижения целей деятельности фирмы в целом или ее отдельных производственно-хозяйственных звеньев – центров прибыли...
70346. МАРШРУТИЗАЦИЯ В ГОРОДСКИХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМАХ НА БАЗЕ МОБИЛЬНЫХ ИНТЕРФЕЙСОВ 2.63 MB
  Цель работы – расширение электронной туристической карты до «электронного туристического гида» для мобильных устройств на платформе Android. В процессе работы были проведены теоретические исследования средств информационной визуализации для мобильных приложений, изучены возможности практического применения GPS-навигации в информационных системах.
70347. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ 82 KB
  Проанализированы различные теоретические подходы к определению сущности общения и коммуникации; определены группы наиболее значимых для дошкольников коммуникативных умений; обоснованы исходные теоретические предпосылки констатирующего эксперимента.
70348. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН 95.5 KB
  Проблема формирования коммуникативной компетентности студентов не является совершенно новой. Представляется целесообразным целостно на междисциплинарном уровне исследовать проблему формирования коммуникативной компетентности студентов посредством выявления дидактического...
70349. СОСТАВ И СОДЕРЖАНИЕ ДОКУМЕНТАЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ КАК ИСТОЧНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 67 KB
  Статья посвящена актуальной проблеме - системному анализу документальной источниковедческой базы материалов учет которых чрезвычайно важен при изучении процесса развития системы высшего образования в нашей стране.
70350. МАРКЕТИНГ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В ФИЛИАЛЕ РГСУ В Г. МИНСКЕ 144.5 KB
  Базируясь на учете специфики образовательных услуг, анализе внешнего, внутреннего и интерактивного маркетинга, автор исследует сущность образовательных услуг, их качество, предлагает модель маркетинга на рынке образовательных услуг, ориентированную на потенциал, процесс, результат.