34043

Правовой режим земель лесного фонда

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Правовой режим земель лесного фонда. ЗЕМЛИ ЛЕСНОГО ФОНДА К землям лесного фонда согласно ст. 101 Земельного кодекса РФ относятся: 1 лесные земли а земли покрытые лесной растительностью; б не покрытые ею но предназначенные для ее восстановления вырубки гари редины прогалины; 2 предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли просеки дороги болота. Земли лесного фонда занимают больше половины территории России 59.

Русский

2013-09-06

56.5 KB

12 чел.

  •  60. Правовой режим земель лесного фонда.
  •   ЗЕМЛИ ЛЕСНОГО ФОНДА
  •  К землям лесного фонда согласно ст. 101 Земельного кодекса РФ относятся:
  •  1) лесные земли — а) земли, покрытые лесной растительностью; б) не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления (вырубки, гари, редины, прогалины);
  •  2) предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота).
  •  Земли лесного фонда занимают больше половины территории России (59%). Общая площадь— 838 млн га. Правовой режим земель лесного фон- да во многом обусловлен правовым режимом расположенных на них лесов.
  •  В соответствии со ст. 3 Земельного кодекса РФ ЗЕМЕЛЬНЫЕ к отношениям по охране лесов, вод применяет-
  •  И ЛЕСНЫЕ ся соответственно лесное, водное законодатель-
  •  ОТНОШЕНИЯ ство. К земельным отношениям указанное зако-
  •  нодательство применяется, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством.
  •  Базовым актом лесного законодательства является Лесной кодекс Российской Федерации 1997 г. Базируясь на конституционных нормах, Лесной кодекс РФ устанавливает правовые основы рационального использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, повышения их экологического и ресурсного потенциала.
  •  При этом регулирование лесных отношений осуществляется с учетом представлений о лесе как о совокупности лесной растительности, земли, животного мира и других компонентов окружающей природной среды, имеющей важное экологическое, экономическое и социальное значение; нормы лесного права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать лесному законодательству Российской Федерации (ст. 1 ЛК РФ). Такое понимание леса и его отношения к земле сложилось не сразу и имеет длительную историю развития.
  •  Основы лесного законодательства Союза ССР и союзных республик (1977 г.) и принятый вслед Лесной кодекс РСФСР (1978 г.) закрепили исключительную собственность государства на леса и предоставление их только в пользование, «оторвали» регулирование лесных отношений от регулирования земельных, водных и горных отношений, что было изменено Основами лесного законодательства Российской Федерации 1993 г.
  •  Размежевание земельного, лесного и других отраслей права имеет немаловажное значение, при этом согласно Лесному кодексу РФ:
  •  лесное законодательство — регулирует лесные отношения, т. е. распространяется на леса, входящие и не входящие в лесной фонд, и на земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью;
  •  371
  •  I
  •  лесное и земельное законодательство — регулирует отношения в области использования и охраны земель лесного фонда;
  •  гражданское, земельное, водное законодательство, законодательство о растительном мире, соответствующие статьи Лесного кодекса РФ — регулируют отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства древесно-кустарниковой растительности (ст. 5 Лесного кодекса РФ);
  •  гражданское и иное законодательство РФ — регулирует отношения по использованию различных видов лесной продукции.
  •  Земельным и Лесным кодексами устанавливаются параметры и пределы действия административного законодательства, законодательства о животном мире и т. п. В условиях перехода к рыночным отношениям необходимо четко отграничивать разные виды отношений — земельные, лесные, имущественные и другие — друг от друга, обеспечить их законодательное регулирование в интересах рационального земле- и лесопользования, обеспечения прав и свобод человека.
  •  Согласно ст. 129 Гражданского кодекса РФ природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о природных ресурсах.
  •  В связи с указанным пониманием леса, лесного
  •  ПОНЯТИЕ И РЕЖИМ фонда, земель лесного фонда немаловажное ЗЕМЕЛЬ ЛЕСНОГО значение приобретает сопоставление норм Зе-ФОНДА мельного и Лесного кодексов, их взаимодейст-
  •  вие между собой, понимание земель лесного фонда.
  •  Так, согласно Лесному кодексу границы лесного фонда определяются путем отграничения земель лесного фонда от иных земель. Участки лесного фонда должны быть обозначены в натуре с помощью лесохозяйст-венных знаков и (или) указаны в планово-картографических материалах (лесных картах). Включение земель в состав лесного фонда и их изъятие из него осуществляются в соответствии с лесным и земельным законодательством России (ст. 7 и 9 ЛК РФ).
  •  Лесной фонд находится в федеральной собственности. На основании федерального закона может допускаться передача части лесного фонда в собственность субъекта Российской Федерации. Граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать на землях лесного фонда, собирать для собственных нужд плоды, ягоды, орехи, грибы, лекарственные растения, охотиться. Однако это может быть ограничено на основе законодательства субъектов Федерации в интересах пожарной безопасности лесов или ведения ореховопромыслового, лесоплодового либо лесосеменного хозяйства.
  •  Участки лесного фонда предоставляются гражданам и юридическим лицам в соответствии с Лесным кодексом РФ на следующих правах пользования: аренды, безвозмездного пользования, концессии и краткосрочного пользования. Лесопользователи обязаны соблюдать условия договоров, не оставлять недорубов и заготовленной древесины в местах рубок по истечении срока ее вывозки, осуществлять лесовосстановительные мероприятия, соблюдать санитарные правила.
  •  Земли лесного фонда бывают лесными и нелесными (ст. в Л К РФ). К лесным землям относятся земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления (вырубки, гари, погибшие древостой, редины, пустыри, прогалины, площади, занятые питомниками, несомкнувшимися лесными культурами).
  •  372
  •  К нелесным относятся земли, предназначенные для нужд лесного хозяйства (просеки, дороги, сельскохозяйственные угодья), а также иные земли, расположенные в границах лесного фонда (болота, каменистые россыпи и другие неудобные для использования земли).
  •  При переводе лесных земель в нелесные земли возмещаются потери лесного хозяйства на основании п. 6 ст. 58 настоящего Кодекса.
  •  В связи с участившимися случаями изъятия земель лесного фонда Министерство природных ресурсов России направило своим территориальным органам 21 февраля 2001 г. письмо о государственной экологической экспертизе материалов, обосновывающих превод лесных земель в нелесные земли1.
  •  На землях лесного фонда могут осуществляться различные виды лесопользования — заготовка древесины, коры, бересты, новогодних елок, живицы; сенокошение, пастьба скота, размещение ульев и пасек, сбор камыша, опавших листьев; проведение научно-исследовательской работы, культурно-оздоровительных, туристических и спортивных мероприятий.
  •  Лесопользователи вправе получать информацию об участках лесного фонда, передаваемых им в пользование; осуществлять пользование лесным фондом в пределах, установленных договором аренды, безвозмездного пользования, концессии, а также лесорубочного билета, ордера и лесного билета (оформляющих и закрепляющих договоры) возводить на срок лесопользования строения и сооружения, связанные с пользованием лесным фондом и обусловленные в документах (ст. 82 Л К РФ).
  •  Особенности и виды использования участков лесного фонда при осуществлении определенных (одного или нескольких) видов лесопользования определяются федеральными законами, иными нормативными правовыми актами России, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
  •  Учитывая понимание леса как совокупности лесной растительности, земли и других компонентов окружающей природной среды, основные требования к использованию земель лесного фонда совпадают с требованиями к лесопользованию. Основные требования сводятся к следующему:
  •  обеспечение непрерывного, неистощительного, многоцелевого и рационального использования леса для удовлетворения потребностей экономики и населения в древесине и других лесных ресурсах;
  •  сохранение и усиление средообразующих, водоохранных, санитарно-гигиенических, оздоровительных, защитных и иных функций лесов в целях охраны здоровья граждан, улучшения окружающей среды и развития экономики;
  •  установление порядка лесо- и землепользования в зависимости от значения лесов, выполняемых ими функций, местоположения, природных и экономических условий;
  •  платность и соблюдение научно обоснованных норм лесопользования на основе единой технической политики, использования передового опыта;
  •  воспроизводство, улучшение породного состава и качества лесов, повышение их продуктивности, охрана и защита лесов;
  •  сохранение биологического многообразия, объектов историко-культурного и природного наследия;
  •  рациональное использование земель лесного фонда (ст. 79 ЛК РФ).
  •  1 См.: Экологическая экспертиза и ОВОС. 2001. № 3.
  •  373
  •  Многие обязанности лесопользователей при осуществлении ими лесопользования связаны с обязанностями по охране соответствующих земель (ст. 83 ЛК РФ).
  •  В соответствии с экономическим, экологическим
  •  ГРУППЫ ЛЕСОВ и социальным значением лесного фонда, его местоположением и выполняемыми им функциями производятся разделение лесного фонда и земель лесного фонда по группам лесов и разграничение по категориям защитности; в зависимости от этой классификации устанавливается и осуществляется правовой режим земле- и лесопользования.
  •  Выделяются леса первой, второй и третьей групп. Могут быть в лесах указанных групп выделены особо защитные земельные участки с ограниченным режимом — берего- и почвозащитные участки леса, вдоль берегов водоемов, склонов оврагов и балок, опушек лесов на границах с безлесными территориями, места обитания и распространения редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных, растений.
  •  К первой группе относятся леса, основным назначением которых является выполнение защитных функций, и леса особо охраняемых природных территорий. Леса первой группы включают категории защитности:
  •  запретные полосы по берегам рек, озер, водохранилищ, запретные полосы для защиты нерестилищ ценных промысловых рыб; противоэрозион-ные леса, государственные защитные лесные полосы, ленточные боры;
  •  защитные полосы лесов вдоль железнодорожных магистралей, автомобильных дорог федерального, республиканского и областного значения; леса на пустынных, полупустынных, степных, лесостепных, на малолесных горных территориях, имеющие важное значение для защиты окружающей среды;
  •  зеленые зоны поселений, памятники природы, леса государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков;
  •  леса первого и второго поясов зон санитарной охраны источников водоснабжения и округов санитарной охраны курортов;
  •  особо ценные лесные массивы, лесоплодовые насаждения, притунд-ровые леса.
  •  Ко второй группе относятся леса в регионах с высокой плотностью населения и развитой сетью транспортных путей, леса, выполняющие оздоровительные и защитные функции, имеющие ограниченное эксплуатационное значение, а также леса в регионах с недостаточными лесными ресурсами, для сохранения которых требуется ограничение режима пользования.
  •  К третьей группе относятся леса многолесных регионов, имеющие преимущественно эксплуатационное значение, эти леса разделяются на освоенные и резервные.
  •  Отнесение лесов к группам лесов и категориям защитности, а также перевод лесов из одной группы или категории в другую осуществляются на основании материалов лесоустройства и специальных обследований по представлению федерального органа управления лесным хозяйством (ст. 55-60 ЛК РФ).
  •  Актуальным вопросом в настоящее время является перевод лесных земель в нелесные для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом. Ежегодно десятки тысяч гектаров изымаются из земель лесного фонда для строительства дач, коммуникаций, градостроительства, особенно в Московской и Ленинградской областях.
  •  374
  •  Перевод лесных земель в нелесные согласно Лесному кодексу РФ осуществляется: в лесах первой группы — Правительством России; в лесах второй и третьей групп — органом государственной власти субъекта РФ (во всех случаях — по представлению федерального органа управления лесным хозяйством).
  •  С граждан и юридических лиц, в интересах которых осуществляется указанный перевод, взимается плата на основании кадастровой оценки переводимого или изымаемого участка лесного фонда, которая направляется лесхозу на возмещение потерь лесного хозяйства. В Московской области 28 июля 1999 г. принят Закон «О плате за перевод лесных земель в нелесные для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом, и (или) изъятие земель лесного фонда в Московской области» .
  •  Проведение на землях лесного фонда строительных работ, добыча полезных ископаемых, прокладка коммуникаций и выполнение иных работ, не связанных с ведением лесного хозяйства и не требующего перевода лесных земель в нелесные, осуществляются на основании разрешения лесхоза. В разрешении указываются наименование проводимых работ, сроки и условия их выполнения, требования к охране окружающей среды. Если выполнение работ связано с рубкой леса, то лесхоз выписывает лесорубочный билет.
  •  Новым правовым институтом, закрепляемым законодательством России, предоставляющим гражданам значительные полномочия в области земельных отношений, является «древесно-кустар-никовая растительность». Она не входит в лесной фонд, но является объектом лесных отношений. Древесно-кус-тарниковая растительность расположена на:
  •  землях сельскохозяйственного назначения, в том числе землях, предоставленных для садоводства и личного подсобного хозяйства;
  •  землях транспорта (на полосах отводов железнодорожных магистралей и автомобильных дорог);
  •  землях населенных пунктов (поселений), в том числе предоставленных для дачного, жилищного и иного строительства (за исключением городских лесов — они не входят в лесной фонд, охватываются парко- и лесоустройством и используются прежде всего органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления);
  •  землях водного фонда (на полосах отводов каналов);
  •  землях иных категорий (ст. 11 ЛК РФ).
  •  Главное последствие выведения древесно-кустарниковой растительности за скобки лесного фонда отражается на правовом режиме владения, пользования и распоряжения древесно-кустарниковой растительностью: если оборот лесного фонда, купля-продажа, залог и другие сделки, влекущие отчуждение участков лесного фонда, не допускаются, поскольку лесной фонд находится согласно Лесному кодексу РФ в федеральной собственности, то древесно-кустарниковая растительность может переходить от одного лица к другому в порядке, предусмотренном гражданским и земельным законодательством России.
  •  ЗЕМЛИ ПОД ДРЕВЕСНО-КУСТАРНИКОВОЙ РАСТИТЕЛЬНОСТЬЮ
  •  См.: Экологическая экспертиза и ОВОС. 2001. № 3.
  •  375
  •  Если древесно-кустарниковая растительность расположена на земельном участке, находящемся в собственности гражданина или юридического лица, то она принадлежит им на праве собственности со многими вытекающими из этого последствиями. Тем не менее собственник этой растительности обязан соблюдать требования лесного законодательства и законодательства о растительном мире, выполнять обязанности лесопользователей.
  •  Еще важнее то, что древесно-кустарниковая растительность, которая появилась в результате хозяйственной деятельности или естественным образом на земельном участке после передачи его в собственность гражданину или юридическому лицу, является его собственностью, которой он владеет, пользуется и распоряжается по своему усмотрению. Таким образом, со временем и по мере развития частной земельной собственности возрастают масштабы и площади древесно-кустарниковой растительности, распоряжение которой осуществляется свободно (ст. 20, 134—136 ЛК РФ).
  •  На землях сельскохозяйственного назначения древесно-кустарниковая растительность предназначена для защиты от воздействия неблагоприятных природных, антропогенных и техногенных явлений посредством использования почвозащитных и водорегулирующих свойств. Поэтому рубки ухода, реконструкции, обновления, санитарные рубки должны здесь обеспечивать выполнение этих функций.
  •  На землях железнодорожного транспорта древесно-кустарниковая растительность предназначается для защиты магистралей от заносов, предотвращения загрязнения окружающей среды, снижения шумового воздействия транспорта. Государственное управление в области использования, охраны, защиты и воспроизводства указанной древесно-кустарниковой растительности осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, который и определяет порядок проведения рубок здесь и осуществляет государственный контроль (наряду с другими специально уполномоченными государственными органами).

Расположенная на полосах отвода автомобильных дорог и каналов древесно-кустарниковая растительность также имеет свои специфические задачи и режим использования. Государственный контроль за этой растительностью осуществляется органами государственной власти субъектов РФ, федеральным органом управления лесным хозяйством и специально уполномоченным государственным органом в области охраны окружающей среды


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

46676. Метод прогонки 29.52 KB
  Метод прогонки Метод прогонки является частным случаем метода Гаусса и применяется к системам с трехпятидиагональной матрицей см. Предполагается что Метод прогонки состоит из двух этапов: прямой прогонки и обратной прогонки. В силу сказанного основу метода прогонки составляет так называемая прогоночная формула 4.
46677. Занятость населения и рынок труда 30.78 KB
  Занятость населения и рынок труда. Эффективная занятость характеризуется использованием рабочей силы без потерь при котором получается наибольший материальный результат и указывает при каком уровне производительности труда удовлетворяется потребность населения в работе какими путями достигается полная занятость. Рынок труда сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу. Основными субъектами рынка труда являются работодатели и наемные работники.
46678. Международная корпорация в мировой экономике 32.26 KB
  ТНК – это крупные бюрократические корпорации, которые преодолевают риск в пределах корпоративной структуры, держат под контролем огромные денежные потоки, выступают в качестве подрядчиков на государственном уровне, привлекают технологии мирового класса, а также владеют массой закрытой информации.
46679. Стабилизационная политика государства в закрытой экономике 30.73 KB
  Инструменты денежнокредитной политики Банка России: ограничения динамики кредитования; учетная дисконтная политика; операции на открытом рынке; рефинансирование коммерческих банков. Современный коммерческий банк: функции операции роль в экономике. расчетнокассовые операции. Пассивные операции это такие операции банков в результате которых происходит увеличение денежных средств находящихся на пассивных счетах или активнопассивных счетах в части превышения пассивов над активами.
46680. НЭП и его особенности 29.93 KB
  Цель принятия НЭПа была направлена: на преодоление разрухи в стране восстановление экономики; создание фундамента социализма; развитие крупной промышленности; вытеснение и ликвидацию капиталистических элементов; укрепление союза рабочего класса и крестьянства. Вводилось ограничение на прибыль; разрешение наёмного труда аренды земли предприятий; возрождение кредитной системы был воссоздан Госбанк образован целый ряд специализированных банков;...
46683. Матаериалы применяемые для ликвидации зимней скользкости 27.64 KB
  При зимнем содержании автомобильных дорог применяют химический химикофрикционный и фрикционный способы борьбы с зимней скользкостью в соответствии с СТБ 1158. Зимнее содержание искуственных сооружений Искусственные сооружения относятся к опасным участкам дорог поэтому работы по профилактической обработке ликвидации зимней скользкости и снегоочистке на них должны проводиться в первую очередь. Для эффективной организации работ по зимнему содержанию автомобильных дорог необходимо иметь фактические данные о подверженности конкретных участков...