34011

Основные этические системы

Доклад

Логика и философия

Остановимся на нескольких наиболее значительных и как нам представляется не утративших свое значение и по настоящее время именно в силу своей вневременной универсальной значимости для нравственного сознания человека: гедонизме стоицизме этике долга и этике любви. Именно такая постановка личности по Эпикуру порождает три степени свободы каждая из которых есть в сущности ничто иное как освобождение человека от тяжелых экзистенциальных переживаний сопровождающих его на протяжении всей жизни: от страха перед Богами от страха перед...

Русский

2013-09-06

46.5 KB

39 чел.

Осн-ые этические системы.В нашу задачу не входит обстоятельное описание более-менее значительных этических систем, сохранившихся в нравственной истории человечества. Остановимся на нескольких, наиболее значительных и, как нам представляется, не утративших свое значение и по настоящее время именно в силу своей вневременной, универсальной значимости для нравственного сознания человека: гедонизме, стоицизме, этике долга и этике любви.

По существу, основателем этики гедонизма (наслаждения) считают греческого философа Аристиппа из Кирены (ум. после 366 г. до н.э.), а затем грека Эпикура (341-270 г. до н.э.). По Аристиппу, различение между удовольствием и страданием является единственным различием между добром и злом, и все другие различия в равной мере условны, поскольку не подтверждаются ощущением и даже опровергают их. Именно Аристиппу принадлежит знаменитое в своей скандальности утверждение "наслаждение является благом, даже если оно порождается безобразнейшими вещами" (Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. - М., 1986. - С. 119). Само понятие удовольствия в учении Аристиппа многомерно: 1) так как наиболее сильны удовольствия телесные, то в нравственном плане, по Аристиппу, они явно превосходят духовные; 2) удовольствие - дитя настоящего, оно конкретно, достоверно и довлеет само себе; 3) удовольствие - единично, в то время как счастье, составляющее сумму различных ощущений, явно множественно. Поэтому к наслаждению стремятся ради него самого, в то время как к счастью - "не ради него самого, но ради частных наслаждений" (Там же).

Однако отстаивая наслаждение как должную основу человеческой жизни, философ прекрасно понимал, что наслаждение сопряжено со Страданием. Поэтому, для увеличения количества наслаждения и, соответственно, минимализацйи страданий, человеку, по Аристиппу, необходим разум', а главное - философия. По мнению последователей Аристиппа, мудрец-философ "чужд зависти, любви и суеверия, ибо эти чувства порождаются пустого мнительностью, но ему знакомы горе и страх, которые порождаются естественно" (Там же. - С. 120).

Более углубленную и интересную в философском отношении интерпретацию гедонизма дал Эпикур. Основавший в 32-летнем возрасте школу в Афинах, на воротах которой было начертано: "Гость, тебе будет здесь хорошо; здесь удовольствие - высшее благо", Эпикур сам пытался жить в соответствии со своим учением. Более того, своему философскому мировоззрению он, стремился "придать достоинство жизнеорганизующего принципа" (Гусейнов А.А., Иррлитц Г. Краткая история этики. - М., 1987. -С. 151).

С этикой киренаиков Эпикура роднит то, что удовольствие они считают высшим благом и, соответственно, основой морального поведения. Однако, по Эпикуру, далеко не всякое удовольствие является благом, а только то, которое умеренно, то есть благоразумно; в противоположность киренаикам, ценящим только телесные удовольствия, Эпикур, напротив, отдавал предпочтение духовным; и наконец, для Эпикура, как это ни парадоксально, удовольствие "ценно не само по себе, а постольку и в той мере, в какой оно ведет к счастью, т.е. безмятежной, лишенной телесных страданий и свободной от душевного беспокойства жизни" (Там же. - С. 157). Поэтому гедонистическая этика (этика удовольствия) закономерным образом переходит у Эпикура в этику эвдемонистическую (этику счастья), соединяющую наслаждение и страдание, познание и безмятежность, умеренность в эмпирической жизни и сознание полноты духовного бытия. Именно такая постановка личности, по Эпикуру, порождает три степени свободы, каждая из которых есть, в сущности, ничто иное как освобождение человека от тяжелых экзистенциальных переживаний, сопровождающих его на протяжении всей жизни:

от страха перед Богами, от страха перед природной необходимостью, и, наконец, от страха смерти.

Однако несмотря на ряд значительных достоинств (провозглашение самодостаточности индивида, автономно распоряжающегося своим существованием; раскрепощение чувственности, естественного природно-телесного "состава" человека с его законами и потребностями, интеллектуалистской теории самообуздания, уважения к эмпирическим потребностям естественного человека и пр.), этика гедонизма (или эвдемонизма) отличается рядом серьезных недостатков. Назовем некоторые из них:

• выдвигая наслаждение в качестве единственного основания морального поведения, гедонисты забывают, что наслаждение плюралистично (множественно) по самой своей природе. Даже убежденный гедонист иногда не знает, какому же из наслаждений следует отдать предпочтение в данную минуту, поэтому множественность наслаждений подразумевает и множественность типов поведения, явно уклоняющихся от единой ценностной (моральной) основы;

• наслаждение натуралистично, т.е. укоренено в стихийной чувственной природе человека с ее страстями и потребностями. Мораль же именно сверхприродна, поскольку вводит естественного человека в сферу должного, не предусмотренную в его биопсихологическом составе, и как бы "излишнюю" в мире стихийной чувственности;

• будучи автономным и самодостаточным в своей ориентации на индивидуальное благо, гедонист как бы "забывает" о других людях, имеющих те же самые потребности. Когда потребности одного гедонистического индивида сталкиваются с потребностями другого, претендующего на то же самое наслаждение, что и первый субъект, происходит разрыв системы общественных отношений, всеобщая конфронтация и анархия. Таким образом, провозглашая удовольствие единственным основанием моральной жизни, этика гедонизма, по сути дела, пропагандирует асоциальное поведение, разрыв отношений человека и социума, хаос и дисгармонию.

Противоречия личности и социума в сфере морали по-своему пыталась преодолеть этика стоицизма, возникшая почти одновременно с эпикуреизмом и постоянно полемизировавшая с ним. Поначалу утвердившаяся в греческой философии в творчестве Зенона из Китиона (ок. 333-262 г- до н.э.), Клеанфа (330-232 г. до н.э.), Паненция (ок. 185-110 г. до н.э.) и Посидония (ок. 132-50 г. до н.э.), по-настоящему глубоко и мощно она заявила о себе в творчестве римлян - Сенеки (ок. 5г. до н.э. - 65 г. н.э.), Эпиктета (ок. 50-140 г. н.э.), Марка Аврелия (121-180 г. н.э.).

Основными положениями этики стоицизма являются:

• целью и смыслом человеческого бытия стоики считают жизнь "в согласии с природой". При этом природу или мир стоики мыслят в качестве тела, наделенного дыханием (огнем), проникнутого единым законом необходимости, в равной степени подчиняющем себе и живые существа, и вещи, и предметы, и явления;

• согласно стоикам, жязнб "в согласии с собственной природой" означает, прежде всего, жизнь разумную. Своеобразным "разумом", по их убеждениям, наделена природа, ошибочно представляющая людям немыслящей. Поэтому разум - не духовное, не социальное, но именно природное качество человека, роднящее его со всем мировым целым, с космосом и вселенной;

• однако человеческая разумность в отличие от Разума природного бытия далеко не всегда соответствует его (бытия) насущным требованиям. Человеку свойственно уклонятся от призывов космического разума и жить, подобно животному. Между тем, именно в преодолении человеком своей животной, чувственной природы с ее влечениями, страстями и аффектами и заключено основание его нравственного совершенствования. 'Таким образом, жить в согласии с природой, жить разумно и жить добродетельно - это одно и то же. По мнению Зенона, "сама природа ведет нас к добродетели" (Гусейнов А.А., Иррлитц Г. Краткая история этики.-С. 167);

• поскольку мир и человек в представлении стоиков связаны едиными причинно-следственными отношениями (законом судьбы), добро и зло не существует как нечто объективное. В строгом смысле слова и добро, и зло есть область мотивации человека, определенная система отношений, сквозь призму которой он воспринимает внешний мир и в выборе которой он совершенно свободен. С точки зрения стоиков, внешние обстоятельства жизни (болезни, страдания, войны, бедность и пр.) злом не являются и никакого влияния на нравственную жизнь человека оказать не могут. Вот как определяет Диоген Лаэртский это убеждение стоиков: "Все сущее они считают или благом, или злом, или ни тем, ни другим. Блага - это добродетели: разумение, справедливость, мужество, здравомыслие и прочее. Зло - это противоположное: неразумие, несправедливость и прочее. Ни то ни другое -это все, что не приносит ни пользы, ни вреда, например, жизнь, здоровье, наслаждение, красота, сила, богатство, слава, знатность, равно как и их противоположности: смерть, болезни, мучение, уродство, бессилие, бедность, бесславие, безродность и тому подобное" (Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. - С. 273);

• коль скоро в мире действуют объективные закономерности, внешние обстоятельства человек изменить не в силах. Но над своим внутренним миром он - полный и всевластный хозяин, добродетельный настолько, насколько, он способен быть самодостаточным, независимым и свободным от судьбы, какой бы злокозненной она ни была. В поэтической форме духовный портрет стоика прекрасно передал В. Шекспир. Вот как Гамлет атте-^стует своего лучшего друга Гарацио:

"Едва мой дух стал выбирать свободно И различать людей, его избранье Отметило тебя: ты человек, Который и в страданиях не страждет И с равной благодарностью приемлет Гнев и дары судьбы; благословен, Чьи кровь и разум так отрадно слиты, Что он не дудка в пальцах у фортуны, На нем играющей. Будь человек Не раб страстей, - и я его замкну В средине сердца, в самом сердце сердца, Как и тебя";

• такая трактовка добродетели (как состояния независимости от объективного бытия - с одной стороны, и от субъективных склонностей - с другой) совпадает с апатией (греч. apatheia -бесстрастие). Однако, будучи бесстрастным,стоик в действительности тяготел к глубоко мужественным и энергичным формам поведения, примерами которых изобилует античная литература. Несмотря на индивидуалистический пафос и духовную обособленность стоической личности, этика стоиков не столько социальна, сколько космополитична, поскольку ориентирована не на социум, а на мировое бытие, универсум в его природной и эмпирической целостности.

Тем не менее, несмотря на ряд очевидных достоинств, этика стоицизма не свободна и от недостатков. Перечислим основные из них:

• стоическая этика апеллирует к человеческой силе, но ничего не может поделать с человеческой слабостью. Ее идеал - бесстрастный мудрец, стоящий над обычными земными людьми и подавляющий их своим совершенством. Между тем подлинная мораль не может быть избирательной и в орбиту ее влияния

должны попадать все члены человеческого сообщества независимо от их личностных качеств;

• как и гедонистическая этика (в особенности этика Эпикура), стоическая этика представляет самодостаточного человека, обособленного от житейского кипения страстей и эмпирической "злобы дня". Однако, противопоставляя свободу своего индивидуального бытия миру, где царствует необходимость, стоик на самом деле подчиняется ему. Поэтому стоическая этика есть этика "мира сего", где царствует жестокость, социальные катаклизмы, произвол и насилие. Будучи не в состоянии противостоять ему на деле, стоик пытается быть независимым духовно... и замыкается в своей самоизоляции;

• в противоположность гедонистической и эвдемонистической этикам, стоицизм есть мораль несчастливых людей. "Они (стоики) - замечают современные исследователи, - не признают другого счастья, кроме добродетели, стойкости духа" (Гусейнов А.А., Иррлитц Г. Краткая история этики. - С. 175). Разумеется, эти суровые требования возвышенны, но они слишком мало говорят душе обычного земного человека с ее страстями, радостями, надеждами и иллюзиями. Мораль долга, репрессирующая и подавляющая естественные склонности человека и выставляющая ему непомерные требования, со временем неизбежно разоблачает себя именно в опыте своей практической реализации. Так случилось и с этикой стоицизма. В дальнейшем некоторые основные ее мотивы (в частности, принцип абсолютного долженствования как основания морали, суровая требовательность к человеку, игнорирование его неистребимой потребности в счастье и пр.) перешли в этическое учение знаменитого немецкого философа Иммануила Канта (1724-1804), названное его последователями этикой долга. В настоящем учебном пособии нет необходимости в освещении этических идей Канта, поскольку они достаточно хорошо представлены в учебном пособии В,Ш. Сабирова"Философия в конспективном изложении" (- Новосибирск, НГАСУ,-1988.-С. 29-31).

Традиционно этикой любви считают христианскую этику. О жизни и деяниях Иисуса Христа мы знаем благодаря свидетельствам его учеников и последователей. Жизнь, учение и деяния Иисуса изложены в 4 Евангелиях: от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна. Хотя учение Иисуса Христа и содержит много моральных аспектов, его трудно считать этическим в строгом смысле этого слова, поскольку:

1) христианство - это не этическая система и не моральная философия, а одна из величайших мировых религий, заложившая основы новой европейской культуры и глубоко и необратимо изменившая облик "мира сего";

2) все знаменитые античные мыслители, несмотря на всю свою озаренность и глубину, были и остались "просто людьми", в то время как Иисус Христос, согласно свидетельствам Евангелистов, сын Бога Живого, т.е. и человек и Бог одновременно;

3) нравственные заповеди Христа ни в коей мере не являются автономными (независимыми) от духовных оснований его учения и в известном смысле определяются ими.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

24716. Защита от однофазных замыканий на землю в сети с изолированной нейтралью 118 KB
  Защита от однофазных замыканий на землю в сети с изолированной нейтралью. С изолированной нейтралью работают сети напряжением 635 кВ. Однофазное замыкание в сети с изолированной нейтралью не сопровождается появлением больших токов КЗ т. ток замыкается на землю через очень большие сопротивления емкостей фаз сети.
24717. Токовая поперечная дифференциальная защита линий 165 KB
  Токовая поперечная дифференциальная РЗ предназначена для параллельных ЛЭП с общим выключателем. При одностороннем питании параллельных ЛЭП РЗ устанавливается только со стороны источника питания а в сети с двусторонним питанием с обеих сторон параллельных ЛЭП. На одноименных фазах каждой ЛЭП устанавливаются ТТ с одинаковым коэффициентом трансформации. В действительности в реле протекает ток небаланса IНБ вызванный погрешностью ТТ и некоторым различием первичных токовобусловленным неточным равенством сопротивлений ЛЭП.
24718. Защита электродвигателей от перегрузок и замыканий на землю 146.5 KB
  Защита с тепловым реле. Лучше других могут обеспечить характеристику приближающуюся к перегрузочной характеристике электродвигателя тепловые реле которые реагируют на количество тепла Q выделенного в сопротивлении его нагревательного элемента. Тепловые реле выполняются на принципе использования различия в коэффициенте линейного расширения различных металлов под влиянием нагревания. Основой такого теплового реле является биметаллическая пластина 1 рис.
24719. ДИСТАНЦИОННАЯ ЗАЩИТА ЛИНИЙ 160.5 KB
  В качестве ДО используются реле сопротивления PC реагирующие на полное реактивное или активное сопротивление поврежденного участка ЛЭП Z X R. Сопротивление фазы ЛЭП от места установки реле Р до места КЗ точки К пропорционально длине этого участка lРK . Наибольшее значение Zp при котором PC срабатывает называется сопротивлением срабатывания реле Для обеспечения селективности в сетях сложной конфигурации на ЛЭП с двусторонним питанием ДЗ необходимо выполнять направленными действующими при направлении мощности КЗ от шин в...
24720. Малая группа 44 KB
  Цели: овладение знаниями по таким вопросам как определение малой группы и ее границы классификация малых групп социальнопсихологические характеристики малой группы. Ключевые понятия: малая группа команда организованные спонтанные группы открытые закрытые группы группы членства и референтные группы коллектив структура и развитие малой группы социометрия лидерство групповые нормы конформность групповая сплоченность. Минимальный размер малой группы 2 чел. Количественные признаки малой группы ее нижние и верхние границы ...
24721. Характер 42 KB
  Задачи: определение понятия характер структуры характера его черт взаимосвязи с темпераментом. Ключевые понятия: характер отношение волевые интеллектуальные эмоциональные качества темперамент структура характера черты характера потребности установки интересы акцентуации характера. Структура характера свойства характера зависящие друг от друга связанные друг с другом и образующие целостную организацию. В структуре характера выделяют 2 группы черт: к 1 группе относятся черты выражающие направленность личности устойчивые...
24722. Сознание 44 KB
  Задачи: определение понятия сознание функции сознания слои сознания по Зинченко В. психические состояния человека состояния сознания. Ключевые понятия: понятие сознание слои сознания функции сознания психические состояния человека: определение измерения характеристики виды; состояния сознания. Слои сознания по Зинченко В.
24723. Я-ОБРАЗ 52.5 KB
  Общение с собой: Начало психологии активности. Основы общей психологии. Элементы практической психологии.