34041

Правовой режим земель водного фонда

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

ЗЕМЛИ ВОДНОГО ФОНДА К землям водного фонда относятся: 1 земли занятые водными объектами; 2 земли водоохранных зон водных объектов; 3 земли выделяемые для установления полос отвода и зон охраны водозаборов гидротехнических сооружений и иных водохозяйственных сооружений и объектов. В частномельным MM с использованием воды изъятой из водных не водным а гражданским и иными отрас мьм жизни и деятел ьности е лями законодательства. водных отношении тесно вязаны Р территории Российской CoBOicynHWWSSrLS включению в...

Русский

2013-09-06

48 KB

22 чел.

  •  58. Правовой режим земель водного фонда.
  •  ЗЕМЛИ ВОДНОГО ФОНДА
  •  К землям водного фонда относятся:
  •  1) земли, занятые водными объектами;
  •  2) земли водоохранных зон водных объектов;
  •  3) земли, выделяемые для установления полос отвода и зон охраны водозаборов, гидротехнических сооружений и иных водохозяйственных сооружений и объектов.
  •  Земли водного фонда являются одним из трех видов категории земель, которая именуется «земли лесного фонда, водного фонда и земли
  •  1 Подробнее см.: Комментарий к Лесному кодексу РФ / Под ред. С. А. Боголюбова М.: Норма, 1997. ,
  •  376 , , , . . .
  •  ЗЕМЕЛЬНЫЕ
  •  и ВОДНЫЕ
  •  ОТНОШЕНИЯ
  •  Пппяпок использования и охраны земель водного фонда опреде-ГетсГнГтоГко Земельным кодексом, но и водным законодательством
  •  (ст. 3, Ю2 ЗК РФ). Базовым актом водного законодательства являет-
  •  Ся Водный кодекс РФ 1995 г. Согласно ему воды являются важнейшим компонентом окружающей среды, возобновляемым, ограниченным и уязви-Р Д используются и охраняются как основа проживающих на территории Российской еское социальное, экологическое бла-
  •  c животного и растительного мира.
  •  олучие насел™ Гонодательству водное законодательство взаимо-Подобно лемедааРодног0 права (являющимися составной ча-действует с „норш м«ед« Ч«« гражданским, санитарным, зе-
  •  стью российской ВовВоыМСИфинанс;вьшРзаконодательством. В частно-мельным, M™M™ с использованием воды, изъятой из водных
  •  не водным, а гражданским и иными отрас-
  •  мьм
  •  жизни и деятел ьности
  •  е
  •  лями законодательства. ст 7 Водаого кодекса рф явля.
  •  Объемом водньгхтошении таые воды зе покры.
  •  ется водный объект или его водаого o6beKTa)i рассмат.
  •  тые "ми и сопряжение с ™ р вания
  •  риваются как ел™ь™г„"дсвязань1 с проблемами земельного права). водных отношении тесно вязаны Р территории Российской
  •  CoBOicynHWWSSrLS включению в государственный федерации, ""одньгй фонд. Как и земельный кадастр, госу-водный кадасойТастрД" это свод данных о водных объектах, об
  •  =
  •  заКО"ГТ ™ водньПГошений являются наряду с другими обособ-Объектами водньк отн небольшие по площади и непро-
  •  ленные водные объектыппп;,У не имеющие гидравлической связи с точные «cK«SfflHeo6SI. предельные размеры обо-яхшьоъ определяются земельным законодательством.
  •  П™е обособленного водного объекта является важным для опреде-Понятие ооосоолен . водный объект относится к недвижимо-
  •  ления его "«-fSSoKacMO земельного участка. Если про-му имуществу и /других сделок, которые могут повлечь отчужде-дажа, залог и совершение « обособленные водные объекты
  •  „еобходимости-заключенньши в соответствии
  •  с ними договорами. В Российской Федерации устанавливается государственная собственность на водные объекты, которая может быть федеральной или субъекта Федерации (ст. 24, 34—37 ВК РФ).
  •  Муниципальная и частная собственность допускается только на обособленные водные объекты. Изменение русла реки или иное изменение местоположения водного объекта не влечет изменения формы и вида собственности на водный объект. В муниципальной собственности — городские и сельских поселений, других муниципальных образований — находятся воды, предназначенные для местных, муниципальных нужд; ими управляют органы местного самоуправления (ст. 39, 40 ВК РФ).
  •  В ст. 12 Водного кодекса РФ предусматривается:
  •  собственники, владельцы и пользователи земельных участков, примыкающих к поверхностным водным объектам, могут использовать водные объекты только для своих нужд в той мере, в какой это не нарушает права и законные интересы других лиц;
  •  собственники, владельцы и пользователи земельных участков, примыкающих к поверхностным водным объектам, не должны препятствовать использованию водных объектов и их берегов для организации судоходства и иных нужд, кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
  •  Водопользователь-гражданин может использовать водные объекты для собственных нужд свободно. Для осуществления предпринимательской деятельности гражданин, а также водопользователь — юридическое лицо вправе использовать водные объекты только после получения лицензии. Право на получение лицензии возникает у гражданина с наступлением совершеннолетия, т. е. по достижении им 18 лет, а у юридического лица — с момента его государственной регистрации.
  •  Каждый может пользоваться водными объектами общего пользования и иными водными объектами, если иное не предусмотрено законодательством (публичный водный сервитут). В силу договора права лиц, которым водные объекты предоставлены в долгосрочное или краткосрочное пользование, могут быть ограничены, а также на основании судебного решения, в пользу иных заинтересованных лиц (частный водный сервитут). Водные сервитуты могут устанавливаться в целях забора воды, водопоя и прогона скота, использования водных путей для паромов, лодок, других маломерных плавательных средств.
  •  В п. 2 ст. 102 ЗК РФ перечисляются примерные ЦЕПИ цели использования земель водного фонда. Цели
  •  ВОДОПОЛЬЗОВАНИЯ использования земель водного фонда определяются не только Земельным кодексом РФ, но и Водным кодексом РФ.
  •  Использование водных объектов может осуществляться с изъятием (забор воды) либо без изъятия (сброс, использование в качестве водных путей) земельных и водных ресурсов, предоставляться в пользование для удовлетворения одной или нескольких целей, одному или нескольким водопользователям, с изъятием или без изъятия земельных участков, с ограничением или без ограничения природопользования. Режим охраны окружающей среды и использования земельных участков и водных объектов определяется целями водопользования.
  •  Приоритетным является использование водных объектов для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Пригодность для него поверхностных и подземных вод определяется органами санитарно-эпидемиологического
  •  378
  •  надзора. Отнесение водного объекта к источникам питьевого водоснабжения осуществляется с учетом его надежности и возможности организации зон и округов санитарной охраны. В п. 3 ст. 102 ЗК РФ предусматривается охрана источников водоснабжения. Водоохранные зоны предусматриваются в ст. 97 Земельного кодекса «Земли природоохранного назначения».
  •  Использование подземных вод, пригодных для питья, для иных целей не допускается. В крайнем случае на территории, где отсутствуют поверхностные воды, которые могут быть использованы для хозяйственных целей, или имеются достаточные подземные источники, может быть разрешено в порядке исключения их использование для непитьевых целей: это решают органы исполнительной власти субъектов РФ по согласованию с органами Министерства природных ресурсов РФ.
  •  На случай возникновения чрезвычайных ситуаций осуществляется резервирование источников питьевого водоснабжения на базе защищенных от загрязнения и засорения подземных водных объектов; для них устанавливается специальный режим охраны и контроля в интересах обеспечения населения водой, пригодной для питьевого водоснабжения.
  •  Водоснабжение бывает централизованное и нецентрализованное. В первом случае оно осуществляется организациями, предметом и целями деятельности которых является питьевое и хозяйственно-бытовое водоснабжение и которые имеют соответствующую лицензию (разрешение). При нецентрализованном водоснабжении населения граждане и юридические лица вправе осуществлять забор воды непосредственно из поверхностных и подземных водных объектов в соответствии со ст. 135 Водного кодекса РФ.
  •  Водопользователи, использующие водные объекты для промышленности, энергетики, сельского и лесного хозяйства, обязаны принимать меры по сокращению изъятия и потерь воды, предотвращению загрязнения земель, засорения и истощения водных объектов, обеспечивать сохранение температурного режима.
  •  Гидроэнергетика осуществляет водопользование с учетом интересов других земле- и водопользователей. При этом режим наполнения и сра-ботки водохранилищ соблюдает приоритет питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, потребности рыбного хозяйства на участках рек и водохранилищ, имеющих важное значение для сохранения и воспроизводства рыбных запасов.
  •  Если вследствие изменения естественного уровня водных объектов нанесен ущерб земельным участкам, принадлежащим гражданам и юридическим лицам, виновные в соответствующем наполнении или сработке водохранилища должны его возместить. Для каждого водохранилища, каскада или системы водохранилищ определяются и устанавливаются набор и перечень специальных государственных требований и правил пользования.
  •  Должны приниматься меры по сокращению сбросов воды из мелиоративных систем, предотвращению попадания рыбы в мелиоративную сеть, предупреждению загрязнения земель, грунтовых вод и подъема их уровня. Орошение, в том числе с использованием сточных вод, осушение и другие мелиоративные работы должны осуществляться в комплексе с природоохранными мероприятиями, обеспечивающими охрану земель, защиту вод и водосборных площадей1.
  •  1 Подробнее см.: Комментарий к Федеральному закону «О мелиорации зе мель» / Отв. ред. С. А. Боголюбов, Ю. Г. Жариков. М.: Минсельхозпрод, 1999.
  •  Л tj
  •  379
  •  В случаях стихийных бедствий, аварий, катастроф, а также при превышении установленного в лицензии на водопользование лимита водо-потребления органы исполнительной власти РФ и ее субъектов вправе ограничивать, приостанавливать или запрещать использование водных объектов для промышленности и энергетики.
  •  При необходимости сохранения, воспроизводства и добычи рыбных ресурсов водные объекты или их участки, земли водного фонда могут предоставляться преимущественно для этих целей (после питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения). При этом должны содержаться берега в соответствии с санитарными и экологическими требованиями, осуществляться мероприятия по охране земель, рыбных ресурсов, водных и околоводных животных и растений.
  •  Места обитания диких водоплавающих и околоводных птиц, ценных пушных зверей, отнесенных к объектам охоты, предоставляются в пользование гражданам и юридическим лицам, имеющим лицензию на пользование объектами животного мира в соответствии с Федеральным законом «О животном мире» от 24 апреля 1995 г.1
  •  Поверхностные водные объекты являются водными путями общего пользования. Перечень водных объектов, используемых для судоходства, лесосплава, взлета (посадки) воздушных судов, определяется Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ.
  •  Большинство плавательных транспортных средств является маломерными: их в России насчитывается более одного миллиона с пятью тысячами баз и стоянок. В результате аварий с ними ежегодно гибнут сотни людей, что обусловливает необходимость установления и упорядочения правил охраны жизни людей на воде, правил учета и регистрации маломерных судов и правил пользования водными объектами для плавания на маломерных плавательных средствах.
  •  Такие правила учитывают особенности пользования земельных участков, примыкающих к водным объектам, и утверждены в субъектах Российской Федерации с учетом типовых федеральных правил. Большое внимание уделяется в них организации использования и обеспечению порядка на плавбазах, пляжах, стоянках судов, на земельных участках, прилегающах к местам массового купания.
  •  Лесосплав на судоходных путях без судовой тяги, как и молевой сплав (россыпью), запрещается. Организации лесосплава должны регулярно проводить очистку водных объектов и прибрежных земельных участков и полос от затонувшей древесины.
  •  Использование водных объектов и земель водного фонда для добычи торфа, извлечения затонувшей древесины, прокладки кабеля и трубопроводов, проведения дноуглубительных, взрывных работ, строительства и эксплуатации подводных и надводных сооружений осуществляется на основании лицензии на водопользование.
  •  Массовый отдых, туризм, спорт, любительское рыболовство осуществляются на землях и в местах, устанавливаемых органами местного самоуправления по согласованию со специально уполномоченными государственными органами (МПР, Минздрав РФ и т. п.). Здесь проявляется конкуренция регулирования земель водного фонда и земель рекреационного назначения.
  •  1 СЗ РФ. 1995. № 17. Ст. 1462.
  •  380
  •  Забор воды для обеспечения пожарной безопасности допускается из 1 любых водных объектов, с использованием любых земельных участков § и производится без особого на то разрешения, бесплатно и в количестве, необходимом для ликвидации пожара. Запрещается использовать для иных целей воду из водных объектов, специально предназначенных для обеспечения пожарной безопасности.

Таковы основные цели использования вод, определяющие землепользование вблизи водных объектов, охрану окружающей среды, природных ресурсов и правила ведения хозяйственной деятельности в прибрежных 1, защитных полосах и водоохранных зонах


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

66102. МАТЕРИАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ ПРИЗНАКИ ИНСТИТУТА ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ 81 KB
  Современный институт лицензирования представлен комплексом материальных и процессуальных норм определяющих режим процедуру и саму реализацию лицензирования в России. К группе системообразующих институт лицензирования материально-правовых правовых норм...
66103. НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПОРЯДКА ВОЗМЕЩЕНИЯ УЩЕРБА, ПРИЧИНЕННОГО ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ (ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ УКРАИНЫ) 104 KB
  Важное место в системе правовых норм, регулирующих отношения материальной ответственности за вред, причиненный государству, занимают те, которые определяют порядок его возмещения. Правовое регулирование этих отношений требует повышенного внимания законодателя...
66104. РЕАЛИЗМ ИЛИ ИДЕАЛИЗМ: ЧТО ЛУЧШЕ ОБЪЯСНЯЕТ СОВРЕМЕННЫЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ? 92.5 KB
  Более того даже вопрос о том кого считать акторами международных отношений тоже остается без ответа. Однако любая теория необходима и достойна анализа и изучения уже хотя бы потому что дает возможность более или менее точно понять причинно-следственную связь между событиями в данном случае...
66105. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДА МОСКВЫ 125 KB
  Конституция Российской Федерации, законодательный акт высшей юридической силы, имеющий прямое действие и применяемый на всей территории страны (ст. 15), формирует правовую основу легитимной деятельности местных сообществ, которая осуществляется путем прямого волеизъявления...
66106. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБМЕНА В СФЕРЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ СЕТИ 180 KB
  Интернет-ресурс полноценное средство массовой информации следовательно необходимо решать вопросы налогообложения и контроля над соблюдением законодательства о СМИ. В Америке взят курс на строительство информационной супер-магистрали как технологического средства позволяющего...
66107. МЕСТО ФИНАНСОВОГО ПРАВА В СИСТЕМЕ РОССИЙСКОГО ПРАВА 102.5 KB
  Экономические реформы 1990-х годов привели к серьезным структурным изменениям в финансовой системе государства что предполагает пересмотр системы финансового права и выработку новых подходов к предмету...
66108. НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ СУБЪЕКТОВ РФ, НЕ СВЯЗАННЫЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ 77.5 KB
  При этом мы не будем говорить о доходах от использования государственной собственности субъектов РФ. Важную роль среди всех неналоговых доходов играют доходы от государственной собственности. Со временем его значение в структуре государственных доходов снизилось...
66109. ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ И ФОРМЫ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЖАЛОБЫ В ЕВРОПЕЙСКИЙ СУД ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА 181 KB
  Вряд ли можно найти более значимую и вместе с тем сложную проблему нежели проблема защиты прав и свобод человека и гражданина. В настоящее время граждане Российской Федерации часто обращаются в международные судебные правозащитные органы подавая жалобы на нарушения...
66110. ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ И ПРИНЦИПЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА 154.5 KB
  Когда власти некоторых субъектов Федерации игнорируют ее требования и законные интересы она Федерация вынуждена прибегать к использованию принудительных мер обеспечения государственного экономического и правового единства страны то есть к мерам федерального вмешательства.