34018

Исторические формы общности людей

Доклад

Логика и философия

Историческими формами общности людей принято считать: род племя народность нацию. Это исторически восходящие формы объединения людей. Это связано с тем что в обществе где господствует коллективная собственность на средства производства и уравнительное распределение еще не дифференцировались интересы людей.

Русский

2013-09-06

38.5 KB

32 чел.

Исторические формы общности людей.

Историческими формами общности людей принято считать: род, племя, народность, нацию. Это - исторически восходящие формы объединения людей. Род - это коллектив кровных родственников, осуществляющий совместное производство, потребление, самозащиту и воспитание подрастающего поколения. Родовая организация жизни характерна для первобытных обществ и обусловлена примитивностью орудий труда и вытекающим отсюда низким уровням потребления. Племя - это совокупность родов. Родоплеменному строю свойственна неполитическая организация общественной жизни. Это связано с тем, что в обществе, где господствует коллективная собственность на средства производства и уравнительное распределение, еще не дифференцировались интересы людей. Власть здесь еще не отделена от общей массы вооруженных людей, т.е. государства еще нет. Отношения между людьми внутри родов и племени, а также с другими племенами осуществляется на основе обычаев. Нормы обычаев, регламентирующие отношения между людьми внутри племени, отличались от норм, при помощи которых строились отношения с другими племенами. Племена не имели закрепленной территории и поэтому периодически мигрировали.

Народность формируется как союз племен, но на основе разложения родоплеменной организации общественной жизни. Центр хозяйственной жизни перемещается в семью, выделившуюся из рода, а власть становится политической, ибо возникает государство, призванное гармонизировать интересы различных групп населения и отдельных людей, отстаивать территориальную целостность и охранять границы проживания народа. Народность образуется благодаря общности языка и территории. Род, племя, народность - это биосоциокультурные общности людей, для которых родовым понятием является этнос. Фундаментальные исследования этногенеза осуществил выдающийся отечественный ученый и мыслитель Л.Н. Гумилев, который полагал, что "этносы - явление, лежащее на границе биосферы и социо-сферы и имеющее весьма специальное назначение в строении биосферы Земли" (Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли, -М. Б/г. - С. 24).

На основе народности или народностей образуется нация. Нация - это социокультурная общность людей. По определению М. Вебера, нация - это человеческое сообщество, объединенное общностью языка, религии, обычаев или судьбы и стремящееся к созданию собственного государства. В формировании и существовании нации решающее значение имеет миф нации или национальная идея. Вл. Соловьев придавал национальной идее метафизическое значение: "... идея нации есть не то, что она сама думает о себе во времени, но то, что Бог думает о ней в вечности" (Соловьев B.C. Русская идея // Соч. в 2 т.- Т. 2. - М., 1989. - С. 220). Постижение смысла существования нации не тождественно выявлению ее политических, экономических и прочих интересов, потому что последние лежат в плоскости эмпирии и не могут предстать в сознании людей в идентичной форме в силу того, что разные слои Народа по-разному представляют эти интересы. Вл. Соловьев утверждал, что смысл существования наций лежит не в них самих, но в человечестве: "Истинное единство народов есть не однородность, а всенародность, т.е. взаимодействие и солидарность всех их для самостоятельной и полнрй жизни каждого" (Соловьев B.C. Оправдание добра // Соч. в 2 т. - Т. 1. - М., 1988. -С. 501).

Судя по всему Вл. Соловьев различал понятия "смысл существования нации" и "национальный идеал". Если первое - это метафизическое понятие, требующее духовной работы, то понятие национального идеала предстает как широкая практическая задача нации, требующая волевых усилий. Если смысл существования нации заключается в объединении человечества на христианских принципах, то национальный идеал есть не что иное, как утверждение конкретного способа вхождения нации во всемирное человечество. Если смысл существования нации есть ее вечная цель, то национальный идеал есть образ этой вечной цели, побуждающей народ стремиться к ней.

Что касается конкретной содержательной наполненности русского национального идеала, то Вл. Соловьев говорит следующее: "Обыкновенно народ, желая похвалить свою национальность, в самой этой похвале выражает свой национальный идеал, то, что для него лучше всего, чего он более всего желает.

Так, француз говорит о прекрасной Франции и о французской славе..., англичанин с любовью говорит: старая Англия..., немец поднимается выше и, придавая этический характер своему национальному идеалу, с гордостью говорит: немецкая верность. Что же в подобных случаях говорит русский народ, чем он хвалит Россию? Называет ли он ее прекрасной или старой, говорит ли о русской славе или о русской честности и верности? Вы знаете, что ничего такого он не говорит, и, желая выразить свои лучшие чувства к родине, говорит только о "Святой Руси". Вот идеал: не консервативный и не либеральный, не политический, не эстетический, даже не формально-этический, а идеал нравственно-религиозный" (Соловьев B.C. Национальный вопрос в России // Соч. в 2 т. -Т. 1. - М., 1989. - С. .309).

Было бы неверно истолковывать национальный идеал в трактовке Вл. Соловьева как стремление реставрировать патриархальные отношения в России. Вл. Соловьев убежден, что процветание народу обеспечено лишь тогда, когда он повернется лицом к преданию отцов, т.е. к исконным ценностям отечества. Иными словами, понимать "Святую Русь" следует как умопостигаемый образ небесной России, который коренится в сердце человека! Ведь это - религиозно-нравственный идеал, т.е. одновременно трансцендентный и имманентный, духовный и душевный, вне-личностный и личностный... Если же перевести эти рассуждения на практический уровень, то смысл их состоит в том,, что культивировать идеал "святой Руси" - это значит воспитывать в русском человеке чувство священного благоговения перед родной землей, ее прошлым, настоящим и будущим; формировать в нем чувство любви к ближнему... Как говорил известный отечественный драматург А. Гельман: "Любить родину - это не березки целовать, а значит помогать достойным людям".

Национальная идея (или миф нации) тем прочнее и жизненнее, чем более соответствует менталитету своего народа.

Понятие менталитета, вошедшее в последние годы в широкий научный и культурный оборот, очень часто употребляют некорректно, смешивая его с понятием "национальная психология", национальный характер", "душа народа". Под менталитетом мы понимаем определенный способ восприятия, оценки, осмысления и переживания действительности, типичный для конкретной исторической общности или социальной группы. Понятие менталитета фиксирует формальную сторону психики и поведения людей, способ организации мыслительного и ценностного содержания сознания. Так, например, британцы и американцы воспринимают и осмысливают мир, как правило, сквозь призму принципа полезности, а немцы во всем стремятся узреть и установить порядок. Что касается русского менталитета, то он зиждется на вере, на стремлении к абсолютной ценности, которая воспринимается как единство Истины и Жизни. Русский верит в то, что дает его жизни смысл и спасение, т.е. освобождение от всякого зла, включая и зло смерти. Однако самое главное здесь - это содержательное наполнение веры, т.е. во что и как верит русский. Именно этот вопрос является основным русским вопросом, а не пресловутые "что делать?" или "кто виноват?". Последние вопросы возникают как раз тогда, когда оказался неправильно решенным первый вопрос.

Религиозность нашего менталитета - благо, если она действительно направлена на абсолютные и вечные ценности, и зло, если в панацею превращаются относительные земные ценности. Так, например, коммунизм и либерализм оказались для России предметами ложной веры, губительными для ее граждан, государства, культуры и духовности. Коммунизм создал ложное единство людей, а либерализм стал воплощением мнимой свободы личности. Религиозная энергия и установка на спасение должны быть направлены в религиозное, точнее, в Церковное русло. Жажда абсолютной свободы и стремление к братскому единению людей, столь характерные для русских, могут быть примирены только в плане всеобщего спасения людей в лоне Церкви. Гармония личной свободы с единством людей в Церкви -суть принципа соборности, провозглашенного А.С. Хомяковым. Следовательно, соборность и является наиболее адекватным способом содержательного наполнения русского менталитета. Соборность - это духовный принцип, который не следует путать с идейностью, имеющей всегда земную материальную подоплеку. В России часто происходит подмена соборности идейностью, в результате его вместо ожидаемого спасения, понимаемого в широком смысле этого слова, получается тотальное разрушение жизни во всех ее проявлениях. Идея (будь то коммунистическая или какая-либо другая), приобретая статус абсолютной непререкаемой ценности, может быть в определенных пределах созидательной в плане общественного и личного жизнеустройства. Однако разрушительная сила абсолютизированных идей в конечном счете берет верх и нет предела ее губительной стихии. Л.П. Карсавин писал: "Русский человек не может существовать без абсолютного идеала, хотя часто с трогательной наивностью признает за таковой нечто совсем неподобное.... Докажите ему отсутствие абсолютного (только помните, что само отрицание абсолютного он умеет сделать абсолютным, догмою веры) или неосуществимость, даже только отдаленность его идеала, и он сразу утратит всякую охоту жить и действовать. Ради идеала он готов отказаться от всего, пожертвовать всем; усомнившись в идеале или его близкой осуществимости, являет образец неслыханного скотоподобия или мифического равнодушия ко всему" (Карсавин Л.П. Восток, Запад и русская идея // Русская идея. - М., 1992. - С. 322).

Важным условием существования и развития нации является государство, которое служит хранителем и охранителем национальной идеи, защитником ее интересов и поддерживает порядок в обществе.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

61426. Видео-руководство пользователя. Экспорт и Импорт данных 1.82 MB
  Цель данного видеоруководства предоставить подробное видео по настройке и использованию экспорта и импорта в системе UMI. Доступные форматы для экспорта и импорта данных: Данные в формате umiDump 2.
61428. Земля как планета. Физико-географическая картина зарубежной Европы 40.14 KB
  Возникновение цивилизаций Плейстоцен 2588 млн Вымирание многих крупных млекопитающих. Появление современного человека Неогеновый Плиоцен 533 млн Миоцен 230 млн Палеогеновый Олигоцен 339 01 млн Появление первых человекообразных обезьян.
61430. Поняття про Flash-презентації. Знайомство з середовищем Flash 2.66 MB
  Мета уроку: ознайомити учнів із Flash середовищем; ознайомити учнів із основними поняттями і термінами Flash; зацікавити учнів у використанні Flash для створення презентацій.
61432. Определение отношений между мерками. Фиксация этих отношений 18.16 KB
  Метапредметные: Умение контролировать свои действия Предметные: умение строить величины с помощью мерки и числа. Чего не хватает Почему Как рассказать о мерках если нельзя измерить или посчитать клетки...
61434. Город. Фрагмент урока по английскому языку в 3 классе 210.4 KB
  Дидактическая: закрепление навыков говорения, аудирования, чтения по теме “Город”. Развивающая: продолжить формирования навыков диалогической, монологической речи...