34012

Искусство как социокультурное явление.Эстетические основания и закономерности развития ис

Доклад

Логика и философия

Искусство это одна из форм культуры и сфера художественного творчества. философия исследует искусство в общем плане и в контексте жизни человека и общества. Искусство отражает и изображает жизнь в художественных образах которые позволяют человеку непосредственно в чувственном виде переживать то что в них заключил художник.

Русский

2013-09-06

45.5 KB

10 чел.

35 Искусство как социокультурное явление.Эстетические основания и закономерности развития искусства. Герменевтика.

Искусство - это одна из форм культуры и сфера художественного творчества. философия исследует искусство в общем плане и в контексте жизни человека и общества. Искусство отражает и изображает жизнь в художественных образах, которые позволяют человеку непосредственно, в чувственном виде переживать то, что в них заключил художник.

Искусство следует отличать не только от жизни, но и от различного рода зрелищ: спорта, цирка, корриды, карнавала, гладиаторских боев и т.д.зрелище вызывает переживания,эмоции. Искусство не просто возбуждает эмоции, а вызывает у человека катарсис (греч. - очищение души под воздействием сильного, благородного переживания.Настоящее искусство работает на духовный рост человека, зрелища же просто волнуют его нервы.

Искусство в структурном аспекте представляет собой сложную совокупность видов, родов и жанров. К видам искусства относятся: литература, изобразительное искусство, музыка, архитектура, театр, кинематограф. В свою очередь, виды искусства делятся на роды: эпос, проза, поэзия, драматургия (литература);живопись, графика, скульптура (изобразительное искусство) и тд.

Принято выделять следующие социальные функции искусства:1. Познавательная.2. Передачи социального опыта. 3. Коммуникативная. посредством искусства общаются не только его "потребители" между собой, но и художник с читателем, слушателем, зрителем4. Компенсаторная. Идентифицируя себя с персонажами художественных произведений, он проживает множество жизней разнообразных людей, живших в разных культурах и эпохах.5. Гедонистическая. Искусство приносит человеку наслаждение. 6.Воспитательная

Другой очень важной задачей философии искусства является определение эстетических оснований художественного творчества. Основной эстетической категорией является понятие красоты или прекрасного. 

Леон Баттиста Альберти (эпоха Возрождения) - "строгая соразмерная гармония всех частей, объединяемых тем, чему они принадлежат.И. Канта красота - это "форма целесообразности без представления цели". Н.Г. Чернышевский "прекрасное есть жизнь" и "прекрасно то существо, в котором мы видим жизнь, какова должна быть она по нашим понятиям". Дж. Сантаяна дал такое определение: "Красота есть наслаждение, рассматриваемое как качество вещи

1в Красоте всегда остается элемент тайны2видимо, придется отказаться от универсальных критериев красоты, одинаково применимых и пригодных для разных сфер бытия и творчества. 3, очевидно, что без человека, субъекта, красоты нет. Именно человек способен ее воспринимать. Но это не значит, что красота произвольна.

В качестве иллюстрации некоторых закономерностей развития искусства рассмотрим два периода русской культуры: так называемые Золотой век и Серебряный век.

Под Золотым веком русской культуры имеется в виду период в художественной жизни России, охвативший большую часть XIX столетия. Ключевой фигурой Золотого века считается А.С. Пушкин, заложивший основы современной русской словесности. Десятки великих имен художников (писателей, композиторов, живописцев и т.д.): Н.В. Гоголь, М.Ю. Лермонтов, И.С. Тургенев, И.А. Гончаров, Ф.М. Достоевский, Н.С. Лесков, Л.Н. Толстой, М.И. Глинка, П.И. Чайковский, М.М. Мусоргский, П.И. Федотов, И. Н. Крамской, В.И. Суриков, Н.Н. Ге составили цвет этой культурной эпохи. Серебряным веком русской культуры называют традиционно период конца XIX - начала (до Октябрьской революции) XX вв. Наиболее колоритной фигурой, но не единственной, определяющей пафос этой эпохи, был, безусловно, А.А. Блок. Серебряный век породил огромное количество одаренных людей в разных сферах искусства. Достаточно назвать такие имена, как В. Брюсов, А. Белый, З.Н. Гиппиус, Д.С. Мережковский, И.А. Бунин, Вяч. Иванов, М. Врубель, В.А. Серов, Б. Кустодиев, К. Сомов, Л. Бакст, М. Нестеров, А.Н. Скрябин, И. Стравинский, С.В. Рахманинов, С.П. Дягилев, В. Нижинский, Ф.И. Шаляпин. По количеству гениев и талантов, по масштабу творческого энтузиазма, по обилию художественных шедевров Серебряный век русской культуры можно сопоставить с эпохой Возрождения в Европе. Почему однако он назван Серебряным? Ведь серебро, будучи драгоценным металлом, все же уступает в цене и по потребительским свойствам золоту. Дело в том, что искусство Серебряного века, будучи в художественном плане не менее совершенным, чем искусство Золотого века, тем не менее несло на себе печать декаданса, упадничества. В чем это конкретно выражалось?

Во-первых, если в искусстве Золотого века содержание и форма были одинаково значимы и находились в состоянии гармонического равновесия, то Серебряный век вошел в историю культуры как эпоха поиска новых художественных форм. На этой основе возникло множество модернистских течений в искусстве: символизм, имаженизм, футуризм, кубизм, абстракционизм и т.п.

Отсюда, во-вторых, в искусстве Серебряного века акцент делается на самовыражении художника, в то время как в искусстве Золотого века художник стремился к правдивому (реалистическому) изображению жизни.

В-третьих, искусство Золотого века было пронизано моральным пафосом, оно пробуждало "милость к падшим" и звало человека к высоким гражданским целям. Своеобразие искусства Серебряного века проявилось, по словам Н. Бердяева "в преобладании эротики и эстетики над этикой" (Бердяев Н.А. Самопознание. - М., - 1990. - С. 129). Значительная часть художников Серебряного века становились индифферентными к событиям общественно-политической жизни страны, провозглашая тезис "искусство для искусства".

Наконец, искусство Серебряного века (по крайней мере значительная его часть) отрывалось не только от этической основы, но и от здоровой духовной основы. Красота здесь виделась в отрыве от Добра и Истины. Это проявилось, в частности, в увлеченности определенных слоев художественной интеллигенции России мистикой, оккультизмом, теософией и антропософией, богоискательством и богоборчеством.

Пожалуй, наиболее типичным произведением, в котором присутствуют все отмеченные выше признаки искусства Серебряного века, является "Поэма экстаза" А.Н. Скрябина.

Искусство Серебряного века не только хронологически предшествовало первой мировой войне и Октябрьской революции, но в значительной степени ответственно за потрясение и катаклизмы, которые обрушились на людей и обрушили Россию. Утратив гражданский пафос, оно перестало благотворно воздействовать на волю и нравственное сознание людей.

Философы, осмысливавшие развитие искусства XIX-XX вв. не только в России, но и в Европе, пришли к выводу о том, что искусство, оторвавшееся от духовной основы, потерявшее четкие нравственные ориентиры, имеет тенденцию к превращению в "праздное развлечение и нервирующее зрелище" (Ильин И.А. Основы христианской культуры // Одинокий художник. - М., 1993. - С. 295). Эти прогнозы, к сожалению, оправдались и стали реальностью так называемой массовой культуры, представляющей собой индустрию грез, пропагандирующую культ эротики и насилия.

Предназначение философии искусства заключается также в том, чтобы переломить эту негативную тенденцию, чтобы показать, что искусство объективно служит либо силам Добра, либо Зла, чтобы изобличать мнимую красоту и обосновывать Красоту подлинную.

Конечным результатом художественного творчества и основным элементом искусства является художественное произведение, которое также может стать предметом философского исследования, но уже в плане его истолкования, извлечения из него скрытых смыслов, рационализации его образно-символического содержания. Любое художественное произведение может быть ^представлено как особый текст, буквальное прочтение которого может существенно исказить замыслы художника и объективные смыслы, в них заложенные^ Задачу толкования, интерпретации художественных (и не только художественных) текстов берет на себя герменевтика, которая зародилась еще в древнегреческой культуре, а затем в христианской традиции стала искусством толкования Библии. Философское звучание герменевтика получила у немецких романтиков ф. Шлегеля и Ф. Шлейермахера, для которых герменевтика предстала как искусство понимания чужой индивидуальности. Дальнейшее развитие герменевтика получила в философии жизни Г. Дильтея и феноменологии. Э. Гуссерль, основоположник феноменологии, рассматривает герменевтику в широком культурном плане. Он полагал, что каждая культура обладает своим уникальным жизненным миром, совокупностью откровенных и прикровенных смыслов, символов и ценностей, без учета которых не может быть адекватно понят ни один памятник (текст) этой культуры. В XX столетии, благодаря М. Хайдеггеру и Г.-Г. Гадамеру герменевтика из искусства и методологии толкования текстов превращается в онтологическое учение. По их мнению, понимание входит в структуру самого бытия. От того, понимают ли люди друг друга, другие культуры, зависит не только качество познания, но и жизнь людей. Более того, само понятие текста может быть расширено. Текстом можно считать биографию отдельного человека, историю отдельной страны или человечества в целом, жизнь природы, космические явления. Жизнь посылает нам множество знаков, которые необходимо расшифровать и использовать себе во благо.

Однако вернемся к художественному тексту. Почему, спрашивается, нужно его толковать? Ведь рационализация художественного произведения может привести к его омертвению. Искусство тем и привлекательно, что оно в живой, чувственно-достоверной форме изображает человеческую жизнь или жизнь вообще. Безусловно, в этом суждении есть свой резон. Одна из бед нашей школы заключается как раз в том, что учащиеся по большей чисти изучают художественную литературу по учебникам, где все растолковано, а не читают сами произведения. Тем не менее необходимо подчеркнуть, что герменевтика не стремится подменить собой искусство, а только помочь его глубже понять. Ведь отсутствие интереса к искусству часто связано именно с тем, что его не понимают.

Необходимость интерпретации, толкования художественного  текста диктуется рядом обстоятельств.

Во-первых, это обусловлено тем, что часто далеко не совпадают субъективные замыслы художника, которые он может вербализировать, и объективные смыслы, заключенные в конкретном художественном произведении, а также его воздействием на  жизнь общества или отдельного человека. У гениев, как правило, идейно-смысловой состав их произведений оказывается неизмеримо богаче их замыслов. Многие художники сами не могут до конца понять, что, собственно, они изобразили в своем произведении и дают часто односторонние толкования своих собственных творений. Это объясняется тем, что художественное творчество развивается по иррациональным законам. Очень часто бывает так, что не художник определяет судьбу своих персонажей, а сами герои диктуют свою волю автору. Так, например, известно, что Г. Флобер предполагал оставить мадам Бовари живой, однако логика ее характера и судьбы неумолимо заставила его завершить роман самоубийством своей героини. На тему взаимоотношения автора и персонажей существуют интересные теоретические рассуждения у М.М. Бахтина и художественные опыты испанского философа и поэта М. де Унамуно. Читайте его романы "Туман" и "Любовь и педагогика".

Во-вторых, для того чтобы понять то или иное художественное произведение, необходимо рассматривать его в культурно-историческом контексте. Так, например, Евгений Онегин, герой одноименного романа А.С. Пушкина, после убийства на дуэли В. Ленского сокрушается не от того, что убил человека (так бы переживал современный человек), а от того, что убил друга. Участие в дуэли в дворянской среде считалось делом чести и потому убийство на дуэли не считалось моральным преступлением.

В-третьих, очень часто за художественными образами, посредством которых искусству удается изображать динамику жизни и создавать эффект непосредственного участия любителя искусства в художественном действии, скрываются некие символы (в переводе с греческого слово "символ" означает соединяю), которые указывают на существование некоей скрытой реальности, скрытого смысла, требующего разъяснения. Так, например, Ланцелот из пьесы Е. Шварца "Дракон" побеждает дракона благодаря тому, что использует в битве подаренные ему горожанами шапку-невидимку и ковер-самолет. "В сказке ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок", - гласит русская пословица. На что же, действительно, мы находим намек, имея в виду сказочные, волшебные предметы? Чтобы победить дракона, или иначе говоря воплощенное зло (дьявола), необходимо обладать необычайной духовной силой (шапка-невидимка, надетая на человека, дематериализует его, т.е. предельно одухотворяет), а также - избавиться от земных соблазнов, вознестись духом на небеса (ковер-самолет).

Таким образом, художественные произведения и, в особенности, созданные гениями, обладают множеством смысловых пластов, не все из которых постигаются сразу, но требуют и знаний, и размышлений, и интуиции.

Человек, который при помощи герменевтики, научится толковать и понимать художественные тексты, способен будет проницательно читать Книгу жизни, научится понимать себя, других людей, процессы, происходящие в обществе и истории.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

19797. Апаратні та програмні компоненти ЛОМ 15.56 KB
  Весь комплекс програмноапаратних засобів мережі може бути описаний багатошаровою моделлю що складається з шарів:комп'ютери чи комп'ютерні платформи;комунікаційне обладнання;операційні системи;мережеві додатки.Комп'ютериВ основі будьякої мережі лежить апаратний шар
19798. Архітектура, основні поняття і визначення глобальних мереж 19.54 KB
  Комунікаційна мережа система що складається з об'єктів що здійснюють функції генерації перетворення зберігання і споживання продукту званих пунктами вузлами мережі і ліній передачі зв'язків комунікацій з'єднань що здійснюють передачу продукту між пунктами.Відм...
19799. Базові технології локальних мереж 30.5 KB
  Базові технології локальних мереж В локальних мережах як правило використовується середовище передачі даних моноканал що розділяється і основна роль відводиться протоколам фізичного і канального рівнів оскільки ці рівні найбільшою мірою відображають специфік
19800. Засоби доступу до Internet. Адресація в Internet IP –адреси; доменна система DNS 26.5 KB
  1.Засоби доступу до Internet. Адресація в Internet: IP –адреси; доменна система DNS Засоби доступу до Інтернету є: Підключення по комутованій телефонній лінії за допомогою модемуПідключення до домашньої мережі підключення будинкамиПідключення із застосуванням супутни...
19801. Мережеві протоколи. Типи протоколів 34.5 KB
  Мережеві протоколи.Типи протоколів. Мереже́вий протоко́л в комп'ютерних мережах заснований на стандартах набір правил що визначає принципи взаємодії комп'ютерів в мережі. Протокол також задає загальні правила взаємодії різноманітних програм мережевих вузлів чи сис...
19802. Основні поняття локальних мереж. Класифікація ЛОМ 36 KB
  Основні поняття локальних мереж. Класифікація ЛОМ. Лока́льна комп'ю́терна мере́жа англ. Local Area NetworkLAN являє собою об'єднання певного числа комп'ютерів іноді досить великого на відносно невеликій території. В порівнянні з глобальною мережею WAN локальна мережа зазвич
19803. Поняття браузера. Пошукові системи в Internet 27 KB
  2.Поняття браузера. Пошукові системи в Internet. Браузер це програма для навігації та перегляду вебресурсів вебсторінок яка дозволяє запитувати і переглядати файли в локальній мережі та мережі Інтернет. Зазвичай браузери наділені здібностями перегляду елек
19804. Структура та основні принципи роботи мережі Internet 15.57 KB
  Принципи побудови мережі Інтернет це безліч комп'ютерів хостів і різних мереж об'єднаних мережею на базі протоколів зв'язку TCP / IP. Комп'ютери підключені до мережі Інтернет можуть мати будьякі апаратні і програмні платформи але при цьому вони повинні підтримувати ст
19805. Поняття про математичне програмування 13.95 KB
  Математичне програмування – складова частина прикладної математичної дисципліни Дослідження операцій. До інших основних розділів цієї дисципліни відносяться теорія марковських випадкових процесів теорія масового обслуговування теорія ігор методи сітьового плану...