34018

Исторические формы общности людей

Доклад

Логика и философия

Историческими формами общности людей принято считать: род племя народность нацию. Это исторически восходящие формы объединения людей. Это связано с тем что в обществе где господствует коллективная собственность на средства производства и уравнительное распределение еще не дифференцировались интересы людей.

Русский

2013-09-06

38.5 KB

32 чел.

Исторические формы общности людей.

Историческими формами общности людей принято считать: род, племя, народность, нацию. Это - исторически восходящие формы объединения людей. Род - это коллектив кровных родственников, осуществляющий совместное производство, потребление, самозащиту и воспитание подрастающего поколения. Родовая организация жизни характерна для первобытных обществ и обусловлена примитивностью орудий труда и вытекающим отсюда низким уровням потребления. Племя - это совокупность родов. Родоплеменному строю свойственна неполитическая организация общественной жизни. Это связано с тем, что в обществе, где господствует коллективная собственность на средства производства и уравнительное распределение, еще не дифференцировались интересы людей. Власть здесь еще не отделена от общей массы вооруженных людей, т.е. государства еще нет. Отношения между людьми внутри родов и племени, а также с другими племенами осуществляется на основе обычаев. Нормы обычаев, регламентирующие отношения между людьми внутри племени, отличались от норм, при помощи которых строились отношения с другими племенами. Племена не имели закрепленной территории и поэтому периодически мигрировали.

Народность формируется как союз племен, но на основе разложения родоплеменной организации общественной жизни. Центр хозяйственной жизни перемещается в семью, выделившуюся из рода, а власть становится политической, ибо возникает государство, призванное гармонизировать интересы различных групп населения и отдельных людей, отстаивать территориальную целостность и охранять границы проживания народа. Народность образуется благодаря общности языка и территории. Род, племя, народность - это биосоциокультурные общности людей, для которых родовым понятием является этнос. Фундаментальные исследования этногенеза осуществил выдающийся отечественный ученый и мыслитель Л.Н. Гумилев, который полагал, что "этносы - явление, лежащее на границе биосферы и социо-сферы и имеющее весьма специальное назначение в строении биосферы Земли" (Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли, -М. Б/г. - С. 24).

На основе народности или народностей образуется нация. Нация - это социокультурная общность людей. По определению М. Вебера, нация - это человеческое сообщество, объединенное общностью языка, религии, обычаев или судьбы и стремящееся к созданию собственного государства. В формировании и существовании нации решающее значение имеет миф нации или национальная идея. Вл. Соловьев придавал национальной идее метафизическое значение: "... идея нации есть не то, что она сама думает о себе во времени, но то, что Бог думает о ней в вечности" (Соловьев B.C. Русская идея // Соч. в 2 т.- Т. 2. - М., 1989. - С. 220). Постижение смысла существования нации не тождественно выявлению ее политических, экономических и прочих интересов, потому что последние лежат в плоскости эмпирии и не могут предстать в сознании людей в идентичной форме в силу того, что разные слои Народа по-разному представляют эти интересы. Вл. Соловьев утверждал, что смысл существования наций лежит не в них самих, но в человечестве: "Истинное единство народов есть не однородность, а всенародность, т.е. взаимодействие и солидарность всех их для самостоятельной и полнрй жизни каждого" (Соловьев B.C. Оправдание добра // Соч. в 2 т. - Т. 1. - М., 1988. -С. 501).

Судя по всему Вл. Соловьев различал понятия "смысл существования нации" и "национальный идеал". Если первое - это метафизическое понятие, требующее духовной работы, то понятие национального идеала предстает как широкая практическая задача нации, требующая волевых усилий. Если смысл существования нации заключается в объединении человечества на христианских принципах, то национальный идеал есть не что иное, как утверждение конкретного способа вхождения нации во всемирное человечество. Если смысл существования нации есть ее вечная цель, то национальный идеал есть образ этой вечной цели, побуждающей народ стремиться к ней.

Что касается конкретной содержательной наполненности русского национального идеала, то Вл. Соловьев говорит следующее: "Обыкновенно народ, желая похвалить свою национальность, в самой этой похвале выражает свой национальный идеал, то, что для него лучше всего, чего он более всего желает.

Так, француз говорит о прекрасной Франции и о французской славе..., англичанин с любовью говорит: старая Англия..., немец поднимается выше и, придавая этический характер своему национальному идеалу, с гордостью говорит: немецкая верность. Что же в подобных случаях говорит русский народ, чем он хвалит Россию? Называет ли он ее прекрасной или старой, говорит ли о русской славе или о русской честности и верности? Вы знаете, что ничего такого он не говорит, и, желая выразить свои лучшие чувства к родине, говорит только о "Святой Руси". Вот идеал: не консервативный и не либеральный, не политический, не эстетический, даже не формально-этический, а идеал нравственно-религиозный" (Соловьев B.C. Национальный вопрос в России // Соч. в 2 т. -Т. 1. - М., 1989. - С. .309).

Было бы неверно истолковывать национальный идеал в трактовке Вл. Соловьева как стремление реставрировать патриархальные отношения в России. Вл. Соловьев убежден, что процветание народу обеспечено лишь тогда, когда он повернется лицом к преданию отцов, т.е. к исконным ценностям отечества. Иными словами, понимать "Святую Русь" следует как умопостигаемый образ небесной России, который коренится в сердце человека! Ведь это - религиозно-нравственный идеал, т.е. одновременно трансцендентный и имманентный, духовный и душевный, вне-личностный и личностный... Если же перевести эти рассуждения на практический уровень, то смысл их состоит в том,, что культивировать идеал "святой Руси" - это значит воспитывать в русском человеке чувство священного благоговения перед родной землей, ее прошлым, настоящим и будущим; формировать в нем чувство любви к ближнему... Как говорил известный отечественный драматург А. Гельман: "Любить родину - это не березки целовать, а значит помогать достойным людям".

Национальная идея (или миф нации) тем прочнее и жизненнее, чем более соответствует менталитету своего народа.

Понятие менталитета, вошедшее в последние годы в широкий научный и культурный оборот, очень часто употребляют некорректно, смешивая его с понятием "национальная психология", национальный характер", "душа народа". Под менталитетом мы понимаем определенный способ восприятия, оценки, осмысления и переживания действительности, типичный для конкретной исторической общности или социальной группы. Понятие менталитета фиксирует формальную сторону психики и поведения людей, способ организации мыслительного и ценностного содержания сознания. Так, например, британцы и американцы воспринимают и осмысливают мир, как правило, сквозь призму принципа полезности, а немцы во всем стремятся узреть и установить порядок. Что касается русского менталитета, то он зиждется на вере, на стремлении к абсолютной ценности, которая воспринимается как единство Истины и Жизни. Русский верит в то, что дает его жизни смысл и спасение, т.е. освобождение от всякого зла, включая и зло смерти. Однако самое главное здесь - это содержательное наполнение веры, т.е. во что и как верит русский. Именно этот вопрос является основным русским вопросом, а не пресловутые "что делать?" или "кто виноват?". Последние вопросы возникают как раз тогда, когда оказался неправильно решенным первый вопрос.

Религиозность нашего менталитета - благо, если она действительно направлена на абсолютные и вечные ценности, и зло, если в панацею превращаются относительные земные ценности. Так, например, коммунизм и либерализм оказались для России предметами ложной веры, губительными для ее граждан, государства, культуры и духовности. Коммунизм создал ложное единство людей, а либерализм стал воплощением мнимой свободы личности. Религиозная энергия и установка на спасение должны быть направлены в религиозное, точнее, в Церковное русло. Жажда абсолютной свободы и стремление к братскому единению людей, столь характерные для русских, могут быть примирены только в плане всеобщего спасения людей в лоне Церкви. Гармония личной свободы с единством людей в Церкви -суть принципа соборности, провозглашенного А.С. Хомяковым. Следовательно, соборность и является наиболее адекватным способом содержательного наполнения русского менталитета. Соборность - это духовный принцип, который не следует путать с идейностью, имеющей всегда земную материальную подоплеку. В России часто происходит подмена соборности идейностью, в результате его вместо ожидаемого спасения, понимаемого в широком смысле этого слова, получается тотальное разрушение жизни во всех ее проявлениях. Идея (будь то коммунистическая или какая-либо другая), приобретая статус абсолютной непререкаемой ценности, может быть в определенных пределах созидательной в плане общественного и личного жизнеустройства. Однако разрушительная сила абсолютизированных идей в конечном счете берет верх и нет предела ее губительной стихии. Л.П. Карсавин писал: "Русский человек не может существовать без абсолютного идеала, хотя часто с трогательной наивностью признает за таковой нечто совсем неподобное.... Докажите ему отсутствие абсолютного (только помните, что само отрицание абсолютного он умеет сделать абсолютным, догмою веры) или неосуществимость, даже только отдаленность его идеала, и он сразу утратит всякую охоту жить и действовать. Ради идеала он готов отказаться от всего, пожертвовать всем; усомнившись в идеале или его близкой осуществимости, являет образец неслыханного скотоподобия или мифического равнодушия ко всему" (Карсавин Л.П. Восток, Запад и русская идея // Русская идея. - М., 1992. - С. 322).

Важным условием существования и развития нации является государство, которое служит хранителем и охранителем национальной идеи, защитником ее интересов и поддерживает порядок в обществе.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

46. Проблемы инновационного развития России на современном этапе 185 KB
  Теоретические основы инновационного развития страны, Российский опыт экономического развития. Основные направления развития инновационного бизнеса в России на современном этапе. Определение оптимальной модели дальнейшего развития страны.
47. Технология грузовой и коммерческой работы и экспедирование 164.44 KB
  Основные показатели работы грузовой станции и путей необщего пользования, техническое оснащение грузовых складов станций и путей необщего пользования, выбор оптимального варианта комплексной механизации погрузо-разгрузочных работ.
48. Вирішення проблеми паління, вчивання алкоголю та наркотичних речовин серед сучасної молоді засобами морального виховання 205.5 KB
  Створення технології, спрямованої на подолання та запобігання шкідливих звичок (ШЗ) (алкоголізм, тютюнопаління, наркоманія). активне використання методів стимулювання з метою регулювання, коригування та стимулювання діяльності та поведінки вихованців.
49. Оформлення каталогу творчих робіт на тему: Моделювання та макетування 287.5 KB
  Технології виготовлення аплікації, історичні відомості, система орієнтування, оздоблення акцидентними шрифтами. використання каталогів для рекламних та ознайомчих, інформаційних цілей, підготовка та вибір матеріалів до друку.
50. Securities exchange. Most common and most unrestricted type of bank 304 KB
  Most common and most unrestricted type of bank, allowed the most latitude in its services and investments are called, despite the measures taken last year to cut their risky investments and the overall size of their portfolios.
51. История создания и специфика работы пистолета-пулемета Томпсона 533.92 KB
  Томми-ган, автомат Томпсона, пистолет-пулемет Томпсона, чикагское пианино, траншейная метла, дьявольская машина смерти и даже двигатель торговли – все это названия самого гангстерского в мире оружия, которое стало символом американских гангстерских воин и хорошо зарекомендовало себя на полях сражений.
52. Технический уровень производства алюминия с использованием электролиза 218 KB
  Плотность тока зависит от футеровки электролизера и площади поверхностей теплоотдачи корки электролита. Непрерывность процесса электролиза, определение производительности и удельного расхода сырья. Материальный баланс электролизера на силу тока 165 кА.
53. Оцінка навчальної гігієни Технічного коледжа ТНТУ ім. І. Пулюя 121.5 KB
  Опитування студентів групи ОКС-406 з використанням хронометражного листа, ознайомлення з планом виховної роботи куратора групи. Аналіз розміщення меблів в навчальних приміщеннях та дослідження освітленості класів.
54. Методичні вказівки до виконання лабораторних робіт в редакторі КОМПАС-ГРАФІК для Windows 996 KB
  Робота з панелями графічного креслярсько-конструкторського редактора КОМПАС-ГРАФІК для Windows, Ввід даних і виразів в поля Стічки параметрів об’єктів. Використання допоміжних побудов. Проставлення розмірів в КОМПАС-ГРАФІК для Windows.