34026

Проблема рационализма и сенсуализма начала 19 в. (сравнить Декарта и Локка)

Доклад

Логика и философия

разуме в центре работы теория познания Всякое познание это сближение с опытом. Он создаёт психологическую теорию познания. Что является самым главным в процессе познания По Декарту: чувства делятся на пришедшие из вне врожденные обнаруживаются нами самими. считает что элементы познания возникают только из чувственного опыта.

Русский

2013-09-06

30 KB

11 чел.

Проблема рационализма и сенсуализма начала 19 в. (сравнить Декарта и Локка)

Джон Локк (1632-1704) Представитель сенсуализма (от сл. сенсор – чувство). Основу учения составляет чувственный опыт, главенство при познании имеет чувственное восприятие. «Л. – это философ новаций вчерашнего дня». Не успев возникнуть его суждения, идеи становятся обыденными, привычными. Он как бы предсказывал а на следующий день это происходило. Всё что делал Л. считалось само собой разумеющимся. В 17 в. возникает распределительная и карательная функции гос., возникает принцип «каждому своё». И 2-й принцип «быть честным выгодно». 3 неотчуждённых права человека: право на жизнь, свободу и собственность. И 4-е свобода совести или свобода человека, т. е. человек должен сам выбирать религию. Свободомыслие Европы во многом начинается с 17 в. и основывается на вышесказанном. 17 в. стал всё обосновывать, стал всё выводить естественной природой человека.

В философии Л. большое место отводится нравственной проблематике. Л. считал, что должны быть некоторые запреты. Л. говорил (суть высказывания) «Если запреты идут из вне, то это цензура, её не должно быть. Если запреты идут изнутри личности, то такие запреты должны быть реализованы. Самоцензура это культура.» Главная работа Л. «Исследование о чел. разуме» в центре работы теория познания Всякое познание это сближение с опытом. Он создаёт психологическую теорию познания. Что является самым главным в процессе познания? По Декарту: чувства делятся на пришедшие из вне, врожденные, обнаруживаются нами самими. Л. считает, что элементы познания возникают только из чувственного опыта. Главным у Л. в его понимании опыта является то, что разум свободно оперирует данными чувственного опыта. Но сознание не создаёт представления и впечатления по Декарту, и нет враждённых идей. Точка зрения Л., что сознание только обнаруживает чувство, явление, но не создаёт его.

Главная задача Л. опровергнуть идею «врождённых идей» Декарта. Л. приходит к выводу или все идеи врождённые или они все неврождённые. Всякое знание из опыта. Опыт формируется из внешнего и внутреннего.

Теория Л. о первичных и вторичных качествах. Это вопрос об адекватном и не адекватном отражении действительности. Адекватное отражение действительности (первичные качества) протяженность, движение, фигуры и не проницаемость. Неадекватное отражение действительности (вторичные качества) цвет, вкус и запах. вторичные качества это не свойства вещей, а их снимки. Субъективная реакция на воздействие вещей. В природе нет цвета, вкуса и запаха. Это создают наши органы чувств.

Под «знанием» Л. понимал знание – это не отдельная идея и отношение к вещам, т. е. отношение копии вещи, а отношение идей друг к другу. Самое высокое познание интуитивное. Знание это всё, что может быть доказано разумом. Вера это превышение разума. Мнение это то, где нет ясных представлений. Вера и мнение должны подчиняться критике разума. Это очень важно для 17 в.

Два состояния вероятности:

  1.  то что дано человеку в его чувственном опыте, то что он может контролировать.
  2.  то, что подтверждается опытом других людей.
  3.  Учения о методе Бэкона и Декарта.

Главным своим заданием Ф нового времени предусматривает в разработке и обоснования методов научного познания. Формируются в этот период два противоположных направления в философии: эмпиризм и рационализм. Эмпиризм предусматривает, что основное содержание научного познания получается с чувственного опыта, а рационализм-через деятельность разума. Основателем эмпиризма был англ. философ Френсис Бэкон.(«Новый органон»). Главным заданием считал: познание природы и овладение ее силами; основные методы-индукция и эксперимент. Представителем рационализма был франц. ф-ф Рене Декарт-своей методологией строит на принципах рационалистической дедукции, а эксперимент считает как предпосылку познания, которая должна подчиняться рационально-математическому мышлению.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

17158. Вірус. Антивірусні програмні засоби 63.5 KB
  Тема: Вірус. Антивірусні програмні засоби. 1 .План заняття. Група 1ПМ0_Дата: 0_.0_.0_ Кількість студентів за списком 20Аудиторія: 317 Пара ІІ Тема. Вірус. Антивірусні програмні засоби. Мета: методична: вдосконалити методику проведення семінарського за
17159. Введення в курс кібернетики. Основні поняття 50 KB
  Лекція 1.Тема. Введення в курс. Основні поняття План 1. Основні системні поняття 2. Класифікація систем. 3. Динаміка системи 4. Кібернетичне моделювання Основні системні поняття Кібернетиканаука про загальні закономірності процесів керування та п...
17160. Лінійні динамічні системи. Диференційне рівняння системи. Передатна функція. Її властивості 70 KB
  Лекція 2.Тема. Лінійні динамічні системи. Диференційне рівняння системи. Передатна функція. Її властивості. План 1. Лінійні динамічні системи. 2.Диференційне рівняння системи. 3.Передатна функція. Її властивості. Лінійні динамічні системи. Динамічн...
17161. Імпульсна перехідна, одинична перехідна функції. Частотні характеристики стаціонарної безперервної динамічної системи 122 KB
  Лекція 3. Тема. Імпульсна перехідна одинична перехідна функції. Частотні характеристики стаціонарної безперервної динамічної системи. План 1. Імпульсна перехідна одинична перехідна функції. 2. Частотні характеристики стаціонарної безперервної динамічної системи...
17162. Поняття та умови стійкості. Критерій стійкості Михайлова, Гурвіца 79.5 KB
  Лекція 4. Тема. Поняття та умови стійкості. Критерій стійкості Михайлова Гурвіца. План 1. Поняття та умови стійкості. 2. Критерій стійкості Михайлова 3. Критерій стійкості Гурвіца. У процесі роботи системи автоматичного регулювання піддаються різним впливам щ
17163. Керування системами: введення категорій, терміни, означення 116 KB
  Лекція 5. Тема. Керування системами: введення категорій терміни означення. План 1.Поняття керування 2.Схема керування 3.Способи керування 4.Завдання керування 5.Використання ЕОМ в процесі керування 1.Поняття керування Керування це такий вхідний впл...
17164. Стохастичні системи 59.5 KB
  Лекція 6. Тема. Стохастичні системи. План 1.Поняття стохастичної системи. 2. Моделювання випадкових процесів з дискретним часом. 3. Марковська апроксимація випадкових процесів. 1.Поняття стохастичної системи. Динамічна система називається стохастичною я...
17165. Створення документів у програмі Word 158 KB
  Практична робота №9 Тема: Створення документів у програмі Word Мета: засвоїти технології введення форматування та редагування текстових документів засобами редактора Word. Навчитися створювати зберігати відкривати та проглядати файлидокументи. Обладнання: персо
17166. Створення стилю. Застосування готового шаблону і створення шаблону 57.5 KB
  Практична робота №12 Тема: Створення стилю. Застосування готового шаблону і створення шаблону. Мета: Навчитися створювати стилі і шаблони. Обладнання:: ПК текстовий процесор Word. Правила ТБ Методичні вказівки Стиль це іменований опис формату абз