34031

К.Маркс (1818 - 1883)

Доклад

Логика и философия

Маркс первоначально занимался философским творчеством. Несмотря на то что Маркс не создал целостного философского учения он привнес много новых идей в различные разделы философского знания и по сути дела заложил основы качественно нового мировоззрения. В гносеологии Маркс развивал идеи немецкой классики об активном характере познающего субъекта. Практику Маркс определяет как целенаправленную материальнопреобразующую деятельность общественного субъекта.

Русский

2013-09-06

45 KB

4 чел.

К.Маркс (1818 - 1883) - основатель научного социализма, экономист и политический деятель - внес определенный вклад в развитие философской мысли. Окончив философский факультет Берлинского университета, К. Маркс первоначально занимался философским творчеством. На становление его мировоззрения огромное влияние оказали диалектика Гегеля и антропологический материализм Л. Фейербаха. Несмотря на то, что Маркс не создал целостного философского учения, он привнес много новых идей в различные разделы философского знания и по сути дела заложил основы качественно нового мировоззрения.

В гносеологии Маркс развивал идеи немецкой классики об активном характере познающего субъекта. Он пришел к выводу о решающей роли практики в познании. Практику Маркс определяет как целенаправленную материально-преобразующую деятельность общественного субъекта. Именно в процессе практики человек, понимаемый не столько как индивид, сколько как человечество, постигает мир, формирует о нем свои понятия. С точки зрения Маркса введение практики в гносеологию снимает полемику сенсуалистов и рационалистов об источнике познания. Практика является не только источником и основой познания, но и условием единства чувственного и логического в познании. В качестве пояснения этого тезиса приведем следующий афоризм: «Мы видим мир таким, каким его понимаем, а понимаем его так, как умеем с ним обращаться».

Поскольку практика - это всегда коллективная деятельность людей, Маркс характеризует и познание как общественный процесс, а не удел одиночек. Всякий ученый или философ аккумулирует в себе общественный опыт опираясь на который он и совершает открытия в познании.

Одним из основных вопросов гносеологии является вопрос о критериях истины. По Марксу, основным критерием истинности знаний может быть только практика, поскольку именно она окончательно подтверждает или опровергает истинность знаний.

Понятие практики становится у Маркса основополагающим и очень многомерным понятием, которое он применяет не только в сфере гносеологии. Придя к выводу о решающей роли практики в жизни человека, он особое внимание обратил на такой вид практической деятельности человека как труд, который стал ключевым понятием его антропологии. Исследуя трудовую деятельность человека в условиях капиталистического производства, автор «Капитала» пришел к выводу, что она носит отчужденный характер. Проблему отчуждения труда Маркс рассматривает в одной из своих ранних работ: «Экономическо-философских рукописях 1844 года», не публиковавшихся при его жизни. По Марксу, при капитализме, отчуждение носит тотальный характер.

Во-первых, оно означает, что от человека отделяется продукт труда. Производитель продукта не является его владельцем, собственником, более того у него часто нет денег чтобы купить то, что он сделал сам.

Во-вторых, отчуждение труда проявляется как превращение трудовой деятельности в пытку и наказание. Труд_становится не игрой физических и интеллектуальных сил человека, а изнурительным и мучительным процессом. Вот почему от труда бегут как от чумы, как только заканчивается рабочая смена.

В-третьих, в процессе капиталистического производства происходит отчуждение человека от человека. Люди становятся враждебными по отношению друг к другу. Причем это состояние наблюдается не только между капиталистом и наемным работником, но и между рабочими, так как они, являясь товаром, находятся в постоянной конкуренции друг с другом.

В-четвертых, при капитализме происходит разделение родовой сущности человека и его существования. По своему предназначению (родовая сущность) человек - это творческие, созидательное и свободное существо. В действительности же человек, вовлеченный в процесс капиталистического производства, являет собой картину унылого существа.) Человек становится частичным и несчастным существом.

Таким образом, особенность антропологии Маркса заключается в том, что он пытается понять человека в контексте его трудовой деятельности и применительно к конкретному общественному строю. Сущность человека он трактует не как абстракт, присущий отдельному индивиду, а как совокупность всех общественных отношений, где решающую роль играют отношения между людьми в процессе производства. Следовательно, антропология Маркса неотрывна от его социальной философии.

К. Маркс понимает общество не как совокупность людей, а как совокупность отношений между ними. Эти отношения не остаются неизменными, следовательно, и общество претерпевает количественные и качественные изменения. Качественно своеобразное состояние развития общества Маркс укладывает в понятие общественно-экономическая формация. ОЭФ - это общество, взятое на конкретной стадии своего развития. Капитализм, который особенно тщательно исследовал Маркс, - это одна из ОЭФ. ОЭФ имеет свою структуру. В ее основе лежит способ производства, представляющий собой единство производительных сил и производственных отношений. Способ производства определяет все остальные сферы общественной жизни. Каков способ производства - такова и социальная структура общества, куда входят классы, социальные группы и слои. При феодальном способе производства основными классами являются крепостные крестьяне и помещики, при капиталистическом - наемные работники и буржуазия и т.д. Господствующий класс формирует свою политическую систему, основным элементом которой является государство. Государство проводит политику в интересах экономически господствующего класса. Наконец, венчает ОЭФ духовная сфера (религия, мораль, искусство, философия...), которая в конечном счете детерминируется господствующими в обществе отношениями собственности, типом государства. Экономический строй общества составляет его базис, а политическая система и духовная жизнь общества именуются Марксом надстройкой над этим базисом. «Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание. На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями,... с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции. (...) Ни одна общественная формация не погибает раньше, чем разовьются все производительные силы, для которых она дает достаточно простора, и новые более высокие производственные отношения никогда не появляются раньше, чем созреют материальные условия их существования в недрах самого старого общества»

Противоречие между производительными силами и производственными отношениями проявляются через борьбу классов - больших групп людей, отличающихся друг от друга отношением к собственности и ролью в общественном производстве. Чем острее противоречия в способе производства, тем ожесточеннее классовая борьба, которая в конечном счете приводит к смене ОЭФ. Маркс выделяет первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную и капиталистическую формации, которые составляют основные этапы всемирной истории. В философии истории Маркс исходит из идеи прогресса. Последней ОЭФ, с которой начинается подлинная история человечества, по Марксу, будет коммунизм. Все предшествующие коммунизму ОЭФ составляют лишь предысторию человечества. Они суть царство естественной необходимости. Это состояние общественного развития, когда человек еще не стал субъектом истории, способным контролировать и регулировать общественные процессы. На первой стадии коммунистической ОЭФ, т.е. при социализме, который Маркс называет царством осознанной необходимости, человек начинает контролировать производительные силы и производственные отношения, целенаправленно их развивать и совершенствовать. На второй стадии коммунистической ОЭФ, которую Маркс определяет как царство свободы, действует свободная человеческая индивидуальность. Человеку подчиняются законы общества и всю свою деятельность он направляет для развития своей творческой индивидуальности. Человек творит себя как универсальную личность, которая относится к миру не утилитарно, а созидает •. мир по законам красоты. При коммунизме полностью снимается отчуждение, труд снова становится ареной реализации творческих сил человека, родовая сущность и существование человека совпадают.

Несмотря на ряд достоинств, учение Маркса не лишено ряда очень серьезных недостатков, которые обнаружились при его реализации на практике:

- Маркс уповал на пролетариат как гегемон коммунистической революции. Он считал, что диктатура пролетариата будет последней формой государства, которая создаст предпосылки для исчезновения классов и отмирания государства вообще. Еще M. Бакунин предупреждал, что попытка применить на практике марксистскую теорию обернется усилением роли государства и рабством граждан. Говоря другими словами, диктатура пролетариата есть не что иное как тоталитарное государство, которое превратило учение Маркса в страшную антиутопию;

- Маркс односторонне и неглубоко понимал феномен человека. Человек для него - социальное существо, личность - это фактически слепок с общества. Маркс недооценил человека как физически-телесного и духовного существа. Он наивно полагал, что изменив к лучшему общественный строй, можно радикально улучшить природу человека. Однако, как говорил Ф.М. Достоевский, природа зла в человеке значительно глубже, чем полагают господа социалисты;

- Маркс слишком уповал на практику, но не брал во внимание тот факт, что сама практика может быть порочной.

1,18. Зарождение постклассической традиции в философии.

Марксистская философия появилась на почве кризиса классической философии и знаменует собой зарождение качественно нового типа философского знания, о чем можно судить по ее проблематике и задачам практического переустройства мира. Однако К.Маркс остается всецело приверженным рационалистической традиции в философии. Поэтому марксистское учение находится как бы на стыке между классической и постклассической традициями в философии. Постклассическая философия начинает формироваться во второй половине XIX века, а в XX столетии конституируется как новая традиция философского мышления. Возникновение и развитие постклассической традиции связано как с логикой развития самого философского знания, так и с общими процессами развития культуры и науки. В конце XIX - начале XX вв. зарождаются модернистские течения в искусстве, на смену классической науки приходит неклассическая наука, главным представителем которой был А. Эйнштейн - создатель теории относительности.

Главная отличительная черта постклассической философии состоит в том, что она исходит из посылки, что на любой вопрос может быть множество достоверных ответов. В то время как для классической философии была характерна убежденность в существовании единственного ответа на любой вопрос. Вот почему в западной философии оформилось множество самых разнообразных философских школ и течений: позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм, неокантианство, феноменология, неотомизм, экзистенциализм, персонализм, психоанализ, структурализм и постструктурализм, герменевтика и др.

Другой отличительной чертой постклассической философии является повышенный интерес к проблеме человека, к внутреннему миру личности. Философия пытается постичь драму человеческого существования, ее меньше интересуют проблемы построения целостного знания о мире вне и без человека.

Очень важной тенденцией постклассической философии является иррационализм, т.е. опора в философском познании на интуицию, откровение и другие способы нерационального постижения истины. Существенно меняются язык и форма философского знания. На смену понятийному аппарату, системе аргументации приходит язык символов и художественных образов. Наиболее показательно в этом плане творчество Ф. Ницше (1844 -1900) - основателя философии жизни. Свой основной философский труд «Так говорил Заратустра» он написал в виде поэтического эссе, насыщенного сложной символикой и многозначностью смыслов. Ницше был убежден, что только таким образом можно постичь и воспроизвести в философском тексте жизнь.

Учение Ницше весьма симптоматично с точки зрения основных тенденций развития западной цивилизации в XX веке. По убеждению Ницше главным признаком жизни (к которой он относит не только человеческую жизнь, но и жизнь общества, природы и космоса) является борьба за существование. В этой борьбе побеждает тот, в ком более выражена воля к власти. Так Ницше приходит к идее сверхчеловека - существа, которое для достижения своих целей готово пренебречь нормами морали и права, которые нивелируют людей и делают их слабыми и безвольными. Ницше язвительно изобличает либеральную и социалистическую идеологии, считая их виновными в деградации человека. Однако главное острие своей критики он направил против христианства. Антихристианский бунт Ницше дорого ему обошелся: безумием и ранней смертью. Опыт жизни и творчество немецкого мыслителя вызвали широкий резонанс в среде интеллектуальной элиты Европы и России и стимулировали подъем интереса к философии.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

75230. Разделы языкознания 51.5 KB
  Языкознание языковедение лингвистика наука о естественном человеческом языке вообще и о всех языках мира как индивидуальных его представителях. Психолингвистика наука изучающая процессы речеобразования а также восприятия и формирования речи в их соотнесенности с системой языка. Диалектология раздел языкознания изучающий местные территориальные разновидности языка диалекты. Подразделяется на описательную изучающую современные исследователю местные разновидности языка и историческую изучающую развитие диалектов в истории данного...
75231. Выделение языковых типов 44 KB
  Выделение языковых типов это область изучения языков с позиции общей типологии. В частных типологиях изучают языки с точки зрения фонологического звукового состава слогоделения тонового построения синтаксиса типы предложений все возможные свойства языков. Цель лингвистической типологии состоит в системном изучении межъязыкового варьирования. Вместе с тем варьирование предполагает сходство следовательно изучение индивидуальных черт языков языковых уникалий не может осуществляться без изучения языковых универсалий то есть...
75232. Морфологическая классификация языков 40 KB
  Они разделили языки на типы по их строению т. Языки отличаются т. В этом случае выделяют общий изоморфизм все языки мира обладают общими свойствами: звуки гласные согласные. blut – чередование звуков В этом типе языков выделяется понятие подтипа – языки синтетические и аналитические английский.
75234. Типологические исследования языков в XX веке 43 KB
  Речь идет о характерных сввах тех или иных языков и о фонетическом строе и о синтаксическом – это определяется целями исследования. Отличается тем что это единственная лингвистика из области теоретического языкознания направленная на изучение иностранных языков. происходит сравнение языков по уровням фонетич. сопоставляются этапы развития ряда языков очень часто родственных языков.
75236. Семиотика. Типы и свойства знаков 30 KB
  Знаки имеют многочисленные классификации. Общепринятая система знаков: природные естественные знаки– корочка льда; знаки индексы – в библиотечном деле; знаки сигналы – звонок гудок: знаки символы ; языковые знаки. Все знаки можно изменять кроме языковых знаков. коммуникативность наивысшей степенью обладают естественные знаки.
75238. Классификация знаковых систем: примеры различных видов знаковых систем 46 KB
  Система объект в целом включающий в себя элементы их взаимосвязи. При описании такого объекта учитывается не только его внутренняя организация но и функции объекта в целом а так же его взаимоотношения с другими системами. Система совокупность взаимосвязей элементов образующих сложное единство. Семиотика наука о знаковых системах и способах передачи ими различной информации.