34011

Основные этические системы

Доклад

Логика и философия

Остановимся на нескольких наиболее значительных и как нам представляется не утративших свое значение и по настоящее время именно в силу своей вневременной универсальной значимости для нравственного сознания человека: гедонизме стоицизме этике долга и этике любви. Именно такая постановка личности по Эпикуру порождает три степени свободы каждая из которых есть в сущности ничто иное как освобождение человека от тяжелых экзистенциальных переживаний сопровождающих его на протяжении всей жизни: от страха перед Богами от страха перед...

Русский

2013-09-06

46.5 KB

35 чел.

Осн-ые этические системы.В нашу задачу не входит обстоятельное описание более-менее значительных этических систем, сохранившихся в нравственной истории человечества. Остановимся на нескольких, наиболее значительных и, как нам представляется, не утративших свое значение и по настоящее время именно в силу своей вневременной, универсальной значимости для нравственного сознания человека: гедонизме, стоицизме, этике долга и этике любви.

По существу, основателем этики гедонизма (наслаждения) считают греческого философа Аристиппа из Кирены (ум. после 366 г. до н.э.), а затем грека Эпикура (341-270 г. до н.э.). По Аристиппу, различение между удовольствием и страданием является единственным различием между добром и злом, и все другие различия в равной мере условны, поскольку не подтверждаются ощущением и даже опровергают их. Именно Аристиппу принадлежит знаменитое в своей скандальности утверждение "наслаждение является благом, даже если оно порождается безобразнейшими вещами" (Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. - М., 1986. - С. 119). Само понятие удовольствия в учении Аристиппа многомерно: 1) так как наиболее сильны удовольствия телесные, то в нравственном плане, по Аристиппу, они явно превосходят духовные; 2) удовольствие - дитя настоящего, оно конкретно, достоверно и довлеет само себе; 3) удовольствие - единично, в то время как счастье, составляющее сумму различных ощущений, явно множественно. Поэтому к наслаждению стремятся ради него самого, в то время как к счастью - "не ради него самого, но ради частных наслаждений" (Там же).

Однако отстаивая наслаждение как должную основу человеческой жизни, философ прекрасно понимал, что наслаждение сопряжено со Страданием. Поэтому, для увеличения количества наслаждения и, соответственно, минимализацйи страданий, человеку, по Аристиппу, необходим разум', а главное - философия. По мнению последователей Аристиппа, мудрец-философ "чужд зависти, любви и суеверия, ибо эти чувства порождаются пустого мнительностью, но ему знакомы горе и страх, которые порождаются естественно" (Там же. - С. 120).

Более углубленную и интересную в философском отношении интерпретацию гедонизма дал Эпикур. Основавший в 32-летнем возрасте школу в Афинах, на воротах которой было начертано: "Гость, тебе будет здесь хорошо; здесь удовольствие - высшее благо", Эпикур сам пытался жить в соответствии со своим учением. Более того, своему философскому мировоззрению он, стремился "придать достоинство жизнеорганизующего принципа" (Гусейнов А.А., Иррлитц Г. Краткая история этики. - М., 1987. -С. 151).

С этикой киренаиков Эпикура роднит то, что удовольствие они считают высшим благом и, соответственно, основой морального поведения. Однако, по Эпикуру, далеко не всякое удовольствие является благом, а только то, которое умеренно, то есть благоразумно; в противоположность киренаикам, ценящим только телесные удовольствия, Эпикур, напротив, отдавал предпочтение духовным; и наконец, для Эпикура, как это ни парадоксально, удовольствие "ценно не само по себе, а постольку и в той мере, в какой оно ведет к счастью, т.е. безмятежной, лишенной телесных страданий и свободной от душевного беспокойства жизни" (Там же. - С. 157). Поэтому гедонистическая этика (этика удовольствия) закономерным образом переходит у Эпикура в этику эвдемонистическую (этику счастья), соединяющую наслаждение и страдание, познание и безмятежность, умеренность в эмпирической жизни и сознание полноты духовного бытия. Именно такая постановка личности, по Эпикуру, порождает три степени свободы, каждая из которых есть, в сущности, ничто иное как освобождение человека от тяжелых экзистенциальных переживаний, сопровождающих его на протяжении всей жизни:

от страха перед Богами, от страха перед природной необходимостью, и, наконец, от страха смерти.

Однако несмотря на ряд значительных достоинств (провозглашение самодостаточности индивида, автономно распоряжающегося своим существованием; раскрепощение чувственности, естественного природно-телесного "состава" человека с его законами и потребностями, интеллектуалистской теории самообуздания, уважения к эмпирическим потребностям естественного человека и пр.), этика гедонизма (или эвдемонизма) отличается рядом серьезных недостатков. Назовем некоторые из них:

• выдвигая наслаждение в качестве единственного основания морального поведения, гедонисты забывают, что наслаждение плюралистично (множественно) по самой своей природе. Даже убежденный гедонист иногда не знает, какому же из наслаждений следует отдать предпочтение в данную минуту, поэтому множественность наслаждений подразумевает и множественность типов поведения, явно уклоняющихся от единой ценностной (моральной) основы;

• наслаждение натуралистично, т.е. укоренено в стихийной чувственной природе человека с ее страстями и потребностями. Мораль же именно сверхприродна, поскольку вводит естественного человека в сферу должного, не предусмотренную в его биопсихологическом составе, и как бы "излишнюю" в мире стихийной чувственности;

• будучи автономным и самодостаточным в своей ориентации на индивидуальное благо, гедонист как бы "забывает" о других людях, имеющих те же самые потребности. Когда потребности одного гедонистического индивида сталкиваются с потребностями другого, претендующего на то же самое наслаждение, что и первый субъект, происходит разрыв системы общественных отношений, всеобщая конфронтация и анархия. Таким образом, провозглашая удовольствие единственным основанием моральной жизни, этика гедонизма, по сути дела, пропагандирует асоциальное поведение, разрыв отношений человека и социума, хаос и дисгармонию.

Противоречия личности и социума в сфере морали по-своему пыталась преодолеть этика стоицизма, возникшая почти одновременно с эпикуреизмом и постоянно полемизировавшая с ним. Поначалу утвердившаяся в греческой философии в творчестве Зенона из Китиона (ок. 333-262 г- до н.э.), Клеанфа (330-232 г. до н.э.), Паненция (ок. 185-110 г. до н.э.) и Посидония (ок. 132-50 г. до н.э.), по-настоящему глубоко и мощно она заявила о себе в творчестве римлян - Сенеки (ок. 5г. до н.э. - 65 г. н.э.), Эпиктета (ок. 50-140 г. н.э.), Марка Аврелия (121-180 г. н.э.).

Основными положениями этики стоицизма являются:

• целью и смыслом человеческого бытия стоики считают жизнь "в согласии с природой". При этом природу или мир стоики мыслят в качестве тела, наделенного дыханием (огнем), проникнутого единым законом необходимости, в равной степени подчиняющем себе и живые существа, и вещи, и предметы, и явления;

• согласно стоикам, жязнб "в согласии с собственной природой" означает, прежде всего, жизнь разумную. Своеобразным "разумом", по их убеждениям, наделена природа, ошибочно представляющая людям немыслящей. Поэтому разум - не духовное, не социальное, но именно природное качество человека, роднящее его со всем мировым целым, с космосом и вселенной;

• однако человеческая разумность в отличие от Разума природного бытия далеко не всегда соответствует его (бытия) насущным требованиям. Человеку свойственно уклонятся от призывов космического разума и жить, подобно животному. Между тем, именно в преодолении человеком своей животной, чувственной природы с ее влечениями, страстями и аффектами и заключено основание его нравственного совершенствования. 'Таким образом, жить в согласии с природой, жить разумно и жить добродетельно - это одно и то же. По мнению Зенона, "сама природа ведет нас к добродетели" (Гусейнов А.А., Иррлитц Г. Краткая история этики.-С. 167);

• поскольку мир и человек в представлении стоиков связаны едиными причинно-следственными отношениями (законом судьбы), добро и зло не существует как нечто объективное. В строгом смысле слова и добро, и зло есть область мотивации человека, определенная система отношений, сквозь призму которой он воспринимает внешний мир и в выборе которой он совершенно свободен. С точки зрения стоиков, внешние обстоятельства жизни (болезни, страдания, войны, бедность и пр.) злом не являются и никакого влияния на нравственную жизнь человека оказать не могут. Вот как определяет Диоген Лаэртский это убеждение стоиков: "Все сущее они считают или благом, или злом, или ни тем, ни другим. Блага - это добродетели: разумение, справедливость, мужество, здравомыслие и прочее. Зло - это противоположное: неразумие, несправедливость и прочее. Ни то ни другое -это все, что не приносит ни пользы, ни вреда, например, жизнь, здоровье, наслаждение, красота, сила, богатство, слава, знатность, равно как и их противоположности: смерть, болезни, мучение, уродство, бессилие, бедность, бесславие, безродность и тому подобное" (Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. - С. 273);

• коль скоро в мире действуют объективные закономерности, внешние обстоятельства человек изменить не в силах. Но над своим внутренним миром он - полный и всевластный хозяин, добродетельный настолько, насколько, он способен быть самодостаточным, независимым и свободным от судьбы, какой бы злокозненной она ни была. В поэтической форме духовный портрет стоика прекрасно передал В. Шекспир. Вот как Гамлет атте-^стует своего лучшего друга Гарацио:

"Едва мой дух стал выбирать свободно И различать людей, его избранье Отметило тебя: ты человек, Который и в страданиях не страждет И с равной благодарностью приемлет Гнев и дары судьбы; благословен, Чьи кровь и разум так отрадно слиты, Что он не дудка в пальцах у фортуны, На нем играющей. Будь человек Не раб страстей, - и я его замкну В средине сердца, в самом сердце сердца, Как и тебя";

• такая трактовка добродетели (как состояния независимости от объективного бытия - с одной стороны, и от субъективных склонностей - с другой) совпадает с апатией (греч. apatheia -бесстрастие). Однако, будучи бесстрастным,стоик в действительности тяготел к глубоко мужественным и энергичным формам поведения, примерами которых изобилует античная литература. Несмотря на индивидуалистический пафос и духовную обособленность стоической личности, этика стоиков не столько социальна, сколько космополитична, поскольку ориентирована не на социум, а на мировое бытие, универсум в его природной и эмпирической целостности.

Тем не менее, несмотря на ряд очевидных достоинств, этика стоицизма не свободна и от недостатков. Перечислим основные из них:

• стоическая этика апеллирует к человеческой силе, но ничего не может поделать с человеческой слабостью. Ее идеал - бесстрастный мудрец, стоящий над обычными земными людьми и подавляющий их своим совершенством. Между тем подлинная мораль не может быть избирательной и в орбиту ее влияния

должны попадать все члены человеческого сообщества независимо от их личностных качеств;

• как и гедонистическая этика (в особенности этика Эпикура), стоическая этика представляет самодостаточного человека, обособленного от житейского кипения страстей и эмпирической "злобы дня". Однако, противопоставляя свободу своего индивидуального бытия миру, где царствует необходимость, стоик на самом деле подчиняется ему. Поэтому стоическая этика есть этика "мира сего", где царствует жестокость, социальные катаклизмы, произвол и насилие. Будучи не в состоянии противостоять ему на деле, стоик пытается быть независимым духовно... и замыкается в своей самоизоляции;

• в противоположность гедонистической и эвдемонистической этикам, стоицизм есть мораль несчастливых людей. "Они (стоики) - замечают современные исследователи, - не признают другого счастья, кроме добродетели, стойкости духа" (Гусейнов А.А., Иррлитц Г. Краткая история этики. - С. 175). Разумеется, эти суровые требования возвышенны, но они слишком мало говорят душе обычного земного человека с ее страстями, радостями, надеждами и иллюзиями. Мораль долга, репрессирующая и подавляющая естественные склонности человека и выставляющая ему непомерные требования, со временем неизбежно разоблачает себя именно в опыте своей практической реализации. Так случилось и с этикой стоицизма. В дальнейшем некоторые основные ее мотивы (в частности, принцип абсолютного долженствования как основания морали, суровая требовательность к человеку, игнорирование его неистребимой потребности в счастье и пр.) перешли в этическое учение знаменитого немецкого философа Иммануила Канта (1724-1804), названное его последователями этикой долга. В настоящем учебном пособии нет необходимости в освещении этических идей Канта, поскольку они достаточно хорошо представлены в учебном пособии В,Ш. Сабирова"Философия в конспективном изложении" (- Новосибирск, НГАСУ,-1988.-С. 29-31).

Традиционно этикой любви считают христианскую этику. О жизни и деяниях Иисуса Христа мы знаем благодаря свидетельствам его учеников и последователей. Жизнь, учение и деяния Иисуса изложены в 4 Евангелиях: от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна. Хотя учение Иисуса Христа и содержит много моральных аспектов, его трудно считать этическим в строгом смысле этого слова, поскольку:

1) христианство - это не этическая система и не моральная философия, а одна из величайших мировых религий, заложившая основы новой европейской культуры и глубоко и необратимо изменившая облик "мира сего";

2) все знаменитые античные мыслители, несмотря на всю свою озаренность и глубину, были и остались "просто людьми", в то время как Иисус Христос, согласно свидетельствам Евангелистов, сын Бога Живого, т.е. и человек и Бог одновременно;

3) нравственные заповеди Христа ни в коей мере не являются автономными (независимыми) от духовных оснований его учения и в известном смысле определяются ими.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

66258. Конспект урока литературного чтения 19.83 KB
  Цель: создать условия для ознакомления обучающихся с непарным мягким согласным звуком й и буквами Й й означающими этот звук на письме; способствовать формированию навыков написания буквы и. Планируемые результаты: Предметные: обся научатся определять на слух наличие в словах звука й характеризовать...
66259. Телевізійний новорічний вогник 126 KB
  Відкривається сцена. Стоять столики із стільчиками Вибігає заклопотана Пеппі-Довга панчоха. Все перевіряє, поправляє іграшки на ялинці. Пеппі. - Світло! (засвітилася ялинка) Убрать! (тухне) Здається все нормально.
66260. Крок до цивілізованого спілкування 55.5 KB
  Виховання культури мобільного спілкування. Презентації Виховання культури мобільного спілкування та Заповіді мобілемана відеоролик Правда про мобільний телефон Епіграфи: Зробимо крок до цивілізованого спілкування. Мігель Сервантес Єдина справжня розкіш...
66262. Біологія комплексна наука про живу природу 75 KB
  Знати поняття про те що біологія комплексна наука про живу природу; повторити і систематизувати знання студентів про рівні організації живого. План Біологія комплексна наука про живу природу. Біологія − комплексна наука про живу природу.
66263. Подорож по країні, якої немає на мапі (Свято Миколая : виховний захід для учнів 1-5кл.) 81.5 KB
  Шевчук тихо звучить повільна звучить мелодія Ведучий1: Світ дивовижний вас вітає Всіх тих хто вдумливо читає І тих хто любить мандрувати Та прагне більше пізнавати Кмітливих добрих та відважних А ще звичайно і уважних Звеселить він і причарує Окрилить тим що подарує Казок чудовий хоровод.
66264. Моя рідна школа 51 KB
  Мета. Дати першокласникам уявлення про школу, формувати в них інтерес до знань, прагнення їх здобувати; розвивати пам’ять, мислення, бажання працювати творчо; збагачувати словниковий запас; сприяти вихованню любові до школи, як до рідної домівки.
66265. Посвята в читачі 62.5 KB
  Мета: виховувати любов до книги, шанобливе ставлення до неї. Розвивати пізнавальний інтерес, навички виразного читання віршованих творів, зв’язне мовлення. Обладнання: плакат «Книжкове царство – мудре государство», куток «Книжкова лікарня», телевізор, відеозапис мультфільму, магнітофон, грам запис пісень.