34017

Основные модели общественного устройства

Доклад

Логика и философия

Современная форма либерализма как она утвердилась на Западе наиболее типичными здесь являются США теоретически оформилась и начала осуществляться на практике в Новое время и эпоху Просвещения. Основными посылками либерализма являются: 1. 'Lissez fire не мешайте действовать девиз классического либерализма. Идеал минимального государства характерная черта классического либерализма.

Русский

2013-09-06

38.5 KB

21 чел.

Осн-ые модели общ-ого устр-ва.Выделение и хотя бы краткий анализ основных моделей общественного устройства имеет сейчас важное значение в связи с тем, что Россия, имевшая в своей истории несколько моделей общественного устройства (консервативную, социалистическую, либеральную), пока не нашла адекватную для себя форму социального бытия.

Консервативное общество ориентируется на религиозные, культурные, политико-идеологические традиции. Ценности и нормы, унаследованные от прошлых поколений, здесь ставятся выше всего: .прав и свобод граждан, эффективности экономической деятельности и т.д. Благодаря этому достигается высокая стабильность общества: в нем нет сколь-нибудь серьезных конфликтов и потрясений. Главное в консерватизме - отрицательное отношение к историческому прогрессу. Смысл этого отрицания заключается в том, что всякое нововведение порождает не только плюсы, но и минусы. К.Н. Леонтьев - типичный представитель философии консерватизма - полагал, что общественный прогресс в конечном счете приведет к упрощению жизни, к власти посредственных людей. В консервативных обществах тщательно оберегается иерархическая структура и почитается ранг людей. В Индии, например, до сих пор сохраняется деление людей на касты. Охранительные позиции консервативного общества, как правило, вытекают из религиозных представлений, а всяческие новшества воспринимаются как противоречащие Божественному Провидению; Нередко консервативные общества непосредственно подчиняются церковной власти. Современный Иран - типичный образец теократического государства. Исламский фундаментализм в целом есть яркое проявление консервативных тенденций в современном мире. Консервативная ориентация общества не обязательно означает его стагнацию: в нем происходят процессы развития, если не во всех сферах срциальной жизни, то хотя бы в некоторых, например, в военно-технической сфере. Чтобы поддерживать статус-кво, необходимо быть готовым к защите от внешней агрессии. Консервативные, охранительные тенденции имеют место практически во всех странах, в том числе и западных. В ряде европейских стран сохраняются монархии, большой вес имеют консервативные партии (в особенности в Великобритании), большую роль в общественной жизни играет родовитая аристократия.

Либеральное общество - это общество в котором свобода личности провозглашается в качестве основной ценности. "Интересы каждого - превыше интересов всех" - таков лозунг либерального общества. Современная форма либерализма, как она утвердилась на Западе (наиболее типичными здесь являются США), теоретически оформилась и начала осуществляться на практике в Новое время и эпоху Просвещения. Основоположниками либеральной идеологии были Т. Гоббс, Дж. Локк, А. Смит, Дж. Ст. Милль и другие мыслители.

Основными посылками либерализма являются:

1. Идея самодостаточности и суверенитета отдельной человеческой личности. Каждый человек, будучи разумным и свободным существом, в состоянии сделать свою жизнь достойной и счастливой./'Laissez faire" ("не мешайте действовать") - девиз классического либерализма.

2. Чтобы индивид в своих притязаниях на свободу не покусился на свободу других людей, необходимо посредством права определить границы индивидуальной свободы.

3. Гарантом свободы личности служит государство, которое выполняет функцию "ночного сторожа", т.е. следит за соблюдением законности и порядка в обществе. Идеал минимального государства - характерная черта классического либерализма.

4. В обществе должны быть разработаны механизмы, препятствующие сосредоточению слишком большой власти в руках одного человека или какого-либо государственного органа. Идея правового государства зиждется на принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

В либеральной идеологии и либеральном обществе акцент делается на свободе человека в экономической и политической деятельности. Эти установки имеют как положительное значение, так и свои недостатки. С одной стороны, индивид в условиях либерального общества получает широкую свободу в области предпринимательства и хозяйственной деятельности, с другой стороны, его успех в экономической области не всегда гарантирован. Не все зависит от способностей, трудолюбия и разумности решений конкретного человека. Рыночная экономика содержит в себе большую долю риска. Не всякий может разбогатеть, но у каждого человека есть возможность разориться и оказаться на дне обще-. ства. С одной стороны, каждый человек имеет право избирать и быть избранным в представительные органы государственной власти, с другой стороны, это обстоятельство отнюдь не гарантирует правильный выбор. Не случайно А. Моруа говорил: "Голоса надо не подсчитывать, а взвешивать".

Для того чтобы в обществе реализовывались положительные аспекты либеральной идеологии, теоретики либерализма и политики вносили определенные коррективы в теорию и практику либерализма.

Еще на заре либерализма стало очевидным, что он несовместим с радикализмом, рвущим с традициями и устоявшимися ценностями. Вот почему принято считать истинным либерализмом только консервативный либерализм, который отличает установка на медленные и постепенные преобразования в обществе, расширяющие свободы граждан.

Поскольку реализация либеральных идей на практике привела к резкой поляризации общества на богатых и бедных, поставивших под угрозу социальную и политическую стабильность во многих странах, в конце XIX - начале XX вв. возникает новая модификация либерализма - социальный либерализм, при котором начинают закладываться социальные программы помощи бедным, инвалидам и т.д.

После второй мировой войны возникли и другие модификации либерализма: либертаризм (60-70 гг.) и евролиберализм (90-е гг.).

Социал-демократическая модель общественного устройства соединяет в себе преимущества либерализма и социализма, т.е. свободу личности с широкими социальными гарантиями для граждан. Она реализуется в тех странах, где у власти значительное время находятся социал-демократические партии: в Швеции, Дании, Австрии, Финляндии и ряде других стран. В социально-ориентированных демократических обществах предоставляется свобода предпринимательской деятельности, на которую нет существенных политических и юридических ограничений. Однако наличие прогрессивного налога на доходы не очень выгоден для представителей крупного капитала. Отсюда возможен большой отток капиталов за рубежи стран социал-демократической ориентации. Высокая ставка налога для крупного капитала есть плата за социальную и политическую стабильность, которая образуется за счет гарантий прав безработных, инвалидов, пенсионеров и других категорий граждан, чей уровень жизни поддерживается на оптимальном, часто довольно высоком уровне. Социал-демократическая модель общественного устройства хорошо работает в небольших странах, не требующих значительных государственных вложений в оборону, 'в инфраструктуру и т.д. Она приемлема также в этнически однородных странах. Для того чтобы эта модель начала успешно функционировать, в обществе должен сложиться достаточно высокий уровень жизни граждан, согласных значительную часть своего дохода отдать в казну государства в качестве налогов. Роль государства и его функции здесь значительно расширяются в сравнении с либеральным обществом, но они не достигают того уровня, который наблюдался в социалистических обществах.

Социализм - это общество, в котором господствующее значение имеет государственная или коллективная формы собственности, а частной собственности нет вообще (как в СССР или на Кубе) или она занимает подчиненное положение по отношению к двум предыдущим формам собственности (как в бывшей Югославии). Экономическая жизнь при социализме строится на плановых началах. При разумных подходах это дает положительный эффект, ибо государственные средства в больших объемах вкладываются в наиболее важные и перспективные отрасли народного хозяйства, которые интенсивно развиваются и часто являются лидерами не только в своей стране. Так в СССР получили мощное развитие авиакосмическая отрасль, оборонно-промышленный комплекс, металлургия и ряд других. Однако часто средства государства вкладывались неразумно, без учета мировых экономических и технических тенденций, в результате возникали парадоксы в экономике и отставание от передовых стран по ряду направлений. Господство государственной собственности ведет к чрезмерной централизации хозяйственной жизни и росту бюрократии, сковывающей экономическую инициативу на местах и склонной к коррупции. Главная ценность социалистического общества - социальная справедливость, которая, однако, понимается односторонне как равенство граждан в получении социальных благ: занятости, образования, охраны здоровья, отдыха и т.д. В СССР и ряде других стран уровень социальной защищенности граждан был довольно высок. Однако их качество не всегда отвечало потребностям жизни. Уравнительные тенденции в распределении материальных благ подрывали стимулы к честному, добросовестному труду, плодились в массовом порядке бесхозяйственность и безответственность. Экономическая и политическая централизация закреплялись идеологически в монополию одной партии и ее идеологии, которая пронизывала все сферы общественной и даже личной жизни (при Сталине). С одной стороны, это обеспечивало необычайно прочную социальную и политическую стабильность в обществе, ровные отношения между разными этническими группами. С другой стороны, - загоняла в подполье многие болезненные явления, которые всячески камуфлировались. Забота государства и партии о человеке, носившая чрезмерный характер, подорвала многие естественные процессы жизни, исказила природу человека (мужскую и женскую). Все это неизбежно привело к кризису социализма и его фактическому разрушению. Хотя это не значит, что все возможности развития в его рамках были исчерпаны.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

83132. Приди, весна красная!... Е. Серова «Ландыш», «Гвоздика», «Незабудки» 227 KB
  Люди любят этот цветок называют его в легендах: фонарики гномов рассыпавшиеся бусы Белоснежки слезы царевны б Чтение учителем стихотворения Что представили себе Почему кажется что ландыш зазвенит Снежно-белые колокольчики словно из тончайшего фарфора с тонким нежным запахом.
83133. Які осінні турботи у людей у містах і селах восени? 93 KB
  Мета: обговорити з учнями, чим займаються люди в місті та селі восени; розвивати логічне мислення; розширювати світогляд; виховати бажання допомагати дорослим. Обладнання: таблиці «Овочі», «Фрукти», «Комахи», оповідання А.М’ясківського «Казка про яблуню».
83134. Які в осені прикмети? Осінні місяці. Творче завдання: складання казки про осінь 102.5 KB
  Мета. Поглиблювати знання учнів про осінні прикмети. З’ясувати походження назв місяців. Розкрити значення понять: рання осінь, золота осінь, підзимок. Виконати творче завдання: скласти казку про осінь. Розвивати логічне мислення, спостережливість, увагу. Захопити дітей красою природи восени.
83135. Алгоритми та виконавці. Стій, готуйсь – командувати буду 190 KB
  Мета. Навчальна. Узагальнити та закріпити знання учнів про інформаційні процеси. Вчити використовувати на практиці здобуті знання, вміння та навички, методи роботи з алгоритмами. Розвивальна. Розвивати алгоритмічне мислення, навички рольової взаємодії та роботи в групах.
83136. Підсумковий урок за темою «Казки народів Європи» 156.5 KB
  Мета: систематизувати знання дітей із розділу «Казки народів Європи», підтримувати інтерес дітей до казки, розвивати пам’ять, спостережливість, уявлення, діалогічне й монологічне мовлення, вміння відтворювати зміст прочитаного, розвивати творчі здібності, уміння перевтілюватися і концентрувати увагу...
83137. Відтворення культурної спадщини українського народу 510.5 KB
  Мета: дати учням уявлення про давні зимові обряди; ознайомити з святами: святого Миколая, Маланки та Василя, Різдва Христового, Водохреща (Йордан); зацікавити учнів народними звичаями, традиціями; збагатити духовний світ дітей; розвивати відчуття святкової піднесеності мовлення...
83138. Інформація. Інформаційні процеси: отримання, зберігання, опрацювання і передавання повідомлень 139.5 KB
  Мета: ознайомити учнів з поняттям інформація з інформаційними процесами: отримання зберігання опрацювання і передавання інформації; розвивати спостережливість пам’ять мову; навички роботи з мишею; виховувати наполегливість у досягненні мети працелюбність інтерес до вивчення інформатики.
83139. Населення Землі. Культура зовнішності людини. Її стиль 166 KB
  Сформувати уявлення про населення Землі про основні раси людей на різних материках; ознайомити дітей із різними стилями зовнішності людини; розвивати вміння визначати стильову єдність одягууважність пізнавальний інтерес; виробляти уміння узагальнювати робити висновки оцінювати результати діяльності...
83140. Создание женского образа «Снежной королевы» с использованием различных элементов прически 4.04 MB
  Актуальностью для данной работы является постоянный интерес парикмахеров и технологов по прическам из длинных волос к разным историческим эпохам, для которых характерно разнообразие элементов причесок, методов и способов их выполнения.