34063

Контроль за использованием и охраной земель: понятие, виды

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Контроль за использованием и охраной земель: понятие виды Новый Земельный кодекс значительно расширил понятие контроля за использованием и охраной земель и дал классификацию его видов посвятив этому самостоятельную главу главу XII. В Земельном кодексе РСФСР 1991 г. хотя соответствующие отношения в нем и были выделены в отдельный раздел раздел X говорилось лишь о государственном контроле за использованием и охраной земель. В Земельном же кодексе Российской Федерации сказано также об иных его видах и кроме того используется обобщенное...

Русский

2013-09-06

35.5 KB

95 чел.

10. Контроль за использованием и охраной земель: понятие, виды

Новый Земельный кодекс значительно расширил понятие контроля за использованием и охраной земель и дал классификацию его видов, посвятив этому самостоятельную главу, главу XII. В Земельном кодексе РСФСР 1991 г., хотя соответствующие отношения в нем и были выделены в отдельный раздел - раздел X, говорилось лишь о государственном контроле за использованием и охраной земель. В Земельном же кодексе Российской Федерации сказано также об иных его видах и, кроме того, используется обобщенное понятие - земельный контроль.

Земельный кодекс РФ не дает определения земельного контроля, а говорит о контроле за соблюдением земельного законодательства, охраной и использованием зе-мель и квалифицирует это как земельный контроль. В литературе уже отмечалось, что такая трактовка земельного контроля не совсем удачна, поскольку из нее "следует, что существуют как бы две самостоятельные формы контроля - за соблюдением законодательства, а также за охраной и использованием земель"1. Следует признать справедливость такого критического замечания. Формы и методы контроля за соблюдением законодательства и контроля за рациональным использованием и охраной земель имеют существенные различия. Отличны друг от друга эти виды контроля и по самой системе органов, их осуществляющих.

Земельный кодекс РФ называет следующие виды земельного контроля: государственный, муниципальный, общественный и производственный.

Государственный земельный контроль, как это явствует из статьи 71 ЗК РФ, осуществляется специально уполномоченными государственными органами. Он представляет собой контроль за соблюдением законодательства в области охраны и использования земель организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их руководителями, должностными лицами, а также гражданами.

Муниципальный земельный контроль установлен над использованием земель на территории муниципального образования. Он возлагается на органы местного самоуправления или уполномоченные ими органы. Такой контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Общественный земельный контроль ведется органами территориального общественного самоуправления, другими общественными организациями (объединениями), гражданами и имеет своим объектом соблюдение установленного порядка подготовки и принятия исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления решений, затрагивающих предусмотренные ЗК РФ права и законные интересы граждан и юридических лиц, а также соблюдение требований использования и охраны земель.

Каков порядок осуществления государственного земельного контроля?

Государственный контроль за использованием и охраной земель в настоящее время возложен на Федеральную службу земельного кадастра России, Министерство природных ресурсов

Российской Федерации, Госсанэпиднадзор Министерства здравоохранения РФ и др.

Порядок осуществления государственного земельного контроля обстоятельно урегулирован Положением о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23 декабря 1993 г.1 В этом Положении определены задачи и функции органов, ведущих государственный земельный контроль, права и обязанности их должностных лиц, осуществляющих государственный земельный контроль, порядок наложения штрафов за нарушения земельного законодательства. Данный нормативный правовой акт в известной мере устарел, однако он сохраняет юридическую силу и регулирует эту важную сферу земельных отношений.

Названные выше государственные органы:

- осуществляют государственный земельный контроль в соответствии со своей компетенцией;

- организуют проверку и экспертизу изменения качественного соотношения земель и функционального зонирования городов и других поселений;

- принимают меры по устранению нарушений земельного законодательства;

- участвуют в подготовке нормативных и законодательных актов, касающихся использования и охраны земель;

- вносят в установленном порядке предложения о консервации деградированных и загрязненных земель, дальнейшее использование которых может привести к угрозе жизни и здоровью человека, чрезвычайным ситуациям, катастрофам, разрушению историко-культурного наследия и природных ландшафтов, негативным экологическим последствиям и загрязнению сельскохозяйственной продукции и водных источников;

- информируют население о состоянии земельного фонда, эффективности его использования и принимаемых мерах по охране земель;

- участвуют в согласовании градостроительной и землеустроительной документации, в работе комиссий по приемке мелиорированных и рекультивированных и других земель, на которых проведены мероприятия по улучшению их качественного состояния, а также объектов, сооружаемых в целях охраны земель. Росземкадастр и его органы на местах осуществляют контроль за:

- соблюдением предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами земельного законодательства, установленного режима использования земельных угодий;

- предоставлением сведений о наличии, состоянии и использовании земельных угодий, а также наличием свободного земельного фонда;

- своевременной рекультивацией нарушенных земель, восстановлением плодородия и других полезных свойств земли, снятием, использованием и сохранением плодородного слоя почвы при проведении работ, связанных с нарушением земель;

- своевременным и качественным выполнением мероприятий по улучшению земель, предотвращению и ликвидации последствий эрозии почвы, засоления, заболачивания, подтопления, загрязнения, опустынивания, иссушения, переуплотнения, захламления, других процессов, вызывающих деградацию земель;

- соблюдением установленных сроков рассмотрения заявлений (ходатайств) граждан о предоставлении им земельных участков;

- установлением и сохранностью межевых знаков;

- своевременным возвратом земель, предоставленных во временное пользование,

Министерство природных ресурсов РФ и его органы на местах осуществляют государственный контроль за:

- выполнением природоохранных требований при отводе земель под все виды хозяйственной деятельности;

- соблюдением экологических норм при разработке новой техники, технологий и материалов для обработки почв, а также при размещении, проектировании, строительстве и эксплуатации предприятий и других объектов;

- предотвращением захламления земель, загрязнения почв сточными водами, пестицидами, минеральными удобрениями, токсичными и радиоактивными веществами;

- соблюдением установленного режима использования земель природоохранного, природно-заповедного и рекреационного назначения;

- осуществлением предусмотренных проектами землеустройства и другими проектами мероприятий по предотвращению и ликвидации процессов, вызывающих деградацию и загрязнение земель, а также по охране почв и рациональному использованию земельных ресурсов;

- достоверностью сведений, используемых при ведении государственного земельного кадастра, осуществлении мониторинга земель и землеустройства;

- соблюдением земельного законодательства в части охраны земель;

- пресечением самовольного занятия земель природоохранного, природно-заповедного и рекреационного назначения;

- выполнением работ по рекультивации нарушенных земель;

- выполнением мероприятий по предотвращению порчи и уничтожения плодородного слоя почвы, деградации земель и по консервации выведенных из оборота сельскохозяйственных угодий и загрязненных земель.

Органы санитарно-эпидемиологического надзора Министерства здравоохранения Российской Федерации осуществляют государственный контроль за:

- соблюдением санитарного законодательства при использовании земельных участков, установлении охранных, санитарно-защитных, оздоровительных и рекреационных зон, при проектировании и эксплуатации предприятий, объектов по использованию, переработке и захоронению радиоактивных, токсичных материалов и отходов производства;

- предотвращением загрязнения земель возбудителями паразитарных и инфекционных заболеваний.