34067

Оборотоспособность земельных участков

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Земельные участки изъятые из оборота не могут предоставляться в частную собственность а также быть объектами сделок предусмотренных гражданским законодательством. К ним относятся земельные участки занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами:1 государственными природными заповедниками и национальными парками;2 зданиями строениями и сооружениями в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации другие войска воинские формирования и органы;3 зданиями строениями и...

Русский

2013-09-06

41 KB

22 чел.

14. Оборотоспособность земельных участков.

Земельное законодательство регулирует оборот земельных участков тремя различными способами.
Во-первых, ограничение оборота земельных участков по объекту. В статье 27 ЗК РФ содержится перечень изъятых из оборота и ограниченных в обороте земельных участков.
Земельные участки, изъятые из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. К ним относятся земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами:
1) государственными природными заповедниками и национальными парками;
2) зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы;
3) зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды;
4) объектами организаций Федеральной службы безопасности;
5) объектами организаций федеральных органов государственной охраны;
6) объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ;
7) объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования;
8) объектами учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний;
9) воинскими и гражданскими захоронениями;
10) инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации.
Земельные участки, ограниченные в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. К ним относятся находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки:
1) в пределах особо охраняемых природных территорий;
2) из состава земель лесного фонда;
3) в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности;
4) занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;
5) предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд;
6) в границах закрытых административно-территориальных образований;
7) предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров;
8) предоставленные для нужд связи;
9) занятые объектами космической инфраструктуры;
10) расположенные под объектами гидротехнических сооружений;
11) предоставленные для производства ядовитых веществ, наркотических средств;
12) загрязненные опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшиеся биогенному загрязнению, иные подвергшиеся деградации земли;
13) расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд;
14) в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Во-вторых, ограничение оборота по субъектам. Иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные юридические лица и совместные предприятия, доля иностранного капитала в которых превышает 50%, не могут быть собственниками земель:
- сельскохозяйственного назначения;
- особо охраняемых природных территорий;
- приграничных территорий, перечень которых устанавливается указом Президента РФ.
Следовательно, сделки, направленные на приобретение в собственность указанных земельных участков, запрещены.
В-третьих, установление особого порядка совершения сделки. В соответствии с п. 2 ст. 8 Закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" продавец земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения обязан известить в письменной форме высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления о намерении продать земельный участок с указанием цены, размера, местоположения земельногоучастка и срока, до истечения которого должен быть осуществлен взаимный расчет. То есть субъект Федерации или орган местного самоуправления приобретает преимущественное право покупки земельного участка сельскохозяйственного назначения.
2. Под сделками понимаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. В зависимости от числа участников сделки они могут быть двусторонними (или многосторонними) и односторонними. В односторонней сделке выражается воля одного лица или одной стороны (например, завещание). Двух- и многосторонние сделки называются договорами. Для заключения договора необходимо выражение согласованной воли двух и более сторон. Общие требования к совершению гражданско-правовых сделок с землей содержатся в главе 9 Гражданского кодекса РФ.
3. Сделки с земельными участками совершаются в письменной форме. Единственным исключением является аренда на срок до одного года, заключение которой Гражданский кодекс РФ допускает в устной форме.
Так как предметом договора может быть только индивидуально определенное имущество, к договору в обязательном порядке прилагается кадастровый паспорт земельного участка. Отсутствие паспорта влечет признание сделки недействительной.
Нотариальное удостоверение сделок с земельными участками на сегодняшний день является обязательным для ипотеки, ренты и завещания (за исключением завещаний в чрезвычайных обстоятельствах, которые составляются в простой письменной форме).
Иные сделки также могут быть удостоверены нотариусом по желанию сторон.
Все сделки с землей подлежат обязательной государственной регистрации. До введения в действие Закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", т.е. до 1 февраля 1998 г., учет сделок с землей находился в ведении райкомземов, а учетные записи вносились в Поземельную книгу.
С 1 марта 2009 г. государственная регистрация сделок с землей осуществляется территориальными органами Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии. Данные о совершении сделок вносятся в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество исделок с ним.

Специальные правила, касающиеся оборотоспособ-

ности, установлены в ГК в отношении земли и других

природных ресурсов. Эти объекты могут отчуждаться или

переходить от одного лица к другому иными способами

в той мере, в какой их оборот допускается законами о зем-

ле и других природных ресурсах. Совершение сделок

с земельными участками регулируется гражданским за-

конодательством с учетом земельного, лесного, приро-

доохранительного, иного специального законодатель-

ства (п. 1 Указа Президента РФ от 27 октября 1993 г.

«О регулировании земельных отношений и развитии аг-

рарной реформы в России»). Общие положения регули-

рования оборота земельных участков определяются

в гражданском законодательстве, а особенности - в зе-

мельном законодательстве.

Пункт 1 ст. 27 ЗК предусматривает, что оборот зе-

мельных участков осуществляется в соответствии Vс гражданским законодательством и ЗК. В то же вре-

мя в ЗК есть специальные нормы, отражающие осо-

бенности заключения, например, договоров купли-

продажи, аренды земельных участков.

Все земельные участки, в отношении которых су-

ществуют ограничения оборота, ЗК делит на два вида:

1) земли, изъятые из оборота, которые не могут при-

ватизироваться и быть объектами гражданско-пра-

вовых сделок;

2)земли, ограниченные в обороте, которые также не

передаются в частную собственность, однако воз-

можны исключения из этого правила, которые мо-

гут быть установлены федеральными законами.

Кроме того, они могут являться предметом граж-

данско-правовых сделок на основе действующего

законодательства.

Из оборота изъяты земельные участки, на которых

расположены различные объекты, находящиеся в феде-

ральной собственности, например полностью изъяты из

оборота земли государственных природных заповед-

ников, земельные участки, на которых находятся зда-

ния и сооружения Вооруженных Сил РФ и др.

К землям, ограниченным в обороте, относятся зе-

мельные участки, находящиеся в государственной или

муниципальной собственности, перечень которых

содержится в п. 5 ст. 27 ЗК РФ, например земли лес-

ного фонда, земли водного фонда, занятые находя-

щимися в государственной или муниципальной соб-

ственности водными объектами и т. д.

Оборот земель сельскохозяйственного назначения

регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 г.

«Об обороте земель сельскохозяйственного назна-

чения».