34010

Предмет и задачи этики. Основные этические системы

Доклад

Логика и философия

Вся совокупность проблем в той или иной мере посвященных изучению этих вопросов была представлена особой философской теорией получившей название философия морали нравственности или этика. Термин этика происходит от древнегреческого слова ethos этос подразумевавший пространство совместного проживания людей или животных дом звериное логово птичье гнездо и т. Поэтому термин этика также введенный в употребление Аристотелем изначально приобрел двоякую направленность: 1 обозначение совокупности добродетелей правил и норм...

Русский

2013-09-06

44 KB

26 чел.

3,9. Предмет и задачи этики. Основные этические системы.

С древнейших времен люди размышляли над сущностью добра и зла, пытались постичь природу добродетели, исследовали феномен совести, давали различные трактовки понятию "справедливость" и пр. Вся совокупность проблем, в той или иной мере посвященных изучению этих вопросов, была представлена особой философской теорией, получившей название философия морали (нравственности) или этика.

Термин "этика" происходит от древнегреческого слова "ethos" (этос), подразумевавший пространство совместного проживания людей или животных (дом, звериное логово, птичье гнездо и т.п.) Впоследствии древнегреческий философ Аристотель образовал прилагательное "этический" для характеристики человеческих качеств (добродетелей). По убеждению Аристотеля, этические добродетели есть черты человеческого характера, обладающие известной устойчивостью и вследствие этого явно нуждающиеся в классификации и изучении. Поэтому термин "этика"» также введенный в употребление Аристотелем, изначально приобрел двоякую направленность: 1) обозначение совокупности добродетелей, правил и норм достойного (должного) поведения человека; 2) фиксацию особой теоретической дисциплины (науки, отрасли знания), традиционно занимающейся исследованием специфических качеств людей, названных выше "добродетелями"; сложных законов человеческого поведения, порождающих как положительные, так и отрицательные этические качества (добродетели и пороки); а также условий, причин, возможностей развития и совершенствования добродетелей в индивидуальной и общественной жизни человека на протяжении всего его исторического бытия.

Латинское слово "moralis" (моральный) более позднего происхождения и, по сути, оно есть более-менее точный перевод греческого слова "этический". С течением времени в ряде европейских языков возникают слова "нрав", "нравственность", "нравственный", обозначающие ту же самую предметную реальность, что и "моральный" и "этический". Однако в процессе развития человеческой культуры и связанной с ним дифференциацией форм и типов знания, понятий, логического инструментария и т.п., эти представления несколько разошлись. Так под этикой в основном стали понимать философскую дисциплину, исследующую мораль (нравственность) как исторически изменчивые формы человеческого поведения в должном (идеальном) выражении (положительные моральные качества людей, закрепленные в соответствующих нормах, принципах, кодексах, предписаниях), так и в их сущем (эмпирическом), конкретном содержании, представляющем собой реальную нравственную жизнь человека. -

Таким образом, можно заключить, что этика (или философия морали), с одной стороны, представляет собой некую абстрактную теорию нравственности или учение о добродетельном (должном) поведении человека, своего рода, проповедь добра, написанную теми или иными великим философом или мыслителем (Платоном, Конфуцием, Сенекой, И. Кантом, Л. Толстым и др.) с целью морального оздоровления человечества. С другой же - этика, призванная не только проповедовать мораль, но и изучать ее, исследует нравственную жизнь человека во всем ее реальном драматизме, парадоксах и противоречиях. В данном случае положение этика как практического философа исключительно усложняется, поскольку: 1) он не считает возможным довольствоваться умозрительной концепцией морали, ибо достаточно хорошо сознает ее относительность; 2) решительно отказывается от нормативно-дидактического подхода к нравственной жизни человека в силу его эмпирической труднореализуемости; 3) сосредоточивает свое внимание на духовно-ценностном содержании морали, исторически-изменчивом и извечном (абсолютном) ее значении для человека и человечества. Именно эту теоретико-практическую установку с разной степенью достоверности реализуют: 1) историки нравов (например, М. Монтень со своими знаменитыми "Опытами"), 2) писатели моралистической направленности, в сфере внимания которых находятся коллизии нравственного бытия человека (В. Шекспир, О. де Бальзак, Ф.М. Достоевский, У. Фолкнер); 3) философы, чьи подходы морали нельзя назвать "классическими" вследствие интереса их авторов к социо-культурным и антропологическим основаниям морали (бл. Августин, Б. Паскаль, Ф. Ницше, А. Швейцер, Н. Бердяев, В. Франкл).                                                

Итак, предмет этики (или философии морали) в равной мере составляют: 1) теоретическое исследование морали как особого состояния человеческого сознания; вырабатывающего цели и ценности, способствующие самореализации индивида в социуме и гармонизирующие его отношения как с "ближними", так и с "дальними"; 2) экзистенциальное переживание и духовно-ценностное освоение феномена нравственной жизни человека в сложном единстве его рациональных, эмоциональных, волевых и сверхчувственных "составляющих". Нравственная жизнь человека, рассмотренная как теоретическая и духовно-значимая проблема, в свою очередь, ставит перед исследователями ряд задач, практически не освоенных классической теоретической этикой. К числу важнейших из них относятся:

- противоречия морального бытия человека, зачастую трактуемые как неразрешимые рационально этические парадоксы (к.примеру, в знаменитом платоновском диалоге Менон спрашивает Сократа: "... Можно ли научиться добродетели? Или ей нельзя научиться и можно достичь ее путем упражнения? А может быть, ее не дает ни обучение, ни упражнение и достается она человеку от природы либо еще как-нибудь?" После долгих словопрений Сократ утверждает, что "... учителей добродетели нет"; "... что ей нельзя научиться и что она вовсе не разум"; "... что она вовсе не знание"; "... что нет добродетели ни от природы, ни от учения, и если она достается, то лишь по божественному уделу, помимо разума" (Платон. Собр. соч. в 4т. - М., 1990. - Т. 1. - С. 575, 610, 611, 612). С точки зрения современных представлений это означает, что, как ни парадоксально, моральность не заложена в человеке генетически, не усваивается в форме знания и в строгом смысле слова знанием не является и потому, следовательно, ей не только нельзя научить, но и учителей ее практически не существует. А поскольку моральные люди все-таки время от времени встречаются на свете, то мораль следует рассматривать как нечто сверхразумное, как божественный дар человеку, ни в коей мере на него не претендующему;

- сложные нравственно-психологические переживания (моральные аффекты), затрагивающие глубинные пласты личности человека (стыд, вина, зависть, сострадание, муки совести, гнев, любовь, раскаяние и др,). Как правило, эти переживания весьма многомерны по своему составу и в силу этого не всегда поддаются однозначной рационалистической интерпретации. Так, шекспировский Яго, затевая свою месть из зависти к служебному положению Отелло, одновременно осознает, что любит Дездемону, слишком чистую и порядочную, а потому вдвойне недоступную для него.

"Хоть я порядком ненавижу мавра,

Он благородный, честный человек

И будет Дездемоне верным мужем,

В чем у меня ничуть сомненья нет.

Но, кажется, и я увлекся ею.

Что ж тут такого? Я готов на все,

Чтоб насолить Отелло" (Шекспир В. Полное собр. соч. в 8 т. -М, 1960.-Т. 6.-С. 317);

- глобальные коллизии духовно-нравственной жизни, воспринимаемые современниками и потомками как "вечные" проблемы человека и человечества, неразрешимые до конца именно вследствие их фундаментальности. Важнейшими из них являются:

• смысл человеческого существования ("... Тайна бытия человеческого, - говорит у Ф.М. Достоевского Великий Инквизитор, -не в том, чтобы только жить, а в том, для чего жить. Без твердого представления себе, для чего ему жить, человек не согласится жить и скорей истребит себя, хотя бы кругом его все были хлебы"),

• конкретно-историческое и непреходящее, вечное содержание добра и зла как основных моральных понятий (откроем "Евгений Онегин" А. С. Пушкина:

"Меж ими2 все рождало споры

И к размышлению влекло:

Племен минувших договоры,

Плоды наук, добро и зло,

И предрассудки вековые,

И тайны гроба роковые...");

• проблемы начала и конца человеческого бытия, рождения, смерти и бессмертия. По своей философской природе эти проблемы относятся к метаэтическим (сверхэтическим). Соприкасаясь со сферой земных ценностей человека (счастьем, пользой, благом, свободой и др.), они переходят в область высших онтологических оснований, где получают уже не моральную, но духовную трактовку. Весьма характерен в этом плане монолог шекспировского Гамлета, размышляющего над проблемой послесмерт-ного бытия человека:

"Какие сны приснятся в смертном сне,

Когда мы сбросим этот бренный шум, -

Вот что сбивает нас; вот где причина

Того, что бедствуя так долговечны...".

Таким образом, в предметное содержание этики как особой отрасли философского знания на равноправных основаниях входят:

• теоретическое осмысление морали;

• исследование нравственной жизни человека в единстве ее духовных, психологических и экзистенциально-личностных аспектов.

На основании вышесказанного можно выделить следующие основные задачи этики как практической философии:

• теоретико-методологическая (этика не только изучает мораль как сложный социокультурный феномен, но и создает различные версии ее теоретического обоснования, различающиеся в зависимости от того, какое моральное понятие кладется тем или иным философом во главу его теоретической концепции). Так существует этика долга (И. Кант), этика пользы (Д.-С. Милль), этика удовольствия или гедонистическая этика (Аристипп Ки-ренский), этика счастья или эвдемонистическая этика (Эпикур), этика справедливости или социальная этика (К. Маркс Дж. Ролз), этика нравственного чувства (А. Шефтсбери, А. Смит Хатчесон), этика непротивления злу насилием (Л. Толстой), этика разумного эгоизма (Т. Гоббс, Н. Чернышевский), этика благоговения перед жизнью (А. Швейцер) и др.;

• рефлексивная (по существу, каждый философ-этик не только обосновывает мораль, создает определенную теоретическую концепцию, но и осмысляет ее достоверность. То есть, он не просто размышляет о ней, но, так сказать, мыслит ею, вовлекая в сферу своих интеллектуальных интересов чужие теоретические конструкции. К примеру, в своем знаменитом этическом трактате "Оправдание добра" Вл. Соловьев, представляя читателю свою концепцию морали, полемизирует с И. Кантом, А. Шопенгауэром, Дж. Миллем, Л. Толстым и др. мыслителями. Непревзойденным мастером этической рефлексии, выступавшей в форме диалога, столкновения позиций и их диалектического разрешения, был древнегреческий философ Сократ);

• нормативно-дкдакгическая (в отличие от других отраслей философского знания этика изучает именно то, что проповедует как истину, то есть объект исследования, теоретическая задача здесь нередко выступает в качестве нормативной нравственной программы, рекомендуемой к немедленному исполнению- Этот странный парадокс этической теории замечали многие философы - кто с раздражением, кто с откровенной комплиментарностью. Так известный русский социолог П. Сорокин отказал в праве этике называться наукой именно из-за нормативности ее содержания. Более того, многие этические мыслители вообще склонны злоупотреблять в своих трудах моральной оценкой, гипертрофировать ее воздействие на духовный мир человека. Там, где мораль понимается как некая всесильная инстанция, репрессивно подавляющая естественные склонности человека и предписывающая ему некие непререкаемые правила поведения, мы имеем дело с морализмом (или морализаторством), являющимся своего рода "злым роком" многих значительных этических теорий. Особенно влиятельно морализаторство в теории и практике нравственного воспитания, зачастую агрессивной по нравственно-психологическому воздействию на сознание ребенка. Следует заметить, что в историко-теоретическом плане этика развивалась преимущественно моралистически, в то время как современное состояние этического знания требует именно неморалистической этики.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

31699. Класний керівник. Його роль, місце і значення у формуванні особистості 41 KB
  Історія виникнення посади класного керівника Кожна історична епоха пред'являла свої вимоги до освіти й виховання молодого підростаючого покоління та тих людей які отримали тепер назву класний керівник . Достатньо чіткі функції класного керівника у радянській школі стали визначатися у 30х роках після постанов ЦК ВКП б Про початкову і середню школу 1931 та Про режим у початковій і середній школі 1932 коли була введена класноурочна система навчання систематична перевірка й оцінка знань учнів визначена роль учителя як організатора й...
31700. Управління учнівським колективом 24.5 KB
  Управління учнівським колективом здійснюється за допомогою трьох взаємоповязаних функцій педагога: 1 збору й аналізу інформації про учнівський колектив і школярів які до нього входять; 2 планування й організації адекватних стану колективу впливів метою яких є його удосконалення й оптимальний вплив на особистість; 3 контролю і корекції спрямованих на вищий рівень розвитку колективу і кожного учня.Важливою умовою управління учнівським колективом є розробка методики вивчення колективу форм і методів аналізу одержаної інформації. Весь час...
31701. СОЦІАЛЬНО-ПСИХОЛОГІЧНИЙ КЛІМАТ У ПЕДАГОГІЧНОМУ КОЛЕКТИВІ 42 KB
  Його характеризують: довіра доброзичливість чуйність висока взаємовимогливість і ділова критика; вільне висловлювання власної думки під час обговорення питань що стосуються колективу; відсутність тиску керівника на підлеглих і визнання за ними права приймати важливі для колективу рішення; поінформованість усіх про завдання колективу і стан їх виконання можливість займати активну позицію у процесі ділового спілкування в колективі; наявність умов для активної професійної і творчої діяльності самореалізації самоствердження саморозвитку...
31703. Класифікація конфліктів, причини їх виникнення. Методи вирішення конфліктів 80 KB
  Цей стиль полягає в тому що людина намагається відійти від конфлікту. Цей стиль характерний такою поведінкою яка диктується переконанням що не варто злитися. Цей стиль є ефективним у ситуаціях коли керівник має велику владу над підлеглими. Цей стиль характеризується прийняттям погляду але тільки до певної межі.
31704. Авторитет вчителя 80.5 KB
  Досвід переконує що вплив вчителя на учня успішна його педагогічна діяльність залежить від авторитету вчителя. Авторитет сам приходить чи за нього треба боротись Якщо треба боротися то кому Авторитет не дається звичайно разом з дипломом про закінчення інституту. Одне з найважливіших значень в оцінці педагога має авторитет викладача як одне із складових ознак професійного педагога. Авторитет викладача це інтегральна характеристика його професійної педагогічної та особистісної значущості в колективі яка виявляється через взаємини з...
31705. СТРУКТУРА ПЕДАГОГІЧНОГО СПІЛКУВАННЯ 42.5 KB
  Моделювання педагогом майбутнього спілкування прогностичний етап. У цей час окреслюються контури майбутньої взаємодії: планування і прогнозування змісту структури засобів спілкування. Зміст спілкування формування мети взаємодії для чого аналіз стану співрозмовника чому він такий і ситуації що сталося.
31706. Учнівський колектив 30 KB
  Ціль колективу обов'язково повинна збігатися з суспільними цілями не суперечити пануючій ідеології конституції і законам держави. Єдиний шкільний колектив складається з колективу педагогів і загального колективу учнів. Учнівський колектив має органи управління: загальні збори учнівський комітет і рада колективу комісії штаби; у первинних колективах також працюють загальні збори та інші органи самоуправління обираються уповноважені особи та ін. Наявність у відносинах між членами колективу певної моральнопсихологічної єдності яка терпима...