34026

Проблема рационализма и сенсуализма начала 19 в. (сравнить Декарта и Локка)

Доклад

Логика и философия

разуме в центре работы теория познания Всякое познание это сближение с опытом. Он создаёт психологическую теорию познания. Что является самым главным в процессе познания По Декарту: чувства делятся на пришедшие из вне врожденные обнаруживаются нами самими. считает что элементы познания возникают только из чувственного опыта.

Русский

2013-09-06

30 KB

11 чел.

Проблема рационализма и сенсуализма начала 19 в. (сравнить Декарта и Локка)

Джон Локк (1632-1704) Представитель сенсуализма (от сл. сенсор – чувство). Основу учения составляет чувственный опыт, главенство при познании имеет чувственное восприятие. «Л. – это философ новаций вчерашнего дня». Не успев возникнуть его суждения, идеи становятся обыденными, привычными. Он как бы предсказывал а на следующий день это происходило. Всё что делал Л. считалось само собой разумеющимся. В 17 в. возникает распределительная и карательная функции гос., возникает принцип «каждому своё». И 2-й принцип «быть честным выгодно». 3 неотчуждённых права человека: право на жизнь, свободу и собственность. И 4-е свобода совести или свобода человека, т. е. человек должен сам выбирать религию. Свободомыслие Европы во многом начинается с 17 в. и основывается на вышесказанном. 17 в. стал всё обосновывать, стал всё выводить естественной природой человека.

В философии Л. большое место отводится нравственной проблематике. Л. считал, что должны быть некоторые запреты. Л. говорил (суть высказывания) «Если запреты идут из вне, то это цензура, её не должно быть. Если запреты идут изнутри личности, то такие запреты должны быть реализованы. Самоцензура это культура.» Главная работа Л. «Исследование о чел. разуме» в центре работы теория познания Всякое познание это сближение с опытом. Он создаёт психологическую теорию познания. Что является самым главным в процессе познания? По Декарту: чувства делятся на пришедшие из вне, врожденные, обнаруживаются нами самими. Л. считает, что элементы познания возникают только из чувственного опыта. Главным у Л. в его понимании опыта является то, что разум свободно оперирует данными чувственного опыта. Но сознание не создаёт представления и впечатления по Декарту, и нет враждённых идей. Точка зрения Л., что сознание только обнаруживает чувство, явление, но не создаёт его.

Главная задача Л. опровергнуть идею «врождённых идей» Декарта. Л. приходит к выводу или все идеи врождённые или они все неврождённые. Всякое знание из опыта. Опыт формируется из внешнего и внутреннего.

Теория Л. о первичных и вторичных качествах. Это вопрос об адекватном и не адекватном отражении действительности. Адекватное отражение действительности (первичные качества) протяженность, движение, фигуры и не проницаемость. Неадекватное отражение действительности (вторичные качества) цвет, вкус и запах. вторичные качества это не свойства вещей, а их снимки. Субъективная реакция на воздействие вещей. В природе нет цвета, вкуса и запаха. Это создают наши органы чувств.

Под «знанием» Л. понимал знание – это не отдельная идея и отношение к вещам, т. е. отношение копии вещи, а отношение идей друг к другу. Самое высокое познание интуитивное. Знание это всё, что может быть доказано разумом. Вера это превышение разума. Мнение это то, где нет ясных представлений. Вера и мнение должны подчиняться критике разума. Это очень важно для 17 в.

Два состояния вероятности:

  1.  то что дано человеку в его чувственном опыте, то что он может контролировать.
  2.  то, что подтверждается опытом других людей.
  3.  Учения о методе Бэкона и Декарта.

Главным своим заданием Ф нового времени предусматривает в разработке и обоснования методов научного познания. Формируются в этот период два противоположных направления в философии: эмпиризм и рационализм. Эмпиризм предусматривает, что основное содержание научного познания получается с чувственного опыта, а рационализм-через деятельность разума. Основателем эмпиризма был англ. философ Френсис Бэкон.(«Новый органон»). Главным заданием считал: познание природы и овладение ее силами; основные методы-индукция и эксперимент. Представителем рационализма был франц. ф-ф Рене Декарт-своей методологией строит на принципах рационалистической дедукции, а эксперимент считает как предпосылку познания, которая должна подчиняться рационально-математическому мышлению.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

16723. ВОЗМОЖНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРОМЫШЛЕННОГО ИСПОЛЬ-ЗОВАНИЯ НЕЦИАНИСТЫХ РАСТВОРИТЕЛЕЙ ЗОЛОТА И СЕРЕБРА 93.5 KB
  ВОЗМОЖНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРОМЫШЛЕННОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕЦИАНИСТЫХ РАСТВОРИТЕЛЕЙ ЗОЛОТА И СЕРЕБРА Современная металлургия золота основана на использовании цианистого процесса который успешно применяется в мировой практике уже более 115 лет обеспечивая получен...
16724. Выбор рационального расхода рабочих растворов при кучном выщелачивании золота 70 KB
  Выбор рационального расхода рабочих растворов при кучном выщелачивании золота Д. Е. Толстов Г. 2000 г. УДК 669.213:66.094.6 Штабели укладываемой руды при кучном выщелачивании золота могут достигать сотни метров в высоту более двух километров в длину и километр в ширину. Разли
16725. ВЫЩЕЛАЧИВАНИЕ ЗОЛОТА С ПОМОЩЬЮ АЗОТ- И СЕРОСОДЕРЖАЩИХ ГЕТЕРОЦИКЛИЧЕСКИХ АРОМАТИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ 258.5 KB
  ВЫЩЕЛАЧИВАНИЕ ЗОЛОТА С ПОМОЩЬЮ АЗОТ И СЕРОСОДЕРЖАЩИХ ГЕТЕРОЦИКЛИЧЕСКИХ АРОМАТИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ Имя изобретателя: Кристьянсдоттир Сиграйдью Соул US; Томпсон Джеффри Скотт US Имя патентообладателя: Е.И.Дю Пон Де Немурс энд Компани USАдрес для переписки: Дата начала ...
16726. Геологическая деятельность бактерий 143 KB
  Геологическая деятельность бактерий Бактерии способны осуществлять процессы приводящие к разрушению или образованию месторождений полезных ископаемых минералов и горных пород а также к миграции отдельных элементов. Изучение этих процессов важно для наших теоретич...
16728. Единство технологий естественного рудообразования и техногенного подземного выщелачивания инфильтрационных месторождений урана 67.5 KB
  Единство технологий естественного рудообразования и техногенного подземного выщелачивания инфильтрационных месторождений урана залог их успешного освоения Есаулов В.Н. ведущий инженер лаборатории технологии и геотехнологии ЦНИЛ НГМК; Колпакова Е.В. руководитель
16729. ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИЗВЛЕЧЕНИЯ ЗОЛОТА ИЗ МЕСТОРОЖДЕНИЙ АСАКУКАК 31.5 KB
  ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИЗВЛЕЧЕНИЯ ЗОЛОТА ИЗ МЕСТОРОЖДЕНИЙ АСАКУКАК Рубеж XXXXI веков был не лучшим периодом в истории золотодобычи цены на золото падали. И в мире и в Узбекистане как отражение общемировой тенденции неуклонно снижается содержание золота в добываемы...
16730. Исследования процесса цианирования золото 36 KB
  Исследования процесса цианирования золотосеребросодержащих руд УДК 669.21/053:621:039 c Эрназаров М.Ю. Самадов А.У. Холикулов Д.Б. 2009 г. Эрназаров М.Ю. начальник лаборатории УЗГЕОТЕХЛИТИ канд. ...
16731. Итоги освоения технологии кучного выщелачивания в золотодобывающей промышленности России 66.5 KB
  Итоги освоения технологии кучного выщелачивания в золотодобывающей промышленности России Гудков С.С. Дружина Г.Я. Татаринов А.П. Золотодобыча №88 Март 2006 Технология кучного выщелачивания КВ золота применяется с 1990х годов в 11 регионах России от Урала до Дальнег