34009

Религия как социокультурный феномен. Понятие Бога в философии и религии

Доклад

Логика и философия

Понятие Бога в философии и религии. Философия религии важный раздел философского знания поскольку религия составляет системообразующий элемент различных культур цивилизаций и обществ. Философию религии нельзя также отождествлять с религиозной философией. Философия религии это прежде всего рефлексия над религией как сложным социокультурным феноменом определение ее знания в жизни человека и общества.

Русский

2013-09-06

40.5 KB

44 чел.

. Религия как социокультурный феномен. Понятие Бога в философии и религии.

Философия религии - важный раздел философского знания, поскольку религия составляет системообразующий элемент различных культур, цивилизаций и обществ. Иначе говоря, многообразие культур и социумов, в первую очередь, определяется спецификой религиозных систем, определяющих содержательность и смысловую основу их духовной жизни. Философию религии следует отличать от богословия (теологии), предметом которого являются религиозные догматы, рационализацией коих оно и занимается. Философию религии нельзя также отождествлять с религиозной философией. Религиозная философия - это философствование на религиозные и иные темы с позиции глубоко верующего человека. По своему предметному содержанию религиозная философия может быть церковной или светской. Так, например, Вл. Соловьев, *Н. Бердяев, Н. Лосский были религиозными мыслителями, но отнюдь не были церковными иерархами. Философия религии - это, прежде всего, рефлексия над религией как сложным социокультурным феноменом, определение ее знания в жизни человека и общества.

1. Религия есть связь между земным миром и небесным, видимым миром и невидимым, человеком и Богом. Отсюда всякая религия есть сочетание сакрального (священного) откровения трансцендентного мира и исторически обусловленного, зависящего от уровня и характера развития человека и общества. Известно несколько исторических типов религии: первобытные религии (фетишизм, тотемизм), язычество и религии откровения. Язычество являет собой обожествление природных стихий, ремесел и искусств. Поэтому языческие верования всегда есть многобожие (политеизм). Религии откровения - наиболее развитые религиозные системы, как правило, монотеистического содержания. В социальном плане первобытные религии связаны с родоп-леменной организацией общества. Языческие религии в основном становятся национально-государственными (особенно характерны в этом плане греческий и римский пантеон богов и, соответственно, античные формы государственности). Религии откровения - это по существу великие мировые религии (буддизм, христианство, ислам). Наряду с понятием "религия" часто употребляется и понятие "конфессия". Практически конфессия - есть то же, что и вероисповедание. Понятие конфессии уже по объему понятия религии и, в свою очередь, подразделяется на общины - организации верующих. Христианство делится на три основные конфессии: католичество, православие, протестантизм. Ислам же подразделяется на суннизм и шиизм. Буддизм содержит в себе два основных течения: хинаяна и махаяна, которые, в свою очередь, имеют еще более дробную структуру.

Всякая развитая религия - это сложная система, включающая:

а) вероучение, изложенное в священных писаниях (для христианства - это Библия, для мусульман - Коран и т.д.);

б) культ - совокупность обрядов и таинств;

в) религиозную организацию (Церковь);

г) религиозную психологию (особые переживания у верующих).

Религия выполняет множество разнообразных социальных,

функций:

1. Мировоззренческую - она стремится дать целостную картину бытия, охватывающую мир видимый и невидимый;

дать представление о Высших силах, руководящих бытием человека и человечества, историей народов и государств; о смысле, цели и содержании человеческого существования - в земной жизни и после смерти.

2. Интегрирующую - религия представляет собой систему ценностей, которая служит укреплению конфессиональной общности, нации и государства.

3. Регулятивную - при помощи норм и предписаний религия регламентирует жизнь общества и личности.

4. Коммуникативную - создает основу для общения единоверцев.

5. Сегрегирующую - препятствует смешению и унификации народов, культур, цивилизаций.

6. Компенсаторную - дает утешение человеку перед лицом страданий, скорбей и жизненных тягот.

В качестве основной социальной функции религии многие исследователи называют интегрирующую. В этой связи понятно, почему любое, нормально развивающееся общество и Церковь негативно относятся к сектантству. Сектантские движения, претендующие на отделение от основной конфессии, имеются во всех религиях. Опасность сектантства заключается в том, что секты подрывают духовное единство нации и государства и ставят, таким образом, под угрозу их существование. Как правило, секты представляют серьезную опасность для физического, морального и психического здоровья людей. Сектантство, возникая из ереси - ложного толкования религиозных догматов, - практикует новые обряды, таинства, которые оказываются разрушительными для их адептов.

Религия оказывает огромное влияние на культуру, менталитет и психологию народов. Основные цивилизационные разделения идут именно по линии религиозных различий.

2. Главное содержание религии составляет вера в Бога. Однако Бог является не только предметом религиозной веры, но и философской рефлексии. Именно философия религии стремится постигнуть рациональный смысл идеи Бога.

Но, что же можно понимать под Богом?

По существу Бог, как понятие, имеет несколько важных, смысловых значений.

Во-первых, Бог - это Сверх-разум, непостижимый рационально. По словам Ф.М. Достоевского, повадливый (хитрый, лукавствующий) ум человеческий склонен приписывать Богу свои весьма ограниченные понятия и представления. Но Бог выше всяких человеческих понятий и представлений. Вот почему смирение является главной моральной и гносеологической добродетелью христианства. И, напротив, самое большое зло в жизни и познании - это гордыня всезнайства.

Во-вторых, Бог - это Сверх-Благо или Абсолютная ценность, которую нельзя воспринимать моралистически. "Если Бог - любовь, - писал замечательный английский богослов К.С. Льюис, -Он по самому определению не только доброта. Он всегда наказывал нас, но никогда не презирал. Господь удостоил нас великой и невыносимой чести: Он любит нас в самом глубоком и трагическом смысле этого слова" (Льюис К.С. Страдание. - М., 1991. - С. 37). Божественная любовь проявляется не столько в том, что Он дарует человеку блага жизни, но также и в том, что Он ниспосылает ему страдания, лишения, испытания, тяготы бытия, испытуя его веру и наставляя на путь истинный.

В-третьих, Бог - это Высший Суд. Только Он может окончательно определить и взвесить положительный или отрицательный баланс человеческих помыслов и деяний. Вот почему Христос призывает: "Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы..." (Мтф. 7, 1).

В-четвертых, Бог - это Сверх-совершенство. Только Ему следует поклоняться, только на Него возлагать свои самые заветные упования. У Ф.М. Достоевского есть такая фраза: "Если Христос не Истина, то я скорее останусь с Христом, нежели с Истиной". Смысл этого высказывания заключается в том, что история знает много учений, претендовавших быть Истиной, но в итоге оказавшимися ложными утопиями, порабощающими человека, потому что их творцы и создатели были несовершенными, а то и вовсе порочными людьми. Только поклоняющийся абсолютному Совершенству является подлинно свободным существом. "Господь есть Дух, а где Дух Господень, там свобода" (2 Кор. 3,

17).

На рационализации идеи Бога построены и основные философские доказательства Его бытия.

Исторические сложилось несколько доказательств такого рода.

1. Онтологическое. Впервые сформулировано в XI в. Ан-сельмом Контерберийским. Суть этого доказательства сводится к следующему: Бог есть всесовершенное существо, следовательно, ему должен быть присущ и атрибут существования. Не может же всесовершенное существо не существовать. Попытки опровергнуть это доказательство предпринимали Фома Аквинский и И. Кант, и суть их критики такова: существование Бога выводится из понятия о Нем, а не из Его самого.

2: Космологическое. Платон и Аристотель, впервые сформулировавшие это доказательство, рассуждали так: все в мире имеет свою причину, следовательно, и он сам имеет Первопричину. Первопричина всего сущего и есть Бог. И. Кант для критики этого доказательства приводил те же аргументы, что и в первом случае.

3. Телеологическое. Оно строится на наличии в мире целесообразности, которая объясняется наличием в мире премудрого Архитектора, устроившего бытие в высшей степени целесообразным (телеологическим) образом. Как бы ни были весомы приведенные выше доказательства, все они имеют общий недостаток: рационализацию идеи или понятия Бога. Всякое же понятие и идея мертвы в сравнении с живым Богом, данном человеку в акте веры.

В религии Бог не осмысляется, как в философии и богословии, а переживается в особом опыте. Религиозный опыт включает:

1. Откровение - непосредственное созерцание верующим трансцендентных сущностей. (Описано в главе по гносеологии.)

2. Религиозные переживания:

• страх Божий - это глубокое чувство подконтрольности Высшему существу;

• грех - осознание человеком своей онтологической ущербности, несовершенства и жажда его искупления;

• богооставленность - чувство абсолютного одиночества в мире;

• благоговение - восторг и радость бытия, сочетающиеся с чувством благодарности Богу за все, что Он дает человеку.

3. Религиозная практика включающая: совокупность обрядовых действий и таинства церкви;

• молитву - средство общения верующего с Богом, ангелами и святыми;

• пост - воздержание от некоторых видов пищи в особые дни с целью физического и духовного очищения верующего;

• таинства, в христианстве (католичестве и православии) признается 7 таинств: - крещение,

• миропомазание,

• исповедь,

• евхаристия (причащение),

• брак,

                                        • рукоположение (священство),

• елеосвящение (соборование).

Именно в актах религиозного опыта происходит актуализация веры и ощущение присутствия живого личного Бога, Искупителя, Судии и Спасителя.

Каждая религиозная система имеет свой специфический духовный опыт и формирует особый тип верующего человека. Признавая право человека выбирать любой вид религиозной веры, общество и государство не должны поощрять религиозный фанатизм и нетерпимость, ибо это грозит конфликтами и войнами между людьми и народами. Как правило, религиозный фанатизм свидетельствует также о нецивилизованности тех обществ, где он практикуется, и отсутствии у людей зрелой духовной культуры. По существу, философия религии имеет целью показать позитивную значимость религии только при условии ее единства с другими формами культуры и знания, в частности, с моралью и искусством, призванных облагораживать человека.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

49725. Оценка кредитоспособности физического лица 346 KB
  Целью данной курсовой работы является оценка кредитоспособности клиента от различных параметров. Основными задачами настоящей курсовой работы являются: Изучение факторов, влияющих кредитоспособность; Изучение принципов работы нейросети с использованием программы «Нейросимулятор»;
49726. ТЕПЛОВЫЕ И МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ ПРИ СВАРКЕ 658.36 KB
  Цель работы разработка методики теплового расчета расчетов химического состава металла оценки равновесной концентрации кислорода и оценки стойкости металла шва к образованию горячих трещин. В результате исследования было рассчитано и построено температурное поле определен химический состав металла шва по смешению и с учетом коэффициентов перехода определена концентрация кислорода и оценена стойкость металла шва к образованию горячих трещин.1 Расчет состава металла шва 16 6.3 Оценка склонности металла шва к образованию горячих трещин 27...
49728. Проблема оценки эффективности инвестиционных проектов на действующих промышленных предприятиях 252.33 KB
  Инновационная деятельность – одна из важнейших составляющих деятельности любого предприятия, в том числе и промышленных. Без составления и грамотной реализации инвестиционной стратегии невозможно достижение и поддержание в долгосрочном плане не только конкурентных преимуществ предприятия, но и его нормального функционирования.
49729. Технические возможности способов сварки плавления, изделия кожух камеры сгорания изготовленного из сплава алюминия АМг-3, толщиной металла 4 мм 319 KB
  Сварка алюминия и его сплавов Металлургические особенности сварки алюминия и его сплавов определяются взаимодействием их с газами окружающей среды интенсивностью испарения легирующих элементов а также особенностями кристаллизации в условиях сварки. Ручная дуговая сварка неплавящимся вольфрамовым электродом в инертных газах с присадочной проволоки; Ручная дуговая сварка неплавящимся вольфрамовым электродом в инертных газах без присадочной проволоки; 3. Автоматическая сварка неплавящемся электродом в инертных газах с присадочной...
49731. Проектирование «АРМ менеджера «Издательской компании «Лада» и разработка отдельных его компонентов 257.5 KB
  Это какая продукция какой тираж какие работы должны быть выполнены какие материалы будут использованы при выполнении обговорить ориентировочную стоимость заказа. Таблица Вспомогательные материалы: хранит информацию о дополнительных материалах используемых на производстве например фольга пленка для ламинирования клей декстрин. Таблица Переплетные материалы: хранит информацию о переплетных материалах используемых в производстве например бумвинил эфолин. Таблица Поставки: является связующей между таблицами Бумага Вспомогательные...