34020

Философия истории

Доклад

Логика и философия

Философия истории представляет особую сферу практической философии исследующей смысл и значение уникального явления человеческой жизни исторического бытия. Тем не менее несмотря на большое разнообразие теоретических подходов к феномену истории единой унифицированной философскоисторической концепции до сих пор не существует. Есть все основания полагать что именно в этом отсутствии единой теоретической версии философии истории есть и свои положительные черты. Термин философия истории введен в научный оборот сравнительно недавно...

Русский

2013-09-06

26 KB

0 чел.

1. Философия истории представляет особую сферу практической философии, исследующей смысл и значение уникального явления человеческой жизни - исторического бытия. Многие мыслители, исследовавшие этот удивительный феномен задавались вопросами: что такое история. Когда возникло историческое бытие как таковое, и есть ли в нем конкретный умопостигаемый смысл? Если есть, то на основании чего возникает, и каково его содержание? Каков характер движения исторических форм, и может ли человек его постигнуть? Кто творит историю: Бог или люди?

Разумеется ответы на все эти вопросы теснейшим образом связаны с теоретической концепцией того или иного философа, а также в той или иной степени определяются временем и эпохой, в которых ему дано было жить и творить. Тем не менее, несмотря на большое разнообразие теоретических подходов к феномену истории, единой унифицированной философско-исторической концепции до сих пор не существует. Есть все основания полагать, что именно в этом отсутствии единой теоретической версии философии истории есть и свои положительные черты. Выступая в качестве объекта теоретического анализа, история именно в силу своей открытости, принципиальной незавершенности есть один из способов осмысления бытия, его временных и вечных законов.

Термин "философия истории" введен в научный оборот сравнительно недавно знаменитым французским философом Вольтером. Тем не менее, это вовсе не означает, что именно Вольтер и создал философию истории как таковую. В европейской философской традиции интерес к философскому осмыслению истории возник не с появлением философии, но именно с возникновением истории как науки, как особой умопостигаемой системы знания, "собирающей" те или иные факты и выстраивающей на их основе некую новую концептуальную реальность. В этом аспекте весьма интересно то, что античная философская (и историческая) мысль не знает истории в современном значении этого слова. В историческом бытии человека она усматривает совокупность форм циклического развития, как правило, начинающихся неким Золотым Веком человечества (см., например, у известного античного писателя Гесиода: "Создали прежде всего поколенье людей Золотое. Вечно живущие Боги, хранильцы жилищ Олимпийских..."), беспрерывно ухудшающимся и неотвратимо стремящимся к полному распаду и гибели. Как правило, один глобальный исторический цикл, согласно представлениям многих древних мыслителей, являл собой совокупность вечно повторяющихся форм общественного устройства и, разумеется, типов государственного правления. Ничего радикально нового в историческом бытии просто не может возникнуть, поэтому мудрец должен спокойно созерцать "дурную бесконечность" времен, не позволяя себе надеяться на появление более совершенных способов жизнеустройства. В любом случае, как сказал библейский мыслитель Екклесиаст, "что было то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем. Бывает нечто, о чем говорят: "Смотри, вот уже новое"; но это уже было в веках, бывших прежде нас" (Еккл., 9, 10). Этот глубокий исторический пессимизм был весьма характерен для миросозерцания древних мыслителей, и преодолен он мог быть только при помощи принципиально иных целей и ценностей человеческого бытия. Новая версия истории возникла с появлением христианства.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

47124. Как человек учился мастерству 77.5 KB
  И если вы хотите чтобы ребенок красиво писал мастерил рисовал дайте ему в руки глину пластилин покажите способы работы с ними и их возможности и ребенок втянется в это увлекательное занятие результаты которого стоят намного больше чем затраченные материалы. Вводный урок по теме: âЧто такое композицияâ Проблема уроков: Что такое композиция Чем отличается композиция от конструкции Учебновоспитательные задачи урока: способствовать отработке и совершенствованию навыков лепки и работы с пластилином; расширять познания детей о...
47125. Особенности личности подростка. Я-концепция 77.5 KB
  Особенности личности подростка. С внешней стороны у подростка ничего не меняется: учится в той же школе если конечно родители вдруг не перевели в другую живет в той же семье. Но встречаются и понастоящему ценные варианты взрослости благоприятные не только для близких но и для личностного развития самого подростка. Внешний вид подростка еще один источник конфликта.
47127. Система работы с персоналом. Структура персонала 150.5 KB
  Профессиональная карьера — рост знаний, умений, навыков. Профессиональная карьера может идти по линии специализации (углубление в одной, выбранной в начале профессионального пути, линии движения) или транспрофессионализации (овладение другими областями человеческого опыта, связанное, скорее, с расширением инструментария и областей деятельности).
47128. Базы данных и СУБД 69.78 KB
  Базы данных и СУБД. Под базой данных понимается множество взаимосвязанных элементарных групп данных информации которые могут обрабатываться одной или несколькими прикладными системами. Трехуровневая архитектура базы данных. Внутренний уровень это уровень определяющий физический вид базы данных наиболее близкий к физическому хранению и связан со способами сохранения информации на физических устройствах хранения.
47129. Информация. Информационные сообщения 61.07 KB
  Информационным объемом сообщения называется количество битов в этом сообщении. В современной вычислительной технике принято объединять биты в восьмерки, называемые байтами: 1 байт = 8 бит. Наряду с битами и байтами используются и более крупные единицы измерения информационного объема сообщения
47130. Проектні пропозиції щодо покращення стану озеленення та благоустрою території парку «Юність» у Святошинському районі м. Києва 2.27 MB
  Парки, сквери є місцями активного й пасивного відпочинку населення. Особливо великою є роль парків культури і відпочинку. Окрім них у містах влаштовують сквери, бульвари, дитячі парки, міські сади, ботанічні сади, вуличні зелені насадження уздовж тротуарів, прибудинкові зелені насадження, палісадники, зелені насадження на промислових підприємствах, в лікарнях, школах і т. ін.