34020

Философия истории

Доклад

Логика и философия

Философия истории представляет особую сферу практической философии исследующей смысл и значение уникального явления человеческой жизни исторического бытия. Тем не менее несмотря на большое разнообразие теоретических подходов к феномену истории единой унифицированной философскоисторической концепции до сих пор не существует. Есть все основания полагать что именно в этом отсутствии единой теоретической версии философии истории есть и свои положительные черты. Термин философия истории введен в научный оборот сравнительно недавно...

Русский

2013-09-06

26 KB

0 чел.

1. Философия истории представляет особую сферу практической философии, исследующей смысл и значение уникального явления человеческой жизни - исторического бытия. Многие мыслители, исследовавшие этот удивительный феномен задавались вопросами: что такое история. Когда возникло историческое бытие как таковое, и есть ли в нем конкретный умопостигаемый смысл? Если есть, то на основании чего возникает, и каково его содержание? Каков характер движения исторических форм, и может ли человек его постигнуть? Кто творит историю: Бог или люди?

Разумеется ответы на все эти вопросы теснейшим образом связаны с теоретической концепцией того или иного философа, а также в той или иной степени определяются временем и эпохой, в которых ему дано было жить и творить. Тем не менее, несмотря на большое разнообразие теоретических подходов к феномену истории, единой унифицированной философско-исторической концепции до сих пор не существует. Есть все основания полагать, что именно в этом отсутствии единой теоретической версии философии истории есть и свои положительные черты. Выступая в качестве объекта теоретического анализа, история именно в силу своей открытости, принципиальной незавершенности есть один из способов осмысления бытия, его временных и вечных законов.

Термин "философия истории" введен в научный оборот сравнительно недавно знаменитым французским философом Вольтером. Тем не менее, это вовсе не означает, что именно Вольтер и создал философию истории как таковую. В европейской философской традиции интерес к философскому осмыслению истории возник не с появлением философии, но именно с возникновением истории как науки, как особой умопостигаемой системы знания, "собирающей" те или иные факты и выстраивающей на их основе некую новую концептуальную реальность. В этом аспекте весьма интересно то, что античная философская (и историческая) мысль не знает истории в современном значении этого слова. В историческом бытии человека она усматривает совокупность форм циклического развития, как правило, начинающихся неким Золотым Веком человечества (см., например, у известного античного писателя Гесиода: "Создали прежде всего поколенье людей Золотое. Вечно живущие Боги, хранильцы жилищ Олимпийских..."), беспрерывно ухудшающимся и неотвратимо стремящимся к полному распаду и гибели. Как правило, один глобальный исторический цикл, согласно представлениям многих древних мыслителей, являл собой совокупность вечно повторяющихся форм общественного устройства и, разумеется, типов государственного правления. Ничего радикально нового в историческом бытии просто не может возникнуть, поэтому мудрец должен спокойно созерцать "дурную бесконечность" времен, не позволяя себе надеяться на появление более совершенных способов жизнеустройства. В любом случае, как сказал библейский мыслитель Екклесиаст, "что было то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем. Бывает нечто, о чем говорят: "Смотри, вот уже новое"; но это уже было в веках, бывших прежде нас" (Еккл., 9, 10). Этот глубокий исторический пессимизм был весьма характерен для миросозерцания древних мыслителей, и преодолен он мог быть только при помощи принципиально иных целей и ценностей человеческого бытия. Новая версия истории возникла с появлением христианства.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

56341. Общая характеристика литературного процесса рубежа XIX-ХХ веков 16.84 KB
  Несмотря на сравнительно небольшие хронологические рамки (1870-е годы – 1914), данная эпоха является качественно новым этапом культурного развития человечества.
56342. Учителю! Ти є і будеш вічно! 139.5 KB
  Тому кожна людина з почуттям великої вдячності згадує свою школу і рідних вчителів все своє життя адже у кожному прожитому дні у школі було щось неповторне незабутнє таке що залишиться на все життя. Можна віднайти напівтони І життя спинити на півслові та в житті нема напівціни і нема в житті напівлюбові.
56343. ПОПЕЛЮШКА (CINDERELLA) 329.5 KB
  Once upon a time in a fare way land there was a widower who married a proud and haughty woman as his second wife. She had 2 daughters, who were equally vain. By his first wife, he’d had a beautiful young daughter, a girl of unparalleled goodness and sweet temper. Her name was Cinderella.
56344. Театралізоване свято «Мандри країною Здоров’я» 69 KB
  Мета. Привернути увагу учнів до збереження власного здоров’я як найвищої цінності життя. Формувати позитивну мотивацію щодо здорового способу життя. Виховувати почуття відповідальності за власну поведінку.
56345. Виховуємо театром 167 KB
  Театральна інсценізація Леонардо малює Джоконду Ведучий. Одного теплого оповитого туманом дня в кінці весни 1505 року Леонардо приготував майстерню для неї. І ось зявилась вона жінка яку Леонардо малював ось уже З роки. На сцені Леонардо да Вінчі малює портрет Мони Лізи Джоконда.
56346. Театралізоване дійство «Весна прийшла до кожного малятка, весна прийшла до кожного звірятка» 62.5 KB
  Сонечко я згубила по доріжці в дитсадок. Хто це тут так голосно галасує в моєму весняному лісі що й мене Лісовичка розбудив Аце ти Весняночко чому так гірко плачеш Що трапилось Веснянка: Загубила я весняне сонечко.
56347. Классификации здоровьесберегающих образовательных технологий, их основные принципы 240 KB
  Главная отличительная особенность здоровьесберегающей педагогики приоритет здоровья т. Данные принципы помогут правильно организовать образовательный процесс и постепенно разрешать следующие проблемы: 1 проблему учебных перегрузок школьников приводящих к состоянию переутомления...
56348. Здоровьесберегающие технологии на уроках музыки как средство повышения мотивации к учебно-познавательной деятельности 1.78 MB
  Формирование у детей культуры отношения к своему здоровью должно быть на каждом уроке который учит детей раскрывать для себя жизненные смыслы учит строить отношения с людьми осмысливать ситуации в которые попадает человек и самое главное дети учатся...
56349. ВИКОРИСТАННЯ ІНФОРМАЦІЙНО-КОМУНІКАТИВНИХ ТЕХНОЛОГІЙ НА УРОКАХ ПРЕДМЕТУ “ЗАХИСТ ВІТЧИЗНИ” 146.5 KB
  Компютер як екраннозвуковий засіб навчання. Функції компютера в сучасному навчальному процесі. Використання мною компютерів при викладанні предмету Захист Вітчизни. Сучасні педагогічні технології не можуть бути використані як методологічний засіб компютеризації навчання.