34079

Понятие и общая характеристика земельного процесса

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Понятие и общая характеристика земельного процесса. Каждому разделу материальноправовых норм земельного права соответствуют процессуальные земельноправовые нормы. Установлен порядок возбуждения дела о предоставлении земельного участка определены органы и сроки рассмотрения ходатайства порядок подготовки документации об изъятии и предоставлении участка форма и содержание принятого решения права и обязанности сторон при рассмотрении вопроса и др. Виды земельного процесса Основания классификации земельного процесса Каждой...

Русский

2013-09-06

54.5 KB

55 чел.

25. Понятие и общая характеристика земельного процесса.

Процесс (от лат. processus — продвижение) представляет собой совокупность последовательных действий, направленных на достижение чего-либо.

   Земельный процесс как правовое явление охватывает правоприменительную деятельность государственных органов исполнительной власти всех уровней и органов местного самоуправления, заключающуюся в решении конкретных задач земельно-правового регулирования, и сопровождается определенной процессуальной формой.

   Каждому разделу материально-правовых норм земельного права соответствуют процессуальные земельно-правовые нормы. Отсутствие у материальных земельно-правовых норм обеспечительных процессуальных норм оставляет первые пустой декларацией.

   Отношения материального права возникают по поводу самого объекта земельных отношений. Основная функция материальной нормы — прямая регламентация поведения граждан, их коллективов, органов государства.

   Земельно-процессуальные нормы служат необходимым условием действия на практике материальных земельно-правовых норм. Процессуальная норма способствует реализации норм материального права, соблюдению законности при осуществлении организациями и лицами своих прав и обязанностей.

   Процессуальная норма представляет собой установленное или санкционированное государством общеобязательное правило поведения государственных органов и их организаций, а также граждан при участии их в процедуре, имеющей целью достижение определенного правового результата, или применение норм материального права.

   Предоставление и изъятие земельных участков совершается в определенном процессуальном порядке, который определен в земельно-правовых нормах. Установлен порядок возбуждения дела о предоставлении земельного участка, определены органы и сроки рассмотрения ходатайства, порядок подготовки документации об изъятии и предоставлении участка, форма и содержание принятого решения, права и обязанности сторон при рассмотрении вопроса и др.

   Соотношение материальных и процессуальных норм, в земельном праве выражается в следующем:

◊ процессуальные нормы являются производными от материальных;

◊ материальные и процессуальные нормы имеют один объект регулирования — отношения по поводу земли, хотя есть и различия;

◊ земельно-процессуальные отношения отличаются от материальных тем, что первые связаны непосредственно с порядком организации деятельности органов по применению материальных норм земельного права.

 

2. Виды земельного процесса

Основания классификации земельного процесса

   Каждой материальной земельно-правовой норме соответствует процессуальная земельно-правовая и иная норма. Например, предоставление земельного участка (реализация права на него, предусмотренного материальной земельно-правовой нормой) осуществляется по определенной процедуре: подача заявки, рассмотрение заявки, принятие решения, реализация решения на практике, обжалование решения заинтересованными лицами и т.п.

   Разделение земельного процесса на виды осуществляется в зависимости от вида земельно-процессуальных норм.

   Материальные земельно-правовые нормы в правовой науке классифицируются на регулятивные и охранительные, таким же образом можно классифицировать процессуальные нормы.

   К числу регулятивных земельно-процессуальных норм, а значит и к регулятивному виду земельного процесса, следует отнести те, которые регулируют применение материальных земельно-правовых норм с диспозициями, не имеющими охранительного характера, например перевод земель из одного вида угодья в другое; стимулирование землепользователей к повышению плодородия почв и мелиорации используемых земельных угодий; организация и проведение землеустроительных действий и т.п.

   К числу охранительных земельно-процессуальных норм можно отнести те, которые регулируют применение материальных земельно-правовых норм, содержащих санкции за нарушение или направленные на пресечение нарушений и восстановление нарушенных земельных отношений (возмещение убытков, причиненных нарушением земельного законодательства; отмена незаконных решений по земельным вопросам; изъятие самовольно занятых земельных участков и др.).

Виды земельного процесса

   Регулятивные земельно-процессуальные нормы и виды земельного процесса можно классифицировать по следующим основным направлениям.

   1. Нормы, регулирующие порядок ведения земельного учета, земельного кадастра.

   2. Нормы, регулирующие порядок планирования и программирования использования земель. Определяющие компетенцию федеральных, государственных и муниципальных органов в данной сфере; порядок составления планов и программ по использованию и охране земель; порядок принятия и исполнения их, отчета и отчетности органов, ответственных за реализацию этих планов и программ.

   3. Нормы, регулирующие отношения по предоставлению и изъятиюземель (распределению и перераспределению земельных участков).

   Данная группа земельно-процессуальных норм подразделяется на группы:

  а) нормы, регулирующие порядок предоставления земельных участков, которые в свою очередь можно подразделить на:

÷ нормы, регулирующие административный порядок предоставления, когда местная администрация в соответствии с установленной процедурой передает лицу, физическому или юридическому, земельный участок в собственность, аренду или на ином титуле использования земли;

÷ нормы, регулирующие гражданский порядок предоставления земли, когда земельные участки продаются физическими и юридическими лицами друг другу или сдаются в аренду и субаренду по соответствующим договорам, регистрируемым в местной администрации;

  б) нормы, регулирующие изъятие земельных участков, осуществляемое по основаниям, определенным в законе;

  в) нормы, регулирующие изменение правового режима земель в связи с генеральными планами поселений и их изменением в установленном порядке.

   4. Нормы, регулирующие правовое обеспечение использованияземель, выражающиеся в применении установленных агротехнической, эколого-правовых и иных норм при хозяйственной эксплуатации земельных участков.

   5. Нормы, регулирующие порядок осуществления государственного контроля за использованием земель. В данной группе норм содержатся не только регулятивные, но и охранительные процессуальные нормы, земельного и других отраслей права.

   6. Нормы, регулирующие охранительную государственную функцию в отношении использования и охраны земель. Несмотря на преимущественно охранительный характер норм данной группы, в ней содержатся и регулятивные нормы. Например, нормы, регулирующие порядок обращения в суд и арбитражный суд за защитой нарушенных прав, больше тяготеют к регулятивной, чем к охранительной природе.

Охранительные земельно-процессуальные нормы можно подразделить на нормы, регулирующие применение наказаний (КоАП РФ, УПК РФ) и регулирующие порядок разрешения земельных споров (ГПК РФ, АПК РФ).

 

3. Структура земельного процесса

Понятие и виды земельного процесса

   Земельно-процессуальным нормами, составляющими самостоятельные институты земельного права, регулируются общественные отношения, возникающие в ходе определенного вида производства или процесса.

   В земельном праве можно выделить следующие виды производства (земельного процесса):

» о предоставлении земельного участка;

» об изъятии земельного участка;

» землеустроительное производство. Его можно рассматривать в качестве составной части производства по делам о предоставлении и изъятии земельного участка;

» по разрешению земельных споров;

» по осуществлению государственного контроля за рациональным использованием и охраной земель.

Предоставление и изъятие земель 

   Предоставление земель осуществляется в форме землеотводного процесса. Изъятие земель — в форме процесса по изъятию. Эти процессы состоят из ряда стадий, последовательность проведения которых определена в законе.

   Землеотводный процесс включает следующие стадии:

  1. утверждение акта о предварительном согласовании места размещения объекта;

  2. проведение проектных изыскательских работ;

  3. принятие постановления о предоставлении земельного участка;

  4. установление границ земельного участка на местности и составление его плана или чертежа;

  5. государственная регистрация и выдача документов, удостоверяющих право на землю.

   Таким образом, предоставление земель — это правовой землеотводный процесс наделения субъектов права пользования землей определенными правами и гарантиями.

   Необходимо различать действия по предоставлению земли в собственность, владение, пользование или аренду от оснований возникновения права собственности, землепользования, землевладения, включающего сложный фактический состав:

 решение о предоставлении земли в собственность, владение, пользование или аренду, а также в субаренду и сервитут;

 отвод земли в натуре;

 юридическое оформление этого права.

   Для возникновения права пользования землей необходимо наличие указанных трех юридических фактов. Если хотя бы один из них отсутствует, то указанные права не могут считаться возникшими.

   В некоторых случаях необходимым условием для возникновения права пользования землей помимо указанных трех юридических факторов является также заключение социального соглашения (именуемого актом или договором о предоставлении в пользование земельного участка) между органом, отводящим землю, и будущим субъектом права. При этом в сложный фактический состав, порождающий это право, входят не только названные выше юридические факты, но и заключение указанного выше соглашения и выдача землепользователям специальных документов, оформляющих их права, и государственная регистрация земельных участков.

   Иногда эти документы были в виде двусторонних письменных соглашений, заключаемых между органами, предоставившими в пользование земельные участки, и землепользователями. В большинстве случаев они назывались актами о предоставлении в пользование земельных участков. Иногда эти соглашения получали название договоров.

   Юридическое значение всех перечисленных видов документов заключается в том, что они являются основными и наиболее бесспорными доказательствами наличия у их держателей права собственности, владения, пользования или аренды земельных участков.

   Наряду с предоставлением в собственность, земля предоставляется в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение, во временное пользование, в аренду.

Землеустроительное производство 

   Землеустройство — это правовой процесс, в соответствии с которым собственники и другие землепользователи наделяются определенными материальными и процессуальными правами.

   Землеустроительный процесс делится на стадии. Стадии землеустроительных работ — это определенная группа землеустроительно-процессуальных действий по каждому виду землеустройства.

   Землеустроительный процесс состоит из следующих стадий:

  1. подготовительные работы к составлению землеустроительного процесса;

  2. разработка прогнозов, схем, проектов землеустройства;

  3. рассмотрение и утверждение проектной документации;

  4. перенесение проекта в натуру (на местность);

  5. оформление и выдача землеустроительных материалов и документов;

 6. осуществление авторского надзора за выполнением землеустройства собственниками земли, землевладельцами, землепользователями и арендаторами;

  7. государственная экспертиза землеустроительной документации (ст. 6 указ ФЗ).

Производство по разрешению земельных споров

   Земельные споры порой очень трудно отличить от гражданских споров, объектом которых является имущество. Согласно ГК РФ земля стала недвижимостью и, как любое имущество, активно участвует в гражданском обороте. В зависимости от вида земельного спора, где речь идет о земле как объекте права собственности или когда спор касается порядка пользования земельным участком, применяются как гражданско-процессуальные, так и земельно-процессуальные нормы.

   Важная отличительная особенность гражданских споров заключается в том, что они разрешаются только судами (или в арбитраже), в то время как некоторые земельные споры могут быть разрешены в административном порядке.

Производство по осуществлению государственного контроля за охраной земель 

   В соответствии с Положением о государственном земельном контроле в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 19.11.2002 № 833, этот контроль осуществляется органами местного самоуправления и администрациями, а также специально уполномоченными на то государственными органами в соответствии с действующим законодательством.

   Задачей государственного контроля является обеспечение соблюдения всеми землепользователями требований земельного законодательства в целях эффективного использования и охраны земель.

   Специально уполномоченные государственные органы:

  = осуществляют контроль за использованием и охраной земель в соответствии со своей компетенцией;

  = организуют проверку и экспертизу изменения качественного состояния земель;

  = принимают меры по устранению нарушений земельного законодательства;

  = вносят в установленном порядке предложения о консервации деградированных и загрязненных земель, дальнейшее использование которых может привести к негативным экологическим последствиям и загрязнению сельскохозяйственной продукции;

  = информируют население о состоянии земельного фонда и принимаемых мерах по охране земель;

  = участвуют в работе комиссии по приемке мелиоративных, рекультивируемых и других земель, на которых проведены мероприятия по улучшению их качественного состояния, а также объектов, сооруженных в целях охраны земель.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

30427. Форма правления и государственный режим в Италии. Формирование и взаимодействие высших государственных органов 15.72 KB
  Италия это классическая парламентарная республика. Правительство несет политическую ответственность перед обеими палатами парламента причем в условиях отсутствия в нем устойчивого партийного большинства обусловленного многопартийностью такая ответственность имеет вполне реальный действенный характер. Наглядным проявлением этого служат частые отставки правительства представляющие собой яркое доказательство существования в стране государственного режима парламентаризма. Двухпалатная структура итальянского Парламента...
30428. Политико-территориальное устройство Италии, организация региональной и местной власти 15.31 KB
  В обязательном порядке каждая область имеет областной совет джунту и ее председателя. Областной совет осуществляет законодательную и регламентарную власть принадлежащую области и другие функции; областная джунта исполнительный орган области; председатель джунты выполняет функции представительского и исполнительного характера. Провинции и коммуны в обязательном порядке должны иметь следующие органы: совет джунту как исполнительный орган власти главу исполнительной власти мэра в коммунах и председателя в провинциях. Таким образом в...
30429. Особенности конституционного законодательства и правоприменения в Китае 16.52 KB
  В Китайской Народной Республике провозглашенной 1 октября 1949 года конституции принимались 4 раза в 1954 г. Важнейшей особенностью конституции Китая является то что по форме и по содержанию это типичная социалистическая конституция. Особого внимания заслуживает Введение к конституции. Если преамбула короткая торжественная вводная часть конституции которая обосновывает ее принятие и декларирует основные принципы то введение это небольшой рассказ объемом в 12 книжные страницы об историческом пути...
30430. Организация центральной власти в Китае 16.31 KB
  Соответственно выборы в КНР многоступенчатые и непрямые : народ непосредственно избирает депутатов местных собраний народных представителей; местные собрания народных представителей избирают депутатов провинциальных собраний народных представителей собраний народных представителей автономных районов и городов центрального подчинения; провинциальные собрания народных представителей избирают депутатов Всекитайского собрания народных представителей ВСНП. Всекитайского собрания народных представителей ВСНП...
30431. Политико-территориальное устройство и организация местной власти в Китае 17.23 KB
  наименовании принимается вышестоящим собранием народных представителей совместно с соответствующими местными органами и утверждается Государственным советом КНР. Такое положение принимает собрание народных представителей соответствующего автономного образования. Но оно нуждается в утверждении постоянного комитета вышестоящего собрания народных представителей. Это собрания народных представителей их постоянные комитеты и народные правительства.
30432. Конституционное устройство острова Тайвань (Китай) 16.3 KB
  Оно не представляет собой постоянно действующий орган а избирается и собирается в каждом случае в течение шести месяцев после принятия Законодательной палатой решения о необходимости конституционной реформы или изменения территории страны либо в течение трех месяцев после решения Законодательной палаты о необходимости отрешить от должности Президента или Вицепрезидента. Досрочная вакансия должности Вицепрезидента замещается на оставшийся срок по предложению Президента решением Законодательной палаты. В случае одновременной вакантности...
30433. Форма правления и государственный режим в Польше, формирование и взаимодействие высших государственных органов 16.28 KB
  Сейм осуществляет контроль за деятельностью Совета Министров и объеме определенном предписаниями Конституции и законов. Совет Кабинета образуется Советом Министров заседающим под председательством Президента Республики. Совету Кабинета не принадлежат полномочия Совета Министров. Совет Министров проводит внутреннюю и внешнюю политику Польской Республики.
30434. Политико-территориальное устройство и организация местной власти в Польше 14.99 KB
  Основной единицей территориального самоуправления является община.Иные единицы регионального или местного и регионального самоуправления определяет закон. Община выполняет все задачи территориального самоуправления не закрепленные за иными единицами территориального самоуправления.Единицы территориального самоуправления являются юридическими лицами.
30435. Особенности конституционного права Бразилии 15.69 KB
  Конституция 1988 г. Композиционно Конституция 1988 г. Помимо упомянутых в общем ставших традиционными в акте встречаются совершенно исключительные права и свободы не получившие еще отражения в конституциях стран Европы. Конституция 1988 г.