34026

Проблема рационализма и сенсуализма начала 19 в. (сравнить Декарта и Локка)

Доклад

Логика и философия

разуме в центре работы теория познания Всякое познание это сближение с опытом. Он создаёт психологическую теорию познания. Что является самым главным в процессе познания По Декарту: чувства делятся на пришедшие из вне врожденные обнаруживаются нами самими. считает что элементы познания возникают только из чувственного опыта.

Русский

2013-09-06

30 KB

11 чел.

Проблема рационализма и сенсуализма начала 19 в. (сравнить Декарта и Локка)

Джон Локк (1632-1704) Представитель сенсуализма (от сл. сенсор – чувство). Основу учения составляет чувственный опыт, главенство при познании имеет чувственное восприятие. «Л. – это философ новаций вчерашнего дня». Не успев возникнуть его суждения, идеи становятся обыденными, привычными. Он как бы предсказывал а на следующий день это происходило. Всё что делал Л. считалось само собой разумеющимся. В 17 в. возникает распределительная и карательная функции гос., возникает принцип «каждому своё». И 2-й принцип «быть честным выгодно». 3 неотчуждённых права человека: право на жизнь, свободу и собственность. И 4-е свобода совести или свобода человека, т. е. человек должен сам выбирать религию. Свободомыслие Европы во многом начинается с 17 в. и основывается на вышесказанном. 17 в. стал всё обосновывать, стал всё выводить естественной природой человека.

В философии Л. большое место отводится нравственной проблематике. Л. считал, что должны быть некоторые запреты. Л. говорил (суть высказывания) «Если запреты идут из вне, то это цензура, её не должно быть. Если запреты идут изнутри личности, то такие запреты должны быть реализованы. Самоцензура это культура.» Главная работа Л. «Исследование о чел. разуме» в центре работы теория познания Всякое познание это сближение с опытом. Он создаёт психологическую теорию познания. Что является самым главным в процессе познания? По Декарту: чувства делятся на пришедшие из вне, врожденные, обнаруживаются нами самими. Л. считает, что элементы познания возникают только из чувственного опыта. Главным у Л. в его понимании опыта является то, что разум свободно оперирует данными чувственного опыта. Но сознание не создаёт представления и впечатления по Декарту, и нет враждённых идей. Точка зрения Л., что сознание только обнаруживает чувство, явление, но не создаёт его.

Главная задача Л. опровергнуть идею «врождённых идей» Декарта. Л. приходит к выводу или все идеи врождённые или они все неврождённые. Всякое знание из опыта. Опыт формируется из внешнего и внутреннего.

Теория Л. о первичных и вторичных качествах. Это вопрос об адекватном и не адекватном отражении действительности. Адекватное отражение действительности (первичные качества) протяженность, движение, фигуры и не проницаемость. Неадекватное отражение действительности (вторичные качества) цвет, вкус и запах. вторичные качества это не свойства вещей, а их снимки. Субъективная реакция на воздействие вещей. В природе нет цвета, вкуса и запаха. Это создают наши органы чувств.

Под «знанием» Л. понимал знание – это не отдельная идея и отношение к вещам, т. е. отношение копии вещи, а отношение идей друг к другу. Самое высокое познание интуитивное. Знание это всё, что может быть доказано разумом. Вера это превышение разума. Мнение это то, где нет ясных представлений. Вера и мнение должны подчиняться критике разума. Это очень важно для 17 в.

Два состояния вероятности:

  1.  то что дано человеку в его чувственном опыте, то что он может контролировать.
  2.  то, что подтверждается опытом других людей.
  3.  Учения о методе Бэкона и Декарта.

Главным своим заданием Ф нового времени предусматривает в разработке и обоснования методов научного познания. Формируются в этот период два противоположных направления в философии: эмпиризм и рационализм. Эмпиризм предусматривает, что основное содержание научного познания получается с чувственного опыта, а рационализм-через деятельность разума. Основателем эмпиризма был англ. философ Френсис Бэкон.(«Новый органон»). Главным заданием считал: познание природы и овладение ее силами; основные методы-индукция и эксперимент. Представителем рационализма был франц. ф-ф Рене Декарт-своей методологией строит на принципах рационалистической дедукции, а эксперимент считает как предпосылку познания, которая должна подчиняться рационально-математическому мышлению.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

79017. Саморазвивающиеся синергетические системы и стратегия научного поиска 57 KB
  Саморазвивающиеся синергетические системы и стратегия научного поиска. Между тем подлинная самоорганизация по самому смыслу этого термина означает именно изменение прежней организации порядка или структуры и появление нового порядка и структуры в результате изменения взаимодействия между элементами системы. Точнее говоря причины такого изменения поведения элементов системы их самоорганизации следует искать в процессе взаимодействия элементов системы с внешней средой. Как признается он сам в то время он решал частную проблему и не...
79018. Глобальный эволюционизм и современная научная картина мира 36 KB
  Глобальный эволюционизм и современная научная картина мира. Научная картина мира основа рационалистического мировоззрения опирающаяся на совокупный потенциал науки той или иной эпохи. В научной картине мира систематизируются научные знания полученные в различных дисциплинарных областях. Есть частная картина мира и общая картина мира.
79020. Проблема смысла и сущности техники 43 KB
  Проблема смысла и сущности техники. Сущность техники техника призвана усиливать органы и потенции человека в том числе и интеллектуальные. Узкий смысл понятия техники: под техникой понимается техническое устройство артефакт созданное человеком из элементов природы для решения конкретных культурных задач. Широкий смысл понятия техники: искусственный или организованный прием усиливающий улучшающий или облегчающий действие техника письма техника плавания техника вопросов и т.
79021. Роль техники в становлении классического математизированного и экспериментального естествознания 33.5 KB
  Роль техники в становлении классического математизированного и экспериментального естествознания. Дальнейшее усовершенствование техники упиралось в главное противоречие эпохи противоречие между сравнительно высоким уровнем достигнутых к этому времени технологических знаний и резким отставанием теоретического естествознания. Развитие философии и естествознания в эпоху Возрождения привело к глубокому кризису аристотелевской картины мира и поставило задачу выработки отражающей реальные свойства действительности физической концепции а...
79022. Проблема гуманизации и экологизации современной техники 34 KB
  Проблема гуманизации и экологизации современной техники. Узкий смысл понятия техники: под техникой понимается техническое устройство артефакт созданное человеком из элементов природы для решения конкретных культурных задач. Широкий смысл понятия техники: искусственный или организованный прием усиливающий улучшающий или облегчающий действие техника письма техника плавания техника вопросов и т. При изучении вопроса о последствия техники и технологии следует иметь в виду двойственный характер техники.
79023. Научная картина мира как предпосылочное знание 39.5 KB
  Научная картина мира ее исторические формы. Роль научной картины мира в определении перспектив научных исследований. С научной картиной мира связывают широкую панораму знаний о природе включающую в себя наиболее важные теории гипотезы и факты.
79024. Гносеологические, логические и семантические основания науки. Языки науки 28.5 KB
  Гносеологические логические и семантические основания науки. Языки науки. С предметом философии науки тесно связаны и ее функции. Представляется целесообразным выделить те из них которые способны формировать основания науки: гносеологические логические.
79025. Научные традиции и научные революции 28.5 KB
  Крутой поворот в подходе к изучению науки совершил американский историк физики Томас Кун в своей работе Структура научных революций которая появилась в 1962 году. Наука или точнее нормальная наука согласно Куну это сообщество учёных объединённых достаточно жёсткой программой которую Кун называет парадигмой и которая целиком определяет с его точки зрения деятельность каждого учёного. Именно парадигма как некое надличностное образование оказывается у Куна в центре внимания. Нормальная наука пишет Кун это исследование...